Проводка

Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Расследование гибели MH17: Россию официально обвинили виновной — последние новости

Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Расследование гибели MH17: Россию официально обвинили виновной — последние новости

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По данным голландских следователей, ракета "Бук" взорвалась слева от кабины пилотов "Боинга"

Со дня крушения малайзийского "Боинга" в небе над Украиной прошло больше двух лет. За это время российские СМИ неоднократно ставили под сомнение результаты официального расследования причин трагедии, унесшей жизни 298 человек. Служба мониторинга Би-би-си проследила за тем, как менялись версии катастрофы в интерпретации прокремлевских медиа.

Испанский диспетчер

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о "новой победе донецких ополченцев", которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз - около города Торез.

"Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать", - отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий. Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал "Россия 24".

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский "Боинг", летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

"Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно", - сообщил корреспондент программы "Время" на Первом канале.

"Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС", - отметил журналист телеканала "Россия".

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические. Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит "испанского диспетчера" в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал "Россия-24", а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт "диспетчера" был признан фейком и заблокирован.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В российских СМИ даже появлялась версия о том, что целью был не малайзийский "Боинг", а самолет российского президента

Самолет Путина

Еще одной версией, получившей большое распространение в российских СМИ вечером того же дня, стала теория о том, что вероятной целью сбивших "Боинг", вероятно, был борт номер один президента России, возвращавшийся из латиноамериканского турне.

"Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична", - цитировало источник в Росавиации агентство Интерфакс.

На следующий день, когда заголовки мировой прессы пестрели обвинениями в адрес Кремля, российские государственные телеканалы продолжили обвинять в произошедшем Украину.

"Формально малайзийский лайнер был сбит в мирном небе. Несмотря на то, что украинские власти еще 8 июля объявили пространство над юго-востоком бесполетным, транзитные эшелоны продолжали работать" - заметил корреспондент "Вестей".

Одновременно в интернете появились новая конспирологическая теория: газета "Московский Комсомолец" сообщила со ссылкой на "очевидцев" и одного из тогдашних лидеров сепаратистов Игоря Стрелкова, что, возможно, некоторые пассажиры Боинга были мертвы еще до падения.

Тем не менее, спустя несколько дней эта версия, равно как и слухи о попытке сбить "борт номер один" ушли на второй план, уступив место официальным заявлениям минобороны России.

Исчезающий "Бук"

20 июля госсекретарь США Джон Керри, выступая в эфире CNN, обвинил Россию в поставках крупных партий вооружений сепаратистам на востоке Украины.

21 июля российские государственные телеканалы заявили, что, согласно данным российских военных, группировка украинских зенитных комплексов "Бук" накануне трагедии появилась в Донецкой области и вскоре после нее исчезла.

"Кроме того, в момент крушения на одном эшелоне с лайнером находился еще один объект - украинский Су-25", - отметил ведущий "Вестей", ссылаясь на данные минобороны.

В конце мая 2015 года международная независимая группа Bellingcat заявила , что снимки украинского комплекса "Бук", якобы зафиксировавшие его перемещение 14 и 17 июля 2014 года, - подделка.

25 июля 2014 года версия об украинском "Буке" вновь прозвучала с экранов телевизоров. На этот раз телеканал НТВ, ссылаясь на мнение эксперта, заявил , что Boeing-777 мог быть сбит во время учений сил украинской ПВО.

9 сентября голландская служба безопасности опубликовала предварительный отчет о причинах крушения рейса MH17. Его главный вывод - "Боинг" развалился на части в воздухе в результате воздействия извне.

В тот же день корреспондент телеканала "Россия" раскритиковал мнение экспертов, вновь напомнив о том, что в распоряжении украинских военных якобы есть "Буки". "На этой фотографии виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла", - отметил он.

"Специалисты уверены - эксперты упустили время, когда могло быть проведено полноценное и объективное расследование. Украинская сторона словно намеренно сделала все возможное, чтобы реальную причину катастрофы выяснить было уже нельзя", - заключил корреспондент.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Российские власти последовательно отрицают, что малайзийский "Боинг" мог быть сбит российским "Буком"

Сенсационный снимок

Тем не менее, в ноябре того же года версию об украинском "Буке" неожиданно сменила новая - о ракете "воздух-воздух".

