Проводка

Форты кронштадта. Береговые форты Кронштадта

Форты кронштадта. Береговые форты Кронштадта

Кронштадт — фортовая крепость. Строительство укреплений началось в начале XVIII века и продолжалось до Октябрьской революции. В годы Крымской войны многие форты Кронштадта были перестроены и усилены. Строительство фортов продолжилось в 1860-е годы, когда произошло восстание в Польше и резко обострились отношения России с Англией и Францией. В связи с развитием артиллерии, в 1896 году часть фортов была выведена из числа оборонительных сооружений как устаревшие.

Во время Великой Отечественной войны Кронштадтские форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и защите Ораниенбаумского плацдарма. В наши дни некоторые форты превратились в туристические места, другие по-прежнему тщательно охраняются, а третьи разграблены и заброшены. Форты Кронштадта включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсионные суда отходят от пристани «Кронштадт» , которая находится в Средней (Петровской) гавани, рядом со зданием Арсенала. Поблизости расположены билетные кассы, где предлагают несколько вариантов прогулок. Мы выбирали между прогулкой с посещением форта «Граф Милютин» и поездкой с посещением форта «Великий князь Константин», через который сейчас проходит дамба. Решили, что в Константиновский форт можем съездить и сами (правда, так и не съездили, оставив на следующий раз), а вот попасть в форт «Граф Милютин» другой возможности, кроме как по воде, нет.

Билеты нужно покупать заранее, за несколько часов. Погуляв по городу и посетив , мы пришли на пристань и через некоторое время уже садились на небольшой прогулочный катер. Капитан, он же экскурсовод, вместе со своим помощником легко управлял судном и создавал на судне непринужденную атмосферу. Его рассказ о фортах Кронштадта и исторических фактах перемежался веселыми шутками старого морского волка.

Памятный знак «Кот и Пёс — корабельные друзья моряков»

Портовые сооружения и мол Кронштадта

И вот, мы покинули защищенную молом гавань и вышли в Невскую губу Финского залива. На берегу мимо нас проплывали старинные постройки: судостроительные заводы, арсеналы, береговые укрепления. Рядом пришвартованы боевые корабли Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России. Среди таких серьезных кораблей и сооружений наше веселое суденышко казалось нахальным гостем.

Гавани Кронштадта (Купеческая, Средняя (Петровская), Лесная и Военная) защищены от бурь Финского залива длинным молом. На нем расположены различные оборонительные сооружения.

Батарея «Князь Меншиков»

По правому борту по ходу нашего судна вскоре после выхода из гавани показалось гранитное укрепление на моле. Это батарея «Князь Меншиков» . Первая деревянная батарея, защищающая вход в Купеческую гавань, была построена в 1826 году. Она была вооружена 24 орудиями. В 1843-1850 годах на её месте была возведена казематированная четырехъярусная батарея по проекту инженер-капитана (впоследствии — инженер-генерал-лейтенант) Иосифа Альбертовича (Адальбертовича) Заржецкого (1800-1869).

Батарея получила имя адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869) — генерал-адъютанта, адмирала, морского министра Российской империи в 1836-1855 годах, генерал-губернатора Финляндии в 1831-1854 годах. Он приходился правнуком светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, фавориту Петра I.

В конце XIX века батарея была исключена из списка оборонительных сооружений. В ней разместился склад боеприпасов и военного имущества. В 1942 году здесь были установлены два 100-мм орудия. После войны два верхних яруса были полностью разобраны.

Мол и батарея «Князь Меншиков»

Батарея «Князь Меншиков»

Впереди по курсу показался форт «Кроншлот» , что переводится как «Коронный замок» . Он — первое сооружение Кронштадта. Его строительство началось в 1703 году. Петр I лично разрабатывал проект. Строили форт на искусственном острове. Для этого на льду Финского залива над мелководьем соорудили ряжи из сосновых бревен, которые под действием силы тяжести проломили лед и опустились на дно. Их засыпали камнем, и на этом фундаменте возвели настил, на котором построили трехъярусную башню из дерева и самана. Подобная технология в усовершенствованном виде использовалась и для строительства других фортов Кронштадта.

Форт неоднократно перестраивался, возводились новые постройки. В 1783-1798 годах его перестроили в камне. «Кроншлот» серьезно пострадал во время наводнения 1824 года. В 1850-1863 годах форт был снова перестроен по проекту инженер-полковника Иосифа Альбертовича Заржецкого.

