Проводка

Россия после смуты. Смутное время (Смута)

Россия после смуты. Смутное время (Смута)

Правление Михаила Федоровича. Новая династия, являясь выборной, а не наследственной, пользовалась куда меньшим авторитетом и нуждалась в поддержке широких слоев общества. Это сказалось на повышении роли Земских соборов, которые до самого конца правления Михаила Федоровича активно участвовали в решении важнейших вопросов; в 1613-1622 г. они заседали регулярно. Однако это не привело к возникновению в России парламентаризма; соборы не рассматривались их участниками как способ давления на правительство (дело ограничивалось ходатайствами), а участие в работе соборов считали тяжелой повинностью.
Постепенно сужается компетенция Боярской думы, решение основных вопросов сосредоточивается в руках Ближней думы, состоявшей из родственников царя - И. Н. Романова, И. Б. Черкасского, М. Б. Шеина и Б. М.Лыкова.
Вернувшись из польского плена в 1619 г., главенствующую роль в государстве начинает играть отец Михаила Филарет (Ф. Н. Романов), обретший сан патриарха с титулом «великого государя» (в титул самого царя в 1625 г. включается слово «самодержец»). Ведущее положение в стране он занимал до своей смерти в 1633 г. При Филарете патриарху передается право суда над священнослужителями и монастырскими крестьянами, растет церковное землевладение, патриарший двор устраивается по образцу царского и т.д.
Тяжелым было внешнеполитическое положение страны, ослабленной Смутой. Южная граница России оказалась распахнутой, так как множество защищавших ее крепостей отошли к Польше. Окончательно был потерян выход к Балтийскому морю. В 1622 г. Земский собор взял курс на войну с Речью Посполитой. Россия пошла на сближение с ее врагами - Швецией и Данией. В 1632 г., когда умер Сигизмунд III и истек срок Деулинского перемирия, Россия начала войну с Польшей, получившую название Смоленской. Войска М. Б. Шеина взяли Дорогобуж, Серпейск, Стародуб и др. и осадили Смоленск. Осада затянулась; на южные рубежи России напали крымцы; дворяне стали покидать армию для защиты своих поместий. К Смоленску подошла армия нового польского короля Владислава, заставившая русских сдаться. Войску Шеина позволили уйти, но артиллерия и обоз достались полякам. Шеин и окольничий А. В. Измайлов, ставшие козлами отпущения, были казнены. По Поляновскому миру Россия возвращала Польше все захваченные у нее земли (кроме Серпейска) и уплачивала 20 тыс. рублей контрибуции, но Владислав отказывался от своих давних претензий на русский престол.
Тяжелой была ситуация на южных границах. При Михаиле Федоровиче во время крымских набегов в рабство попало, по оценкам, до 200 тыс. человек Правда, турецкий султан не раз запрещал нападения на русские земли, но крымские татары, хотя и были его вассалами, часто нарушали этот приказ. На выплаты крымским ханам и мурзам уходили огромные суммы. В 30-40-е годы XVII в. для защиты от набегов была укреплена старая Тульская засечная черта и возведена новая - Белгородская, построено 29 городов: Тамбов, Ефремов, Чугуев, Козлов и др.
Активизировались действия донских казаков против татар и турок. В 1637 г. их отряд смелым ударом захватил турецкую крепость в устье Дона Азов. Казаки отбили 24 штурма подошедшей турецкой армии и в 1641 г. предложили Москве принять Азов под «государеву руку», что означало войну с Османской империей. Земский собор высказался за возвращение Азова Турции, не договорившись о распределении между сословиями тягот войны. В 1642 г. казаки оставили крепость.
Укрепление абсолютизма при Алексее Михайловиче. 13 июля 1645 г. Михаил Федорович умер. На престол вступил его сын Алексей Михайлович (1645-1676). Будучи царем по праву рождения, он чувствовал себя на троне много увереннее, чем его отец. При нем происходит дальнейшее укрепление абсолютизма. В 1653 г. последний раз созывается Земский собор. Продолжает усиливаться роль приказов, число их растет: возникают Приказ тайных дел, управлявший имуществом царской фамилии и контролировавший действия государственных учреждений, послов, воевод, Монастырский приказ, ведавший монастырскими вотчинами, Иноземный приказ, занимавшийся наймом иностранцев на русскую службу, и др. Зачастую группа приказов подчинялась одному влиятельному лицу. Все больше дьяков вводится царем в состав Боярской думы (думные дьяки). Укрепление чиновничьего аппарата стало важнейшим фактором укрепления самого самодержавия.
Происходят перемены в местном управлении. Группы городов и уездов объединяются в разряды. Особенно важно это было для пограничных районов, оборона которых требовала концентрации сил. Руководство уездами передается воеводам. Им приходилось считаться с органами местного самоуправления, которые нередко (и небезуспешно) подавали челобитные на воевод-лихоимцев.
Церковный раскол. Еще в XVI в. ставился вопрос об исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в богослужебные книги при переводе, переписке и т.д. В 1640-е годы возник кружок «ревнителей древнего благочестия», давший толчок началу церковной реформы, заключавшейся в изменениях в церковной литературе и обрядах (но не догматов). Встал вопрос, какие книги при исправлении брать за основу - древнерусские или греческие. В 1652 г. патриархом стал Никон, сторонник греческих образцов. Его реформаторские усилия одобрили церковный собор и царь. Однако Никон, считавший духовную власть выше светской, стал ставить себя выше монарха. Это вызвало недовольство Алексея Михайловича, который перестал приглашать его на многие важные церемонии. В 1658 г. Никон демонстративно покинул Москву и уехал в Ново-Иерусалимский монастырь, ожидая, что его попросят вернуться. Но в 1666 г. царь собрал церковный собор с участием восточных патриархов, который лишил Никона его сана.
Начался раскол русской церкви. Среди противников нововведений - старообрядцев - были как бояре, так и простые люди, для которых раскол явился формой социального протеста. Во главе раскольников встал протопоп Аввакум (в 1682 г. сожжен). Старообрядцы уходили от преследований в глухие районы, при приближении царских войск нередко сжигали себя. Но, несмотря на гонения, число старообрядцев неуклонно росло.
Народные движения в 40-70-е годы XVII в. Соборное Уложение 1649 г. В правление Алексея Михайловича резко возросла социальная напряженность. Из-за событий именно этого,периода XVII век называли «бунташным». Это было вызвано не только закрепощением крестьян, ростом налогов, церковным расколом, но и опытом Смуты, когда тысячи людей смогли уйти в казаки, просто бежать от своих господ и т. д. К тому же новая династия не имела такого авторитета, как прежняя.
«Соляной бунт» . Правительство Б. И. Морозова, тестя Царя, ввело в 1646 г. тяжелый налог на соль, вызвавший удорожание продуктов. В 1647 г. его отменили, но при этом сократили жалованье служилым людям. Процветали взяточничество и произвол. 1 июня 1648 г. толпа обратилась к царю с челобитной, но стража разогнала ее. 2 июня народ стал громить дворы наиболее ненавистных «начальных людей». Был убит виновник соляного налога думный дьяк Н. Чистой. Царь отдал на растерзание толпе главу Земского приказа Л. С. Плещеева. По настоянию народа был казнен начальник Пушкарского приказа П. Т. Траханиотов. Москвичи требовали на расправу и Морозова, но царь уговорил их пощадить тестя и выслал его из Москвы. Вскоре в городе вспыхнул пожар, и волнения пошли на убыль.
Волна восстаний прокатилась и по другим городам - Владимиру, Курску, Великому Устюгу и др. В сентябре был созван Земский собор, в январе 1649 г. принявший новый свод законов- «Соборное уложение». Посадские люди добились ликвидации принадлежавших боярам в городах «белых слобод», жители которых платили меньше налогов, чем обитатели «черных». В качестве уступки дворянам был введен бессрочный розыск беглых крестьян и окончательно отменено право Юрьева дня, что означало полную победу крепостничества. Церковь лишили ряда привилегий и запретили ей приобретать земли.
Восстания в Новгороде и Пскове в 1650 г . Причиной их стал цен рост на хлеб в связи с закупкой властями зерна для Швеции. Власть в городах перешла в руки органов местного самоуправления. Новгородцы из-за разногласий в своих рядах вскоре открыли ворота царским войскам. Псковичи же оказали карателям сопротивление и прекратили его только тогда, когда им было обещано прощение.
«Медный бунт». Причиной его стали финансовые махинации правительства, которое выпустило массу медных монет и тем обесценило их. При этом налоги собирались серебром, а жалованье выплачивалось медью. 25 июля в Москве появились «воровские листы» с призывом к расправе над виновниками народных бед. Толпа разгромила их дворы и двинулась в с. Коломенское, где находился царь. Он обещал во всем разобраться, и люди повернули назад. Но тут подошла вторая толпа, требуя немедля выдать «изменников», и Алексей Михайлович отдал приказ подоспевшим войскам «сечь и рубить» восставших. Сотни людей погибли, 18 человек было повешено. Вскоре состоялся обмен медных денег на серебряные по курсу 100:1.
Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Поводом к нему стала присылка в Соловецкий монастырь богослужебных книг никонианского образца, которые монахи отказались принимать. На Соловки стали стекаться раскольники. Власти решили блокировать монастырь и отобрать его земельные владения, но встретили сопротивление. Постепенно восстание приобрело социальную окраску, в нем приняли участие окрестные крестьяне, ссыльные «смутьяны» и др. Осада сильно укрепленного монастыря затянулась до 1676 г., когда он был взят благодаря измене. Из 500 его защитников уцелело лишь 60.
Крестьянская война под руководством С. Т. Разина 1670-1671 г г. Это движение зародилось на Дону, куда бежали к казакам простолюдины от неволи и податей. Казаки не возвращали беглых («с Дону выдачи нет»), но охраняли южные границы, поэтому правительство посылало им жалованье и не посягало на их вольности.
В 1667 г. Степан Разин совершил поход по Волге «за зипунами» (добычей), а в 1668 г. разграбил каспийские владения Персии, освобождая русских пленных, и разбил иранский флот у о. Свиной. В 1669 г. Разин побывал в Астрахани, где обещал народу освободить его от гнета бояр, и вернулся на Дон. Он начал готовить новый поход. В его казачий отряд вливались беглые крестьяне, а также татары, мордва, чуваши. Теперь речь шла уже о восстании. В мае 1670 г. Разин с 7 тыс. чел. без боя взял Царицын, разбил высланные против него стрелецкие отряды (часть стрельцов перешла на его сторону), а 22 июня при поддержке населения овладел Астраханью. Разин двинулся вверх по Волге; ему сдались Саратов и Самара. Отряды атаманов М. Осипова, М. Харитонова, В. Федорова, монахини Алены захватили Алатырь, Курмыш, Темников, Пензу и др. К повстанцам примыкали не только крестьяне, посадские люди, холопы, но и служилые люди «по прибору». Восставшие убивали помещиков и чиновников, грабили их имущество, сжигали документы о своих повинностях. В сентябре Разин осадил Симбирск, но был разбит подошедшим войском Ю. Н. Барятинского, ранен и увезен на Дон. Здесь его выдала властям оппозиционная ему казацкая верхушка. 6 июня 1671 г. Разина казнили. 27 ноября пал последний оплот повстанцев - Астрахань. Жертвами расправ стали десятки тысяч людей.
Преемники Алексея Михайловича . После смерти в январе 1676 г. Алексея Михайловича царем стал его сын Федор Алексеевич (1676-1682). При нем была проведены перепись населения, налоговая реформа, в 1682 г. в интересах дворянства отменено местничество. В 1682 г. 20-летний Федор умер, не оставив потомства. В Москве вспыхнуло восстание стрельцов и солдат, недовольных малым жалованьем и задержкой его выплаты. Были убиты А. С. Матвеев, Г. Г. Ромодановский, Ю.А.Долгорукий и другие вельможи. Царями объявили сыновей Алексея Михайловича - 16-летнего слабоумного Ивана (от М. И. Милославской) и 10-летнего Петра (от Н. К. Нарышкиной). Стрельцы, которых возглавил начальник Стрелецкого приказа И.А.Хованский, стали господами положения в Москве, но вскоре сестра Ивана и Петра царевна Софья при помощи дворянского ополчения подавила восстание; Хованский был казнен. Софья стала руководить страной в качестве регентши, правительство возглавил ее фаворит князь В. В. Голицын. В 1689 г., когда Петр женился на Е. Ф. Лопухиной и стал, таким образом, совершеннолетним, ей надлежало отдать власть брату. Она попыталась совершить переворот с помощью стрельцов (ее поддерживал глава Стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитый). Но большинство бояр и стрельцов поддержали Петра, ибо тогда было немыслимо, чтобы при взрослом царе-мужчине страною управляла женщина. Переворот провалился. Софью отправили в Новодевичий монастырь, Голицына сослали на Север, Шакловитого казнили.