Ведущий программы "Однако" Михаил Леонтьев заявил, что "в распоряжении Первого канала оказался сенсационный снимок, предположительно сделанный иностранным спутником-шпионом в последние секунды полёта малазийского "Боинга" над Украиной". На фотографии, отметил ведущий, "отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла" истребителя МиГ-29 "точно в кабину пилотов".

"Короче, не было, скорее всего, никакого "Бука", - заключил он.

Выпуск программы "Однако" вышел в эфир Первого канала 14 ноября - за несколько дней до саммита "большой двадцатки" в Австралии. По признанию самого Леонтьева, "в преддверии важнейшей встречи мировых лидеров… тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна", а сенсационный кадр "говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала".

Вечером того же дня похожий сюжет с "фотодоказательствами" уничтожения самолета истребителем появился в эфире телеканала "Россия". В тот же день популярный российский фотоблогер Илья Варламов обнаружил признаки подделки кадров со спутника.

Секретный свидетель

После громкого разоблачения фейкового снимка версия об истребителе вновь начала активно обсуждаться в российских СМИ в конце 2014 года.

На этот раз поводом послужила публикация в газете "Комсомольская правда" от 22 декабря. Как сообщило издание, журналисты "отыскали свидетеля, который утверждает, что малайзийский "Боинг" был сбит украинским штурмовиком Су-25.

"В деле малайзийского "Боинга" появился секретный свидетель, чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России", - заключили авторы статьи. Вскоре этот сюжет подхватили сетевые издания, крупные телеканалы и даже Следственный комитет России. Однако история на этом не закончилась.

В начале июня 2015 года "секретный свидетель" вновь появился в заголовках государственных СМИ. "Расследование дела о крушении "Боинга" в Донецкой области заметно продвигается. И сегодня в Следственном комитете России назвали имя основного свидетеля", сообщил Первый канал 3 июня. По данным журналистов, им оказался бывший украинский военнослужащий Евгений Агапов.

Параллельно российские медиа сообщили о результатах расследования, проведенного разработчиком зенитных систем "Бук", концерном "Алмаз-Антей". По мнению экспертов предприятия, малайзийский "Боинг" был сбит над Донбассом ракетой 9М38М1, выпущенной из комплекса "Бук-М1". При этом представители концерна на пресс-конференции не исключили , что ракета могла быть выпущена украинской ПВО.

В ответ основатель Bellingcat Элиот Хиггинс заявил , что Алмаз-Антей" использовал в своем докладе о катастрофе рейса MH17 некорректные и отредактированные снимки.

Спецоперация

Согласно этой версии, 17 июля 2014 года на борту "Боинга" взорвалась бомба. "Я практически уверен, что самолет был уничтожен изнутри, и это была спецоперация", - заявил тогда в эфире телеканала эксперт федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Сергей Соколов.

Устаревший "Бук"

13 октября Совет Безопасности Нидерландов опубликовал финальный отчет по итогам расследования причин катастрофы, где говорилось, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной из произведенного в России "Бука".

Следователи и детективы установили личности 100 человек, которые, возможно, причастны к катастрофе

Государственная прокуратура Нидерландов после , упавшего на Украине, опубликовала резюме результатов расследования, которое ведет международная группа прокуроров и детективов. Мы публикуем полный текст документа и видео реконструкций, связанных с крушением рейса MH17.

«Международная следственная группа: рейс МН-17 был сбит ракетой ЗРК «Бук», выпущенной из района пгт Первомайский.

Члены Международной следственной группы, расследующей причины катастрофы рейса МН-17, произошедшей 17 июля 2014 года, убеждены, что располагают неопровержимыми доказательствами того, что лайнер был сбит зенитной ракетой серии 9М38 зенитно-ракетного комплекса «Бук». Кроме того, в распоряжении следствия имеются доказательства, позволяющие утверждать, что местом запуска ракеты было поле в районе пгт Первомайский, который на то время находился под контролем пророссийских боевиков.

