Проводка

Разборка сплит систем. Руководство по демонтажу кондиционера своими руками с сохранением фреона

Разборка сплит систем. Руководство по демонтажу кондиционера своими руками с сохранением фреона

Для эффективной и безопасной работы кондиционера требуется регулярная чистка внутренних элементов системы, причем помимо наружного, в обязательном порядке нужно разбирать и чистить внутренний блок. Чаще всего в офисах, квартирах и частных домах устанавливаются настенные СПЛИТ устройства, представленные разными производителями и модификациями. Учитывая востребованность и популярность климатической техники, наверняка многим людям будет интересно узнать, как выполнять разборку внутреннего блока настенного кондиционера, чтобы уметь делать это своими руками.

Конструкционные особенности внутреннего блока

Настенные СПЛИТ системы марки LG и других, к числу которых можно отнести Daikin, Mitsubishi,Toshiba, Fujitsu, Ballu, Samsung и Hitachi имеют схожую конструкцию внутреннего модуля. Благодаря этому если знать базовые принципы разборки кондиционера, каждый хозяин вполне может справиться с такой задачей самостоятельно, только для этого следует обозначить главные узлы и детали, из которых состоит такой блок:

Стандартная конструкция настенного кондиционера

  1. Передняя (лицевая) панель
  2. Фильтр грубой очистки
  3. Фильтр тонкой очистки
  4. Вентилятор
  5. Испаритель
  6. Горизонтальные жалюзи
  7. Индикаторная панель
  8. Вертикальные жалюзи

Нужно понимать, что правильная разборка заключается в соблюдении определенной последовательности действий, которые позволяют постепенно добраться до тех элементов, которые необходимо очистить. Только аккуратный демонтаж может исключить риск поломки внутренних узлов и модулей, поэтому действовать следует внимательно, не прилагая чрезмерных физических усилий. Из инструментов необходимы несколько фигурных (крестообразных) и прямых (плоских) отверток разного размера, а также несколько шестигранных звездочек.

Перед разборкой следует убедиться в том, что кондиционер выключен от сети! Это очень важно во избежание поражения электрическим током.

Разборка внутреннего блока настенного кондиционера

Начинают разбирать кондиционер со снятия лицевой пластиковой панели, которая может крепиться с помощью клипсовых элементов (LG) или же болтов (Toshiba), в зависимости от производителя. В первом случае нужно воспользоваться прямой отверткой и поддеть клипсы, расположенные сверху и снизу, а во втором – использовать соответствующий инструмент. Следующий шаг – это снятие сетчатого фильтра (грубой очистки) и пластиковых жалюзи из внутреннего блока, которые просто вынимаются из соответствующих пазов.

Сетчатый фильтр, который нуждается в чистке

Далее следует аккуратно демонтировать дренажную систему внутреннего блока кондиционера, которая обычно выполняется в виде лотка. В некоторых моделях он может быть выполнен воедино с корпусом и сниматься только с ним. Перед его съемом следует заранее подготовить емкость или тару, чтобы удалить конденсационное образование. Чтобы отсоединить лоток в моделях LG требуется открутить один болт и отщелкнуть клипсы, расположенные в нижней части.

Дренажный лоток (с правой стороны отсоединяется от электродвигателя жалюзи)

Варианты снятия вентилятора/крыльчатки

Далее требуется снять вентилятор внутреннего блока СПЛИТ системы, выполненный в виде вала. Здесь потребуется очень аккуратная и ответственная работа, поскольку важно не повредить внутренние узлы и компоненты кондиционера.

Извлечение сетчатого фильтра

Существует два способа вытащить вал:

  1. Упрощенный вариант, при котором не потребуется выполнять операции с электромотором и блоком управления (вал вытаскивается снизу). Обычно именно его выбирают при выполнении работы своими руками, что требует меньше времени и усилий. Здесь последовательность операций следующая:
  • Откручиваем болты/винты и освобождаем радиатор с левой стороны от главного основного корпуса СПЛИТ системы
  • Аккуратно ослабляем крепление справа, где потребуется осторожно выкрутить винт на самом валу (как правило, он затянут весьма крепко, так что действовать нужно осторожно и медленно, чтобы не скрутить головку элемента крепежа)
  • Аккуратно извлекаем из корпуса валовый компонент, причем из-под низа, следя за тем, чтобы не повредить лопасти (придерживая винт отверткой)

Важно! При обратной последовательности сборки (монтаже) винт крепления вентилятора должен оказаться в том положении, где он был изначально, так как иначе существует большой риск соприкосновения лопастей вентилятора со стенками внутреннего блока.

  1. Более сложный вариант, когда вал демонтируется с правой стороны, для чего извлекается блок управления и электрический мотор. Для выполнения операции действуем следующим образом:
  • Отсоединяем проводку и датчики электронного типа от блока управления, отщелкиваем клипсы крепления (в некоторых моделях выкручиваем винты крепления) и аккуратно извлекаем блок
  • Откручиваем элементы крепления электромотора, отсоединяем вал от кожуха
  • Очень аккуратно и осторожно, медленными движениями отсоединяем вал от мотора, а также отгибаем радиаторные трубки

При выполнении работы важно запомнить все манипуляции, чтобы все правильно собрать после выполнения сервисного обслуживания СПЛИТ установки.

Что требует очистки?

После выполнения данных манипуляций можно приступать к чистке внутренних компонентов, причем здесь в обязательном порядке удаляют грязевые отложения с ротора и испарителя, используя для этого антибактериальные составы (активную пену), чистую воду и пар (парогенераторный инструмент). От грязи также очищают приемную ванну конденсата, после чего все части тщательно высушиваются. Помимо этого будет не лишним смазать все подвижные части силиконовой смазкой, что продлит их службу.

Чтобы выполнить разборку внутреннего блока кондиционера необходимо запастись терпением, действовать аккуратно и не торопясь. Всегда важно помнить, что СПЛИТ система имеет сложное устройство, где все внутренние компоненты располагаются друг к другу очень близко. Данная инструкция дает последовательность действий, которые выполняются вне зависимости от конструкционных особенностей настенной климатической техники.

В связи с переездом на новое место жительства или со сменой расположения офиса может понадобиться демонтаж сплит-систем кондиционеров – снятие внешнего и внутреннего модулей с креплений. Процесс имеет свои особенности относительно типа прибора, времени года, а также требует наличия соответствующих инструментов.

Качественно и быстро провести данные работы сможет бригада профессиональных монтажников, но их труд стоит денег, особенно при необходимости демонтировать несколько сплит-систем кондиционеров одновременно. Если они обладают большими показателями мощности, от которых и зависит цена, то общая стоимость окажется немаленькой. Можно ли сэкономить на этом, или попытки сократить расходы повлекут большие траты?

Безусловно, демонтаж – это первое, что приходит на ум в ситуации дефицита средств. Мужчине, хоть немного разбирающемуся в технических темах, казалось бы, будет интуитивно ясно, как развинтить штуцеры, перекачать фреон, разъединить необходимые коммуникации, все снять и упаковать по коробкам. Существуют инструкции и видео демонтажа кондиционера своими руками – прочитал, посмотрел и принялся за работу. Но все на деле не так просто.

Минусы самостоятельного демонтажа

Основная опасность – не перекаченный фреон. А это может произойти, если нет специального манометра для измерения давления на газовой магистрали. Замерзание паров воды в кондиционере ведет к поломке насоса.

Действия непрофессиональными инструментами приведут к повреждению труб испарителя внутреннего блока, которые находятся очень близко к месту крепления прибора в стены.

Если трубопровод был обрезан слишком коротко, то он может просто не подойти по длине при последующем монтаже. Наращивание нового выводит агрегат из строя.

Испарительные блоки канальных сплит-систем, помимо откачки хладагента, отсоединения трубопровода, электрических проводов и дренажного шланга, требуют аккуратного разъединения с воздуховодами. Сделать это без опыта достаточно сложно.

Чтобы демонтировать кондиционер самостоятельно, понадобятся специальные инструменты, стоимость которых значительно превышает цены на демонтаж квалифицированными мастерами, даже при условии взятия их напрокат.

Крупногабаритные полупромышленные сплиты имеют немалые вес и размеры. Снять их одному невозможно. Сюда можно добавить и сложности со снятием внешнего блока – он находится на фасаде здания, нередко на достаточной высоте и приличном отдалении от окна. Здесь в любом случае понадобится команда промышленных альпинистов, если мастер-самодеятель не хочет рисковать жизнью.

Гарантировать 100% сохранность функциональности кондиционера при его демонтаже своими руками не может никто. Риски доставить прибор до нового объекта в неисправном состоянии очень велики.

Если эти доводы не останавливают человека в его решении попробовать себя в роли мастера-монтажника, то следует самостоятельно внимательно изучить инструкции по демонтажу кондиционеров различного типа, приведенные ниже.

Демонтаж настенной сплит-системы

Негабаритные настенные сплиты не представляют особой сложности при их снятии. В наличии должен быть следующий набор инструментов:

  • 2 шведских ключа;
  • кусачки или труборез;
  • гаечные ключи или набор головок;
  • индикаторная отвертка, простая отвертка;
  • манометрическая станция для сбора фреона (если кондиционер требуется демонтировать зимой).

Начинают работу с закачки фреона во внешний блок, чтобы потом его вновь использовать. Для этого надо подключить манометр через клапан шредера на газовый вентиль трубопровода. Кондиционер при этом работает в охлаждающем режиме. Далее снимают крышки на боковых вентилях и с помощью шестигранника закручивают вентиль нагнетания. Через пару минут давление должно упасть ниже нулевой отметки. Теперь можно закрыть вентиль всасывания, выключить прибор, отключить питание.

Следующим этапом демонтажа кондиционера своими руками будет отсоединение (обрезка) кусачками или труборезом магистральных трубок на расстоянии 15-20 см от штуцеров, их зачеканивание и снятие наружного модуля с кронштейна. Его необходимо поместить в плотную упаковочную тару из картона и обложить вокруг пенопластом. Затем гаечными ключами или головками откручивают кронштейны.

Транспортировку конденсаторного блока производят только в вертикальном положении.

Далее переходят к демонтажу внутреннего блока кондиционера, у которого необходимо открыть крышку, защищающую прибор. Модуль держат с двух сторон и откручивают крепежные элементы. Отсоединяют трубопроводную магистраль, зачеканивают концы трубок, отключают все электрические межблочные провода и снимают блок с монтажной пластины, раскрыв защелки крепления и следуя по направляющим внутреннего блока.

Теперь переходят к снятию самого крепления, оставшихся трубопровода и декоративного пластикового короба. Таким образом демонтаж сплит-системы кондиционера настенного типа полностью завершен, и осталось лишь аккуратно упаковать систему и перевезти на новое место.

Если сделать все по предложенной схеме, то при последующем монтаже не придется полностью заправлять контур фреоном.

Все описанные работы можно будет посмотреть ниже на видео демонтажа кондиционеров настенного типа.

Демонтаж канальной сплит-системы

Наибольшие трудности возникают при самостоятельном демонтаже канального кондиционера, так как вес этой конструкции значительный, и еще придется отсоединять от блоков воздуховоды.

Набор инструментов в данном случае остается тот же самый. Работу начинают с разборки воздуховодов. Снимаются приточно-вытяжные адаптеры с решеткой. Убирают воздуховоды, отсоединяя их от внутреннего блока. Если они металлические, то откручивают саморезы, гибкие – снимают хомуты. Дальше производят закачку фреона в ресивер внешнего блока и занимаются его снятием по схеме демонтажа настенной сплит-системы.

У испарительного блока ослабляют гайки крепления, производят отсоединение фреоновой магистрали, дренажного шланга и электрических проводов. Далее аккуратно снимают блок со стены и упаковывают в специальную тару.

Некоторые мастера производят демонтаж канального кондиционера своими руками в следующем порядке:

  • закачка фреона в ресивер внешнего блока;
  • снятие наружного модуля и отсоединение его связующих коммуникаций;
  • отсоединение воздуховодов;
  • демонтаж внутреннего блока кондиционера и его связующих коммуникаций;
  • упаковка сплит-системы и ее транспортировка.

Оба варианта будут технически правильными и не принесут последующих проблем с функционированием системы на новом месте.

Демонтаж колонных, кассетных и консольных сплит-систем

Колонная сплит-система наравне с настенной не представляет никаких трудностей в плане демонтажных работ. Все проходит по такой же схеме:

  • проверка давления манометром и перекачивание фреона во внутренний модуль;
  • отсоединение всех его связующих магистралей с последующим снятием прибора с наружной стены здания;
  • отсоединение связующих магистралей внутреннего блока кондиционера и его последующий демонтаж.

У комнатного блока колонника нет ни монтажной пластины (как у настенного), ни шпилек (как у кассетного, колонного и консольного), на которые бы он крепился, поэтому в этом плане с ним проблем гораздо меньше.

