Проводка

Дома в древнем риме описание. Римские жилища

Дома в древнем риме описание. Римские жилища

Сергеенко М.Е.

Лет 50 назад считалось, что помпейский дом дает верное представление о доме больших италийских городов, о римском в первую очередь. От этой мысли заставили отказаться раскопки в Остии. Теперь известно, что было два типа италийского дома: дом-особняк, domus, и хижина, taberna – жилье бедняка. И родословная этих домов, и характер их очень различны. Италийский городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы простого первоначального типа, который в основном сохранился даже в позднейших villae rusticae, раскопанных под Помпеями.

Эта деревенская усадьба представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Это место, естественно, должно находиться под особым и постоянным надзором: на него прямо и смотрит жилье, где всегда есть кто-либо из хозяев, чаще всего, конечно, занятая хлопотами по дому хозяйка.

В каждом хозяйстве есть вещи, которые хорошо иметь под руками, которые не стоят того, чтобы их держать под замком, но за которыми все же надо приглядывать хозяйским глазом. В старом дворе украинского крестьянина местом для таких вещей был трехстенный, с четвертой стороны совершенно открытый, сарай – поветь. У италийского хозяина таких поветей было две и устраивал он их рядом с собственной горницей, чтобы не повадно было брать что не следует и кому не следует. Над всеми строениями – над жильем, над хлевами и сараями – шел, по обычаю южных [с.58] стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал и людей, и животных, и самые стены от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Сельский житель, переселившись в город, принес туда и привычную планировку жилья, но город предъявил ему и свои требования. Он прежде всего был скуп на место; лепясь обычно на какой-нибудь возвышенности, сжатый тесным поясом стен, город берег каждый клочок земли. Новому горожанину приходилось считаться с этой скупостью: если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник – италийцу трудно было жить без цветов и зелени, – он должен был экономить на жилой площади, и тут весьма кстати оказалось то обстоятельство, что большой двор в городе вовсе не нужен; превратить его в жилое помещение было и разумно, и практично. Над двором навели крышу, в которой оставили большой проем: вновь созданная комната (атрий) должна была оставаться для остального жилья тем же, чем был для сельской усадьбы двор – световым колодцем. Старая хозяйская горница оказалась как бы своего рода глубокой нишей, смотревшей на атрий: тут остались хозяйское ложе – lectus adversus ("ложе против дверей"), названное так по месту, где оно стояло, и ткацкий станок, который вскоре, однако, по недостатку света в этой комнате, передвинули подальше в самый атрий. Рядом с обеих сторон остались открытые помещения – прежние повети, получившие, а может быть, сохранившие старое название "крыльев" (alae), а за ними, по остальным трем сторонам атрия, расположились, как было и раньше, комнаты разного назначения 1 .

Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубочайшее влияние на всю жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, умно и заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Достаточно взглянуть на старый италийский дом, чтобы увидеть, как мало он приспособлен для этой личной и домашней жизни: он весь, если можно так выразиться, на людях. Если его хозяин занимает видное место, если он магистрат или просто деловой человек, то он будет целый день на виду и в людской сутолоке. Ни ему, ни его домашним [с.59] негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укореняется убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища.

Слово "переделка", правда, в данном случае не совсем подходит; старый дом остается в полной неприкосновенности, к нему только прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой половины выходят в портики, которые с двух или с трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Здесь средоточие домашней, семейной жизни; здесь обычно проводят время женщины; сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу (otium), которым так дорожили римляне и который они так умели ценить.

Остановимся немного на истории отдельных комнат.

В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, цистерна с дождевой водой; поить скот, мыться, готовить пищу – для всех первостепенных надобностей, житейских и хозяйских, ее нужно иметь тут же под рукой. В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) пищу готовили во дворе, где поблизости от воды складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали.