Об этом было объявлено сегодня в ходе презентации для родственников погибших в катастрофе. Государства, входящие в Международную следственную группу (Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), ведут совместное уголовное расследование причин катастрофы авиалайнера.

Сегодня следствием были представлены промежуточные выводы, в том числе относительно системы вооружения, из которой был сбит самолет, и места запуска ракеты. Следствие в отношении виновных в катастрофе продолжается.

Версии

Проведенные экспертные исследования, показания свидетелей, данные, снятые с сетей мобильной связи, спутниковые снимки, радиолокационные данные, экспертные заключения и прочие доказательства, которыми располагает следствие, указывают на то, что самолет был сбит зенитным комплексом с земли.

При этом отмечается, что Международной следственной группой были проработаны и другие версии причин катастрофы. В частности, следствием были исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Напротив, результаты экспертных исследований подтверждают версию о том, что самолет подвергся разрушающему воздействию извне. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом была проработана, однако на основании радиолокационных данных, показаний свидетелей и данных экспертных исследований она была признана несостоятельной.

Международная следственная группа располагает достаточным количеством радиолокационных данных (полученных как от Украины, так и от России), которые в совокупности дают полную картину воздушного пространства над восточной частью Украины. На основании этих данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН-17, поблизости не находилось.

На прошлой неделе Российская Федерация заявила об обнаружении «новых» данные первичной радиолокации, на основании которых она также делает вывод о том, что вблизи авиалайнера других летательных аппаратов, которые могли бы его сбить, не было.

Средства поражения

Расследование показало, что самолет, совершавший рейс МН17, был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе «Бук». Следствие сопоставило фрагменты предполагаемого средства поражения, обнаруженные на месте катастрофы, с материалом сравнения.

Для этого была произведена разборка различных типов ракет серии 9М38 ЗРК «Бук» и проведен сравнительный анализ данного опорного материала с металлическими фрагментами, найденными на месте катастрофы.

Видео презентация: Средства поражения:

Судебная экспертиза

В задачи группы экспертов входило установление связи между обнаруженными фрагментами и обстоятельствами сбития рейса МН17. Необходимо было доказать, что данные фрагменты не находились на рассматриваемой территории до момента катастрофы и не были помещены туда третьими лицами впоследствии. Место катастрофы не было огорожено в целях проведения осмотра судебно-медицинскими экспертами. Очевидно, что доступ к месту падения самолета был свободный.

Два примера, подтверждающие наличие связи:

При вскрытии тел членов летного экипажа было обнаружено несколько осколков боевой части ракеты серии 9М38 ЗРК «Бук». На поверхности одного из фрагментов были выявлены следы стекла характерного типа, используемого в конструкциях кабины пилотов самолета Боинг 777. Было установлено, что данный фрагмент проник внутрь воздушного судна снаружи через окно кабины.

В одном из оконных проемов был обнаружен металлический фрагмент, идентифицированный как фрагмент ракеты серии 9М38 ЗРК «Бук». Данный фрагмент был извлечен из проема в деформированном виде, что свидетельствует о том, что он попал в окно в результате взрыва большой мощности.

Видео презентация: Судебная экспертиза:

Транспортировка ЗРК

Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, которым следовала СОУ ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также маршрут ее движения в обратном направлении. Это стало возможным благодаря обработке информации, полученной из записей перехваченных телефонных разговоров, показаний свидетелей, фотографий и видеоматериалов, размещенных в социальных сетях, а также видеоматериалу, который еще не придавался огласке и был получен от свидетеля. ЗРК перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже перевезён на белом тягаче марки «Volvo» и трале. Данное транспортное средство сопровождало несколько машин и люди в военной форме.

Территория запуска ракеты

Конечным пунктом назначения ЗРК «Бук» стали фермерские угодья неподалеку от пгт. Первомайский. Данный факт подтверждается информацией, предоставленной большим количеством свидетелей, которые видели и которым удалось зафиксировать конденсационный след ракеты, запущенной с помощью ЗРК «Бук», а также ее движение в воздухе. Другая группа свидетелей могла установить связь между конденсационным следом и СОУ ЗРК «Бук», которую они видели ранее 17 июля 2014 г.