Кассетная сплит-система демонтируется по схеме канальной. При работе с внутренним модулем необходимо ослабить гайки крепления, а потом производить остальные манипуляции. Отличие лишь в том, что в данном случае нет воздуховодов.

Внутренний блок напольно-потолочной (консольной) сплит-системы крепится к стене или потолку шпильками, как кассетный или канальный блок. При ее снятии поможет инструкция по демонтажу настенной или канальной сплит-системы.

Нельзя снимать наружный блок во время дождя или снега, так как попавшая внутрь портов влага приводит к поломке компрессора.

Демонтаж сплит-системы зимой

Некоторые сложности возникают, если приходится демонтировать кондиционер самостоятельно в зимнее время. В чем заключаются трудности? Дело в том, что при температуре на улице ниже допустимых рабочих значений прибора, его нельзя включать, следовательно, невозможно убрать рабочую жидкость из магистрали. В таких случаях понадобится манометрическая станция для сбора фреона. Закрываются краны на внешнем блоке, подключается станция к клапану шредера и производится сбор хладагента из магистрали и внутреннего модуля.

Если этого не делать, то произойдет полная утечка хладагента. Придется заново заполнять контур и менять сальники сервисных портов. Поэтому демонтаж кондиционера своими руками зимой лучше не проводить.

Следует посмотреть видео демонтажа настенной сплит-системы своими руками для полного представления о процессе.

Демонтировать сплит-систему, состоящую из внутреннего и внешнего блока, намного сложнее, чем моноблочный оконный кондиционер . Основная проблема в распределенной схеме циркуляции хладагента, которую придется разгерметизировать. Давайте подробно поговорим о том, как снять сплит-систему и сохранить ее работоспособность.

В каких случаях можно провести демонтаж своими руками

Есть несколько обязательных условий, при которых имеет смысл проводить демонтаж сплит-системы своими руками:

  1. Расположение внешнего блока позволяет отключить трубы и кабели, демонтировать сам блок и монтажную конструкцию без использования снаряжения для промышленного альпинизма или специального оборудования.
  2. Есть в наличии (свой или взятый в аренду) манометр или манометрическая станция (коллектор) для работы именно с тем типом фреона, который закачан в систему.
  3. Для демонтажа довольно тяжелых внешнего и внутреннего блоков, а также для безопасного отключения компрессора необходим помощник.

Почему важно сохранить фреон

Если кондиционер исчерпал свой ресурс, то его можно демонтировать без сохранения фреона. Конечно, как утверждают ученые, такой способ нанесет определенный ущерб окружающей среде, но он будет совершенно незначительным (даже в сравнении с неправильной утилизацией лампы дневного света).

Проведение демонтажа без сохранения фреона «рабочего» внешнего блока сплит-системы технически проще, но после этого кондиционер придется выбросить. И причиной этого будет практически гарантированный выход из строя вакуумного насоса компрессора.

Герметичность камер насоса при его работе обеспечивается не прокладками или поршневыми кольцами (значительную разницу температуры и давления они просто не выдержат), а высокой точностью обработки и идеальной сбалансированностью деталей. Малейшая царапина на поверхности камеры от пыли или льдинки замерших паров воды, которые наверняка попадут в насос вместе с атмосферным воздухом, приведут к потере работоспособности этого основного узла компрессора после вторичного подключения и закачки фреона.

Демонтаж внешнего блока

На внешнем блоке расположены два штуцера, к которым подходят трубки: тонкая для жидкого фреона от конденсатора и толстая для газообразного фреона от испарителя из внутреннего блока.

Оба штуцера имеют перекрывающие клапаны, закрытые крышками на резьбе. Клапаны регулируются головками под торцевые гаечные ключи. От газового штуцера отходит ниппель, также закрытый крышкой.

Перед началом работ все крышки необходимо снять.

К ниппелю подключают манометр и включают кондиционер в режиме «холод».

Спустя 10 минут, когда кондиционер войдет в заданный рабочий режим, клапан жидкостного штуцера затягивают, чем отключают подачу фреона от конденсатора внешнего блока.

Затем снимают манометр и навинчивают на штуцеры все три крышки.

В это время весь фреон собран в конденсаторе внешнего блока, а в остальной части системы (испарителе и трубках) — технический вакуум.

