Проводка

Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке (не сохранился). Блог татьяны гайдук Доходные дома Волоцких

Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке (не сохранился). Блог татьяны гайдук Доходные дома Волоцких

Трёхпрудный переулок расположился в центре Москвы между Большим Палашёвским и Благовещенским пер.

Переулок назван по расположению близ трёх прудов, находившихся в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте и известных как Патриаршие пруды. В начале XIX в. два пруда были засыпаны.

Read the post in English

Марина Цветаева писала о нем:
Ты, чьи сны ещё непробудны,
Чьи движенья ещё тихи,
В переулок сходи Трёхпрудный,
Если любишь мои стихи.

О, как солнечно и как звёздно
Начат жизненный первый том,
Умоляю - пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!

Будет скоро мир тот погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.

Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи Трёхпрудный,
В эту душу моей души.

ОВД Тверской ЦАО – паспортно-визовое отделение. Бывшее 108-е отделение милиции, бывший 4-й отдел 3-го РУВД - здесь снимался фильм "На углу у Патриарших"

Министр МВД Колокольцев начинал здесь свою трудовую деятельность.

В этом доме в 1892-1927 гг. жил великий актер Малого театра А.И. Южин-Сумбатов. О чем говорит соответствующая табличка.

Принадлежал очень яркому и своеобразному архитектору С. М. Гончарову (доходный дом в Благовещенском, д.3).В кон. XIX - нач. XX вв. здесь жила его дочь художница Наталья Гончарова и ее муж - художник Михаил Ларионов. У них часто собирались художники, бывали С. Дягилев, А. Лентулов, И.Машков, П. Кончаловский и другие. Тут же, по сведениям справочника «Вся Москва» за 1917 г., был и трактир некой Ананьевой.

Данных об этом доме к сожалению нет.

Великолепный кирпичный дом с шикарными балконами

«Дом со скворечником» (доходный дом Э. К. Нирнзее)

Построен в 1911 г.
Этот дом Э. К. Нирнзее строил для себя. Угол дома выделил с помощью гигантского «скворечника» с полукруглыми окнами, что послужило причиной того, что за постройкой закрепилось оригинальное название «Дом со скворечником». В квартире № 26 этого дома жил архитектор Л. М. Поляков (1906-1965), мастер сталинского ампира, автор гостиницы «Ленинградская».
Здесь жили артист С. В. Айдаров, художник М. В. Куприянов, актриса Л. М. Гурченко (до 2004 г.).

Вот, что пишет один из жильцов дома: "В этом доме до конца 70-х жили наши родственники, я часто у них бывала и иногда ночевать оставалась. Квартира была коммунальная естественно и в самой интересной комнате, той что с шестью окнами, к моему глубокому разочарованию жили не родственники, а зубной врач из стоматологии на Садовой тетя Оля. Эта тетя Оля была одинока, бездетна и меня частенько зазывала к себе на чай с конфетами (конфеты по роду деятельности у нее всегда водились самые вкусные). Мне ее комната казалась дворцом, столько окон в одном помещении я никогда не видела! Но тетя Оля очень не любила эту комнату, считала ее неудобной и мечтала об отдельной однушке "хоть где!".

Родственники же наши занимали две смежные комнаты. Была еще одна комната совсем маленькая (предназначалась скорее всего для прислуги), там сначала дворничиха татарочка жила, но потом ей квартиру дали и комната стояла пустая, использовалась жильцами как кладовка и "спальня" для гостей. Вот там я и ночевала и окошко это вижу на фото;) Утром в открытое окно доносился щебет птиц, а гул с улицы Горького был где-то далеко-далеко. Бабуля наша ходила на пруды (тогда Пионерские), сидела там на лавочках с такими же как она осколками старины - в шляпках, в нитяных перчатках, летом в жару даже с веерами! И в самом доме полно было таких старушек. Одну звали очень странно: Вакса. Запомнила, потому, что бабушка с ней дружила и я даже в гостях у этой Ваксы была.

На кухне была огромная неработающая печка. И несколько старинных полок для посуды. И на стене висел огромный латунный таз для варки варенья, которым пользовались все жильцы, он был ничейный, остался со старых времен. Но самое невероятной для меня вещью в кухне был выход на черный ход - старинная толстенная кривоватая дверь с засовами, которой никто конечно же уже не пользовался.

Не помню была ли ванна. Помню умывальник, а за ним дверь в туалет, т.е. что бы попасть в туалет, сначала надо было пройти через эту комнатку с раковиной для умывания.

Перед олимпиадой дом расселили типа на капремонт. Родственники наши получили двухкомнатную квартиру в Строгино, которое только начинали застраивать, где и живут до сих пор. А в этот дом вернулся только актер Каюров с семьей, остальных не пустили, хотя многие готовы были в свои родные коммуналки вернуться."

Дом бывшего кооператива «Творчество»

Раньше на этом месте стоял дом, в котором родилась и выросла Марина Цветаева.
Дом был построен в 1838 г. и перешел к ее отцу И. В. Цветаеву как приданое его первой жены, дочери историка Д. И. Иловайского. Сам Цветаев, известный искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств, прожил здесь до кончины в 1913 г. Дочь его, Анастасия Цветаева, так описывала этот дом: "С улицы... одноэтажный, деревянный, крашенный - сколько помню его, с 1897 года - коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь, и калиткой с кольцом; нажав его, входили в немощенный, летом зеленый двор, мостки вели к полосатому, красному с белым парадному, - над ним шли антресоли".

Во время первой мировой войны дом передали под лазарет, а в 1926 г. на его месте началось строительство жилого дома для кооператива "Творчество" по проекту М. Е. Приемышева, который в 1948 г. был надстроен, а фасад по новой тогда моде "обогащен" декоративными деталями (архитектор Д. Д. Булгаков). Как пророчески писала Марина Цветаева:

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей...

1930 Дом Садовских - актерская династия.

Одно из зданий БЦ «На Трёхпрудном»

Бывшая скоропечатня А.А. Левенсона. Здание построено с применением новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса в производственных корпусах, позволившего создать в цехах большие открытые пространства. Помимо того, что это уникальный памятник архитектуры, сама типография внесла большой вклад в развитие русской культуры: именно здесь увидела свет первая книга Антона Павловича Чехова, были напечатаны книги Ивана Алексеевича Бунина, здесь же впервые вышли поэтические сборники Марины Цветаевой.

Типография А.А. Левенсона открылась 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А.С. Левенсона. В 1887 году, с привлечением к себе пайщиков, она превратилась в товарищество на вере «Торговый дом А. Левенсона и Ко», а в 1890 году было реорганизовано в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон». В 1896 году Товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Типография специализировалась на выпуске художественных изданий, альбомов художников, программ для всех Императорских театров. Кроме того, в течение театрального сезона с 1899 года типография издавала газету под названием «Ежедневное либретто», в которой печатались новости культуры.

В 1900 г. в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Федора Шехтеля были построены существующие здания скоропечатни А.А. Левенсона, которые стали одним из первых градостроительных комплексов Москвы в стиле модерн. Комплекс состоял из 3 объектов: административного, производственно-типографского корпусов и здания сторожки. Все здания сохранились до наших дней и в настоящее время отреставрированы.

Выдающийся мастер русского модерна выстроил главный дом и производственные корпуса, отвечающие всем требованиям современной по тем временам технологии. Фасады производственных корпусов выдержаны в стиле рациональной промышленной европейской архитектуры с минимальной отделкой.

Административный корпус богато декорирован с внешней стороны. Особое внимание обращают на себя изображение чертополоха, одного из растений-символов модерна, барельеф с изображением печатников за работой, исполненный дрезденским скульптором, герб Российской Империи и знак «Поставщик двора Его Величества». В процессе реставрации зданию был возвращен стеклянный витражный плафон (купол), демонтированный в течение XX века.

Внутренний декор помещений административного корпуса тоже весьма сдержанный. Интерьеры административного корпуса несли в основном служебные функции, поэтому здесь отсутствуют яркие цвета и декоративные элементы, более характерные для других работ Ф.О. Шехтеля.

Тем не менее, следует обратить внимание на такие элементы интерьера, как потолки (они уникальны в каждой из комнат административного корпуса) и двери, которые также не повторяются. Двери были воссозданы по фотографиям подлинного интерьера и авторским чертежам. Также по уцелевшим фрагментам были полностью воссозданы полы, выложенные метлахской плиткой.

