Проводка

Короткая легенда о растении роза. Легенда о розе

Короткая легенда о растении роза. Легенда о розе

Моему саду семь лет. Когда я приступала к его планированию, то была во власти энтузиазма: мне хотелось посадить все. Ведь на свете так много разных плодовых деревьев: сложно отдать предпочтение чему-то одному! Но как впихнуть все то, что рисует воображение, в ограниченное пространство участка?

Фото: Оксана Панфилова

Предел плотности

Сейчас, по прошествии времени, я вынуждена признать, что по неопытности погорячилась с плотностью посадки плодовых деревьев: выбрала схему 2×2 м, со сдвигом на 1 м в следующем ряду. Сейчас мне кажется, что это слишком плотно.

В дело вмешался случай. Несколько лет назад случилось зимнее нашествие мышей, они сильно обгрызли основания молодых деревьев. Повреждения пережили не все. По счастливому стечению обстоятельств деревья погибли не подряд, а через одно. И мы посадили вместо них кусты смородины. Вот такое расположение мне показалось более удачным: с одной стороны, для кроны деревьев остается больше места, с другой - посадки достаточно плотные. В этом случае шахматный порядок образуется за счет чередования кустов и деревьев.

Схемы посадки в нашем любительском садоводстве - больная тема. Небольшие участки не согласуются с понятным желанием иметь в саду и то, и это. Сложившееся у автора расположение растений вполне разумно с точки зрения места для развития кроны, однако, на мой взгляд, ягодные кустарники все же лучше сажать отдельно от плодовых деревьев. Например, часто бывает необходимо провести химическую обработку деревьев в то время, когда кустарники в опрыскиваниях не нуждаются, да и до сбора урожая остались считаные дни. А из-за ветра вероятность попадания препарата на смородину при обработке довольно высока.

«Мы можем обрезать только крону, а не корни. Поэтому надземные части получаются гораздо меньше корневой системы, а такому растению легче прокормить себя», – считает Оксана. Но на самом деле надземная и подземная части тесно взаимосвязаны и всегда стремятся уравновесить друг друга. Ограничивая габариты кроны, вы автоматически замедляете рост корней. Следовательно, подкормки должны соответствовать внешним размерам растения.

Хватает ли питания саду? Поскольку у нас бедные песчаные почвы, мы руководствуемся принципом «дробного рациона», потому что иначе все просто вымывается дождями, не успевая дойти до растений.

Такой подход к подкормкам весьма целесообразен даже и на более тяжелых почвах, где вероятность вымывания в более глубокие слои намного ниже. Особенно хорошо, если подкормки приурочены к периодам более высокой потребности растений в питательных веществах и дождям или поливам.

Рост под контролем

Когда я раздумывала, как бы сделать сад компактным, решение пришло вместе с покупкой секатора: надо «вручную» контролировать рост деревьев! В пользу «жестокого обращения» с растениями было еще одно соображение: в то время мои дети были маленькими, и очень хотелось, чтобы они имели возможность сорвать яблоко, грушу, сливу и вишню сами, когда захотят. Я видела много старых садов: в поисках света ветви устремлялись высоко вверх и сбор урожая превращался в эквилибристические этюды. Каким бы обильным ни был урожай на таких деревьях, нормально и полностью собрать его было невозможно. А нам было важно, чтобы в течение лета созревало то одно, то другое, что можно сразу съесть (остатки - пустить на сок). К счастью, почти все современные сорта плодовых деревьев прививаются на полукарликовый или карликовый подвой. Это наполовину облегчило задачу.

Уточню: в наше время многие (но не все!) саженцы выращиваются на карликовых или полукарликовых подвоях независимо от того, современный это сорт или старинный. В серьезных питомниках найти такой материал вполне реально.

Легче всего оказалось обрезать груши: у них довольно компактная крона и не слишком обильное побегообразование. Главная задача заключалась в переводе ветвей на внешние почки, чтобы расширить крону. Яблони были более трудоемки, так как побегов они давали больше.

Описанная ситуация справедлива только для того набора сортов, который оказался в распоряжении хозяйки. Груша со сдержанным ростом - дело нетипичное: большинство представителей этой культуры - как раз мощные и густые деревья. К тому же грушу на слаборослом подвое для средней полосы России днем с огнем не отыщешь - таких подвоев пока не выведено. Яблони же бывают не только с сильным ветвлением: существует множество сортов с низкой побегообразовательной способностью.

Больше всего хлопот доставили вишни, сливы и алыча: мы с ними соревновались, кто кого обгонит. Время от времени они вырывались вперед, и тогда мне приходилось прореживать крону, вырезая целые горы молодых побегов. Важно, чтобы ветви не пересекались и не росли внутрь, а также не слишком раскидывались в стороны, перекрывая проходы между растениями. Обрезкой я направляла ветки в нужном направлении и ограничивала их рост и количество.

Побегообразовательная способность у косточковых действительно намного выше, чем у семечковых, при этом побеги они дают более сильные. Но у них тоже есть сортовые различия, в особенности - у вишни. И вот здесь-то и таится опасность, подстерегающая неопытных садоводов, излишне нацеленных на прореживание кроны. Так называемые кустовидные сорта вишни закладывают цветковые почки и дают урожай преимущественно на побегах прошлого года. При таком типе плодоношения увлекаться сильным прореживанием не стоит, чтобы, как говорится, «не выплеснуть с водой ребенка».

Кроме того, я довольно сильно укорачивала приросты. Эффект был ожидаем: в месте обрезки появлялось много новых побегов. Из них выбирался наиболее удачный и через 3-4 недели остальные удалялись. Так я замедляла рост нужного мне побега и не давала расходовать питательные вещества впустую на те побеги, которые все равно осенью или ранней весной были бы удалены. К периоду покоя все побеги успевали вызреть и хорошо переживали зиму.

Формировка путем различных манипуляций с неодревесневшими зелеными побегами в приусадебном садоводстве достойна внимания и широкого применения.

Через пару лет я планирую вырезать у каждого дерева центральный проводник для лучшего освещения середины кроны, чтобы урожай был не только на периферии. Эксперимент продолжается!

Что касается косточковых, то такой прием представляется вполне разумным. А вот с яблоней и грушей я бы не советовал это делать: особых преимуществ это не даст, а вот трудоемкость последующего поддержания кроны в надлежащем порядке повысить - может.

Советы эксперта

Рассказ и фотографии показывают, что формировка растений выполнена вполне грамотно. Однако я бы предложил немного другой подход: уменьшать количество скелетных ветвей при сохранении того же объема кроны за счет ветвей более высоких порядков. Думаю, что это позволило бы сделать процесс формировки деревьев менее трудоемким. Да и вряд ли стоило столь рьяно бороться с отрастающими побегами, вполне можно было обойтись более слабым укорачиванием и в какой-то мере выжидательной тактикой. Как показывает практика, значительная часть побегов активно растет в первые годы, затем их рост становится более сдержанным.

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Роза. Истории и легенды

Екатерина Зиборова

Роза - царица цветов - является предметом поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения.

Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях : она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает.

В Древнем Иране о прелести этого цветка написаны сотни томов. По словам одного из поэтов, роза была подарком самого Аллаха. Однажды к нему явились все дети Флоры с просьбой назначить им нового повелителя взамен прекрасного, но сонливого Лотоса, который забывал среди ночи свои обязанности правителя. Аллах внял их просьбе и ниспослал им девственно-белую розу с острыми шипами.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе . Соловей был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию - высотой до б м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила : Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.

Знали ли розу древние евреи - и по сей день вопрос спорный. Однако, по Талмуду, красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты на свадьбе.

В Египте в VII столетии, во времена Птолемея, стало славиться своими розами местечко Арсиное, где из них готовили розовую воду. Известно, что царица Клеопатра, принимая Марка Антония, повелела усыпать пол залы розовыми лепестками, толщина слоя которых составила? аршина.

В Греции - центре всей интеллектуальной жизни древнего мира - роза считалась даром богов. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат.

Существует множество легенд о том , как белая роза стала красной. По одной легенде , ее окрасили капли крови Афродиты, когда та, не замечая острых шипов, бежала по роще Пифона, где лежал раненый насмерть ее возлюбленный Адонис. Другая гласит, во время одного из пиршеств богов на Олимпе Купидон опрокинул своими красно-розовыми крылышками сосуд с нектаром, окрасивший белые розы в красный цвет и сообщивший им нежный запах.

Роза играла важную роль и в быту : венками из роз украшалась невеста, их посылали друг другу влюбленные, розами греки усыпали путь победителя, возвращавшегося домой. С другой стороны, розами убирались урны с прахом покойных - в круглом бутоне греки видели символ бесконечности. Вообще, розе приписывали множество чудодейственных свойств - уберегать останки от разложения, возвращать красоту и многие другие. В почете были и вязальщики венков из роз.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим. Во времена республики роза считалась символом строгой нравственности и была наградой за выдающиеся деяния, а воины украшали себя венками из роз, чтобы вселить в себя мужество. Она так высоко ценилась, что было запрещено украшать себя ей в дни скорби и печали. А в домах часто вешали над столом веточку розы как символ бога Гарпократа - бога молчания. Крылатое выражение "sub rosa dictum" - значит : я сказал под розой, т. е. под большим секретом.

Значение розы во времена падения Рима изменилось : она стала цветком забавы во время пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Патриции и императоры набивали благоуханными лепестками матрацы и подушки, усыпали полы своих дворцов толстым слоем лепестков. В обеденном зале императора Нерона потолок и стены вращались, изображая смену времен года, и вместо града и дождя гостей осыпали миллиарды свежих лепестков. Желая как можно больше упиться запахом роз, императоры приказывали даже усыпать лепестками поверхность моря во время водных прогулок.

Обширные розанные сады в предместьях Рима расширялись в ущерб хлебным посевам. А улицы Рима были так пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.

Такое отношение римлян к розе поначалу внушило отвращение к ней первых христиан. Однако со временем она стала приобретать их расположение благодаря дивной красоте и нежному запаху. Ее посвятили даже Богоматери. А белые розы назывались также розами Магдалины - они потеряли свой цвет от пролитых ею слез раскаяния. Кроме того, роза в католических легендах - это небесная защитница добрых дел.

Наибольшей любовью роза пользовалась в средневековой Франции. Здесь и разводить ее позволяли не всякому. А подарить дочери венок из роз, "шапель", считал своим долгом даже самый бедный родитель. И даже крещение производилось в это время с примесью розовой воды.

В Англии под знаменем двух мирных роз - красной и белой - разгорелась страшная братоубийственная война, длившаяся 30 лет. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы , находились в парке Тампль в Лондоне и погибли всего около десятка лет тому назад. Впоследствии английские садовники вывели особенный сорт розы , Ланкастер-Иоркский, знаменитый тем, что на одном и том же кусте цветут и красные, и белые розы .

Сначала роза в Англии служила отличительным знаком актеров, носивших ее на башмаках. Но вскоре она стала атрибутом костюма щеголей и щеголих Англии, которые носили ее за ухом, и чем больше была роза, тем шикарнее. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться сама королева Елизавета. Наконец, роза была последним цветком, который унес с собой из этого мира король Эдуард VII - его безутешная жена королева Алекандра вложила ему в руку чудную белую розу.

В Германии роза появилась ещё во времена язычества. Бог огня Локки при наступлении весны смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. В то же время роза - это символ меча и смертельной раны. Вследствие этого розовыми садами называли и поле битвы, и кладбища.

С водворением в Германии христианства перенеслось в него и языческое поклонение розе. По легенде , белые розы выросли на кусте , куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм.

В XVI франкмасоны украшали себя розой в Иванов день. А мистическое общество розенкрейцеров избрало своим символом венок из роз с шипами с Андреевским крестом внутри.

Наконец, изображение венка роз в пятиугольнике из звезд служило знаком основанного бразильским императором Дон-Педро I ордена роз, получить который считалось величайшей честью.

В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся у нас фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду "Напока" румынского города Клуж. Лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль. А в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца - Чистота без единого шипа.

В книге "О свойствах трав" древнефранцузского врача Одо из Мена розе посвящены стихи : "Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств".

Индийская легенда о розе

Роза пользуется большим почетом в Индии еще из давних времен. Даже был создан закон, который гласил, что кто принес царю розу, тот может просить у него все что угодно.

Богиня Лакшми – царица красоты и самая очаровательная женщина мира, которая появилась из бутона розы.

Мусульманская легенда о розе

Розу создал Бог. Все растения Земли обратились с просьбой к Аллаху, чтобы он сотворил им нового повелителя вместо Лотоса, который ведет себя очень важно и высокомерно. Аллах удовлетворил их просьбу, подарив миру необыкновенный цветок – розу.

Персидская легенда о розе

Роза – очень почитаемый цветок в Персии. Даже сама страна получила название в ее честь – Страна Роз (Гюлистан).

Душистую воду из роз использовали, как очистительную. Согласно одной легенде, когда соловей увидел великолепную царицу Розу, он был в огромном восторге и плененный прижался к ее груди. Но острые шипы пронзили влюбленное сердце птицы, и кровь брызнула на нежные лепестки роз . Именно поэтому внешние лепестки роз имеют розовый оттенок.

Роза в христианстве

Обычный куст стал розой. после того, как дева Мария развесила на нем пеленки Христа. Кусок хлеба, который Святой Николай хотел отнести беднякам, стал розой, как знамение за благое дело.

Легенды о розе
Не удивительно, что о розе существует так много легенд, ведь она такая же древняя культура, как рожь, ячмень или пшеница. Среди огромного разнообразия растений она с древних времен занимала почетное место и почти у всех народов мира пользовалась любовью и популярностью. Ей поклонялись, она служила символом изящества в поэзии и живописи. О розе создано столько легенд и сказаний, что ее по праву называют королевой цветов.

Если верить гипотезам учёных, то название роза происходит от древнеперсидского наименования растения "wrodon", у греков оно изменилось в "rhodon", у римлян в rosa. Известно, что самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. С тех давних времён и по сегодняшний день роза считается непревзойдённой царицей цветов, символом красоты и величия.

На протяжении многих тысячелетий роза была и остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и, может быть, поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд.

С древних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Её красота и мистическая притягательность всегда привлекала к себе внимание человека. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времен. Роза всегда пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.
Если верить археологическим данным, то роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древности сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Да, наверное, роза - один из немногих цветов, о котором сложено столько много легенд и сказаний.

1 . По словам древнегреческого поэта Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на ней этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле. Явившуюся во всей девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили розой алтарь и окружавший их сад. И роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Забыв все, в неописуемом горе устремилась богиня в рощу Пифона, где находился ее любимый. Она бежала, не обращая внимания на попадающиеся по пути розы и на покрывающие розы шипы, которые ранили ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попали на розы и из белых они превратились в красные.

2 . А вот другая легенда. Белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе.

Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах.

3 . Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой.

Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". С той поры цветок этот и стал называться розой.

4 . А вот ещё одно сказание, в котором говорится, что роза происхождением своим обязана богине охоты Диане.

Влюбленная в Амура, богиня эта приревновала его к дивно красивой нимфе Розалии. И вот однажды в диком гневе схватила она несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила ее жизни. Амур, узнав о горькой участи своей возлюбленной, поспешил на место преступления и, найдя ее бездыханной, в неутешном горе залился горючими слезами. Слезы его капали, капали из глаз на терновник, как роса, и - о, чудо! - орошаемый ими куст начал покрываться дивными цветами. Цветы эти были розы.

5 . Существует еще история, почему роза стала красной; она зарделась от удовольствия, когда еепоцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

6 . В коране же говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета.

Шипы розы тоже имеют легенду

1 . Если верить некоторым преданиям, то происхождение шипов розы связано с Вакхом, который погнался за нимфой и неожиданно оказался перед непреодолимой преградой из терниев. Для того, чтобы нимфа остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Но перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами, чтобы израненная шипами нимфа обессилила и стала добычей Вакха.

2 . Однажды Амур, вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.

3 . А вот ещё одна легенда: роза обросла шипами тогда, когда Вакх захотел овладеть нимфой. Своими шипами роза хотела сказать, что красота должна защищаться.