Проводка

Сценарии освещения. Световой сценарий: зачем и как управлять освещенностью в помещении? Создание сценариев освещения в доме

Сценарии освещения. Световой сценарий: зачем и как управлять освещенностью в помещении? Создание сценариев освещения в доме

Световой сценарий для танцев

Перед началом каждого выступления, после его объявления ведущими, производится затемнение сцены, для подготовки выступающих. Следует указать, сколько секунд на это требуется. Более 15 секунд – оговаривается с ведущими, чтобы они заняли зрителя на это время.

Если выступающие желают – в финале композиции производится затемнении как логичное завершение, далее свет снова включается для поклона выступающих и гаснет для ухода со сцены/сбора декораций.

Отсчет светового сценария по таймингу начинается с первой секунды запущенного трэка (видео считается как составляющая трэка).

Пример №1 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

SJ – Turn.

01.16-02.03 Общий свет
02.04-02.07 Затемнить первый план, высветить задний план


02.48-02.55 Затемнить общий свет, оставить освещенным центр.

02.55-03.01 Затемнить свет.

Пример №2 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

Название команды и композиции: SJ – Turn.

00.00-00.40 Слабое освещение сцены, чтобы было видно силуэты

00.41-00.45 Резкое мигание на центре сценыбелым

00.46-01.15 Плавное разноцветное мигание

02.04-02.07 Высветить задний план

02.08-02.10 Затемнить общий свет, оставить прожектор на правый край сцены (см правило по сцене)

02.11-02.14 Затемнить прожектор справа, осветить левый край сцены

02.15-02.25 Общий свет, насыщенное мигание белым
02.26-02.47 Добавить красный фон, убрать мигание

Пример №3 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

Название команды и композиции: SJ – Turn.

00.00-00.40 Затемнение сцены – видео вставка

00.41-02.54 Общий свет с синим оттенком, возможно плавное разноцветное мигание.

02.55-03.01 Затемнить свет.

Пример №4 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

Название команды и композиции: SJ – Turn.

00.00-01.15 Общий свет

01.16-02.03 Затемнение сцены – видео вставка

02.04-02.47 Общий свет

02.48-03.01 Затемнить общий свет, оставить освещенным центр.

Устройство и терминология сцены для оформления светового сценария

проход в гримерки Закулисье проход в гримерки

Задник - Экран - Задник

3 Правая Кулиса 3 Левая кулиса

2 Правая кулиса 2 Левая кулиса

1 Правая кулиса 1 Левая кулиса – малопроходные

Ложа Авансцена Ложа

Оркестровая Яма

Зрительный зал

Терминология и наличие светового оборудования

Прожектор – пушка: светит с балкона из зала, управляется отдельным человеком, координируемым светооператором. Луч прожектора может следовать на выступающими включая территорию зрительного зала. Диаметр светового пятна - порядка 2 метров, наличие в зале – 2 шт.

Общий свет – заливка сцены белыми софитами, и выносными лампами, не подвергаются любым передвижениям. Статичны.

Заливка фона (например: синий фон) – заливка сцены цветными софитами, и выносными лампами, не подвергаются любым передвижениям. Статичны. В наличие обычно красный, синий, зеленый и желтый. Одновременно включать разные цвета можно, но они направляются строго сверху и перекрестных лучей - одного цвета слева, второго справа - не будет. Цветной фон можно добавлять к белой заливке, можно использовать самостоятельно.

План (первый, задний) – заливка белым светом линий вдоль одной из кулис. 1 с авансценой включительно, 2 или 3. Возможно освещение совместно нескольких планов, по выбору выступающих.

Добавление – к уже имеющейся световой картине добавляется еще какой-либо осветительный прибор

Приглушение – уменьшение мощности работающих осветительных приборов, ввиду чего образуется полумрак. Уровень освещения в этот момент стоит уточнить – приглушено до силуэтов, или все видно, но чуть менее ярко, чем при обычном свете.

Затемнение – полное выключение осветительных приборов.

Стробоскоп – в наличие имеется. Крайне не желателен в использовании по причине неприятного визуального воздействия на зрителя и выступающих. Вспышки возможно реализовать более гуманным способом, посредством светового пульта.

Экран – управляется с компьютера, установленного за кулисами. Не подвержен воздействию со светового пульта. Луч проектора работает с территории закулисья.

Ультрафиолетовые лампы – в наличие отсутствуют.

Иные приборы не относятся к осветительному оборудованию и обсуждаются об использовании с работниками сцены за кулисами.

Формулировка «мы на выступлении будем световику сами подсказывать» - не принимается. Посторонние люди в служебное помещение не допускаются.

Взаимодействие выступающих и светового оператора происходит посредством грамотно подготовленной заявки на световое сопровождение в электронном виде через куратора номинации, отправленной минимум за 3 дня до фестиваля. Иные заявки, в частности, переданные в день фестиваля, приниматься к рассмотрению не будут. Свет на подобные выступления будет общим.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Приступая к оформлению интерьера, хозяева в первую очередь думают о планировке, стиле, цветовой гамме и предметах мебели. Однако опытные дизайнеры рекомендуют продумать и световой сценарий в жилище. Грамотный светотехнический проект позволит сгладить недостатки планировки и обеспечит всем обитателем квартиры или дома хорошее самочувствие и настроение.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Существуют общие принципы, которыми может руководствоваться любой человек, планирующий создать грамотный световой сценарий своего жилища. При освещении каждой комнаты и выборе светильника нужно прежде всего учитывать назначение помещения и его размеры. Стоит сказать о таком важном факторе, как показатель дискомфорта: это чувство неудобства и напряжённости, вызванное резкими различиями яркости в освещаемом пространстве. Если человек долго находится в таких условиях, у него ослабевают внимание и способность сосредоточиваться, он быстро утомляется. Существуют определённые математические расчёты названного показателя. В обычных условиях, чтобы создать максимально комфортный уровень освещённости, можно воспользоваться несколькими советами:

Для освещения больших комнат следует применять светильники прямого света;

Объёмные предметы лучше не освещать равномерно со всех сторон, а использовать сочетание рассеянного или отражённого и прямого направленного света;

Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму освещаемых и близлежащих предметов, а также очертания интерьера в целом. Если поверхность освещена неравномерно, её отдельные участки воспринимаются как расположенные на разных уровнях. Исправить этот недочёт можно, используя подсветку, бра или торшер. Наиболее общая рекомендация следующая: чтобы правильно освещать интерьер, нужно применять разнообразные виды светильников: от больших потолочных люстр, дающих мощный свет, до миниатюрных встроенных приборов, создающих дополнительную функциональную подсветку.

Значение света для человека

Влияние света на человека давно и хорошо изучено. Солнечные лучи повышают активность коры головного мозга, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, ускоряют обмен веществ. В темноте человек становится пассивным и сонливым, у него замедляются реакции. Недаром зимой немало людей страдают от недостатка энергии, вялости, раздражительности, усталости. В случае серьёзных расстройств иногда применяют светолечение. Но многих проблем легко избежать, если правильно организовать освещение в доме.

Солнце в доме

Говоря о световом сценарии в помещении, не следует забывать о естественной инсоляции. Например, если окна в спальне обращены на восток, вставать утром будет легче, а вечером ничто не помешает хозяевам спокойно заснуть. Если окна выходят на запад, грамотный проект предусматривает возможность скрыться от яркого дневного света во второй половине дня. А в комнате с окнами, ориентированными на север, необходимо тщательно продумать использование искусственного освещения. Кстати, естественный свет может попадать и в помещения со слабой инсоляцией (прихожая, ванная), если установить остеклённые двери, межкомнатные окна под потолком или стены из прозрачных материалов (например, стеклоблоков, которые к тому же обладают неплохой звукоизоляцией).

С помощью правильного освещения раскрываем пространство

Искусственное освещение бывает общим и локальным. Для первого используют потолочные светильники, равномерно освещающие всё помещение или его часть. Однако подобное освещение не всегда позволяет интерьеру "раскрыться", поэтому нередко дизайнеры смещают источник общего света из центра потолка, выделяя одну зону, а другую оставляя в загадочной полутьме. Кроме того, производители предлагают модели люстр, которые можно регулировать по высоте, а также по направлению и интенсивности светового потока. Для локального освещения применяют торшеры, бра, настольные лампы, ночники. Они освещают лишь определённую зону, вносят разнообразие в световой сценарий, создают ощущение тепла и уюта. Нестационарные светильники можно переставлять, передвигать, по-новому расставляя световые акценты в помещении.

Декоративное освещение позволяет придать обстановке неповторимый облик. С помощью специальных ламп и светодиодов можно подсветить произведения искусства, арки, ниши, обозначить границы между зонами в просторной гостиной или студии. В неосвещённых помещениях используют также светящиеся витражи, играющие как декоративную, так и функциональную роль. Популярны соляные лампы, которые дают возможность не только привнести в интерьер новые штрихи, но и улучшить здоровье: образующиеся при нагревании пары минерала, из которого выполнена лампа, благотворно влияют на кожу, органы дыхания и нервную систему. Такие светильники - ночники будут уместны в спальне или комнате отдыха, где вы медитируете или занимаетесь йогой.

Свет позволяет скрыть недостатки планировки и подчеркнуть достоинства интерьера. Вот несколько практических советов, которые наверняка окажутся полезными при обустройстве жилища:

Чтобы визуально расширить пространство комнаты, необходимо максимально осветить стены, для отделки которых следует использовать материалы с хорошими отражающими свойствами (венецианскую штукатурку, декоративную штукатурку со светоотражающими частицами, обои с нанесённым на них серебристым или золотистым рисунком, глянцевые керамические покрытия);

- "приподнять" низкий потолок позволят размещённые на стенах светильники с идущими вверх лучами (этот эффект усилится, если обустроить натяжной глянцевый потолок любого цвета, кроме белого);

Если потолок слишком высокий, на нём стоит расположить светильник, лучи которого направлены на стены;

В длинном и узком коридоре нужно установить светильники на одной линии вдоль одной из стен (если стена напротив светильников будет зеркальной, это зрительно сделает коридор в два раза шире) или ярко осветить стену в конце помещения;

Благодаря скрытой подсветке, расположенной по периметру потолка, помещение кажется выше. Но при этом не следует применять люстры - для общего освещения больше подойдёт плафон-полусфера;

Зеркала, расположенные напротив источника естественного или искусственного света, позволяют улучшить освещение без дополнительных приборов. Стоит также иметь в виду, что резкие переходы от света к тени вредны для глаз. И еще одно: избыток света не менее вреден, чем его недостаток. Поэтому следует заботиться об оптимальном уровне освещения;

Скорректировать объём помещения можно за счёт яркости источника света: чем меньше освещена комната, тем компактнее она выглядит.

Планируйте размещение розеток до начала ремонта

Большую роль играют электроустановочные изделия - розетки, выключатели, диммеры, датчики движения и присутствия, сенсорные панели управления светом и электрооборудованием в доме. Схему их расположения хозяева продумывают вместе с архитектором (или инженером-электриком), и на основе этого создаётся проект. Тогда можно управлять светом из различных точек жилища. Автоматические выключатели с датчиками движения и присутствия избавят от сложных манипуляций по освещению дома. Будущее - за "умным" освещением. Важно правильно расположить выключатели в спальне: их надо предусмотреть у входа и кровати. Если прикроватные светильники оснащены диммерами - выключателями с возможностью плавного регулирования интенсивности светового потока, это позволит "настроить" свет в зависимости от настроения и времени суток.

Дизайн светильников

Свет сам по себе играет благотворную роль в создании гармоничной обстановки. Но важен и дизайн светильников. Сейчас на рынке представлено большое разнообразие моделей, и можно выбрать изделия и для традиционного классического интерьера, и для помещения, оформленного в авангардном стиле.

КАКОЙ ОН РАЗНЫЙ...

Свет может быть резким, буквально бьющим в глаза, и мягким, тёплым, а также холодным, направленным (например, на определённый предмет), рассеянным, отражённым. В жилых помещениях рекомендуется использовать рассеянный и отражённый мягкий свет (он зрительно увеличивает пространство и "приподнимает" низкий потолок). Для создания атмосферы уюта подойдёт тёплый свет, а для чтения - холодный, слегка голубоватый. Эффект тёплого света дают все лампы накаливания, люминесцентные натриевые лампы, а также светодиоды. Холодное освещение обеспечат люминесцентные ртутные лампы. Следует иметь в виду, что в лучах ламп накаливания синие и зелёные цвета блёкнут. Люминесцентные, наоборот, подчёркивают эти тона, но тёплые опенки при таком освещении смотрятся невыгодно. Обратите внимание на современные светильники со светодиодами. Их достаточно яркий и естественный свет может оказаться вам по вкусу.

ВОПРОС - ОТВЕТ

Мы приобрели люстру, у которой можно менять расположение плафонов и направление световых лучей. Как лучше использовать эти возможности?

Для равномерного освещения комнаты необходимо направить световой поток на потолок или верхнюю часть стен, а если хотите позаниматься или почитать - вниз, чтобы свет падал на поверхность стола. Такое решение подойдёт и для семейного ужина или приёма гостей.

Как правильно осветить рабочее место?

Лучше всего использовать гибкий подвесной светильник или мобильный торшер, поскольку при разных видах работ требуется освещение с различных точек. Обычная настольная лампа статична и подходит только для чтения.

Какую лампу лучше выбрать для дома - обычную или энергосберегающую?

Энергосберегающие лампы имеют свои преимущества - длительный срок службы и пониженное потребление электричества. Они дороже обычных ламп накаливания, хотя их высокая стоимость окупается. Но энергосберегающая лампа содержит опасную для организма ртуть, поэтому разбивать её категорически не рекомендуется. Если такой риск есть, лучше пользоваться другими видами ламп. Сейчас всё более популярными становятся светодиоды: они обладают приятным и достаточно ярким светом, относятся к самым энергосберегающим, к тому же стоимость их неуклонно снижается. Какую лампу выбрать, решают хозяева дома.

Допустимо ли использовать в спальне лампы с красным светом?

Красный улучшает настроение, придаёт бодрость и энергию и считается цветом страсти. Поэтому красная подсветка в спальне уместна только в том случае, если ваше душевное состояние соответствует атмосфере, которую создаёт этот цвет. В противном случае она может вызвать тревогу и напряжение. Специалисты советуют предусмотреть другие, более спокойные источники света.

Как следует освещать картины?

Лучше использовать горизонтальные направленные источники света, расположенные над картиной, или точечные потолочные споты. Если размещение живописного полотна спланировано архитектором или дизайнером заранее, участок потолка со светильниками специально понижают. Абсолютно безопасными для хорошей живописи будут светильники со светодиодами. Они не нагреваются, не разрушают живописный слой и в то же время дают естественный тёплый свет.

Как спроектировать освещение, комфортное в любой ситуации, и объяснить электрикам, что вы хотите получить? Расскажем, как создать световой сценарий для всех помещений и приведем примеры.

Световой сценарий - что это?

Неудобно искать ключи, когда в прихожей горит только бра. Устраивать романтический вечер при свете люстры на семь лампочек не хочется никому. Точечные светильники в натяжном потолке на кухне не помогут, когда готовишь ужин на всю семью - стол почти не освещен. Чтобы ключи нашлись быстрее, гостиная вовремя погрузилась в полумрак, а нож попал по луку, а не по пальцам, создают световые сценарии.

Световой сценарий - продуманное расположение осветительных приборов и элементов управления. Его разрабатывают, чтобы свет включался одним движением, был комфортным для восприятия и раскрывал достоинства интерьера. Для каждого помещения нужно разработать несколько сценариев, чтобы в любой ситуации освещение соответствовало моменту.

Ещё один плюс в разработке проекта - общение с мастерами, которые делают ремонт. Вы передаете им план расположения ламп, светильников, бра, и все вопросы - где штробить, какой кабель прокладывать и куда выводить выключатели - решены.

Как разработать световой сценарий?

Сценарий можно заказать у дизайнера или «написать» самому. Даже если вы планируете обращаться к специалисту, выполните первый пункт инструкции - дизайнеру будет проще работать, а вы точно получите то, что вам нужно.

Шаг первый

Подумайте и запишите, каким вы видите освещение в каждом помещении в разных ситуациях. Передайте пожелания дизайнеру или перейдите ко второму шагу.

Пример для гостиной.

  • «Праздник ». Комфортный яркий свет во всем помещении.
  • «Вечер с друзьями за настольными играми» . Люстра выключена, хорошо освещен только журнальный столик.
  • «Романтический вечер» . Приглушенный рассеянный свет, в комнате полумрак.
  • «Чтение» . Направленный яркий свет в районе дивана и кресла.

Шаг второй

Определите, какие светильники нужны, чтобы создать «нужный» свет.

Пример для кухни.

  • «Удобно готовить ». Горят все светильники (люстра 1 , бра по периметру кухни 2 , светильники в рабочей зоне 3 ): в помещении максимально светло.
  • «Семейный ужин ». Горит люстра 1 , даёт яркий, но теплый свет.
  • «Большое торжество ». Горит люстра 1 и бра 2 , комната наполнена светом.
  • «Вечернее чаепитие ». Горят светильники над рабочей зоной 3 , всё видно, но обеденный стол почти не освещен: глаза отдыхают после дневной нагрузки, в кухне уютно.

Шаг третий

Позаботьтесь, чтобы свет было удобно включать. Разместите выключатели там, куда вы легко дотянитесь и «попадете» не глядя. Учитывайте планировку, расположение мебели и направление, в котором открываются двери.

Пример для прихожей.

Включатель для «основного» света расположите около входной двери, с той стороны, где открывается дверь: когда вы будете уходить, не придется ходить в обуви по полу, а когда придете - перемещаться в темноте.

Шаг четвертый

Сценарии готовы: вы знаете, сколько и каких осветительных приборов нужно, как расположить их и выключатели. Осталось нанести отметки на план квартиры. Если вы рисуете его от руки, точно проверьте все размеры: во время ремонта мастера легко рассчитают количество материалов, увидят точное месторасположение светильников и элементов управления.

Вы сделали всё, чтобы монтаж освещения прошел без проблем. Ремонт и дальнейшая эксплуатация помещений не принесут неожиданностей - вы предусмотрели все нюансы.

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj