Проводка

Комнатные цветы каталог с фотографиями и названиями. Словарь декоративных элементов Примеры зданий с различными элементами фасадного декора

Комнатные цветы каталог с фотографиями и названиями. Словарь декоративных элементов Примеры зданий с различными элементами фасадного декора

Абака (абак) - (лат. abacus ‘доска’) - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Антаблемент - (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

Арка - архитектурный элемент , криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Арки , перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки , для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Аркбутан - (фр. arc-boutant) - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный на показ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.
Архитрав - или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин , имеющий троякое значение.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток между колоннами, столбами или косяками (в окнах и дверях).
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны ; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
В-третьих, архитравом называется вид изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей.

Аттик - (от др.-греч. ἀττικός) - декоративная стенка , возведённая над венчающим сооружение карнизом . Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.
Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания.

Барабан - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

Бровка - в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.

Витраж - (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Дентикулы (зубчики) - (от лат. denticulus - зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора . Встречаются в ионическом, коринфском ордере, а также в римском варианте дорического ордера. Прообразом дентикулов послужили торцы часто расположенных поперечных деревянных балок плоского глинобитного перекрытия в архитектуре Ионии.
Дентикулы встречаются как в архитектуре Древней Греции, так и на ёё более поздних интерпретациях времён классицизма и неоклассицизма.

Импост - в классической архитектуре горизонтальная тяга в виде карниза или выступа, служащая опорой для венчающей стену арки . В древнерусской архитектуре - верхняя часть лопатки, выполняющая функцию капители .


Ионик - в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.

Каннелюры - (фр. cannelure) - вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э., 8 или 16 каннелюр на колонну) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Каннелюрами, идущими параллельно от основания к вершине, могут быть покрыты колонны любого из пяти ордеров классической архитектуры, кроме тосканского. В дорическом ордере применяется не более 20 каннелюр на колонну, в ионическом ордере - 24 канелюры. Иногда каннелюры наносились на корпус керамических сосудов.
В конце XIX века Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют обращённый вниз треугольник. Эта деталь широко использовалась мастерами петербургского модерна.
Часто каннелюрами украшают мебельные ножки. Этот прием используется, в основном, при изготовлении мебели в классическом стиле.
Капитель - (от лат. caput - «голова») - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Капитель в архитектурных ордерах .

Используется во многих архитектурных стилях , начиная с древнего Египта и античности. Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.
Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капитель в современном строительстве
В современной архитектуре капителью также называется деталь сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на выступы колонны и предназначенная для восприятия нагрузки от вышележащего безбалочного перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

Карниз - (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений , мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.
Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.
Профили карнизов в различных стилях мебели, равно, как и в архитектурных стилях, различны. Так, в английском классицизме было принято украшать мебельные карнизы орнаментом из листьев.
Карнизом также называют планки различных форм, использующиеся для подвешивания штор.
Кессоны (фр. caisson - ящик) - кассеты, квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолочном своде или на внутренней поверхности арки.
Потолок, отделанный кессонами, называют кессонированным или лакунарным (от лат. lacuna – «углубление», «лакуна»).
Первыми применять кессоны при строительстве стали древние греки. В то время кессоны выполняли исключительно практическую функцию, уменьшая массу сводчатой плиты, снимая часть нагрузки с балок. Тем не менее, уже тогда кессоны старались декорировать: их украшали лепниной или рисунком.
Позже, когда при возведении зданий стали использовать бетон, посредством кессонов обеспечивали конструктивное усиление свода или потолка.
Так как система построения сводов и потолков со временем изменилась, кессоны утратили свое практическое значение и перешли в разряд декоративных элементов.
Кессонированные перекрытия иногда делались из дерева и часто использовались для оформления интерьеров ренессансных дворцов. В Италии в период Ренессанса художники расписывали кессоны сюжетами, как правило, на мифологические темы.

Консоль - горизонтальная конструкция, выступающая из стены и поддерживающая другие выступающие части здания: балкон, карниз, эркер . В интерьере консоль - полочка или столик, прикрепленный к стене.

Контрфорс - Контрфо́рс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены , вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
История:
Контрфорсы получили распространение еще в средневековье, они стали важным элементом романского стиля архитектуры . Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных на некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.
Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики. Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода. Поначалу их возводили также как и в романских постройках, вплотную к стене. Впоследствии, с развитием зодчества, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними аркбутанами. Разрез контрфорсов получил многоугольную форму, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в виде пинаклей. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, контрфорсы почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление контрфорсов в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.
Другие виды контрфорсов
Угловой контрфорс - продолжение стен за пределы постройки на углу. Таким образом, этот участок в горизонтальном сечении представлял собой крест.
Диагональный контрфорс - опора, возводимая на углу постройки так, что образует со стенами угол 135°.

Конха элемент древневизантийской храмовой архитектуры , представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX - начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены четыре конхи, и храм, таким образом, венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Крестоцвет - (нем. Kreuzblume), флеро́н - распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Строго говоря, термин «крестоцвет» (нем. Kreuzblume) точно определяет лишь одну, наиболее распространенную, форму этого декоративного элемента . В качестве более общего названия используется термин «флеро́н» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
Купол - Ку́пол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской
архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко . Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
Курдонер - (фр. cour d"honneur - почётный двор; в русском языке употребляется также форма курдонер) - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII - 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре . Лопатка - в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры ).