Теперь необходимо отключить внешний блок от трубопроводов. Есть два варианта:

  1. Отвинтить накидные гайки, крепящие на фланцы штуцеров развальцованные трубки. Входы в штуцеры закрыть заранее подготовленными крышками с таким же диаметром и шагом резьбы, что и у гаек. Но если крышек нет, то идут вторым, более радикальным, путем.
  2. С помощью бокорезов обрезают (по очереди) трубки в 10-15 см от штуцеров. Сгибают обрезанный конец со стороны штуцера и крепко зажимают слесарными тисочками. Ту же процедуру проделывают с «ответной частью». Такой способ считается более надежным, так как снижает риск попадания пыли в сам штуцер во время отсоединения трубки.

Остается только отключить от внешнего блока кабели (силовой и сигнальный), открутить крепеж блока к монтажной конструкции, снять блок.

Особенности расположения и подключения внутренних блоков

Внутренние блоки сплит-систем имеют разные варианты размещения и крепления.

В принципе, большинство типов блоков (кроме канального) имеют схожий алгоритм демонтажа:

  • снимают крышку;
  • отключают кабели;
  • отсоединяют трубы системы циркуляции хладагента (те же два варианта, что и для внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • опорожняют дренажную емкость;
  • раскрывают защелки, крепящие внутренний блок к монтажной пластине (у каждого типа и торговой марки своя система);
  • снимают блок;
  • демонтируют пластину.

Самый сложный демонтаж у канального кондиционера. И не столько сложно снять внутренний блок, хотя до него надо еще добраться, сколько демонтировать систему воздуховодов, адаптеров, диффузоров и решеток.

Очистка кондиционера не должна сводиться только к уходу за наружными элементами. Пыль проникает повсюду, накапливается и мешает нормальной работе механизмов. Можно пригласить мастера из сервисного центра для технического обслуживания, но многие умельцы справляются с этой задачей самостоятельно.

Для того чтобы все работы по обслуживанию выполнить самостоятельно, нужно знать устройство внутреннего блока сплит системы. Мы расскажем все о конструкции климатической техники. Дадим рекомендации, согласно которым можно было без опасений разобрать агрегат, почистить и собрать снова.

Хотя устройство конкретных моделей от разных производителей различается, принципиальная схема, по которой собирают такую климатическую технику, имеет общие основные элементы.

Внутренний блок современной сплит-системы состоит из:

  • передней панели;
  • фильтрующих элементов;
  • вентилятора и испарителя;
  • двигателя;
  • жалюзи;
  • системы дренажа;
  • индикаторной панели и т.п.

Чтобы правильно разобрать устройство, нужно аккуратно отсоединять отдельные элементы в правильной последовательности. Сначала следует внимательно изучить все сопровождающие документы, полученные при покупке устройства.

Принципиальное устройство внутреннего блока: 1- лицевая панель; 2,3 – фильтры;4 – вентилятор; 5 – испаритель; 6 – жалюзи; 7 – панель с индикаторами; 8 – вертикальные жалюзи

В них можно найти немало полезной информации о том, как разобрать внутренний блок этой сплит системы для выполнения . Если по какой-то причине документация отсутствует, имеет смысл поискать необходимые сведения в интернете.


Сетчатый фильтр, предназначенный для первичной очистки воздуха, поступающего во внутренний блок, нужно регулярно очищать от загрязнений с помощью моющего средства

Общий порядок работ

Сначала нужно подготовиться к разборке внутреннего блока: отключить устройство от сети, подготовить необходимые инструменты и материалы. Понадобятся разные отвертки, шестигранники, пригодится ветошь, емкость, чтобы слить конденсат, стремянка и т.п.


Через внутренний блок кондиционера постоянно проходят большие потоки воздуха, частички пыли остаются внутри. Нужно периодически убирать этот мусор, чтобы прибор работал корректно

Разные производители используют различные типы креплений: болты, защелки, клипсы и т.п. Особую осторожность следует проявлять при работе с пластиковым крепежом. Чрезмерное усилие приведет к поломке элемента. Вместо очистки прибора понадобится его ремонт.

Сначала снимают переднюю панель внутреннего блока. Придется отвинтить болты или отсоединить клипсы, их можно осторожно поддеть прямой отверткой.

После этого из корпуса вынимают сетчатый фильтр и жалюзи. Обычно эти элементы, которые нужно очищать достаточно часто, просто вставлены в корпус. Производители предусматривают возможность их легкого демонтажа.