После 1917 года типография была национализирована, в 1922 году здесь был создан первый пионерский отряд, положивший начало Пионерской организации, а в 1923 году стала 16-й типографией «Мосполиграфа». После закрытия в 1942 году 16-й типографии «Мосполиграфа» до начала 1990-х годов в здании находились различные учреждения, в том числе московская типография № 7.

С начала 1990-х гг. здания скоропечатни А.А. Левенсона использовались в качестве офисного комплекса. И в результате эксплуатации здания в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесла кровля и фасады памятника.

Комплексная реставрация зданий скоропечатни А.А. Левенсона была начата в 2013 г. и продолжалась до августа 2016 г. Основные работы были проведены в административном корпусе.

В рамках работ проведена крупная исследовательская работа, в результате которой комплекс зданий в настоящее время выглядит таким, каким он был создан Фёдором Шехтелем.

В части реставрации фасадов были выполнены работы по расчистке и реставрации штукатурных плоскостей, отреставрирован барельеф на уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи и герб Российской империи. Фасадам возвращено историческое цветовое решение.

Были отреставрированы и восстановлены по фотографиям исторические интерьеры здания: восстановлены потолки, очищен и отреставрирован барельеф с изображением первопечатника Гутенберга в парадном зале первого этажа, воссоздан фонарь формы «медуза» и деревянный потолок парадной лестницы. Лестница, выполненная из мрамора отреставрирована с заполнением утраченных фрагментов.

Объект культурного наследия федерального значения.

Дореволюционный шестиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построенный по индивидуальному проекту.

На месте здания, четыре этажа которого построены в 1910 г. (архитектор В. И. Дзевульский), находился дом, в котором в 1858-1861 гг. жила артистка Л. И. Никулина-Косицкая.

ЖК «Волоцкие дома»

Доходный дом А. А. Волоцкой. Архитектор Э.-Р. К. Нирнзее.
Расположен в тихом, спокойном уголке Патриарших прудов. В настоящее время здесь проживают дочь Никиты Михалкова, артисты Татьяна Догилева, Михаил Мишин и другие.

Обычный дом, ничего интересного

Дом Калмыкова

Доходный дом купца Гавриила Николаевича Калмыкова. Справа - сквер на месте дома актёров Садовских.

Заканчиваю рассказ на доме на углу Ермолаевского переулка

Патрики мало кого оставляют равнодушными

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.
Марина Цветаева

Офис, в котором я работаю, находится на Патриарших – в Трехпрудном переулке, поэтому каждый раз дорога на работу напоминает променад. Переулок назван в честь расположения трех прудов, которые засыпали в 19 веке. Патрики мало кого оставляют равнодушными: они скрыты от шумной Москвы большими домами. Внутри тихо, спокойно. Своя атмосфера. Даже в будний день здесь полно людей, которые неспешно прогуливаются вдоль ресторанчиков и кафе. Мне всегда кажется, что даже время здесь течет по-особенному медленно. Если хотите показать гостям столицу с необычного ракурса – сделайте им экскурсию по Патриаршим. Здесь, как и на Тверской, что ни дом, то легенда. Или дом с жильцом-легендой (москвичи-то знают, что именно на Патриарших живет половина российского истеблишмента и творческой интеллигенции). Прогуляемся по одному из переулков района и посмотрим на дома с историей.

Самый мистический дом переулка

Трехпрудный переулок, д.5 – Доходный дом Э.К. Нирнзее Знаменитые жильцы: поэт В. Маяковский, архитектор Л. Поляков (автор гостинцы «Ленинградская»), художник М. Куприянов, актер С. Айдаров, ученый Б. Скрамтаев, прокурор СССР А. Вышинский, политик Л. Веспер. Здесь произошла встреча Булгакова с третьей женой Еленой, которая стала прообразом Маргариты. Доходный дом Нирнзее находится в середине переулка. Не заметить его нельзя: это самый угловатый дом. Кажется, что он состоит только из треугольников и острых углов. За углы и комнату в виде скворечника на крыше его так и прозвали – «Дом со скворечником» .

