Проводка

Как называется декоративный выступ над окнами. Архитектурный словарь

Как называется декоративный выступ над окнами. Архитектурный словарь

Некоторые из этих архитектурных терминов в настоящее время широко не используются или считаются устаревшими, но в любом случае они неразрывно связаны с историческим развитием и архитектурным наследием.

Антаблемент - горизонтальная конструкция, лежащая на колоннах, включает в себя три части: карниз, фриз, архитрав.
Анфилада - ряд комнат или иных помещений, соединённых друг с другом дверями, расположенными на одной оси.
Арка - криволинейное перекрытие проёма.
Аркатурный пояс - ряд небольших декоративных арочек, размещённых на поверхности стены.
Аркбутан
- открытая полуарка, служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс.
Архивольт - наличник, идущий по дуге арки.
Архитрав - несущая каменная балка, нижняя часть антаблемента.
Аттик - глухая стенка над карнизом здания, иногда достигает размеров этажа - аттиковый этаж.

Балясина - столбики вычурного очертания, служащие для ограждения балкона, лестницы. Иногда используются как декоративный элемент. Совокупность балясин, несущих перила, называется балюстрадой.
Базилика - здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на отдельные части (нефы).
Баптистерий
- помещение для крещения. Зачастую отдельно стоящее круглое или восьмигранное в плане сооружение с куполом.
Барабан - цилиндр или многогранник, служащий опорой купола.
Барбакан
- стенные укрепления, защищающие ворота. Возводится как внешняя пристройка или как узкий проход между стенами.
Бегунец - лентообразный орнамент в кирпичной кладке , состоящий из треугольных углублений.
Бочка - форма крыши в виде полуцилиндра с повышенным и заострённым охлупнем . Пересечение двух таких крыш образует "крещатую" бочку.

Вазон - изящная декоративная ваза, используемая для украшения зданий, балюстрад, колонн и т.д.
Венец - каждый горизонтальный ряд брёвен сруба по периметру строения.
Верхний свет (окна) - второй (верхний) ряд окон в помещении, имеющем большую высоту (освещение в два света).
Витраж - стеклянная поверхность окна или двери, выложенная из цветных стекол.
Волоковое окно - окно, вырубленное в двух венцах сруба (полбревна вниз и вверх).
Волюта - декоративная деталь в форме завитков.

Галерея
- полуоткрытое, светлое протяжённое помещение, ограниченное с одной или с двух длинных сторон отдельно стоящими опорами - колоннами.
Герс
- тяжёлая решётка, закрывающая ворота замка.
Глава - завершение барабана в форме луковицы, шлема, конуса и т.д.
Городня - прямоугольный сруб, засыпанный землёй и камнями. Звено крепостной цепи.
Городская агломерация - группа городов, посёлков и других населённых пунктов, имеющих тесные трудовые, культурно-бытовые связи.

Декор - лепные украшения, мозаика, майолика, барельефы, фрески, размещённые на стенах здания.
Донжон
- оборонительная башня, находящаяся в центре замка.

Жучковый орнамент - украшение из кирпича , выложенного буквой "Ж".

Закомара - полукруглое завершение стен, повторяющее форму внутреннего свода (комары).
Замковый камень - камень, расположенный в самой высокой точке арки.

Изразец - плитка из глины с рисунком, покрытым глазурью. С обратной стороны имеет выступ для крепления в стене.
Иконостас - деревянная стена внутри церкви, отделяющая храмовую часть от алтаря.
Инкрустация
- украшения предмета, сделанного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом, выполненными из другого материала.
Интерьер - внутренний вид здания.