Важно учесть, с какой стороны подключена трубка для отведения конденсата. При левом подключении у некоторых кондиционеров Панасоник для демонтажа конденсатосборника эту трубку придется отключать

Теперь нужно найти и отсоединить дренажный лоток, если это возможно. Иногда он встроен в корпус. На этом этапе понадобится емкость для скопившейся жидкости, а также ветошь, на случай, если вода разольется. В кондиционерах LG такой элемент обычно закреплен на одном болте, снизу расположены клипсы, их необходимо отщелкнуть.

Затем следует вынуть вал крыльчатки. В ее пазах обычно накапливается очень много пыли. Вынимают этот элемент обычно снизу или сбоку. Если позволяет конструкция, предпочтительнее использовать первый вариант, он проще.

Делают это так:

  1. Отсоединяют крепления радиатора, расположенного в левой части корпуса.
  2. Ослабляют крепежный винт крыльчатки справа.
  3. Аккуратно опускают вал вниз, придерживая отверткой ослабленный болт, чтобы не задеть лопасти.

Все операции нужно выполнять медленно и осторожно. Винт, который удерживает крыльчатку, затянут очень сильно. Его нужно открутить так, чтобы не повредить резьбу. Не стоит выкручивать его до конца, поскольку поставить его обратно в точно таком же положении может быть непросто.

Если нет возможности вынуть вал снизу, нужно использовать более сложный вариант:

  1. Отсоединить проводку от блока управления.
  2. Снять крепеж и отсоединить блок от сплит-системы.
  3. Убрать крепления мотора, снять кожух с вала.
  4. Разъединить вал и двигатель, отогнув радиаторные трубки.
  5. Снять крыльчатку и провести очистку всех элементов.

При обратной сборке прибора после очень важно правильно соединить все элементы. Лопасти вращающихся деталей не должны задевать стенки корпуса или другие компоненты устройства.

Внимание понадобится и во время присоединения проводки. Неопытным мастерам лучше предварительно нарисовать схему или сфотографировать провода, чтобы ничего не перепутать во время их подключения.

Разборка на примере кондиционера Panasonic

Даже такой качественный прибор с хорошими фильтрами не защищен от попадания пыли внутрь корпуса. Пространство между ламелями турбины здесь оказалось очень маленьким. В этих узких зазорах накапливается пыль, которую стандартным пылесосом не возьмешь.

У Панасоников предусмотрена возможность вынуть турбину для очистки без особых проблем. Хотя это и не такая простая процедура, как при обработке фильтров. Снимать со стены корпус не придется, все операции можно выполнить, стоя на стремянке.

Электронный блок управления с индикацией и прочие элементы этого типа находятся справа с точки зрения мастера, который стоит прямо перед прибором. Начинать нужно с отсоединения корпуса. Снизу по бокам у него имеются винты, а сверху он удерживается защелками.

Сначала нужно открутить винты. Они находятся по бокам и скрыты аккуратными декоративными заглушками. Чтобы их найти, подвижную часть корпуса придется приподнять. Заглушки поддевают прямой отверткой, затем с помощью крестовой выкручивают крепеж.


Для того чтобы разобрать кондиционер нужно вывинтить шуруп, отсоединить конденсатосборник, затем открутить винт, удерживающий теплообменник, после ослабить, но не снимать скрытый винт турбины. В завершении нужно приподнять теплообменник и вытащить турбину

Теперь корпус нужно поднять аккуратным движением снизу вверх, чтобы отсоединить его. Возможен щелчок, поскольку его удерживают три пластиковые крючкообразные защелки. Теперь можно снять еще одну часть корпуса, которая состоит из крышки, двигателя и конденсатосборника.

Этот блок крепится в пазах, расположенных достаточно глубоко в корпусе, но снимается легко. Нужно осторожно потянуть его вниз с умеренным усилием. Если сразу весь блок не отделяется, можно сначала освободить крепление слева, а потом – справа.

На этом этапе нужно обратить внимание на положение шланга, по которому отводится конденсат. Если он мешает (это бывает при подключении с левой стороны), то его нужно сначала отсоединить от конденсатосборника.

Емкость для влаги полностью от корпуса не отделяется, поскольку она дополнительно соединена с ним парой тонких проводов. Нужно заранее позаботиться о подставке для этой части кондиционера или подвесить ее на шнурке, веревке и т.п.

Под весом конденсатосборника проводки могут оборваться. Как уже раньше упоминалось, на этом этапе может вылиться скопившийся конденсат. Влагу лучше сразу перелить в подходящую емкость. Очень вероятно, что часть воды разольется, поэтому тряпку лучше держать под рукой.