Следственная группа провела работу со свидетелями, которые видели столб дыма, СОУ ЗРК «Бук» на месте запуска ракеты в районе пгт. Первомайский, а также саму ракету, после момента ее запуска.

Журналисты взяли интервью у свидетелей, которые наблюдали запуск ракеты с небольшого расстояния от места запуска. Эти свидетели утверждают, что они слышали очень интенсивный и высокий свистящий звук.

После того, как запуск ракеты был произведен с помощью ЗРК «Бук», СОУ ЗРК «Бук» покинула место запуска ракеты своим ходом. Спустя некоторое время ее снова погрузили на тягач марки «Volvo» и отвезли к российской границе. Ночью колонна пересекла границу в направлении Российской Федерации.

Виновные лица

После того, как мы определили, что произошло, следствие сейчас сосредотачивает основное внимание на установлении виновных лиц. Чтобы дать ответ на этот вопрос понадобится много времени. На данный момент Международная Следственная Группа установила личность около 100 людей, которые могут быть причастны к сбитию MH17 или транспортировке самоходной огневой установки БУК. Международная Следственная Группа получала сведения об этих людях из разных источников, таких как записи перехваченных телефонных разговоров и показания свидетелей.

Кроме этого ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами.

Международная следственная группа хочет подчеркнуть, что она продолжает разыскивать дополнительную информацию и доказательства, в том числе и информацию про свидетелей, которые имели непосредственное отношение к совершенному преступлению. Украинское законодательство предполагает меньший срок заключения, а при определенных обстоятельствах освобождение от криминальной ответственности для тех, кто будет сотрудничать со следствием.

Кроме того, вебсайт www.jitmh17.com включает в себя определенное количество перехваченных телефонных разговоров. Международная следственная группа запрашивает информацию про определенных людей, которые брали участие в этих разговорах. Людей, которые могут опознать эти голоса, просят сообщить об этом Международной следственной группе.

Международная следственная группа будет активно включена в расследование в ближайшее время, и из этих соображений соглашение с Международной следственной группой было продлено вчера до 1 января 2018 года”.

Видеореконструкция работы «Бука:

На востоке Украины, обвинила в причастности к катастрофе российские вооруженные силы. Ничего нового эксперты JIT не сообщили. При этом следователи опять обошли молчанием наиболее спорные утверждения о "российском следе".

Знаем, но не скажем

"Следственная группа исследовала все доступные изображения и установила, что ЗРК "Бук" имеет ряд уникальных особенностей <…> Установлено, что ЗРК, который сбил Boeing, происходил из 53-й зенитной бригады из Курска, Российская Федерация ", - заявил глава департамента расследований Национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен.

Члены группы после сравнения десятков изображений пришли к выводу, что "уникальные признаки" указывают на "Бук", cостоящий на вооружении российской бригады. Детали - какие именно фотографии сравнивались и какие уникальные признаки выявлены следователями - не сообщаются.

Следствие подозревает около ста человек в подготовке пуска ракеты, но их имена не огласило.

Ракета из прошлого

Приводится также следующее "доказательство": номер ракеты, части которой найдены вместе с обломками самолета, свидетельствует, что она была "произведена в Москве в 1986-м".

При этом руководитель группы, главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке отметил, что не может ответить на вопрос, кто ответственен за злодеяние. Но, как он подчеркнул, расследование "неуклонно продолжается".

За последние годы, по словам главы надзорного ведомства, "было получено много улик и подтверждений, но мы все еще не готовы" к предъявлению обвинения.

Непонятные голоса

Ранее следственная группа выпустила документальный фильм об этих событиях, доказывающий, что "Бук" был переправлен в Донбасс из России ополченцами.

Кроме того, JIT ссылалась на записи неких телефонных переговоров. На пленке кто-то говорит, что нужен "Бук" для противодействия авиации противника. Ни тогда, ни позднее группа не пояснила, чей это голос, чем подтверждается подлинность пленки и как она доказывает факт транспортировки "Бука" через российско-украинскую границу.