Дом был построен в 1911 году. Автор – архитектор, предприниматель и домовладелец Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее. В свое время его называли автором «московских небоскребов, так как он один из первых стал возводить дома выше восьми этажей. Биография его весьма скучная: точных дат рождения и смерти нет. По одной версии, в 1918 году он покончил с собой, бросившись в лестничный пролет одного из своих домов, по другой – эмигрировал. Нет и фотографий предпринимателя. Он был из тех архитекторов, которые следят за трендами времени: Нирнзее строил дома в эклектике, модерне, неоклассицизме. Практически все его постройки – доходные дома. Маросейка, 13, стр.2, ул. Щепкина, 47, Доходный дом Здорова в Малом Казенном переулке, Доходный дом Борисова в Кривоарбатском переулке, Доходный дом Волоцкой в Большом Козихинском, 28-30, - одни из многих его работ (всего он построил около 40 зданий). Этот дом – один из самых мистических в переулке. Говорят, что здесь бывал Григорий Распутин. Когда-то на месте дома стояла деревянная усадьба. В 1873 году зданием стали владеть Кейсаровы, которые впоследствии сдавали комнаты. В начале 1900 годов это уже были пять небольших трехэтажных корпусов. В 1909 году землю купила А.И. Быстрова, которая переоборудовала один из корпусов под прачечную. А в 1911 участок купил Эрнст Нирнзее.

«Тучерез», «небоскреб» – так называли новое здание за большую высоту для того времени – около 40 м. Внутри были небольшие холостяцкие квартиры. «Дом был чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы…», - писал о нем Валентин Катаев. Здание было обеспечено собственной телефонной подстанцией, электрическими лифтами. На крыше – летний ресторан и театр, смотровая площадка. Еще одна мистическая деталь: во время постройки жители района стали замечать над крышей огоньки.

До окончания строительства случился пожар, причины которого выяснить не удалось. После переезда жена архитектора в первый же день сломала ногу. Позже она и другие жильцы стали жаловаться на неизвестные голоса. По Москве начали ползти слухи о проклятом доме. На этом неприятности не закончились: с крыши упал сын-алкоголик архитектора. Известно, что кто-то даже приходил на крышу ресторана специально, чтобы свести счеты с жизнью. Для «очищения» дома приглашали священника Сретенского монастыря, но тот отказался со словами: «Не нами проклято, не нам и снимать проклятие». В советские времена здесь жила супруга одного высокопоставленного чиновника, которая делала подпольные аборты путем колдовства (так поговаривали люди. А ее мужа называли «Главведьмой СССР»).

В августе 1915 года Нирнзее продал дом банкиру Рубинштейну за 2 млн. 100 тыс. рублей. С банкиром дружил Распутин, который даже как-то приехал очищать дом от нечисти. После его приезда все прекратилось. В подвале дома даже появилось кабаре «Летучая мышь» (позже и другие – кабаре «Кривой Джимми», театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина, а с 1924 года – Театр сатиры), а в доме стала жить творческая интеллигенция и актеры. Здесь, в квартире № 527, 28 февраля 1929 года на вечеринке у художников братьев Моисеенко Михаил Булгаков познакомился с Еленой Шиловской. Сейчас это жилой дом, на первом этаже которого есть ресторан, магазин. Любопытно, но внутри дома сохранилась прошлая отделка и даже где-то оригинальная дореволюционная плитка.

Дом, который Цветаева считала «уродом»

Трехпрудный переулок, д. 8 Знаменитые жильцы: Марина Цветаева, Рената Литвинова. Когда я иду мимо этого дома из красного кирпича, каждый раз в голове крутится мысль: если бы «Секс в большом городе» снимали в Москве, Керри Бредшоу жила бы тут. Она бы выпархивала с утра со стаканчиком капучино и быстро спускалась бы по ступенькам, а затем неслась в столичную жизнь.

Красный дом был построен в 1928 году по проекту архитектора М. Е. Приемышева на месте одноэтажного дома, где провела свое детство Марина Цветаева. Поэтесса нелестно отзывалась о доме: «Урод», «Домики со знаком породы, с видом ее сторожей, вас заменили уроды грузные, в шесть этажей». Самая известная обитательница дома – Рената Литвинова.

Особняк архитектора С.М. Гончарова

Трехпрудный переулок, д.2А.

