Проводка

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии. Станция метро

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии. Станция метро

Имеется северный подземный вестибюль, совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии. Выход из северного вестибюля находится в здании , примыкающем к Курскому вокзалу, кроме того, есть выходы в цокольный этаж Курского вокзала и к его платформам. Из южного подземного вестибюля, общего со станцией «Чкаловская», можно выйти на Садовое кольцо (ул. Земляной вал) и 1-й Сыромятнический пер.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии (осуществляется по лестницам в центре зала) и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (через совмещённый вестибюль, выход к которому в южном торце станции).

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого (40 м) заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка. Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В центральной части станции, вблизи лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. Станция Курская является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской» Кольцевой линии).
Архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва.
Инженеры-конструкторы Л.И. Горелик и П.С. Сметанкин.

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части - Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон - имеют идею солнца и славы победы и божественности её достижения. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры напоминают древнеримские люстры-светильники, которые снизу напоминают солнца. В полную символическую концепцию входят и золочённые солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала (в центре зала) из которого идёт переход на курскую Арбатско-покровской линии. Покрытие пола - красный «возрождение» и серый гранит. Подземный аванзал отделан красным, розовым, черным и серым мрамором. Авторы проекта станции архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии. Средний зал-аванзал «возрождение» имеет глубокий смысл. Сам зал имеет круглую форму, в центре, как бы выходящая из земли колонна-капитель.

Выявленный объект культурного наследия.

За станцией между главными путями расположен пункт технического обслуживания составов, от которого отходит соединительная ветвь на Люблинско-Дмитровскую линию. Эта ветвь используется для служебных перевозок и для перегонки составов с одной линии на другую.

Предыдущая станция на линии «Комсомольская» .
Следующая станция на линии «Таганская» .

Информация о станции.

Давным-давно, 10 лет назад, в ночь с 24 на 25 ноября свой 26-й день рождения. Это была моя первая официальная съемка в тоннеле метро. Вот такой вот своеобразный подарок от метрополитена получился. В апреле 2013 года я вернулся на эту станцию, чтобы ее переснять, сделать панорамы, а в тоннель заглянуть не с краю, как было тогда, а уже полноценно посмотреть местные красоты. А они там есть.

Выложить эту съемку у меня дошли руки только сейчас. :) Смотрим!

1. «Курская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Курского вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская».

2. Станция открылась 1 января 1950 года в составе первого участка «Курская» - «Парк культуры» Кольцевой линии. Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

3. Осмотр начнем с нового вестибюля, открытого в 1995 году - это объединенный вестибюль со станции «Чкаловская».

4. На мой взгляд, несмотря на воздушно-авиационную тематику, новый вестибюль весьма скучен и уныл.

5. В подвесных потолках установлены световые кессоны, которые имеют вид кругов разного диаметра. Два самых больших кессона находятся перед арками эскалаторных тоннелей, которые расположены по противоположным коротким стенам зала. Световые окна закрыты трубчатыми металлическими решётками. Стены и колонны облицованы серым и белым мрамором.

6. Характерная отделка наклона для 80-90-х годов.

7. А это старый выход с Курской, но уже с новыми эскалаторами. С 3 июля 2008 по 14 мая 2009 года были проведены работы по замене машин.

8. Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка.

9. Ни в одном учебнике не нашел упоминания, как сделана пересадка на радиальную станцию. Могу предположить, что пилоны выполнены из монолитного железобетона, как и свод этой «камеры».

10. Если смотреть в тоннели, то видно, как перед станцией (с обоих концов) путевые тоннели сближаются. Есть предположение, что изначально станция должна была быть пилонной, по типовому проекту и перегонные тоннели успели частично уже построить на большем расстоянии между собой. Изменение проекта потребовало и сближение путевых тоннелей. Сама станция сооружена по уникальному проекту, который больше нигде не применялся.

11. А вот и скан страницы из книги Лиманова «Метрополитены». Полную пдф этой замечательной книги вы можете скачать у меня .

12. Весь колонный комплекс вов сей красе. Кстати, в свое время, идентификация чертежа этой станции была выполнена методом исключения. Благо, колонных станций по индивидуальному проекту не так уж и много.

14. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга».

15. Насколько я помню, четыре торшера демонтировали в 90-е года и вернули на место после окончания модернизации освещения станции в мае 2009 года.

16. Оригинальные торшеры были утеряны, или их утеряли. Вернули жалкое подобие, но, правда, в антивандальном исполнении, что там важнее. Родные торшеры, кажется, были из хрустального стекла.

