Проводка

Пальчиковая гимнастика на тему хлеб. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Пальчиковая гимнастика на тему хлеб. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Конспект НОД с детьми средней группы на тему "Хлеб всегда на столе"

Автор работы: Воспитатель ГБДОУ № 57, Колпинского района, Санкт- Петербурга, Ральникова Нина Евгеньевна.
Описание материала: Данный материал может быть полезен и интересен воспитателям детских садов для работы с детьми средней группы и студентам педагогических вузов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:

сформировать у детей понятия, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт;
совершенствовать у детей обследовательские действия (понюхать, надавить, отломить и т.д.);
закрепить названия геометрических фигур;

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи
:
воспитывать уважение к труду взрослых;
формировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками в игре, коллективной работе;
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:

совершенствовать умения детей отвечать на вопросы, используя форму простого предложения;
обогащать словарь за счёт прилагательных, определяющих свойства и качества муки, хлеба и за счёт названий профессий;

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:

совершенствовать умение детей украшать готовые геометрические формы, ориентироваться на плоскости;
подводить к умению создавать простейшую композицию;
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:

способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, посредством здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
упражнять детей в беге на носочках и ходьбе в полуприседе;
совершенствовать согласованность движений;
развивать мелкую моторику;
Предварительная работа
Материал:

игрушка Колобок;
подборка иллюстраций по теме «Хлеб»;
иллюстрации к сказке «Колосок»;
несколько видов хлебобулочных изделий, мука;
плоское «блюдо» из картона с наклеенными «булочками» разной геометрической формы, вырезанные из цветной бумаги «ягодки», «изюм», «орешки»;
кисточки, клей, тряпочки.
С детьми проведен ы:
поход с родителями в магазин за хлебом;
чтение сказки «Колосок»;
беседа на тему: «Что мама (бабушка) готовит из муки;

Просмотр слайдов, иллюстраций;
подвижные и пальчиковые игры;
лепка «Пирожки»
Методы и приёмы:
методы организации детей и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игра);
методы организации и осуществления познавательной деятельности (дидактическая игра, продуктивная деятельность, исследовательские действия);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (пальчиковая гимнастика, подвижные игры);
Ход совместной деятельности:
Воспитатель : Ребята к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки, а кто это вы отгадаете сами, послушав песенку.
Он по амбару метён,
По сусеку скребён,
На сметане мешон
И в печи испечён.
Кто же это?

Правильно дети, это Колобок. Он хочет узнать, что вы кушаете в детском саду на завтрак, обед, полдник. (ответы детей)
Повара готовят для вас разные блюда, а какой продукт на вашем столе постоянно и утром, и в обед, и вечером. Правильно, у всех во время еды, и в детском саду, и дома на столе всегда хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Расскажите какой он бывает? (помощник воспитателя вносит на блюде хлебобулочные изделия) Да, хлеб бывает разный, но он всегда вкусный и полезный. Давайте посмотрим какой хлеб у нас на блюде понюхайте его, надавите, отломите. (дети проводят обследовательские действия) Колобок, ты тоже понюхай, как вкусно пахнет хлеб. Давайте ещё придумаем и назовём много слов о хлебе, какой он? (если дети затрудняются, дать подсказку) Молодцы ребята, давайте покажем Колобку какую игру мы про него знаем.
Физминутка «Колобок»:
Колобок, Колобок, Идут в полуприседе, руки на поясе.
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился Бег на носочках, руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку, Лицом в круг, изображают животных.
Всем играл на балалайке. «Играют» на балалайке.
У лисы спел на носу, - Пляшут, разводят руками.
Больше нет его в лесу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда у вас появляется хлеб?


Хотите я вам расскажу про хлеб? Колобок ты тоже послушай вместе с нами.
Посмотрите, у меня в коробочке что – то лежит, давайте посмотрим. Ребята, кто знает, что это такое? Да, вы молодцы, правильно назвали – это колосок, а откуда вы знаете, что это колосок?


Правильно, недавно мы читали сказку «Колосок». Из чего же появляется колосок? Да, действительно, из одного зёрнышка получается много. Зёрна сеют в землю и вырастает много колосков. Людей, которые занимаются выращиванием хлеба, называют хлеборобами.
Проводится психогимнастика. Игра «Зёрнышко».
Ребёнок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зёрнышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки – корешки» и «ручки – росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.
Ребята, вспомните, куда Петушок отнёс колосок? Да, верно, он отнёс колосок на мельницу. Что получилось из колоска? (воспитатель открывает контейнер с мукой)
Ребята, потрогайте пальчиками муку и скажите какая она. (дети проводят обследовательские действия)
Ну, а сейчас давайте ещё поиграем.
Физминутка: «Сидели два медведя»
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету,
Другой месил муку.
Раз ку –ку, два ку – ку
Оба шлёпнулись в муку.
Воспитатель: Ребята, из муки на хлебозаводе делают тесто и пекут хлеб. Люди, которые пекут хлеб называются пекари. Давайте посмотрим, как это происходит.