Выводы JIT совпадают с версией так называемой независимой исследовательской группы Bellingcat. В июне 2017-го представители Bellingcat заявили, что по фотографиям в открытых источниках идентифицировали "Бук", который сбил самолет компании Malaysian Airlines.

Сняты с вооружения

В Нидерландах в качестве еще одного доказательства "российского следа" демонстрировали поражающие элементы ракеты в виде двутавра (бабочки). Их отыскали на месте трагедии спустя какое-то время. Ими действительно снаряжаются боевые части ракет, стоящих на вооружении российской армии. Однако следов двутавров на фюзеляже сбитого "Боинга" не было обнаружено, как отмечала российская сторона.

В российском концерне "Алмаз-Антей " предположили, что зенитно-ракетный комплекс стрелял украинской ракетой 9М38. У нее боевая часть снаряжена поражающими элементами в форме кубиков. Ракеты этой модификации выпускались до 1986 года, а в 2011-м были сняты с вооружения в российской ПВО.

Переврали или проигнорировали

Позднее в "Алмаз-Антее" отметили, что в JIT просто проигнорировали или переврали часть информации, предоставленной Россией. Хотя специально для этого расследования была рассекречена техническая документация на ракеты 9М38 и 9М38М1, которые используются различными модификациями "Бука".

В октябре 2015-го в "Алмаз-Антее" представили результаты эксперимента - тестового подрыва боевой части ракеты у фюзеляжа списанного самолета. Результаты не подтвердили выводы экспертов JIT о том, что запуск был произведен из окрестностей города Снежное, а также то, что использовалась ракета 9М38М1, состоящая на вооружении российских вооруженных сил.

Глава МИД Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока преждевременно говорить о выводах по расследованию катастрофы малайзийского Boeing MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР. Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается. Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

  • Место падения малайзийского Boeing MH17
  • Reuters

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, — подчеркнула австралийский министр иностранных дел. — Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Также по теме


«У нас другая точка зрения»: почему Австралия не разделяет антироссийских и антикитайских взглядов Вашингтона

Канберра не рассматривает Россию и Китай в качестве военной угрозы. Об этом в понедельник заявила министр иностранных дел Австралии...

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», — отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом в 2015 году с поста премьер-министра Тони Эббота, выступавшего с антироссийскими заявлениями.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», — заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», — отметил министр.

  • Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс
  • Reuters

«Действительно нет никаких доказательств, — отмечает Александров. — И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году. — RT ), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года — с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы, куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты , в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Также по теме


«Попытка политизировать расследование»: как в России отреагировали на подписание меморандума о крушении MH17

Пять стран - участниц расследования крушения рейса MH17 в небе над Донбассом заключили меморандум о политической поддержке уголовного...

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ — в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные, нормальные люди, которые действительно уважают международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», — отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из перечисленного сделано не было.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, — подчёркивает эксперт. — Всё это типично для современной ситуации в мире: если что — виновата Россия. Неважно, что доказательств нет».

  • Реконструкция МН17 в Гилзе Рейен, Нидерланды, 13 октября 2015 года
  • Reuters

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее сговор с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты, сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна , при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», — отметила в ноябре 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», — отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачёв. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины. Ранее журналисты, в том числе и австралийские, неоднократно выступали с похожими «сенсационными» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствие негативной реакции на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия, в отличие от Украины, не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, — утверждает эксперт ИКАО. — А раз так, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018-го. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту. По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, . Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, — считает Бордунов. — Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, — считает Михаил Александров. — Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит, надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, это поставит под вопрос её отношения с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду — тоже, вот они и затягивают», — подытожил Александров.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Тьиббе Йустра презентует доклад об итогах расследования на фоне воссозданного из обломков "боинга"

Совет безопасности Нидерландов представил результаты собственного расследования крушения "боинга" "Малазийских авиалиний", сбитого 17 июля прошлого года на востоке Украины.

Результаты расследования родственникам погибших и журналистам представил глава совета Тьиббе Йустра. Им также показали воссозданный из обломков самолет.