Внешняя политика России в 40-80-е годы XVII в. Россия накапливала силы для решения внешнеполитических задач. Еще при Михаиле началось создание полков «нового строя», солдатских (пехотных) и рейтарских (конных), обучаемых по европейскому образцу иноземными офицерами. Они были намного боеспособнее дворянского ополчения, которое играло все меньшую роль.
Важнейшими задачами оставались обретение выхода к Балтике, борьба с крымскими набегами и возвращение отошедших в 1618 г. к Польше земель. В 1648 г. на Украине началось антипольское восстание под руководством запорожского гетмана Богдана Хмельницкого. В 1649 г. он обратился за помощью к России. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины в состав России. Договор об этом, дававший Украине права автономии, был заключен на Переяславской раде 8 января 1654 г. Началась русско-польская война. Уже в 1654 г. русские войска взяли Смоленск, на Украине - Ровно, в Белоруссии - Полоцк и Витебск, в 1655 г.- Минск и Вильно. Контрудары поляков, поддержанных крымцами, успеха не имели.
В 1655 г. в Польшу вторглись шведы. Видный русский государственный деятель А. Л. Ордин-Нащокин убедил царя, что захват выхода к Балтике важнее приобретения Украины. В 1656 г. было заключено Виленское соглашение с Польшей, по которому стороны откладывали вопрос об Украине на будущее и объединялись против Швеции. Русские войска вторглись в Прибалтику, взяли Дерпт и Мариенбург, но не смогли овладеть Ригой. В 1658 г. по Валиесарскому перемирию к России на 3 года отошла часть внутренних районов Прибалтики, но выхода к морю она так и не получила.
В 1657г. умер гетман Б.М.Хмельницкий. Его преемник И. Е. Выговский заключил договор о переходе Украины под власть Польши. Правда, вскоре непопулярному Выговскому пришлось бежать в Польшу, вместо него гетманом стал сын Хмельницкого Юрий, но после поражения русских войск под Чудновом в 1660 г. он тоже признал власть Польши. В 1661 г. по Кардисскому миру Россия вернула Швеции захваченные у нее земли, чтобы избежать новой войны в Прибалтике и сосредоточиться на борьбе с Польшей. Дальнейшие боевые действия шли с переменным успехом. Лишь в 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие. К России отошли Смоленск, Левобережная Украина и Киев на 2 года, по истечении которых, впрочем, возвращен Польше не был.
В 1672 г. Турция отторгла от Польши Правобережную Украину, власти над которой добивалась и Россия. Османская же империя имела виды на Левобережную Украину. Это привело в 1677 г. к русско-турецкой войне. Русские войска захватили Чигирин - политический центр Украины - и вместе с казаками разбили турок и крымцев под Бужином. После упорных боев Чигирин было решено оставить. По Бахчисарайскому миру 1681 г. стороны признали владения друг друга на Украине. Но в целом Россия показала свою способность побеждать грозных турок.
В 1684 г. Австрия, Польша и Венеция создали антитурецкую «Священную лигу», куда предложили вступить и России. Пользуясь этим, В. В. Голицын добился заключения в 1686 г. «Вечного мира» с Речью Посполитой. По нему за Россией за 146 тыс. рублей закреплялся Киев. Россия вступила в антитурецкий союз. В 1687 и 1689 гг. ее войска во главе с Голицыным совершили походы против крымцев. До Крыма они не дошли, но нанесли татарам несколько поражений и не дали им оказать помощь Турции в военных действиях против Австрии и Польши.
Активно шло освоение Сибири, чему способствовали экспедиции В.Д.Пояркова (1643-1646) и Е.П.Хабарова (1649-1652) в Приамурье, С.И.Дежнева в Северо-Восточную Сибирь (1648-1659), В. В. Атласова на Камчатку (1697-1699) и др. Возникли городки Абазинский (1651), Косогорский (1655), Нерчинский (1658) и др. Для управления этими землями в 1637 г. был создан Сибирский приказ. В 1689 г. часть Приамурья пришлось уступить Китаю по Нерчинскому договору - первому договору России с этой страной.
Социально-экономическое развитие. Экономика России тяжело пострадала от Смуты. Запустели многие города и деревни. Были заброшены обширные территории. Стране понадобилось несколько десятилетий, чтобы восстановить хозяйственный потенциал.
Сельское хозяйство оставалось натуральным и экстенсивным, сильно зависело от погоды, что замедляло его развитие и снижало урожайность. Недород и голод были обычным явлением. Многие селяне не справлялись с возросшими повинностями. (Основными феодальными повинностями были оброк - плата господину за пользование его землей, и барщина - работа в помещичьем хозяйстве.) Это приводило к бегству крестьян семьями и даже деревнями. Именно под давлением мелких служилых людей Соборное уложение 1649 г. ввело бессрочный розыск беглых.
Постепенно определялась экономическая специализация районов страны. Центрами полотняного производства были Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Кострома, кожевенного дела - Ярославль, Вологда, Казань, Нижний Новгород, соледобычи и плотницкого дела - Поморье, металлургии - Тула, Тихвин, Устюжна Железнопольская. Основным поставщиком хлеба являлось Поволжье.
Промышленность. В 20-30-х годах XVII в. в металлургии, стекольном, оружейном, текстильном, канатном производстве возникают мануфактуры - сравнительно крупные предприятия с разделением труда и применением по преимуществу ручных механизмов и энергии падающей воды. Казенные мануфактуры были основаны на принудительном труде и связей с рынком не имели. Создавались и частные мануфактуры. Уровень производительности на них был весьма высок. На частных предприятиях трудились вольнонаемные рабочие, но для выполнения подсобных работ правительство иногда приписывало к ним целые дворцовые волости. Развитию мануфактур мешала острая нехватка свободных рабочих рук.
Торговля. Развивались внутренние торговые связи. Возникли ярмарки общероссийского значения - Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале. Важным торговым центром была Москва, где осуществлялась не только собственно торговля, но и заключались крупные оптовые сделки между купцами.
Торговля с Европой велась по суше через Новгород, Псков и Смоленск, по морю - через Архангельск, неудобно расположенный и замерзавший зимой. Тем не менее на его.долю приходилось 3/4 внешнеторгового оборота России. Центром восточной торговли была Астрахань. На экспорт шли воск, смола, поташ, кожа, меха, пенька. Ввозились сукна, оружие, порох, металлы, предметы роскоши. Во внешней торговле господствовали европейские коммерсанты, что вызывало протесты русских купцов. В 1653 г. был издан Таможеный устав, ликвидировавший ряд внутренних таможен и повысивший пошлины с иностранцев. Новоторговый устав 1667 г., составленный А. Л. Ординым-Нащокиным, еще более ограждал интересы русских купцов.

