Проводка

Формирование правительства рф алгоритм назначения и прекращения. Порядок назначения и компетенция правительства рф

Формирование правительства рф алгоритм назначения и прекращения. Порядок назначения и компетенция правительства рф

Вопрос 18. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст. 110) оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации .

1. Председатель Правительства – назначается П РФ с согласия ГД.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия ГД из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Предложение о кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления П РФ в должность или отставки ПравРФ, либо не позднее недельного срока со дня отклонения кандидатуры Председателя ПравРФ ГД-ой РФ;

ГД рассматривает кандидатуру Председателя ПравРФ в течение 1 нед. Может принять или отклонить. После трехкратного отклонения П РФ назначает Председателя ПравРФ, распускает ГД и назначает новые выборы.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

Полномочия – ст. 112-113 КРФ:

Не позднее недельного срока после назначения представляет П РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

Предлагает П РФ кандидатуры на должность зампредов ПравРФ и федеральных министров.

Возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

Ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;

Подписывает акты Правительства Российской Федерации;

Представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

Распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Прекращение полномочий .

Освобождается от должности Президентом Российской Федерации :

По заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

В случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения .

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации .

Временное отсутствие Председателя Правительства - обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

2. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации :

участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;

предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Полномочия федеральных министров :

принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;

назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

Процедура формирования правительства и условия его отставки регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации». Конституция Российской Федерации ст.111 // РГ. 1993.25 дек.;

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 7 // СЗ РФ.1997 № 51. Ст. 5712. При этом срок его полномочий в них прямо не указывается. Однако из конституционных формулировок следует, что он определяется сроком полномочий главы государства: перед вновь избранным президентом оно слагает свои полномочия. В современной России имел место факт формирования нового состава правительства в связи с принятием новой Конституции 1993 г. Указ Президента Российской Федерации № 2277 от 23 дек.1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5080. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Формирование правительства проходит в два этапа: назначение председателя и его членов. Глава кабинета назначается президентом с согласия Государственной Думы. Конституция Российской Федерации ст.111 // РГ. 1993.25 дек. Однако в случае трехкратного несогласия Думы с предложенной кандидатурой глава государства вправе ее распустить.

Заместителей главы правительства и федеральных министров назначает президент по предложению самого премьера. Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным. За заместителями председателя и федеральными министрами сохраняется право подать в отставку, которая не повлияет на существование самого правительства в отличие от отставки председателя, освобождение которого от должности влечет автоматическую отставку всего кабинета.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 11 // СЗ РФ.1997 № 51. Ст. 5712.

Срок полномочий и отставка

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные в зависимости от того, кто был ее инициатором. Российская газета. 1993. 25 дек.

Одно из оснований отставки Правительства - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства -- это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это - следствие обострения противоречий между ними.

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

При выражении недоверия Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

И последнее основание отставки - постановка Председателем перед парламентом вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых выборов.

Главу правительства освобождает от должности только президент, согласия Государственной Думы при этом не требуется. Конституция Российской Федерации ст.117 // РГ. 1993.25 дек. Он лишь уведомляет палаты Федерального Собрания и до назначения нового премьера поручает исполнение его полномочий кому-либо из заместителей.

Возможно несколько вариантов, когда премьер может уйти с поста по собственной инициативе: подав заявление об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий. Политическая практика России свидетельствует, что почти всегда инициатива освобождения премьера от должности исходит от главы государства. Из восьми премьеров начиная с 1993 г. только один покинул пост «по собственной инициативе», да и то вследствие избрания президентом. В.В. Путин с 31 декабря 199 г. и.о. Президента РФ, в 2000 г. был избран Президентом РФ