Голландские власти ставили задачу ответить на четыре вопроса:

  • Что привело к распаду самолета на большой высоте?
  • Почему самолет летел над зоной военных действий?
  • Почему некоторым из родственников было сообщено о гибели их близких лишь через четыре дня после катастрофы?
  • Насколько в последние минуты жизни пассажиры и экипаж самолета осознавали, что происходит?

Доклад не рассматривал вопроса о том, кто виновен в крушении рейса MH17, поскольку этот вопрос не относится к сфере компетенций совета безопасности.

Это был "Бук"

По итогам расследования голландские власти пришли к выводу, что "боинг" "Малазийских авиалиний" был сбит ракетой комплекса "Бук", выпущенной с территории восточной Украины. Версии о взрыве, произошедшем на борту самолета, ракете, выпущенной по "боингу" с воздуха, и неких атмосферных явлениях, от которых мог пострадать самолет, были опровергнуты.

Причину взрыва удалось установить после анализа обломков. Для этого из найденных фрагментов фюзеляжа в ангаре голландской авиабазы Хилзе-Райен создали модель самолета длиной около 20 метров.

Анализируя характер повреждений "боинга", совет безопасности пришел к выводу, что взрыв ракеты произошел слева от кабины пилота в 13 часов, 20 минут и 03 секунды по Лондону. Ракета приблизилась к самолету "почти встречным курсом".

Никакие сигналы тревоги на борту не были активизированы; запись обоих бортовых самописцев прекратилась внезапно. На записи речевого самописца о произошедшем свидетельствуют лишь последние 20 миллисекунд, на которых зафиксирована "высокоэнергетическая звуковая волна, длившаяся около 2,3 миллисекунды".

В телах трех членов экипажа, а также в обломках самолета удалось найти поражающие элементы из нелегированной стали, характерные для боевой части ракеты системы "Бук" (модель 9N314M).

Правообладатель иллюстрации onderzoeksraad.nl Image caption В докладе содержатся подробные объяснения повреждений, которые самолет получил в результате взрыва

Как объясняется в докладе, "в боевой части этой оружейной системы помещен боезаряд, вокруг которого уложены в два слоя поражающие элементы". В обломках "боинга" удалось найти все три типа поражающих элементов, характерных для модели 9N314M: кубические, цилиндрические фрагменты, а также элементы в виде "бабочки".

Кроме того, отмечается, что ракеты, выпущенные из "Бука", могут достигать высоты в 24,4 километра, что намного выше высоты, на которой летел самолет (10,1 км).

Совет по безопасности смоделировал ситуацию поражения и взрывной волны, возникшей после взрыва боевой части. В результате было установлено, что после взрыва от самолета оторвалась кабина пилотов и половина салона бизнес-класса; они почти сразу упали на землю. Оставшаяся часть фюзеляжа пролетела еще около 8,5 километров, постепенно распадаясь на части под действием мощных потоков воздуха. Части самолета были найдены на территории площадью 50 квадратных километров.

"С момента поражения передней секции воздушного судна до падения всех остальных частей самолета на землю прошло около 1 или 1,5 минуты", - говорится в докладе.

Полет над зоной боевых действий

"МН17 был одним из 160 рейсов в этой зоне в тот день. 61 авиакомпания из 32 стран продолжали полеты над восточной Украиной. Все они думали, что это безопасно. Ни Украина, ни воздушные операторы не смогли верно оценить риски", - сообщил Йустра, представлявший результаты доклада.

При этом гражданским судам запрещались полеты на высоте ниже 9,7 км (воздушный эшелон FL320). Это требование малазийский "боинг" выполнил.

Мгновенная потеря сознания

Для родственников погибших одним из главных был вопрос о том, успели ли пассажиры "боинга" осознать произошедшее и испытывали ли они боль в момент крушения самолета.

Члены совета безопасности пришли к выводу, что вероятность этого крайне невелика.

"Поскольку поражение самолета было совершенно неожиданным, люди едва ли были в состоянии осознать ситуацию. Времени для сознательной реакции практически не было. Находящиеся на борту почти мгновенно подверглись воздействию экстремальных факторов, - говорится в докладе. – Часть находящихся на борту людей сразу получили тяжелые травмы, приведшие, вероятно, к смерти. У других разгерметизация моментально привела к уменьшению или потере сознания".