Проводка

Стиль ампир в архитектуре 19 века. Ампирский стиль как основоположник прекрасной моды

Стиль ампир в архитектуре 19 века. Ампирский стиль как основоположник прекрасной моды
6327 12.03.2019 7 мин.

“Ампир” в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришел . Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.

Особенности

Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.

В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.

История возникновения

В мире

Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом , который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.

Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.

Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:

  • Пьер Фонтен.
  • Шарль Персье.

В России

Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.

Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора.

Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:

  • Московское.
  • Петербургское.

Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.

Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:

  • Андрей Воронихин.
  • Доменико Жилярди.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность:

  • Феодосий Щедрин.
  • Иван Матрос.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Михайловский дворец, Карл Иванович Росси

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе , образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и .

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.

Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

Интерьер

Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:

  • Строгие линии.
  • Торжественность форм.
  • Парадность композиций.

Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.

К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:

  • Знаки легионеров, на которых изображены орлы.
  • Стрелы, собранные в пучках.
  • Связки копий, щиты с рельефами.
  • Топоры.

Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.

Мебель

Мебель в стиле ампир характеризуется, как в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в .

Ампирная мода

Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новый .

Особенности стиля в одежде

Законодательницами женской моды в Париже были:

  • Жозефина Богарне.
  • Тереза Тальен.
  • Мадмуазель Ланж.

Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».

Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.

После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.

В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.

Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.

Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.

Под наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.

Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).

Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.

Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).

Обувь шили на плоской подошве, в форме “лодочки” с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.

Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.

Особенности стиля в прическах

В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.

Выводы

Ампир стал переходным этапом от ренессансной к эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.

Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.

ВВЕДЕНИЕ

Исторические стили при создании интерьера ресторана с точки зрения глубины и достоверности могут быть использованы по-разному:

1) точное и глубокое использование стиля, не допускающее никакой исторической неточности, отступлений от традиций и правил;

2) менее глубокое использование стиля, допускающее творческую интерпретацию, которая выражается в гармоничном вписывании в любой другой интерьер сочетания некоторых архитектурных элементов и типичных деталей данного стиля. Таким образом, это уже не стиль, а своеобразная художественная стилизация;

3) использование лишь отдельных аксессуаров или элементов декора, акцентирующих внимание и вызывающих ассоциации именно с этим стилем, влияющих на общее впечатление, производимое интерьером.

В данной работе мы рассмотрим историческое происхождение стиля «Ампир».

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТИЛЯ «АМПИР»

стиль ампир интерьер

Ампир, или «Стиль империи» (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815).

Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима - высшая стадия искусства греческих Афин.

Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж.-Л. Давиду.

Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого - идеалы свободы римской республики.

Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».

В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.

Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».

Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. оссианизм).

После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.

Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что, еще в период древнеримской империи, произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города.

В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.

Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской.

С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники -- бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.

В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.

Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира -- яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах -- круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне (рис. 211, 216, 217).

Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича... так под влиянием раннее романтических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».

Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).

Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.

И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».

Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.

Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830--1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира - неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему -- золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.

Сегодня этот стиль выбирают сибариты (по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью -- праздный, избалованный роскошью и удовольствиями человек; человек, любящий роскошь и удовольствия.), любители блеска и пышности. Дом или квартира в стиле ампир -- зеркало высокого дохода владельца, свидетельство достатка и приверженности традициям.

Сущность этого стиля выражена уже в его названии -- это монументальность, красота и роскошь.

Основные черты ампира -- геометричность, тяжеловесность, четкость форм, замысловатость отделки, изысканность декора. В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия.

Ампир -- монументален. Его характерные конструкции -- массивные, устойчивые, прямоугольные и арочные. В декоре используются античные архитектурные формы -- консоли, фризы, карнизы.

Ампир приемлет лишь дорогие природные материалы -- мрамор, цветные породы дерева, шелк, золото -- именно они придают гармонию этому стилю.

Полы покрывают дорогим паркетом.

Потолки окрашивают в белый цвет и расписываются, либо отделываются по углам декором или кессонами.