К концу XIX века, в связи с развитием артиллерии, «Кроншлот» потерял своё боевое значение и в 1896 году был выведен из состава оборонительных сооружений. Здесь разместили склад боеприпасов. Одно время тут даже планировалось устроить тюрьму, но затем отказались от этой идеи, посчитав, что как-то неловко, если тюрьма будет первой встречать гостей Кронштадта.

В годы Великой Отечественной войны в «Кроншлоте» установили зенитные орудия, а после войны — лабораторию размагничивания кораблей. Сейчас форт «Кроншлот», несмотря на весьма заброшенный вид, по-прежнему строго охраняется.

Внутри «Кроншлота» расположена защищенная гавань. Вокруг неё на искусственном основании сооружено несколько построек: Эллинг, Дом маячника, Восьмигранная башня (1750-е годы, это перестроенная в камне 10-гранная 3-ярусная башня «Кроншлот»), Западный (Николаевский) бастион (1850-1863), маяк и другие.

Эллинг и Восьмигранная башня «Кроншлота»

Западный (Николаевский) бастион форта «Кроншлот»

Западный (Николаевский) бастион «Кроншлота»

Далее по левому борту следует форт «Император Павел I», или «Рисбанк». Сейчас, глядя на его руины, трудно поверить, что некогда это был самый большой из фортов Кронштадта. Первый, деревянный форт был построен на этом месте в 1807-1812 годах по проекту военного инженера Ивана Кондратьевича Герарда (1720-1808). Он получил название «Рисбанк», что в переводе с немецкого означает «Отметка на мели».

В 1845 году началась перестройка «Рисбанка» по проекту инженер-генерал-лейтенанта Василия Ивановича Маслова (1787-1861). В 1854 году по указу императора Николая I форт «Рисбанк» был переименован в форт «Император Павел I». Строительство было завершено в 1859 году.

Он представлял собой казематированную батарею. Сначала было сооружено свайно-ряжевое основание, на котором под водой залили бетонную площадку. Затем на ней из кирпича и камня были возведены стены, облицованные по всему периметру гранитом.

Однако вскоре форт утратил свое фортификационное значение. В 1896 году в нём разместилась морская следственная тюрьма, затем — склад минно-артиллерийского вооружения.

В 1919 году, когда Гражданская война подошла вплотную к Кронштадту, здесь прогремело два взрыва, которые должны были стать сигналом к началу антибольшевистского восстания. Форт получил серьезные разрушения, но выстоял.

20 июля 1923 года форт потряс новый страшный взрыв. По официальной версии, он произошел по причине небрежного обращения с огнём: после шлюпочных учений моряки решили здесь отдохнуть. В результате взрыва почти все погибли, а форт был почти полностью уничтожен.

В дальнейшем на обломках стен форта «Император Павел I» обучали взрывному делу, а в годы Великой Отечественной войны здесь разместили три 100-мм орудия, участвовавшие в защите Ораниенбаумского плацдарма.

Руины форта «Император Павел I»

По правому борту по ходу судна также видны несколько интересных фортов.

Форт «Император Пётр I» является, по сути, береговой батареей. Он — один из старейших в Кронштадте. Его строительство началось в 1705 году по приказу царя, понимавшего, что для обороны Котлина от шведов одного «Кроншлота» недостаточно. Строительство было поручено Ивану (Яну) Крюйсу, сыну адмирала Корнелиуса Крюйса (1655-1727). Новая батарея получила имя Святого Яна. Всего же в 1705 году было построено 5 береговых батарей, оснащенных корабельными орудиями.

В 1721 году по приказу Петра для защиты Купеческой гавани с моря, батарея Святого Яна была усилена и перестроена в дереве и камне. Новая постройка получила название «Цитадель». Она была оснащена 106 орудиями.

Наводнение 1824 года нанесло значительный ущерб «Цитадели». В 1827 году было принято решение о её перестройке полностью в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Луи Бартоломей Карбоньер (1770-1836).

«Цитадель» является сооружением круговой обороны. Главная башня соединяется по флангам с двумя полубашнями. Во внутреннюю гавань ведут два прохода, которые в случае необходимости перекрывались чугунными раздвижными мостами. Здесь размещался гарнизон, насчитывающий 422 человека.

7 сентября 1834 года по указу императора Николая I форт «Цитадель» был переименован в форт «Император Пётр I». Во время Крымской войны он был серьезно укреплен.