О том, что следует делать, если климатическое оборудование постоянно течет в обрабатываемое им помещение, вы узнаете из , прочитать которую мы крайне настойчиво советуем.

Снятый конденсатосборник обеспечит доступ к технической начинке агрегата: слева станет видна головка винта, фиксирующего теплообменник, и резиновый подшипник турбины. Винт нужно открутить, но вот подшипник трогать не стоит, он должен оставаться в пазах, которые его удерживают.


Если сплит-систему длительное время не чистили, на ее внутренних элементах скапливается пыль, а также появляется плесень, опасная для здоровья жильцов

Теперь нужно руками вращать турбину, чтобы найти на ее правой стороне место, где она закреплена винтом на валу двигателя. Здесь пропущена одна ламель. Винт утоплен глубоко. Его нужно открутить, но вынимать не стоит, чтобы облегчить обратную сборку. После этого следует с умеренным усилием приподнять теплообменник.

Он закреплен на защелках, должен прозвучать щелчок. Здесь нужно действовать осторожно, чтобы не порезаться, края некоторых деталей довольно острые. Когда теплообменник выйдет из защелок и будет приподнят, появится вертикальный просвет, через который можно будет аккуратно вынуть турбину, предварительно сняв подшипник.

Несколько слов об очистке

Действуют ими одновременно: кистью обрабатывают доступное пространство, а край шланга включенного пылесоса держат рядом, чтобы сразу убрать мусор. Некоторые обрабатывают внутренности блока сухим паром, если имеется доступ к парогенератору.

Затем можно использовать чистящее средство, например, в виде аэрозоля. Его держат некоторое время, действовать нужно по инструкции. Потом поверхность обрабатывают чистой водой с помощью кисти или пульверизатора, чтобы удалить чистящее вещество, растворившее загрязнения. Понадобится емкость для сбора стекающей воды.

Теперь нужно вымыть турбину, фильтры и прочие элементы, высушить их. Это можно сделать с помощью обычных домашних средств, но в продаже есть удобные комплекты, предназначенные для этих целей. Затем проводится обратная сборка прибора. Все крепежные элементы должны быть установлены на место и тщательно затянуты или защелкнуты.


Специальные средства, предназначенные для очистки климатической техники, способны эффективно растворить скопившиеся загрязнения. Через положенное время состав следует аккуратно смыть

Снятые с устройства детали можно вымыть горячей водой, обработать щеткой. Существует бытовая химия, специально предназначенная для такой техники. Но и обычное хозяйственное мыло даст неплохой результат. Конечно, нужно при этом беречь детали от повреждений.

Например, жесткая щетина может серьезно повредить сетчатый фильтр. Много пыли скапливается на крыльчатке, нужно обработать каждый паз. Все фильтрующие элементы тщательно промываются. Перед установкой их следует высушить.

Особенно тщательно обрабатывают поверхность испарителя и ротора, а также емкость для конденсата. Не помешает проверить состояние трубки, по которой влага уходит наружу. Если прочистить ее отрезком жесткого кабеля, можно обнаружить там серьезные загрязнения. Их просто выталкивают наружу, а трубку промывают.


Специальный комплект для очистки кондиционеров состоит из большого полиэтиленового пакета удобного размера и набора устройств, придающих ему нужное положение

Некоторые умельцы решили отказаться от разборки внутреннего блока. Они снимают только переднюю крышку, фильтр, а затем застилают стену полиэтиленом и промывают внутренний блок тонкой струей воды под большим напором. Это не лучшее решение, поскольку можно и кондиционер так сломать, и повредить декоративную отделку.

Если мероприятия по чистке не дали ожидаемого результата, полноценная работоспособность сплит системы не восстановлена, придется . Руководство по проведению ремонта вы найдете в рекомендуемой нами статье.

Выводы и полезное видео по теме

Как разобрать внутренний блок:

Чтобы выполнить такую разборку, нужно внимание, время и терпение. Процедура не требует сложного инструмента или особых навыков. Но невнимательное отношение во время работы неприемлемо, поскольку так можно полностью испортить сплит-систему.

Хотите рассказать о том, как чистили внутреннюю составляющую климатического агрегата собственными руками? Располагаете полезной информацией, которая пригодится посетителям сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, публикуйте фото по теме статьи.