Культура. Для русской культуры XVII в. характерно ее дальнейшее обмирщение и рост западноевропейского влияния.
Литература. События Смуты нашли отражение во многих памятниках публицистики: «Сказании» об осаде Троице-Сергиева монастыря поляками келаря обители Авраамия Палицына, «Повести» И. М. Каты Ростовского, «Словесах» И. А. Хворостинина, «Временнике» И.Тимофеева. Авторами указывались различные причины Смуты: божий промысел, пресечение династии Рюриковичей, грехи Годунова и т.д. При описаниях событий все больше места уделяется роли личности.
В 1630 г. создается «Новый летописец», обосновывавший права Романовых на престол, в 1652 г. - свод патриарха Никона. Продолжается и местное летописание. В 70-х годах в Киеве, а затем и Москве выходит первая печатная книга по истории - «Синопсис» киевского монаха Иннокентия Гизеля, излагавшая в доступной форме события от древности до современной автору эпохи. «Синопсис» был чрезвычайно популярен и выдержал десятки изданий.
Крупнейшим поэтом и публицистом XVII в. был Симеон Полоцкий (С. Е. Петровский-Ситнианович). Симеон сочинял панегирики, сатиры, религиозные и моралистические стихи, используя при этом рифму, что было внове для русской литературы. Его стихи составили сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».
Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают сочность языка, яркость образов и зарисовок, страстная полемичность.
Развивается жанр сатирических повестей, в которых обличались судебные порядки («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), порочность некоторых представителей духовенства («Калязинская челобитная», «Сказание о Куре и Лисице») и т.д.
Выдающимся памятником воинской литературы стала «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» в 1637-1642 гг. Федора Порошина.
Все большее место в публицистике занимают идеи сближения с Европой, выраженные в сочинениях И. А. Хворостинина и Г. К. Котошихина. Черты западного быта заимствовали А. С. Матвеев, В. В. Голицын и другие вельможи. В 1681 г. при дворе было велено являться в коротких кафтанах венгерского и польского покроя. Но подобные веяния продолжали вызывать у многих неприятие.
Театр. В 1672 г. по инициативе А. С. Матвеева при дворе создается первый в России театр, где играли иноземные, а затем и русские артисты. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.
Просвещение. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, в 1682 г.- таблица умножения, в конце века - иллюстрированный букварь Кариона Истомина. Одних только букварей во 2-й половине XVII в. было издано 300 тыс. Растет число переводных изданий. При Аптекарском приказе появляется первая русская научная библиотека. В 1621 г. при дворе начинает выходить рукописная газета «Куранты». В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре создается «школа грамматического учения». Руководил ею Симеон Полоцкий; она готовила подьячих для приказов. В 1687 г. открывается Славяно-греко-латинское училище (позднее академия), где среди прочего обучали и столь долго отвергавшейся латыни.
Наука. Особенно велики были благодаря экспедициям первопроходцев достижения геофафии. Отряды В. Д. Пояркова и Е. П. Хабарова открыли путь до Тихого океана по Амуру. Экспедиция Ф.Попова и С.И.Дежнева обнаружила пролив между Азией и Америкой. В. В. Атласов обследовал Камчатку. Многие из этих открытий были зафиксированы на картах того времени. К 1701 г. С. У. Ремезов закончил составление «Чертежной книги Сибири». В Разрядном приказе велась работа над «Большим чертежом» (не сохранился) и указателем к нему «Книгой Большому чертежу».
Но, несмотря на достижения в ряде областей, русская наука отставала от европейской, особенно в области естествознания.
Архитектура. В зодчестве XVII в. проявляется стремление к декоративности (так называемое узорочье). Примером этого стали дворец в Коломенском (1668)- шедевр русского деревянной архитектуры (не сохранился), резиденция митрополита в Ростове (так называемый ростовский кремль) (1683), шатры башен и Теремной дворец московского кремля (1636), церкви Троицы в Никитниках (1653) и Рождества в Путинках (1652) в Москве и др. В таком же стиле возводятся и светские каменные здания: палаты Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве и др. Эти тенденции развиваются в московском, или нарышкинском, барокко. Его шедеврами являются церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Лыково, ансамбль Новодевичьего монастыря. Продолжают строиться шатровые храмы: Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1631), церковь Покрова в Медведкове (1620-е годы), Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1628).
Живопись. В живописи до середины XVII в. происходит некоторый отход от церковных канонов. Художник Иосиф Владимиров призывал изучать европейское искусство. Крупнейшим мастером XVII в. являлся Симон Ушаков, автор множества икон. Для живописи этого периода характерен возрастающий интерес к реалистической передаче черт человеческого лица, предметов быта, природы. Это отразилось в написанных во 2-й половине века портретах Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, патриарха Никона.

Смутное время в России это одна из ключевых страниц нашей истории. По сути дела это было введение в 17 век, который вошел в историю под название «Бунташный». И Смута, сколько бы нам не говорили о ее коротком историческом периоде, не была подавлена и она "выходила" из России весь 17 век. Она фактически была завершена только после создания режима Петра 1. Именно он окончательно задушил тот процесс, который нагнивал весь 17 век.

Смутное время – это эпоха социального, политического, экономического, династического и духовного кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, классовой и межклассовой борьбой, самозванцами, польской и шведской интервенцией и практически полным разорением страны.

Исторический справочник

Концепции Смуты

В русской историографии было 2 схемы Смуты: Ключевского и Платонова. Вот что писал Ключевский - «В Смуте последовательно выступают все классы русского общества и выступают они в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены на социальной лестнице. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало смуту. Поэтому первая фаза боярская, затем дворянская и потом общенародное».

Кстати, абсолютно по этой же схеме развивалась и Смута начала 20 века, приведшая к падению Империи. Также начиналась и Смута, первой фазой которой была Перестройка. То есть, первая фаза всех трех русских Смут это боярская фаза, когда элита начинает делить власть.

Вторая схема Смутного времени в России принадлежит историку Платонову, который выделял три периода в истории смуты: династический, дворянский и социально-религиозный. Но по сути дела это тоже самое, что и у Ключевского:

  1. Династический. Бояре и знать борются за власть.
  2. Дворянский. Менее богатые и влиятельные люди подключаются к этим разборкам.
  3. Национально-религиозный. В Смуту включается народ

Основные причины смутного времени в России можно выразить в следующем:

  • Эконоические причины. В результате погодных условий случился голод 1601-1603 годов. Население массово умирало. Доверие к действующей власти падоло.
  • Династический кризис. После гибели царевича Дмитрия в Угличе и Федора Ивановича в Москве, династия Рюриковичей прервалась.
  • Социальный кризис. Практически все слои населения России конца 16 - начала 17 века были недовольны своим положением.
  • Политический кризис. В России шла активная борьба за власть между боярскими группировками.
  • Польша и Швеция усиливались и активно выказывали свои претензии на русские земли и престол.

