Проводка

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Конспект урока на тему "зачистка и склеивание деталей"

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Конспект урока на тему
\ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного выполнения отверстий в детали?

"Какие правила безопасности следует соблюдать при соединении деталей гвоздями и шурупами?

2.Практическое задание.

"Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

"Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушайте сведения об этом из рубрики "Это любопытно".

Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями животных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и деревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

3.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ "Склеивание древесины и наклеивание на древесину".

Учитель . Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на первый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей затвердевает, или, как говорят, "схватывается". Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей одинаково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесения склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

Клеи и мастики

Древесина

1. Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

2. Поливинилацетатные:

Синтетический для быта;

Обойный ПВА

3. Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные :

Марс, Уникум

4. Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

Синтетический столярный

5. Каучуковые, латексные:

Бустилат, Бустилат-М;

Герметик, Герметик-2

6. Эпоксидные:

Эпоксидная шпаклевка;

Эпоксидный универсальный

7. Клеи естественного происхождения и прочие:

Костный;

Мездровый;

Казеиновый;

Акрилакс

Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлевки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить. (См. Приложения, рис. 37.)

Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

"склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

"не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

"Подготовить склеиваемые детали.

"Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с помощью струбцины.

IV.Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей".

Беседа - объяснение.

Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки.

Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности.

Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке.

Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

"использовать напильник только с исправной ручкой;

"для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

V. Практическая работа.

Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей:

Подобрать напильник и шкурку.

Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Урок № 29-30. Склеивание и зачистка изделий из дерева.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Цели.

Образовательная: Научить учащихся применять различные клеи для разных операций.

Развивающая: Развивать конструкционные способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать бережливость, чувство ответственности, коллективизм.

Оборудование: клей, кисти емкости вода.

Оформление классной доски: новые термины (клей столярный “ГЛЮТИНОВЫЙ”, казеиновый, синтетические клеи).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение

А) Какие вы знаете физические свойства древесины?

Б) Инструмент для обработки древесины?

В) Правила безопасной работы при работе ручным инструментам?

III, Объяснение нового материала

А) Набор заготовок для подставки под горячие предметы.

На прошлом уроки мы изготовили и подогнали детали из древесины.

Б) Способ соединения гвоздями, шурупам, и на клею.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация, как можно соединить детали в единое изделие. Ребята предложили много различных вариантов, иногда просто фантастические. В итоги было предложено соединить детали на клею.

В) Клеи бывают: природные и синтетические .

К природным относятся :

Костный клей изготавливается из костей животных. Их очищают, дробят, обезжиривают, и варят в специальных аппаратах. Костный клей применяется при работе с древесиной. В зависимости от породы склеиваемой древесины (твердая, мягкая, пористая, рыхлая), готовят различные консистенции. Для твердой древесины применяется жидкий клей, для рыхлой и пористой – густой.

Казеиновый клей получают путем створаживания обезжиренного молока кислотой или специальным ферментом. Выпускаемый казеиновый порошок состоит из казеина, канифоли, жидкого стекла, щелочи и антисептика. Приготовление: смешать до однородной массы порошок и воду в соотношении одна часть порошка к двум частям воды.

Синтетические клеи. Это растворы синтетических смол органических или минеральных растворителей.

ПВА клей быстро сохнет, клеевая пленка прозрачна, не оставляет пятен. Применяется для склеивания разных материалов. Наносят клей тонким слоем на очищенную поверхность. При склеивании необходима предварительная открытая выдержка, затем три минуты выдержать под давлением. Хранить ПВА клей при температуре не ниже пяти градусов.

Клеи бывают разные по свойствам и способам приготовления.

  1. Вводный инструктаж. Правила безопасности. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

  1. Практическая работа.

А) Приготовление клея.

Учащимся предлагается выбрать и приготовить столярный и казеиновый клей.

Б) Технология склеивания. Все операции производятся по технологической карте.

На ровную и чистую поверхность наносят клей, после чего сжимают заготовки с помощью зажимов, струбцин или груза. После склеивания изделия обрабатывают наждачной бумагой, после чего покрывают лаками или красками.

  1. Рефлексия.

Каждому ученику дается муляж сотового телефона распечатанного на принтере. Задача: Написать СМС другу о том, как прошёл урок, что нового вы узнали? Что запомнили? Что понравилось или не понравилось? И т.д.