Демонтировать сплит-систему, состоящую из внутреннего и внешнего блока, намного сложнее, чем моноблочный оконный кондиционер . Основная проблема в распределенной схеме циркуляции хладагента, которую придется разгерметизировать. Давайте подробно поговорим о том, как снять сплит-систему и сохранить ее работоспособность.

В каких случаях можно провести демонтаж своими руками

Есть несколько обязательных условий, при которых имеет смысл проводить демонтаж сплит-системы своими руками:

  1. Расположение внешнего блока позволяет отключить трубы и кабели, демонтировать сам блок и монтажную конструкцию без использования снаряжения для промышленного альпинизма или специального оборудования.
  2. Есть в наличии (свой или взятый в аренду) манометр или манометрическая станция (коллектор) для работы именно с тем типом фреона, который закачан в систему.
  3. Для демонтажа довольно тяжелых внешнего и внутреннего блоков, а также для безопасного отключения компрессора необходим помощник.

Почему важно сохранить фреон

Если кондиционер исчерпал свой ресурс, то его можно демонтировать без сохранения фреона. Конечно, как утверждают ученые, такой способ нанесет определенный ущерб окружающей среде, но он будет совершенно незначительным (даже в сравнении с неправильной утилизацией лампы дневного света).

Проведение демонтажа без сохранения фреона «рабочего» внешнего блока сплит-системы технически проще, но после этого кондиционер придется выбросить. И причиной этого будет практически гарантированный выход из строя вакуумного насоса компрессора.

Герметичность камер насоса при его работе обеспечивается не прокладками или поршневыми кольцами (значительную разницу температуры и давления они просто не выдержат), а высокой точностью обработки и идеальной сбалансированностью деталей. Малейшая царапина на поверхности камеры от пыли или льдинки замерших паров воды, которые наверняка попадут в насос вместе с атмосферным воздухом, приведут к потере работоспособности этого основного узла компрессора после вторичного подключения и закачки фреона.

Демонтаж внешнего блока

На внешнем блоке расположены два штуцера, к которым подходят трубки: тонкая для жидкого фреона от конденсатора и толстая для газообразного фреона от испарителя из внутреннего блока.

Оба штуцера имеют перекрывающие клапаны, закрытые крышками на резьбе. Клапаны регулируются головками под торцевые гаечные ключи. От газового штуцера отходит ниппель, также закрытый крышкой.

Перед началом работ все крышки необходимо снять.

К ниппелю подключают манометр и включают кондиционер в режиме «холод».

Спустя 10 минут, когда кондиционер войдет в заданный рабочий режим, клапан жидкостного штуцера затягивают, чем отключают подачу фреона от конденсатора внешнего блока.

Затем снимают манометр и навинчивают на штуцеры все три крышки.

В это время весь фреон собран в конденсаторе внешнего блока, а в остальной части системы (испарителе и трубках) — технический вакуум.

Теперь необходимо отключить внешний блок от трубопроводов. Есть два варианта:

  1. Отвинтить накидные гайки, крепящие на фланцы штуцеров развальцованные трубки. Входы в штуцеры закрыть заранее подготовленными крышками с таким же диаметром и шагом резьбы, что и у гаек. Но если крышек нет, то идут вторым, более радикальным, путем.
  2. С помощью бокорезов обрезают (по очереди) трубки в 10-15 см от штуцеров. Сгибают обрезанный конец со стороны штуцера и крепко зажимают слесарными тисочками. Ту же процедуру проделывают с «ответной частью». Такой способ считается более надежным, так как снижает риск попадания пыли в сам штуцер во время отсоединения трубки.

Остается только отключить от внешнего блока кабели (силовой и сигнальный), открутить крепеж блока к монтажной конструкции, снять блок.

Особенности расположения и подключения внутренних блоков

Внутренние блоки сплит-систем имеют разные варианты размещения и крепления.

В принципе, большинство типов блоков (кроме канального) имеют схожий алгоритм демонтажа:

  • снимают крышку;
  • отключают кабели;
  • отсоединяют трубы системы циркуляции хладагента (те же два варианта, что и для внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • опорожняют дренажную емкость;
  • раскрывают защелки, крепящие внутренний блок к монтажной пластине (у каждого типа и торговой марки своя система);
  • снимают блок;
  • демонтируют пластину.

Самый сложный демонтаж у канального кондиционера. И не столько сложно снять внутренний блок, хотя до него надо еще добраться, сколько демонтировать систему воздуховодов, адаптеров, диффузоров и решеток.