Кронштейн (нем. Kragstein - консоль) - консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне ) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей машин или сооружений. Конструктивно кронштейн может выполняться в виде самостоятельной детали либо многодетальной конструкции с раскосом, а также в виде значительного утолщения в базовой детали. Механический принцип действия - сопротивление материала на скол и сдвиг.
Кронштейн в технике используется в основном для закрепления на вертикальных плоскостях деталей и узлов машин и устройств (к примеру, подшипников). Также кронштейны используются для крепежа троллейных проводов, кабелей, антенн и т. п.
Кронштейн в архитектуре , как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре , использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов , сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т.п.
Кронштейны также используются для крепления облицовочной кладки при строительстве зданий и сооружений. Так, существует технология так называемого вентилируемого фасада . Кронштейн крепится к монолитному перекрытию, на него кладется лицевой кирпич (облицовочный кирпич) или другой штучный кладочный элемент. Получается многослойная конструкция: несущее основание, утеплитель, воздушная прослойка, облицовочная кладка. Обычно через каждые два этажа или 7 м, максимальная высота кладки может быть 12 м. Материал кронштейнов - нержавеющая сталь (А4, DUPLEX). В промежутках между поясами кронштейнов устанавливаются специальные гибкие связи. Примерами зданий, где применялась данная технология могут являться такие здания, как гостиница Ритц на Тверской, жилой комплекс на ул. Пудовкина, ул. Станиславского, 11.
Кронштейн в автомобилестроении является одной из наиболее распространенных деталей, так как именно с помощью кронштейна к кузову автомобиля крепится штатное и дополнительное оборудование (примером могут служить самые различные виды кронштейнов: для крепления звуковых сигналов, осветительных приборов, номерных знаков и т. д.).

Лучковый фронтон - завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.

Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проём в скате крыши , обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами .

В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV-XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры .
Широко применялась в архитектуре конца XIX-XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса.

Молдинг - накладная выпуклая планка с поперечными сечениями. Используется для декорирования различных поверхностей : стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершенный и аккуратный вид. Также молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Кроме декоративного, молдинги носят и функциональный характер, в частности, их используют для:
зонирования поверхности: разбивки на отдельные секции различной формы(прямоугольные, квадратные, фигурные, круглые), которые могут быть окрашены в разные цвета, либо фактурно выделены;
маскировки неэстетичных деталей или некачественной отделки: молдинги отвлекают внимание от дефектов, сосредотачивая взгляд на себе, как центре композиции;
защиты поверхности от механических повреждений.

Для изготовления молдингов используются самые различные материалы: гипс, мрамор, металл, дерево, пластик (для придания молдингу гибкости в пластик добавляют каучук), полистирол, полиуретан .

Наос (от греч. ναος - храм, святилище) центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.
С востока к наосу примыкает алтарь - важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор или по гречески нартекс. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос.В раннехристианских храмах VI-VII веков, строившихся в форме базилики, наос имел продольную форму и состоял из нефов. Однако уже в V веке возникли центрические купольные храмы. В них наос мог иметь квадратную, круглую, гранёную или крестообразную форму. Форма наоса усложнялась обходными галереями и хорами, которые могли огибать помещение со всех сторон, кроме алтаря. В зрелом византийском искусстве с IX века повсеместно распространённым стал крестово-купольный тип храма. В нём наос имел квадратную или близкую к квадратной форму. В наосе располагались четыре колонны, поддерживавшие арки, своды и купол. Существовали храмы без несущих опор в интерьере. В них углы квадратного наоса перекрывались тромпами, поддерживавшими широкий купол. Существовали храмы с наосом в форме креста или трёх-четырёх листника. Последние принято называть триконхи и тетраконхи, так как их полукруглые торцы перекрывались полукуполами-конхами. Этот архитектурный тип широко распространился в архитектуре Армении и Грузии. В Сербии боковые части таких храмов принято называть певницами.
В древнерусской архитектуре распространился тип храма со столбами-опорами (сменившими византийские колонны). Наосы русских храмов XI-XIII веков имели прямоугольную форму и делились столбами на три или пять нефов. С запада обыкновенно были хоры, а расположенные под ними компартименты выделялись как нартекс. Этот тип храма просуществовал на протяжении всего древнерусского искусства. Только с XIV-XV веков в храмах исчезают хоры. В XVI-XVII веках распространились бесстолпные храмы, перекрытые шатром, крестообразным или сомкнутым сводами. Наос в них приобрёл предельно простую прямоугольную форму. По бокам к наосу часто примыкали приделы - малые храмы, имевшие схожую форму. С запада к наосу стала примыкать низкая продольная часть, так называемая трапезная. Во многих более поздних церквях XVIII-XIX веках интерьеры приделов и трапезной слились воедино, разделяясь только столпами. Интересные формы наоса встречаются в русских храмах периода барокко и классицизма. Встречаются храмы в стиле классицизм круглой формы, то есть ротонды. В середине второй половине XIX века в период эклектики возрождаются некоторые формы русских храмов XVII века и более ранних. В конце XIX начале XX века строится много церквей и соборов с повторением многих форм византийской архитектуры. В них пространство наоса вновь получило сложную и выразительную форму.
Нервюра - (фр. nervure - жилка, прожилка) - выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.
Нервюра в авиастроении - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры крепятся на продольном силовом наборе (стрингерах, лонжеронах) и являются основой для закрепления обшивки.

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента . В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.