Когда хлеб будет готов, его раскладывают по ящикам и везут на машинах в магазин.
Ребята , а вот Колобок хочет узнать, знаете ли вы из чего он сделан?
Колобок : Молодцы ребята, вы хорошо отвечали и внимательно слушали.
Воспитатель : Ребята, Колобок принёс нам подарок – вкусные булочки, вы скушаете их во время обеда.
А для Колобка мы тоже сделаем подарок. Посмотрите, у нас есть такое большое блюдо (из картона), на нём наклеены «пирожки», «булочки» разной формы. Ребята, скажите какие вы видите здесь булочки, пирожки, назовите какой они формы? Молодцы, вы всё правильно назвали, но посмотрите на наших булочках чего – то не хватает.
Да, ребята, давайте мы украсим все булочки и пирожки «ягодками», «изюмом», «орешками», но сначала мы поиграем.
Пальчиковая игра «Пирожки»
Колосок петух нашёл
И на мельницу пошёл.
Намолол он там муки
И испёк всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой,
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
Проводится коллективная аппликация.
Дети берут заготовки и наклеивают на формы. Воспитатель следит за взаимодействием детей, помогает им договариваться между собой, напоминает, что работать надо аккуратно, обязательно хвалит за правильные действия.
Воспитатель : Молодцы ребята, посмотри Колобок, какой подарок они для тебя сделали. Все дети дружно работали, старались.
Колобок: Вот спасибо ребята, мне у вас очень понравилось, можно я останусь у вас.
Итоги НОД .
Воспитатель: О чём мы с вами говорили сегодня? Кто у нас был в гостях? Из чего вырастает колосок? Из чего и где пекут хлеб? Чем вы украшали булочки и пирожки?
Планируемый результат:
дети проявляют речевую активность, любознательность;
дети узнают знакомые литературные произведения;
проводят познавательно – исследовательские действия;
у детей проявляются навыки взаимодействия со сверстниками;
Дальнейшая работа:
Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, уважение к труду взрослых, использовать здоровьесберегающие технологии.

Коррекция произношения у дошкольников неразрывно связана с развитием пальчиковой моторики. Детям очень нравятся пальчиковые игры, а если подобрать их с учётом автоматизируемого звука, то процесс автоматизации и введения звука в речь пойдёт быстрее и интереснее. Предлагаю вам подборку пальчиковых игр для автоматизации звуков «Ш», «Ж».

Пальчиковая гимнастика по теме «Город»
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный!

Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»
Сжимать и разжимать кулачки
Мы сейчас расскажем вам
Про детенышей и мам:
Загибать поочерёдно пальцы одной руки
У кошки есть пушистые котята,
У собаки – шаловливые щенята,
У коровы – рыжие телята.
У кролика – ушастые крольчата,
А у мамы – конопатые ребята.

Пальчиковая гимнастика по теме «Лето. Насекомые»
Я весёлый майский жук - сжать кулачок
Знаю все сады вокруг - указательный палец и мизинец развести
Над лужайками жужжу, в стороны
а зовут меня жу жу. пошевелить «усами»
Не кусай, комарик злой - пальчики «бегут» по столу
Я уже бегу домой.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками.
Роняют ладони на стол.

Пальчиковая гимнастика по теме «Птицы»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых перышках.
Всем хватило зёрнышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.

Пальчиковая гимнастика по теме «Откуда хлеб пришёл? »
1. А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
Сжимают и разжимают пальчики.
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх.
Гладят живот.

Пальчиковая гимнастика по теме «Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.
На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика по теме «Новый год»
Мы на ёлке веселились,
И плясали и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один – золотистый мандарин.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук.
«Рисуют» руками большой круг.
Делают ритмичные хлопки.
Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «Лепят» комок двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись! Кладут ладони на стол по одной то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли! Движения воображаемой ложкой
И руки под правую щёку.

Пальчиковая гимнастика по теме «Мебель»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
Есть ещё одно, повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов, зовём гостей:
«Приходите поскорей! »
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Ставят рядом ладошки – «стены».
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют крышей.
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Делают приглашающий жест рукой.

Пальчиковая гимнастика по теме «Семья. Женский праздник»
Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети!
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Разводят руки, поднимают ладошки вверх.