Кампанила
- колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Отдельно стоящая башня.
Каннелюры - вертикальные желобки на колонне или пилястре .
Капелла
- католическая часовня.
Капитель - верхняя часть колонны, столба.
Клуатр
- монастырский двор, окружённый галереей.
Кокошник - декоративная закомара, по форме напоминающая кокошник. Служит для украшения сводов, барабанов, шатров.
Колонна
- архитектурно обработанный, круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола и дополняющих его сверху и снизу капители и базы.
Колоннада
- ряд колонн, расположенных по прямой или по кривой линии и поддерживающих антаблемент.
Контрфорс - вертикальный выступ стены.
Концентрический замок
- тип замка с двумя рядами оборонительных стен. Обороняющиеся стреляли по врагу с более высоких внутренних стен поверх более низких внешних.
Крипта
- крытый подземный ход, часовня под храмом, использовавшаяся как место для почётных погребений.
Кронштейн - консольная подпора для балкона, карниза.
Курицы - брусья, имеющие загнутый конец (вытесанное корневище), в котором уложены водотечники.

Лемех - деревянная черепица, напоминающая по форме лемех плуга.
Лопатки - плоские вертикальные выступы в стене.

Майолика - изделия из фаянса, покрытые глазурью.
Машикули
- каменные внешние галереи наверху башни или стены, позволявшие обороняющимся через специальные отверстия в них бросать камни или заливать огонь.
Мезонин - жилая надстройка над центром дома.
Метопа - часть фриза дорического ордера , каменная плита, расположенная между двумя триглифами . На метопе часто вырубают рельеф.
Мечеть
- мусульманское культовое сооружение.
Минарет
- башня у мечети, служащая для призыва на молитву.
Михраб
- алтарная ниша в мечети.
Мозаика
- изображение или орнамент, составленное из мельчайших кусочков мрамора или смальты (стекла).

Неф - часть сооружения в виде галереи, отделённая от других рядом колонн.

Облам - боевая площадка крепостной деревянной башни. Расположена на выпущенных брёвнах (консолях), на концах которых укреплялась вертикальная стенка.
Ордер - архитектурно-конструктивная система. Состоит из вертикальных опор (колонн) и горизонтального элемента (антаблемент). Существуют ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный.
Острог - укреплённое место, небольшая крепость с частоколом.
Охлупень - коньковое бревно двускатной крыши.

Палаты - одно-, двухэтажный дом с большим числом помещений.
Паперть - площадка (крыльцо) перед входом в церковь.
Парапет - сплошная или решётчатая стенка, служащая ограждением крыш, террас, лестниц.
перемычка - горизонтальная балка, перекрывающая дверной, оконный проём или проезд.
Парус
- конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.
Пилон - столб-опора для купола, арки или какой-либо другой части здания.
Пилястра - прямоугольный в плане вертикальный выступ стены. Внешне имеет форму колонны.
Пинакль
- декоративные башенки на контрфорсах в готических церквях.
Плафон - потолок, украшенный живописью или лепкой.
Повал - карниз, образованный выпуском брёвен.
Подклет - первый этаж здания.
Поребрик - орнаментальная кладка , при которой кирпич ставится на ребро.
Портал - архитектурно обработанный вход в здание.
Портик - открытая колоннада у входа в здание.
Придел - дополнительная церковь, пристроенная к основному храму или сделанная внутри него.
Притвор - небольшое помещение перед входом в церковь.
Пропилен
- монументальные сооружения, оформляющие вход в город, архитектурный ансамбль.

Раскреповка - выступ или излом линии фасада, сделанный за счёт кладки или штукатурки стены.
Распалубка - выемка в своде над дверным или оконным проёмом.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Роза
- круглый оконный проём на фасадах средневековых храмов.
Ротонда - круглое здание или беседка, перекрытая куполом. Вместо стен могут быть колонны.
Рустовка - обработка наружного поля стены выпуклыми квадратами, по периметру которых проходит углублённая профильная канавка.