Более детальные причины Смуты привдены в следующей схеме:

Начало Смуты на Руси

Смутное время в России фактически началось с момента смерти Ивана Грозного. В 1598 году умер Федор и происходят события, которые можно назвать «Латентная стадия Смуты». Дело в том, что Федор не оставил завещания, и формально должна на престол была сесть Ирины. Но она в это время расчищает дорогу своему брату Борису Годунову и добровольно уходит в монастырь. Боярская дума в результате раскалывается. Романовы выступили с нападками на Бориса, а тот в результате перестал ездить в Думу.

В конечном итоге Земский собор избрал Годунова на царствование, но Боярская дума этому воспротивилась. Произошел раскол. Это классическая черта Смутного времени в России – двоевластие. Земский собор против Боярской думы. Двоевластия возникнет потом после февральского переворота 1917 года. Это будет "Временное правительство" против "Петросовета" или "Красные" против "Белых". Двоевластие в конце 20 века будет следующее - сначала Горбачев против Ельцина. Потом Ельцин против Верховного совета. То есть Смута всегда раскалывает власть на 2 противоборствующих лагеря.

В конечном итоге Борис Годунов переиграл Боярскую Думу и стал царем. Подробнее о том, как это происходило .

Движущие элементы Смутного времени

Нужно понимать, что Смута это массовое явление, в котором принимали участие практически все слои населения и социальные группы. Тем не менее было три крупных сословия, которые сыграли исключительную роль в тех событиях, и о которых нужно рассказать отдельно. Это следующие группы:

  1. Стрельцы.
  2. Казачество.
  3. «Боевые холопы».

Рассмотрим подробно каждую из этих групп.

Боевые холопы

Проблема в России после голода 1601-1603 годов заключалась и в том, что рост численности служилых людей обгонял рост земельного фонда. В стране (даже странно такое говорить о России) не было ресурсов, чтобы обеспечить всех детей дворянских землей. В результате на Руси стал возникать слой "Боевых холопов".

Это были те дворяне, у которых не было земли, но у которых было оружие (мало об этом говорят, но Иван Болотников был из числа Боевых холопов), и которые шли в услужение в качестве военного услуги к какому-то боярину или богатому дворянину. Процент Боевых холопов на Руси в конце 16 начале 17 века был +/-10%. А теперь подумайте вот о чем... События 90-х годов (распад СССР). Тогда тех кто служит в различных частных и охранных фирмах, в армии, и всех вооруженных людей в стране - это как раз те самые 10%. То есть это социальный динамит, который может взорваться в любой момент.

Что такое боевые холопы в начале 16 века? На 25 тысяч дворян в ополчении приходилось до 5 тысяч боевых холопов.

Например после обстрела Ивангорода в 1590 году воеводы повели на штурм 350 стрельцов, 400 казаков и 2382 боевых холопа. То есть боевых холопов было очень много, и их удельный вес в войске изменил его структуру в пользование этих людей. И эти люди были крайне недовольны своим положением.

Именно из боевых холопов происходил руководитель самого крупного восстания низов времен 1602-1603 году - Хлопко Касолап. В 1603 году он подошел к Москве, и чтобы его разгромить пришлось послать регулярное войско.

Стрельцы

Стрельцы, как военное подразделение, были созданы в середине 16 века. Несомненным достоинством его создания было то, что именно благодаря стрелецкому войску была взята Казань. В Москве стрельцов было 10 тысяч человек (то есть достаточно большая социальная прослойка). В других крупных городах до 1 тысячи человек. Оклад стрельцам составлял от 7 рублей в Москве до 0,5 рубля на окраинах. Получали они и хлебное жалование.

Проблема была в том, что полностью они получали деньги только во время военных действий. Кроме того стрельцы получали деньги с большой задержкой, поскольку те, кто раздавал деньги, по русской традиции - воровали. Поэтому стрельцы, жившие в посадских поселениях, держали огороды, занимались торговлей, некоторые даже бандитизмом. Поэтому они чувствовали социальное родство с посадскими людьми, т.к. образ жизни и приоритеты их были идентичными.

Казачество в период Смутного времени

Еще одна группа, которая сыграла исключительно важную роль в Смутном времени в России, и которая тоже была недовольна властью - казачество. Общая численность казачества в конце 16 века от Днепра до реки Яик (современная река Урал) оценивается в 11-14 тысяч человек. Казачья организация была следующей: В России это было станица, на Украине - сотня. Вольные станицы не являлись частью правительственных войск, но фактически несли службу по охране границы.

После обнищания на Дон бежали боевые холопы, правительство требовало вывести их, но существовало правило - "С Дона выдачи нет!". Отсюда антиказаческие меры Годунова, который пытался вернуть боевых холопов, поскольку на него давило богатое дворянство. Естественно это вызывало недовольство и казачества. В результате Годунов попал в ситуацию когда всё, чтобы он не делал, проблему не решало, а усугубляло.

Казачество было связано с южными уездами, в которых социальные противоречия и так отличались остротой, потому что в южной уезды бежали те кто был обижен властью. То есть казаки это такой обособленный пласт, который всегда считал себя выше остальных.

Начало открытой стадии Смуты

Таким образом, можно сказать, что на рубеже 16-17 веков в России сложилась взрывоопасная ситуация:

  1. обострились практически все возможные противоречия между сословиями и внутри них.
  2. усилились противостояния внутри страны – «Юг» против «Центра».

Было выработано очень много "социального динамита" и оставалось только заинтересованным лицам зажечь фитиль. И его зажгли одновременно в России и в Польше. В начале 17 века сложилась ситуации в России, которая способствовала переходу Смутного времени из латентного (скрытого) состояния, в состояние открытое.


Первая стадия Смуты

В Польше появился человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича. Разумеется, он заявил о своих правах на престол и стал собирать в Польше войско, чтобы идти и силой вернуть «свой» престол. Я не буду сейчас подробно останавливаться на этом человеке и элементах его попытке (причем удачной) захвата власти. У нас на сайте есть целая статья, где подробным образом рассмотрены все события этой стадии. Причитать ее можно по этой ссылке .

Скажу только, что на этом этапе Польша не поддерживала Лжедмитрия. Он набрал там войско наемников, но польский король Сигизмунд 3 дистанцировался от этого похода. Более того, он даже предупредил Годунова, что «по его душу» идет человек.

На этом этапе:

  1. Шла династическая борьба за власть.
  2. Появился Лжедмитрия 1.
  3. Масштабы Смутного времени были еще небольшими. Фактически вовлечена в них была пока только элита.
  4. Убийство Лжедмитрия 1.

Вторая стадия Смуты

После свержения Лжедмитрия Василий Шуйский стал царем. Кстати, далеко не последнюю роль в убийстве самозванца сыграл сам будущий царь. Большинство историков сходятся во мнении, что это был именно его заговор, который он с блеском реализовал. Воцарение Шуйского, как считал историк Платонов, это начало вступления Смутного времени во второй период (дворянский), отмеченный уже не только династической борьбой за власть, но и глубокими социальными конфликтами. Хотя начиналось правление Шуйского очень неплохо, с подавления восстания Болотникова. Вообще восстание Болотника это крайне важная вещь для понимания сути Смуты в России. Опять же, подробно рассматривать этот вопрос в данной теме не будем, поскольку эта тема уже была нами разобрана. Вот ссылка для ознакомления .

Важно понимать, что восстание Болотникова это не крестьянская война, как нам часто пытаются ее представить, а борьба за власть в условиях Смуты. Болотников был человеком Лжедмитрия 1, всегда действовал от его имени и преследовал конкретную цель – власть.

Смутное время в России характеризовалось следующим явлением. Вольное казачество, особенно на заключительном этапе Смуты, претендовало на замену дворянства в его функции военной защиты страны. То есть у Смутного времени было много измерений, но очень важным измерением была борьба дворянства и казачества за то, кто станет главным военным сословием страны. Казаки бились не за свободу. Это они потом, при Разине, через 50 лет после окончания Смутного времени, будут биться за свободу. Здесь они бились за то, чтобы занять место дворянства. Это стало возможным из-за того, что Опричнина, раскачав ситуацию в стране, оставила некоторые пустоты.