Исторически стены обтягивались шелком, драпированным на манер античных одежд, в современном варианте вполне подойдут дорогие виниловые обои со строгим рисунком. Удачным решением при оформлении стен будет использование медальонов в форме овала или ромба и обильно декорированные бордюры.

Окна в стиле ампир -- прямоугольные, устремленные вверх -- оформляются французскими шторами.

Двери в стиле ампир -- филенчатые, прямоугольные, с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

Для дизайна интерьера в стиле ампир характерны яркие, насыщенные цвета, Основными цветами стиля являются -- красный, синий, золотой, белый.

Часто используются цветовые контрасты -- красный цвет дополняется зеленым или черным, синий -- ярко-желтым. Возможно использование розового, пурпурного с золотым оттенком и фиолетового цвета.

В декоре преобладают такие орнаменты как скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, лавровые венки.

Цветовые решения стиля придают ему эффект парадного великолепия и театрального пафоса.

Одну из решающих ролей в создании стиля ампир играет освещение.

Широкие окна, большое количество зеркал в тонких рамках, величественные хрустальные люстры визуально расширяют пространство и создают атмосферу великосветского бала.

В интерьере ампир наиболее востребованы многорожковые светильники -- мраморные плафоны, изысканный металлический или бронзовый корпус, множество изящных хрустальных подвесок, создающий красочные блики.

Блеск и сияние, плавность форм и линий сделают помещение поистине великолепным.

Стиль ампир требует использования дорогостоящих натуральных тканей -- парчи, шелка, льна и др.

Для штор -- используют отделку бахромой и кистями.

Ткани украшают золотым шитьем -- классической наполеоновской пчелкой, арфой, лилией, кубками, лавром -- классическими символами королевской власти.

Мебель в стиле ампир -- массивная, роскошная, четкая. Предпочтение отдается прямоугольным, приземистым формам.

Мебель может быть как из красного дерева, так и из ореха или карельской березы. В качестве декоративных элементов используются бронзовые или позолоченные накладки с изображениями скрещенных мечей и копий, щитов и шлемов, лавровых венков.

Наиболее уместными в интерьере будут круглые столы, стулья со спинками в виде лиры, книжные шкафы с решетками, открытые серванты, круглые подставки для цветов, секретеры, табуреты с декоративными ножками, напоминающими колонны.

Мебель в стиле ампир расставляется симметрично. Массивные предметы в центре -- величественный шкаф, массивный сервант или монументальные часы завершат композицию.

Центральное место в ампире занимают детали -- сувениры из дальних стран, шкатулки, статуэтки, старинные вещи, наборы столовой посуды.

Аксессуаров не должно быть слишком много, они должны сочетаться по цвету с мебелью и гармонировать с общей идеей пространства. Предпочтительные материалы -- хрусталь, мрамор, дерево, глина. Оттенки -- черный, темно-зеленый или коричневый.

Важным элементом стиля являются также напольные часы. Выполняют их из тех же пород дерева, что и двери и оконные рамы, оформляют -- резьбой или инкрустацией.

Ампир -- это классика, а классика -- вечна. Ампир -- это богатство и роскошь, в этом интерьере легко почувствовать себя императором. Ампир -- это яркий, волшебный праздник -- он позволит Вам ежедневно ощущать атмосферу балов и светских приемов.

Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной. Особенно характерно проявление символики с военной тематикой (военные эмблемы, орнамент мечей, щитов, головных уборов). Присутствие во всем пафоса; проявление в формах лап животных - грифоны, львы, сфинксы.

Пол отделан паркетом; по краям и углам светлых потолков расположены декоративные элементы; стены драпируются тканями. Элементы золотятся. Ткань, особенно вощеный ситец, часто преобладает. Мебель удобная и мягкая и аксессуары везде - книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Для основательных и консервативных людей.

Ампир (поздний классицизм) — это архитектурный стиль, органично соединивший в себе римскую классику с египетскими мотивами. В переводе на русский ампир означает «империя, командование, власть». Стиль сформировался во Франции в начале XIX века.

Архитектура ампира не использует понятие национального варианта. Именно по этой причине под термином «ампир» подразумевают исключительно искусство Франции начала XIX столетия.

