Проводка

Как правильно читать слесарные чертежи. Сборочный чертеж

Как правильно читать слесарные чертежи. Сборочный чертеж

Инструкция

При прочтении чертежа посмотрите на рамку, в которой он оформлен. В основной рамки найдите информацию о названии детали или сборочной единицы, ее номере и материале, из которого она изготовлена (если это деталь). В случае изображения на сборочного узла, вы увидите в графе «Наименование» основной надписи строку, в которой будет «Сборочный чертеж».

Обратите внимание на масштаб изображения, который должен быть указан в основной надписи чертежа. Он показывает во сколько раз изображение на чертеже уменьшено или увеличено относительно реального объекта. При проектировании применяются масштабы увеличения (например, 2:1, 4:1), которые , что изображение на чертеже увеличено по сравнению с реальным объектом. Масштабы уменьшения (например, 1:2, 1:10), в свою очередь, показывают насколько изображение на чертеже уменьшено по сравнению с объектом.

Найдите главный вид изображаемого объекта. Скорее всего, на нем будет нанесено количество размеров (в том числе и габаритные размеры). Внимательно рассмотрите этот вид. Обратите внимание на разрезы и сечения, если таковые имеются, поскольку они дают представление о внутренней форме детали. Та область детали или сборки, которая попадает в плоскость разреза или сечения, на чертежах изображается заштрихованной. Некоторые разрезы и сечения бывают вынесены отдельно, при этом они обозначаются заглавными буквами через дефис (например, А-А, В-В).

Для более точного представления объекта пользуйтесь другими видами, изображенными на чертеже. Скорее всего, это будет вид слева и вид сверху. Дополнительные виды обозначаются заглавными буквами (например, Д или Г).

Обратите внимание на проставленные размеры. Обычно они указываются с допусками, которые характеризуют точность изготовления детали или сборочной единицы. На чертеже детали также должны быть нанесены обозначения шероховатости поверхностей.

Прочтите технические требования. Это текст, расположенный над основной надписью чертежа. Он несет информацию об изготовлении, хранении и эксплуатации объекта.

К технологической документации можно отнести маршрутные и операционные карты. При прочтении маршрутной карты обратите внимание на общие требования, предъявляемые к детали или узлу. Далее вы увидите последовательность операций, которые необходимы для изготовления того или иного объекта. Цифры перед названием операции характеризуют номер цеха, рабочего места и номер самой операции. Потом перечисляется последовательность действий, и в конце операции указываются примененные инструменты и приспособления.

Прочитать чертеж общего вида - значит выяснить назначение данного изделия, устройство и принцип его работы, получить полное представление о форме, размерах и технических характеристиках готового изделия и каждой детали в отдельности, т.е. определить по чертежу все данные для их изготовления и контроля.

При чтении чертежа общего вида выясняют взаимное расположение составных частей изделия, способы соединения деталей, а также геометрические формы и размеры всех элементов изделия.

Сборка, монтаж, ремонт или усовершенствование даже несложных сборочных единиц связаны с изучением конструкции по чертежу общего вида.

Так как по чертежу общего вида разрабатывают рабочие черте-

жи деталей, он должен содержать достаточное количество изображений, позволяющих выполнить такие чертежи.

В задании, предлагаемом для выполнения студентам, требуется прочитать чертеж общего вида и выполнить по нему рабочие чертежи деталей (по указанию преподавателя).

1. Ознакомиться с содержанием основной надписи, помещенной в правом нижнем углу чертежа. Установить по надписи наименование изделия, номер чертежа, масштаб и т.п. Часто наименование изделия много говорит о его назначении и условиях работы (например, «Вентиль запорный», «Тиски пневматические» и т.п.).

2. Ознакомиться с назначением и принципом работы изображенного изделия по комплекту конструкторских документов, прилагаемых к чертежу, в частности по пояснительной записке и техническим условиям.