Тушинцы и их роль в Смуте

Долгое время в России сохранялось двоевластие. С одной стороны был законный царь Василий Шуйский в Москве, а с другой стороны был Лжедмитрий 2 с Тушинским лагерем. Фактически, этот лагерь стал рассадником бандитизма и всякой нечестии, которая грабила страну. Не случайно народ называл потом этого человек «тушинский вор». Но такая ситуация была возможна только до тех пор, пока силы были равны. Как только Шуйский получил в помощь шведские войска, а польский король Сигизмунд 3 начал поход на Смоленск – Тушинский лагерь распался автоматически. Вмешательство польского короля и распад Тушинского лагеря стали важным этапом развитие всех событий Смутного времени.

На этой стадии произошло:

  • Победа царский войск над Болотниковым.
  • Появление Лжедмитрия 2.
  • Смута приобретает массовость. Все большее число людей оказывается вовлеченынми в события.
  • Формирование Тушинского лагеря, как альтернативы действующей власти.
  • Отсутствие элементов интервенции.

Третья стадия Смутного времени в России

Смерть Тушинского вора и начало хозяйничества поляков в Москве стало началом 3 фазы Смутного времени в России - национально-религиозной или общесоциальной. Ситуация максимально упростилась. Если до 1610 года ситуация была очень сложной, потому что одни русские силы призывали на свою сторону иностранцев, другие русские призывали других иностранцев, т.е. такая смешанная ситуация. Теперь ситуация стала очень простой: вот поляки католики, а вот русские православные. То есть борьба стала национально-религиозной. И ударной силой этой национальной борьбы стали Земские ополчения.

Конечными героями этих события стали Минин и Пожарский , которые выбили поляков из страны. Но опять же не стоит идеализировать образы этих людей, поскольку мы мало, что достоверно знаем о них. Известно только, что Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо, и его поход на Москву был родовым гербом, что напрямую указывает на его попытку захвата власти. Но это уже другая история. Можете прочитать в этой статье о событиях тех лет.

На этом этапе:

  • Началась польская и шведская интервенция в Россию.
  • Убийство Лжедмитрия 2.
  • Начало Земских ополчений.
  • Захват Москвы Мининым и Пожарским. Освобождение города от польских захватчиков.
  • Созвание Земского Собора 1613 года и воцарение новой правящей династии - Романовы.

Окончание Смутного времени


Формально Смутное время в России завершилось в 1613-1614 годах, с началом правления Михаила Романова. Но по факту в этот момент было сделано только следующее - поляки выкинуты из Москвы и... И все! Окончательно решить польский вопрос удалось только в 1618 году. Ведь Сигизмунд и Владислав активно претендовали на российский престол, понимая что местная власть там крайне слаба. Но в итоге было подписано Деулинское перемирие, по которому Россия признавала все завоевания Польши в период Смуты, а между странами устанавливался мир на 14,5 лет.

Но была еще и Швеция, которую призвал Шуйский. Мало кто об этом говорит, но Швеция владела практически всеми северными землями, включая Новгород. В 1617 году Россия и Швеция подписали Столбовский мир, по которому шведы вернули Новгород, но сохранили за собой все побережье Балтики.

Последствия Смуты для России

Смутное время это всегда тяжелая фаза, которая очень сильно бьет по стране, и из которой потом очень долго нужно выходить. так было и в России. Смута формально прекратилась с воцарением Романовых, но по факту это было не так. Еще долгие годы русские цари активно боролись с пассивными, но все же с элементами Смуты, в стране.

Если говорить про последствия Смутного времени в России, то можно выделить следующие основные последствия:

  1. Россия сохранила свою независимость и право быть государством.
  2. Создание новой правящей династии Романовых.
  3. Страшное экономическое разорение и истощение страны. Простые люди массово бежали на окраины.
  4. Падение авторитета церкви. Люди не могли понять, как церковь могла допустить такую пассивность в борьбе с интервентами.
  5. Произошло полное закрепощение крестьян, чего раньше не было.
  6. Россия потеряла часть своей территории (Смоленск, Балтику (выход к которой потом так настойчиво будет добиваться Петр 1) и Северные регионы страны).
  7. Военный потенциал страны был фактически уничтожен.

Это основные последствия, которые были крайне важны для страны. но самое главное - Россия сохранила свою государственность и продолжила развиваться. Попытки Польши и Швеции захватить власть в России закончились ничем.


Сложность толкования Смуты

Смутное время было очень неудобным для советских историков. Дореволюционная историография не создала строгую концепцию смуты. Есть схемы Ключевского и Платонова (мы позже поговорим о них) - они эмпирически очень неплохо отражают реальность, но концепции Смуты они не дают. Потому что для того чтобы разработать концепцию Смутного времени в России нужно сначала разработать концепцию русской истории и концепцию самодержавия. Но этого не было. У советских историков совсем дела плохо обстояло с концепцией Смуты. Собственно никакой Смуты советские историки не изучали. Пример профессора Андрея Фурсова:

когда сдавал русскую историю, вернее историю СССР, в билетах не было вопроса "Смутное время". В билетах было два совершенно разных вопроса: «Восстание под руководством Ивана Болотникова» и «Иностранная интервенция в начале 17 века».

Андрей Фурсов, историк

То есть Смуту рассеяли, словно ее и не было. И понятно почему. Дело в том, что в Смутном времени для советских историков в противоречие пришло буквально все. С классовой точки зрения советский историк должен был стоять на стороне Ивана Болотникова, потому что он боролся против эксплуататоров. Но дело в том, что Иван Болотников был человеком Лжедмитрия 1 (об этом мы ниже будем говорить), а Лжедмитрий был связан с поляками и шведами. И получается, что восстание Болотникова это элемент деятельности Лжедмитрия по предательству страны. То есть, это то, что бьет по государственному строю России. С патриотической точки зрения советскому историку никак нельзя было быть на стороне Болотникова. Поэтому решили сделать очень просто. Смутное время интегрально рассекли: восстание Болотникова это одно, а интервенция - другое. Лжедмитрий вообще третье. Но это была абсолютные фальшивка. Всё было намного сложнее. И Все это было очень тесно связано, и никакого Болотникова бы не было без Лжедмитрия и Смуты.

Чем фактически была Смута в истории России

Смута, безусловно, была революционным событием. Чем принципиально революция отличается от восстания? Кто знает, кстати, когда термин "революция" появился, как политический? Подсказка - есть какая-то связь между словом "революция" и "револьвер"? Помимо того что в революциях используются револьверы... Есть какая-то связь в названиях "революция" и "револьвер"? Дело касается того, что барабан "крутится". Сначала революция появился в 1688 году во время, так называемой, "Славной революции" в Англии, когда как бы все вернулось на круги своя. То есть изначально революцией назывался поворот на 360 градусов. Совершили оборот и вернулись на свои места с некоторыми изменениями. Но со времен французской революции 1789-1799 годов революциями стали называть поворот не на 360 градусов, а на 180. То есть повернулись, но не вернулась в предыдущую точку.

Любые народные движения можно разделить на 3 категории:

  1. дворцовые перевороты. Это разборки элиты.
  2. восстания и бунты. Активное участие принимает население.
  3. революции. Когда происходят революции, происходит следующее - часть элиты входит в союз с частью населения, и бросает его против другой части элиты. Так что на какой-то момент верхушка самая начинает выражать интересы общества, а не только свои. Поэтому на короткий момент революции происходит единение. Потом в большинстве случаев элита обманывает общество.

И в Смутном времени начала 17 века, безусловно, видны некоторые революционные черты, тем более что после Смуты окончательно встал на ноги самодержавно-крепостнический строй, которого до этого на Руси не было.

Историки считают, что государственное управление после смуты оказало положительное влияние на Россию, и преобразования Романовых спасли страну от тяжких последствий этого периода.

Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Смута в начале 17 века - один из самых тяжелых и трагических периодов в русской истории, оказавший судьбоносное влияние на судьбу нашего государства. Само название - «Смута», «Смутное время» очень точно отражает атмосферу того времени.

Краткое описание событий смуты

Царствование Ивана Грозного сильно ослабило Россию. Царь не оставил наследника, который мог бы справиться с управлением России в это сложное время. Старший сын Иван был в припадке гнева убит царем. Другой сын, Федор, занявший престол после смерти отца, мечтал стать монахом и мало интересовался государственными делами. Фактически вместо него правил его родственник, умный и волевой боярин Борис Годунов . Самый младший сын Ивана Грозного - Дмитрий - погиб при невыясненных обстоятельствах, но народная молва обвинила в его гибели Бориса Годунова.

В 1598 году после смерти бездетного царя Федора династия Рюриковичей, правившая Россией более семи веков, пресеклась. Земский собор избрал Годунова на царство. Началось его правление успешно, но несколько страшных неурожайных лет сильно ослабили власть Годунова. В народе стали считать его неправедным, ненастоящим царем, хотя он прилагал все усилия, чтобы накормить голодных. Достаточно было только искры, чтобы в России разгорелся пожар народной смуты.