17. Панорамный вид на станцию.

.::кликабельно::.

18. И немного выноса мозга:)

.::кликабельно::.

19. Переход на станцию « » Арбатско-Покровской линии находится в центре зала. Переход начинается лестницей на мостик через платформу, от которой отправляются поезда в сторону «Таганской». Затем длинный коридор, из которого можно попасть в переходную камеру с лестницами на спуск (южная) и на подъём (северная).

20. В переходе есть такая табличка. На ней, как и на фасаде вестибюля, указаны даты: «1945» и «1949». Но по легенде сам Сталин передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.

21. Мостик над путями.

22. Станция «Курская» является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской»).

23. Литая фигурная золочёная решётка на путевой стене имеет надпись «Курская Большого Кольца 1945-1949», напоминая о проекте развития метро 1947 года, в соответствии с которым планировалось создание малой кольцевой линии метрополитена приблизительно в рамках Бульварного кольца, путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского диаметров

24. Архитектурный декор станции глубоко символичен.

25. Все три части - центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и павильон - олицетворяют идею солнца и славы Победы и божественности её достижения.

.::кликабельно::.

26. Пол выложен геометрическим узором из чёрного габбро, лабрадорита и малинового токовского гранита. Люстры напоминают древнеримские светильники, которые снизу похожи на солнца.

27. Огромное спасибо пресс-службе Московского метро и Службе тоннельных сооружений за помощь в организации этой съемки.

Курская - радиальная

В московском метро существуют две станции с названием "Курская" - на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях. Они соединены длинным переходом, стены которого облицованы красным мраморовидным известняком. Именно в нем встречаются окаменелости. На стенах основной части коридора красный мраморовидный известняк с окаменелостями перемежается с белым, пустым в палеонтологическом отношении камнем. А на стенах возле лестницы, ведущей на "Курскую-радиальную" облицовка красным камнем сплошная и именно там больше всего окаменелостей.

На этом снимке - колониальный коралл из коридора между станциями "Курская-кольцевая" и "Курская-радиальная". Это один из лучших образцов кораллов, обнаруженных в метро в облицовке из красного мрамора (мраморовидного известняка). Кораллы этого вида обнаружены пока только на "Курской". Хорошие коралловые рифы есть и на других станциях, но в красном мраморе их очень мало.

Брюхоногий моллюск в стене коридора, соединяющего две станции "Курская". Раковина распилена практически пополам, частично заполнена окаменевшим осадком. Видно, что раковина перевернута по отношению к положению, в котором она окаменевала. Брюхоногие моллюски - не самый распространенный вид окаменелостей в метро, так что эта раковина хорошей сохранности весьма интересна. Выше нее видна "прозрачная" раковина маленькой гастроподы и фрагмент морской лилии.

Еще один брюхоногий моллюск - гастропода. Раковина расположена в облицовке перехода-тоннеля, соединяющего станции кольцевой и радиальной линий. Тоннель отделан красным и белым мрамором, в красном камне как раз и встречаются окаменелости. Ниже раковины гастроподы на снимке видны членики морских лилий и небольшая колония кораллов.

Крупная раковина аммонита. Она частично скрыта в камне и не бросается в глаза. Только приглядевшись можно увидеть, что вокруг центральной, светлой части раковины проступает еще один оборот - видны изогнутые перегородки между камерами раковины. В одном месте заметна довольно толстая внешняя стенка большого оборота.

На этой фотографии - членики морских лилий. Морские лилии, в отличие от гастропод, очень часто встречаются в красном мраморе. Множество члеников их стеблей застыли в камне под самыми разными углами. В некоторых местах поверхность камня процентов на 30 состоит из фрагментов лилий. Некоторые членики срезаны практически идеально, некоторые только чуть-чуть просматриваются в породе. Можно разглядеть фрагменты разных видов лилий в самых разных ракурсах.

Срез ростра маленького белемнита. Таких срезов в переходе между "Курскими" несколько, некоторые из них почти круглые, другие - эллиптические, будто срезаны под углом. Получается, что все эти ростры белемнитов были расположены в породе примерно в одном и том же направлении, а при использовании камня в облицовке, его пилили и полировали тоже одинаково, так что все ростры оказались срезаны поперек. Продольный срез ростра есть на "Электрозаводской" и, судя по всему, в метро это редкость.