VII. Заключение:

Анализ работ и ошибок. Оценивание. Уборка мастерской.

Тема урока: «Соединение столярных изделий (сборка)»

Цели урока:

1) обучающая

Ознакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы.

2) развивающая

Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе.

3) воспитательная

Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц).

Профориентация - сборщик изделий, мастер столярного и мебельного производства, плотник.

Объект работы - кормушка для птиц.

Материально-техническое обеспечение.

Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Молотки, клещи, отвертки, шило, коловороты, сверла, гвозди, шурупы, клей ПВА, карандаши, линейки, угольники. Эскизы, технические рисунки, чертежи изделий, технологические карты. Заготовки фанеры, бруски, рейки. (с использованием презентации )

Организационная часть и вводный фронтальный инструктаж: доклад бригадира о наличии учащихся и готовности к занятию. Сообщение темы, целей занятия и плана работы.

План работы

    Контроль теоретических знаний ранее проеденного материала - сверление отверстий в древесине (карточки на экране). Вопросы классу на экране. Что называют отверстиями? Ответ: отверстия представляют собой углубления в деталях. Какие виды отверстий вы знаете? Ответ: сквозные, глухие.

    Объяснение нового материала и самостоятельная практическая работа учащихся.

    Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

    Проверка качества выполненных ребятами практических работ.

    Подведение итогов.

    Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

Изделия состоят из деталей, процесс соединения деталей – сборка. Разберем несколько способов соединения столярных изделий.

Соединение столярных изделий гвоздями.

Гвоздь - цилиндрический стержень из проволоки, имеет головку и острие.

В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин). На головке (шляпке) и стержне имеются насечки. При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой. Толщина гвоздя не должна превышать ¼ толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Гвозди забивают молотком. Молоток имеет ручку и головку. Головка состоит из бойка и носка. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке несильные удары После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары. Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть клещами или молотком со специальной прорезью на носке. Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку. Прочность соединения повышает подгибание выступающих концов гвоздей на оправке и забивание их обратно в древесину. Работу по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняют плотники. Они должны хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, знать способы соединения деталей, уметь изготавливать различные изделия из древесины.

Техника безопасности при работе молотком.

Работать только исправным инструментом, с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.

Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.

Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся.

Не оставлять молоток на краю верстака.

Соединение деталей шурупами.

Шуруп - это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями в зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной. Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом. Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом-зенковкой - расширяют входное отверстие. Шурупы завинчивают отверткой по часовой стрелке. На деревообрабатывающих предприятиях сборочные работы выполняют сборщики изделий из древесины Шурупы они завинчивают электрошуруповертами.

Техника безопасности при соединении деталей шурупами.

Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.

Отвертка должна быть исправна, соответствовать прорези шурупа.

Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.

При закручивании не трогать шуруп рукой.

Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.

Соединение деталей на клею .

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клей - вязкое вещество которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают природные и синтетические. Природные-казеиновый (порошок желтовато-белого цвета, растворяется в воде и тщательно размешивается).

Столярный клей-зерна или твердые плитки с блестящей поверхностью Его варят в клееварке и используют в горячем виде.

Синтетические клеи-ПВА и БФ выпускаются уже готовыми к применению.

Клей ПВА-вязкая жидкость белого цвета наносится на склеиваемые поверхности кистью или тампоном.

Клеи марок БФ склеивают деревянные детали с металлическими, пластмассовыми и другими.

Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски и с помощью кисти, намазывают клеем, выдерживают 2..3 минуты и соединяют друг с другом, затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея..

Техника безопасности при склеивании деталей.

При работе избегать попадания клея на кожу рук.

Склеивание деталей проводить на подкладной доске.

После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

Демонстрация готовых изделий, с различными способами соединения деталей.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

Объяснение выполнения работ по технологической карте. Демонстрация правил и приемов выполнения операций. Напоминаю о необходимости строго соблюдать правила техники безопасности при работе ручным инструментом, о самоконтроле и контроле готового изделия по чертежу. Так же прошу ребят не забывать о взаимопомощи.

Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

На экране – новые термины: гвозди, молоток, клещи, плотник, шуруп, шлиц, зенковка, отвертка, сборщик изделий из древесины, клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.