В начале 17 века в Польше объявился человек, который назвался «чудесно спасшимся» царевичем Димитрием. Но это был не Дмитрий, а беглый монах Григорий Отрепьев . Поэтому его называют Лжедмитрием. Собрав войско, Лжедмитрий пошел в поход на Москву. В его войско входили отряды польских воинов и недовольных Годуновым русских дворян. Но армия Годунова разбила разношерстное русско-польское войско Лжедмитрия. И только неожиданная смерть Годунова спасла самозванца.

Москва открыла ему свои ворота, и Лжедмитрий стал царем. Но правил он всего год. Бояре недовольные тем, что главными советниками Лжедмитрия стали приехавшие вместе с ним поляки, организовали заговор. Лжедмитрий был убит, а царем был назван боярин Василий Шуйский, хитрый интриган, но слабый правитель. Народ не считал его законным царем. Объявились новые самозванцы, которые называли себя именами различных «чудесно спасшихся» русских царей. И каждый из них со своим войском разорял и грабил русские земли.

Этой ситуацией воспользовались иноземные враги России - поляки и шведы. Польское войско заняло значительные территории и с помощью части бояр захватило Москву. Шведы тем временем захватили Новгородские земли. Встал вопрос о существовании независимого Русского государства.

Многие русские люди считали, что иноземцев и самозванцев нужно изгнать из пределов Руси. В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение, каждый русский человек должен был отдать пятую часть имущества на его создание. Возглавили ополчение горожанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский .

В 1611 году народная армия заняла Москву. Через два года собрался Земский собор, на котором новым царем был избран Михаил Романов.

Последствия смуты 17 века в России

Оценить значение Смутного времени для судьбы нашего государства очень тяжело. Непосредственные события этого периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны.

Экономика стабилизировалась только в третьей четверти XVII в. Тогда же благодаря резкому ограничению торговых прав английских купцов (1649-1650 гг.) и протекционистскому таможенному уставу (1667 г.) русская торговля оказалась практически полностью под русским контролем. Ведь после Смуты в Россию как стервятники хлынули голландские и английские купцы. Они поставили значительную часть русской торговли под свой контроль - вплоть до того, что в некоторых областях начали диктовать цены на русские товары.

Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель, которые предстояло возвращать с большими потерями: Смоленск, западная Украина, Кольский полуостров. На неопределенный период можно было забыть о выходе к морю, а значит и о торговле с западной Европой. Сильно ослабленное русское государство находилось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары.

В общем, несмотря на победу, судьба государства висела на волоске. С другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов, становление новой династии - сплотили общество, на качественно новую ступень поднялось самосознание русского народа.

После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования - хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, культивируется лен и другие технические культуры. Северо-восток начинает специализироваться на скотоводстве. Заметное развитие в этих регионах получают и крестьянские промыслы: на северо-западе - ткацкий, на северо-востоке - кожевенный. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение: Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (недалеко от Брянска). Новым явлением в экономике стали мануфактуры - крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер - у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги "гулящих людей". Власть принимает меры для поддержания "торгового сословия", прежде всего его привилегированной верхушки - гостей. В 1653 г. принимается Торговый устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены продаваемого товара. Конкуренты русских купцов - иностранцы - должны были платить 8%, а по Новоторговому уставу 1667 г. - 10%.

В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер - Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный - Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" - добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" - первый корабль, способный выдержать морское плавание.


Было соборное уложение, в котором было прописано окончательное закрепощение русских крестьян(а именно все имущество и земли переходят к помещику, который становится владельцем крестьян)

История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции Нефедов Сергей Александрович

1.1. Россия после смуты

1.1. Россия после смуты

Избрание на царство Михаила Федоровича было шагом на пути к политической стабильности, но Смута закончилась не сразу. Первые годы нового царствования были наполнены восстаниями и войнами; война с Польшей закончилась только в 1618 году. Россия была вынуждена признать утрату западных областей, Смоленска и северских городов; западная граница страны вернулась к рубежам времен Ивана III. Еще более тяжелым было положение на юге: все южные области были опустошены, татары ежегодно переправлялись через Оку и иногда доходили до окрестностей Москвы. За время Смуты в полон были выведены сотни тысяч русских людей, и, принимая московского посла, персидский шах Аббас выражал удивление, что в Русском государстве еще остались люди. Чтобы остановить непрекращающиеся набеги, русское правительство согласилось платить крымскому хану ежегодные «поминки», и до середины XVII века было уплачено (вместе с другими подношениями) более 900 тысяч рублей – примерно 25 тысяч рублей в год. В 1647 году шведский резидент Фарбер писал, что «татары со своими соседями исправно получают каждый год обыкновенную дань, по 30 тысяч рублей и мехами». Фактически это было восстановление прежней татарской дани – более того, по своим размерам эта дань была много больше прежней. По некоторым оценкам, ежегодные военные расходы русского государства (то есть основная часть бюджета) составляли в 1620-х годах около 280 тысяч рублей. Таким образом, новая татарская дань отнимала примерно 7–8 % государственного дохода.

В контексте трехфакторной модели наиболее важными представляются демографические последствия катастрофы. Великая Смута нанесла страшный удар России. Города лежали в развалинах, повсюду виднелись пепелища деревень. «Вотчины монастырские все до основания разорены, – писали монахи Иосифо-Волоколамского монастыря, – и крестьянишка с женами и детьми посечены, а достальные в полон повыведены… все пусто, стоит лес да небо». Бывшие пашни заросли лесом, и в некоторых местах крестьяне вернулись к подсечному земледелию – как в начальные времена Киевской Руси. Судя по данным переписей, в Новгородской земле численность населения в 1620 году была вдвое меньше, чем в 1582 году, и в 10 раз меньше, чем в 1500 году. В вотчинах Троице-Сергиева монастыря, разбросанных по всему центральному району, площадь пашни сократилась более чем в 10 раз. В Московском уезде по данным переписи 1626–1629 годов регулярно обрабатывалось только 1/8 прежней пашни, остальная часть заросла лесом или использовалась под перелог.

Масштабы запустения центральных областей Замосковья, можно оценить только в сравнении с численностью населения в более поздний период, например, в 1678 году. Данные переписей 1620-х годов и 1678 года сохранились не полностью, поэтому Ю. Готье – в целях взаимной проверки – оценивал рост населения двояко: по 115 крупным имениям и 9 уездам. В первом случае количество дворов увеличилось за указанный период в 2,5, во втором случае – в 2,8 раза; численность населения возросла соответственно в 3,4 и 4 раза. Возможно, этот рост отчасти объясняется неполнотой учета в 1620-х годах, однако сопоставление с другой переписью, 1646 года, также указывает на быстрый рост населения: в трех уездах (Боровском, Гороховецком и Клинском) число дворов в 1646–1678 годах увеличилось в 2 раза, а население – в 2,7 раза. В Новгородской земле, где восстановление было более медленным, число дворов увеличилось в 1646–1678 годах в 1,43 раза, а население – в 2,15 раза.

Северная часть страны, Поморье, была меньше затронута бедствиями, чем центральные области. Часть жителей Замосковья бежала от Смуты на Двину и Вятку, поэтому население отдельных районов Севера в это время на только не уменьшилось, но и возросло. В 1620-х годах новые деревни, починки, составляли почти половину вятских деревень; в Устьянских волостях на Двине в 1646 году запашка была втрое больше, чем до катастрофы 1569–1572 годов. В годы после Смуты площадь пашни на Севере была больше, чем в разоренном Замосковье; Север на некоторое время стал опорным краем Руси.

В целом по переписи 1646 года население страны составляло 551 тысячу крестьянских и 31 тысячу посадских дворов. Если принять среднюю населенность двора в 6 человек, то получится 3,5 млн., а с поправкой на недоучет (который Я. Е. Водарский оценивает в 25 %) – 4,5–5 млн. На 1620 год численность населения, была, конечно, меньше; если считать ежегодный прирост около 1 %, то получится 3,5 млн. В 1550-х годах, по оценке А. И. Копанева, население составляло 9 – 10 млн., то есть две демографические катастрофы уменьшили население в 2,5–3 раза.

В экономическом и политическом отношении страна была отброшена на несколько столетий назад. Государственный аппарат развалился, налоговая система практически не функционировала, и войско было нечем оплачивать. В январе 1613 года в Москве собрался Земский Собор для избрания царя; помимо бояр, священников, дворян и посадских людей в Соборе впервые участвовали выборные от черносошных крестьян и казаков. Решающее слово в выборах царя оказалось за казаками, которые едва ли не силой заставили бояр принять кандидатуру 17-летнего Михаила Романова. «Казаки и чернь не отходили от Кремля, пока дума и земские чины в тот же день не присягнули царю», – свидетельствует современник. Польский король Сигизмунд был убежден, что чернь возвела Михаила на престол против воли знатных.