Небольшой колониальный коралл. Окаменелость разорвана пополам трещиной в породе. Видимо, эти трещины возникли уже в окаменевшей горной породе, а по ним проходили минерализованные растворы, осаждавшиеся на стенках. Состав раствора постепенно менялся, соответственно менялся и цвет отложениий, выпадавших из них.

На этом снимке - членик морской лилии, видимый "сверху" - хорошо видна его структура и заметна свойственная иглокожим пятилучевая симметрия. А над ним - часть стебля лилии, состоящая из нескольких члеников - они видны сбоку. Виден центральный канал в стебле этого морского животного.

Скопление различных окаменелостей. В центре - спирально-закрученная раковина гастроподы. Хорошо видно, что она заполнялась разнородным осадком - частично песком, частично - мелкими частицами, видимо, глиной. Справа видны еще две небольшие раковины гастропод (одна из них еле заметна, так как окрашена в черный цвет). Вокруг разбросаны членики стебля морской лилии. Природа белой окаменелости справа внизу не совсем понятна - либо это основание стебля криноидеи, либо фрагменты небольшого коралла.

Дата открытия станции "Курской" кольцевой линии: 01.01.1950.

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания - Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин - на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

July 12th, 2015

Еще один крупный транспортный узел на Кольцевой линии. Вернее даже не так... Самый крупный транспортный узел на Кольцевой линии. По данным на 2011 год через станции метро "Курская" Кольцевой и Арбатско-Покровской линии, а также станцию "Чкаловская" ежедневно проходит 246 тысяч человек. Это самый высокий показатель в Московском метро. Станция снабжена наземным вестибюлем. После постройки станции не стали делать объединенный наземный вестибюль, как это было на ст.м. . Собственно вестибюль, как мне кажется и является самой интересной, красивой, помпезной частью станции. Но пойдем и поглядим.

ТТХ станции.

Архивное фото. Написано, что строительство какое то, но скорее всего просто меняют рельсы.

Митинг по случаю открытие нового участка и станции метро "Курская". Культ личности - все дала.

Наземный вестибюль в его изначальном виде. Сейчас эта боковая часть примыкает к вокзалу.

Неожиданно какая то странная крыша на павильоне. Ее видно только издалека.

А вот изначальный вид зала в павильоне. Обращает на себя внимание красивый пол, выложенный мелкой плиткой.

Ну и конечно в пустующей нынче нише стоит отец народов. На фото видно, что скульптура очень классная (безотносительно к личности Сталина). Реально произведение искусства. Авторство - скульптор Томский. Он в остновном ваял вождей, но не только. Его же авторства памятник Гоголю, на гоголевском же бульваре. Сталин же с Курской был убран после 1961 и в итоге утрачен.

Красота, никаких валидаторов. Проезд по билетам.

Капелька пропаганды. Занятно, что сейчас современные архитекторы совершенно не делают концептуальных проектов и не восхваляют "величие свободолюбивого российского народа". Хотя показной патриотизм сейчас цветет буйным цветом.

Станционный зал в районе перехода на Арбатско-Покровскую линию. Какие красивые светильники. Я так понял, что изначальные светильники утрачены!

Советские люди в метро.

Похоже снова постановочное фото.

А вот это круто. Здорово, что подземка ТОГДА была в первую очередь произведением искусства. Даже вот в хронике станции называют "подземные дворцы"

А вот отличное цветное фото. Замечательный состав типа Д на ст.м. Курская.

1. Итак прогуляемся по современной станции. Начнем с наземного вестибюля. Павильон выглядит очень помпезно. Ночью пространство внутри своеобразного портика освещается. Жалко нет подсветки самого павильона.
2. Днем павильон выглядит вот так. Перед павильоном на площади красиво выложена гранитная мозаика. Поставили скамеечки и фонари - очень классно стало.

3. Занятно, наверху надпись с названием станции, там же две даты, дата начала и окончания строительства 1945-1949 гг. Сама же станция открыта в 1950-м. Есть мнение, что сам Сталин перенес дату открытия, чтобы, якобы праздник от открытия нового участка метро не совпал с 70-летием самого вождя. Фиг знает, насколько это правда, но даты на павильоне "Курской" говорят о том, что станция была готова в 1949 году.

4. С одной стороны павильон примыкает к зданию вокзала, с другой отгорожена ограждением.

5. Слева пристройка. Табличка над дверью "Зал официальных делегаций". Эта пристройка скорее РЖДшная. Забавляет балкон. Наверное оттуда открывается "прекрасный" вид.