Парус - в древнерусской архитектуре треугольные вогнутые поверхности, образуемые при переходе от прямоугольного в плане подкупольного пространства к круглому барабану купола. В однокупольных храмах в парусах помещаются изображения евангелистов.

Периптер - (от греч. perípteros - окруженный колоннами , от perí - вокруг и pterón - крыло, боковая колоннада ) - тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Периптер- прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики
Понятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер).

Пилястра - (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены , обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель , и тем самым условно изображающий колонну . Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны ) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами »).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре , служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

Портал - архитектурное оформление входа в здание. В древнерусском зодчестве и в готике оформлялся архивольтами , в античной архитектуре и в новое время - фронтоном, пилястрами и т.д.

Портик - (лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны , поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок . Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна.

Портик введён в архитектуру древними греками и был заимствован от них древними римлянами. В античных постройках он служил местом, в котором можно было сидеть и прогуливаться, укрывшись от палящих лучей солнца или от дождя. Этот род построек удержался в зодчестве средних веков (монастырские клуатры) и эпохи Возрождения. В новое время портики широко использовались в архитектуре классицизма XVIII - первой трети XIX века.

Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре - мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.
Розетты бывают рельефные, лепные , а также плоские, имитирующие объёмные , в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались еще в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и листовидными.

Роза - в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.

Сандрик - небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.

Фасад - (фр. façade - на чертежах это как фотография наружной стенки здания) - наружная, лицевая сторона здания .
Также фасадом называют чертёж ортогональной проекции здания на вертикальную плоскость.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения , его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Фиал - в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.

Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом . В дорическом стиле украшается чередующимися триглифами и метопами, в ионическом - рельефами, образующими сплошную, непрерывную ленту (так называемый зофорный фриз). Позже фризом стали называть любую горизонтальную изобразительную или орнаментальную композицию.

Фронтон - (фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания , портика, колоннады , ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды

Килевидный - напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
Лучковый - дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
Полукруглый - с полуциркульным завершением.
Прерванный - с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
Разорванный - с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
Раскрепованный - с выступающими вперёд частями - раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
Самцовый - сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
Ступенчатый - в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
Трапециевидный - в виде трапеции.
Треугольный - в виде равнобедренного треугольника.
Фуст - ствол колонны от базы до капители.
Цоколь - (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - многозначный термин:
Цоколь в архитектуре - лежащая на фундаменте нижняя, обычно несколько выступающая, утолщённая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны. Цоколь обычно получает декоративную обработку.

Щипец - в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Эдикула - в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.

Эркер (нем. erker) - закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно-, так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит. Верхняя часть эркера выполняется в виде ската, иногда даже нескольких. Встречаются также и эркерные «башенки», которые возвышаются над главным карнизом здания.
При помощи эркеров можно слегка увеличить внутреннее пространство помещений. Эркеры также способствуют улучшению проникновения солнечного света и увеличению обзора.
Остеклённые выступающие части некоторых машин, предназначенные для увеличения обзорности, также называют эркерами. Например, эркеры установлены на специальных железнодорожных вагонах-путеизмерителях или динамометрических вагонах.

Впервые выращивать в горшках или оранжереях необычные и красивоцветущие растения стали в эпоху Великих географических открытий. Сегодня комнатные цветы, каталог с фотографиями и названиями которых в бумажном виде сможет разместиться в нескольких шкафах, страстное увлечение миллионов людей по всему свету.

Фото и названия декоративных комнатных растений

Декоративные растения ценятся за цветы самых разных форм и расцветок, необычную листву, многообразие форм, включая прямостоячие, стелющиеся и ампельные, травянистые и древовидные. Комнатные цветы могут иметь местное происхождение и быть выходцами из самых отдаленных уголков мира. Такие растения различаются не только обликом, но и привычками, требуют разных условий содержания и ухода.

Кто-то увлечен суккулентами, кому-то интереснее наблюдать за ростом эпифитов. Хотя познакомиться со всеми видами домашних цветов, их фото и названиями практически невозможно, краткий каталог станет отличным подспорьем при выборе «зеленого питомца» по душе.

Абутилон

Вечнозеленый кустарник, легко переносящий формирование кроны, цветущий с конца весны и середины осени. Многочисленные сорта и гибриды комнатного цветка предпочитают полутень, отзывчивы на уход, даря своему владельцу массу белых, желтых, розовых, малиновых «колокольчиков» диаметром до 10–12 см.

Для восстановления сил растению требуется прохладная зимовка при 12–15 градусах.

Аглаонема

Фото и название этого домашнего цветка в горшке стало известным благодаря знаменитому фильму «Леон». Сегодня травянистый многолетник популярен благодаря пестрой кожистой листве широколанцетовидной формы и неприхотливости при содержании в комнатных условиях.

В окраске листьев разных видов и сортов присутствуют не только зеленые, белые и серебристые тона, но и яркие розовые и пурпурные краски.

Адиантум

Среди домашних растений папоротники – не редкость. Травянистые вечнозеленые культуры привлекают внимание резными вайями и выносливостью. Один из популярнейших папоротников – адиантум, чьи молодые вайи изящно свернуты и имеют розовато-кремовую окраску. В доме цветку требуется полутень и прохладное содержание в зимнее время.

Азалия

Эти комнатные растения с цветами белой, розовой, пурпурной окраски покоряются не всем цветоводам. Но при создании правильных условий и постоянном внимании некрупные кустарники, родственные , радуют щедрым цветением и долгой жизнью в домашних условиях.