Конституция РФ (ч. 2 ст. 110) устанавливает, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Состав Правительства зависит от системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются Президентом РФ в зависимости от задач исполнительной власти в конкретный исторический период. Членом Правительства РФ может быть только то лицо, которое является федеральным министром. Следовательно, членом Правительства не может быть руководитель федерального агентства или службы. Если согласно утвержденной указом Президента РФ структуре федеральных органов исполнительной власти должность руководителя какого-либо федерального органа исполнительной власти (или структурного подразделения) приравнена к должности федерального министра, в этом случае он вправе быть членом Правительства. Например, руководитель аппарата Правительства РФ является федеральным министром, т. е. членом Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления его деятельности и организует его работу. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение и осуществляют иные полномочия, установленные указанным ФКЗ «О Правительстве РФ». Порядок деятельности членов Правительства в составе Правительства определяется в Регламенте Правительства.

Формирование нового состава Правительства РФ происходит в следующих случаях:

1) когда прошли выборы нового Президента или он переизбран на второй срок, и прежнее Правительство сложило свои полномочия;

2) если Президент принял решение об отставке Правительства (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ);

3) когда само Правительство ставит вопрос об отставке, либо Государственная Дума выражает недоверие Правительству и Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (ч. 1,3,4 ст. 117 Конституции РФ).

В формировании Правительства РФ участвуют два органа: Президент РФ и Государственная Дума. Формирование Правительства начинается с назначения его Председателя. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Стабильность и последовательность политики Правительства обеспечивается поддержкой большинства в парламенте.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.



Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (п. «д»ст. 83 и ч. 2 ст. 112 Конституции РФ).

Особая роль Президента РФ отражена в порядке назначения руководителей ряда федеральных органов. Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 12 и 32) глава государства непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с этим он утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов.

Таким образом, глава государства имеет наиболее широкие конституционные возможности по формированию состава Правительства РФ.

Если в Конституции Российской Федерации сказано (ст. 110), что "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации", то Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» определил, что "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации"

а) Правительство Российской Федерации есть орган государственной власти Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации - особый исполнительный орган, находящийся в силу своей природы в специфических взаимоотношениях с другими государственными органами;

в) Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган, что обусловливает его руководящее местоположение и роль в системе органов исполнительной власти и, соответственно, субординационные отношения (власти и подчинения) с другими исполнительными органами в Российской Федерации. Следовательно:

Политика и акты Правительства обязательны для всех без исключения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией (ст. ст. 71 и 72) к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Решения и действия Правительства в рамках правового регулирования общественных отношений распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления;

Акты Правительства подлежат исполнению администрациями государственных предприятий, учреждений и организаций, а также другими субъектами правоотношений.

Правовую основу деятельности Правительства составляют четыре взаимосвязанных и соподчиненных группы нормативных правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные конституционные законы, часть которых названа в Конституции и которые призваны уточнять и развивать ее положения;

в) федеральные законы, регулирующие основные вопросы жизнедеятельности российского государства и общества;

г) нормативные указы Президента Российской Федерации, которые он полномочен принимать в соответствии с Конституцией.

Порядок формирования Правительства рф

Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Мы уже ранее говорили, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

После назначения председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

Процедура форми­рования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбира­ет по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели, затем проводится тайное или открытое голосование. Для утверждения кандидатуры необходимо большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (канди­датуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Думы Президент назначает Председа­теля Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-ми­нистр, решающее слово принадлежит Президенту. Назначения произ­водит он, издавая указ о составе Правительства РФ.

59.Основания и порядок отставки правительства РФ .

Конституция предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение, учитывая его экстраординарный характер, принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной, т.е. выражает мнение Правительства сложить полномочия досрочно, хотя для этого, как свидетельствует зарубежная практика, всегда имеются весьма серьезные причины и обстоятельства (кризис в экономике, всеобщие забастовки и т.д.). Заметим, что подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления (прошения) Правительства о своей отставке бывают редко. По действующему законодательству отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом, т.е. всех министров и заместителей Председателя Правительства.
Правительство уходит в отставку в полном составе. Закон допускает также возможность ухода в отставку отдельных членов Правительства по личной просьбе. Однако персональная отставка министра (или нескольких министров) не влечет за собой отставки всего Правительства и, в принципе, должна рассматриваться как нормальное явление в государственной службе.
Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это - следствие обострения противоречий между ними. На практике бывают случаи, когда Правительство не желает уходить в отставку добровольно или Президент не предложил такого «дипломатического» способа отставки по собственному желанию. Отставка Правительства по решению Президента (п.2 ст.117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. Раньше по Закону «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» (ст.11) решение об отставке Правительства по инициативе Президента принималось им с согласия парламента. В этом случае в известном смысле можно говорить о подотчетности Правительства Президенту (так и было записано в ст.122 прежней Конституции).
Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания) - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. В этом отношении можно говорить об ответственности Правительства перед Государственной Думой на условиях, предусмотренных п.3 и 4 ст.117. По Конституции пределы этой ответственности фактически определяются Президентом. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.
Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно ст.141 Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Регламентом определено, что Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.
Процедура обсуждения в Государственной Думе предложения о недоверии Правительству предусматривает определенную последовательность действий с целью исключить автоматизм и предвзятость при голосовании. Для этого в Регламенте (ст.142) зафиксированы, в частности:
- право Председателя Правительства выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству; возможность для депутатов задать вопросы Председателю и членам Правительства и лично высказаться за выражение доверия Правительству или против этого; преимущественное право на выступление представителей фракций и депутатских групп;
- право Председателя и членов Правительства получать слово для справки в ходе обсуждения, но не более трех минут.
Если по вопросу о даче согласия на назначение Председателя Правительства проводится тайное голосование (ст.138 Регламента Государственной Думы), то о выражении недоверия Правительству проводится открытое голосование, причем палата вправе принять решение о поименном голосовании (ст.143 Регламента). Отметим, что постановление Государственной Думы о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Аналогичный порядок голосования применяется и при вынесении решения по вопросу о доверии Правительству (ч.4 ст.117), поставленному Председателем Правительства, с той разницей, что депутатское большинство здесь означает вотум доверия, в отличие от выражения недоверия, которое инициируется в первом случае самой палатой.
Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем обратим внимание на такой существенный факт. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, упомянутым в ст.117, в течение года после ее избрания. Следовательно, в этот период у Президента нет альтернативы выбора - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы. В течение первого года возможна только отставка Правительства. Однако после годичного срока досрочный роспуск будет весьма реальным для Государственной Думы в случае неодобрения ею деятельности Правительства.
И, наконец, последнее основание отставки - постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта.
В отечественной практике первый случай постановки Правительством вопроса о доверии ему был ответным его шагом на решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству на основании ч.3 настоящей статьи. Если сравнить сроки возможного роспуска Государственной Думы по основаниям, предусмотренным ч.3 и 4, и заявление Президента о поддержке Правительства, то правовая сторона таких действий выглядит достаточно безупречной, поскольку ч.3 и 4 этой статьи не исключают различных вариантов их применения. Статья 145 Регламента Государственной Думы предусматривает рассмотрение этого вопроса в первоочередном порядке в течение 10 дней со дня внесения Председателем Правительства представления о доверии. Отказ в доверии Правительству в этой ситуации означал бы, что в последующие 7 дней роспуск Государственной Думы был бы неизбежен.
В государствах с парламентской или смешанной (парламентско-президентской) формой правления получение доверия парламента является естественным шагом правительства, ибо без мандата доверия парламента осуществление правительством своей программы всегда может быть блокировано депутатским корпусом. В зарубежных странах по установившейся процедуре на одобрение парламента представляется программа правительства, где определяются основные направления его деятельности. «Правительство должно получить доверие обеих палат» - таков конституционный постулат, выражающий взаимоотношения парламента и правительства (ст.94 Конституции Италии). Премьер-министр после обсуждения в Совете Министров ставит в Национальном Собрании вопрос о доверии Правительству, требуя одобрения его программы или, в случае необходимости, одобрения декларации общей политики (ст.49 Конституции Франции).
Выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, даже его отставка формально не обязывают Президента немедленно представить на утверждение парламента новый состав Правительства. Речь может идти лишь о кандидатуре Председателя Правительства, для назначения которого, как известно, требуется согласие Государственной Думы. Причем в Конституции не указан срок, в течение которого Президент обязан сформировать новое Правительство, а сказано только о том, что в случае отставки Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Недоговоренность о сроке формирования нового Правительства, имеющаяся в Основном Законе Российской Федерации, может затянуть процесс обновления руководства исполнительной власти, что не отвечает интересам государства и общества.
В российском законодательстве пока не закреплена процедура отставки Правительства, что может отрицательно сказаться на практическом решении этого вопроса в парламенте. Во-первых, представляется необходимым получить четкий ответ на последствия отставки Правительства. Должен ли Президент представить Государственной Думе новый состав Правительства или весь процесс ограничивается лишь дачей согласия парламента на назначение главы Правительства? Заметим, что по проекту Конституции (одобренному Конституционным Совещанием 12 июня 1993г.) первоначально предусматривалось, что в случае отставки Правительства Президент в двухнедельный срок представляет Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства. Во-вторых, необходимо уточнить сроки рассмотрения вопроса о доверии Правительству.
В большинстве стран между постановкой вопроса о доверии правительству и рассмотрением его в парламенте существует определенный, но весьма непродолжительный срок для переговоров и консультаций между сторонами (не менее 48 часов).

60.Система и порядок формирования законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ .

Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Статья 2. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Статья 3. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат.
Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации.

Статья 4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Статья 5. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатур для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

Статья 7. Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);
б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Статья 8. Решения об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений.
В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Статья 9. Полномочия члена Совета Федерации, избранного (назначенного) в соответствии с настоящим Федеральным законом, начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 11. Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.
Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия после вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) в установленном этим Федеральным законом порядке членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, но не позднее 1 января 2002 года.
Со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия членов Совета Федерации - представителей по должности от соответствующих субъектов Российской Федерации прекращаются.

Статья 12. На членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с настоящим Федеральным законом, распространяются положения, установленные пунктами "а", "б" и "в" части второй статьи 4, частями первой и второй статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466).

Статья 13. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 5 декабря 1995 года N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4869).

Статья 14. Рекомендовать Президенту Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона представить в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений и дополнений в целях обеспечения эффективной деятельности и взаимодействия органов государственной власти.

Статья 15. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Предложить законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Федерального закона.

61.Система и порядок формирования органов власти и муниципальных образований .

1. Возникновение и развитие представительных органов власти в России в дооктябрьский период.
В процессе становления отечественной государственности изначально формировались и соседствовали друг с другом две ведущие тенденции: великокняжеская, самодержавная, и общинная, земско-соборная, демократическая.

На всем протяжении политико-правовой истории России можно с известной долей условности наблюдать их параллельное движение: князь, его дружина и народное вече, избиравшее должностных лиц; атаман и казачий круг, определявший направление деятельности казачьего сословия; самодержец и Земские соборы как «Совет всея Земли»; император и Государственная Дума как попытка представить классы и сословия всего общества; Генеральный секретарь монопольной правящей партии и сама партия, Советы народных депутатов, по-своему стремившиеся к отстаиванию интересов человека труда, всего общества.

Избирательная кампания 1993 года началась в драматический период истории страны, когда была поставлена под сомнение стабильность общества и государства. Прекращение деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», экстренное назначение выборов в новый законодательный (представительный) орган государственной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации на 12 декабря 1993 года – всем этим были обусловлены максимально сжатые сроки проведения избирательной кампании. К тому же выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой российской Конституции, представленному Президентом Российской Федерации.

Уникальность ситуации заключалась и в том, что основы новой российской государственности, система избирательных комиссий, их полномочия, правовая база первых многопартийных выборов создавались, что называется, «на марше». Как показала практика, именно всенародное голосование и выборы стали главным консолидирующим фактором общественной жизни.

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район,городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.


Похожая информация.