Атрий, прямой наследник двора, в течение долгого времени сохранял все это оборудование. Под проемом в крыше (он назывался комплювием) устроен был неглубокий водоем (имплювий), куда с четырех обращенных внутрь скатов проема сбегала дождевая вода. Ею очень дорожили: вспомним, что водопроводов еще не было, копать колодцы было делом трудным, ходить к реке или источнику не всегда было легко и удобно. Дождевая вода сама давалась в руки, следовало только собрать и сберечь эту драгоценную влагу 2 . Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом; ее черпали оттуда через отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца. Имелся еще сток: через него спускали на улицу грязную и застоявшуюся воду. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым [с.60] вытягивало наружу. И стол, который мы уже видели во дворе, остался и в атрии.

Атрий – тоже по наследству старого двора – неизменно удерживал прежний большой размер. В "италийской" половине дома это самая большая комната, которая в течение долгого времени оставалась местом, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой, посидеть на досуге; здесь приносили жертву Ларам, здесь держали ящик с деньгами. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики 3 . Если дом был вообще царством хозяйки, то атрий стал тем местом, откуда она им правила, за всем следя, ничего не упуская из виду, собирая вокруг всю семью. Здесь она работала вместе со своими дочерьми и служанками, занимаясь пряжей, тканьем и прочим женским рукоделием, Здесь застали за веретеном Лукрецию ее муж и его друзья, неожиданно прискакавшие в Рим из-под осажденной Ардеи, чтоб проверить, чем в их отсутствие занимаются их жены. Образ хозяйки, которая у очага вместе со своими помощницами "занята шерстью", навсегда остался в сердце италийца как символ домашнего мира, довольства и уюта.

Время шло, менялись нравы, изменился весь облик дома и назначение его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атрия. Когда к дому пристроили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в этой половине. Для приготовления пищи отвели особое место – кухню, туда перенесли очаг, и часто там же устраивали нишу для Ларов. Ткацкий станок совсем убрали: "занятие шерстью" перестало быть обязательным для хозяйки. Атрий уже в I в. до н.э. превратился в самую парадную и официальную комнату. Размеры атрия иногда увеличивают настолько, что для поддержки крыши ставят колонны, или четыре, по одной в каждом углу комплювия (atrium tetrastylum – "четырехколонный атрий"), или даже больше: в доме Эпидия Руфа в Помпеях стояло 16 колонн. Такие многоколонные атрии назывались почему-то "коринфскими". Атрии, в которых размеры комплювия очень сокращали, превращая его иногда в узкую щель и делая крышу так, чтобы дождевая вода стекала с нее наружу, назывались atria displuviata.

В атрии принимают тех посетителей, которых не хотят ввести [с.61] в круг своей семьи; тут ведут деловые разговоры и беседуют по обязанности. Здесь собираются клиенты, которым положено каждое утро являться к патрону, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Эпитеты "гордый", "надменный" становятся теперь обычными для атрия. От обстановки старого атрия остался только денежный ящик, и еще долгое время здесь стоял стол, именовавшийся картибулом, – Варрон в детстве помнил его во многих римских домах.

Глубокая ниша в атрии, заменившая хозяйскую спальню, считаясь частью атрия, долгое время не имела особого названия. С течением времени хозяева перебрались из этой ниши в отдельные спальни; ниша получила название таблина (tablinum) и превратилась в кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы 4 . Память о том, что когда-то это была комната, откуда хозяйка держала под наблюдением весь дом, прочно сохранилась: в таблине, как правило, нет дверей: его отделяет от атрия либо занавеска, которую можно задергивать и отдергивать, либо низенький парапет.

До какой степени италийский дом берег наследство деревенского двора, об этом особенно ясно свидетельствуют "крылья" – бывшие повети, очень удобные в обиходе деревенского хозяйства, никчемные в городском быту и тем не менее сохраняемые. В аристократических римских домах здесь ставили изображения предков, но если изображений не было, то хозяева решительно не знали, что делать с этими открытыми комнатами. В Помпеях сюда иногда ставят шкаф, иногда превращают "крыло" в кладовушку, вделывая полки в стены, иногда устраивают здесь часовенку для Ларов, иногда пробуют занять под спальню или столовую, но дверей почти никогда не ставят.

Атриумно-перистильный дом

Городской италийский дом развился из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Его прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми хозяйственными постройками. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум , в перекрытии которого оставляли большой проем, под ним находился очаг. От его дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения атер - значит черный. Через этот же проем освещались внутренние части дома, т. к. здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами и было похоже на маленькую крепость. Атриум был центром и самым священным местом дома здесь готовили пищу, здесь хозяйка занималась домашними делами, здесь происходили все важные семейные церемонии, - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум ) и столовая (триклинум). В боковых частях атрия (алае -крылья) стояли шкафы и божница с изображением ларов - домашних богов. По периметру дворика располагались темные каморки-спальни (кубикулы), кладовые,ванная и пр. В задней части дома находился огород (хортус). Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. н. э. Греции, когда римляне познакомились с планировкой греческого дома, с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атрия, римский эклектизм объединил его с эллинским перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, погибшей в 79 г. н. э. от извержения Везувия. Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру жилища античного периода. Планировка дома отличалась строгой симметрией, проходящей через центр дома. Функционально дом делился на две части официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум - торжественная приемная, парадный зал. Коптящий очаг из него перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн - (писцина ), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне - статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были одна кабинетом (таблинум ), другая - столовой (триклиний ). Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали близких друзей. Внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой - перистилем, стал обязательной частью богатого дома. Вокруг атриума и перистиля располагались спальни (кубикулум), кухни, бани, и другие подсобные помещения. В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника (целла ), стойла, каретный сарай и т. п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В этих торгово-ремесленных заведениях иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны.

(лат. insula - остров; отдельно стоящее здание) многоэтажный и многоквартирный дом для средних слоев населения древнего Рима, уже в I в. н.э. достигавшего 1 млн. чел. Во II-III вв. н.э. оно было ещё больше. В городе насчитывалось 46.602 коммунальных дома - инсулы. В условиях дороговизны земельных участков в Риме домовладельцы, сдававшие жильё внаём, старались строить как можно выше. Достигая высоты 21,90 м, дома имели 4-5 этажей. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. В первом этаже размещались мастерские и лавки (таберны). Состоятельные люди снимали целый этаж. Бедняки ютились на верхних этажах, поднимаясь на двести ступеней до своей комнаты, и входили в неё согнувшись, так низки были потолки в этих небольших, плохо освещённых помещениях с общим коридором. Спекуляция такими домами была распространённым явлением. Домовладельцы сдавали инсулы арендаторам, а те по частям передавали помещения более мелким съёмщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме.

Познакомимся ближе с некоторыми из остийских инсул. Следует помнить, что одинаковые по основным своим чертам инсулы и по своему плану, и по своей величине были очень разнообразны и предназначались для жильцов разного общественного положения и состояния. Были дома, выстроенные с расчетом на богатых съемщиков. Таковы, например Дом с Триклиниями, большой открытый двор которого (12.10x7.15 м), окруженный портиком, напоминает перистиль; Дом Муз с квартирой в двенадцать комнат в первом этаже, с фресками и мозаиками, которые выполнены первоклассными мастерами; Дом Диоскуров, одна из самых боль-

Рис. 27. Планы остийских инсул. А - план жилого массива, расположенного в саду; Б - Дом с Расписными Сводами (G.Calza - G. Becatti. Ostia, стр. 127). В - Дом малютки Вакха (1), Дом с Картинами (2), Дом Юпитера и Ганимеда (3) (R. M е i g g s. Roman Ostia, рис. 14)

ших и красивых остийских инсул, единственная из доселе раскопанных, в которой есть своя баня. В том же районе, тихом, удаленном от делового шума и торговой суетни, в середине большого сада расположены два длинных жилых массива, разделенных

узким сквозным проходом. В каждом из трех этажей (лавок и мастерских в нижнем не было) находилось по две квартиры, обращенных в противоположные стороны и распланированных совершенно одинаково: в каждой имелось по две больших комнаты, в противоположных концах квартиры, по три меньших (одна совсем маленькая - 9 м2) и длинный, довольно просторный коридор. Площадь всей квартиры около 200 м2 (рис. 27 , А). Если жильцы этих квартир были и победнее обитателей Дома Диоскуров, то людьми состоятельными они, конечно, были. Скромнее квартиры в Доме с Желтыми Стенами и в Доме с Граффито: они занимают площадь около 160 м2 и имеют только по четыре комнаты. Интересен жилой массив, в состав которого входят три дома: Дом малютки Вакха, Дом с Картинами и Дом Юпитера и Ганимеда. Строитель располагал большой площадью (70x27 м), но так как с восточной и северной стороны его постройку заслоняли другие дома, то он расположил свою инсулу в виде опрокинутой буквы «Г», а пространство, оставшееся свободным, использовал под сад. Планировка квартир в Доме малютки Вакха и в Доме с Картинами иная, чем в домах, которые мы только что рассматривали: каждая квартира смотрит здесь не на одну сторону, а на две - на улицу и в сад - и состоит из шести комнат, кухни и маленького коридорчика (вся площадь 170 м2). В Доме Юпитера и Ганимеда (угловом) по фасаду идут лавки, а за ними находится жилое помещение из трех комнат с кухней; световым колодцем служит для него двор А. Это помещение уже никак не назовешь роскошным: и площадь его меньше (около 100 м2), и оно темновато (рис. 27, В). Двусторонними были квартиры в Доме с Расписными Сводами, интересные по своей «коридорной системе»: с одной стороны расположены комнаты, непроходные, с выходом только в коридор, с другой - тоже непроходные, целиком открытые на другой коридор, с тремя выходами и окнами на первый (рис. 27 , Б). В инсулах обычно можно отчетливо выделить отдельные квартиры, но бывает так, что квартира занимает не только один этаж, но и часть следующего, как например в Доме с Расписными Сводами (рис. 28 ). Квартиры в инсулах можно было переделывать с целью увеличения или уменьшения их. В Доме с Расписным Потолком квартира в первом этаже (типа «односторонней» квартиры) располагала по первоначальному плану пятью комнатами внизу и еще сколькими-то комнатами наверху, с которыми ее соединяла внутренняя лестница. Потом эту лестницу сломали и разделили нижнюю квартиру глухой стеной на две части: получилось два помещения скромных размеров (по тогдашним понятиям) -90 и 60 м2. В Доме Юпитера и Ганимеда, наоборот, квартира, занимавшая первоначально только первый этаж, была затем соединена внутренней лестницей с какими-то комнатами во втором этаже.

Виллы: вилла-рустика и вилла-урбано

Появление вилл богачей имело различные причины. Это объясняется и крайним обогащением верхушки римского общества, и ростом индивидуализма, и стремлением к уединению среди природы, и возросшим шумом и теснотой городской жизни. Витрувий различает villa rustica - сельскую виллу, имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa peurbana - городскую виллу, предназначенную для отдыха и развлечений. Последние в большом количестве размещались на побережье Неаполитанского залива. Лучше других сохранились «Вилла мистерий» (рис. на стр. 303) , «Вилла Диомеда» (обе близ Помпей), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н. э. Виллы эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.

Вилла мистерий

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами.

Императорский дворец на Палатине

Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.).

П
лан Палатина

Дворец Домициана

Архитектура Древнего Рима была очень разнообразная. Этому свидетельствуют остатки строений, найденные учеными археологами в различных местах, где обитали Римляне. И находки эти говорят о том, что дома в Древнем Риме были самые разные.

Строительная наука была уже достаточно развита, и позволяла строить многоэтажные здания. О таких строениях и поговорим в этой статье.

Зачем строили многоэтажные дома в Древнем Риме?

Как не удивительно, но и несколько тысяч лет назад уже был свой рынок аренды недвижимости, который во многом схож с современным. По этому, считалось целесообразным строить дома в несколько этажей, что бы уместить в них как можно больше людей.

Интересным фактом же является то, что в одном таком доме более бедный слой населения соседствовал с богатым. Просто жили они на разных этажах.

Богатые люди в Древнем Риме предпочитали располагаться на первых этажах – они были более комфортабельными и просторными. Очень часто такие помещения арендовали под торговые лавки.

На верхних этажах, которых могло быть не менее трех, расселялись бедные люди, которые не могли себе позволить платить много. Обычно такие квартирки и комнаты имели маленькую жилую площадь с низкими потолками.

Сколько стоила аренда дома в Древнем Риме?

Цены были заоблачными по меркам тех времен. Надпись на надгробной мраморной плите найденной археологами, гласит о том, что смерть — освободила человека от заботы оплачивать жилье. При среднем заработке в одну тысячу сестерциев в год для бедного слоя населения, цена скромной комнатушки составляла около двух тысяч сестерциев. Что касается Сенаторов, то они могли позволить себе снимать дом в пределах шести тысяч сестерциев. В пригороде же, по данным ученых, скромное жилье стоило в среднем пятьсот сестерциев.

Как строились Древнеримские дома?

Строили такие «прибыльные» дома в основном из бутовой кладки, а так же обожженного и высушенного кирпича. Обожженный кирпич был более качественным и дорогим. По этому, для удешевления строительства в большинстве случаев использовали высушенный кирпич. В качестве перегородок этажей использовалось дерево. Кровлей служила черепица.

В отдельных случаях использовался и мрамор, но это, разумеется, удовольствие для богатых и привередливых Римлян.

Или под дом в Древнем Риме служил вышеупомянутый бут. Его плотно укладывали и заливали раствором, который, между прочим, был близок по своим свойствам к современным цементным смесям высокого качества. Такие цементные смеси получали в результате смешивания известково-пуццолановых веществ с гашеной известью. Высыхала она долго, но в результате отличалась высокой влагостойкостью и прочностью.

Из-за не качественных строительных работ и материалов, что было частым явлением в постройке прибыльных домов, возникали обвалы и пожары. А из-за слишком близкого расположения домов друг к другу, возникали масштабные пожары. Видимо уже тогда, жажда к деньгам превосходствовала над элементарными мерами безопасности.

Вот так и жили люди в Древнем Риме. Строили дома, сдавали их в аренду, и горя не знали. Приблизительно, все как и сейчас 😉

Похожие новости:


Сентябрь 21, 2018

Подземелья Вечного города представляют собой настоящую сокровищницу для любителей античности и любопытных исследователей архитектуры древнего Рима. Ведь сам город стоит на руинах вековых построек: римских домов, языческих храмов, продовольственных складов и даже целых стадионов ! То, что можно увидеть сегодня на поверхности - всего лишь малая часть того, чем богат этот поистине Великий Город. Прогуливаясь по улочкам огромного мегаполиса, мало кто может себе представить, что на самом деле скрывается под толщей многовековой пыли.

В данной статье речь пойдет об одной из самых крупных археологических находок – римских жилых домах , найденных на холме Целий, недалеко от Цирка Массимо.

Целий и римские жилые дома

Архитектура древнего Рима – это не только Колизей, императорские дворцы, грандиозные термы и языческие храмы. Простые дома обыкновенных жителей тоже являются частью истории градостроительства и неотъемлемой составляющей городского пейзажа древнего мира. Какими же были жилые дома римлян?

На сегодняшний день археологический комплекс представляет собой 20 разнообразных помещений, в тринадцати из которых можно увидеть фрагменты сохранившихся древних фресок. Помимо этого, в конструкции данных античных сооружений прослеживается несколько структурных слоев, относящихся не только к разным эпохам, но и отличающихся своим предназначением.

Самый древний слой данного комплекса говорит о том, что изначально на этом месте располагались два жилых дома. Один из них, построенный ориентировочно в начале II века н.э., представлял собой большую виллу с приватными термами на первом и хозяйскими покоями на втором этаже. Другое сооружение, так называемая инсула, возведенная веком позже, можно назвать типичным примером городской архитектуры древнего Рима : торговые лавки на первом этаже и жилые комнаты, сдававшиеся в аренду, на последующих.

В конце III – начале IV века здания были объединены и переоборудованы в роскошный домус , а интерьеры украшены фресками. Однако новая вилла была предназначена не только для проживания одной семьи. Хозяйские покои располагались на первом этаже здания, на остальных же находились небольшие апартаменты, сдававшиеся в аренду семьям с небольшим достатком.

Во второй половине IV века, согласно легенде, здесь проживали братья Джованни и Паоло, пострадавшие за свои религиозные убеждения и почитаемые в образе святых мучеников.

Начиная с V века, после основания базилики, названной в их честь, некоторые помещения домуса пришли в запустение, другие были засыпаны землей, послужив тем самым фундаментом для возведения самой церкви.

Древние фрески римских домов на Целии

Фрески, фрагменты которых и сегодня можно увидеть на стенах древних римских домов на Целии, также относятся к разным историческим эпохам. Таким образом, данные росписи представляют не только высокий художественный интерес, но и раскрывают важнейший период в истории Церкви – переход от язычества к христианству.


Богатые римляне имели отдельные городские дома, называвшиеся домус. Они были одноэтажными или двухэтажными. Через вестибюль посетитель попадал в самое большое центральное помещение дома. Оно называлось атрий. В атрии патрон принимал клиентов, вел переговоры, заключал сделки. В центре крыши было большое отверстие, а под ним - красивый бассейн для сбора дождевой воды. Стены атрия украшали восковые маски знаменитых предков хозяина дома. Жилые помещения - кухня, столовая, кабинет, спальни - размещались с трех сторон атрия и на втором этаже. Излюбленным местом отдыха всей семьи бьт перистиль, небольшой сад с кустарником, цветами, фонтанами, окруженный красивой колоннадой. Он располагался в конце дома, подальше от шумного атрия.

Римская улица. Реконструкция
Атрий

Перистиль

Подавляющее большинство римлян жило в многоэтажных домах, называвшихся инсулами. Римляне научились строить шести- и даже девятиэтажные дома. На первом этаже размещались мастерские ремесленников, лавки купцов, кабачки и таверны. На втором этаже зажиточные римляне снимали многокомнатные квартиры. Чем выше этаж, тем беднее были люди, жившие там. Все приходилось поднимать на себе - воду, вещи, продукты. Не было ни канализации, ни отопления. Инсулы часто строились из некачественного материала и к тому же поспешно. Поэтому они часто рушились. Гибли десятки и сотни людей. Но еще более страшным бедствием были пожары, во время которых выгорали целые районы Рима.

Одежда римлян во многом была похожа на одежду древних греков. Она изготавливалась из шерсти и льна. Римляне не кроили одежду. Скроенная одежда была признаком варварства. Основными видами мужской одежды были туника и тога.
Туника делалась из двух прямоугольных кусков материи, сшитых по бокам. Ее надевали на голое тело. Она была домашней одеждой, появиться в обществе в одной тунике было неприлично.
Тога - официальная одежда римских граждан. Ее имели право носить только граждане Рима. Тога - это большой кусок шерстяной материи. Правильно надеть тогу было большим искусством, поэтому мужчины часто прибегали к помощи рабов и домочадцев. Тоги с широкой пурпурной каймой носили сенаторы.
В повседневной жизни римляне, особенно ремесленники и крестьяне, носили плащи разных видов.
Женщины поверх туники надевали столу, длинное платье без рукавов. Стола была домашней одеждой. На улице и в обществе поверх столы римлянки надевали паллу - кусок материи, в который заворачивались разным способом, иногда накидывая край ткани на голову.


Одежда римлян

Цветом официальной одежды был белый, но плащи и паллы часто окрашивали в самые разные цвета.

Еще по теме Римский дом:

  1. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  2. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.