Алоказия

Среди многочисленных видов комнатных цветов немало культур, принадлежащих семейству Ароидных. Выходцы из тропиков Южного полушария неизменно поражают великолепием зелени и разнообразием форм.

Встречая фото декоративных домашних цветов с названием «алоказия» легко заметить, как различаются эти растения внешне. И это неудивительно, ведь несколько десятков представителей рода, например, пахучая, медно-красная, это неприхотливые декоративно-лиственные культуры, ценимые цветоводами-любителями.

Алоэ

В отличие от алоказии, любящей влагу, все виды – суккуленты, способные переживать засуху благодаря накопленной в сочных листьях воде. В качестве домашних цветов чаще выращивают алоэ древовидный или столетник. Растение высотой до полутора метров украшено длинными, усаженными по краям колючками листьями длиной до 30 см.

Ценность растения в некапризном нраве и целебном соке, обладающем смягчающем, противовоспалительным и увлажняющим действием.

Антуриум

– еще один представитель обширного семейства Ароидных, ставший популярным комнатным цветком. Характерные черты растения – подземный стебель, заостренно-сердцевидные плотные листья, держащиеся на высоких прямостоячих черешках, и соцветия-початки, украшенные яркими покрывалами длиной до 15 сантиметров. Видоизмененный лист окрашен в яркие бело-розовые, алые, зеленовато-пурпурные тона.

Аспарагус

Родственный кулинарному деликатесу спарже, как комнатное растение отличается неприхотливым нравом, активным ростом и долгим сроком жизни в горшке. Несколько видов этой культуры благодаря игольчатой листве, ампельной или напоминающей куст форме уже давно заслужили уважение и любовь цветоводов. Декоративный эффект растения дополняет редкое, но запоминающееся цветение. Собранные в кисти белые цветки невелики, но ароматны. После их увядания образуются красные округлые ягоды.

Аспидистра

Родом из юго-восточной Азии – это декоративно-лиственное растение, главная достопримечательность которого – крупные широко-ланцетные листья длиной до 80 см. В каталогах среди фото комнатных цветов с названием «аспидистра» можно встретить экземпляры с пестрыми листьями, украшенными белыми или желтоватыми полосами. Цветки этой вида невзрачны и даже незаметны. Венчики красновато-бурой или пурпурной окраски появляются у самой земли.

Бальзамин

Домашние цветы в горшках, на фото, в народе именуют «Ванькой Мокрым» или «недотрогой». , обжившийся еще на подоконниках наших бабушек, любит влагу, свет и тепло. Крайне неприхотливое растение благодаря наличию массы сортов, готово порадовать цветовода цветением простых и махровых цветков самых разных оттенков.

Бегония

Бегония – редкое растение, у которого декоративны и листья, и цветы. В мире насчитывается более 1000 культурных сортовых и гибридных форм , активно используемых для озеленения в доме и снаружи. Домашние цветы могут различаться способом размножение, быть кустовыми или ампельными, цвести сезонно или постоянно.

Ценители декоративно-лиственных культур высоко ценят яркую, ни на что непохожую зелень этих неприхотливых, быстрорастущих цветов.

Герань комнатная (пеларгония)

Неприхотливая, обильно и долго цветущая пеларгония – идеальный комнатный цветок для начинающих. Растение легко приспосабливается к жизни в квартире, поддается формировке, при необходимости возобновляется и без проблем размножается вегетативным путем. А море сортов самых разных форм и расцветов помогут создать в доме уникальную атмосферу и украсить интерьер.

Гибискус

Многолетний , родственный садовым мальвам и , в российских условиях прижился в качестве комнатного растения. Крупная цветущая культура выращивается как кустарник или штамбовое деревце. При правильном уходе и достатке питания отличается завидным долголетием, разрастается до высоты 2–2,5 метров и регулярно радует появление эффектных красных, розовых, коралловых цветков.

Гиппеаструм

Луковичное многолетнее растение популярно благодаря простому уходу и невероятно яркому цветению. Оно сопровождается появлением мощных, до 70 см высотой, цветоносов с несколькими простыми или махровыми цветками. Окраска венчиков зависит от сорта и может быть пестрой, белой, розовой, алой или густо-багровой. Листья формируют пушную прикорневую розетку, имеют гладкую поверхность и заостренно-линейную форму. Осенью у этого вида комнатных цветов наступает период покоя, длящийся несколько месяцев и требующий сухого прохладного хранения луковиц.

Глоксиния

Бархатистые крупные колокольчики и такие же изысканные «мягкие» листья овальной формы – характерные черты домашнего цветка глоксинии. Клубневое растение с зимним периодом покоя для цветения требует продолжительного светового дня, питательного грунта и широкого горшка.

Над одной розеткой листьев может одновременно красоваться несколько десятков эффектных цветков все оттенков от белого до густо-фиолетового цвета.

Гузмания

Гузмания обращает на себя благодаря яркой листве, окаймляющей не такое заметное и пышное соцветие. Цветение, начинающееся спустя 3 года поле посадки и длящееся до 3 месяцев, означает близкую гибель материнского растение, которое должны заменить прикорневые дочерние розетки.

Диффенбахия

Декоративно-лиственное растение с крупными листьями разной расцветки относительно неприхотливо, выделяется высокой скоростью роста и многочисленными природными и сортовыми формами. Как и в природе, дома изображенный на фото в горшке цветок с названием должен получать достаточно влаги, тепла, питания и много яркого, но рассеянного света.

Драцена

Привыкшая в природе к по-настоящему «спартанским» условиям, в квартире драцена не капризна. Несколько ее разновидностей выращиваются как домашние цветы, со временем образуя «деревце» с оголенным стволом и шапкой жесткой зеленой или пестрой листвы на вершине.

Замиокулькас

Замиокулькас – клубневое растение из семейства Ароидных часто встречается в коллекциях цветоводов, увлеченных вечнозелеными декоративно-лиственными культурами. Неприхотливый комнатный цветок высотой от 50 до 150 см формирует несколько мощных плотных стеблей, покрытых глянцевыми овально-заостренными листьями. Взрослые растения при должном уходе образуют молочно-белые соцветия-початки.

Каланхоэ

Энциклопедии и каталоги комнатных и названиями растений часто содержат упоминания о . Причем растения с таким именем часто включаются и в перечень декоративных, и лекарственных культур. Речь идет о разных родственных видах, интересных и замечательных по-своему.

Общие черты всех разновидностей – непритязательность, быстрый рост, легкое размножение всеми доступными вегетативными способами и отзывчивость на уход.

Декоративные сорта поражают пышностью цветения, а живородящий вид каланхоэ поможет справиться с кожными и простудными заболеваниями.

Кливия

Кливия – вечнозеленое корневищное растение с мощной прикорневой розеткой длинных кожистых листьев. Во время цветения растение выпускает мощный цветонос с собранными на вершине в зонтик оранжево-желтыми яркими венчиками. В домашних условиях цветы держатся более 3 недель.

Маранта

Маранта – невысокий, часто стелющийся или ампельный многолетник с декоративной листвой, на одной листовой пластине сочетающей оттенки светлой и темной зелени, пурпурные и розовые, белые и коричневатые тона.

Молочай Миля

Молочай Миля в России более известен как «терновый венец». Это неприхотливое растение в природе достигает высоты 2 метров. В горшке суккулент с жестким, покрытым длинными шипами стеблем и пучком листьев на верхушке значительно меньше. Необычный облик растения завершают небольшие соцветия, окаймленные яркими прицветниками, в алых, розовых, желтых и белых тонах.

Сансевиерия

Сансевиерия или «тещин язык» уже много лет является завсегдатаем подоконников. Непритязательный домашний цветок популярен благодаря жесткой листве, с пестрым узором или светлой каймой.

– один из самых распространенных комнатных цветов, однако цилиндрическая разновидность с заостренными прямостоячими листьями оригинальной формы только обретает приверженцев.

Толстянка

Своим названием декоративные домашние цветы на фото обязаны мясистым, напоминающим монеты листьям. Толстянка или «денежное дерево» превосходное домашнее растение, уход за которым под силу даже новичку. По выносливости и легкому размножению цветок сравнит только с каланхоэ. Даже упавший лист скоро пускает корни и дает начало новому растению.

Традесканция

Традесканция – отличный ампельный цветок для домашнего выращивания. Растение отличается быстрым ростом, высокой декоративностью, непритязательностью и легкой агротехникой. Наличие сортов с пестрой листвой разных оттенков позволяет с помощью одной культуры создавать уникальные композиции. влаголюбива, поддается формированию кроны и легко укореняется, в воде или на грунте.

Фаленопсис

Фаленопсис или «похожий на бабочку» цветок. Это самая популярная орхидея в природе является эпифитом. В домашних условиях цветок довольствуется специальным горшком и субстратом, непохожим на обычный грунт. Сравнительно несложный уход за фаленопсисом позволяет начинающему любителю орхидей освоить все особенности этих декоративных растений.

Фиалка узамбарская (сенполия)

Узамбарская фиалка с первого взгляда покоряет видом ворсистой, собранной в пышные розетки листвы, над которой яркой шапкой царят простые, полу- или махровые цветки самых причудливых форм и расцветок. Современные сорта сенполий исчисляются тысячами и представляют растения гиганты и карлики, однотонные и пестрые цветы, зеленые листья и зелень с белым или розовым кантом.

Фикус

Каталог комнатных цветов с фотографиями и названиями различных видов и сортов фикусов можно издавать отдельной книгой. Сегодня насчитывается почти тысяча разновидностей этого растения, в культуре выращивается несколько десятков, имеющих форму куста, дерева, почвопокровных и даже ампельных экземпляров. Наибольшее распространение получил и каучуконосный.

Хлорофитум

– лидер среди растений по способности очищения воздуха. Но это не единственная причина популярности комнатного цветка. Некапризный и легко размножаемый в доме травянистый многолетник образует пышные розетки из заостренно-ланцетных листьев зеленой или пестрой окраски. Особенность культуры – образующиеся на длинных свисающих побегах цветы и дочерние розетки растения.

Хойя

Среди домашних лиан хойя занимает одно из первых мест по красоту и популярности. Вечнозеленый многолетник с длинными стеблями, покрытыми плотными «восковыми» листьями и зонтичными соцветиями ароматных звездчатых цветов, никого не оставляет равнодушным. При этом разрастающийся на подходящей поверхности плющ не нуждается в особом уходе и превосходен для содержания в домашних условиях.

Видео: 70 комнатных растений в моем интерьере

Антаблемент (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера.
Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В каждом из них пропорции компонентов (архитрава, фриза, карниза) определяются пропорциями колонны ордера. В древнеримской и ренессансной архитектуре он обычно составляет примерно одну четвертую часть высоты колонны. Варианты антаблемента, отклоняющиеся от этих моделей, обычно производны от них. Стоит заметить, что отношение антаблемента к высоте колонны зависит прежде всего от масштаба сооружения: так, при высоте колонны в 12-15 футов антаблемент составляет 0.19h, 15-20 футов - 0.26h, 20-25 футов - 0.27h, 25-30 футов - почти 0.28h. Данные соотношения зафиксированы в каноне Витрувия.

Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор. По форме различают арки: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арочек) и др.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus) - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

База (архитектура) - основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Балюстрада (фр. balustrade) - ограждение лестницы (обычно невысокое), балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балясины в архитектуре - невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Замковый камень (иногда просто замок) - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Капитель (архитектура) - верхняя часть вертикальной опоры (например, колонны), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Карниз (от др.-греч. koronis) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий, мебели. Разделяет горизонтальную нависающую (или уходящую уступом) плоскость от вертикальной плоскости (стены), или вертикальную плоскость по характерным линиям (например, перекрытия в строении), которые необходимо выделить. В разных архитектурных стилях называется по-разному. В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом.

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение – энтазис – и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами.

Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) – один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей,ферм).

Консоль - в архитектуре выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т. п. Обычно консоль декорируется снизу на своих концах двумя волютами, из которых та, которая прилегает к стене, больше и закручивается кверху, а другая - меньшая - завивается в противоположную сторону.

Консолями называются также орнаментированные подставки, прикрепляемая к стене и служащая для помещения на ней статуи, вазы и пр. В комнатном убранстве название консоль даётся роду узкого стола, подпираемого снизу, смотря по стилю мебели, прямыми или изогнутыми ножками, колонками и фигурными подставками и помещаемому перед стенным зеркалом, окном и пр. Мебельные консоли были в моде во Франции во времена Людовика XIV и Людовика XV. Некоторые консоли этой эпохи в высшей степени изящны и могут считаться замечательными образцами столярного мастерства.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Модульон, Модильон - (франц. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модульон играет только декоративную роль. С нижней стороны украшен лепным листом аканта.

Наличник - декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой, получил название резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Ниша (фр. niche, итал. nicchia) – архитектурный элемент, углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и т. п. Полукруглые ниши называются экседрами (греч. exedra). Ниши нашли широкое применение в культовых сооружениях различных религий.

Панно - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, parare - защищать и petto - грудь):
Невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и прочими. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй;

Пилон (от греч. πυλών, буквально - ворота, вход): Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане - вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 - около 1700 до н. э.). Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах. Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.

Портик (от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.

Рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины):
мотив орнамента в виде стилизованной раковины; термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. Пропорции, тектоническое и декоративное членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз (франц. frise): в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;
сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.


Некоторые из этих архитектурных терминов в настоящее время широко не используются или считаются устаревшими, но в любом случае они неразрывно связаны с историческим развитием и архитектурным наследием.

Антаблемент - горизонтальная конструкция, лежащая на колоннах, включает в себя три части: карниз, фриз, архитрав.
Анфилада - ряд комнат или иных помещений, соединённых друг с другом дверями, расположенными на одной оси.
Арка - криволинейное перекрытие проёма.
Аркатурный пояс - ряд небольших декоративных арочек, размещённых на поверхности стены.
Аркбутан
- открытая полуарка, служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс.
Архивольт - наличник, идущий по дуге арки.
Архитрав - несущая каменная балка, нижняя часть антаблемента.
Аттик - глухая стенка над карнизом здания, иногда достигает размеров этажа - аттиковый этаж.

Балясина - столбики вычурного очертания, служащие для ограждения балкона, лестницы. Иногда используются как декоративный элемент. Совокупность балясин, несущих перила, называется балюстрадой.
Базилика - здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на отдельные части (нефы).
Баптистерий
- помещение для крещения. Зачастую отдельно стоящее круглое или восьмигранное в плане сооружение с куполом.
Барабан - цилиндр или многогранник, служащий опорой купола.
Барбакан
- стенные укрепления, защищающие ворота. Возводится как внешняя пристройка или как узкий проход между стенами.
Бегунец - лентообразный орнамент в кирпичной кладке , состоящий из треугольных углублений.
Бочка - форма крыши в виде полуцилиндра с повышенным и заострённым охлупнем . Пересечение двух таких крыш образует "крещатую" бочку.

Вазон - изящная декоративная ваза, используемая для украшения зданий, балюстрад, колонн и т.д.
Венец - каждый горизонтальный ряд брёвен сруба по периметру строения.
Верхний свет (окна) - второй (верхний) ряд окон в помещении, имеющем большую высоту (освещение в два света).
Витраж - стеклянная поверхность окна или двери, выложенная из цветных стекол.
Волоковое окно - окно, вырубленное в двух венцах сруба (полбревна вниз и вверх).
Волюта - декоративная деталь в форме завитков.

Галерея
- полуоткрытое, светлое протяжённое помещение, ограниченное с одной или с двух длинных сторон отдельно стоящими опорами - колоннами.
Герс
- тяжёлая решётка, закрывающая ворота замка.
Глава - завершение барабана в форме луковицы, шлема, конуса и т.д.
Городня - прямоугольный сруб, засыпанный землёй и камнями. Звено крепостной цепи.
Городская агломерация - группа городов, посёлков и других населённых пунктов, имеющих тесные трудовые, культурно-бытовые связи.

Декор - лепные украшения, мозаика, майолика, барельефы, фрески, размещённые на стенах здания.
Донжон
- оборонительная башня, находящаяся в центре замка.

Жучковый орнамент - украшение из кирпича , выложенного буквой "Ж".

Закомара - полукруглое завершение стен, повторяющее форму внутреннего свода (комары).
Замковый камень - камень, расположенный в самой высокой точке арки.

Изразец - плитка из глины с рисунком, покрытым глазурью. С обратной стороны имеет выступ для крепления в стене.
Иконостас - деревянная стена внутри церкви, отделяющая храмовую часть от алтаря.
Инкрустация
- украшения предмета, сделанного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом, выполненными из другого материала.
Интерьер - внутренний вид здания.

Кампанила
- колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Отдельно стоящая башня.
Каннелюры - вертикальные желобки на колонне или пилястре .
Капелла
- католическая часовня.
Капитель - верхняя часть колонны, столба.
Клуатр
- монастырский двор, окружённый галереей.
Кокошник - декоративная закомара, по форме напоминающая кокошник. Служит для украшения сводов, барабанов, шатров.
Колонна
- архитектурно обработанный, круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола и дополняющих его сверху и снизу капители и базы.
Колоннада
- ряд колонн, расположенных по прямой или по кривой линии и поддерживающих антаблемент.
Контрфорс - вертикальный выступ стены.
Концентрический замок
- тип замка с двумя рядами оборонительных стен. Обороняющиеся стреляли по врагу с более высоких внутренних стен поверх более низких внешних.
Крипта
- крытый подземный ход, часовня под храмом, использовавшаяся как место для почётных погребений.
Кронштейн - консольная подпора для балкона, карниза.
Курицы - брусья, имеющие загнутый конец (вытесанное корневище), в котором уложены водотечники.

Лемех - деревянная черепица, напоминающая по форме лемех плуга.
Лопатки - плоские вертикальные выступы в стене.

Майолика - изделия из фаянса, покрытые глазурью.
Машикули
- каменные внешние галереи наверху башни или стены, позволявшие обороняющимся через специальные отверстия в них бросать камни или заливать огонь.
Мезонин - жилая надстройка над центром дома.
Метопа - часть фриза дорического ордера , каменная плита, расположенная между двумя триглифами . На метопе часто вырубают рельеф.
Мечеть
- мусульманское культовое сооружение.
Минарет
- башня у мечети, служащая для призыва на молитву.
Михраб
- алтарная ниша в мечети.
Мозаика
- изображение или орнамент, составленное из мельчайших кусочков мрамора или смальты (стекла).

Неф - часть сооружения в виде галереи, отделённая от других рядом колонн.

Облам - боевая площадка крепостной деревянной башни. Расположена на выпущенных брёвнах (консолях), на концах которых укреплялась вертикальная стенка.
Ордер - архитектурно-конструктивная система. Состоит из вертикальных опор (колонн) и горизонтального элемента (антаблемент). Существуют ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный.
Острог - укреплённое место, небольшая крепость с частоколом.
Охлупень - коньковое бревно двускатной крыши.

Палаты - одно-, двухэтажный дом с большим числом помещений.
Паперть - площадка (крыльцо) перед входом в церковь.
Парапет - сплошная или решётчатая стенка, служащая ограждением крыш, террас, лестниц.
перемычка - горизонтальная балка, перекрывающая дверной, оконный проём или проезд.
Парус
- конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.
Пилон - столб-опора для купола, арки или какой-либо другой части здания.
Пилястра - прямоугольный в плане вертикальный выступ стены. Внешне имеет форму колонны.
Пинакль
- декоративные башенки на контрфорсах в готических церквях.
Плафон - потолок, украшенный живописью или лепкой.
Повал - карниз, образованный выпуском брёвен.
Подклет - первый этаж здания.
Поребрик - орнаментальная кладка , при которой кирпич ставится на ребро.
Портал - архитектурно обработанный вход в здание.
Портик - открытая колоннада у входа в здание.
Придел - дополнительная церковь, пристроенная к основному храму или сделанная внутри него.
Притвор - небольшое помещение перед входом в церковь.
Пропилен
- монументальные сооружения, оформляющие вход в город, архитектурный ансамбль.

Раскреповка - выступ или излом линии фасада, сделанный за счёт кладки или штукатурки стены.
Распалубка - выемка в своде над дверным или оконным проёмом.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Роза
- круглый оконный проём на фасадах средневековых храмов.
Ротонда - круглое здание или беседка, перекрытая куполом. Вместо стен могут быть колонны.
Рустовка - обработка наружного поля стены выпуклыми квадратами, по периметру которых проходит углублённая профильная канавка.

Сандрик - карниз над дверью или окном, опирающийся на кронштейны.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую поверхность. Своды бывают цилиндрическими, коробовыми, стрельчатыми, пологими и т.д.
Селитебная территория - часть городской территории, где возводятся жилые дома, общественные здания, бульвары, парки.
Сераль
- дворец турецкого султана. Иногда так называли и его внутреннюю, женскую часть.
Скрипторий
- помещение, где монахи переписывали и переводили книги.
Стилобат - сплошное каменное подножие здания.
Сухарики (зубцы) - элементы поддерживающей части карниза в виде отдельных, близко поставленных друг к другу небольших параллелепипедов.

