Проводка

Схема китайской стены на карте. Китайская великая стена

Схема китайской стены на карте. Китайская великая стена

Главной достопримечательностью Китая является Великая Китайская стена. В настоящее время она является одним из грандиознейших построек мировой архитектуры.

Под тяжестью более 2000 лет, стена потерпела в некоторых местах разломы, и различных видов повреждения. Протягиваясь с запада на восток, через обширные пустыни и горы, некоторые секции стены превратились в руины. Ежегодно, Великая Китайская стена собирает восторженные взгляды около 15 миллионов туристов! Это поистине огромный след в истории ранее существовавшей династии.


Причины строительства


Молниеносные набеги кочевников ежегодно уничтожали тысячи китайских солдат. Они появлялись из ниоткуда, и также исчезали. Китайская армия в основном состояла из пехотинцев, и была не в состоянии противостоять набегам кочевников.

Было принято решение построить защитную стену. И действительно, постройка отлично защищала северные части страны.


Не только Китай организовал себе защиту таким образом! Наряду с Китаем подобных видов ограждения строила Дания, Англия, Корея.


Как Посетить Великую Китайскую Стену:


Многие туристы предпочитают побывать на более популярных частях стены, любоваться панорамой, сделать множество фотографий, походить по самой стене, но есть и особы, которые стремятся тщательно изучить отдалённые фрагменты, или же её заброшенные секции. В основном такие участки располагаются в сельской местности, вдали от шумных городов и мегаполисов.


В настоящее время выделяют 4 самых посещаемых и известных участков Великой Китайской стены. Имя являются: Бадалин, Мутянью, Симатай, Цзиньшаньлин.

Бадалин


Находится в 75 километрах от Пекина, и является самой первой частью стены, которая была открыта для посещения туристов в 1957 году. Этот фрагмент занесён в число 7 чудес света, и оказался в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.


Правительство всячески содействовало Багдалину, так как это главная достопримечательность Китая. Посещать этот фрагмент лучше всего зимой или осенью в будние дни, иначе турист испытает на себе, что Китай действительно обладает огромной численностью населения.


Протяжённость Багдалина составляет около 6 километров. Высота стен около восьми метров, а ширина целых пять метров!

Некоторые туристы не рекомендуют посещать именно этот участок, так как возле него понастроено огромное количество ресторанов, кафе, и прочих заведений, в связи с чем, здесь скапливается большое число посетителей. Но есть и большой плюс! Музей Великой Китайской стены возведён неподалёку от Багдалина, и хранит в себе редкие кадры постройки этого великолепного сооружения.


Терракотовое войско — загадка Китайской стены.

Немало известных личностей в своё время побывали на Багдалине. Среди них есть президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон, который посетил место в 1972 году. Нынешний президент Барак Обама побывал здесь в 2009 году вместе со своей семьёй.


Этот участок очень хорошо сохранился, хоть и был возведён в 1569 году. По сравнению с Багдалином, Мутянью имеет более привлекательный вид, и тоже пользуется популярностью среди туристов. Большим украшением стали многочисленные башни, возведённые по всему периметру участка.


Рядом с Мутянью находится и деревня, которая названа в честь этого фрагмента. В связи с тем, что Мутянью почти на 85% окружён лесом, то посещать его лучше всего глубокой осенью, когда общий вид украшен также и золотистой листвой. Основным материалом для строительства использовался гранит, поэтому участок отличается большой прочностью.



В 120 километрах от Пекина находится фрагмент стены под названием Симатай, который был возведён ещё во времена правления династии Мин. Эта часть в большей степени осталась неизменённой, и не реконструированной, поэтому если захочется увидеть оригинальный фрагмент стены, то отправлять стоит только сюда. Длина стены составляет 5,5 километра, и насчитывает около 40 башен возведённых вдоль периметра.