3. Изучить изображения, имеющиеся на чертеже: выяснить расположение вида спереди (главного вида); установить число основных, дополнительных и местных видов, в которых выполнен чертеж; определить, какие применены на чертеже разрезы (простые или сложные); установить для каждого разреза направление секущей плоскости; отметить наличие сечений, выносных элементов и пр.

4. Ознакомиться с содержанием данного изделия; установить наименование каждой детали и последовательно найти каждую деталь на чертеже (на всех видах, разрезах и сечениях).



По найденным изображениям определить геометрическую форму и конструктивные особенности детали.

Выяснению формы каждой детали способствует то, что во всех разрезах и сечениях одна и та же деталь заштрихована с одинаковым наклоном и одним расстоянием между линиями.

5. Установить характер соединения отдельных деталей.

Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и др.) определить каждый элемент соединения (например, каждый отдельный сварной шов).

Для разъемных соединений выявить все крепежные детали, входящие в соединение.

Для подвижных деталей следует определить процесс их пере-

мещения при работе механизма (взаимодействие деталей). Необходимо установить, какие поверхности деталей являются сопрягаемыми и по каким размерам поверхностей осуществляется соединение.

По чертежу общего вида определяют и посадку деталей, гарантирующую их взаимодействие в изделии.

6. Установить, какие подвижные поверхности деталей смазываются и как эта смазка осуществляется.

7. Установить порядок сборки и разборки изделия. При этом следует выделить стандартизованные и нормализованные детали, на которые не составляют рабочие чертежи.

Рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида на примере сборочной единицы, изображенной на рис. 10.1.

Из основной надписи понятно, что на чертеже в масштабе 1:1 изображен кран пробковый.

Из описания, которое обычно прилагается к чертежам общего вида, имеющим учебное назначение, можно узнать, что пробковый кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для изменения подачи жидкости (газа), проходящей по трубопроводу. Пробковые краны устанавливают там, где требуется быстрое изменение подачи жидкости (газа), так как для полного открытия крана достаточно повернуть пробку на угол 90°.

Чертёж пробкового крана содержит три изображения. На месте главного вида расположен фронтальный разрез, на котором показано взаимодействие основных деталей.

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2 (при повороте она изменяет поперечное сечение или полностью закрывает отверстие в корпусе). Пробка 2 крышкой 3 прижата к конической поверхности корпуса 1. Втулка 4 и сальниковая набивка 11 (войлок) уплотняют подвижное соединение деталей 3 и 2.

На виде слева выполнен местный разрез, поясняющий конструкцию соединения винтом 5 корпуса и крышки.

По спецификации (рис. 10.2) определяем состав деталей, входящих в изделие «Кран пробковый».

Изделие состоит из 11 наименований составных частей, в число которых входят пять оригинальных деталей, пять стандартных изделий и один материал. Все оригинальные детали входят в изделие в единственном экземпляре. На деталь 5 «Прокладка» нет чертежа, а размеры и форма детали поясняются в спецификации.

Ознакомление с оригинальными деталями крана начнём с корпуса. Изучая форму этой детали в каждом виде и сопоставляя виды между собой, представим себе изображение корпуса.

Так как на видах изображение корпуса частично закрыто изображением деталей, расположенных внутри, либо верхними деталями, то необходимо дополнить и соединить в единый образ все имеющиеся изображения элементов корпуса на чертеже.

Центральная часть корпуса имеет форму усечённого конуса, у которого справа и слева имеются патрубки. На конце правого патрубка нарезана трубная цилиндрическая резьба G1. На конце левого патрубка имеется фланец треугольной формы с тремя сквозными цилиндрическими отверстиями Ø9. Сверху у корпуса имеется круглый фланец с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления крышки.

Описанную форму корпуса сравним с изображением на рис. 10.3. Чертёж корпуса приведен в прил. 14.

Разобравшись с изображением основной детали (корпус 1), перейдём к изучению остальных деталей (2, 3, 4). Сначала каждую из них подробно рассмотрим на сборочном чертеже.

