Проводка

Перечисли отрасли растениеводства нашего края. Растениеводство в нашем крае план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Перечисли отрасли растениеводства нашего края. Растениеводство в нашем крае план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растениеводство в нашем крае Урок окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»

Может ли человек обойтись без растений? растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись.

Но однажды заметил: проросли рассыпанные зёрнышки, В далёкой древности человек занимался охотой и собирательством.

можно было выращивать зёрна рядом с домом

Шли годы, развивался человек совершенствовалось земледелие разнообразней становились растения

Чтобы вырастить хороший урожай надо знать, когда пахать землю

когда сажать, поливать

что необходимо для хорошего роста растений

когда убирать созревшие плоды

Растениеводство делится на отрасли

Полеводство- выращивание полевых культур Главные полевые культуры – зерновые: пшеница рожь

овёс гречиха 15.04.17

ячмень просо

Полевые культуры подсолнечник лён

Овощеводство- выращивание овощных культур Выращивают в поле, в огородах, в теплицах. капуста кабачки огурцы

Плодоводство – выращивание плодовых культур

Цветоводство – выращивание цветочных культур Выращивают в открытом грунте, в теплицах, в комнатах.

Отрасли растениеводства в нашем крае В Татарстане развиты отрасли: полеводство, овощеводство. Выращивают полевые культуры, овощи

Нельзя обойтись Пшеница, рожь- получают муку, пекут хлеб.

Овощи Витамины, полезные для здоровья вещества, фитонциды.

гречиха КРУПЫ ячмень (перловая крупа) просо (пшено)

Подсолнечник подсолнечное масло семечки

Лён льняное масло волокно

Фрукты, ягоды витамины

Цветы нектар кислород радость

Знания о жизни растений необходимы человеку для успешного выращивания культурных растений; для сохранения и умножения растительного многообразия в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс....

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения. Практическая работа: определять с помощьюиллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зȅрна зерновых культур и сорта культурных растений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П.- ставить и формулировать проблемы.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р.- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К.- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

Личностные результаты

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

названия отраслей растениеводства нашего края.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о работе растениеводов в нашем крае. Будем учиться различать отрасли растениевод-ства, соотносить с ними сорта культурных рас-тений

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хо-зяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

Попробуй объяснить, что такое «сорта куль-турных растений». Откуда они взялись?

С помощью учебника установи, на какие от-расли делят растениеводство.

Каковы особенности растениеводства в ва-шем крае? Об этом можно узнать из краевед-ческой литературы. Подумай, как эти особеннос-ти связаны с природными условиями края.

Изучение нового материала

СОРТА КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Розы разных сортов

Когда-то на Земле не было культурных расте-ний. Были только дикорастущие.

Человек стал выращивать некоторые из них возле своего жилья. Люди отбирали, сохраняли, размножали лучшие из этих растений. Так по-степенно возникли культурные растения — они приобрели свойства, необходимые человеку.

Человек вывел разнообразные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не по-хожи на те дикорастущие растения, от которых они произошли. Выведение новых сортов продол-жается.

Сейчас в мире только лука репчатого около 1000 сортов, крыжовника — 1500, слив — 2000, груш — 5000, яблонь — не менее 10 000 сортов!

ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодовод-ство, цветоводство.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности, которые зависят от природных усло-вий края.

Осмысление и понимание полученных знаний

Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведче-ской литературе.

Выполните задания в рабочей тетради, относя-щиеся к этой отрасли. Результаты работы пред-ставьте классу. Всем классом обобщите сведе-ния о растениеводстве в вашем крае.

Полеводство

Практическая работа

Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помо-щью рисунка. Сравните их между собой. По ка-ким признакам можно различить эти растения?

2. Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур

Полеводство — это выращивание полевых куль-тур. Главные полевые культуры — зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овёс, ячмень, про-со, кукуруза, гречиха.

Из пшеничной муки пекут белый хлеб, из ржа-ной — чёрный. Из зёрен овса делают овсяные хлопья. Ячмень даёт перловую крупу, просо — про-сяную крупу (пшено), гречиха — гречневую крупу.

Кукурузу на зерно выращивают в южных райо-нах (это теплолюбивая культура). В более се-верных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому здесь из неё получают силос.

Другие полевые культуры — картофель, под-солнечник, лён.

Вы знаете, что клубни картофеля люди ис-пользуют в пищу. Идут они и на корм домаш-ним животным. А на заводах из клубней карто-феля получают крахмал. Из семян подсолнечни-ка получают подсолнечное масло, а из льна — льняное волокно для изготовления тканей.

Овощеводство

Овощеводство — это выращивание овощных культур. Их много: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук... Продолжите устно этот список.

Выращивают овощи в поле, в огороде, в тепли-цах. Поле и огород овощеводы называют откры-тым грунтом, теплицы — защищённым грунтом. Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год мож-но получать урожай.

Овощи играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Некоторые овощи — лук, чеснок — содержат фи-тонциды.