Главной проблемой Симатая является пересечённая местность, поэтому физически неразвитому человеку будет немного сложно преодолеть весь путь путешествия.


Фрагмент возведён в период правления династии Цин. Этот участок насчитывает более 70 башен, главной из которых является Большая башня Цзиньшань. Общее время для пересечения всего пути составляет 4 с половиной часа. Общая протяжённость башни - 10,5 километра. Особенностью является то, что на этом участке в большей степени выражены вертикальные каменные блоки, которые служили своеобразным препятствием для врагов. Также Цзиньшаньлин служит отправной точкой при переходе в Симатай.





Находится самое длинное сооружение когда-либо построенное человеческими руками. В III веке до нашей эры началась грандиозная постройка. В прямом смысле слова, тысячи людей вложили в строительство свои жизни, недаром говорят, что Великая китайская стена стоит на крови и на костях множества людей.

Тысячи солдат маршировали по ней много сотен лет назад, а сейчас это главная достопримечательность Китая. Посмотреть на стену съезжаются люди со всего света. Теперь по Великой стене ходят не солдаты, а любопытные туристы, желающие посмотреть на один из самых интересных исторических памятников Китая.

Место расположения китайской стены

Проходит стена, начинаясь невдалеке от Ляодунского залива у города Шанхайгуань, северо-восточнее (в 45 км от него), через Северный Китай Гоби, заканчивается в провинции Ганьсу.

Стена сохранилась и по сегодняшний день, несмотря на то, что ей уже больше, чем тысяча лет. Данные о ее длине до сих пор противоречивы. Но известно, что она очень большая. Стену даже видно из космоса. Прямая линия между ее конечными точками составляет 2450 км, но надо учитывать, что стена нигде не идет прямо - то поворачивается, то изгибается. Таким образом, ее длина должна быть не менее чем 6000 км, а, возможно, и больше.

Ширина стены - 6 метров, в ряд по ней могут идти одновременно 5 человек, даже маленький автомобиль спокойно проедет. Высота Великой стены - 8 метров, а некоторые дозорные башни (всего их 25 тысяч)- до 20 метров. С внешней стороны стены находятся «зубцы» из крупного кирпича. Внутренняя сторона защищена барьером, высотой 90 см. Раньше в этом барьере, через равные участки, располагались водостоки.

История китайской стены

В 220 году до нашей эры император китайской империи, Цинь Шихуанди, отдал указ о строительстве самого большого сооружения, какое видело человечество - Великой Китайской стены или, как ее называли сами китайцы «Ванли Ченчен» («стена длинной десять тысяч ли»). Цинь Шихуанди считается одним из самых страшных деспотов, которых только видел китайский народ. Для него не имело никакого значения, что строительство займет много времени и придется вложить слишком много сил. Главным был результат. Великая стена для него - это способ подчеркнуть свое могущество и обеспечить безопасность своих границ. По приказу императора была набрана армия из крестьян, солдат, преступников. Они все были направлены на строительство великой стены.

Стена предназначалась, как защитное сооружение от набегов воинствующих соседей, прежде всего от кочующих племен . Но, кроме того, стена была также доказательством могущества императора. По мнению властей, народ должен был благодарить своего правителя за такой щедрый подарок. Ходила даже легенда о том, что душа Цинь Шихуанди, когда тот спал, взлетела на и оттуда посмотрела на землю. С этой высоты она увидела, каким беззащитным был Китай. Когда император проснулся, то ему в голову пришла идея о воздвижении Великой стены, которая защитит империю и сделает всех китайцев «единой семьей».

Китайская стена возводилась не на пустом месте. Весь Китай состоял из городков, которые враждовали между собой. Для того чтобы оградить себя от набегов соседей, во многих городах строились сторожевые башни и небольшие по протяженности стены. Цинь Шихуанди пришло в голову, что все эти ограждения можно соединить, то есть превратить их в единое великое сооружение. Армия из народа направилась к башням, чтобы подлатать устаревшие крепости и соединить все части между собой. Император поручил этот проект своему любимчику - генералу Мэн Тяню, который и руководил постройкой стены до самого завершения.

Стена росла быстро. Строилась из земли и кирпича на любой местности - будь то или горы, даже в воде возводили стену. Около 3 000 000 человек работали над строительством в течение 10 лет. Больше чем половина из них погибли во время работ. Умирали не только от травм, а также от бессилия, холода (работы велись в любую ), от болезней и . Умерших и больных даже не удосуживались отвезти, их бросали на стену и замуровывали. Также поступали и с провинившимися.

По одной из легенд, придворный колдун императора предсказал, что стена будет закончена только тогда, когда «умрет Ван или погибнут в стене тысячи». Тогда император приказал собрать всех Ванов, убить их и похоронить в стене.

Становится ясно, почему Великую китайскую стену называют «стеной слез» или «Кладбищем империи», где похоронено 400 000 человек.

После 10 непрерывных лет работ, к 213 году до нашей эры, стена была возведена. Этот крепостной вал протянулся по всей империи, извивалась по горам и холмам, идя через и пустыни. По всей стене были расставлены гарнизоны по 140 человек. Каждый гарнизон отвечал за определенный участок. Вдоль стены располагались посты наблюдения, которые должны были сигнализировать при приближении врага к стенам Китая.

На всем протяжении стены, через определенные расстояния были построены сторожевые башни. Они немного возвышаются над самой стеной и имели очень простую конструкцию - прямоугольное двухэтажное сооружение с парой окошек и внутренними лестницами. Эти башенки нужны были для распространения информации - с помощью огней или дымовых сигналов. Информация распространялась между городами с небывалой до этого скоростью. О вооруженных нападениях в одном городе в этот же день узнавали во всем Китае.

Использовалась стена и как дорога, по которой перевозили различные грузы, ее ширина это позволяет. При желании по ней могли передвигаться и конные повозки.

Со временем постепенно стена начала разрушаться, в течение нескольких столетий она была почти полностью заброшена. К VII веку стена была на грани полного разрушения. В первые вопрос о реконструкции подняли только при правлении династии Суй в 605 году уже нашей эры (то есть через 800 лет после того, как возвели стену). Опять, чтобы отремонтировать стену, было направлены тысячи рабочих, многие из которых погибли во время работ. Поговаривали, что Великая китайская стена проклята, так как ей необходимы человеческие жертвы.

Великая стена - грандиозное сооружение своего времени, но даже на сегодняшний день она является чем-то величественным и загадочным. Потрясает тот труд, который был вложен в постройку этого сооружения. Простояла больше, чем 1000 лет и, думается, Великая Китайская стена еще простоит немало, удивляя людей многих поколений.

Великая Китайская стена — грандиозный архитектурный памятник и самая известная достопримечательность Китая, одно из Новых семи чудес света и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Длина Великой Китайской стены

Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.

С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).

Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).

Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.

История строительства Великой Китайской стены

Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII-V веках до н. э.

В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.

В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.

Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.

При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.

Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.

Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368-1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.

Интересные факты о Великой Китайской стене

  • Туристический участок Бадалин с 1957 года успели посетить более 300 государственных деятелей из разных стран мира. Первым из иностранцев был революционер Клим Ворошилов.
  • С 1999 года ежегодным стал марафон The Great Wall Marathon по оборудованному участку стены. В нем участвует 2500 спортсменов из более чем 60 стран мира.
  • Зрительное различение Великой Китайской стены из космоса — распространенный миф. В настоящее время опровергнуто заблуждение, что стену можно увидеть с Луны невооруженным взглядом. Видимость с земной орбиты до сих пор не подтверждена, фотографии Великой Китайской стены из космоса не могут быть служить доказательствами, так как разрешение используемых камер выше, чем возможности зрительной системы человека.

Участки Великой Китайской стены

Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина .

Бадалин

Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.

Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.

Часы работы: с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.

Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2-1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.

Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.

Симатай

Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.

На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.

Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.

Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 18:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 и с 17:30 до 21:00 (в выходные — до 21:30).

Губейкоу

В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146-150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.

Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).

Входная плата — 25 CNY.

Часы работы: с 8:10 до 18:00.

Джиншалин

Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.

Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.

Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.

Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.

Хуанхуачен

Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.

Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; в выходные 1 — 7 мая и 1 — 7 октября — с 8:00 до 18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.

Перевал Хуанья

Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.

Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.

Входная плата — 50 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.

Открыто для туристов с 7:30 до 18:30.

Шаньхайгуань

Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.

План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».

Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY летом, 15 CNY зимой.

Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.

Участки стены из фиолетового мрамора

Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.

Как добраться до Великой Китайской стены

Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.

Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина

Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:

  • автобусах № 877 (экспресс от остановки Deshengmen, 12 CNY);
  • общественном автобус № 919 (едет дольше, с остановками, нужно уточнять, довезет ли до Бадалина;
  • на поезде S2 от станции Huangtudian, затем на бесплатном автобусе до станции канатной дороги Бадалина;
  • на специальных туристических автобусах: от остановок Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина .

Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.

Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):

  • от станции Dongzhimen на автобусе № 916 (экспресс либо обычный) до Huairou North Avenue (Huairou Beidajie);
  • пересесть на трансферный автобус h23, h24, h35, или h36 до Мутяньюй.

Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):

  • автобус № 980 / 980 Экспресс (соответственно 15 / 17 CNY) от Dongzhimen до автобусной станции Miyun;
  • далее — на автобусе Mi 37, Mi 50 или Mi 51 (8 CNY) до деревни Симатай.

Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.

Джиншалин из Пекина:

  • на метро (линия 13 либо 15) до West Wangjing, затем на туристическом автобусе до места назначения (отправляется в 8:00 и возвращается в 15:00, проезд 32 CNY); актуально только в сезон с апреля по 15 ноября;
  • от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, затем самостоятельно (с попутчиком, на прокатном авто, такси) до Джиншалина.

Хуаньягуан из Пекина:

  • на междугороднем автобусе до Цзичжоу (30-40 CNY), затем на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана (25-30 CNY);
  • поезд до Цзичжоу от Восточного ж/д вокзала Пекина (14,5 CNY), затем на чартерном микроавтобусе.

Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен :

  • от Dongzhimen на специальном экскурсионном автобусе, курсирующем в пиковый сезон с апреля по октябрь (в выходные и праздничные дни). Приобретать нужно билет туда-обратно — Huanghuacheng Lakeside Great Wall за 80 CNY;
  • от Dongzhimen на автобусе 916 или 916 экспресс до автовокзала Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.

Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте .

Трансфер, такси из Пекина

До близких и самых популярных участков стены удобно будет заказать трансфер:

Поиск трансферов из Пекина

Показать трансферы в Пекин Мутяньюй

Видео «Великая Китайская стена HD»

Единственное сооружение, созданное руками человека, которое могут видеть с орбиты космонавты – Великая Китайская стена. Начало строительства датируется IV-III веком до нашей эры, как оборонительное сооружение от набегов азиатских племен в стратегически важном месте границы. В строительстве этого монументального сооружения участвовали 400 тысяч воинов. Свое начало стена берет в Шайханьгуане. Этот громадный земляной вал, обложенный камнями, громадным питоном проходит по опасным ущельям, обрывистым скалам и высохшим пустыням. Длина Стены составляет почти шесть тысяч километров, ее высота 7,8 м, ширина – 5,8 м. По всей длине стены на определенном расстоянии друг от друга выстроены сигнальные башни. Заканчивается это великое сооружение на заставе Цзяйгуань. По вершине Стены провозили необходимые грузы, доставляли боеприпасы во время военных действий. Сейчас туристам, которые преодолевают подъем на Стену пешком, выдается красочный диплом «Я был на Великой Китайской стене».

Древнейший китайский памятник

Символом Китая, символом национальной гордости, “восьмым чудом света” и одним из древнейших мировых памятников архитектуры является Великая Китайская стена. На земном шаре не найдется хоть один человек, который не слышал бы и не читал об этом великом крупнейшем грандиозном памятнике древности. Эта стена находится на местности, охватывающей территорию, от Ляодунского залива (северо-восток Пекина), через север Китая до пустыни Гоби. О конкретной длине этой достопримечательности существует несколько мнений. Но о ней со всей точностью можно сказать, что она распростерлась на расстояние больше двух тысяч километров. Учитывая также крепостные валы, которые отходят от нее, в итоге получается приблизительно 6000-6500км.

Официально, эту Великую стену стали возводить в 220 гг. до н.э. по приказу правителя Цинь Ши-хуанди. Она защищала северо-западную границу от набегов кочевых народов. Ее построение длилось сотни лет. После того, как установилось правление династии Цин, его строительство прекратилось.

Для того чтобы попасть внутрь государства, необходимо было пройти через все пропускные пункты, закрывающиеся ночью и не открывающиеся до утра. Среди народа распустились слухи о том, что для того чтобы попасть в свое государство, даже сам китайский император прождал до наступления рассвета.

В течение 2700 лет три раза шло строительство стены. На север, на построение стены отправляли заключенных, военнопленных, а также крестьян, которых забирали силой из семьи, При сооружении этой стены около двух миллионов человек погибло. В ее основании находились их останки. Исходя из этого, до настоящего времени, народ Великую Китайскую Стену называет “Стеной плача”.

На различных местах Великой стены, высота которой была от 6 до 10 метров и ширина от 5,5 до 6,5 метров, были построены казематы, сигнальные вышки и караульные башни. Крепости же были построены у основных проходов гор.

Интересная легенда и история о Китайской стене

Много людей понадобилось для построения китайской стены. Есть такая китайская легенда, согласно которой, после свадьбы муж девушки, которую звали Мюн Цзяннюй, был сослан на строительство Великой стены. После трех лет ожидания молодая жена так и не увидела своего мужа. Домой он не возвратился. Для того чтобы отнести теплую одежду своему мужу она отправилась в очень долгий, опасный и нелегкий путь. Молодая женщина, дошла до заставы Шаньхайгуань и узнав, что ее муж умер от тяжелой работы и похоронен под стеной, громко зарыдала. Тогда обвалился большой участок стены, и она увидела труп своего любимого супруга. В легендах Китая увековечена память о нелегком труде участников строительства стены. Строительство стены включала в себя несколько условий. Так, Каждая из стенных башен обязательно должна была находиться в видимой зоне двух соседних башен. Сообщения между ними передавались с помощью дыма, боя барабан или огня в ночное время. Ширина стены также была рассчитана. Она составляла 5,5 метров. Это делалось специально, потому что тогда в ряд могли маршировать пять пехотинцев или рядом могли ехать пять кавалеристов. Сейчас ее средняя высота девять метров. Дозорные же башни имеют высоту в двенадцать метров.

Стена Бадалин

Туристы, находящиеся в Китае, считают своей необходимостью посещение Китайской стены. Ежегодно миллионы людей приходят увидеть эту великолепную историческую достопримечательность. В районе горы Бадалин, расположенной в 60 км от города Пекин, находится самый посещаемый туристами участок Китайской стены. Здесь всегда полно народу. Этот участок был реставрирован в 1957 году.