По своей молодости царь не мог выступать в роли самодержца; некоторые историки полагают, что при вступлении на престол Михаил подписал обязательство, ограничивающее его власть. Как бы то ни было, первые десять лет своего царствования Михаил правил совместно с Земским Собором, находя в нем совет и опору. Если прежде царские грамоты заканчивались традиционной формулой: «Царь приказал и бояре приговорили», то на грамотах Михаила Романова появляется новая формула: «По царскому указу и земскому приговору».

Обстоятельства избрания и образ правления царя Михаила способствовали созданию легенды об «избранном всем миром народном царе». Новый царь старался выступать в роли блюстителя справедливости и был внимателен к жалобам простых людей об обидах, чинимых им «сильными». Для принятия жалоб и розыска создавались специальные «сыскные приказы», один из них назывался «Приказ, где на сильных бьют челом» – нечто вроде Челобитного приказа, учрежденного Иваном Грозным. «Народное представление о царе-блюстителе высшей справедливости заставляло население тянуться со своими нуждами к престолу… – писал А. Е. Пресняков. – Московская средневековая монархия вырастала на народном корню».

В этот период – впервые в русской истории – мы встречаем упоминания о государственных учреждениях, систематически оказывающих помощь крестьянам. «Нынешний великий князь-государь очень благочестивый, который подобно отцу своему, не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел, – свидетельствует гольштинский посол Адам Олеарий. – Если кто-нибудь из них обеднеет вследствие неурожая хлеба или по другим случайностям… то ему от приказа или канцелярии, в ведении которой он находится, дается пособие, и вообще обращается внимание на его деятельность, чтобы он мог снова поправиться, заплатить долг свой и внести подати начальству». Имеются также сведения о том, что правительство в интересах населения ограничивало цены на хлеб и регулировало хлебную торговлю – это наводит на ассоциации с аналогичными османскими порядками.

Народный характер новой монархии определялся также и тем обстоятельством, что она родилась вследствие компромисса между сословиями. Монархии стоило большого труда примирить дворян и казаков (которые, по сути, были восставшими крестьянами и холопами). После воцарения Михаила многие казаки вернулись к крестьянской жизни и устроились на пашню «по льготе»; другие поступили на царскую службу. Казаки превратились в многочисленное военное сословие: они пользовались внутренним самоуправлением, жили в пограничных крепостях, имели земельные наделы и получали дополнительное денежное жалованье. Часть казаков (полторы тысячи) получила поместья, некоторые стали дворянами. Таким образом, наиболее активная часть крестьянства не только улучшила свое экономическое положение, но и добилась повышения своего социального статуса. То, что часть восставших была включена в военные структуры нового государства, несомненно, свидетельствовало о достижении соглашения между враждовавшими сословиями.

Возникшая на основе компромисса новая власть была слабой. Вместо того, чтобы требовать, царь и Собор униженно просили взаймы деньги у купцов Строгановых: «Если же вы нам взаймы денег, хлеба и товаров не дадите, и ратные люди, не терпя голоду и нужды, из Москвы разойдутся, то вам от бога не пройдет это даром, что православная христианская вера разорится». Для содержания ратников освободившего Москву ополчения Земский Собор решил собрать «пятую деньгу» с посадских жителей. Однако во многих городах отказывались платить сполна и оказывали открытое сопротивление сборщикам. Крестьяне при попытке властей собрать с них чрезвычайные налоги бросали свои деревни и уходили туда, где им давали льготы: так случилось, к примеру, в Кирилло-Белозерском монастыре. «Государевой казны нет нисколько, – говорилось в указе, – кроме таможенных и кабацких денег государевым деньгам сбору нет». В 1626 году отсутствие денег заставило правительство уменьшить вес серебряной копейки, новая монета весила 0,47 грамма, почти на треть меньше, чем прежде.

После заключения мира с поляками из плена вернулся патриарх Филарет, отец царя, который стал фактическим руководителем правительства. Филарет вырос в эпоху Ивана Грозного и придерживался старых понятий о значении царской власти. Патриарх получил титул «Великого Государя» и правил как самодержец. С 1622 года перестают собираться Земские Соборы, и понятие «совет всей земли» исчезает из правительственных документов. «Филарет был… настолько властным, что даже сам царь боялся его, – писал архиепископ Пахомий. – Он держал в повиновении бояр и других царских людей, ссылая их или налагая на них другие наказания… Он управлял всеми государственными и военными делами царства».

Филарет энергично взялся за восстановление налоговой системы. Чтобы наладить сбор налогов, необходимо было провести перепись земель, подобную тем, которые производились в XVI веке. Первые же попытки проведения переписи в отдельных районах показали, что площадь «живущей» (т. е. регулярно засеваемой) пашни сократилась в 4, в 10 и более раз. Чтобы уклониться от налогов, крестьяне указывали в качестве тяглых наделов мизерные участки в одну – две четверти (четверть – половина десятины). В Шелонской пятине на «обжу», которую когда-то распахивал один крестьянин, теперь приходилось больше 20 дворов; общая сумма налогов сократилась в 50 раз. Правительство боялось возобновления восстаний, и писцы не смели выявлять утайку пашен; им было приказано действовать со всяческой осмотрительностью, чтобы крестьян «не оскорбить». При таких обстоятельствах в 20-х годах была-таки проведена перепись и назначены новые налоги: «ямские деньги» и собиравшийся натурой «стрелецкий хлеб». Как и раньше, окладной единицей служила «соха», содержавшая на поместных и вотчинных землях 800 четвертей «живущей пашни», на монастырских землях в «соху» клали 600 четвертей, а на черных землях – 500 четвертей. Правительство попыталось получить необходимые деньги, взимая с мизерных тяглых наделов достаточно высокие налоги. В конце 20-х годов с сохи брали 400 рублей ямских денег и 100 «юфтей» стрелецкого хлеба (юфть – это четверть ржи плюс четверть овса). В пересчете на хлеб крестьянский двор, имевший надел в 1 четверть на поместных землях, должен был отдавать в уплату налогов около 7 пудов ржи и овса, примерно 1,4 пуда на душу населения. Это была ставка, в 2–3 раза более высокая, чем до Смуты, и естественно, что слабая власть не смогла заставить крестьян платить такие налоги. Характерно, что ходатаями за крестьян выступили дворяне – ведь высокие налоги уменьшали их ренту. Дворяне засыпали правительство коллективными челобитными. Служилые люди из Торопца и Холма писали, что «которые де крестьяне и бобыли в их поместьях и вотчинах оселились внове, после разоренья… те крестьяне ныне живут за ними по льготе, а подмогают их они государевым денежным жалованьем». Помещики из Зубцовска били челом, что «которые у нас остались от разоренья бобылишка, и те кормятся христовым именем, а иных мы, холопи ваши, тем же вашим государским жалованием денежным делимся и подмогаем».

В канун Смоленской войны коллективная подача челобитных приобрела характер массового политического движения – и не терпевший пререканий Филарет был вынужден пойти на уступки. Была введена новая окладная единица, «живущая четверть», которая заменила прежнюю реальную четверть «живущей» пашни. В «живущую четверть» на поместных и вотчинных землях стали класть 8 крестьянских и 4 бобыльских двора или (в других уездах) 12 крестьянских и 8 бобыльских дворов. Если раньше четверть пашни (1/800 часть «сохи») соответствовала примерно 1 крестьянскому двору, то теперь «живущая четверть» (тоже 1/800 часть «сохи») соответствовала 10 или 16 дворам (два бобыльских двора считались за один крестьянский). Обложение «сохи» осталось прежним, а число дворов в сохе возросло в 10–16 раз – следовательно, налоги с двора уменьшились более, чем в 10 раз! Эта впечатляющая победа дворян продемонстрировала полное бессилие правительства. Филарету не удалось восстановить самодержавие, и страна продолжала оставаться ареной борьбы сословий.