Пальчиковая гимнастика по теме «Посуда»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.
Посуду моет наш Антошка.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран.
Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Выполняют имитирующее движение.
Имитируем движения точильщика, проводя ладонью правой руки взад – вперёд по ладони левой (с переворотом) .
Точим, точим, точим нож!
Будет очень он хорош.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика это не только интересная игра, но развивающая.

Пальчиковая гимнастика помогает развить у ребёнка мелкую моторику пальцев рук. Поможет сформировать у ребёнка порядковый счёт в пределах 5-10. Развить память, мышления, внимание и воображения. Поможет сделать занятие с ребёнком увлекательным и интересным.

Пальчиковая гимнастика

Для самых маленьких
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться!
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук).

Семья
Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папочка
Этот пальчик-мамочка
Ну а этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
(По очереди сгибать пальчики).

Котик
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
(Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев) .

Ножки

Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.
(Пальчиками по столу имитировать ходьбу).

Качели
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз).

Веер
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер …
(Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день).

Дружные ребятки
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Щенок
Крутит хвостиком щенок-
Увидал в саду цветок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки).

В цирке
На арене цирка – вышка,
А на вышке – две мартышки.
И они взлетают ловко,
Вверх под купол-
На веревке.
Вниз скользят
Как акробаты-
Очень ловкие ребята!
(Имитировать движения рук по веревке вверх).

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

Тема: «Грибы».

Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот пальчик ел,
Оттого и растолстел.
(Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца).

Тема: «Мой дом» .

Дом
На опушке дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
(Пальцы прижаты, ладони расставлены, -напоминают крышу дома. Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов «Мы ворота открываем…»- ладони разводить в стороны, затем быстро соединять).

Дом
Мы с тобою
Красим дом.
Дружно в нем
Мы заживем!
(Выполнять соответствующие движения: имитация движений маляр красит дом).

Тема: «Домашние животные».

Гусь
Ты сердитый белый гусь,
Но тебя я не боюсь!
(Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом». Открывать и закрывать клюв.)

Котенок – шалун
Котенок мамочку зовет (Дети соединяют пальцы обеих рук)
Мяу - мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока (Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы)
мало - мало, мало – мало.
Покормит мама молочком (Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону)
Мур – мур – мур – мур другой
Свернется маленьким клубочком (Потирают кулачок о кулачок)
Ур-ур-ур, ур-ур,ур
Потом с клубочком поиграет (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Цап-цап-цап
И нитку быстро размотает (Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга)
Ап – ап-ап,ап- ап- ап

Тема: «Насекомые».

Бабочка
Бабочка- капустница
Над цветком летала,
Весело порхала –
Пыльцу собирала.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)

Пчела
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам).
Пожужжали, полетали,
От усталости упали (Роняют ладошки на стол).

Сороконожка
Две сороконожки
Бежали по дорожки
Бежали,бежали,
Друг -друга повстречали.
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Что едва мы их разняли.
(Передвигать пальчиками по столу, затем массировать каждый пальчик).

Тема: «Цветы».

Пион
Распускается бутон –
Превращается в пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается “бутон”. Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается “цветок”).

Цветочки
Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол).

Тема: «Масленица».

Масленица
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

Тема: «Овощи».

Овощи
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).

Капуста
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

Тема: «Фрукты».

Фрукты.
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
(Сжимают и разжимают пальцы. Затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся – сюда!
(Вначале дети сжимают и разжимают пальчики, далее поочередно загибают каждый пальчик).

Тема: «Дикие животные».

Зайка
Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять –
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал.
Зайка прыг – и ускакал.
(Выполнять соответствующие движения)

Тема: «Осень», «Деревья».

Осень
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(Выполнять плавные, волнообразные движения ладонями. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. В конце спокойно укладывают ладони на стол).

Деревья
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Сжимают и разжимают кулачки. Затем загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу. В конце, сжимают и разжимают кулаки).

Тема: «Ягоды».

Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной.
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(Пальцы обеих рук «здороваются». Затем обе руки «идут» указательным и средним пальцами. Потом, загибают пальцы, начиная с большого).

Тема: «От куда хлеб пришёл?».

Хлебушек
Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг)
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг)
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (большой палец и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста (имитация леки хлеба)
Испек спозаранку.

Тема: «Птицы перелётные».

Птички
Пой-ка, подпевайка
Десять птичек - стайка
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка
Серенькое перышко
Эта - зяблик,
Эта - стриж,
Эта - развеселый чиж
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
(Дети показывают десять пальчиков. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. Со словами «Ну а эта – злой орлан» - машут сложенными накрест ладонями. Затем машут обеими руками, как крыльями).

Тема: «Дикие животные».

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры.
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем
(Дети загибают пальцы на обеих руках, по одному пальцу на каждое двустишие. Затем, выполняют удары ладонями и кулачками поочередно).

Тема: «Новый год».

Подарки
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети шагают пальчиками по столу. На каждое произнесенное название подарка, загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке. На слова «Гав! Гав» - Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальцы - «ушки»).

Тема: «Зима».

Снежок
Раз, два, три, четыре. (Загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальцем)
Раз - подбросим, Два - поймаем. (Подбрасывают и ловят снежок)
Три – уроним (Роняют воображаемый снежок)
И... сломаем (Топают)

Тема: «Обувь».

Посчитаем в первый раз, (Хлопают ладонями и ударяют кулаками по столу)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название загибают по одному пальцу)
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки.
Для малышки Галеньки.

Тема: «Транспорт».

Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай (Загибают пальцы по одному)
О них ты на улице не забывай. (Сжимают и разжимают пальцы)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (Загибают по одному пальцу)
Они очень редко заходят сюда (Сжимают и разжимают пальцы)

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку 😉

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

Детские пальчики - важный инструмент в развитии способностей малышей: занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, складыванием паззлов и мозаики,
дети учатся ощущать кончиками пальцев свойства предметов, что дает им представление об окружающем мире.
Помимо вышеперечисленных прекрасным методом, помогающим ребенку освоить мир, а также развить речь, интеллектуальные и творческие способности, является пальчиковая гимнастика.

От гибкости, ловкости и чувствительности пальцев напрямую зависит то, как быстро ваш малыш начнет разговаривать и как в будущем будет проходить его развитие и обучение, поэтому не ленитесь уделять время этим несложным упражнениям. Проводить их следует по три-пять минут в день, рассказывая ребенку веселые и задорные потешки и сопровождая их нужными движениями. Не забудьте также про доброжелательность и заинтересованность: ребенок захочет повторить за вами стишки и упражнения только тогда, когда увидит, что вы выполняете их с удовольствием. Тема сегодняшней пальчиковой игры - «Кухня».

Гости, Дождь, Каша, Месим тесто, Пирог

Гости
К Жене гости прибежали,
(пальцы бегут по столу)
Все друг другу руки жали.
(рукопожатие)
— Здравствуй, Жора!
— Здравствуй, Жанна!
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
(пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук)
— Не хотите ль пирожок?
(из ладоней сложить пирожок)
— Может, коржик?
(показать раскрытые ладони)
— Иль, рожок?
(пальцы сложить в виде рожка)
Вот драже вам на ладошку,
(постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)
Все берите понемножку.
(двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним и т.д. осторожно брать драже)
С ручек все стряхнули крошки
(энергично встряхнуть кистями рук)
И захлопали в ладошки.
(хлопаем в ладоши)

Дождь
Дождик, дождик, поливай
(указательным пальцем постукивать по ладони другой)
Будет хлеба каравай,
(образовать перед собой круг руками)
Будут булки, будут сушки,
(похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки.
(соединить большой и указательный вместе,образовывая большой круг)

Каша
Каша в поле росла,
(подняли руки вверх, шевелят пальчиками)
К нам в тарелку пришла.
(идут пальчиками по столу)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
(в правой ладошке мешают кашу)
Птичке – невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
(загибают пальчики на обеих руках)
Всем дадим по ложке.
(разжимают кулачки)

Месим тесто
(на первые три строки «месим тесто»)
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
(«достаем комочки»)

Пирог
Тесто ручками помну,
(сжимает и расжимает кулачки)
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
(круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
(имитируем «посыпание крошкой»)
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.

Пирог из снега, Пирожки, Помощники, Тесто замесили, Хлеб

Пирог из снега
Падал снег на порог.
(два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.
(«бегут» пальчиками по столу) .
Пирожки себе пеки
Не из снега - из муки.
(прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог)

Пирожки
Я пеку,пеку, пеку
(то одна рука сверху, то другая)
Всем друзьм по пирогу:
Пирожок для мышки
(поочередно загибают пальчики)
Для заики-мылышки,
Для лягушки пирожок.
Мишка, съешь и ты, дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра!
(хлопают в ладоши)

Помощники
Раз, два, три, четыре,
(ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибаем пальчики по одному на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
(снова загибаем пальчики)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно)

Тесто замесили
Муку в тесто замесили,
(сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи.
(обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
(гладят живот)

Хлеб
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
(дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх)
А потом обмолотили,
(постукивают кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился.
(выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна - в муку и тесто,
(сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место.
(вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом,
(поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам – хлебом.
(вытягивают руки вперед ладонями вверх)