6. Пойдем дальше. Перед входной группой. Выглядит павильон очень аккуратным оттого, что в 2008-2009 его отреставрировали.

7. Внутри павильон очень крут. И представляет собой Храм Победы. Многие станции, построенные после Великой отечественной оформлены на тему Победы.

8. Но сначала мы попадаем в кассовый зал. Тут с трех сторон одинаково выполненные порталы с дверями, но я так понял, что вот эти справа от главного входа не используются. Практически все богато украшено, нет ни одного элемента, оставленного без внимания. Люстры такие же, как на ст.м. .

9. Наземный вестибюль в период с 2008 по 2009 был закрыт и подвергся реконструкции, также были заменены эскалаторы и отреставрирован нижний аванзал.

10. А дальше интересное помещение с куполом, который опирается на 12 колонн. Над восемью центральными находятся скульптуры с лавровыми венками, На круговой балке, которая лежит на колоннах два куплета из советского гимна.

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Последние две строчки был утрачены и появились только после реконструкции.

11. Очень круто, напоминает какой нибудь античный языческий храм.

12. За восьмиугольным залом располагается алтарь с верховным божеством ниша в которой стояла скульптура Сталина. Естественно скульптура была утрачена и даже после реконструкции она не была восстановлена, хотя есть мнение, что если бы скульптура не была утрачена, ее бы поставили на прежнее место. С учетом того, что восстановленная строчка из гимна вызвала много споров, решение это вполне разумное.

13. Почти античные скульптуры. Советские "богини".

14. Очень красиво. Спускаемся по лестнице вниз.

15. Внизу еще один помпезный зал с колоннами, облицованными черным камнем. Богато. Вдали валидаторы - естественно уже современные. А на архивном фото выше мы видели над этим местом висела табличка о предъявлении билетов.

16.Отсюда можно попасть на "салатовую" и "синюю" ветку. В этом зале всегда много народу.

17. Зал освещается крутейшими люстрами. Посмотрите.

18. Эскалаторный зал. Круглое в плане помещение с красивыми каменными колоннами по периметру и с огромной, богато украшенной по середине. Главное украшение этой залы. Кстати кажется, что колонна вырастает из пола и реально она опирается где-то глубоко внизу, наверное это сделано ради того, чтобы она не казалась странной коротышкой.

19. Просто прекрасно. Когда это все видишь то понимаешь, что как бы не старались современные архитекторы отечественные в попытках соответствовать архитектурным шедеврам прошлого, превзойти по красоте, помпезности и торжественности такие образчики, как ст.м. "Курская" им вряд ли по силам.

20. Красиво.

21.

22. Отделка колонны посвящена изобилию. Девушки с плодами, растительный орнамент, во верху пущена виноградная лоза с гроздьями винограда.

23. Эскалаторный спуск. Еще одна ниша на заднем плане. Интересно, там стояла какая-нибудь скульптура или нет. Также тут стоят светильники, похожие на те, что мы видели на архивных фото платформенного зала в районе перехода на "синюю" ветку.

24. Спускаемся вниз. Тут перед входом на станцию гермозатвор.

25. Станция колонная, глубокого заложения.

26. Колонны продолговатой формы в плане. Отделка камнем отсылает нас снова к античным храмам.

27. Металлические накладки на путевой стене позолочены. Тут тоже растительные орнаменты. Занятна надпись "Курская большого кольца" не просто кольцо, а БОЛЬШОЕ кольцо.

28. Над арками между колоннами идет тоже золотистый растительный орнамент.

29. Посреди платформы небольшой зальчик с лестницей перехода на Арбатско-Покровскую линию.

30. Напольная навигация, которую внедряют сейчас на многих станциях, как мне кажется - это отличное нововведение. Помогают быстрее ориентироваться в том числе и приезжим, которые порой встанут посреди станции, перегораживая дорогу и стоит разглядывают указатели наверху.

31. А вот светильники к большому сожалению тут не аутентичные. Даже не стилизованные. Какая то дешевая подделка. Странно, ведь можно же сделать реплику светильника, тем более, что оригиналы не утрачены, а стоят наверху в эскалатором зале.

32. Потолок.

33. В центральном зале светильники круглые, а вот в боковых залах они необычной формы.

34. Крайне необычной формы люстры. Очень оригинальные.

35. На станции всегда дофига народу. Кто то спешит на вокзал, кто то на переход.

36. Еще вид центрального зала.

37. Кстати новые поезда отлично по цвету сочетаются с оформлением станции. Все, садимся в поезд, едем дальше.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте