Проводка

Наука как сфера человеческой деятельности: объект, предмет и функции науки. Сферы человеческой деятельности

Наука как сфера человеческой деятельности: объект, предмет и функции науки. Сферы человеческой деятельности

сфера человеческой деятельности, функцией которой явл. выработка и теоретическая систематизация объективных сведений, знаний о действительности

Альтернативные описания

Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Область, в которой полно желающих перекусить гранитом, тем более, что зарплату задерживают постоянно

Урок, извлекаемый из жизненного опыта

. "... и жизнь" (журнал)

. "... страсти нежной"

. "Гранитные" знания

. "Его пример - другим..." (Пушкин)

. "Его пример другим..."

. "Порка не мука, а вперед..."

Академия ее храм

Астрономия

Ботаника

Ботаника и физика

Генетика

Гранитная пища студента

Ее "гранит" грызут все, кто следует принципу "век живи - век учись"

Ее гранит грызут студенты

Ее гранит тупоголовым не под силу

Ее двигает ученый

Ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука не мука (не бука). Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не шубу секу, молодой науку даю (дружка бьет кнутом по шубе); чему учать или учатся; всякое ремесло, умение и знание; но в высшем значении зовут так не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений. Математика наука обширная, сама распадающаяся на многие частные науки. Науковый, научный, до науки относящийся. Научное образованье, на науке основанное. Научный взгляд, образ мыслей, суждения ученого. Опыт нередко спорит с наукой (умозрительной) и научными сведениями. Научать, научить кого чему; учить, обучать, наставлять, вразумлять, направлять, руководить; показывать, объяснять, как что делать или понимать; передавать сведения, знания, умение свое. Он научил меня и грамоте, и ремеслу. Упрямого не научишь. Научи-ка черепаху петли выметывать, а зайца нырять. Не учили, покуда поперек лавочки укладывался, а во всю вытянулся, не научишь. Научи, как быть тут, дай ума! Что скоро скучит, то скоро научит. Многому научишь, сам без хлеба будешь. Получать, подстрекать, побуждать и поощрять к дурному, вредному или наущать, наустить (от уста?), уговорить сделать кому вред или что дурное, напр. ложное показание перед судом; подучить, подустить. Его научали даже поджечь дом. Меня научили показать на него. Не верь лукавым наущениям. Научаться, научиться, учить себя и быть научаему; перенимать что словом и делом у другого. Где ты научился грамоте, шалостям? школах дети научаются всему худому. Прислуга наущается мошенниками, которые и называют это захороводить людей. Научение ср. окончат. наука, научка ж. наук м. стар. а инде и ныне, действ. по глаг. на ть и на ся. Науком и конь возит. словах наук и навык видим замечательное сближение. Делать что по научке, по наущению, будучи подущену, по подговору к чему-либо. Научка об. вологодск. выученный знанию, ремеслу; человек, знающий какое-либо ремесло. Научник м. педант в науке, ученый школяр, человек с тесным и односторонним научным взглядом. Научень м. пск. ученик, отданний в науку, на выучку, в учение чему

Журнал "... и жизнь"

И физика, и философия

И химия, и физика, и математика

Корень первого слова в НИИ

Область желающих грызть гранит

Одна из "хозяек" Академии

Она "отраду старым подает"

Она юношей питает

Поприще ученого

Поэма Овидия "... любви"

Система знаний

Система знаний о природе, обществе

Систематическое расширение области человеческого незнания

Соперница искусства

Сфера деятельности ученого

Сфера деятельности, пополняющая знания человека о его незнании

Сфера профессоров

Урок на будущее

Урок на всю жизнь

Физика или ботаника

Философия, химия

Фильм Мишеля Гондри "... сна"

Химия, физика, астрономия

Химия, физика, математика

Химия, физика, психология

Хороший урок на будущее

Что постигают, грызя гранит

Юношеское "питание"

Лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет

Ее «гранит» грызут все, кто следует принципу «век живи - век учись»

Искусство достоверности

Одна из форм общественного сознания

Раньше - место под солнцем, сейчас - прибежище для нищих

Самый разумный путь к истине

Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления

Соперница искусства, оперирующая фактами

Урок, извлекаемый из жизненного опыта

Она отраду старым подает

Фильм Мишеля Гондри «... сна»

. «порка не мука, а вперед...» (посл.)