Сандрик - карниз над дверью или окном, опирающийся на кронштейны.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую поверхность. Своды бывают цилиндрическими, коробовыми, стрельчатыми, пологими и т.д.
Селитебная территория - часть городской территории, где возводятся жилые дома, общественные здания, бульвары, парки.
Сераль
- дворец турецкого султана. Иногда так называли и его внутреннюю, женскую часть.
Скрипторий
- помещение, где монахи переписывали и переводили книги.
Стилобат - сплошное каменное подножие здания.
Сухарики (зубцы) - элементы поддерживающей части карниза в виде отдельных, близко поставленных друг к другу небольших параллелепипедов.

Терраса - примыкающая к зданию архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка.
Тимпан - внутреннее поле фронтона .
Трансепт
- поперечная часть базиликального средневекового храма.
Трапезная - невысокое помещение, пристраиваемое к церкви с западной стороны.
Триглиф - часть фриза дорического ордера , вертикальная каменная плита с треугольными продольными врезами. Триглиф чередуется с метопой .
Трифорий
- арочный проём из трёх и более частей. Узкая освещённая галерея, расположенная под скатами крыши боковых нефов готических храмов, усиливающая их конструкцию и имеющая декоративное значение.
Тябла - горизонтальные брусья иконостаса, на которые ставились иконы.
Тяга - промежуточный карниз, отделяющий этаж от этажа.

Фасад - внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.
Фреска
- живопись по штукатурке водяными красками на стене или на перекрытии.
Фриз - средняя часть антаблемента. Вообще ленточный орнамент.
Фронтон - завершение портика, окна, фасада в виде треугольника, имеющего по периметру карниз.

Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника.

Часовня - небольшое культовое здание.

Шатер - крыша в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
Шелыга - верхняя точка свода или арки.
Шея - барабан церковной главы.

Кустарники прочно завоевали свою нишу в растительном мире. Встречая их на каждом шагу (в лесах, огородах, садах, парках и просто на улице), мы порой не придаем им никакого значения. И совершенно напрасно: зная, какие бывают кустарники, можно создать потрясающие садовые композиции, которые будут радовать глаз не только весной и летом, но и глубокой осенью.

Кустарники: одна из жизненных форм растений

Жизненная форма, другими словами, биологическая - это фенотип, внешний облик растения, который отражает степень приспособленности к окружающей среде. Наиболее полной считают классификацию жизненных форм под авторством И. Г. Серебрякова, согласно которой выделяют:

  • (деревья, кустарники, кустарнички);
  • полудревесные растения (полукустарнички и полукустарники);
  • наземные травы;
  • водные травы.

Такое разделение всех существующих растений основано на степени одревеснения наземной части. Рост веток у кустарников начинается от основания, и с возрастом уже с трудом различается главный ствол. У деревьев же очертания кроны очень четкие, и видно всю структуру растения, явно выраженный главный побег. Таким образом, строение надземной части - это то, чем принципиально отличаются друг от друга деревья и кустарники. Бывают также кустарнички и полукустарнички. Основанием для их выделения в отдельную группу служит малая высота (до 0,5 м) и слабая степень одревеснения побегов соответственно.

Классификация - это прямой ответ на вопрос о том, какие бывают кустарники. Деление на группы может проводиться по различным принципам, рассмотрим наиболее распространенные:

Классификация кустарников по высоте

Данное деление иногда может носить относительный характер. На рост влияет внесение удобрений, состав почвы, климатические условия и применение биостимуляторов. В зависимости от того, каких размеров достигают кустарники в природе, их принято делить на три группы:

  • низкие кустарники, максимальная высота которых не превышает одного метра, к ним, например, относятся можжевельник казацкий (на фото);
  • средние кустарники, высотой 1-2,5 метра, например, смородина, барбарис обыкновенный;
  • высокие кустарники (более 2,5 метров в высоту): бузина красная, сирень, боярышник сибирский.

Какие бывают кустарники в зависимости от интенсивности роста

Учитывая то, как быстро растут те или иные виды кустарников, их принято делить на пять больших групп:

  • весьма быстро растущие виды (например, желтая акация, которая вырастает до 3 метров за 2-3 года, образуя густые заросли, чубушник, тамарикс);
  • быстрорастущие кустарники, к примеру, калина обыкновенная, лещина, лох серебристый;
  • кустарники умеренного роста (сирень, вишня, айва японская);
  • медленнорастущие кустарники, к ним относится можжевельник казацкий, бирючина, облепиха;
  • весьма медленно растущие, как правило, это карликовые формы лиственных и хвойных растений.