Подведение итогов занятия: комментарий оценок и демонстрация лучших работ, а так - же работ которые не удались (указать почему).

Оценивается состояние дисциплины в мастерской и уборка рабочих мест.

Вывод: умения и навыки, полученные при изучении данного раздела помогут при прохождении последующих. В домашних условиях ребята самостоятельно смогут изготовить несложные изделия.

Склеивание и зачистка изделий из дерева

Цель: научить учащихся приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Почему нельзя ввинчивать шурупы без предварительного выполнения отверстий в детали?

"Какие правила безопасности следует соблюдать при соединении деталей гвоздями и шурупами?

2.Практическое задание.

"Выполните соединение деталей гвоздями и шурупами.

"Определите виды гвоздей (учитель показывает, а учащиеся называют виды гвоздей, рассказывают об их назначении).

Учитель. А кто из вас знает, как появился гвоздь? Послушайте сведения об этом из рубрики "Это любопытно".

Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и заостренными костями животных. Как только человек стал выплавлять металл, он научился лить и ковать гвозди. Металлические гвозди вытесняли костяные и деревянные постепенно, потому что поначалу очень дорого стоили. Однажды воины Древнего Рима должны были спешно оставить крепость. Перед этим они аккуратно сложили в ящики и закопали семь тонн гвоздей - чтобы не достались противнику! Тайный склад случайно нашли уже в наши дни.

3.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ "Склеивание древесины и наклеивание на древесину".

Учитель . Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

Клеи для бытовых нужд - это в подавляющем большинстве случаев - жидкости, желе или пасты. Процесс склеивания на первый взгляд предельно прост: клей наносят на склеиваемые поверхности, прижимают их друг к другу, через некоторое время клей затвердевает, или, как говорят, "схватывается". Но на самом деле склеивание далеко не простое дело. Нужно ведь, чтобы клей одинаково прочно сцеплялся и с одной, и с другой поверхностью, а они, как известно, могут быть самыми различными.

При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, для большинства клеев сразу после их нанесения склеиваемые детали надо прижать друг к другу с помощью струбцины, резинового жгута или просто положить на них груз. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев.

Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные.

Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины.

Клеи и мастики

Древесина

1. Нитроцеллюлозные - Аго, Рапид

2. Поливинилацетатные:

Синтетический для быта;

Обойный ПВА

3. Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные :

Марс, Уникум

4. Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

БФ-2;

Синтетический столярный

5. Каучуковые, латексные:

Бустилат, Бустилат-М;

Герметик, Герметик-2

6. Эпоксидные:

Эпоксидная шпаклевка;

Эпоксидный универсальный

7. Клеи естественного происхождения и прочие:

Костный;

Мездровый;

Казеиновый;

Акрилакс

Одним из способов соединения деревянных деталей является склеивание.

При склеивании древесины клей наносится на обе склеиваемые поверхности. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при строгании и распиловке, что и обеспечивает прочность шва. Если же поры закрыты, например старым слоем клея, краски, шпатлевки, соединение будет непрочным. Поэтому поверхность перед склеиванием необходимо очистить. (См. Приложения, рис. 37.)

Помните о необходимых правилах безопасности при склеивании:

"склеивать детали необходимо только на подкладных досках;

"не дотрагиваться до клееварки и избегать попадания клея на руки.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:

"Подготовить склеиваемые детали.

"Нанести клей на детали и через 2-3 минуты сжать их с помощью струбцины.

IV.Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей".

Беседа - объяснение.

Учитель. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки.

Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.)

Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности.

Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке.

Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.

Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку. (См. Приложения, рис. 39.)

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности:

"использовать напильник только с исправной ручкой;

"для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

V. Практическая работа.

Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей:

Подобрать напильник и шкурку.

Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

IV. Итог урока.


Тема урока: Практическая работа: Зачистка и склеивание деталей. Цель урока: научиться приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.Задачи урока: 1. Образовательная: Систематизировать и обобщить знания учащихся по обработке древесины.2. Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, путем выполнения специальных упражнений; 3. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к труду, знакомить с профессией столяра. Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи, тряпка, раздаточный материал, проектор, компьютер.Тип урока: комбинированный.

Ход урока

    Организационный момент.

    Приветствие;

    Психологический настрой класса;

    Сообщение темы. (Слайд1).

    Постановка цели и задач урока. (Слайд2)

    Актуализация знаний. Устный опрос. (Слайд 3)

    Какой инструмент нужен для выпиливания деталей из фанеры?

    Назови детали лобзика.

    Куда должны быть направлены зубья у пилки лобзика?

    Расскажи правила техники безопасности при работе лобзиком.

    Почему нельзя прокалывать отверстие шилом,если держишь деталь в руке?

    В детали с отверстием, что выпиливают сначала - внешний контур или внутренний?

    Почему нельзя сильно нажимать на пилку лобзика?

    Пиление лобзиком происходит при движении пилки вверх или вниз?

    Какие способы соединения деталей в конструкцию тебе известны? С помощью каких инструментов и конструктивных элементов они выполняются?

    Какие общие и отличительные признаки таких соединений?

    Изложение программного материала.

Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. (Слайд 4).

Клеем называют вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей.

Клеи бывают синтетические и природные .

Синтетические клеи нашли широкое применение и выпускаются уже готовыми к применению (ПВА, БФ и др.) Их преимущество состоит в том, сто ими можно склеивать не только деревянные поверхности).

Природный клей нужно готовить самому (казеиновый и столярный клеи). Долговечный Крепкий

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. (Слайд5). Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски, намазывают клеем на обе склеиваемые поверхности, выдерживают 2-3 минуты на воздухе и соединяют друг с другом. (Слайд6)

Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.(Слайд6) Затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея (обычно около 24 часов).(Слайд7). Уплотнение склеенных деталей струбцинами(Слайд8). Для уплотнения мест склеивания используют специальные устройства – струбцины (Слайд 8). Детали, которые склеиваются, размещают между упорами струбцины и уплотняют с помощью винтов. При этом клей проникает в древесину и после высыхания удерживает детали. Остатки клея, выступившие на поверхность соединяемых деталей при их сжатии, нужно удалить влажным тампоном или тряпкой, не дожидаясь высыхания клея. Необходимо помнить, что большие усилия, прилагаемые при склеивании, приводят к чрезмерному удалению клея из промежутков между поверхностями, поэтому соединение будет некачественным.

Виды струбцин: (Слайд 9). При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев. Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные. Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины. (Слайд10)

Клеи и мастики

Безработица это такое социально - экономическое явление , прикотором часть взрослого трудоспособного населения , не имеет работы и активно ее ищет. Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей ". (Слайд11 ) Беседа - объяснение. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки. Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.) Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности. Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке. Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку.

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности: (Слайд 12). - Использовать напильник только с исправной ручкой; - Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

    Практическая работа. (Слайд 13). Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей: 1.Подобрать напильник и шкурку. 2.Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

Техника безопасности при соединении деталей на клею.(Слайд 14)

    Склеивать детали необходимо только на подкладных досках.

    Не дотрагиваться до горячей клееварки.

    При работе избегать попадания клея на кожу рук.

    После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

    Практическая работа. Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:(Слайд15)

    Подготовить склеиваемые детали.

    Нанести клей на детали.

    Через 2-3 минуты уплотни места соединений зажимными устройствами.

    Вытри остатки клея тампоном или тряпкой. Основные понятия урока (слайд 16). Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Соединение – скрепление, складывание. Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

  1. Закрепление материала. (Слайд 17).

    Какие способы соединения древесины тебе известны?

    В чем заключается технология склеивания?

    От чего зависит прочность склеивания?

    Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания?

    Как организовать рабочее место при склеивании?

    Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании? Тестовые задания: (Слайд 18). 1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют

А). молоток
Б).стамеску

В).лобзик

Г).струбцину
2. Для склеивания деталей из древесины используют клей

А). «Секунда»
Б). обойный

В).ПВА
3. При загустевании клей ПВА разводят

А).растворителем
Б). ацетоном

В).водой

Г). Бензином 4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для

А). улучшения их внешнего вида
Б).увеличения их упругости и прочности
В).экономии материалов 5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей? А).специальной лопаткой
Б). ложкой
В). кистью
Г). тампоном

    Итог урока.

    Уборка рабочих мест.

    Домашнее задание-конспект урока.(Слайд 19).

    Анализ выполненных работ.

    Выставление оценок учащимся за работу на уроке.