«Трехпрудный. Это слово я прочла на упаковочном ящике черными буквами по видавшему виды дереву. - Трех… то есть как Трехпрудный? - Переулочек такой в Москве, там у нас дом был. - Номер? - Седьмой. - А мой - восьмой. - С тополем? - С тополем. Наш дом, цветаевский. - А наш - гончаровский. - Бок о бок? - Бок о бок. А вы знаете, что ваш дом прежде был наш, давно, когда-то, все владение. Ваш двор я отлично знаю по рассказам бабушки. Женихи приезжали, а она не хотела, качалась на качелях…- На нашем дворе? - На вашем дворе. - В этом доме я росла. - В доме рядом я - росла». Марина Цветаева и Наталья Гончарова.


Особняк архитектора Гончарова сейчас выглядит серым и неаккуратным. На нем – памятная табличка о знаменитых жильцах. Дом был построен в 1985 году. Сам архитектор строил дома в стиле модерн и находился в отдаленном родстве с женой Пушкина Натальей Николаевной. Дом стал знаменит благодаря дочери архитектора Наталье (нетрудно догадаться, в честь кого ее назвали), которая в свое время стала звездой русского авангарда: в особняке находились их с мужем мастерские. В гостях у четы бывали Сергей Дягилев, Иван Машков, Петр Кончаловский. Семья Гончаровых переехала в Москву в 1891-1892 году из Тульской губернии. Если говорить о Гончаровой, то она была дружна с Мариной Цветаевой, окончила женскую гимназию, училась на медкурсах и на историческом факультете Высших женских курсов. С 1901 года занималась живописью и скульптурой. Ее работы выставлялись в Париже, выставках Московского товарищества художников, «Русской художественной выставке» Дягилева, салонах «Золотого руна». В особняк она переехала в 1908 году.

В 1915 году после возвращения супруга с фронта семейная чета по приглашению Дягилева покидает Россию и живет в Европе.

Первое здание «Товарищества Скоропечатни А.А. Левенсона»

Трехпрудный переулок, д.9 стр.1. Одно из самых красивых зданий переулка. Трехэтажный особняк был построен в 1900 году по проекту . Сама типография открылась в марте 1881 года. Первоначально она печатала визитки и коммерческие счета, потом газету «Новости дня». В 1890 она была преобразована в товарищество. Именно там был напечатан «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом» Марины Цветаевой, «Сказки Мельпомены» Чехова. Стиль здания – модерн. Каждый этаж был отдан под специальный цех.

Но типография построена так, что производственный корпус практически не виден, прохожие со стороны Трехпрудного видят парадный административный корпус. Благодаря узким башенкам крыши он чем-то напоминает замок. Он украшен растительными элементами, барельефом с типографскими рабочими, коваными деталями. Сам Левенсон о доме отзывался так: «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый «новый стиль». Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности.

Издали здание красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает». Во время революции 1905 года в типографии печатали афиши, в 1917 году здесь была редакция «Социал-демократа». Говорят, что большевики даже просили напечатать Левенсона деньги, но тот отказался. Затем предприятие национализировали. В 1922 году здесь был проведен сбор первого пионерского отряда в СССР. С 90-х годов здесь располагается бизнес-центр. В 2013-2016 годах административный корпус отреставрировали: по фотографиям и чертежам воссоздали интерьеры. Особое внимание стоит обратить на необычный узор потолка в виде спирали и лестницу, перила которой напоминают то ли лаву, то ли волну.

Доходные дома Волоцких

Трехпрудный переулок, д. 11/13, стр. 1 и 2. Знаменитые жильцы: актриса Л. Гурченко, писатель Л. Лагин (автор «Старика Хоттабыча»), хоккеист В. Фетисов, актриса Т. Догилева. Здания были построены по заказу семейства Волоцких. Они обратились к знаменитому архитектору, о котором мы уже писали выше, – Нирнзее.

Дома возводились поэтапно, так как у заказчиков не хватало денег: сперва строили один подъезд, потом улаживали финансовые дела и приступали ко второму. Поэтому все подъезды построены в разном стиле, а некоторые квартиры расположены в шахматном порядке. В 1917 году квартиры отдали под коммуналки. Сейчас это обычное жилье. На первых этажах располагаются кафе и офисы.