Уменьшив налоги с поместных земель, власти были вынуждены сократить и податное обложение монастырей. В «живущую четверть» на монастырских землях клали 6 крестьянских и 3 бобыльских двора. Поскольку в монастырской «сохе» было 600 четвертей, то налоги на монастырских землях были примерно в 2,3 выше, чем на поместных. Кроме того, во время войн монастырские и «черные» крестьяне были обязаны поставлять «даточных» (или «посошных») людей и платить «ратным людям на жалование»; в отдельные годы это резко увеличивало тяжесть повинностей. Хуже всего было положение крестьян на «черных» землях; «живущая четверть» оставалась здесь реальной четвертью пашни, и обложение «черных» крестьян, таким образом, сохранялось на прежнем высоком уровне. Земли центральных уездов были розданы в поместья, и основные массивы «черных» земель располагались на Севере и в Вятской области. На «черных» землях стрелецкий хлеб выплачивался деньгами, и до начала Смоленской войны вятские крестьяне платили примерно 260 дене; по официальным расценкам это составляло около 20 пудов хлеба со двора или примерно 4 пуда с души. Это было в 10–20 раз больше, чем налоги поместных крестьян, но при этом нужно, конечно, учесть, что «черные» крестьяне не платили оброков помещикам.

Табл. 1.1. Основные налоги поместных и вотчинных крестьян.

В «сохе» условно принимается 10 тысяч дворов.

В целом уровень налогов определялся размерами податей поместных и вотчинных крестьян, которые составляли основную часть населения страны. В 1670-х годах этот уровень был низким: в пять – шесть раз ниже, чем во времена Ивана Грозного и Петра I. Голландский посол Кунрад Кленк писал, что «в мирное время в Московии платится мало», но в военное время налоги значительно увеличиваются.

Реформа начала 1630-х годов означала отказ от измерения полей и замену поземельного налога подворным – правительство признало невозможность восстановления старой фискальной системы и пошло по пути ее упрощения – упрощения, которое можно назвать деградацией. Более того, государство были вынуждено резко снизить налоги – и в результате лишилось средств. Пришлось сократить войско, распустить большую часть служилых людей «по прибору», стрельцов и казаков, а остальным назначить земельное жалование. Чтобы достать деньги, стали увеличивать косвенные налоги, таможенные и питейные сборы. Насаждение кабаков и кружечных дворов вызывало сопротивление волостных «миров», которые часто просили власти убрать кабаки, но власти соглашались на это только за большой «откуп». Увеличение числа таможен и кабаков дало существенные результаты, и в 1630-х годах эти сборы давали основную часть государственных доходов – хотя, конечно, это не решило финансовой проблемы.

Во время Смуты особенно тяжело пострадали города: в середине XVII века население городских посадов оставалось в 2,5 раза меньше, чем столетие назад. Наличие свободных земель не создавало у крестьян стимула к занятию ремеслом и переселению в города, поэтому в XVII веке города росли сравнительно медленно. Русские города этого периода были в большей степени крепостями и административными центрами, нежели торгово-ремесленными поселениями. Жившие в городах «служилые люди» – дворяне, стрельцы, казаки и т. д. – по своей численности превосходили «посадских людей», торговцев и ремесленников. По оценке Я. Е. Водарского, в 1652 году городское население составляло 247 тыс. человек мужского пола, в том числе 139 тыс. служилых и 108 тыс. посадских людей, в 1678 году – 329 тыс. человек, в том числе 149 тыс. служилых и 134 тыс. посадских людей. Население Москвы в 1640-х годах насчитывало около 38 тыс. жителей мужского пола, в том числе около 20 тыс. служилых, 10 тыс. посадских и 8 тыс. «прочих»; к 1680 году число жителей возросло до 51 тыс., в том числе 20 тыс. служилых, 20 тыс. посадских и 11 тыс. «прочих». Другие города намного уступали размерами Москве: в Ярославле в конце XVII века насчитывалось 8 тыс. жителей мужского пола, в Пскове, Казани и Астрахани – 5 тыс. Новгород, когда-то превосходивший по размерам Москву, находился в глубоком упадке, мужское население этого города не превышало 3 тыс.

Среди городского населения выделялась богатая торгово-промышленная верхушка – «гости», торговые люди гостиной и суконной сотен. Это привилегированное купечество вело торговлю в масштабе всей страны и имело капиталы в тысячи рублей, однако оно было очень немногочисленно: в конце XVII века оно насчитывало лишь 250–300 семей. Собственно же посадские люди были в основной массе мелкими ремесленниками и торговцами, торговавшими со скамей и лотков, и стоимость товаров у них не достигала подчас одного рубля.

После разорения времен Смуты уровень развития ремесел и промышленности оставался низким. Крупное ремесло было представлено несколькими десятками кожевенных мастерских и винокурен. На соляных промыслах близ Соли Камской в конце XVII века имелось около 200 варниц, на которых было занято около 4 тыс. работников. Мануфактуры были редким явлением; они обычно принадлежали либо дворцовому хозяйству (Хамовный, Печатный, Монетный дворы), либо иностранцам. Голландские предприниматели построили близ Тулы и Каширы несколько доменных заводов, в основном отливавших пушки. В начале 1660-х годов на этих предприятиях насчитывалось всего лишь 119 постоянных рабочих, в том числе 56 иностранцев.

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

автора Боханов Александр Николаевич

Глава 19. Государство после Смуты Уже русские историки XIX в. разрабатывали концепцию «новой истории» в истории России, ее начала с XVII в. (С.М. Соловьев. Б.О. Ключевский и др.). В частности, Ключевский ее признаки видел в появлении новой династии, расширении территории страны

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 78. Патриарх Филарет и восстановление России после Смуты Летом 1619 г. возвратился из плена в Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан, после смерти патриарха Гермогена (1612) и избрания на царство Михаила, берегли

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

36. Смуты после смерти Суллы: Лепид (78…77 г. до Р. X.); Серторий (80…72 г. до. Р. X.); Спартак (74…71 г. до Р. X.). Едва Сулла сошел с политической арены, как возобновились смуты, постоянно нарушавшие внутренний и внешний покой государства. Ни один из полководцев, которые вышли из школы

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ СМУТЫ Задачи внешней политики. Внешнее международное положение государства существенно изменилось под действием Смуты, стало несравненно тяжелее прежнего. Старая династия в продолжение полутора веков неуклонно вела

Из книги Смута в Московском государстве автора Коллектив авторов

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Войны Рима в Испании. 154-133 гг. до н. э. автора Симон Гельмут

§ 1. Новые «смуты и волнения» после спокойных времен; вторжение лузитан Годы после Персеевой войны были для Римской империи временем спокойствия. Мелкие операции, то тут, то там проводившиеся на границе (см.: Liv., per. 46), были настолько незначительны, что в сенате стали

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

После Смуты Русские поняли, что междуцарствие к добру не ведет, и, дабы избежать появления новых претендентов на трон, к выборам властителя приступили тотчас после освобождения Москвы. Помня, к чему привело кулуарное избрание Шуйского, в начале 1613 года был созван Земский

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 7. РОССИЯ В ПЕРИОД СМУТЫ § 1. Великий голод и начало СмутыОтносительное спокойствие в Русском государстве длилось недолго. Уже в 1601 г. проявились признаки серьезного кризиса во всех областях жизни страны.Все началось со страшного голода, который обрушился на

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РОССИЯ В КАНУН СМУТЫ Итак, Иван IV умер. О его смерти бояре не спешили объявить народу, пока не были приняты необходимые меры обороны Кремля и не принята Федором Ивановичем присяга бояр. На ведущую роль в государстве рассчитывал Б.Я. Бельский, и он не стал терять времени:

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 19 Государство после Смуты Уже русские историки XIX в. разрабатывали концепцию «новой истории» в истории России, ее начала с XVII в. (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.). В частности, Ключевский ее признаки видел в появлении новой династии, расширении территории страны

Из книги Великая Орда: друзья, враги и наследники автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 1 Подлинные причины и условия смуты, ее режиссеры Кое-что малоизвестное из истории Смуты. Кем был Борис Годунов? Татары в Московии и в Улусе Джучи в период Смуты С правления Бориса Годунова, этого величайшего собирателя державы, русские начинают Смуту, есть такой

автора Моряков Владимир Иванович

1. Россия накануне Смуты В 1584 г. умер Иван Грозный. После его смерти осталось два наследника – царевичи Федор и Дмитрий. Старший сын царя Иван был убит отцом в 1581 г. в припадке бешеного гнева. Федор, выросший в условиях опричных ужасов, был добрым, безвольным

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

2. Россия в годы Смуты Начавшись в голодные годы, Смута усилилась с появлением первого самозванца. Объявился он в 1602 г. в Речи Посполитой, где ослаблением России желали воспользоваться активизировавшиеся сторонники агрессивной политики по отношению к России,

Из книги Путин. Замковый камень российской государственности автора Винников Владимир Юрьевич

После смуты - реванш То, что история идёт своим неумолимым курсом, - не заслуга и не вина политиков. Политики способны оседлать волну, но не создать её. Однако здесь есть важный нюанс: не каждый политик способен и желает оседлать волну, многие предпочитают бороться со