Плодоводство

Плодоводство — это выращивание плодовых культур. Так принято называть растения, кото-рые выращивают для получения фруктов. Наибо-лее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, ма-лина, крыжовник.

Вы хорошо знаете, что фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они ещё и очень вкусные!

Цветоводство

Цветоводство — это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для по-лучения цветов на срезку. Одни растения выра-щивают в открытом грунте, другие — в теплицах, оранжереях, комнатах.

Заниматься цветоводством люди начали в глу-бокой древности. Интересно, что в саду Москов-ского Кремля в XVI —XVII веках уже выращивали пионы, лилии, ирисы, тюльпаны. А в XVIII веке, в 1704 году, в Петербурге был создан заме-чательный сад с красивейшими цветниками — Летний сад. Он и сейчас является украшением города.

Поразительно разнообразен мир цветов. И все они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.

Тюльпаны Георгины

Проверь себя

1.Перечисли известные тебе отрасли расте-ниеводства. 2. Какие полевые, овощные, плодо-вые, цветочные культуры выращивают в вашем крае? 3. Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Вывод

Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство — всё это отрасли растениеводства. В каждом крае растениеводство имеет особенности, которые зависят от природных условий этого края.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик названия отраслей рас-тениеводства, которые развиты в вашем крае.

2.Если ты живёшь в сельской местности, по-наблюдай за весенними работами в поле, в ого-роде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрос-лых, какая работа уже выполнена, а какую ещё предстоит выполнить. Помоги взрослым в рабо-те по выращиванию растений. О том, что уда-лось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень — морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива — слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос — кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс — огурец это овощ, а все остальное — цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук — севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.

Сельское хозяйство представлено двумя крупными отраслями — растениеводством и животноводством. Растениеводство – отрасль очень древняя. Еще несколько тысячелетий назад на склонах Анд индейцы кечуа выращивали картофель. Рис впервые был обработан в Китае 9400 лет назад.

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений, одна из стержневых отраслей российской экономики, активно снабжающая россиян продуктами питания. Более половины продуктов питания мы имеем благодаря растениеводству.

У истоков растениеводства, конечно же, стояли люди. Они заметили, что семена некоторых растений, попавшие в почву, проросли и дали урожай. Постепенно люди поняли, что для получения богатого урожая нужны отборные семена, плодородные почвы, хороший полив.

Вывод: без человечного труда развитие такой отрасли, как растениеводство, не произошло бы.

Растениеводство является важнейшим поставщиком кормов для животноводства и поставщиком сырья для ряда отраслей промышленности — пищевой, парфюмерной, фармацевтической, текстильной, а также для декоративного садоводства.

Выращивание культурных растений - это и крупный сектор на рынке труда, имеющий ключевое значение в сельской местности.

Отрасли растениеводства следующие:
— овощеводство,
— полеводство,
— садоводство,
— лесоводство,
— луговодство,
— бахчеводство,
— цветоводство,
— другие.

Где в России растениеводство наиболее развито?
Для получения высоких и устойчивых урожаев выращивание сельскохозяйственных культур должно происходить в определенных природных климатических условиях. Длительность вегетационного периода, требовательность к теплу, свету, составу почв, количеству осадков у различных растений различны. В связи с этим неодинаковы границы распространения сельскохозяйственных культур.

Иными словами, чтобы под открытым небом получить хороший урожай арбузов, нужно длительное тепло, много света, определенная влажность, существенная продолжительность безморозного периода. Все это есть в южных регионах России, но нет на Урале или в Сибири.

Вывод: природные факторы в максимальной степени влияют на размещение отраслей растениеводства.

В целом с учетом климатических особенностей растениеводство распространено в нашей стране практически повсеместно, за исключением территорий вечной мерзлоты.

Характерная особенность
Характерной особенностью сельского хозяйства, и в частности, его отрасли растениеводства, является его сезонность, что приводит к неритмичному использованию рабочей силы в течение года и неравномерному поступлению продукции и неравномерной прибыли. В плане урожайности самые главные сезоны — это лето и осень.

Основные полевые культуры отрасли растениеводство:
— зерновые культуры (гречиха, рожь, пшеница, овес, кукуруза, ячмень),
— зернобобовые культуры (горох, чечевица, бобы, фасоль),
— корнеплоды (морковь, сахарная свекла, репа),
— технические культуры (картофель, подсолнечник, горчица),
— прядильные культуры (лен, хлопок),
— лекарственные растения и другие.

Центральная роль в организации рациональной системы растениеводства принадлежит материально-технической базе. Это комплекс машин и оборудования для системной механизации, автоматизации производства, инструмент, другие средства производства.

Технологической основой растениеводства является система земледелия. Родит земля-матушка, а за ней нужен соответствующий уход. На бедной земле и урожай будет беден.

К системе земледелия относится: система семеноводства, системы удобрения, система регулирования водного режима, система защиты растений от болезней и вредителей, система машин. А также защита почв, охрана природной среды.

Успешно работающие в комплексе все системы, связанные с растениеводством, приводят к развитию этой отрасли.