Приблизительно 50 километров составляет длина этого древнейшего памятника. Вход: Y45. Летом работает с 6.00 до 22.00, а зимой – от 7.00 до 18.00. В билет включен показ 15-минутного фильма об истории возведения стены, которую показывают в круговом амфитеатре с 9.00 до 17.45, а также знакомство с музеем Китайской стены с 9.00 до 16.00. До Бадалина можно доехать и на автобусе номер 919 (в зависимости от числа остановок Y5-10), который едет каждые 10 минут от старинных ворот Deshengmen, находящихся в 500 м восточнее станции метро Jishuitan. Предупреждение: в 18.30 последний рейс автобуса из Бадалина.

На 8 часов, т. е на весь день можно взять такси в аренду с 4 пассажирами (максимум), стоимостью в Y400, а может и больше.

Помимо всего прочего, существуют туристические маршруты. Один из них – это Line C со стоимостью в Y80 туда и обратно, включающая стоимость посещения стены. Часы работы: с 6.30 до 22.00. Другой маршрут – это Line C, с остановкой у гробницы Минь со стоимостью Y140,в стоимость включены входные билеты и обед. Часы с 6.30 до 22.00.

Секреты Великой Китайской Стены

Стена Мутянью

Мутянью – это второй известный участок стены. Он расположен на 90 км севернее Пекина. Ее можно посетить с 6.30 до 18.00. Стоимость билета для входа - 35 юаней. Участок Мутянью расположен в горной местности. На нее можно подняться, воспользовавшись фуникулером. На фуникулере за билет в обе стороны потратите еще 50 юаней или только в одну сторону 35 юаней. Более радостный, дешевый спуск – это железный желоб, проходящий под канатной дорогой. На нем, в специальной капсуле, можно прокатиться вниз. Билл Клинтон также ехал в одной из кабинок фуникулера. Это можете прочитать на специальной вывеске. Может и вам удастся прокатиться в кабине президента.

Эта стена имеет большое достоинство. Она находится в очень живописном месте. Здесь людей гораздо меньше, чем в Бадалине. Люди отсутствуют после четырнадцатой башни. Поэтому, это место очень подходит для запечатления красивых и интересных моментов, фотографирования.

Здесь необходимо учесть, что этот участок стены, который состоит из лестниц, идущих вниз и вверх, сделан очень продуманно. Чтобы замедлить врага, который пробрался на стену, придумали и эти неровные, различных размеров лестницы. Не все посетители во время прогулки получают удовольствие от такого количества препятствий.

Проезжая на автобусе номер 916 до последней остановки можно дойти до башни. До самой же стены нужно пересесть в микроавтобус. Эта остановка находится в 200 м восточнее станции Dongzhimen. Вы заплатите 11 юаней на проезд. Часыработы автобусов – с 6.00 до 19.00.

Стена Симатай

В 110 километрах северо-восточнее от Пекина расположился следующий участок стены – Симатай, протяженностью в 4,5 км. 30 юаней составляет вход на этот участок. Время для посещения с 8.00 до 17. 00. Для того чтобы подняться на стену, вы должны проехаться по канатной дороге, заплатив за билет 50 юаней в оба конца или 30 – только в один конец.

С той же самой остановки Dongzhimen едут два автобуса до стены Симатай. Первый автобус под номером 970 едет в Симатай в 5:40, а в 18:30 уезжает последний обратный автобус. Второй же автобус под номером 980 едет туда в 5:50, а последний – в 19:00. Тем же способом необходимо ехать до последней остановки и потом пересесть в микроавтобус.

Здесь людей намного меньше. Людям для посещения этой стены, поднимающейся вдоль гор и спускающейся по обрывам, необходима хорошая физическая подготовка. Сторожевых башен, расположенных близко друг к другу – 35, с минимальным расстоянием между ними, составляющим 40 метров. Главная башня, на которой изображены мифические существа и украшены резьбой, является самой красивой из них. Самая же высокая - шестнадцатая башня – это башня Пекина. Для возвышения над уровнем моря на километр, ей недостает нескольких метров. Несравненный, великолепный и интересный вид открывается с нее.

На этом участке есть два места, которые особенно удивительны и опасны. Это Небесный Мост и Небесная Лестница. Небесный Мост наверху сужается до 30 сантиметров. Вы представляете, как храбрые китайские солдаты в древности могли преодолевать его? Туристов не пускают на Небесный Мост и на Небесную Лестницу. На Небесной Лестнице подъем наверх очень крутой. Лестница очень узкая и угол подъема составляет 85 градусов. Парапеты там отсутствуют.

Стена Джиншанлин

Джиншанлин находится на расстоянии 130 километров от Пекина, западнее от Симатай. Входные билеты к этому участку с середины ноября до середины марта стоят 40 юаней, а в другое время года – 50 юаней. Добраться по канатной дороге можно тем же способом и той же стоимостью, т. е 50 юаней туда и обратно и 30 в одну сторону. Здесь, как и на Симатае, одинаковое время работы, т. е. с 8.00 до 17.00.

Этот участок стены - мало отреставрированный. Здесь, очень мало посетителей и мало мест, куда могут пустить людей.

10,5 километров составляет длина стены Джиншанлин. Здесь находится 24 сторожевых башни. У них у всех разная форма. Высота дополнительных стен, которые огородили сторожевые башни - 2,5 м. Эти стены были сделаны для защиты воинов. Воины, находясь в безопасном месте, в случае нападения, могли атаковать врага, даже после того, как они смогли подняться на стену.

Около башни, которая называется Худин, в стене расположены кирпичи, на которых стоят подписи из иероглифов. Дату изготовления кирпича и подразделения, занимавшиеся строительством каждого участка, можно узнать по ним.

Добраться до Джиншалина можно тем же способом и теми же автобусами, которые едут в Симатай. Потом необходимо сесть на микроавтобус. Есть еще один способ доехать туда - на поезде №6453, который отправляется в 6:38 с Северного Пекинского вокзала до станции Gubeikou. После чего остается немного проехать на автобусе до стены.

Другие известные кусочки стены

Существуют три участка стены, которые построены из мрамора фиолетового цвета. Два участка расположены в городе Цзянъань, а другой в Янышанских горах, который называется Байянъюй. Они считаются самыми надежными, крепкими и самыми красивыми. К великому сожалению, не каждый турист может посетить эту стену.

Суть надписи, оставленной Мао Цзедуном у входа на реконструированную часть стены о том, что китаец, не побывавший на Великой Китайской Стене, – не настоящий китаец.

Адрес: Хуайжоу, Китай, 101405

Пожалуй, нет на земле человека, который не знает, что такое «китайская стена» . Это самое грандиозное сооружение древности, созданное руками человека и сохранившееся до наших дней. На данный момент длина Великой Китайской стены составляет 3930 миль. Более чем за две тысячи лет своего существования китайская стена не раз ремонтировалась, перестраивалась и достраивалась, ведь изначально ее длина составляла 1850 миль. И не подумайте, что это мало, ведь ее строительство началось аж в 221 году до н.э.

Итак, 221 год до н.э., Китаем правит жестокий и очень властительный император Цинь Ши-хуанди. Он ломает в своей империи старые традиции и вводит новшества. При нем удельные князья теряют авторитет а древние книги горят на кострах. Именно при его правлении миллионы крестьян со своими семьями были оторваны от земли и привлечены к общественным работам, благодаря которым возводятся храмы, строится поднебесная, ведется строительство императорских дворцов и конечно начинается строительство Великой Китайской стены .

Многие спросят, а какова же была цель создания такого исполина? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. По древней легенде считается, что дух спящего императора вознесся до Луны и он увидел Китай маленькой точкой. Душа императора сжалась от осознания беззащитности поднебесной. Вот тогда то и родилась у императора мысль обнести весь Китай стеной, которая защитила бы их от нападения диких варваров и сделала бы его государство «единой семьей».

Но если отступить от легенды и посмотреть на создание стены с рациональной точки зрения, то мы поймем, что защитную функцию она как раз-то и не несла. Принято считать, что она строилась от набегов северных кочевых племен, ведь еще задолго до правления Цинь Ши-хуанди на ее месте возводились земляные валы, которые несли оборонительную функцию. Но, во время правления этого императора северные племена были разрознены и не несли особой опасности для Китая. Великая Китайская стена должна была стать северной границей экспансии самих китайцев и уберечь их от слияния с варварами и от перехода к кочевому образу жизни.

В 221 году до н.э. По приказу Цинь Ши-хуанди на северную границу Китая была послана армия, общей численностью в (300000 человек) во главе с Мэн Тянем, на которого и была возложена миссия соединения всех существовавших земляных валов. Нужно было возвести принципиально новую защитную стену из кирпича и камня с фортификационным и укреплениями. Мэн Тянь создал 34 базы по всей длине, которые были связаны с южными дорогами. Под строгой охраной по этим дорогам тянулись нескончаемые обозы со строительными материалами, продовольствием и мобилизованными крестьянами, снятыми с земли для строительства.

Реконструкция земляных валов началась с возведения башен, которые не были одинаковыми и сделаны из разного материала, но по высоте и ширине были около 12-ти метров каждая. Друг от друга башни разделяло расстояние в «два полета стрелы», а соединялись они отвесной каменной стеной, высота которой составляла 7 метров. А ширина стены была такова, что по ней одновременно могла пройти шеренга из 8-ми человек.

Всего же таких башен было 25000!

Историки утверждают, что расположение Великой стены, это район разделения между кочевым севером и земледельческим югом. К северу от стены земли не являлись китайскими, причем наружняя сторона стены обращена к горным скатам, а внутренняя к пологим склонам. Это сделано еще и для того, что-бы солдатам было удобнее подвозить провиант и оружие.

Строительство этого колоссального заградительного сооружения было практически закончено в 213 году до н.э. При постройке Великой Китайской стены участвовало более 3000000 человек (это каждый второй китаец) и сама стена называется самым длинным кладбищем мира, ведь под ее стенами покоится более 400000 человек.

В 210 году до н.э. Император Цинь Ши-хуанди скончался и после крестьянского восстания династия Цинь пала. После него разные императоры по разному относились к Великой стене. Так например Тай-цзуна из Тан-ской династии вообще не уважал защитные функции стены и говорил, что его генералы, которые вышли на войну с тюрками есть более эффективная стена. Он даже издал указ, запрещавший подданным Китая выходить за пределы Великой стены.

При монгольских ханах, которые основали династию Юань Великая Китайская стена вообще перестала исполнять свою главную роль. Одним из первых европейцев, описывавших Китай был Марко Поло, и он вообще не упоминает о Великой стене.

С изгнанием монголов все изменилось и границы стены были восстановлены.

С 15 века начинаются глобальные восстановительны е работы и продолжаются более двух столетий. Своего главного размаха они достигли при правлении императора Ваньли из династии Мин. При нем все сторожевые башни стены были или воздвигнуты заново, или модернизированы и обновлены. Еще в начале 20-го века китайцы считали, что именно Ваньли является основателем Великой Китайской стены и называли ее «Ваньли чанчен», что переводится как «Стена Ваньли».

Практически каждый иностранец, прибывающий в Китай сухопутно, проходит через один из проходов в стене. Даже английского посла в Китае Маккартнея привозили посмотреть на Великую стену, хотя он прибыл по морю. Его восторгу не было предела, и он заявил, что «если вся стена такая, как та часть, которую он видел, то это наиболее изумительное произведение рук человеческих».

В наше время Великая Китайская стена является одним из самых величайших сооружений на земле и тысячи туристов посещают ее каждый день. Даже знаменитый маг и иллюзионист Дэвид Копперфилд не смог устоять перед искушением, пройти сквозь нее.