В связи со строительством новых фортов во второй половине XIX века, форт «Император Пётр I» вошел во вторую линию обороны Кронштадта и стал использоваться как главная перевалочная база. Были построены дамба, соединившая его с берегом, мост и пристань с поворотным краном. В 1896 году он был выведен из состава оборонительных сооружений.

Впоследствии сюда были перевезены орудия с форта «Александр I», где была оборудована противочумная лаборатория, была открыта лаборатория по взрывчатым веществам. Сейчас форт принадлежит ВМФ России и закрыт для посещений.

Форт «Император Александр I», или «Чумной» — один из самых красивых в Кронштадте. Его черные гранитные стены, а также второе название — «Чумной», рисуют романтичную и, одновременно, зловещую картину. Поклонники телеигры «Форт Боярд» наверняка отметят его сходство с французской крепостью.

В соответствии с проектом инженера Луи Бартелеми Карбонье, оборону южного фарватера должны были обеспечивать два форта в виде верхней части лежащего горизонтально тора. Такая форма должна была обеспечивать рикошет круглых ядер. Однако этот проект осуществлен не был. В 1836 году был представлен новый проект, подготовленный комиссией во главе с инженер-генерал-лейтенантом Жан-Антуан-Морисом Дестремом (1787-1855). В 1838 году начались строительные работы.

Под основание всего форта было забито 5335 свай. Пространство между ними заполнили бетоном на основе гидравлической извести. На этом основании были выложены стены из гранита и специального кирпича. Снаружи форт был облицован гранитом.

Сооружение представляет собой казематированный морской форт 90 на 60 метров, с тремя этажами и двором в центре. Общая площадь форта составляет более 5000 квадратных метров. Форт был вооружен 103 орудиями. Здесь мог нести службу гарнизон до 1000 человек.

В мае 1854 года впервые в мире между фортами «Император Александр I» и «Император Павел I» была установлена линия защиты из 105 подводных мин. Чуть позднее между фортами «Император Пётр I» и «Кроншлот» были установлены 60 гальванических мин. Благодаря им в результате подводного взрыва были повреждены несколько британских пароходов, пытавшихся прорваться в Кронштадт.

В 1896 году форт «Император Александр I» был исключен из состава оборонительных сооружений.

В конце XIX века разразилась третья пандемия бубонной чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была учреждена «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае её появления в России» (КОМОЧУМ). Бывший форт оказался идеальным местом для размещения Особой лаборатории по производству вакцины от чумы. Это была третья в мире подобная лаборатория. Другие две располагались близ Парижа во Франции и в Бомбее в Индии.

Здесь поселилось 20 врачей-эпидемиологов, которые рискуя жизнью, создавали противочумную вакцину. Опыты по производству вакцины проводились на лошадях, верблюдах, северных оленях, обезьянах, морских свинках и других животных. Для этих целей форт был перестроен на средства принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932). Связь с внешним миром осуществлялась посредством маленького парохода, носившего название «Микроб». Несмотря на все старания, в 1904 и 1907 годах в лаборатории произошли две вспышки чумы, в результате которых погибли ученые Владислав Иванович Турчинович-Выжникевич и Мануил Фёдорович Шрейбер.

В годы Первой Мировой войны исследования почти полностью прекратились, а в 1918 году лаборатория в Кронштадте была упразднена. В конце 1917 года культуры возбудителей чумы и холеры перевезли в Саратов, где осенью 1918 года был создан первый в нашей стране противочумный институт «Микроб».

С 1923 года в форте размещался склад минно-трального оборудования. В середине 1980-х годов во время съемок фильма «Порох» по сценарию был устроен пожар, в результате которого форт выгорел. Сейчас здесь время от времени проводятся различные развлекательные мероприятия и экскурсии. Есть проект превращения форта в развлекательный комплекс с театральной сценой, музеем, рестораном, кафе, баром, торговой зоной и т.п.

Южная батарея №3 («Граф Милютин», «Башенная»)

И вот, наконец, мы подошли к главной цели нашего путешествия — форту «Граф Милютин», где была запланирована остановка. Сейчас здесь швартуются небольшие экскурсионные суда и частные яхты. Проход к фортам требует особого искусства капитана: под водой много мелей и искусственных заграждений.

Первоначально «Южная батарея №3», как тогда назывался форт, находился ближе к форту «Рисбанк» и представлял собой артиллерийскую батарею. Существующий ныне форт был построен западнее прежней батареи, по проекту знаменитого военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818-1884) в 1865 году.