Классификация в зависимости от продолжительности жизни растений

Всего растения в целом следует отличать от таковой относительно отдельных побегов. Так, например, малина может расти на участке до 50 лет. А вот ее побеги живут всего лишь два года. Различают четыре группы кустарников:


Классификация на основе морозоустойчивости

Данная информация зачастую интересует садоводов, особенно в тех регионах, где, как правило, достаточно суровые зимы, но порадовать себя необычными растениями очень хочется. Вот тут-то и возникает вопрос о том, какие бывают кустарники и травы, подходящие для суровых климатических условий. Фактор устойчивости к холоду учитывать необходимо, так как это убережет вас от неправильной покупки, лишних трат и разочарования. Все кустарники делят на 5 групп:

  • очень морозостойкие - это растения, которые выдерживают зимнее понижение температуры до -40 градусов, а иногда и более, это не приносит им вреда; в основном, группу составляют хвойные кустарники кедровый стланик), но есть и представители лиственных, к примеру, боярышник и дерен сибирские;
  • морозостойкие, они переносят холодные зимы, но при слишком сильных морозах не укрытые снегом побеги вымерзают (боярышник, калина, жимолость);
  • относительно теплолюбивые - это растения, имеющие длинный вегетационный период, молодые побеги зачастую не успевают одревеснеть и потому легко повреждаются при весенних заморозках и длительных сильных зимних похолоданиях, например, кустарники рода Бересклет, спиреи, бирючина;
  • теплолюбивые, у таких растений при длительном похолодании надземная часть может погибнуть полностью, поэтому они требуют дополнительного укрытия;
  • очень теплолюбивые кустарники, они совершенно не переносят похолодания ниже -10 градусов.

Какие бывают виды кустарников в зависимости от требовательности к освещению?

Освещенность - это еще один фактор благополучного развития растения. Неправильно подобранное место может погубить его. Поэтому так важно учитывать фактор освещенности при озеленении своего участка. Хотя нужно помнить, что во многих случаях светолюбивость - непостоянная характеристика. Как правило, молодые растения требуют тени из-за опасности ожогов, а вырастая, они отлично растут даже под самыми яркими лучами.

Давайте рассмотрим, какие бывают кустарники в зависимости от требовательности к солнечному свету:

  • светолюбивые, они абсолютно не выносят длительного затенения и предпочитают расти на открытых пространствах, к примеру, шиповник, спирея, рябина;
  • относительно теневыносливые кустарники: жимолость татарская, гортензия метельчатая (на фото), акация желтая;
  • теневыносливые кустарники хорошо переносят тень, но на освещенном месте растут все равно лучше, к ним относятся бересклет бородавчатый, бирючина, лещина.

Декоративно-лиственные кустарники

Ландшафтные дизайнеры в своей работе активно используют не только цветы и деревья, но и кустарники. Потому что с их помощью можно создать легкие композиции, объемные живые изгороди, зеленые фигуры или просто сформировать цветовые контрасты, так как многие виды отличаются именно красивым окрасом. Многие садоводы-любители знают о том, какие бывают кустарники (названия, сорта) с декоративными листьями, и отлично это применяют на практике. Выбирая их для себя, учтите, что бывают листопадные и вечнозеленые виды. Последние - это, в основном, миниатюрные, карликовые формы хвойных деревьев. К листопадным видам относится огромное количество кустарников. Важно помнить, что все они достаточно теплолюбивы, светолюбивы и требовательны к плодородности почвы, поэтому на территории дальше средней полосы России требуют тщательного ухода и укрытия на зиму. Наиболее яркие представители:

Красивоцветущие кустарники

При упоминании о подобных растениях первое, что приходит на ум - это великолепные кустовые розы, декоративный кустарник, виды которого очень популярны. Еще один частый и всем известный гость российских садов - чубушник, почему-то прочно закрепивший за собой название жасмина, что совершенно неверно, так как эти растения даже принадлежат к различным родам (Гортензиевые и Маслиновые соответственно). Чубушников существует около 60 видов, наиболее популярные представители - это Кавказский и Шренка. Тем, кто хочет иметь благоухающий и необычный сад, также стоит обратить внимание на форзиции, калину, спиреи, сирень, лапчатки, рододендроны, буддлеи, дейцию, древовидные пионы (на фото).

Ягодные кустарники

Ягодные кустарники имеют большое хозяйственное значение. Редко какой сад в нашей стране обходится без смородины или малины и ее ближайшей родственницы - ежевики. Селекция продвинулась в этом плане далеко вперед, выведено множество сортов и разновидностей, отличающихся размером куста, цветом ягод, скоростью созревания. Ароматная смородина дает не только ягоды, но и листья, которые заваривают как чай или используют в кулинарии. Стоит попробовать посадить также айву японскую, аронию, боярышник, иргу, калину, (на фото), жимолость и облепиху.

Безусловно, характер ухода зависит от назначения. Так, ягодные кустарники требуют большего внимания, они часто подвергаются различным вредителям и болезням. Но потраченное время того стоит, ведь в конечном счете вы получаете ценнейшие витамины и микроэлементы в натуральной «упаковке», выращенные собственноручно.

Подбирая растения для своего сада, важно знать о том, какие бывают кустарники (названия, сорта, виды). Это однозначно поможет сделать правильный выбор, грамотно определить место посадки и добиться положительного результата при выращивании.

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 10:20 + в цитатник

Статья написана по материалам сайта «Страна Мастеров» (в основном).

Изучая недавно обнаруженный сайт «Страна Мастеров» и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, решила систематизировать техники.
Список будет пополняться по мере обнаружения новых техник.

* Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1492

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
http://stranamasterov.ru/node/1364

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1723
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/850
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/15

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1626
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1705
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/750

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1687

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1728

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1218

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/916

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1342

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/686

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/663

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1068

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/700

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/667

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/301

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1485

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1136

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1347
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример: http://stranamasterov.ru/node/137446?tid=1419
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1724

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/729

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/858
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1157
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1418

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1113

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/364
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243
- Аппликация из «ладошек». Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/612
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1346

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1411

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/701
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/466
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/563
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1339

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/324

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/984

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/670

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1397
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1353

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1318

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/736

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

Процитировано
Понравилось: 30 пользователям

Впервые выращивать в горшках или оранжереях необычные и красивоцветущие растения стали в эпоху Великих географических открытий. Сегодня комнатные цветы, каталог с фотографиями и названиями которых в бумажном виде сможет разместиться в нескольких шкафах, страстное увлечение миллионов людей по всему свету.

Фото и названия декоративных комнатных растений

Декоративные растения ценятся за цветы самых разных форм и расцветок, необычную листву, многообразие форм, включая прямостоячие, стелющиеся и ампельные, травянистые и древовидные. Комнатные цветы могут иметь местное происхождение и быть выходцами из самых отдаленных уголков мира. Такие растения различаются не только обликом, но и привычками, требуют разных условий содержания и ухода.

Кто-то увлечен суккулентами, кому-то интереснее наблюдать за ростом эпифитов. Хотя познакомиться со всеми видами домашних цветов, их фото и названиями практически невозможно, краткий каталог станет отличным подспорьем при выборе «зеленого питомца» по душе.

Абутилон

Вечнозеленый кустарник, легко переносящий формирование кроны, цветущий с конца весны и середины осени. Многочисленные сорта и гибриды комнатного цветка предпочитают полутень, отзывчивы на уход, даря своему владельцу массу белых, желтых, розовых, малиновых «колокольчиков» диаметром до 10–12 см.

Для восстановления сил растению требуется прохладная зимовка при 12–15 градусах.

Аглаонема

Фото и название этого домашнего цветка в горшке стало известным благодаря знаменитому фильму «Леон». Сегодня травянистый многолетник популярен благодаря пестрой кожистой листве широколанцетовидной формы и неприхотливости при содержании в комнатных условиях.

В окраске листьев разных видов и сортов присутствуют не только зеленые, белые и серебристые тона, но и яркие розовые и пурпурные краски.

Адиантум

Среди домашних растений папоротники – не редкость. Травянистые вечнозеленые культуры привлекают внимание резными вайями и выносливостью. Один из популярнейших папоротников – адиантум, чьи молодые вайи изящно свернуты и имеют розовато-кремовую окраску. В доме цветку требуется полутень и прохладное содержание в зимнее время.

Азалия

Эти комнатные растения с цветами белой, розовой, пурпурной окраски покоряются не всем цветоводам. Но при создании правильных условий и постоянном внимании некрупные кустарники, родственные , радуют щедрым цветением и долгой жизнью в домашних условиях.

Алоказия

Среди многочисленных видов комнатных цветов немало культур, принадлежащих семейству Ароидных. Выходцы из тропиков Южного полушария неизменно поражают великолепием зелени и разнообразием форм.

Встречая фото декоративных домашних цветов с названием «алоказия» легко заметить, как различаются эти растения внешне. И это неудивительно, ведь несколько десятков представителей рода, например, пахучая, медно-красная, это неприхотливые декоративно-лиственные культуры, ценимые цветоводами-любителями.

Алоэ

В отличие от алоказии, любящей влагу, все виды – суккуленты, способные переживать засуху благодаря накопленной в сочных листьях воде. В качестве домашних цветов чаще выращивают алоэ древовидный или столетник. Растение высотой до полутора метров украшено длинными, усаженными по краям колючками листьями длиной до 30 см.

Ценность растения в некапризном нраве и целебном соке, обладающем смягчающем, противовоспалительным и увлажняющим действием.

Антуриум

– еще один представитель обширного семейства Ароидных, ставший популярным комнатным цветком. Характерные черты растения – подземный стебель, заостренно-сердцевидные плотные листья, держащиеся на высоких прямостоячих черешках, и соцветия-початки, украшенные яркими покрывалами длиной до 15 сантиметров. Видоизмененный лист окрашен в яркие бело-розовые, алые, зеленовато-пурпурные тона.

Аспарагус

Родственный кулинарному деликатесу спарже, как комнатное растение отличается неприхотливым нравом, активным ростом и долгим сроком жизни в горшке. Несколько видов этой культуры благодаря игольчатой листве, ампельной или напоминающей куст форме уже давно заслужили уважение и любовь цветоводов. Декоративный эффект растения дополняет редкое, но запоминающееся цветение. Собранные в кисти белые цветки невелики, но ароматны. После их увядания образуются красные округлые ягоды.

Аспидистра

Родом из юго-восточной Азии – это декоративно-лиственное растение, главная достопримечательность которого – крупные широко-ланцетные листья длиной до 80 см. В каталогах среди фото комнатных цветов с названием «аспидистра» можно встретить экземпляры с пестрыми листьями, украшенными белыми или желтоватыми полосами. Цветки этой вида невзрачны и даже незаметны. Венчики красновато-бурой или пурпурной окраски появляются у самой земли.

Бальзамин

Домашние цветы в горшках, на фото, в народе именуют «Ванькой Мокрым» или «недотрогой». , обжившийся еще на подоконниках наших бабушек, любит влагу, свет и тепло. Крайне неприхотливое растение благодаря наличию массы сортов, готово порадовать цветовода цветением простых и махровых цветков самых разных оттенков.

Бегония

Бегония – редкое растение, у которого декоративны и листья, и цветы. В мире насчитывается более 1000 культурных сортовых и гибридных форм , активно используемых для озеленения в доме и снаружи. Домашние цветы могут различаться способом размножение, быть кустовыми или ампельными, цвести сезонно или постоянно.

Ценители декоративно-лиственных культур высоко ценят яркую, ни на что непохожую зелень этих неприхотливых, быстрорастущих цветов.

Герань комнатная (пеларгония)

Неприхотливая, обильно и долго цветущая пеларгония – идеальный комнатный цветок для начинающих. Растение легко приспосабливается к жизни в квартире, поддается формировке, при необходимости возобновляется и без проблем размножается вегетативным путем. А море сортов самых разных форм и расцветов помогут создать в доме уникальную атмосферу и украсить интерьер.

Гибискус

Многолетний , родственный садовым мальвам и , в российских условиях прижился в качестве комнатного растения. Крупная цветущая культура выращивается как кустарник или штамбовое деревце. При правильном уходе и достатке питания отличается завидным долголетием, разрастается до высоты 2–2,5 метров и регулярно радует появление эффектных красных, розовых, коралловых цветков.

Гиппеаструм

Луковичное многолетнее растение популярно благодаря простому уходу и невероятно яркому цветению. Оно сопровождается появлением мощных, до 70 см высотой, цветоносов с несколькими простыми или махровыми цветками. Окраска венчиков зависит от сорта и может быть пестрой, белой, розовой, алой или густо-багровой. Листья формируют пушную прикорневую розетку, имеют гладкую поверхность и заостренно-линейную форму. Осенью у этого вида комнатных цветов наступает период покоя, длящийся несколько месяцев и требующий сухого прохладного хранения луковиц.

Глоксиния

Бархатистые крупные колокольчики и такие же изысканные «мягкие» листья овальной формы – характерные черты домашнего цветка глоксинии. Клубневое растение с зимним периодом покоя для цветения требует продолжительного светового дня, питательного грунта и широкого горшка.

Над одной розеткой листьев может одновременно красоваться несколько десятков эффектных цветков все оттенков от белого до густо-фиолетового цвета.

Гузмания

Гузмания обращает на себя благодаря яркой листве, окаймляющей не такое заметное и пышное соцветие. Цветение, начинающееся спустя 3 года поле посадки и длящееся до 3 месяцев, означает близкую гибель материнского растение, которое должны заменить прикорневые дочерние розетки.

Диффенбахия

Декоративно-лиственное растение с крупными листьями разной расцветки относительно неприхотливо, выделяется высокой скоростью роста и многочисленными природными и сортовыми формами. Как и в природе, дома изображенный на фото в горшке цветок с названием должен получать достаточно влаги, тепла, питания и много яркого, но рассеянного света.

Драцена

Привыкшая в природе к по-настоящему «спартанским» условиям, в квартире драцена не капризна. Несколько ее разновидностей выращиваются как домашние цветы, со временем образуя «деревце» с оголенным стволом и шапкой жесткой зеленой или пестрой листвы на вершине.

Замиокулькас

Замиокулькас – клубневое растение из семейства Ароидных часто встречается в коллекциях цветоводов, увлеченных вечнозелеными декоративно-лиственными культурами. Неприхотливый комнатный цветок высотой от 50 до 150 см формирует несколько мощных плотных стеблей, покрытых глянцевыми овально-заостренными листьями. Взрослые растения при должном уходе образуют молочно-белые соцветия-початки.

Каланхоэ

Энциклопедии и каталоги комнатных и названиями растений часто содержат упоминания о . Причем растения с таким именем часто включаются и в перечень декоративных, и лекарственных культур. Речь идет о разных родственных видах, интересных и замечательных по-своему.

Общие черты всех разновидностей – непритязательность, быстрый рост, легкое размножение всеми доступными вегетативными способами и отзывчивость на уход.

Декоративные сорта поражают пышностью цветения, а живородящий вид каланхоэ поможет справиться с кожными и простудными заболеваниями.

Кливия

Кливия – вечнозеленое корневищное растение с мощной прикорневой розеткой длинных кожистых листьев. Во время цветения растение выпускает мощный цветонос с собранными на вершине в зонтик оранжево-желтыми яркими венчиками. В домашних условиях цветы держатся более 3 недель.

Маранта

Маранта – невысокий, часто стелющийся или ампельный многолетник с декоративной листвой, на одной листовой пластине сочетающей оттенки светлой и темной зелени, пурпурные и розовые, белые и коричневатые тона.

Молочай Миля

Молочай Миля в России более известен как «терновый венец». Это неприхотливое растение в природе достигает высоты 2 метров. В горшке суккулент с жестким, покрытым длинными шипами стеблем и пучком листьев на верхушке значительно меньше. Необычный облик растения завершают небольшие соцветия, окаймленные яркими прицветниками, в алых, розовых, желтых и белых тонах.

Сансевиерия

Сансевиерия или «тещин язык» уже много лет является завсегдатаем подоконников. Непритязательный домашний цветок популярен благодаря жесткой листве, с пестрым узором или светлой каймой.

– один из самых распространенных комнатных цветов, однако цилиндрическая разновидность с заостренными прямостоячими листьями оригинальной формы только обретает приверженцев.

Толстянка

Своим названием декоративные домашние цветы на фото обязаны мясистым, напоминающим монеты листьям. Толстянка или «денежное дерево» превосходное домашнее растение, уход за которым под силу даже новичку. По выносливости и легкому размножению цветок сравнит только с каланхоэ. Даже упавший лист скоро пускает корни и дает начало новому растению.

Традесканция

Традесканция – отличный ампельный цветок для домашнего выращивания. Растение отличается быстрым ростом, высокой декоративностью, непритязательностью и легкой агротехникой. Наличие сортов с пестрой листвой разных оттенков позволяет с помощью одной культуры создавать уникальные композиции. влаголюбива, поддается формированию кроны и легко укореняется, в воде или на грунте.

Фаленопсис

Фаленопсис или «похожий на бабочку» цветок. Это самая популярная орхидея в природе является эпифитом. В домашних условиях цветок довольствуется специальным горшком и субстратом, непохожим на обычный грунт. Сравнительно несложный уход за фаленопсисом позволяет начинающему любителю орхидей освоить все особенности этих декоративных растений.

Фиалка узамбарская (сенполия)

Узамбарская фиалка с первого взгляда покоряет видом ворсистой, собранной в пышные розетки листвы, над которой яркой шапкой царят простые, полу- или махровые цветки самых причудливых форм и расцветок. Современные сорта сенполий исчисляются тысячами и представляют растения гиганты и карлики, однотонные и пестрые цветы, зеленые листья и зелень с белым или розовым кантом.

Фикус

Каталог комнатных цветов с фотографиями и названиями различных видов и сортов фикусов можно издавать отдельной книгой. Сегодня насчитывается почти тысяча разновидностей этого растения, в культуре выращивается несколько десятков, имеющих форму куста, дерева, почвопокровных и даже ампельных экземпляров. Наибольшее распространение получил и каучуконосный.

Хлорофитум

– лидер среди растений по способности очищения воздуха. Но это не единственная причина популярности комнатного цветка. Некапризный и легко размножаемый в доме травянистый многолетник образует пышные розетки из заостренно-ланцетных листьев зеленой или пестрой окраски. Особенность культуры – образующиеся на длинных свисающих побегах цветы и дочерние розетки растения.

Хойя

Среди домашних лиан хойя занимает одно из первых мест по красоту и популярности. Вечнозеленый многолетник с длинными стеблями, покрытыми плотными «восковыми» листьями и зонтичными соцветиями ароматных звездчатых цветов, никого не оставляет равнодушным. При этом разрастающийся на подходящей поверхности плющ не нуждается в особом уходе и превосходен для содержания в домашних условиях.

Видео: 70 комнатных растений в моем интерьере

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


— непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.