Пробка 2 состоит из усечённого конуса с радиальным отверстием и цилиндрического стержня с хвостовиком квадратного сечения. Овальная форма отверстия определяется по виду слева, а квадратная форма хвостовика читается на виде сверху (рис. 10.1). Форма пробки изображена на рис. 10.4 (чертёж пробки приведен в прил. 15).

Изображение крышки 3 (рис. 10.1) приведено на рис. 10.5. Определим форму элементов крышки по сборочному чертежу и сравним с изображением на рис. 10.5 (чертёж крышки приведен в прил. 15).

Рис. 10.4 Рис. 10.5

Форму детали «Втулка» самостоятельно определите по изображениям, имеющимся на чертеже (рис. 10.1), затем сравните с чертежом, приведенным в прил. 17.

Каждый раз при чтении чертежа общего вида необходимо сопоставлять чертеж отдельной детали с ее изображением на сборочном чертеже.

После того как изучена форма отдельных деталей, необходимо установить способ соединения деталей между собой и возможность движения одной детали относительно другой.

Так, анализируя взаимное положение деталей на рис.10.1, определяем, что крышка 3 крепится к корпусу с помощью четырех винтов 5.

На крышке 3 укреплена втулка сальника 4, обеспечивающая уплотнение набивки 11 из войлока. Сальник прижимается к крышке с помощью шпилек 9 и гаек 6.

Единственно подвижная деталь в данном механизме - это пробка, которая может вращаться вокруг своей оси.

Кран на чертеже изображен в открытом положении.

От каждого технически подготовленного лица требуется умение читать любой грамотно составленный чертёж.

Прочесть чертёж -это значит ясно представить форму и размеры деталей, изображённых на данном чертеже, разобраться во взаимной связи деталей и узлов в их взаимодействии. Без этого невозможно про­извести деталирование сборочного чертежа или выполнить по нём сборку машины. При чтении сборочного чертежа необходимо ознакомиться с конструкцией, назначением и работой машины; разобраться во всей технической документации машины, если она имеется; ознакомиться со всеми проекциями, дополнительными или частичными видами, разрезами, сечениями и т. д.; ознакомиться по спецификации с названиями деталей и отыскать их на чертеже, начиная с первого номера, и разобраться в их форме, назначении, взаимной связи и т. д.

Для примера рассмотрим сборочный чертёж фланцевого подшипника (фиг. 470), служащего опорой для вала, работающего с малой скоростью. Подшипник состоит из корпуса 7 и втулки 2, соединённой с ним уста­новочным винтом 3. Поверхности сопряжения вала и втулки чисто обра­ботаны и смазываются во время работы с помощью маслёнки 4.

Подшипник вычерчен в трёх проекциях с разрезами. Главный вид выполнен без разреза. На плане показан горизонтальный, а на виде сбоку-полный разрез.

Корпус подшипника, имеющий посредине цилиндрическое отверстие для цапфы, переходит в овальный фланец, на котором расположены два прилива цилиндрической формы с отверстиями для крепления болтами. Сверху на корпусе расположен прилив с отверстием под резьбу маслёнки и выходом к смазочной канавке. Внутренняя и наружная поверхности втулки цилиндрические. В верхней части втулки имеются отверстие и смазочная канавка. Установочный винт предотвращает проворачивание втулки в корпусе. Маслёнка, имеющая вспомогательное значение, вычер­чена тонкими линиями. Такое изображение деталей допускается (см. ГОСТ 3456-46),

На фиг. 471 изображён плунжерный насос, представляющий собой более сложную конструкцию.

Насос состоит из корпуса 1 с двумя присоединительными фланцами, воздушного колпака 8, плунжера 12 и двух клапанов-всасывающего 3 и нагнетательного 6.

Плунжер насоса совершает возвратно-поступательное движение. При выдвижении плунжера в образовавшемся пространстве создаётся вакуум и в корпус устремляется вода через входное отверстие? 25.

