Проводка

Объем масла газ 66. Основные технические характеристики автомобиля

Объем масла газ 66. Основные технические характеристики автомобиля

Грузовой автомобиль ГАЗ 66 – это самый массовый двухосный полноприводный грузовик, производство которого осуществлялось на Горьковском автозаводе с 1964 по 1999 год. Он представлял собой уже третье поколение грузовых автомашин ГАЗ. Сначала на них устанавливали двигатель ГАЗ 66 со
бственной разработки, а затем заменили на новые, более мощные, V8 карбюраторные силовые агрегаты ЗМЗ 66-06.

Производство последнего было организовано на Заволжском моторном заводе. Разрабатывался он специалистами ГАЗ и ЗМЗ совместно, и его технические характеристики в то время считались одними из лучших в мире. Автомашины ГАЗ 66 агрегатировались двигателем ЗМЗ 66-06 до середины 80-х годов минувшего столетия. В дальнейшем этот двигатель неоднократно модернизировался, а его последняя модификация ЗМЗ 513 производится по настоящее время. Он устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ 3307 и др.

Примечание
В 1993 году на Горьковском автозаводе был освоен в серийном производстве 4-х цилиндровый дизельный двигатель ГАЗ 544, мощность которого составляла 85 л. с. Этот силовой агрегат устанавливали на грузовики вплоть до прекращения их производства (1999). Тогда же был прекращен и выпуск дизельных двигателей, производство которых посчитали нерентабельным.

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЫ ЗМЗ 66-06 ЗНАЧЕНИЯ
Рабочий объем цилиндров, л 4.25
Номинальная мощность, л. с. 88,3...120
Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 об/мин.), Нм 284.4
Частота вращения коленвала при максимальном крутящем моменте, Нм 2000...2500
Количество цилиндров 8
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 80
Степень сжатия 7,0...7,6
Количество клапанов на цилиндр 2
Механизм газораспределения V8 OHV (OverHeadValve)
Способ подачи питания/тип карбюратора Карбюраторный/К-126 или К-135
Вид горючего/марка бензин/А-76
Система смазки Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Система охлаждения Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Расход топлива, л/100 км 24
Масса, кг 262

Силовой агрегат устанавливался на грузовые автомашины семейства ГАЗ-66; автобусы НЗАС-3964, «Волгарь 39461, АПП 66; автомобили для вооруженных сил: АП-2, АС-66, ДДА-66, ДПП-40, Р-142.

Описание

Двигатель ЗМЗ 66 появился в результате модернизации силовых агрегатов 13 серии. Вызвана она была необходимостью уменьшения эксплуатационных затрат и расхода горюче-смазочных материалов. В результате была разработана новая серия ЗМЗ 66, которая отличалась уменьшенным объемом цилиндров, расположенных V-образно.

Блок цилиндров силового агрегата ЗМЗ 66-06 изготовлен из специального алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы из износостойкого чугуна, которые прижимаются к блоку головками. Их герметизация осуществлялась с помощью:

  • асбесто-стальных прокладок с водяными протоками – в верхней части блока цилиндров;
  • медных кольцевых прокладок – в нижней части блока цилиндров (устанавливались между блоком и гильзой).

Сами головки оснащались высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Каждая головка присоединялась к блоку цилиндров 18-ю шпильками.

Сборка двигателя отличалась достаточно большой трудоемкостью. Многие детали требовали совместной обработки. Кроме того, ряд деталей был маркирован и их установка должна была осуществляться в строгой последовательности. Например:

  1. номер, отштампованный на стержне шатуна и метка на его крышке при сборке должны были быть обращены в одну сторону;
  2. на бобышках под болт шатуна и его крышке маркировали номер цилиндра, для которого эта пара предназначена;
  3. на поршнях наносилась надпись «перед» и «назад». Именно так их должны были устанавливать по отношению к частям двигателя;
  4. коленвал балансировался в сборе со сцеплением и маховиком и т. д.

Двигатели серии ЗМЗ 66 оснащены газораспределительным механизмом с верхним расположением клапанов и системой рециркуляции выхлопных газов, которая способствует снижению выброса токсичных веществ в воздух.

Техническое обслуживание

Силовые агрегаты семейства ЗМЗ 66 отличались высокой надежностью. Единственное требование, которое предъявлялось к ним – своевременное и качественное техническое обслуживание. Для этого рекомендуется:

  • использовать рекомендуемые марки горюче-смазочных материалов (бензин, моторное масло и пр.);
  • во время каждого второго технического обслуживания подтягивать головки блока цилиндров (операцию необходимо проводить на холодном двигателе);
  • не перегревать мотор во время работы;
  • периодически проверять и при необходимости подтягивать гайки крепления выпускной трубы – это позволит избежать попадания воды в моторное масло;
  • контролировать состояние поршневых колец и вкладышей коренных подшипников. При обнаружении признаков их неисправности сразу же заменить.

Выявление неисправностей

Все силовые агрегаты серии ЗМЗ 66 имеют ряд одинаковых «типовых» неисправностей. К ним относятся:

  1. подтекание моторного масла через сальник заднего коренного подшипника;
  2. низкое давление моторного масла в системе смазки мотора;
  3. увеличенный расход моторного масла и др.

О наличии тех или иных неисправностей судят по состоянию силового агрегата. Мотор нуждается в ремонте, если, например:

  • расход масла более 0,4 л /100 км;
  • контрольные индикаторы на приборной панели показывают, что давление
    масла в системе смазки недостаточно;

Важно! При неисправных контрольных приборах давление можно измерить манометром. При этом его значение, измеренное на хорошо прогретом двигателе, не должно быть ниже: на холостых оборотах – 0,5 кгс/см.кв.; на средних оборотах – 1 кгс/см.кв.

Эксплуатация мотора в случаях, когда давление моторного масла ниже указанных значений – запрещается.

О неисправности мотора может свидетельствовать также недостаточная компрессия в цилиндрах. Измеряют ее компрессометром, предварительно вывернув свечи зажигания, полностью открыв дроссельную заслонку и отключив питание на высоковольтные провода.

Тюнинг

Несмотря на то что двигатель ЗМЗ 66 давно снят с производства, автолюбители не оставляют попыток его совершенствования. Правда использовать при этом чип-тюнинг не представляется возможным, так как управление этим мотором осуществляется без электронного блока управления (ЭБУ).

В общем случае улучшить работу силового агрегата ЗМЗ-66 можно несколькими способами:

  1. Осуществить подгонку двигателя под установку современных газораспределительных механизмов.
  2. Заменить карбюраторную систему подачи топлива на инжекторную.
  3. Установить систему турбонаддува.

Эти способы позволят повысить мощность и экономичность старого двигателя, однако потребуют достаточно много времени и высоких материальных затрат.

Существует еще один способ, который по трудозатратам и финансовым вложениям сродни проведению капитального ремонта мотора. Суть переделки — превратить силовой агрегат ЗМЗ-66 в ПАЗовский двигатель ЗМЗ 523.

Для этого нужно приобрести и установить:

  • новый коленчатый вал ПАЗ-3205 с вкладышами ЗМЗ-5234;
  • цилиндро-поршневую группу в сборе, например, комплект «Мотордеталь Кострома»;
  • комплект прокладок и сальников.

Кроме того, необходимо увеличить степень сжатия до 8,5. Этого можно добиться, если подрезать головку блока цилиндров на 1,8 мм. Больше подрезать не рекомендуется, так как усложнится установка впускного коллектора на шпильки головки цилиндров.

Автолюбители, уже осуществлявшие подобные доработки, рекомендуют также заменить штатный карбюратор К-135 (К-126) на американский Edelbrock 1407. Сделать это можно, если доработать входной коллектор, объединив его каналы в один и сварить площадку, на которую будет установлен новый карбюратор.

Было время, когда числовые обозначения советских автомобилей были в основном двузначными или трёхзначными, и когда кто-либо говорил «сто тридцатый» или «сто пятьдесят седьмой», «полста третий» или «шестьдесят шестой» – всем было ясно, что речь идёт о грузовых машинах ЗИЛ-130, ЗИЛ-157,ГАЗ-66 и ГАЗ-53.

Вот и славное имя «ГАЗ шестьдесят шестой» (которое впоследствии слилось в просторечный акроним «шишига») до сих пор у водителей грузовиков со стажем вызывает ностальгию.

Неказистый с виду и, на первый взгляд, неуклюжий грузовой автомобиль был настоящим «монстром» по части проходимости. Хотя… слово «был» здесь вряд ли уместно, так как ГАЗ-66 всё ещё часто можно встретить на мыслимом и немыслимом бездорожье стран бывшего СССР и стран бывшего, так называемого, «советского пространства».

Водители-умельцы дорожат этой неприхотливой машиной, а некоторые всерьез считают, что ей нет альтернативы по проходимости. И во многом они правы…

Достаточно небольшая для грузовиков такого класса масса (3470 кг) и шины с возможностью автоматической регулировки давления позволяют уверенно двигаться и по внушительному снежному покрову и по зыбким заболоченным почвам, в которых завязнет любой другой грузовой автомобиль. Удачно расположенный центр тяжести машины и колёсная формула 4Х4 позволяют ГАЗ-66 преодолевать крутые подъёмы и двигаться по головокружительным склонам, а также эффективно форсировать бурные горные потоки.

Определяющую роль в фантастической проходимости ГАЗ-66 играют возможность самоблокировки дифференциалов и увеличенный клиренс (315 мм).

Прототипами появившихся в 1962 году первых ГАЗ-66 стали два грузовика: ГАЗ-62 и ГАЗ-63, и хотя «шестьдесят шестой» имел свою неповторимую внешность и присущие только ему технические характеристики – он взял всё самое лучшее от них.

Чтобы было нагляднее (в плане внедорожных способностей машины), вот парочка видео-роликов с участием ГАЗ-66 (так называемый «off-road тест-драйв»):

В 1964 году началось массовое производство этого, впоследствии ставшего легендарным, грузовика на автозаводе в городе Горьком.

Производились различные вариации ГАЗ-66, и для их различения к названию добавлялась буква или ещё две цифры:

  • ГАЗ-66-05 оснащался лебёдкой и особой экранированной электропроводкой.
  • ГАЗ-66Б стал модернизированной вариацией для десантирования с воздуха.
  • Выпускалось шасси ГАЗ-66-31, которое использовалось для производства самосвала ГАЗ-САЗ-35-11 в Саранске.
  • Особо грузоподъемные (3,5 тонн) автомобили с кабиной и трансмиссией ГАЗ-66, с платформой и скатами ГАЗ-53 (сдвоенные колёса сзади) в народе сразу же прозвали «гибридами».
  • Выпускались и специальные «арктические варианты».
  • Но наибольшее распространение получила базовая модернизированная модель ГАЗ-66-11 с грузоподъёмностью 2 тонны.

Коснулась ГАЗ-66 и «дизельная модернизация». Как известно, «дизель» более экономичен, надёжен и обладает более длительным ресурсом, чем двигатель карбюраторный. Поэтому уже в 90-е годы двадцатого столетия были выпущены две модификации, оснащенные «дизелем»: ГАЗ-66-41 и ГАЗ-66-40 («турбо-дизель»).

Автомобили семейства ГАЗ-66 широко использовались в тех областях народного хозяйства, где требовались мобильные, манёвренные и неприхотливые грузовые автомобили с высокой проходимостью. Такие качества особенно ценили геологи, и в открытии крупных месторождений различных руд и других полезных человеку природных богатств есть немалая заслуга «шестьдесят шестого» – первые разведывательные буровые установки, доставлявшиеся до особо неприступных залежей, базировались именно на нем. Завозилось на ГАЗ-66 и ценное геофизическое оборудование, и другие приборы, инструменты и материалы. Нефтяникам и газовикам Самотлора и других месторождений впору поставить «Шишиге» памятник «за неоценимую помощь в освоении недр России».

Долгое время различные модификации ГАЗ-66 поставлялись в Советскую (а затем и в Российскую) Армию. Но основное достоинство «Шишиги» – расположение мотора под кабиной, которое выгодно смещало его центр тяжести, стало для военных и основным его недостатком (т.к. при наезде автомобиля на мину – погибали водитель и пассажир, находящийся в кабине). Другими словами: если у (также имевшихся на вооружении) автомобилей ЗИЛ-131 и у «Уралов» выступающие вперёд передний мост и мотор выполняли функцию минного трала, то «шестьдесят шестой» был лишён этой защиты – именно поэтому ГАЗ-66, практически сразу после «поступления на службу», массово выводились из Афганистана и других мест – подвергаясь консервации на базах резерва военной техники.
Но техника не может стоять в «законсервированном виде» до бесконечности – происходит старение сальников, шин, лакокрасочного покрытия. Поэтому Министерством Обороны, в рамках «конверсионной программы», начиная с середины 90-х годов двадцатого века, наряду с другой демилитаризованной техникой, осуществляется продажа «с консервации» автомобилей ГАЗ-66 (особенно популярны у покупателей, так называемые, «кунги» – фургоны, в которых, в основном, базировались передвижные радиостанции).

В 2017 году такой фургон ГАЗ-66 «с консервации», можно купить по цене 300 ~ 400 тысяч рублей (в зависимости от степени его сохранности). Для бортового ГАЗ-66, сохранившегося до наших дней по этой же «конверсионной программе», цена сложилась в районе 280 ~ 320 тысяч рублей.

Двухосный грузовой автомобиль

Грузоподъёмность

Разрешенная максимальная масса

5 806 мм (с лебёдкой)

Высота по тенту без нагрузки

Высота по кабине с полной массой

Колёсная база

Дорожный просвет

Колея передних колес

Колея задних колес

Радиус поворота

Глубина преодолеваемого брода (по дну)

Двигатель

ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением

Рабочий объём

Мощность

механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах

Раздаточная коробка

С понижающей передачей и отключаемым передним мостом

задний или полный

специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18

Давление в шинах

0,5-3 кг/см 2

Максимальная скорость с полной массой

Ёмкость топливных баков

Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч

Марка топлива

бензин А-72, A-76, АИ-80

Ёмкость АКБ

Максимальный ток автомобильного генератора

ЗИЛ 131

Грузовой автомобиль повышенной проходимости Московского автозавода имени Лихачева, основная модель. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии.

Технические характеристики:

    Колёсная формула 6×6

    Снаряжённая масса:

    • без лебёдки - 6135 кг

      с лебёдкой - 6375 кг

    Полная масса:

    • без лебёдки - 10 185 кг

      с лебёдкой - 10 425 кг

    Грузоподъёмность:

    • по грунту - 3500 кг

    Допустимая масса прицепа:

    • по дорогам с твёрдым покрытием - 6500 кг

      по грунту - 4000 кг

    Расход топлива на 100 км и скорости 60 км/ч - 49.5 л

    Запас хода - 630 км

    Радиус разворота - 10,8 м

    Тормозной путь со скорости 50 км/ч - 29 м

КамАЗ-5320

Советский и российский трёхосный бортовой грузовой автомобиль-тягач с колесной формулой 6×4, выпускавшийся Камским автомобильным заводом с 1976 г. по 2001 г. Стал первой по счёту моделью автомобиля под маркой КамАЗ. Предназначен в т.ч. и для постоянной работы автопоездом с прицепом. Кузов - металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами и тентом. Кабина - трёхместная, цельнометаллическая, откидывающаяся вперёд, оборудована местами крепления ремней безопасности. Основной прицеп - ГКБ 8350 того же типоразмера.

Технические характеристики:

    Колёсная формула - 6×4

    Габаритные размеры

    • Длина, м - 7,395

      Ширина, м - 2,500

      Высота, м - 2,830

      База задней тележки, м - 1,320

      Колея передних колёс, м - 2,010

      Колея задних колёс, м - 1,850

      Наименьший дорожный просвет, см - 38,5

      Погрузочная высота, м - 1,370

    Весовые параметры и нагрузки, а/м

    • Снаряженная масса а/м, кг - 7184

      Грузоподъемность а/м, кг - 8000

      Максимальная масса буксируемого прицепа, кг - 8000

      Полная масса, кг - 15 305

    Двигатель

    • Модель - КамАЗ-740.10

      Тип - дизельный атмосферный

      Мощность, л. с. - 210 или 180

      Расположение и число цилиндров - V-образное, 8

      Рабочий объём, л - 10,85

    Коробка передач

    • Тип - механическая пятиступенчатая с двухступенчатым делителем (5*2)

      Сцепление - сухое двухдисковое

    • Тип - расположенная над двигателем.

      Исполнение - без спального места

  • Колеса и шины

    • Тип колес - бездисковые

      Тип шин - пневматические, камерные

      Размер шин - 9.00R20 (260R508)

    Платформа

    • Платформа бортовая, с металлическими откидными бортами

      Внутренние размеры, мм - 5200х2320

    Общие характеристики

    • Максимальная скорость, км/ч - 85

      Средний расход топлива для автопоезда, л/100 км - 35

      Запас топлива, л - 170

      Угол преодол. подъема, не менее, % - 30

      Внешний габаритный радиус поворота, м - 9,3

      Тормозной путь для автопоезда с полной нагрузкой со скорости 40 км/ч, м - 21

Из данного подраздела видно, что основная автомобильная техника 65 автомобильной бригады с дизельными двигателями. Следовательно и неисправности чаще всего появляются на автомобилях с дизельными двигателями. Средств для диагностики и ремонта дизельной топливной аппаратуры в воинской части нету. В своей дипломной работе я предлагаю оснастить ПТОР воинской части оборудованием и приспособлениями для диагностики, регулировки и ремонта дизельной топливной аппаратуры.

Полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-66 выпускался Горьковским автозаводом на протяжении 35 лет. Столь долгому сроку производства он обязан своими удачными конструктивными особенностями и техническими характеристиками, делающими машину способной без проблем передвигаться по бездорожью. В то же время ГАЗ-66 сохранил достаточную эффективность как универсальный автомобиль, использующий обычные дороги для транспортировки различных грузов и людей.

С момента своего создания машина отлично зарекомендовала себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, за что заслуженно носит титул «легендарной». В обиходе прославленный внедорожник получил имя «Шишига», в котором это слово, обозначающее «болотного духа», получило созвучие с номером модели, причём без какого-либо негативного контекста.

История создания автомобиля

Разработка модели, впоследствии ставшей грузовиком ГАЗ-66, началась в 1957 году с целью замены первого полноприводного советского грузовика ГАЗ-63 . Конструкцию предшественника «шишиги» начали разрабатывать ещё до Великой Отечественной войны и стали серийно выпускать с 1948 года, во многом унифицировав производство с массовой моделью ГАЗ-51 .

Но скорому выпуску «наследника» ГАЗ-63 воспрепятствовало отсутствие на тот момент серийно производимого двигателя требуемой мощности. Кроме того, в те же годы Горьковский автозавод разработал и начал выпускать грузовик лёгкого класса (грузоподъёмностью 1,1 тонны) ГАЗ-62. Его конструкция, сделанная бескапотной, привлекла внимание военных уменьшением общих габаритов и равномерной нагрузкой на переднюю и заднюю оси.

Это отразилось на воплощении бескапотной схемы и для разрабатываемого 2-тонного грузовика ГАЗ-66. Хотя первые экспериментальные образцы этой модели, созданные в 1958 году, были с капотом, уже с начала 1960-х годов кабина лишилась этого элемента. Более того, высшее армейское руководство в лице главкома Сухопутных войск маршала Чуйкова настояло на свёртывании производства ГАЗ-62 в пользу более грузоподъёмного ГАЗ-66.

Такое решение благотворно сказалось на дальнейшей истории новинки, заметно увеличив массовость выпуска этих машин. Они начали предсерийно производиться с 1962 года, а с июля 1964 году их производство было поставлено на конвейер. За всё время завод произвёл 966 тысяч автомобилей ГАЗ-66, вплоть до окончания их выпуска в 1999 году.

Цели и задания по применению

Главным заказчиком полноприводных автомашин в Советском Союзе являлось оборонное ведомство. Поэтому ТТХ (тактико-технические характеристики) ГАЗ-66 изначально определялись требованиями, которые задавали машине военные как основному армейскому грузовику, предназначенному не только для транспортировки военнослужащих (здесь особое внимание уделялось воздушно-десантным подразделениям), но и в целях максимальной «моторизации» различных радиотехнических и обеспечивающих подразделений, численность и роль которых в современной армии неуклонно возрастала.

Это отразилось в большом числе специализированных модификаций модели ГАЗ-66 для отдельных военно-транспортных задач, в числе которых наиболее распространёнными были:

  • командно-штабная машина-вездеход Р-142;
  • маслозаправщик МЗ-66 (а также иные заправочные спецмашины для авиатехники);
  • медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых АС-66;
  • передвижной санитарно-медицинский пункт («мобильная перевязочная») АП-2;
  • дезинфекционная установка с душевой кабиной ДДА-2.

На шасси ГАЗ-66 была смонтирована в несколько укороченном варианте реактивная система залпового БМ-21В. Кроме того, машина применялась для транспортировки буксируемых артиллерийских систем (орудий и миномётов), но по мере совершенствования этого вооружения его масса возрастала, так что подобная сфера применения ГАЗ-66 продлилась относительно недолгое время.

Как в военной, так и в общегражданской сфере получили широкое применение модификации ГЗСА-731. Они представляли собой специализированные грузовые фургоны: «Хлеб», «Медикаменты», «Почта».

В целом автомашина, приспособленная для езды по бездорожью, в условиях СССР не испытывала проблем с востребованностью в самых разных отраслях экономики страны: в сельском хозяйстве, строительстве, геодезии и геологоразведке. Созданные на базе ГАЗ-66 самосвал и седельный тягач нашли себе применение в труднодоступных сельских районах.

Конструкция и устройство

В основе грузовика заложена рамная конструкция из высокопрочной стали, чья простота только усиливала надёжность машины. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается. С 1968 года машина получила в оснащение систему регулировки давления в шинах. В сочетании с приводом на все 4 колеса, большим клиренсом и достаточно мощным для своего времени мотором это удачно сбалансировало всю конструкцию, обеспечив грузовику возможность свободно проехать даже там, где прочие колёсные автомашины на это были уже неспособны.

Кузов и кабина

Бескапотная схема при укороченных общих размерах всего автомобиля позволила увеличить размер грузовой платформы и понизить её посадку, облегчив погрузку и разгрузку. Кузовная платформа стандартного грузовика была металлической с деревянными бортами (решётчатыми боковыми и откидным задним). Внутри кузова устанавливались складывающиеся скамейки для перевозки людей, а также имелась возможность установки тента.

Кабина ГАЗ-66 была цельнометаллической и рассчитывалась на два сидячих места. На случай дальних поездок имелась возможность установить подвесной гамак. В первых моделях для ВДВ применялась кабина от ГАЗ-62 с матерчатой свёртывающейся крышей и съёмными надставками дверей, но уже через несколько лет, с расширением возможностей военно-транспортной авиации, эта версия перестала быть актуальной.

Технические характеристики

Двигатель и трансмиссия

ГАЗ-66 одним из первых автомобилей в СССР получил V-образный силовой агрегат с 8 цилиндрами. Он производился на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) и по ряду параметров был унифицирован с двигателем ГАЗ-13 «Чайка». Мотор объёмом 4254 куб. см выдавал мощность в 120 лошадиных сил, достигая 3500 оборотов в минуту, что на то время считалось вполне достаточным для езды по бездорожью.

В начале 1990-х годов в качестве силового агрегата модификаций ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41 применялся дизель (с турбонаддувом и воздушным охлаждением в первом варианте) при мощности соответственно 116 и 85 л. с., но таких автомобилей было выпущено немного.

Механическая трансмиссия отличалась, прежде всего, необычным местом своего расположения: справа и сзади от водительского кресла. По этой причине управление автомобилем для множества водителей казалось неудобным.

Тип подвески

Подвеска впереди и сзади относится к зависимому типу и имеет сходное строение. Она монтировалась на продольных полуэллиптических рессорах, концы которых располагались на резиновых опорах. Плавный ход машины достигался за счёт телескопических гидравлических амортизаторов.

Кроме того, ГАЗ-66, обладая хорошей сбалансированностью центра тяжести, имеет практически равную нагрузку на заднюю и переднюю оси. В то же время общая прочность подвески не обладала большим запасом, так что перегружать машину было крайне нежелательно.

Максимальная скорость

Грузовик мог разгоняться до 90 километров в час, но предельная скорость конструктивно сдерживалась ограничителем. При его снятии максимальная скорость возрастала до 110-120 километров в час, но рабочий ресурс мотора при этом существенно сокращался.

Расход топлива

Преодоление пути в 100 километров требовало от ГАЗ-66 расходования 20-25 литров бензина марок АИ-76 или АИ-80. Автомобиль обладал двумя баками ёмкостью 105 литров топлива каждый, их полная заправка обеспечивала запас хода на 800 километров. Дизельный вариант двигателя был заметно экономичней и расходовал максимум 17 литров топлива на 100 км пробега.

Габариты и вес

Передний мост и ширина колеи

Передний мост Газ-66 включал в себя редуктор и шарниры равных угловых скоростей, применённые вместо полуосей. Поддержание надёжности работы автомобиля на дорогах общего пользования требовало замены масла в мостах через 50-70 тысяч километров пробега по дорогам и ещё чаще при эксплуатации в условиях бездорожья. Пересечение водных преград требовало обязательного последующего шприцевания при первой же возможности.

Показатели ширины колеи - 1800 мм для передней и 1750 мм для задней. Минимальный радиус разворота грузовика составляет 9,5 метров, что делает его манёвреннее многих легковых автомобилей.

Коробка передач

ГАЗ-66 получил в оснащение несколько упрощённую четырёхступенчатую КПП. Раздаточная коробка обладала двумя передачами (прямой и понижающей), а также позволяла водителю при необходимости отключать передний мост для преодоления особо трудных участков пути.

Рулевое управление оснащалось гидроусилителем, также имелся усилитель привода тормозной системы. Колёсные тормоза - колодочного типа.

Достоинства и недостатки

Если сравнить плюсы и минусы ГАЗ-66 с учётом его функций грузовика-внедорожника, то первые заметно перевесят. К числу несомненных достоинств машины относятся:

  1. Высокий дорожный просвет;
  2. Полный привод;
  3. Почти идеальное распределение нагрузки на обе оси;
  4. Достаточно компактные габариты;
  5. Надёжность конструкции и работы двигателя;
  6. Регулируемое давление в шинах;
  7. Устойчивое тепло внутри кабины зимой;
  8. Высокая степень ремонтопригодности.

Недостатками автомобиля считаются:

  1. Сниженная защищённость водителя и пассажира из-за отсутствия капота;
  2. Высокий уровень шума внутри кабины;
  3. Неудобное расположение рычага переключения КПП;
  4. Ограниченная грузоподъёмность;
  5. Большой расход топлива.

В целом даже отмеченные негативные моменты в характеристиках автомашины во многом обусловлены не конструктивными недочётами, а теми необходимыми жертвами, которые создатели машины принесли ради достижения своей цели: надёжного армейского грузовика, способного успешно преодолевать бездорожье.

Тюнинг

Надёжные и долговечные автомобили ГАЗ-66 в силу своей массовости достаточно широко распространены и продолжают полноценно эксплуатироваться спустя даже два десятилетия после окончания их серийного производства. Этому во многом способствует различный тюнинг, которому подверглось большинство машин. Популярной практикой стала замена двигателя на более мощные и экономичные дизельные версии, что требует и смены КПП.

Впрочем, чаще всего владельцы «шишиг» используют внешний тюнинг: необычные цветовые решения в покраске машины, обработку кузова антикоррозийными материалами, монтаж вспомогательного освещения, установку арочных шин для ещё большего повышения проходимости. Из обвеса применяется «кенгурятник», а КУНГ-версия дополняется массивным багажником на крыше.

Не менее важным аспектом усовершенствования бывшего армейского вездехода стал тюнинг салона: устройство хорошей шумоизоляции, замена кресел на более комфортные. Самым популярным решением для фургона типа КУНГ стало его превращение в комфортное «мобильное жилище». Чаще всего так делают охотники и рыболовы, не только оборудуя себе место ночлега, в том числе многократного, но и дополняя его всевозможными удобствами современной цивилизации.

Сравнение с конкурентами

Для своего времени, когда ГАЗ-66 ещё находился в производстве, у этого автомобиля просто не существовало прямых конкурентов. В советское время его аналогами лишь в некоторой степени можно считать ЗИЛ-131 и ГАЗ-53 , но эти машины создавались для иных задач и благополучно занимали собственную нишу в грузоперевозках.

В ряду подобных военных автомашин за рубежом сравнение с ГАЗ-66 по части проходимости, простоты и надёжности могли выдержать немногие. В их числе можно назвать лишь линейку Mercedes-Benz Unimog и более поздние модели Renault TRM 2000 и Hino Type 73 Chugata.

Первая попытка замены «шишиги» на более новую модель (ГАЗ-3301) пришлась на период распада СССР и уже в силу этого оказалась безуспешной. Только к концу 1990-х годов появилась модель ГАЗ-3308 «Садко», ставшая основой для следующего поколения армейских грузовиков-внедорожников.

Применение в боевых условиях

Сбалансированный центр тяжести и способность беспроблемно приземляться на все колёса сделали ГАЗ-66 оптимальной машиной для воздушно-десантных войск. Десантирование грузовика парашютным способом с самолёта производилось при помощи довольно простой посадочной платформы.

В 1965 году Горьковский автозавод разработал трёхосную версию грузовиков на базе ГАЗ-66 с колёсной формулой 6х4 (ГАЗ-33) и 6х6 (ГАЗ-34). Но советское оборонное ведомство эти модели не одобрило, посчитав их функции излишним дублированием ЗИЛ-131 , обладающих грузоподъёмностью порядка 3,5 тонны.

Начальный период выпуска ГАЗ-66 для нужд Советской Армии пришёлся на спокойные годы, но первый же серьёзный военный конфликт - в Афганистане - выявил серьёзную уязвимость бескапотной машины: плохую защиту её кабины. В случае подрыва на мине водитель и пассажир как минимум получали ранения, а часто погибали. Поэтому ГАЗ-66 очень скоро был выведен из состава боевых частей, действовавших в ДРА.

Тем не менее, эффективное боевое применение ГАЗ-66 в локальных и гражданских войнах достигалось за счёт его переоборудования в грозную машину огневой поддержки («гантрак»). Размещение в кузове «Шишиги» зенитной установки ЗУ-23-2, способной вести огонь по наземным целям, приносило успех в ходе многих военных конфликтов Ближнем Востоке и в Африке, а позднее - в операциях российских войск на Северном Кавказе. Последним примером в этом ряду до сих пор служит конфликт на востоке Украины.

Во второй половине 20 века на Горьковском автозаводе производили одни из наиболее успешных советских автомобилей. Грузовик с полноприводной системой и 2 осями, получивший название ГАЗ 66, выпускался почти 35 лет. За этот период было произведено порядка миллиона моделей, выполненных в различных вариациях.

ГАЗ 66 застал не только советскую, но и российскую эпоху. Неприхотливый и неприметный автомобиль в народе назвали «Шишига». Наибольшее распространение модель получила в 1960-1990-х годах. Тогда ГАЗ 66 активно использовался в народном хозяйстве и Советской армии. Автомобиль ценили за простоту конструкции, высокую проходимость и большой ресурс работы. В некоторых областях ГАЗ 66 применяется и сегодня.

Разработка ГАЗ 66 началась в 1950-х годах. Первые опытные экземпляры автомобиля Горьковский автозавод представил в 1957 году. Однако серийного мотора требуемой мощности для техники не было, потому массовое производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах предприятие производило в небольших количествах модель ГАЗ 62 с кабиной от ГАЗ 66.

Масштабная доработка модели началась в 1960-х годах. На первых этапах разработки главным конструктором был Р.Заворотный, позднее его заменил О.Образцов. При создании автомобиля активно применялся опыт, полученный в проекте ГАЗ 62. В итоге принципиально новой моделью ГАЗ 66 не стал. Машина представляла собой глубокую модернизацию ГАЗ 62, который особой популярностью на тот момент не пользовался. На Горьковском автозаводе давно пытались отказаться от предшественника, но должную замену ему готовили долго. Выпущенный ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось завершить в 1968 году.

ГАЗ 66 поступил в серийное производство только в 1964 году. В тот период его появление было определенным прорывом в машиностроении. Небольшой грузовик с отменными характеристиками выгодно отличался от предшественников. Несмотря на то, что ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала стремительно расти.

На фоне существующих конкурентов модель выделялась нестандартными решениями. ГАЗ 66 первым из советских автомобилей получил V-образный 8-цилиндровый агрегат. За счет размещения кабины над силовой установкой удалось добиться повышения площади платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запаски за кабиной позволило опустить основание кузова. Среди других особенностей машины значились омыватели ветрового стекла, тормозная система с гидровакуумным усилителем, цельнометаллическая платформа и гидроусилитель руля.

ГАЗ 66 – «долгожитель», выпуск которого осуществлялся на протяжении 35 лет. За этот период автомобиль неоднократно дорабатывали, улучшая функционал и добавляя новые возможности. В 1967 году облицовка передней части кабины претерпела изменения. С 1968 года грузовик стали комплектовать централизованной системой регулировки воздуха. Изменение оказалось настолько удачным, что осталось на многих автомобилях и сегодня.

В тот же период ГАЗ 66 дебютировал на Московской выставке техники, где модель удостоилась главного приза. Эксперты признали актуальность ее характеристик. Позднее автомобиль удостоился золотой награды в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 получил национальный Знак Качества. После этого начался массовый экспорт модели во все социалистические государства. Серийный выпуск автомобиля достиг небывалых размеров.

С распадом СССР популярность ГАЗ 66 начала резко снижаться. Серийное производство модели Горьковский автозавод прекратил в 1995 году. Ее место занял ГАЗ 3308. При этом партии по спецзаказам и единичные экземпляры предприятие выпускать продолжило. Последний ГАЗ 66 был произведен в июле 1999 года. За 35 лет существования модель разошлась рекордным тиражом в 965000 единиц.

Основные модификации ГАЗ 66:

  • базовый ГАЗ 66 – шасси с кабиной или грузовик с платформой (выпускался до 1966 года);
  • ГАЗ 66А – версия с лебедкой (1964-1966 года);
  • ГАЗ 66Б – авиадесантная модель со складной крышей, откидной рамкой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой (1966-1985 года);
  • ГАЗ 66Д – шасси под установку сельскохозяйственных самосвалов и бурильных установок. Модель имела коробку отбора мощности (1961 год);
  • ГАЗ 66Ф – шасси с кабиной под армейские нужды. Дополнительно модель оснащалась лебедкой и экранированным электрооборудованием (1963-1965 года);
  • ГАЗ 66-01 – доработанная базовая модификация с централизованной системой регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
  • ГАЗ 66-02 – версия ГАЗ 66-01 с лебедкой (1966-1984 года);
  • ГАЗ 66-03 – модель ГАЗ 66-01 с экранированным электрооборудованием без системы регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
  • ГАЗ 66-11 – модернизированная базовая модель (1985-1996, 1998-1999 года);
  • ГАЗ 66-12 – модернизированная базовая модель с лебедкой (1985-1996, 1998-1999 года);
  • ГАЗ 66-21 – народнохозяйственная версия с деревянной платформой и двойными шинами сзади (1992-1994 года);
  • ГАЗ 66-22 – модификация ГАЗ 66-21 с лебедкой (1992-1994 года);
  • ГАЗ 66-40 – модель с турбодизелем ГАЗ-5441 (1995-1998 года);
  • ГАЗ 66-41 – модель с безнаддувным дизелем ГАЗ-544.10 (1993-1995 года);
  • ГАЗ 66-96 – шасси для вахтовых автобусов.

Модели ГАЗ 66-51, ГАЗ 66-52, ГАЗ 66-81, ГАЗ 66-91 были экспортными. Также горьковский автозавод выпускал следующие специальные автомобили на базе ГАЗ 66:

  1. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  2. Р-142 – командно-штабная машина;
  3. АС-66 – санитарный автомобиль;
  4. ГЗСА-731 – фургон «Медикаменты», «Хлеб», «Почта»;
  5. АП-2 – машина медицинского пункта;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

ГАЗ 66 предназначался, преимущественно, для сельского хозяйства и армии. Простота конструкции и повышенная проходимость позволяли использовать автомобиль на бездорожье. Этому также способствовали система регулировки давления в шинах и большой клиренс. Практически идеальная сбалансированность позволяли применять ГАЗ 66 там, где другие машины проехать не могли.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина 5655 мм;
  • ширина – 2342 мм;
  • высота – 2440 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • дорожный просвет – 315 мм;
  • передняя колея – 1800 мм;
  • задняя колея – 1750 мм;
  • минимальный радиус разворота – 9500 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 3470 кг;
  • грузоподъемность – 2000 кг;
  • разрешенная максимальная масса – 5940 кг.

Автомобиль способен преодолевать брод глубиной 800 мм. Максимальная скорость составляет 90 км/час. Средний расход горючего на скорости 60 км/час – 20 л/100 км. При общем объеме топливного бака в 210 л (2 бака по 105 л) это обеспечивает неплохой запас хода, позволяющий покрывать большие расстояния.

Двигатель

На ГАЗ 66 устанавливался 4-тактный V-образный карбюраторный двигатель ЗМЗ-513, работающий на бензине. Мотор имел жидкостное охлаждение. Собирали силовую установку на Заволжском моторном заводе. По некоторым параметрам агрегат был похож на предшественников, но имел и заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 появился ряд уникальный решений, а сам он выделялся компактными габаритами. Блок цилиндров и головку блока цилиндров для мотора изготавливали из алюминия.

Характеристики мотора ЗМЗ-513:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 125 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
  • степень сжатия – 7,6;
  • количество цилиндров – 8;
  • тип используемого топлива – бензин А-76.

В 1990-х годах появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, которая имела больший ресурс работы и высокую производительность.

Характеристики мотора ГАЗ 544:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 85 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 235 Нм.

Позднее Горьковский автозавод стал производить двигатели ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был небольшой расход топлива (около 17 л на 100 км пути).

Характеристики мотора ГАЗ 5441:

  • рабочий объем – 4,15 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.;
  • степень сжатия – 16;
  • количество цилиндров – 4.

Фото

Устройство

ГАЗ 66 основывался на рамной конструкции. Модель выпускалась в заднеприводном и полноприводном исполнении. Последняя вариация получила значительно большее распространение. Надежная рама, сделанная из высокопрочной стали, позволяла устанавливать 2 ведущих моста, мотор с трансмиссией, большую кабину и различные кузова.

Передняя и задняя подвески автомобиля были зависимыми и имели схожее строение. Монтировались на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Благодаря этому модель имела плавный ход. Однако наличие самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах и одинарных рессор сзади сказывались на прочности конструкции. Перегружать ГАЗ 66 было крайне нежелательно.

Грузовик имел важную особенность – сбалансированность центра тяжести при компактных размерах. Нагрузка на заднюю и переднюю оси была практически одинаковой. Данное преимущество позволяло автомобилю спускаться на все колеса без завала кабины.

На ГАЗ 66 устанавливалась механическая 4-ступенчатая трансмиссия с синхронизацией на 3 и 4 передачах. В ее состав входили одинарная гипоидная главная передача, однодисковое сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка передач. Расположение трансмиссии было довольно необычным. Она находились справа и сзади от водительского кресла, потому управление автомобилем требовало определенных навыков и для новичков казалось неудобным.

Грузовик также оснащался раздаточной коробкой передач, используемой для усиления крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами. Она предусматривала возможность включения и отключения переднего ведущего моста. Конструктивно раздаточная коробка включала промежуточный вал и ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи.

Тормозная система состояла из барабанных механизмов с диаметром 380 мм, двупроводного пневмовывода для тормозов прицепа и двухконтурного гидравлического привода с разделением по осям и гидровакуумным усилителем в каждом контуре, повышающим эффективность работы. Стояночный тормоз (барабанный, трансмиссионный) монтировался на раздаточной коробке и оснащался механическим приводом. В качестве запасного тормоза выступал каждый контур основной тормозной системы.

На ГАЗ 66 в базовой модификации устанавливались 18-дюймовые шины. Более поздние версии получили регулировку давления воздуха. Для автомобиля использовались дисковые колеса с разъемным ободом и креплением на 6 шпильках.

Рулевое управление было представлено глобоидальным червяком с трехгребневым роликом и разнесенным гидравлическим усилителем.

ГАЗ 66 комплектовался стандартным электрооборудованием с напряжением 12 В. Оно включало аккумулятор 6-СТ66-ЭМ, генератор Г287 и другие элементы.

На большинство модификаций ГАЗ 66 устанавливалась лебедка, приводящаяся в действие посредством коробки отбора мощностей через промежуточную соединяющую опору и 2 кардана. По своим параметрам она превосходила электрическую конструкцию. Особенно явно ее достоинства проявлялись в процессе передвижения в сложных погодных и дорожных условиях. Тяговая нагрузка лебедки составляла 3,5 тонны. Ее отличали простота конструкции, благодаря которой поломок практически не происходило. Применять лебедку разрешалось в грязной и влажной среде. Дополнительно она оборудовалась тормозом.

Автомобиль комплектовался цельнометаллической 2-местной кабиной, которая монтировалась над силовой установкой. В отличие от предшественников ГАЗ 66 получил омыватель ветрового стекла и отопительную систему, что существенно повышало комфорт работы. Дополнительно в салоне устанавливалось подвесное спальное место (гамак, который крепился на четырех крючках), позволяющее отдохнуть при длительных перевозках. Внутренне пространство кабины выделялось лаконичностью. Салон нельзя было назвать большим, но он позволял комфортно размещаться водителю и пассажиру. Сама кабина имела ряд ощутимых недостатков. Капот автомобиля сильно нагревался, передавая часть тепла внутрь. В зимнее время подобная особенность была очень кстати, а вот летом снижала степень комфорта.

Салон ГАЗ 66 позаимствовал у прежних моделей с минимальными изменениями. Водительское кресло получило регулировки по углу наклона спинки и по длине. У пассажиров подобных удобств не было. Также появились места для крепления ремней безопасности. Для осмотра мотора кабину откидывали вперед, между водительским и пассажирским креслом располагался несъемный кожух, закрывающий агрегат, потому рычаг трансмиссии располагался в непривычном месте (сзади и справа от водителя).

Базовая версия ГАЗ 66 была довольно универсальной. В качестве кузова использовалась стандартная металлическая платформа больших размеров. По бокам размещались скамейки для перевозки людей. Кузов имел один откидной борт (задний), переднюю и боковые съемные решетки и специальные места для крепления дуг. Для защиты от осадков использовался классический тент.

Цена нового с консервации и б/у ГАЗ 66

С производства ГАЗ 66 сняли в 1999 году, потому на рынке подержанных автомобилей данных моделей сравнительно немного. При этом б/у грузовик можно приобрести по вполне небольшой цене. Машина имеет неограниченные возможности в плане проходимости, и, несмотря на солидный возраст, может пригодиться в различных сферах. Затраты по доработке ее для дальнейшей работы будут минимальными, но вот превратить ГАЗ 66 в автомобиль для продолжительных путешествий с комфортом точно не получится.

Средняя стоимость машины на ходу составляет 100000-400000 рублей. Бортовые модификации оцениваются в 200000-250000 рублей (1997-1999 года выпуска). Версии с КУНГами обойдутся дороже – от 350000 рублей.

Аналоги

  • ГАЗ-3308 «Садко»;
  • ЗИЛ-131.