Онегинская «... страсти нежной»

Интуиция в услужении у логики

Поэма древнеримского поэта Овидия «... любви»

Получение новостей не из средств массовой информации

Что можно постичь, грызя гранит?

Академия - ее храм

Сфера деятельности, повышающая интеллект

Она и юношей питает, и отраду старым подает

. «его пример другим...»

Книжное издательство

Кибернетика

И биология, и химия

Двигатель прогресса

Сопромат - это что?

Юношеское «питание»

. «... и жизнь» (журнал)

Поэма Овидия «... любви»

. «его пример - другим...» (Пушкин)

Что постигают, грызя гранит?

То, что поучает, дает опыт

. «... страсти нежной»

Кладбище гипотез, по мнению Пуанкаре

Одна из «хозяек» Академии

. «гранитные» знания

. «порка не мука, а вперед...»

. «... не является и никогда не будет являться законченной книгой»

Что представляет собой химия?

Нау́ка -- сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Признаками научного знания являются: согласованность, проверяемость, универсальность, опровержимость.

Научное знание состоит из научного факта и научной теории.

Научный факт – это знание, достоверность которого доказана, а научная теория – система знаний о какой-то области.

Научная теория строится, чтобы соответствовать доступным эмпирическим данным о таких наблюдаемых явлений, и выдвинута как принцип или тело принципов для того, чтобы объяснить класс этих явлений.

Для естественных наук характерно изучение исключительно типических, универсальных процессов, строгая объективность, выражение законов в математических формулах и количественных отношениях .

Гуманитарные науки (философия, юриспруденция, история и др.) объектом познания выбирают общественные отношения.

Для гуманитарных наук свойственна индивидуальная оценка явлений .

Как часть культуры естествознание не может заменить другие ее феномены, такие как искусство, религию, миф, философию, идеологию, политику.

Отличия естествознания от иных форм мировоззрения.

Религия Философия Естествознание
Объект позн. Сверхъестественный мир Общие закономерности бытия Эмпирическая природа
Отношение к разуму Догматическое, некритическое, нерациональное неэмпирическое Систематическое, самокритичное, рациональное, неэмпирическое Систематическое, самокритичное, рациональное, эмпирическое
Объективность Субъективное Корпоративное Объективное
Причинно-следственная зависимость Вера в существование независимой первопричины, которой является Бог Непрерывность причинной цепи, каждый член которой является и и причиной и следствием. Причина – это «компонента» явления, следствие – его «результирующая» При действии причины следствие происходит в будущем. Причина – это событие, которое вызывает изучаемое и обязательно ему предшествует.
Цель Спасение души Объяснение мира Изменение мира
Ценности Религия имеет четкую ценностную структуру Ценности спекулятивны В целом, нейтрально к ценностям

Гуманитарного подхода.

Основания Гуманитарные науки Естественные науки
Объект Общественное сознание – идеальный, изменчивый объект Физическая природа – материальный, устойчивый объект
Метод 1. Логический слой оснований 2. Теоретический слой оснований 1. Логический слой оснований 2. Теоретический слой оснований 3. Эмпирический слой оснований
Признаки Историчность, субъективность Математичность, объективность, однозначность и строгость языка
Функции Истолкование, понимание Объяснение, докозательство
Ценности Существенны Малозаметны
Идеология Нагружены Нейтральны
Примеры Философия, история, социология, политология Физика, химия, биология


Наряду с математизацией и идеализации науки, усиливается ее технократизация . Триумф механики в XVII–XIX веках привел к тому, что ее стали рассматривать как идеал, образец научности. Во всем слышится шум машины: человек – машина (Ламетри), общество – социотехническая система; даже гравитация чревата зубчатыми колесами.

Если сначала в качестве эталона выступила механика, то с начала Нового времени – весь комплекс физического знания. Ориентация на физический идеал в химии была ярко выражена, например, П. Бертло, в биологии – М. Шлейденом. Г. Гельмгольц утверждал, что «конечная цель» всего естествознания – «раствориться в механике». Попытки построения «социальной механики», «социальной физики» и т.п. были многочисленны. Возник позитивизм, направление, отрицающее ценность неэмпирического познания.

Физический идеал научного знания имеет высокую эвристичность, однако также верно, что реализация этого идеала часто тормозит развитие других наук – математики, биологи, гуманитарных наук.

Пришло понимание, что естествознание далеко от вопросов нравственности. Если жизнь – это всего-навсего сложное сочетание случайных химических реакций, и не существует осмысленной иерархии живых систем, то какой смысл следовать моральным ограничениям? Природа принадлежит человеку, её можно эксплуатировать. Еще для античности вмешиваться в дела природы – вещь невозможная. Естественнонаучная революция произошла, когда стали считать, что между естественными процессами и процессами, которые мы сконструировали, нет разницы. Природу, поэтому, нужно пытать (Ф. Бэкон). Древние считали, что пытать её нельзя, что вмешиваться в её процессы недопустимо. Ценность научного познания в античности была эзотерической, ее называли Благо. Ценность научного познания в Новое время экзотерична, благо то, что помогает преобразовывать человеку внешнюю среду.

Мы рассказали о практическом методе получения знаний, который опирается на эксперимент, наблюдение, измерение. Рациональный (теоретический) метод получения знания был развит в работах Декарта (1596-1650), Лапласа (1749-1827). Он базируется на системе постулатов, аксиом, интуиции, использовании математического аппарата. Теоретические методы – это анализ, синтез, классификация.

Неклассический идеал науки

Галилей выделил два уровня в опыте: видимость и сущность. Тем самым в естествознании был утвержден важнейший принцип: мир не таков, каким мы его непосредственно наблюдаем. Через эксперимент необходимо искать подлинную сущность вещей, скрытую за их внешней видимостью (как будто бы в эксперименте используются иные органы чувств). Однако чем дальше мы углубляемся во вторичную семиотическую реальность, тем дальше мы от субъекта. Галилей нам сообщает о том, что если тело предоставлено самому себе, то оно может двигаться бесконечно. Где мы можем увидеть такое тело?

Сегодня поэтому наблюдается некоторый возврат к аристотелевской физике с ее пониманием предметности материи. Физика Аристотеля больше отвечает нашему опыту, в отличие, скажем, от физики Галилея. За всю историю науки нового времени людей постоянно обнадеживали новейшими открытиями о возможности избежать смерти физического тела, о замедлении времени. Но, реально, в нашем человеческом опыте, все, что рождается, всегда рано или поздно умирает, а время не ускоришь и не повернешь вспять. Какие изменения произошли в науке? Наиболее заметными признаками неклассической науки является её экологизация, информатизация, компьютеризация, усложнение отношений субъекта и объекта познания (В.С. Стёпин). Рассмотрим другие признаки современной науки.

Поворот к субъекту . В естественных и гуманитарных науках все больше и больше говорится о человеческом факторе, согласно которому законы природы существуют так, чтобы появилось сознание. Сознание человека в природе качестве цели. Так, антропный принцип в космологии означает, что физические параметры устроены под активного наблюдателя, для того, чтобы создать ему определенное поле деятельности (вспомним Протагора: человек есть мера всех вещей). Реальность приходит в мозг не из наблюдаемого пространства и времени. Протоны и электроны не содержат в себе причины действий. За мирозданием стоит активный наблюдатель.

Нарративы . В индустриальном обществе повествовательность служит границей, отделяющей естественные науки от гуманитарных. Чем больше в поле зрения физических наук попадает сложных объектов, тем больше наука принимает нарративный характер. Появляется целая плеяда ученых, прибегающих помимо уравнений к нарративу при изложении физических моделей (Эйнштейн, Бор, Гейзенберг). Постиндустриальная культура возвращает нарратив как средство передачи космологии, синергетики, теории множественности вселенных, антропного принципа и др. моделей.

Новая эпистемология . Если в классической теории познания ведущими принципами являлись: отсутствие авторитетов, – методическое сомнение, то в неклассической, напротив: принятие авторитета, доверие. Этот идеал науки характеризуется плюралистичностью точек зрения, отказом от фундаментализма и обращением к познавательного опыту других традиций и направлений. Неклассическая эпистемология чужда дихотомии истинно – ложно. В рамках неклассической науки развивается идея дискретности, несоизмеримости парадигм (Т. Кун ), эпистемологический анархизм П. Фейерабенда , принцип фальсификационизма К. Поппера , «исследовательские программы» И. Лакатоша , относительность научных истин У. Куайна , концепция социальных эстафет М.А. Розова .

Х.Г. Гадамер уличает всю науку в том, что она с аристотелевских времен ориентирована на результат. Сам Гадамер тщательно разработал процесс познания и понимания, показав историцизм в понимании истины и роста научного знания и значение воображения в понимании реальности.

Традиционных позитивистских критериев оценки адекватности знания – истинно – ложно недостаточно при рассмотрении истории познания. Получается парадокс: Аристотель создал свою теорию движения, она подтверждалась практикой и опытом, но сейчас то мы знаем, что она ложная. Г. Галилей развил основы механики и показал, что теория движения Аристотеля ложна. Галилей сформулировал свою механику (свободное падение тела) По его расчётам получалось, что скорость свободного падения равнялась 5 м в секунду. В процессе падения скорость свободно падающего тела возрастает на 5 м в секунду. Следующие изыскания установили что скорость свободного падения тела = 9,8 м в сек. (в 2 раза больше) Значит, Галилеевские принципы и результаты тоже следует признать ложными.

Классическая механика Ньютона была создана в конце XVII века и в течение 200 лет считалась образцом научности. И. Кант даже объявил механику Ньютона априорными, врождёнными истинами. Создание теории относительности, развитие квантовой физике продемонстрировало ограниченность принципов классической механики.

В начале девятнадцатого века (1808 г.) Джон Дальтон, развивая свою атомистическую теорию, утверждал, что атомы неделимы. Однако к концу девятнадцатого – началу двадцатого века было доказано, что атомистическая теория Дальтона больше не может считаться верной.

На протяжении XVII-XVIII столетий законы ньютоновой механики имели огромное влияние на умы ученых, поскольку они приложимы к макроскопическим материальным объектам. Но и начале XX в. с открытием элементарных частиц стало ясно, что механика Ньютона непригодна для описания движения этих частиц. Тогда для объяснения этих явлений была разработана квантовая механика. Эти теории пoлны предположений и постоянно меняются. Нетрудно догадаться, что будущие научные теории ожидает та же судьба, что и теории прошлого и настоящего: они тоже будут меняться. Говоря о проблеме познания, Максвелл указывал: «Наше познание любого рода может быть сравнено с тем, как слепой постигает форму твердых тел, поглаживая их концом трости и дополняя затем в воображении неисследованные части поверхности согласно своим представлениям о непрерывности и правдоподобии… Мы можем провести любое количество линий на поверхности, расположить их в виде сетки, но у нас все равно останется неисследованная поверхность, площадь которой равно площади всего тела».

Сейчас существует такое понятие как удвоение информации. В сороковые годы XX в. оно равнялось 45 годам, в пятидесятые – 20, в восьмидесятые – 10, к началу XXI века будет 5 лет. Т.е. информации становится больше за 5 лет. Может ли такими темпами расти истинное знание? Значит ли, что наше знание во многом является ложным? Этот парадокс обнаруживает недостаточность понятий «истинно-ложно». Чтобы оценивать историю познания нужны какие-то другие понятия, не истинно – ложно, а что-то иное. Поскольку если придерживаться этой дихотомии, то вся история познания предстаёт как цепь заблуждений, ложных верований.

Марксизм принимал понятия абсолютной и относительной истины. Тогда история познания предстаёт не как цепь заблуждений, а как цепь относительных истин. Карл Поппер говорил о степени правдоподобности (в каждом высказывании есть что-то истинное и что-то ложное).

Возникает вопрос, прогрессирует ли человеческое познание, умнее ли мы наших предков, знаем ли мы о мире больше чем они, глубже, точнее, или нет. Обыденному сознанию представляется, что да, конечно, больше. Человеческое познание действительно прогрессирует; более поздние теории дают нам более точную информацию, более адекватную картину реальности, чем предшествующие. В процессе развития человеческого познания мы постепенно освобождаемся от иллюзий, ошибок, искажений и увеличиваем сумму истинного знания. В этом смысле наука более поздняя знает о мире больше, чем предшествующие поколения учёных и людей.

Однако есть мыслители, которые отвергают прогресс науки. Самый известный представитель этой позиции – это американский историк и философ науки Томас Кун, книга которого «Структура научных революций», вышедшая в 1962 году, произвела фурор и на протяжении лет 30 оживлённо обсуждалась во всём мире. Как раз он развил представление о том, что в науке нет прогресса. Развитие науки дискретно. Если люди, обосновывающие научный прогресс полагают, что наука развивается непрерывно: вот, был Архимед, Евклид и до сего времени всё положительное, верное, истинное передавалось предыдущим поколения, а все заблуждения отсеивались; то у Куна – нет. Его объяснение такое: появляется новая фундаментальная научная теория, и она отбрасывает всё предшествующее; она начинает развиваться, выдвигает методы исследования, строит свою картину мира и той области реальности, которую она изучает, даёт импульс к созданию новых изобретений, механизмов, инженерных конструкций. В рамках одной парадигмы (фундаментальной теории) можно говорить о прогрессе. Но рано или поздно, парадигма устаревает, перестаёт давать импульсы к новым изобретениям, входит а противоречие с жизненными практиками. Происходит научная революция, т.е. одна фундаментальная теория заменяется другой. Это революция, которая была совершена Коперником в XVI веке, которая была совершена Лавуазье в химии в XVIII веке, которая была осуществлена в начале XX века при создании теории относительности и квантовой механики. Революция, принося с собой новую фундаментальную теорию, зачёркивает всё то знание, которое было добыто до него: факты, эксперименты, методы исследования. Наука начинает строиться как бы на новом месте и нельзя сказать, что представители последующей стадии развития науки знают больше или лучше, или глубже, чем представители предшествующей стадии. Просто они знают ДРУГОЕ. Те знают своё, а эти – своё и нельзя сказать, что кто-то знает больше чем другие. Это альтернативная точка зрения, которая сейчас конкурирует с концепцией поступательного развития науки.

В соответствии с классическими представлениями о науке она не должна содержать «никакой примеси заблуждений». Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на научность. Она сохраняется как центральный регулятив научно-познавательной деятельности.

Для классических представлений о науке характерен постоянный поиск «начал познания», «надежного фундамента», на который могла бы опираться вся система научных знаний. Однако в современной методологии науки развивается представление о гипотетическом характере научного знания, когда опыт не является больше фундаментом познания, а выполняет в основном критическую функцию.

На смену фундаменталистской обоснованности как ведущей ценности в классических представлениях о научном познании все больше выдвигается такая ценность, как эффективность в решении проблем.

Утверждение активной роли субъекта в познавательном процессе приводит к тому, что гуманитарный идеал научности все чаще рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических, а иногда даже как образец научного знания.

Для классических представлений о науке характерно стремление выделить «эталон научности», к которому должны «подтянуться» все другие области познания. Однако такие редукционистские стремления критикуются в современной методологии науки, для которой характерна плюралистическая тенденция в истолковании науки, утверждение равноценности различных стандартов научности, их несводимость к какому-то одному стандарту.

В целом, можно констатировать, что наука охвачена большесистемным (глобалистским) мышлением. Развивается новый тип рациональности, сильно отличающийся от рационализма прошлых эпох (Парменид, Зенон, схоласты, Декарт, Гегель, Б.Рассел). Неклассическая наука отражает общее состояние современной культуры, которая характеризуется отсутствием общего мыслительного пространства, обращением к опыту неевропейских культур, признанием ценности вненаучных форм мировоззрения.

Наука ограничена рамками культуры . В классической науке выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью. Для современной методологии науки характерно принятие и развитие тезиса о социальной обусловленностинаучного познания. Наука сегодня – это социальный институт и сфера властной деятельности. Она перестала быть олицетворением интеллектуальной безупречности, чистого стремления к истине из-за главенствующего влияния корпоративных интересов на распространение информации, или даже запрет на те знания, которые затрагивают политические и финансовые интересы.

В экономическом вопросе ученые часто ведут себя как обычные люди и пользуются всеми методами для обоснования значимости и перспективности своей работы, не гнушаясь и фальсификациями, плагиатом, фабрикациями. Особое место занимает процесс фильтрации знаний, или сознательной выборки тех фактов, которые подтверждают доминирующую парадигму. Р. Томпсон и М. Кремо в книге «Запрещённая история человечества» объяснили как действует процесс отбора знаний на примере умалчивания археологических находок присутствия человека на земле сотни миллионов лет назад.

Итог . Мы рассмотрели науку как специфический вид познавательной практики, существующей наряду с мифом, религией и философией. С точки зрения результата, предпочтительнее та практика, которая наиболее приближена к человеку, которая лучше оказывает помощь в решении фундаментальных проблем бытия. Практика имеет смысл настолько, насколько с её помощью решаются глубинные вопросы человека. Таков подход многих традиционных культуры, а также Сократа и Платона. Другая позиция, уже ближе к современной – Галилей (1564-1642), которого интересовала способность решить точно и ясно какую-то определённую научную задачу.

Для научного познания такой внешний вопрос, как «для чего?» может не представлять интереса. Наука со временем начинает существовать как безусловный культурный феномен. Так, постепенно, рациональные конструкты, некоторая конечная человеческая практика превращаются в абсолютного кумира. Однако ни одна конечная человеческая практика не может подменить реальность, к которой нельзя относится как к треугольнику, идеальной конструкции. Реальность требует личного самопредания, субъективного отношения. В радикальном изложении, эта идея превращает конструкции, которые мы вырабатываем с помощью рационального мышления в принципиально не отличающиеся от конструкций обыденного опыта или от мыслительных конструкций дикаря.

Наука не существует вне языка, она во многом сформирована языковыми штампами. Человеческий язык – это язык макромира. И с помощью этого языка мы желаем «схватить» микромир и мегамир. «Электрон оставляет след в камере Вильсона», «очарованный кварк», «Большая печка Вселенных» – так мы интерпретируем физическое явление в некоторой довольно относительной модели. Мы имеем дело с приближёнными образами, метафорами. Сама реальность находится за пределами опыта. Теоретическое познание тогда представляется как разновидность символического моделирования, и наше отношение к нему и полагание на него должны быть соответствующими. Вне теоретической модели нам не удается «схватить» предмет. В то же время эта модель является своего рода семиотической проекцией. Живя в мире семиотических конструкций, наше ориентирование в них задается этими же концептами. В реальности мы ищем то, что задаётся этими моделями, а если что-то не получается, то списываем это на исследователя, который не смог обеспечить переход от абстрактной конструкции к конкретной реальности.

Иной подход состоит в том, что исследователь учитывает свою гносеологическую ситуацию; применяя разные методы вместе с тем осознает, что действительность выше наших человеческих конструкций, а способы контакта с действительность шире, чем сами эти конструкции. Как живые существа мы имеем многообразные формы опыта взаимодействия с объективной реальностью. На вопрос «Что важнее личность, с многообразием её форм опыта или некоторое ограниченное знание, пусть и методологически выверенное?». Античный когнитивизм впервые рационально эксплицировал для себя первичную ценность методологически выверенного знания и мы являемся наследниками этого аксиологического поворота.

План семинарского занятия по теме № 1.

1. Религия, философия, наука как формы познания. Особенность научного мировоззрения.

2. Сущность, время и география доклассического идеала научности.

3. Особенности становления классической науки. Разделение наук на естественные и гуманитарные.

4. Характеристика неклассической науки

Всестороннее развитие личности предполагает определение областей деятельности, в которых происходит развитие личности.

Экономическая деятельность - это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Она совершается, прежде всего, как преобразование вещества природы и базируется на трудовой природе человека.

Экологическая деятельность - это деятельность по регулированию отношений человека с природой, естественной окружающей средой.

Научная деятельность - это деятельность по познанию законов и свойств реального мира, по генерации знания любого вида и уровня: теоретического и эмпирического, академического и обыденного. Познавательная активность человека базируется на его мышлении, абстрактный уровень которого формирует сферу науки.

Художественная деятельность (искусство) - это деятельность по образному моделированию реального мира, по созданию, распределению, обмену, потреблению произведений искусства. Она базируется на образном мышлении человека. Искусство является универсальной социальной памятью человечества, компенсатором недостатков индивидуального опыта человека, универсальным языком общения людей.

Таким образом, экономическая, экологическая, научная и художественная деятельность направлены на производство вещей в натуральной или знаковой форме.

Перечисленные ниже еще 4 сферы деятельности в качестве главного объекта направлены на производство людей.

Медицинская деятельность - это деятельность по сохранению и восстановлению жизнеспособности человека и человеческого рода. Основной ее объект человеческий род, и она решает две задачи: сохранение (профилактика) и восстановление (лечение) людей. Она ориентирована на биологическую сущность человека (анатомические, физиологические и психические подсистемы человека).

Физкультурная деятельность - это деятельность по развитию физических возможностей человека, по достижению его физического совершенства. Физическое совершенство мы понимаем как оптимальное функционирование всех систем человеческого организма.

Педагогическая деятельность - это деятельность по передаче и освоению социального опыта человечества. Она осуществляется в многообразных формах образования, обучения и воспитания и соответственно самообразования, самообучения и самовоспитания.

Управленческая деятельность - это деятельность по управлению отношениями людей в обществе, по мобилизации готовности людей к деятельности. Управление - это процесс организации и координации людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Управление осуществляется по функциям планирования, прогнозирования, нормирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования.

Всесторонне развитая личность, прежде всего, включается в названные восемь видов деятельности общества, это поля ее социальной активности. Но каждая деятельность предполагает готовность к ней, потребность (установки) и способность (знания и умения). Через деятельность человек становится агентом социальных институтов общества (организации, учреждения, общества и пр.), т.е. осуществляется полное овладение сферами общественной жизни.

Если рассматривать общество как целостную систему в единстве способностей, потребностей, мотивации деятельности, отношений и институтов, то и человека как носителя общественной сущности надо рассматривать целостно. Отсюда и важность разработки теории сфер общественной жизни.

Таким образом, управление развитием личности человека является важнейшей функцией службы управления персоналом предприятия и каждого менеджера, который стремится наладить хорошие отношения в своем трудовом коллективе.

НАУКА (сфера деятельности) НАУКА (сфера деятельности)

НАУ́КА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция (см. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "НАУКА (сфера деятельности)" в других словарях:

    наука - Сфера деятельности, основная функция коей выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира научная картина мира, и способов взаимодействия с миром научно обоснованная практика. Конечно, знания,… … Большая психологическая энциклопедия

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    Область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об ве и человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ и гуманитарных дисциплин. Каждая из них… … Энциклопедия культурологии

    НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумму знаний, лежащих в основе научной картины… … Современная энциклопедия

    Сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумму… … Большой Энциклопедический словарь

    Наука - НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    НАУКА - НАУКА. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой объект, предмет исследования … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Наука - сфера деятельности по получению и систематизации объективных знаний о действительности. Научная сфера структурируется по предмету исследований, определяющему структуру видов наук (например, выделяются математические, физические, химические,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    Наука многозначный термин. Наука сфера человеческой деятельности. Наука социальный институт. Наука издательство. Наука один из предполагаемых модулей Российского сегмента Международной космической станции.… … Википедия

    Наука - в целом под наукой понимается сфера деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира научная картина мира, и способов взаимодействия с миром научно обоснованная… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Книги

  • Наука и общество , Алферов Жорес Иванович. 384 стр. В книге представлены воспоминания, интервью и публичные выступления выдающегося ученого и общественного деятеля академика Ж. И. Алферова. Открывается книга разделом, посвященным…

Cтраница 1


Сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний Кроме известных положительных моментов такого роста появляется отрицательная тенденция - потеря в сознании большинства людей Целостной картины мира. С этим связывают возникновение многих социальных проблем, таких как рост стрессов, появление психологических комплексов, потеря способности к творческой деятельности. Как уже говорилось выше, необходим обратный процесс - интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними.  


Сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний.  

Сфера человеческой деятельности, получающая выгоды от применения информационной технологии, растет не по дням, а по часам. Не вызывает удивления то, что впервые информационная технология заявила о себе в отраслях, связанных с переработкой информации. Банки теперь уже не занимаются пересылкой больших денежных сумм, заменив этот процесс обменом информации о кредитах. Точно так же финансовые и страховые компании, многие правительственные учреждения заняты сбором, выверкой, анализом, выдачей и обменом информации.  

Действительно, сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний. Кроме известных положительных моментов такого роста появляется отрицательная тенденция потери в сознании большинства людей целостной картины мира. С этим связывают возникновение многих социальных проблем, таких как рост стрессов, появление психологических комплексов, потеря способности к творческой деятельности. Как уже говорилось выше, необходим обратный процесс - интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними. В конечном итоге, это должно приводить к восстановлению в сознании людей связанной картины мира.  

Действительно, сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний.  

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.  

Информатика как сфера человеческой деятельности представляет собой, по мнению акад. Богомолова, сферу человеческой деятельности, связанную с ЭВМ, их разработкой, математическим обеспечением и развитием математических методов, ориентированных на применение компьютеров. Выделение информатики как сферы деятельности достаточно обоснованно. Однако совокупность видов деятельности, объединяемых этим словом, нуждается в специальном исследовании и обосновании. В самом деле, правомочно ли объединять такие виды деятельности, как, скажем, производство ЭВМ и программных средств.  

Страхование как сфера человеческой деятельности насчитывает несколько сотен лет. За это время накоплен значительный опыт в области определения вероятности наступления тех или иных неблагоприятных событий, составления оптимального перечня событий, признаваемых за страховые, оформления взаимоотношений между сторонами, участвующими в страховании. Частота наступления страховых событий и диапазон распределения степени тяжести убытков являются основным содержанием страховой статистики. Проблема заключается в том, что очень часто этих данных недостаточно для выбора оптимальной с точки зрения страхователя величины страховой премии.  

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция к-рой - накопление и теоретич. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и техн.  

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция к-рой - выработка и теоретич.  

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.  

Кратко охарактеризуем сферу человеческой деятельности, в процессе которой рождается, распространяется и используется НТИ. Как было сказано, НТИ является продуктом деятельности человека в сфере науки и техники.  

Во всех сферах человеческой деятельности новое всегда предлагали (на языке современном - изобретали) люди, наделенные от природы редким самобытным даром видеть несовершенство уже созданного, хотя многие годы применяемого в быту и на производстве, хорошо освоенного и принимаемого как вполне удовлетворяющее различные запросы.