Впускной клапан 3 под давлением воды откроется, а выпускной клапан 6 остаётся закрытым. Вода заполнит освобождённое пространство, и клапан 3 под действием пружины 4 закроется. При обратном движении плунжера откроется давлением воды клапан 6, и вода устремится в нагнетательное отверстие. Направление движения нагнетаемой воды показано стрелкой. После того как плунжер вытолкнет из полости часть воды, клапан 6 под действием пружины закроется, а клапан 3 откроется. Дальше процесс повторяется. Равномерность подачи воды обеспечивается воздушным колпаком 8, в котором всегда остаётся часть воздуха, упругое сжатие которого сглаживает пульсации, создаваемые движением плунжера. Для предотвращения течи, между стенками плун­жера и корпуса устроено сальниковое уплотнение, состоящее из набивки 13, сальникового кольца 14 и накидной гайки 15. Присоединение плун­жера насоса к головке шатуна кривошипного механизма производится при помощи пальца 18. Насос присоединяется к приёмному и нагнета­тельному трубопроводам шпильками 9 и 11. Подвижные клапаны 3 и 6 изображены в двух крайних рабочих положениях. Контурными линиями показано положение клапанов при нагнетании, тонкими - при всасы­вании.

Насос изображён в трёх проекциях с разрезами: полным и частич­ными. Кроме того, добавлены виды, уточняющие некоторые элементы конструкции.

Чертёж снабжён основной надписью и спецификацией по форме

№ 3 (для чертежей изделий основного производства).

Ознакомившись с описанием конструкции насоса и принципом его работы, рассмотрим порядок чтения чертежа на одной из наиболее слож­ных его деталей-корпусе.

Чтобы представить форму какой-либо детали, обозначенной на сбо­рочном чертеже, необходимо отыскать её во всех проекциях и зрительно обойти по наружному контуру все принадлежащие ей элементы. Зада­димся исходной точкой N на главном виде и направлением обхода про­тив часовой стрелки. Движемся по контуру в указанном стрелкой направлении к точке А. По горизонтальной проекции убеждаемся в том, что выступающая вправо овальная часть принадлежит этой же детали. Правильность этого подтверждает штриховка материала, которая во всех проекциях выполнена в одном направлении; поэтому дальнейший путь от точки А к точке В совершаем вокруг овальной части так, как это показано на чертеже. В точке В кривая радиуса 30 мм образована фрон­тальной секущей плоскостью, след которой на профильной проекции сливается с профильной осью корпуса. Как видно, профильная проекция даёт более наглядное представление о форме. На этой проекции видно, что цилиндрическая часть корпуса влево от профильной оси переходит с диаметра 60 мм в диаметр 64 мм, а дальше снова переходит в диа­метр 60 мм. Следовательно, наружное очертание на главном виде обо­значится не по кривой радиуса 30 мм, а по кривой радиуса 32 мм. Поэтому переход от точки В к точке С должен быть совершён так, как это обозначено на чертеже. Обогнув цилиндрическую часть корпуса по кривой, приходим далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E. Чтобы правильно выйти от точки E к точке N, обратимся к другим проекциям. На гори­зонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изобра­жён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E. Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сбороч­ному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях при­бегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополни­тельными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе де­тальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении".

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

далее, минуя шпильки, к точке С. Мысленно считая, что колпак отвинчен, переходим от точки С к точке E . Чтобы правильно выйти от точки E к точке N , обратимся к другим проекциям. На гори­зонтальной проекции видно, что выступы представляют собой четыре прилива цилиндрической формы и в каждом из них имеется сквозное отверстие ? 18 мм. Это подтверждается и на профильной проекции. Следовательно, путь от точки E нужно совершать вокруг приливов и таким образом прийти к исходной точке N.

Зрительный обход контура корпуса на горизонтальной плоскости проекций не представляет затруднений. На профильной проекции в точке P на пересечения наклонной прямой и штрих-пунктирной, которой, как нам известно, обозначаются на чертежах отпавшие после разреза части (наложенные проекции), огибаем прилив, который также изобра­жён на горизонтальной плоскости проекций.

Наклонная прямая представляет ребро жёсткости толщиной 18 мм, что видно на горизонтальной проекции. Следовательно, прилив и ребро принадлежат одной и той же детали.

Переход от точки P к R подобен переходу от точки С к E . Кривая за точкой L относится к очертанию ребра жёсткости, которое обозначено штриховыми линиями на горизонтальной проекции под цилиндрической частью корпуса. Следовательно, это ребро также относится к корпусу. Ребро на профильной проекции не заштриховано, хотя плоскость разреза и прошла через него, так как рёбра вдоль не режутся. Дальнейший путь от точки L к точке P ясен из чертежа.

Из сказанного следует, что для того, чтобы разобраться по сбороч­ному чертежу в очертаниях какой-либо детали, необходимо отыскать изображение её на всех проекциях, и в затруднительных случаях при­бегать к сопоставлению этих изображений, пользуясь при зтом дополни­тельными разрезами, выносными сечениями и другими вспомогательными изображениями.

Следует также напомнить, что штриховка разрезов деталей является одним из признаков, по которому можно судить о границе, отделяющей одну деталь от другой, так как соприкасающиеся между собой детали в разрезах штрихуются различно.

Навыки беглого чтения чертежей приобретаются в процессе систематического и настойчивого выполнения упражнений, в разборе де­тальных и сборочных чертежей в порядке возрастающей их сложности, а также путём изучения стандартов „Чертежи в машиностроении".

Каждый квалифицированный рабочий должен разбираться в чертежах по своей специальности.

Настоящий курс черчения учит рабочих по производству гип­са читать чертежи, составлять эскизы и чертежи простых дета­лей и оформлять рационализаторские предложения или усовер­шенствования.

§ 1. ЧЕРТЕЖ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Чертежом предмета (изделия) называется изображение его на бумаге, определяющее форму, внутреннее устройство, раз­меры и другие технические данные, необходимые для ясного представления предмета.

Каждая машина или механизм состоит из отдельных дета­лей, соединенных между собой болтами, шпильками, шпонками, заклепками и т. п. Для того чтобы изготовить отдельные детали, составляют чертежи этих деталей, а для того чтобы правильно соединить их в одно целое, составляют сборочные чертежи уз­лов, механизмов, машин и других изделий. Таким образом, чер­тежи деталей и сборочные чертежи служат техническими доку­ментами, по которым изготовляют детали и собирают из них со­ответствующие изделия.

Расположение видов на чертежах. Чтобы иметь ясное пред­ставление о предмете и его размерах, предмет рассматривают со всех сторон: спереди, сверху, слева или справа, снизу или сзади. Чтобы иметь представление о предмете и размерах его по чертежу, необходимо на чертеже дать изображения этого предмета спереди, сверху, слева или справа.

Такие изображения предмета на чертеже называются вида­ми или проекциями. Как нужно располагать виды на чер­теже, установлено Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3453-59) «Чертежи в машиностроении».

Изображения предмета получают способом прямоугольного проектирования его на плоскости проекций, предполагая, что предмет всегда находится между глазом наблюдателя и плоско­стью проекций. За основные плоскости проекций принимают гра­ни куба, на которые и проектируют предмет (рис. 1). .Потом все грани куба (плоскости проекций) с проекциями предмета совме­щают с фронтальной плоскостью проекций и получают на од­ной плоскости все виды (проекции) предмета (рис. 2). В таком порядке я располагают виды предмета на чертеже. Вид спереди

вой кромки (для брошюровки чертежей). В правом нижнем уг­лу рамки чертежа наносят угловой штамп организации, состав­ляющей чертежи, с подписями исполнителей и другими данными.

На чертежах применяют сплошные, штриховые, штрихпунк- тирные и волнистые линии определенной толщины. На рис. 3 изображены линии чертежей. Толщина этих линий условно обо­значена буквой Ь Ы2 Ь/3, при этом толщина основной линии

чертежа b принимается в пределах от 0,6 до 1,6 мм в зависимо­сти от величины изображения.

Поясняющие надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом (ГОСТ 3463-59). Образец этого шрифта (7-й размер)

приведен на рис. 4 для прописных (заглавных) и строчных букв и цифр-

Масштабы чертежей. М а с ш т а б о м называется отношение величины изделия на чертеже к его натуральной величине. Круп­ные предметы: маховики, корпуса машин, валы двигателей и т. п. невозможно изобразить на листе бумаги в натуральную величину, поэтому их вычерчивают в уменьшенном виде, исполь­зуя масштаб уменьшения. Многие мелкие детали, наоборот, при­ходится чертить в увеличенном размере, чтобы получить удоб­ное для пользования изображение. Масштабы чертежей уста­новлены Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3451-59) и приводятся ниже.

Масштабы увеличения: 1: 1; 2: 1; (2,5: 1); 5:1; 10: 1.

Масштабы, указанные в скобках, применяются в исключи­тельных случаях.

Масштабы на чертежах обозначают так: Ml: 1; Ml: 2; М2: I и т. д. Чертеж изделия можно выполнить в любом масштабе, но размеры ставят те, какие изделие имеет в натуре.

Нанесение размеров. Ошибка в размерах ведет на производ­стве к браку. Размеры детали после окончательной обработки обозначают на чертежах в миллиметрах, за исключением раз­меров трубной и дюймовой резьбы, которые указывают в дюй­

мах (1 дюйм равен 25,4 мм).

Слово миллиметр на чертеже не пишут. Каждый размер на чертеже указывают только один раз и только на одном виде. Размерные числа наносят над размерной линией и, как исключе­ние, в разрыве размерной линии (рис. 5). Размерные линии про­водят как на видах детали (внутри контура), так и за предела­ми очертания детали. Стрелки размерных линий должны упи­раться остриями в линии контура или в выносные линии. Если ограничено место для стрелок, их можно заменить точками или штрихами (см. рис. 5). Радиусы галтелей и других закругле - 8

ний отмечают латинской буквой R (рис. 6). Размер диаметра указывают условным знаком 0> он поясняет, что изображенная на чертеже деталь имеет круглую форму. На рис. 6 показано

(см. рис. 6). Детали симметричной формы можно изображать - на видах не полностью, а немного больше половины; в таких случаях на размерной линии ставят стрелку у одного конца

(рис. 7). При нанесении размеров от общей базы детали реко­мендуется размерные линии наносить, как указано на рис. 8.

Базой называется исходная поверхность детали, по отно­шению к которой ориентированы все размеры. В практической работе встречаются разные условности нанесения размеров, их надо изучить в ГОСТ 3458-59.

Предельные отклонения допускаются при изготовлении и обработке деталей. В машиностроении допускаются очень не­большие отклонения от заданных размеров для обеспечения вза­имозаменяемости одноименных деталей, входящих в механизм или агрегат. Для свободного вращения вала в цилиндрическом отверстии подшипника между валом и отверстием имеется за­зор, в котором размещается смазка. Зазор между деталями рав­няется долям миллиметра. Заданный размер на чертеже, около которого колеблются размеры диаметров отверстия и вала, на­зывают номинальным размером. Верхние и нижние допускаемые отклонения от номинального размера определяют допуск на из­готовление детали. Предельные отклонения обозначают знаком плюс (+) или минус (-) и пишут на чертежах вслед за разме­ром детали мелкими цифрами. Например, на валу вслед за но­минальным размером 20 написано (Рис - 9)» это обозна­

чает, что все валы, диаметр которых от 20,1 до 19,8 мм, пригод­ны для использования в машинах. Предельные отклонения, рав­ные нулю, на чертежах не проставляют.

Любое электронное устройство, бытовой прибор, даже мебель в наших домах делаются на основании специально составленных чертежей. В которых прочерчиваются сначала отдельные элементы, а потом сборки этих деталей, показываются способы крепления и расположения их относительно друг друга. Люди, работающие на сборке изделий, должны уметь читать чертежи, потому что они служат своеобразным путеводителем по тому, как собрать задуманное конструктором, а также из какого материала и каким методом сделать нужные детали.

Основные понятия

Под понятием "сборочный чертеж" подразумевается инженерный документ, в котором изображена составная единица с приведением необходимых размеров и технических требований, нужных для ее изготовления, а также контроля качества. Такой чертеж делают при разработке документации на изделие. Он должен давать полное представление о месте расположения в готовом изделии относительно других деталей. Сборочный чертеж выполняется по требованиям ГОСТ 2.102-68 "Виды и комплектность конструкторских документов".

Деталь - изделие, изготовленное по требованиям ЕСКД из одного материала и без применения операций по сборке.

Чертеж детали - документ конструктора, где есть изображение детали, все нужные размеры, чтобы ее изготовить, и в технических требованиях прописывается при необходимости ее покрытие.

Что должен содержать чертеж

Любой сборочный чертеж детали обязательно должен содержать следующее:

Как располагается сборочная деталь в готовом изделии относительно других элементов;

Каким образом происходит крепление деталей между собой;

Габаритные размеры - они будут показывать, какую длину, высоту и ширину должно иметь изделие;

Установочные размеры - демонстрируют основные размеры всех элементов, которые нужны для монтажа изделия;

Присоединительные размеры - показывают размеры мест соединения с другими деталями или сборочными единицами;

Справочные размеры - указываются на чертеже из справочников (на стандартные размеры резьбы, гаек, и т. д.);

Максимально допустимые отклонения при изготовлении, по которым будет проводиться контроль качества изделия;

Способы крепления деталей между собой, указание всех соединений и способы их осуществления;

Позиции каждой детали в сборке, вынесенные в спецификацию;

Масштаб, в котором выполнен чертеж;

Масса изделия.

Основные правила для выполнения сборочных чертежей

Выполнение сборочного чертежа делают согласно требованиям ГОСТ 2.109-73. Если нужно обозначить вращающиеся или движущиеся части изделия, то допускается показывать их либо в крайнем, либо в промежуточном положении. При этом необходимо указывать требующиеся размеры. Если чтение сборочного чертежа становится трудным, то некоторые части допустимо показать отдельно, сделав необходимые подписи с указанием позиций.

При выполнении сечений или разрезов на одной и той же детали надо сохранять одинаковый наклон линий и расстояние между ними при выполнении штриховки.

Если разрез делается в месте стыковки двух разных деталей, то штриховка на месте разреза каждой из них наносится в разных направлениях или же с разным расстоянием между наклонными линиями.

При необходимости на чертеже указывается шероховатость, допустимые отклонения от нормы на какие-то конкретные детали или отверстия. Также существует ряд стандартных деталей, на которые можно не выпускать отдельных чертежей, но при недостатке нужных сведений их размещают на поле сборочного чертежа.

Если стыковка отдельных деталей должна быть обеспечена при помощи пригонки или подбора, то делаются соответствующие подписи.

Указание позиций деталей

Все составные части сборочной единицы пронумеровываются по ГОСТ 2.109-73.

Каждая составная часть, а также используемые материалы, стандартные изделия должны иметь свой порядковый номер, который присваивается им при составлении спецификации на данный сборочный чертеж.

Все позиции на чертеже указываются линиями-выносками, которые проводятся от каждой отдельной детали или материала. Конец линии, который находится на изображении самой детали, утолщается точкой. Сама линия и полка-выноска изображаются непрерывной тонкой чертой. На позиции указываются на все видимые детали. Позиции невидимых деталей указываются на дополнительных видах или разрезах.

Надписи позиций делают параллельными по отношению к основной надписи в рамке чертежа. Также позиции должны выноситься за контур деталей, их можно группировать.

Если одна и та же деталь присутствует на сборочном чертеже несколько раз, то ее позиция ставится только один раз, а в скобках рядом с цифрой указывается, сколько раз она повторяется на чертеже.

Номера позиций указываются шрифтом, который на 2 размера больше, чем в технических требованиях и рамке.

Пересечение линий при проставлении позиций не допускается, и они не должны иметь такое же направление, как и линии штриховки.

Упрощения и условные обозначения на чертежах

Выполняя сборочный чертеж, можно использовать допустимые обозначения и упрощения.

На чертежах можно не показывать фаски, проточки, скругления, мелкие выступы, углубления и т. д., а также некоторые зазоры, если они имеют небольшие размеры.

Если на чертеже нужно изобразить те части изделия, которые закрыты крышкой или щитком, то последние допускается не показывать. Также добавляют надпись о том, деталь какой позиции не показана.

Если одна и та же составная часть (колесо, опора) применяется несколько раз в изделии, допускается показать ее изображение только один раз.

Места пайки, склейки или сварки могут быть показаны как равномерные поверхности. При этом оставляются границы между сечениями разных деталей.

Также по ГОСТ 2.315-68 детали креплений показываются упрощенно.

Спецификация

Это конструкторский документ, в котором прописывается полный состав сборочного изделия по ГОСТ 2.108-68. Данный документ выполняется на формате А4 отдельно на каждую сборку. В нем последовательно расписываются все составляющие сборочной единицы.

Исходя из общего случая, спецификация составляется из последовательно расположенных следующих разделов: документация, сборочные детали, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты.

Вовсе не обязательно присутствие всех разделов в каждой спецификации. Если какой-то из них не заполняется, его просто не прописывают. Название раздела пишут, пропустив две строчки от последней записи предыдущего, посередине графы - наименование, подчеркнутое тонкой прямой линией.

Изделия записываются в алфавитном порядке. Нумерация позиций идет с первого раздела через весь документ. Также в соответствующей графе указывается ГОСТ или обозначение отдельной детали и их количество в данной сборке.

Последовательность выполнения сборочных чертежей

Сборочный чертеж выполняют либо уже с готового изделия, либо сначала делают эскиз деталей в таких программах, как SolidWorks, Kompas 3D, а уже потом из них создаются сами чертежи.

Перед тем как приступить к чертежу, нужно:

Изучить детали, принцип работы изделия и его назначение;

Выявить, в каком порядке будет производиться сборка готового изделия;

Составить план с обозначением всех составных частей;

Выбрать наиболее информационные изображения для расположения на поле чертежа, сделать минимальное количество дополнительных видов и разрезов;

Исходя из размеров выбранного изображения, количества видов и разрезов, выбрать наиболее подходящий размер формата;

Заполнить рамку чертежа;

Выполнить начертание всех изображений, проверить сделанную работу;

Нанести все размеры, нумерацию позиций, подписать все ;

Написать технические требования для изготовления детали по этому чертежу;

Заполнить спецификацию.

Ниже представлены самые простые примеры сборочных чертежей.

Как правильно читать сборочные чертежи

Чтение сборочных чертежей подразумевает под собой, в первую очередь, предварительное изучение информации о том, как устроено изделие и как оно работает.

Понять принцип работы и то, для чего предназначено данное изделие, исходя из надписей в рамке документа;

Определить, из каких составных частей состоит изделие по спецификации;

Разобраться, для чего нужна каждая отдельная деталь, ее особенности расположения и работы по отношению к другим элементам;

Определить, в какой последовательности будет производиться разборка и сборка изделия (прочтение основной надписи в рамке, содержания чертежа и его особенностей, соотнесение информации в спецификации и на поле чертежа);

Изучить описание готового изделия или его аналога;

Выяснить способ, при помощи которого отдельные детали крепятся друг к другу.

Деталирование чертежей общего вида

Деталирование сборочного чертежа - это довольно кропотливая и нелегкая работа. Имея только общую сборку детали, нужно на основании этого чертежа и спецификации сделать чертежи всех деталей, причем выбрать наиболее удобный ракурс для их выполнения и нанесения всех необходимых размеров и обозначений.

Какого размера будет отдельная деталь, узнают, исходя из масштаба общего чертежа и размера данной детали на нем. Размеры стандартных деталей берутся из справочника по стандартам, а не из данных чертежа.

Деталировка сборочного чертежа обычно состоит из трех этапов:

Прочтение сборочного чертежа, имеющего общий вид;

Определение форм отдельных деталей;

Чертеж каждой детали.