Истоки и судьба ампира в Европе

Стиль непримирим к народным традициям. На-полеон Бонапарт считал искусство средством укрепления власти и прославления подвигов своего великого войска. Ампир был в свое время выражением притязаний Наполеона на мировое господство, а поэтому насиль-ственно насаждался на завоеванных тер-риториях. Однако побежденные страны не принимали новый стиль, создавая оппози-ционное направление — бидермайер.

Един-ственной страной, принявшей ампир, стала Россия. Таким образом, европейский ампир был представлен в двух вариантах: французском и русском. В середине XIX века стиль теряет свои позиции, уступая место разнообразным эклектичным течениям, что свидетельствовало об упадке классицизма.

Характерные черты французского акмпира

Для стиля характерны геометрическая правильность, пропор-циональность, целостность и монументальность. Ампир в архи-тектуре представлен в основном триумфальными ар-ками, колоннами и дворцами.

Фасады и интерьер зданий часто деко-рируются военной ат-рибутикой: доспехами, ге-ральдическими орлами, венками. Так, например, спальня Жозефины при Мальмезонском дворце была сделана в виде походной палатки. Интерьеры дворцов украшались живописью, росписью, рельефами, бронзой и вазами. Ме-бель из темного дерева с бронзовой золоченой отделкой выглядела очень богато. В орнаментах преобладали растительные формы и фантас-тические мотивы.

Стиль ампир наиболее ярко представлен интерьерами рези-денций императоров — Лувра, Фонтенбло, Мальмезона.

Ампир отдает предпочтение прямым линиям и мас-сивным геометрическим объемам. Независимо от назначения, зда-ниям придают античную форму. Излюбленной формой становится Триумфальная арка.

Закономерности и парадоксы

Ампир, являясь поздним периодом развития клас-сицизма, коренным образом отличается от него. Он отражает вы-рождение клас-сицистических форм, продолжая в то же время его традиции. В ампире находят и черты романтизма. Если классициз-му присущи мягкие тона, то ампир предпочитает пестрые цвета флага Бонапарта: си-ний, белый и красный.

Смешение элементов ис-кусств Древнего Рима и Егип-та не делает ампир эк-лектичным стилем. Возмож-но, это связано с тем, что архи-тектура древних римлян не была лишена в свое время египетской экзотики. Ампир продолжает обращение к прошлому, к истории, возрождая прежние классицистические формы.

Основными представителями ампира были придворные архитекторы Наполеона — Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Ампир: от Египта и Рима — до Наполеона:

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта.

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капителью
Активно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии. Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.
Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс – мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана. В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой. Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С. Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана , который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.
Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов , скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»
«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.
Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)
Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край часто отделывали блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.
Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.
Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».
Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто , которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.

Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждает абсолютное превосходство императора (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») над странами и народами. Стиль ампир (или поздний классицизм, как еще его называют) родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился три десятилетия – ничтожный срок для архитектурного стиля. Однако ампир оказался настолько ярким и узнаваемым, что его принято выделять в истории развития классицизма. Имперские амбиции выражались в архитектуре и раньше, однако никто не делал этого с такой последовательностью и жесткостью, как Наполеон. Ориентировался он на греческие и римские образцы, как и его предшественники веком раньше. Но по сравнению с предыдущими зданиями добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Занятно, что ампир как стиль сформировался благодаря живописцу, а не архитектору. Художник Ж. Л. Давид был потрясающим, как сказали бы теперь, стилистом. Для своих монументальных полотен с героическими эпизодами из истории республиканского Рима он специально создавал особую мебель и наряды. Правда, когда к власти пришел Наполеон, Давиду пришлось прославлять не свободную римскую республику, а императора.

Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет. Появилось множество древнеегипетских архитектурных и пластических мотивов: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы. Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней. Во Франции архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен безостановочно оформляли новые резиденции императора: дворцы Мальмезон, Фонтенбло, Богарне, а также Версаль, Лувр и Тюильри по версии ампира стали нарочито парадны.

В России и Германии ампир стал выразителем идей государственной независимости, которую эти страны отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями. Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К.И. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы).

Уже во второй половине XIX века ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля.