Проводка

Миросозерцание и миропонимание в структуре мировоззрения. Мировоззрение и миросозерцание

Миросозерцание и миропонимание в структуре мировоззрения. Мировоззрение и миросозерцание
  • 4. Религиозное мировоззрение. Архаические верования. Виды религий.
  • 5. Философия, ее предмет и роль в обществе и системе культуры.
  • 6. Природа и специфика философских проблем. Основные сферы философского знания.
  • 7. Философское мировоззрение и специальные знания о природе, обществе и человеке. Философия и наука.
  • 8. Основные функции философии в обществе и значение философского образования.
  • 9. Китайская философия и ее особенности
  • 10. Индийская философия: ортодоксальные и неортодоксальные школы
  • 11. Общая характеристика и основные школы древнегреческой философии.
  • 12. Начальный период древнегреческой философии: главные представители и основные философские проблемы.
  • 13. Учения о бытие в античной философии.
  • 14. Античная диалектика и ее особенности.
  • 15. Движение софистов и Сократа.
  • 16. Философская система Платона.
  • 17. Философская система Аристотеля.
  • 18. Основные школы поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
  • 19. Общая характеристика, периодизация и круг проблем средневековой философии.
  • 20. Патристика и ее крупнейшие представители (Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий, Боэций).
  • 21.Средневековая схоластика: ее основные представители и круг проблем. Спор о природе универсалий
  • 22.Философия системы Аквинского.
  • 23. Общая характеристика и культурно-исторические особенности эпохи Возрождения.
  • 24. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в эпоху Возрождения
  • 25. Натурфилософия, диалектика и пантеизм: становление научного знания в Возрождения
  • 26.Социально-политические учения Ренессанса.
  • 27. Общая характеристика и специфические особенности философии Нового времени.
  • 28. Проблема метода познания как центральная проблема философии Нового времени.
  • 29. Проблема субстанции в философии Нового времени.
  • 30.Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени.
  • 31.Философия эпохи Просвещения: природа, общество, человек.
  • 32. Общая характеристика и доминирующие тенденции в западной философии XVIII- XIX вв.
  • 33. Трансцендентальная философия и. Канта.
  • 34. Идеалистическая философия и диалектическая логика г.В.Ф. Гегеля.
  • 35. Антропологический материализм и атеизм л.Фейербаха.
  • 36. Главные научно– рационалистические течения западной философии XIX века (марксизм и позитивизм).
  • 37. Формирование и основные идеи иррационалистической философии XIX века (а. Шопенгауэр, «философия жизни» ф. Ницше, экзистенциализм с. Кьеркегора).
  • 38. Общая характеристика и основные направления западной философии XX века (феноменология э. Гуссерля, феноменологическая герменевтика м. Хайдеггера и т.Д.).
  • 39.Иррационализм как доминирующая тенденция в философии XX века (экзистенциализм ж.-п. Сартр, а. Камю, психоанализ з. Фрейд, к. Юнг и т.Д.)
  • 40.Общая характеристика, исторические традиции и особенности развития русской философии XIX века (западники и славянофилы, философские идеи ф. М. Достоевского, л. Н. Толстого, в. С. Соловьева).
  • 41. Основные идейные течения русской философии начала XX века (религиозная философия, космизм)
  • 1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

    Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

    Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

    2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

    Мировоззрение - система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы (структура) мир-я: потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

    Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

    Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

    Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

    Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

    Следует отметить, что в отечественной философской традиции понятие «ми­ропонимание» недостаточно разработано. Хотя ещё 20 лет назад в научных изда­ниях подчёркивалось, что «миропонимание представляет собой совершенно спе­цифический объект исследований, достойный самого пристального внимания» , лишь немногие учёные обращались к анализу данной философской категории . Сам термин «миропонимание» в большинстве работ носит вспомогательный характер и используется, как правило, в стилистических целях, либо в качестве си­нонима терминам «мировоззрение», «картина мира», либо для выделения некото­рой подсистемы мировоззрения, либо для обозначения формы сознания, имеющей характер системы ненаучных, обыденных, стихийных взглядов на мир, параллель­но с терминами «миросозерцание», «мироощущение» и т. п.

    Между тем, в течение многих лет в отечественной философии разрабатыва­ется такая философская категория, как мировоззрение, анализируются его природа, сущность, структура . Трактуется данное понятие весьма широко. Так, В. С. Овчинников подчёркивает, что «мировоззрение… представляет собой систематизированное отражение действительности» . А. Н. Чанышев опреде­ляет мировоззрение как «результат духовного освоения (осознания) мироздания с определённой точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди» . А. Г. Спиркин понимает под мировоззрением систему представлений о мире и о месте в нём человека, об отноше­нии человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации . Как видим, термин «мировоззрение» далеко не однозначен и, как отмечают С. С. Гусев и Б. Я. Пукшанский, «трудно поддаётся теоретическому анали­зу» . Не обращаясь непосредственно к анализу сущности мировоззрения, следует отметить, что далеко не всегда представления людей о мире носят система­тизированный, концептуализированный характер. Не только обыденное мировоз­зрение, но и его специализированные (научно­философское, естественнонаучное и др.) разновидности формируются в значительной степени стихийно, не имеют стро­гой концептуальной разработки, близки в области гносеологии к наивному реализ­му, весьма противоречивы .

    Круг проблем, которые традиционно относят к мировоззренческим, возника­ет в связи с потребностью человека понять мир, в котором он живёт. Успешность деятельности человека в обществе, его ориентация в окружающей действительно­сти предполагают в качестве своей основы некоторую понятность, истолкованность этой действительности. Понимание окружающей действительности является про­дуктом достаточно широкого повседневного опыта, испытывающего через систему образования, воспитания, через средства массовой информации воздействие фило­софии, науки, идеологии, технологии. В условиях структурных и функциональных изменений, охватывающих в настоящее время все сферы человеческой жизнедея­тельности – экономику, политику, право, международные отношения и даже быт – и происходящих чрезвычайно быстрыми темпами, особое значение приобретает исследование именно миропонимания современного человека. Мир меняется стре­мительно, и человек вынужден поспевать за этими переменами, чтобы не быть вы­брошенным за борт, чтобы найти в этом мире своё место и обрести смысл собствен­ной деятельности, почувствовать свою причастность к переменам и свою значи­мость. При этом он далеко не всегда успевает концептуализировать свои представ­ления о мире. Именно поэтому в данной статье мы используем понятие «миропо­нимание », под которым понимается система смыслов, значений, ценно­стей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих в определён­ный исторический период обществу в целом и человеку в частности . Миропонимание определяет стратегические жизненные цели индивида и повсе­дневные принципы его поведения.

    Л. М. Мясникова в качестве структурных элементов миропонимания выделяет мировоззрение, мировосприятие и мироощущение: «Мировоззрение – концептуальное миропонимание, вырастающее в мирообъяснение, – представляет собой единство теоретически выраженных идей и идеалов общества, человека о ми­ре, о себе, о своем месте в мире. Мировосприятие – миропонимание в форме на­глядно­чувственного образа, или образно­-чувственного суждения о мире, о себе и своём месте в мире, а также особые каноны, стереотипы восприятия мира и себя… Мироощущение – эмоционально-­образное миропонимание – стихийно возни­кающий эмоциональный настрой, установки в отношении к миру, себе, своему мес­ту в мире, пронизанные тем не менее особой «эмоциональной логикой» («логика» оптимизма или пессимизма, «логика» добра или зла и т. п.) . Между струк­турными элементами миропонимания существуют сложные взаимоотношения и взаимодействия. В условиях стабильного развития приоритет отдаётся мировоззре­нию, которое является наиболее отрефлексированной формой самосознания, пред­ставляет целостную систему взглядов на окружающий мир и место человека в нём. Однако в переходные эпохи, в условиях кардинальных изменений соотношение между элементами миропонимания может резко измениться. Ведущую роль в соз­дании нового миропонимания могут играть мироощущение и мировосприятие. Именно они и будут определять дух эпохи и мировоззрение . Следует от­метить, что мировосприятие и мироощущение близки к тому, что в культурологии обозначается понятием ментальности. Ментальность – это, по выражению А. Я. Гу­ревича – «мироощущение, мировидение рядового человека», духовная культура «безмолвствующего большинства», способы мировосприятия, понятийный «инст­рументарий» людей определённой эпохи . Ментальность – это социаль­но-­психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать повседневного коллективного сознания, не отрефлектированного и несистематизи­рованного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и тео­ретиков. Таким образом, учитывая сложный, переходный характер современной эпохи, особое внимание исследователи должны уделять анализу понятия миропо­нимания, формирующегося, в первую очередь, под влиянием эмоций и чувств, а не холодного рассудка.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Министерство образования и науки Украины

    Восточно-Украинский национальный университет

    Им. В.Даля

    Кафедра Мировой философии и эстетики

    Контрольная работа

    По философии

    На тему: Мировоззрение, мироощущение, миропонимание

    Выполнила студентка

    Самойлова Ирина Анатольевна

    Проверила доцент

    Жданова Валерия Дмитриевна

    Луганск 2008 г

    Введение.

    Структура мировоззрения.

    Типы мировоззрения.

    Мироощущение и миропонимание.

    Заключение.

    Литература.

    Введение.

    В чем актуальность данной темы?

    В период глубинных перемен, происходящих во всех структурах политики, экономики, культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

    В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

    Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что такое мировоззрение, миропонимание и мироощущение каков их смысл.

    Мировоззрение - система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру и позволяющих найти своё место, обрести смысл и цель жизни. Мировоззрение самодостаточно, если опирается одновременно и на чувственное мировосприятие, и на рассудочное миропонимание.

    Мировосприятие это предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения. Это пассивное восприятие человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятие мира таким, какой он нам кажется, без претензии на адекватность.

    Недостаток мировосприятия - в субъективности.

    Миропонимание это особая форма гносеологического отношения субъекта к объекту. Это попытка систематизировать чувственный материал, пользуясь категориями определённости, обусловленности и целостности. Недостаток его в огрублении и формализации ограниченного статистикой чувственного материала, невосполнимой потерей информации.

    1. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер.

    Возникновению философии способствовало дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

    В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в её осмыслении с помощью понятий, в отличие от наглядно - образного миросозерцания.

    Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.

    Такого рода представления о мире и месте в нём человека называют мировоззрением.

    Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

    Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

    Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

    Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь его компонентов.

    Структура мировоззрения.

    1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.

    2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность".

    Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

    Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

    Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

    3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

    Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

    Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

    Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

    4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

    5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.

    Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

    6. Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов (мифов).

    7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

    Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

    Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

    Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

    Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

    1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

    2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

    Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

    Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.

    Таким образом, мы вплотную подошли к философии, как теоретическому мировоззрению.

    2. Типы мировоззрения.

    1. Мифология.

    Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и мировосприятие того времени.

    Темы мифов:

    1. Космическая тема:

    Происхождение и строение Вселенной;

    О важнейших явлениях природы (затмения, наводнения, падения метеоритов);

    О мировой гармонии.

    2. Тема человека:

    Происхождение человека;

    Стадии его жизни;

    Проблема жизни и смерти.

    3. Тема культуры:

    Проблема достижений культуры (добывание огня, изобретение ремёсел, обряды и т.д.);

    Черты мифологического мировоззрения:

    Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче образов героев, богов, духов.

    Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие разграничения: - мира природы и человека;

    Мысли и эмоции;

    Художественных образов и научного знания - отсутствие рефлексии

    Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием.

    Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что его мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней.

    Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.

    2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир и религия взаимосвязаны.

    Черты религиозного мировоззрения.

    а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

    б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

    в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ.

    Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

    В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

    г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

    В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем.

    Результатом этого явилось создание философских систем.

    3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

    Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям.

    Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

    Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

    Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

    Вследствие этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

    Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

    Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

    Черты философского мировоззрения:

    1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

    2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

    Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

    3. Философия логична и доказательна.

    Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

    4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

    5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.

    3. Мироощущение и миропонимание.

    В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум, эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную его сторону характеризуют как миропонимание.

    Интеллектуальный уровень и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но, так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвуют не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

    Как уже было сказано выше, сочетания чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, возраст, темперамент, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого полного сил иное, чем человека старого или больного.

    В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ - специалист по мировоззрениям. Они для него - предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей.

    Философ в высоком смысле не только строгий судья, но и реформатор определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая соответствовала бы мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

    Заключение.

    Таким образом, рассмотрев выбранную мной тему, я пришла к выводу, что исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории, а "чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания. Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

    Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

    Использованная литература:

    1. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

    2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.431-432.

    3. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

    4. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. - М., 1985.

    5. Амосов А.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. - 1992. № 6.

    6. Гегель. Лекции по истории философии. - М., 1932, книга 2. - Соч., т. Х.

    Подобные документы

      Мировоззрение как ядро философии, его структура уровни и компоненты. Характеристика типов мировоззрения - мифологии, религии, философии, науки. Мировоззрение и мироощущение древних славян (поклонение Триглаву, идеал красоты на Руси, принципы общины).

      контрольная работа , добавлен 12.11.2011

      Философия как обоснованное миропонимание и мировоззренческая форма сознания. Мировоззрение как система идей, оценок, норм, моральных установлений и верований. Компоненты мировоззрения, особенности его исторических форм (мифы, религия), функции религии.

      контрольная работа , добавлен 07.02.2017

      Коренные мировоззренческие вопросы. Своеобразие философского знания. Взаимоотношения между философией и религией. Социально-историческая и культурная обусловленность познания и мышления. Функции философии. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

      реферат , добавлен 25.10.2015

      Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира. Структура мировоззрения. Типология мировоззрений. Особенности обыденного мировоззрения. Особенности религиозного мировоззрения. Основные особенности философского мировоззрения.

      реферат , добавлен 12.10.2003

      Понятие мировоззрения и его значение в жизни человека, в становлении его личности. Особенности мифологического миропонимания. Функции веры и религии. Специфика философского мышления и предпосылки его проблем. Диалектика и категории чувственного.

      шпаргалка , добавлен 10.12.2010

      Стадии эволюции философского мировоззрения, такие как космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. Основные черты философского мировоззрения. Философия как едино-цельная деятельность не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества.

      презентация , добавлен 29.12.2010

      Описание мифологического и религиозного типов мировоззрения. Определение понятия мироощущения как отношения индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Главные сведения об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

      доклад , добавлен 19.03.2011

      Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. Система взглядов на мир, место человека в нем. Стадии эволюции философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Основные черты и формы взаимодействия проблем философского мировоззрения.

      презентация , добавлен 09.03.2016

      Происхождение философии, характеристика ее стадий как мировоззрения. Анализ вопроса о соотношении духа и материи. Понятие мировоззрения, его связь с философией, структурные элементы и формы. Сущность и современные особенности философского мировоззрения.

      контрольная работа , добавлен 25.01.2010

      Структура и исторические формы мировоззрения. Проблема научности философского мировоззрения, его соотношение с социальной наукой и практикой. Социальные технологии как практическое воплощение общественных наук с определенной мировоззренческой основой.

    В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

    Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

    В мировосприятии , основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

    Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

    Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять еемировоззренческой функцией .

    4) Философская и научная картины мира

    Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.
    Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром. Научная картина мира строится вокруг объектов, независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность. Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного. Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, познавательном, ценностном, деятельностном.
    Научная картина мира стремится изображать Вселенную такой, какая она есть на самом деле, независимо от нас. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская система мышления, предполагающая строгое деление на субъект и объект познания. Механистическая картина мира полагает, что мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных законом тяготения.
    В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Открытие электрона, создание теории относительности А.Эйнштейном, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работа Н.Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось ранее.
    Согласно теории относительности мир не линеен, пространство и время создают единый динамичный континиум, возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедляться. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.

    Философские картины мира очень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир-человек». На этом строятся две ведущие линии в философском знании: объективистская и субъективистская. Объективистские концепции независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру как объективной реальности, которая не зависит от сознания человека. Истина для всех едина; человек относится к миру духовно-практически, он познает и преобразует мир. Субъективистские концепции рассматривают мир с индивидуальной точки зрения. Вся действительность преломляется через индивида, зависит от него. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает, и отвечает только перед самим собой.
    Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия . Бытие – это самое широкое и самое абстрактное понятие. Прежде всего термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку. Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.
    На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

    Понятие материи

    МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). В истории философии и науки сложились два основных подхода к вопросу о понимании материи в составе бытия. Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая – видела в ней – основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить две основных точки зрения в понимании материи .

    Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

    Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.

    В конце XIX века атом был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиоактивный распад и превращаемость атомов. Оказалось, что имеющая в своей основе электричество материя перестала быть веществом, т.е. «исчезла», что вызвало кризис в философии и естествознании. Преодоление его стало возможным лишь после перехода к релятивистской физике и признании поля и вещества как равных составляющих физической реальности. В этой связи В.И. Лениным было уточнено понятие «материя», которое не потеряло своего значения и в современных условиях: «материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

    1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

    2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

    3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

    4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

    5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

    6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.

    6) Движение время и пространство как атрибуты бытия

    Ø К атрибутивным свойствам бытия, представления о которых начали складываться в глубокой древности, относятся движение, пространство и время.В современной философской и научной картинах мира движение принято понимать как способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения (наиболее ярким примером является знаменитый корпускулярно-волновой дуализм релятивисткой физики). Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, как момент (сторона движения). Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат.

    Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» обобщив во второй половине XIX века достижения отдельных естественных наук выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. В основе каждой из них лежит движение определенных элементарных для данного уровня единиц – в механике – движение тел, в физике – движение атомов, в химии – движение молекул, в биологии – белков, в социуме – индивидов и социальных групп (определение элементарных единиц социальной формы движения до сих пор остается спорной проблемой).

    Важной в этой связи является проблема источника движения материи. В истории философии на данный вопрос существовало две фундаментальных точки зрения – согласно одной из них (Аристотель, теория Большого Взрыва) движение мира является следствием первотолчка, источником которого является либо Ум-перводвигатель, Бог или Большой взрыв. Согласно другой (Демокрит, диалектический материализм, синергетика)– источником движения материи является она сама, а мир и Вселенная предстают как самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система.

    Другими не менее важными атрибутами материи и бытия выступаютпространство и время . Если движение является способом существования материи, то пространство и время – формами ее существования. Время принято понимать как форму последовательности смены объектов и их состояний, а пространство как форму координации явлений и объектов бытия. Свойствами пространства выступают протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие, изотропность. Свойствами времени являются длительность, необратимость, последовательность смены состояний объектов.

    Исторически сложились две основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная. Субстанциональная концепция (Эпикур, И. Ньютон) рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами со себе, независимо от материальных объектов. Реляционная концепция (Демокрит, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн) считает пространство и время объективными, т.е. независящими от человека формами бытия и материи, но при этом подчеркивает связь с материей и движением.

    Современная наука, отдавая предпочтение реляционной концепции, выявила качественную специфику пространства-времени в неживой, живой и социально организованной материи, а также существенные отличия в неживой природе свойств пространства и времени в микро-, макро- и мегамирах. Однако, не оказывается ли сам принцип относительности в общефилософском плане не менее относительным?

    7) Идеальное в структуре бытия

    Онтология - раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

    К онтологии, по Гартману, относятся вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, отношении реальной сферы и идеальной. Они взаимосвязаны, их решение должно привести к обоснованию “единства мира”. Философия - это прежде всего онтология, а онтология - это прежде всего поиски целостности мира.

    Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что, мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е. его бытия.

    Сущность философского понятия бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире.

    Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

    Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

    Бытие природы - первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

    Бытие социальное - второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

    Бытие идеальное, духовное - третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным. Структура бытия

    8) Объективный и субъективный дух

    Главная проблема в постижении бытия состоит в том, чтобы объяснить, каким образом абсолютность бытия согласуется с существованием множества преходящих элементов. Абсолютность бытия включает следующие его свойства: законченность, вневременность, пространственную бесконечность, самодостаточность, полноту, истинность, нравственное и эстетическое совершенство. Когда Парменид утверждал, что "бытие есть, а небытия нет", он подчеркивал этим всеобъемлющий, абсолютный характер бытия. В нем уже все есть, то есть ничто в него не прибавляется и ничто из него не исчезает. Но в таком случае как объяснить фиксируемые даже на уровне чувств и здравого смысла изменения в бытии, исчезновение одних вещей и появление других? Если исходить из признания абсолютности бытия, то единичные вещи явление и процессы следует понимать как формы проявления этой абсолютности. Платон объяснял отношение между абсолютным бытием и бытием единичных вещей по подобию отношения между идеальным прообразом мира и его реальными проявлениями. Он утверждал, что мир реальных, чувственных вещей является тенью, искаженным отражением, копией идеального мира. Идеальный мир - это мир должного, обладающий всеми достоинствами абсолютного бытия. По отношению к реальному миру, пребывающему в конкретном пространстве и времени, идеальный мир выступает как творец по отношению к творению. Идеальное присутствует в реальном, но всегда в неполной мере, частично, искаженно, опосредованно.
    Платоновская интерпретация бытия положила начало традиции объективного идеализма, утверждающей объективность и абсолютность идеального бытия и вторичность, производность бытия чувственно воспринимаемых вещей. В течение истории философии, в противовес ей, была выработана материалистическая трактовка бытия, которая исходит из признания первичности, объективности и абсолютности материального начала и вторичности и производности идеального, духовного, сознательного. Для онтологии имеет принципиальное значение не характер абсолютного первоначала, - идея или материя, - а то, признается бытие единым или нет. Единство бытия означает, что не существует двух отделенных друг от друга миров, - идеального и реального, - а есть единое бытие, имеющее различные уровни существования и разнообразные формы проявления.
    Таким образом, бытие, с одной стороны, абсолютно, ибо оно есть все, что существует реально или потенциально, но, с другой стороны, оно проявляется через бесконечное разнообразие вещей, явлений и процессов.
    Абсолютное бытие, в зависимости от философской традиции, является, по своей природе, или идеальным (Сознанием, Разумом, Духом) или материальным (Материей). Бытие единичных вещей называется определенным бытием. В отличие от абсолютного бытия, оно имеет пространственно-временную конкретизацию и определено посредством различных понятий: количества, качества, содержания, формы, сущности, явления и т.д.

    Ø Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

    Субъективный дух;

    Объективный дух;

    Абсолютный дух.

    Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

    Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

    Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

    Искусство;

    Религия;

    Философия.

    9) Основные концепции сознания

    Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит ) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья , где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени , когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

    В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания .

    1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

    2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

    3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

    4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

    5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

    6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

    Если обобщить основные формы – духовных видов деятельности общества, то можно выделить виды позициями:

    - обыденное познание (оно первое) его особенность: происходит как сознательно, так и бессознательно; стихийно; оно базируется повседневной чувственно-предметной деятельности людей, на обмене опытом.

    В своей повседневной деятельности человек имеет дело с единственными предметами и т.д., т.о. предмет обыденного – единичное познания

    Формой обыденного познания выступает чувственно наглядные образцы; человек при этом обобщает опыт других т.е. использует понятийную форму информации. Важная особенность обыденного познания – огромная информационная емкость. Причина в том, что в обыденном познании доминирует сенсорная форма.

    - научное познание : предмет – общее свойство, общие аспекты классов объектов, законы. Не исследуем единичное, проблема – в поиске единичного, в котором отражается общее. Предметом является общее, доминирующая форма – логическое мышление. Вырабатываются специальные методы познания. Эти методы качественно различны, т.к. существует 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический, т.к. эмпирический имеет несколько ступеней то разрабатываются методы, которые и применяют. Аналогично и теоретический. Если главная цель – создание материальных систем, то в научном познании цель – создание идеальной системы.

    - художественное познание : занимает промежуточную позицию. Оно аналогично обыденному познанию, т.к. единичное является формой выражения художественного отражения действительности, но единичное является предметом обыденного познания Þ сходства. В нём присутствует и общее. Каждый художник обобщает, а общее – предмет научного познания. Проблема – поиск единичного, в котором наиболее полно отражается общее. Важная особенность – одиночный характер, т.е. творцы стремятся дать оценку соответствующему единичному, соответствию ситуации. Наиболее обобщенно эта оценка выражается как прекрасное или безобразное. Когда мы сталкиваемся с произведениями ученых, в них отражается не только действительность, но и оценка. Например в портретах покидаем внутренний мир, т.к. в художественных произведениях представлено и общее, то произведения дают иногда больше значения об этом, чем исследования специалистов.

    религиозное познание : предметом этого познания является человек. Но в процессе этого познания происходит переворачивание отношений, которые имеют место в действительности. Естественные, земные силы принимают сверх естественный характер. Центральным понятием в религии является БОГ, но это сверх естественное явление. По представлению современных верующих людей БОГ есть совершенство совершенств. Фома Аквинский – «совершенство совершенств существует Þ БОГ существует», но этим качеством обладает каждый из нас. Характерной чертой является вера. История развития религиозного познания показывает, свидетельствует, что в ранних религиях (они вырастают из мифологии). Боги – естественные существа, очень сильные, обладают бессмертием, но человек мог перехитрить бога и победить. Лишь на определённом этапе формирования человеческого сознания, формируется представление о боге, как о духовном начале. Большую роль в становлении христианства сыграла философия, в основном философия Платон, согласно которому существует мир идей, а мир вещей нечто производное и зависимое. В религиозном познании большое внимание уделяется нравственным проблемам. Так, согласно православию, православным является тот человек, который трудится. Разумеется, что нравственно этот аспект оказывает большое влияние на человека и нормы поведения человека выражают мудрость народа.

    12)Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

    К формам чувственного познания относят:

    Ощущение- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

    Восприятие- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

    Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

    Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

    Рациональное познание

    Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

    К формам рационального познания относят:

    Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

    Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

    Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.


    Похожая информация.


    I. Миросозерцание: понятие, представление. Миросозерцание древних.
    «Созерцать можно только свое изображение в зеркале, если кто говорит, что созерцает мир в своей полноте- тот лишен ума, либо слишком горд». Эпиграф.
    Действительно на первый взгляд нам необходимо разобраться, что понимается и воспринимается по своему определению, под термином «миросозерцание». Естественно, что каждый обнаружит тривиальную вещь, миросозерцание состоит из двух составляющих слов- мир и созерцание, но миросозерцание есть созерцание мира или все- таки человеческий мир созерцает самое себя??? Понятно, что данная постановка вопроса лишена субъект-объектной связи, если бы в ней эта связь присутствовала, то непременно бы мир — был в первом случае «живым субъектом», который мы пытаемся, лучше сказать так, пытаемся в меру своих возможностей «созерцать» — и то данное понятие не случайно ставится в кавычках, так как мы увидим в дальнейшем созерцание предполагает проекцию на себя, на человеческую личность, это всегда неполнота самого восприятия. Во-втором случае наоборот, нас мир созерцает, а не мы его??? Кстати данное утверждение может быть вам показаться странным, как это мир на созерцает,а не мы его, но в таком случае субъект становится объектом, а объект субъектом. К этому пониманию миросозерцание приходили многие древние, в том числе и философы-натуралисты, полагавшие, что в основе мира лежит первая причина, или первая навигация. В чем она состояла? Первопричиной мира объявлялось материальное вещество- вещество в основе которого бы тоже лежала другая- материальная основа- древнегреческие философы справедливо называют ее гилэ, а отличие от архэ. — перво вещества, лежащего в основе мира. Но так получается, что согласно древнегреческим философам в основе мира лежит нечто материальное вещество-, но само вещество не может быть названо полностью основою мира, поскольку оно тоже имеет материальную основу. В этом смысле миросозерцание древнекитайских философов исходивших из натурфилософского учения о 5 элементах не просто как основ мира, но как основ всего мироздания — Космоса были действительно правы и главной здесь точкой зрения, которую сперва придерживались древнекитайские мудрецы было том, что 5 первоэлементов лежат основании соединения и разделения тел и вещей. Если воздух становится первоосновой мироздания у одних философов, то огонь у других, дерево у третьих и так далее, все это было результатом наблюдений древних их составной частью миросозерцания: «То, что я вижу, то по определению может быть в основе всего, так как оно по определению своему и моему созерцанию его просто и не составляющее, то есть не составно, следовательно невозможно, чтобы нечто простое, не лежало в основе нечто сложного и соединенных тел, веществ и так далее». Таким образом древнегреческое миросозерцание в период господства натурфилософских учение базировалось на понятия архэ и гилэ. С развитием взглядов на окружающий мир усложняется и представление этого мира, его «созерцание» древнегреческой цивилизацией и усложняются категории древнегреческой философии. Так, в периоды формирования основных математических аксиом, интереса к этой «новой» сфере знания, сформировывается определенное мировоззрение, в основе которого преобладает миросозерцание числа, единицы, — Анаксагор, зерен вещей и тел, атомов — единиц первичных, образующих при своем сталкивании миры — Демокрит, и так далее. Единица становится структурным истоком всех миросозерцаний древних людей, даже идея — одна и бытие Парменида — одно, но эти воззрения будут постепенно развиваться в древнегреческих философских школах и ознаменуют собой «первые предсистемы». Почему в миросозерцании становится важным такое понятие вроде бы и связанное везде во всех учебниках с математикой, но на самом деле понятие сугубо метафизической природы как единицы?
    Для этого необходимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотреть кратко пифагорейское миросозерцание. В основе мироздания лежит число, но какое это число? Точнее было бы сказать, как и говорит Пифагор в основе мира лежат не математические цифры, а числа. И самым «благородным» числом Пифагор называет единицу. «Единица является причиной единения, два- является причиной разделения» — говорит один из учеников Пифагора. Тогда как все числа содержит в себе единица и все числа входят в нее. Пифагор, основавший первую в Древней Греции философскую школу с религиозно-мистическим уклоном, пытается показать, что первоисточником всего является число, оно стройно по-своему, оно имеет определенные свойства. «Нечетные числа я полагаю причиною тою, что они приличествуют женскому полу», — они не стабильны, во многом непреходящие и неустойчивы, неустойчивость важное свойство у Пифагора нечетного числа. Четные числа «приличествуют» мужскому полу, в них устойчивость и понятность, в них созиждится «первая и не последняя причина» , но понятно, что причина не может быть последней, коль она утверждается Пифагором первой. Какова же взаимосоотнесенность нечетных и четных числ у Пифагора. Он полагает, что в своем первоначальное единстве не было «причин разделения», что для нас является очень важным с позиции метафизических основ пифагорейства. Действительно, 2 не устойчиво, два — порождение одного, Пифагор и замечает, что первоначально было «одно», была единица даже, а не одно. Но потом, по какой-то причине произошло разделение на некую множественность. — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 10 согласно миросозерцанию Пифагора является «числом полноты». Однако эта видимая числовая множественность подчинена единицы, «Все с нее начинается, и в ней заканчивается». Для Пифагора единица — начало и конец всего. «Видимая » множественность объясняется им тем, что любое число *для нас понять теперь это крайне сложно, является метафизической сущностью любой стихии. Потому он говорит **для нас это воообще нельзя понять, но это есть- последовательность устойчивых и неустойчивых чисел, четных и нечетных есть по нему попытка обосновать миро созерцание математико-геометрических «свойств стихий». Но в чем в миросозерцании пифагорейство заключалась это попытка вообще неизвестно, до нас не дошло никаких сведений об этом, только то, что он «пытался» с помощью чисел обосновать и выявить математико-геометрические свойства стихий. В любом случае это остается загадкой …что он имел ввиду. Но другая попытка выстраивания определенной парадигмы связанной с космологией Пифагору удалась. Наблюдая созвездия, звезды и «небесные сферы» Пифагор и его ученики развивают свою философскую концепцию, и стараются применить известное им о числе и его структуре на наблюдаемые ими сферы и созвездия. Действительно мир открылся Пифагору со стороны блистательной гармонии, не только стихий, гармонии нечетных и четных числ, мужского и женского начал, сравните древнекитайская метафизическая школа «Инь и Ян». — но и со стороны гармонии Космоса, В трактате, получившем именование «Гармонии сфер» Пифагор вместе со своими учениками старается определить, почему «небесные сферы» хотя далеки друг от друга, но ведь есть и близкие друг ко другу «сферы», составляют между собою определенную гармонию в Космосе. Пифагор приходит в своем миросозерцании «небесных сфер» к очень интересному для нас выводу с позиции философии, и вводит в свою философию и философию неопифагорейства впоследствии существенную категорию, получившую название «музыки сфер». Каждая «сфера» обладает определенным «звучанием», сообразуясь в своем единстве которые, звучания «разных сфер», составляют гармонию, гармонию «небесной музыки». Также как и число, хотя и много сфер и все они составляют различные по удаленности друг от друга планеты, однако же подобно музыке, — в которой первоначалом является гармония, и сферы гармонируют между собою. Сферы » в своей музыке» едины, и предстает в своем изначально единстве, не как многие «по-своему звучанию», а как единый Космос. Крайне скудные известия лишь приблизительно «рисуют» его мысль.
    Когда человек обратил свой пристальный взор на саму свою природу, то философов стало интересовать внутреннее устройство человека, его душа. Аристотель из Стагиры является первым философом, введшим понятие души- псюхэ. Миросозерцание древнегреческих философов усложняет еще больше, теперь от интереса к первоначалам мироздания, от математических и геометрических обоснований стихий, явлений и так далее их мысль целиком фокусируется на внутренней природе человека- его душе, а также продолжает развиваться категория изменения и движения.
    Древнегреческий мыслитель Анаксагор созерцая мир, полагал в основе всего мироздания положены первичные нематериальные и соответственно не вещественные единичные истоки всего не только в мире, но и в бытии. Анаксагор заложил и сформулировал очень важное впоследствии не столько для философской, сколько религиозной позиции и религиозного миросозерцания учение о «гомеомериях». «Гомеомерии» — это все и ничего одновременно, потому что всем их можно назвать, благодаря тому, что они во всем суть есть и составляют как бы сущность любой вещи и тела, однако «как бы » сущность, в действительности сущностью не являющиеся. Ничего- так как нельзя сказать, что они именно чего-то составляют, их природы непознаваемая, то есть не наблюдается и не исследуется, невозможно ее изучить. Однако гомеомерии предстают в органической своей структуре, хотя первоначально у Анаксагора, эта неструктурные единицы, а воплощающие в своем хаотичном состоянии во «всем бытии». Гомеомерии связывают наш мир, мир веществ и тел, мир явлений — но это один мир с «богами». Отстаивая пред теологическую позицию Анаксагор все-таки не до конца принимал «наличие богов», в мире, считая, что «боги есть в каждом человеке», то есть пребывают в каждом как раз посредством гомеомерий. Учение о гомеомериях Анаксагора оказала очень существенное влияние на всю дальнейшую особенно средневековую как византийскую, так и латинскую традицию богословия и философии религиозной. Не случайно, в идеях Платона, «семенах вещей» Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, даже в монадах Готфрида Лейбница будет еле заметна, но заметна связь с первым таким достаточно не разработанным, но именно метафизическим учением Анаксагора о гомеомериях.
    Не затрагивая и не помещая здесь рассуждений о древнегреческих философах и их миросозерцаниях мы рассмотрели лишь важнейшие их с позиции пред метафизических знаний учения — натурфилософов, Пифагора, Анаксагора и теперь можем перейти к их дальнейшему развитию уже в первых метафизических системах, вернее их попытках у Платона и Аристотеля.
    Платон Элейский, будучи известным философом, мыслителем Древней Греции,заложил как известно важно с позиции миросозерцание учение об идеях, в сущности мы будет говорить довольно приблизительно, но это в принципе так и есть; об тождестве анаксагоровых гомеомерий и идей Платона, для удобства читающих. Идеи положенные, как первоначала мира, восходят иерархически к Высшей Идее, идее Высшего Блага, именно от Этой Высшей Идеи и с нею связанные они получают «бытие». Эйдетическое учение Платона берет свое начало от признания мира «над человеческого». во многих своих работах Платон называет этот мир миром Гиперурании, буквально «то, что выше неба», от древнегреческих слов «гипер»- выше, и уранос- небо, «бог Уран»- аналогия. Мир Гиперурании эйдетический мир, он предстает как высшая гармония идей, заложенных в основании мироздания Демиургом у Платона. Это высшее предназначение душ человеческих — оказаться в мире Гиперурании, но такое невозможно всем абсолютно душам, некоторые ждут «своего перерождения», метемпсихоз позже развитый Эпикуром и эпикурейцами. Идеи первичны миру и бытию, они слагают этот мир и пронизывают все бытие, идеи тел, идей сущих заложены в Уме- Нусе Демиурга и являются «первичными отпечатками» нашего мироздания. Они отпечатываются и запечатлеются в Уме Создателя, но при этом не отделяются от Его Сущности. Существует иерархия идей, идеи не протяженные, не пустотны, лишена формы и всякой определенности, о них можно говорить только с отрицательной точки зрения, Всякое отрицание противопоставляется Платоном положительному. Интересно, что категория «отрицания идей» будет развита Плотином в его трактатах «О человеке и Сущем» в Эннеадах Плотина. Так «идея не отрицается от Ума Демиурга», но она уже врождена бытию, такое положение заведомо ложное, однако посмотрим, как оно довольно неожиданно развивается в эйдетической философии Платона. Действительно, хотя Демиург творим мир, но есть идеи, являющиеся первосущностями определенной субстанции, лежащей как бы вне творения Демиурга эту субстанцию Платон называет материей, материя находится вне Бога, она не творится Им, а пребывает, вернее вечна в своей актуальности, материя есть всегда, так же как мы заметим, и это существенно, что упускается в космологии и творении мира Демиургом у Платона- вечны идеи, таким образом в миросозерцании Платона материя и идеи со вечны друг другу, и составляют единый субстрат, а не противостоят друг другу. Если это так, то каким-то образом должно существовать то, что как бы объединяет материю вечную, а не уничтожимую по Платону и эйдосы, так, что эйдосы составляют как бы форму материи- он полагает, и данная мысль очень важна с позиции религии и богословия впоследствии- такое единство материи и эйдоса заложено Демиургом в душе. Душа предстает для Платона антиномической структурой, вот почему вслед за Платоном Аристотель из Стагиры развивает учение о душе как «растительной, животной и разумной», то есть как бы в которую вложен единый субстрат материи и эйдоса. Истинное предназначение души быть в мире эйдетическом- мире Гиперурании. Тогда как, она всякий раз «хочет» освободиться от тела, тленного по-своей природе.
    Оставляя сложнейшую проблематику диалога «Парменид» Платона перейдем к краткой характеристике натурфилософии Фалеса, Парменида, и особенно сконцентрируемся на философии неоплатонической и миросозерцании нусов у Плотина и Ямвлиха- созерцания «красоты» у Порфирия — как предистоках августиновского созерцания прекрасного — «пульсации света» .
    «1.1. «Движение вечно изменяется, но нет никаких изменений в самой вечности».
    Движение интерпретируемое Фалесом, как вечное изменение является фундаментальной причиной всего существующего. Без движения нет и жизни, но данная проблематика фокусируется натурфилософом в области изменения и не изменения. Все вечно изменяется и нельзя «войти в одну и ту же реку дважды», Метафизическая интерпретация и объяснение этого высказывания Фалеса целиком и полностью базируется на понимании «того же и не того же», первый раз «река та же», а второй раз » уже не та», вода ежеминутно изменяется в реке, но сущность всегда остается тою же- вода. Вопрос Фалеса и проблема, которую ставит Фалес с позиции его миросозерцания выглядит следующим образом: возможно ли войти в ту же реку второй раз, если первый раз мы в нее входили??? В сущности возможно ли в миросозерцании или созерцании нам миром изменения такие, чтобы они были полностью как бы и не видны с одной стороны, но чтобы было видно, что изменения эти произошли? И Фалес отвечает- да такое возможно, причем все это тесно взаимосвязано с категорией времени. Но интересно другое, что Фалес фактически первым говорит или лучше сказать поднимает в этом высказывании вопрос о едином и многом. Действительно, сущность воды — одна, а изменения ее множественные. В этом смысле все подчиняется категории единого и многого. Однако же изменчивость характеризует категорию времени, все временно и все изменяется, и все подверженное вечному изменению. Продолжение статьи, где мы будем говорить о миросозерцаниях новоплатоников Ямвлиха, Порфирия и Плотина с позиции влияние их на первохристианскую мысль и миросозерцания средневековых богословов и философов.