Терраса - примыкающая к зданию архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка.
Тимпан - внутреннее поле фронтона .
Трансепт
- поперечная часть базиликального средневекового храма.
Трапезная - невысокое помещение, пристраиваемое к церкви с западной стороны.
Триглиф - часть фриза дорического ордера , вертикальная каменная плита с треугольными продольными врезами. Триглиф чередуется с метопой .
Трифорий
- арочный проём из трёх и более частей. Узкая освещённая галерея, расположенная под скатами крыши боковых нефов готических храмов, усиливающая их конструкцию и имеющая декоративное значение.
Тябла - горизонтальные брусья иконостаса, на которые ставились иконы.
Тяга - промежуточный карниз, отделяющий этаж от этажа.

Фасад - внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.
Фреска
- живопись по штукатурке водяными красками на стене или на перекрытии.
Фриз - средняя часть антаблемента. Вообще ленточный орнамент.
Фронтон - завершение портика, окна, фасада в виде треугольника, имеющего по периметру карниз.

Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника.

Часовня - небольшое культовое здание.

Шатер - крыша в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
Шелыга - верхняя точка свода или арки.
Шея - барабан церковной главы.

Многие украшают свои дома лепным декором. Это красиво и солидно. В помещениях декор отливают, как правило, из гипса. Для фасадов гипс не годится – слишком боится воды. На улице предпочтительнее бетон на цементной основе. В последние годы некоторые элементы лепного декора стали делать из пенополиуретана и имитировать его под бетон. Если элемент расположен на высоте и не несет никакой нагрузки, разницу можно не заметить. Но внизу на крыльце, где к нему близко подходят люди, касаются, а дети норовят усесться верхом (балюстрада, например) – придется делать все по-честному.

Для того, чтобы заказать или изготовить лепной декор, нужно, как минимум, знать, что он в себя включает. В статье я приведу названия основных элементов лепного декора. Итак, начнем.

Акантовые листья – украшения в виде дубовых, кленовых или других листьев, которыми украшаются капители (верхняя часть) колонн. Они также могут быть частью орнаментов или других более сложных композиций.

Аркада — конструкция из ряда арочных проемов, внутри которых располагаются окна, двери, барельефы, стены или проемы.

Балясины – столбики, входящие в состав перил. Бывают круглой, квадратной или многоугольной формы. Часто украшаются орнаментом.

Балюстрада – ограждение из ряда балясин с поручнем. Устраивается на крыльце или на лестнице. Очень романтично смотрится на балконе. Если на нем еще и прекрасная дама, руки сами тянутся к гитаре.

Барельеф – выпуклое изображение на поверхности. Элементы изображения в барельефе выступают не более чем на 50% своего реального объема.

Ваза – декоративный сосуд, стоящий, обычно, на ножке. Но необязательно. Может использоваться и по своему изначальному назначению (для выращивания цветов, например).

Горельеф – выпуклое изображение, элементы которого выступают над поверхностью на 50% и более от своего реального объема.

Ионики – элементы яйцеобразной формы, помещенные в нишу, находящуюся в стене. Часто украшаются орнаментом или стилизуются под предмет похожей формы. Например, по еловую шишку.

Карниз – вытянутый элемент, расположенный вдоль стены параллельно горизонту. Очень любим голливудскими режиссерами. По карнизам обычно убегают застигнутые врасплох любовники, с них прыгают вниз самоубийцы, подкрадываются шпионы и воры. На самом деле карнизы не рассчитаны на то, чтобы нести какую-то существенную нагрузку. В безопасности на нем могут себя чувствовать только голуби. Или кошка, в крайнем случае.

Картуш – архитектурная деталь в виде бумажного свитка. На нем обычно изображают герб, какую-то дату или рисунок.

Кронштейны – помещаются обычно под балконами или карнизами. Их боковой профиль как бы вписан в прямоугольный треугольник, который одним катетом прижат к стене, а вторым поддерживает вышестоящий элемент. В большинстве случаев ничего он не поддерживает, а имеет чисто декоративную функцию.

Маски – изображения человеческих лиц, голов животных, птиц или каких-нибудь других существ. Украшают фасады, замыкают арочные композиции и т.п.

Модульоны — похожи на кронштейны и располагаются примерно там же – под карнизами и балконами. Имеют более произвольную форму, чем кронштейны и не пытаются нас убедить, что чего-то поддерживают.

Наличники – тянутые элементы лепного декора, украшающие оконные проемы по периметру.

Орнамент – лепное, скульптурное, графическое или художественное изображение, имеющее какую-то периодичность, закономерность. Орнамент бывает растительный, геометрический, животный, технический и др.

Перила – ограждения, состоящие из поручня, балясин и нижней балки. Устраиваются на балконах, лоджиях, лестницах и т.п.

Розетки – лепные элементы, служащие, как правило, для украшения потолка. Бывают круглыми, квадратными или многогранными. Имеют выраженный центр. В этом центре часто подвешивается люстра.

Русты – это облицовочные камни произвольной формы, которыми декорируются стены. Разделены швами. Рустированные стены – стены, оформленные с помощью рустов.

Тяга – рельефный элемент, полученный в результате вытягивания полосы раствора шаблоном в прямолинейном или круговом направлении.

Филенки – лепные рамки, окантовывающие какие-то части стен или потолков.

Заказывайте товары для дачи оптом на mir-podarkov.ru. Очень низкие цены. Самый широкий ассортимент подарков и предметов интерьера от известных фабрик Европы и Азии.