Форт выглядел в виде буквы «П», обсыпанной землей с трех сторон. В передней части были устроены башни и пороховые погреба, в тыльной — жилые казармы для артиллеристов. С двух сторон на вершину форта вели большие гранитные лестницы. Форт был оснащен шестью броневыми башнями системы Кольза, с 11-дюймовыми орудиями образца 1867 года, которые приводились в движение специальными паровыми машинами.

В 1869-1879 годах оснащение форта продолжилось по проекту инженера К.Я.Зверева.

В 1882 году по указу императора Александра III батарею переименовали в форт «Граф Милютин», в честь Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912) — военного министра, осуществившего реформы в русской армии в 1860-х годах.

В годы Первой Мировой войны форт был вновь перестроен: демонтированы старые башни, возведены бетонные перекрытия, установлены паровые машины и дизель-генераторы.

В годы Великой Отечественной войны на форте «Граф Милютин» были установлены зенитки ПВО 14 отдельного артдивизиона береговой обороны крепости Кронштадта. В начале 1950-х годов форт был разоружен, а позднее разграблен.

Форт № 3 («Граф Милютин», «Башенная»), внутренний двор

Наверху форта

Вид на форт сверху

Экскурсионное судно и яхты, пришвартованные около форта «Граф Милютин». На переднем плане — основание для орудия системы Канэ, которым форт был оснащен в начале XX века

Вид на форт сверху

Помещения первого этажа

Помещения первого этажа

Стены форта

Помещения первого этажа

Другие форты и сооружения

Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:

  • Форт № 1 («Южный») , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Форт № 2 («Дзичканец») , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
  • Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.

Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты , которые защищают остров со стороны северного фарватера:

  • Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский») , построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
  • Форт «Обручев» («B», «Красноармейский») , построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
  • 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.
  • 2-й Северный форт (Батарея северная №2) . Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 3-й Северный форт (Батарея северная №3) . Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
  • 4-й Северный форт («Зверев») . Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
  • 5-й Северный форт (Батарея северная №5) , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 6-й Северный форт (Батарея северная №6) , построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
  • 7-й Северный форт (Батарея северная №7) , построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.

3-й Северный форт, вид с дамбы

После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.

Водопропускное сооружение на защитной дамбе

Гавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островом

Мол и заброшенное здание в Военной гавани

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Форт "Пётр I" ("Император Пётр I").
1721 - 1724 гг., Пётр I, строитель Лейн Э., 1823 - 1824 гг., инж. Фуллон А.А.

В мае 1705 года Пётр I прибывает на остров Котлин для приготовления защиты от нападения шведов. Пётр понимал, что один Кроншлот шведов не остановит. Поэтому на берегу острова было найдено место для строительства береговой батареи. Строительство поручили Ивану (Яну) Крюйсу, командиру шнявы «Де-Грас», сыну Корнелия Крюйса. Строили быстро. Уже 1 июня на новой батарее установили орудия. Батарею назвали именем Святого Яна.

В 1705 году на острове уже было построено пять батарей, которые были усилены корабельными орудиями. Во время шведского нападения 1705 года островные батареи показали себя с лучшей стороны, и вице-адмирал Крюйс, ещё в разгар войны, писал Петру: «не худо б было, чтоб Кроншлоту или близ его ещё какую крепость сделать...».

И летом 1706 года на месте Толбухинской батареи на котлинской косе начали строить крепость «Святой Александр». А через год - батарею Святого Яна отремонтировали и усилили (её вооружение составляли 15 двадцатичетырёхфунтовых пушек и 12 восемнадцатифунтовых). Но и этих средств защиты было недостаточно.

Строительство на Котлине особенно усилилось после Полтавской победы: стали строить причалы, гавани, магазины, кирпичные дома. Береговые укрепления не могли обеспечить надёжной защиты флота и новой островной колонии. Возведённые гавани вооружались для защиты молодого флота. Так, на стенках Купеческой гавани, было установлено 100 орудий.

В 1721 году после подписания Ништадского мира, Пётр требует защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани от возможных обстрелов со стороны моря. Он повелел усовершенствовать батарею Святого Яна, а затем возвести новую батарею, которую назвали «Цитадель».

Строили форт четыре года солдаты и офицеры Семёновского и Преображенского полков, расположенных на острове Котлин. В 1724 году работы, в основном, были завершены. В «Цитадели» установили 106 орудий. Как и «Новый Кроншлот», форт «Цитадель» строился на ряжах, и имел внутреннюю гавань. Внутри этой гавани расположили на сваях пороховые погреба, которые при перестройке перенесли в брустверы из соображений безопасности.

С различными доделками и ремонтами форт «Цитадель» стоял на защите гаваней и фарватера более 100 лет. Но, деревянно-каменный столетний форт не смог противостоять одному из самых разрушительных наводнений в истории Кронштадта и Санкт-Петербурга. Наводнение 1824 года нанесло огромные разрушения.

Восстанавливать военные сооружения начали именно с форта "Цитадель" и гаваней Кронштадта. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. Проект составил инженер-генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер, работами по возведению форта руководил майор Корпуса путей сообщения А. А. Фуллон.

Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями.

Форт строили очень добротно. Значительно укрепили старое основание с помощью новых свай и бетонного основания. Кладку башни и полубашен выполняли из бутовой плиты, которую облицовывали гранитом со стороны залива. Швы между гранитными блоками шпаклевали специальной мастикой из смолы, извести и конопляного масла, а наружные швы заделывали мастикой из воска, гарпиуса и серы. Толщина стен форта - около двух метров.

Форт возводили 7 лет. 7 сентября 1834 года указом Императора Николая I форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Во время Крымской войны Кронштадтская крепость серьёзно укреплялась. Строились новые форты, вооружались и усовершенствовались те, которые не успевали перестроить. Создавались подводные ряжевые преграды. Но, самым страшным оружием для врага оказались подводные мины. Первая линия защиты из 105 мин была установлена в мае 1854 года между фортами «Император Александр I» и «Павел I», а затем - 60 гальванических мин между фортами «Пётр I» и «Кроншлот». Это была первая в мире минноартиллерийская позиция.

Всё дальше на запад выдвигались сооружения обороны. Были построены форты «Император Александр I», «Павел I», перестраивался форт «Константин», совершенствовались островные укрепления. Форт «Пётр I» стал входить во вторую линию обороны, и использовался, в основном, как главная перевалочная база - к 1870 году были построены дамба, мост и пристань с поворотным краном.

Приказ военного министра 1896 года исключил из состава оборонительных сооружений форт «Пётр I» - появилось новое дальнобойное оружие, фугасные снаряды, которым не могли противостоять даже двухметровые стены форта. Но форт продолжал жить своей размеренной жизнью. В годы переоборудования форта «Александр I» в противочумную лабораторию, форт принимал его вооружение.

В дальнейшем, на форту «Пётр I» не только складировалось вооружение, но и работала лаборатория по взрывчатым веществам. В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.
Форт является одним из культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года.
ВЗЯТО С

Форт Петр I можно отнести к старейшим из дошедших до наших дней фортов Кронштадта. Его история начинается в далеком 1721 году, когда Петр I повел построить на отмели у входа в кронштадтскую гавань батарею «Цитадель».

На строительство форта были брошены солдаты Семеновского и Преображенского полка, и к 1724 году возведение деревянно-земляного укрепления было завершено. «Цитадель» представляла собой двухбастионною батарею, со стен которой на море смотрели 106 орудий.

В последующие сто лет облик «Цитадели» практически не менялся. Только после штормов и наводнений солдаты ремонтировали потрепанное непогодой укрепление. Это довольно наглядно показывает отношение правительства к обороне Кронштадта на протяжение всего XVIII века.

В 1824 году «Цитадель» была почти полностью уничтожена наводнением. Хотя деревянную конструкцию быстро восстановили, власти поняли, что невозможно строить оборону столицу Российской империи на фортах петровской эпохи.

В декабре 1827 года император Николай I распорядился начать замену деревянных конструкций «Цитадели» каменными блоками. Поскольку позиция форта имела первостепенное значение для обороны крепости, стройка шла по частям - сначала разбиралась и перестраивалась в камне одна часть форта, затем строители переходили к другому участку и т.д. Старое основание было укреплено при помощи свай и бетонных блоков. Со стороны залива каменную кладку облицевали гранитом. Толщина стен «Цитадели» составила два метра.

Работы велись по проекту инженер-генерал-лейтенанта Л.Л. Карбоньера (который так же спроектировал форт «Александр I»). Руководил работами майор А.А. Фуллон. По замыслу Карбоньера «Цитадель» становилась позицией пригодной для круговой обороны. Она состояла из башни, соединенной с двумя полубашнями. Гарнизон форта состоял из 422 человек и 97 пушек.

Форт "Петр I", акварель XIX века.

7 сентября 1834 года строительные работы в форте «Цитадель» были завершены. По указу императора Николая Павловича, обновленное укрепление получило название «Император Петр I».

В годы Крымской войны, форт «Петр I» был подготовлен к бою. Между ним и фортом «Кроншлот» было установлено 60 гальванических мин - первая в мире минноартиллерийская позиция. После окончания компании, «Петр I» перешел во вторую линию обороны Кронштадта. К 1870 -ому году форт обзавелся дамбой, подъемным краном и пристанью. Устаревшая позиция стала использоваться как склад и в 1896 году была исключена из состава оборонительных сооружений.

Тем не менее, форт «Петр I» - «Цитадель» и по сей день находится на «военной службе», на его территории сейчас расположены режимные объекты министерства обороны. Какие? Это военная тайна.


Форт «Император Пётр I» ("Цитадель"): немного истории
Первоначальное название форта – «Цитадель». Строительство новой батареи для защиты Кронштадта от угрозы с моря было завершено в 1724 году. В Петровские времена новое укрепление было из дерева с земляными насыпями. На укреплении установили 106 орудий, в возведении участвовали солдаты и офицеры гвардейских Семёновского и Преображенского полков.
«Цитадель», как и «Кроншлот», сильно пострадала от наводнения 1824 г.
Перестройка форта началась в 1927 году по проекту Л.Л.Карбоньера. Было построено новое основание взамен старого, Петровского времени. Вместо деревянного бастиона была возведена каменная башня, а два полубастиона были замены каменными полубашнями.
Внутреннюю гавань защищали каменные куртины, проложенные между бастионами, кроме того, вход в гавань был снабжен раздвижными мостами.
«Цитадель» предназначалась для круговой обороны. Под амбразурами стены «Цитадели» облицевали гранитом, выше куртин – строения кирпичные. Гарнизон форта состоял из более 400 человек. Внутри располагались ядрокалильные печи и погреба для снарядов.
В 1834 г. укрепление «Цитадель» царским указом было переименовано в форт «Император Петр I». В период Крымской войны между фортом «ПетрI» и «Кроншлот» было установлено минное заграждение, такое же – между фортами «Павел I» и «Александр I», форт был вооружен сотней орудий.
Дамба, соединяющая форт с о.Котлин, была построена в 1870 г. К концу 19-го века с развитием артиллерии, новые снаряды пробивали двухметровые стены и форты стали терять свое значение как укреп.сооружения. В 1896 г. «ПетрI» в составе других был исключен из состава оборонительных сооружений.
В начале 20-го века на форте были построены двухэтажные здания и заменены деревянные крыши, на территории форта разместилось минное хранилище. Уже век форт используется военными как склад боеприпасов и является режимным объектом. Любопытствующих ближе 50 метров не подпускают, так что форт остается «Цитаделью».



Форт «Цитадель» (Петр I) — оборонительное сооружение, защищавшее Купеческую гавань с юга. Находится в южной части острова Котлин. Построен в 1724 году. Сегодня является режимным объектом ВМФ (база хранения арсенала), доступ на него запрещен.

В 1705 году Петр I продолжает совершенствовать защиту Кронштадта и Санкт-Петербурга. Уже построенный «Кроншлот» не мог в одиночку сдерживать шведские корабли, поэтому было решено возвести новую береговую батарею, получившую имя Святого Яна. Спустя годы, в 1721-м, ее укрепляют, а затем строят новую — «Цитадель», чтобы обеспечить безопасность кораблей, базирующихся в Купеческой гавани.

К 1724 году основные работы завершились. На вооружении было 106 орудий. Обустроена внутренняя гавань. В последующее столетие он несколько раз перестраивался. Но сильные разрушения ему принесли не сражения, а печально известное наводнение 1824 года.

В 1827 году деревянно-каменную конструкцию начали заменять каменной. При строительстве использовался бетон, мастика из смолы и воска, бутовая плита. Форт «Цитадель» мог вместить 422 человека гарнизона. Через семь лет, когда работы завершились, он был переименован в честь императора Петра I.

С течением времени «Петр I» утратил былое значение, перешел во вторую линию обороны, а в 1896 году он прекратил выполнять оборонительную функцию. В дальнейшем, в советские годы, использовали как склад вооружения и лабораторию по производству взрывчатых веществ.

Как попасть в форт «Петр I»

Доступ на внутреннюю территорию запрещен. Внешний осмотр возможен в рамках морской экскурсии в период навигации. Зимой можно дойти до форта по льду.

В 800 метрах расположен один из самых необычных кронштадтских фортов —