Возводить здание по адресу Трехпрудный переулок, 8 начали еще в 1926 году, но, к сожалению, до конца строительство так и не завершили, хотя часть квартир были сданы и они стали использоваться для жилья.

К реконструкции здания приступили лишь в 1948 году. Тогда же оно приросло и дополнительными уровнями.

Фото 1. Кооперативный дом в Трехпрудном переулке, 8 в городе Москве

Автором первоначального проекта кооперативного дома «Творчество» стал зодчий Михаил Емельянович Приемышев. Причины, ко которым приостановили тогдашнее строительство, неизвестны до сих пор. В сданных, упомянутых выше квартирах, устроили коммуналки.

Современный вид дом №8 по Трехпрудному переулку получил только в 1948-м. Автором проекта реконструкции и достройки стал архитектор Дмитрий Дмитриевич Булгаков.

Стоит отметить, что в завершенном варианте здание вобрало в себя и формы барокко, и черты средневекового замка. Напыщенный декор создает иллюзию празднично украшенной крепости с обязательными дозорными башнями и балконами, напоминающими по форме ласточкины гнезда.

Однако, и здесь проект не был осуществлен полностью, т.к. при проведении строительных работ отселить жильцов не было возможности, что и сказалось на осуществлении задуманного.

В полной мере разработанный Булгаковым проект завершили только по фасаду со стороны Трехпрудного переулка.

Историческая справка

До строительства здания по Трехпрудному пер., 8 на этом месте стоял одноэтажный деревянный дом, который принадлежал профессору Ивану Владимировичу Цветаеву — основателю Музея изящных искусств (ныне — ГМИИ им. А.С. Пушкина) и отцу известной поэтессы Марины Цветаевой. Именно в этом доме Марина Ивановна родилась и проживала на протяжении практически 20 лет, пока не вышла замуж.

После смерти Ивана Владимировича владение в 1913-м отошло к его брату Андрею, который с началом I Мировой предложил его городу для устройства здесь военного лазарета.

В первые годы после революции 1917-го года строение снесли, а затем, уже на пустыре, начали возводить в 1926-м дом для жилищного кооператива «Творчество».

История нынешнего дома связана с жизнью прославленной актрисы Изабеллы Юрьевой, которая проживала в одной из местных квартир.

Продолжаем путешествие по Марининому дому. Открываем входную дверь. Внутри дома сохранилась парадная лестница из белого песчаника, с дубовыми перилами на литых чугунных балясинах.
«Входишь — темно, потому что не горит лампочка. Ну, это вставим! Проходишь площадку — есть ли справа квартира, я не заметила, слева — есть! Начинается лестница.» (Марина Цветаева)


Фотография из интернета


Витражи над парадной лестницей, мерцание огромного овального окна антресольного этажа, зеркало между первым и вторым маршами - так начинается путь к порогу квартиры №3: «колодцу уюта и волшебства».

«Первый марш, площадка, поворот,» (Марина Цветаева)

Полы на площадках выложены метлахской плиткой, двери квартиры на первом и втором этажах были красного дерева.

«…второй марш — и площадка, там горит лампочка…» (Марина Цветаева)

«…Справа — высокая дверь, двойная. По-моему, она из красного дерева (я не видела еще красного дерева дверей). Входишь…» (Марина Цветаева)

Межкомнатные двери имели накладные резные детали, полы были наборного паркета, потолки украшала лепнина.

«Передняя какой-то странной формы, вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная…»(Марина Цветаева)

«Справа — темный коридор. Потолок высоко... на этом месте - все начинается!» (М.Ц.)

«Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно!» (М.Ц.)

« Справа - камин. И больше ничего нет. Я так вдруг обрадовалась, но знаешь, это не так, как там. Это - серьезно. Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом! Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Сережа бы и то согласился…» (М.Ц.)

Застекленные двери вели из прихожей в первую комнату, соединявшую гостиную и столовую. Под потолочным окном - «световым колодцем» - стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой.

На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком - люстра «со множеством огоньков». На полке большого, облицованного ониксом камина стояли часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина.

Сегодня в интерьере гостиной - предметы мебели XIX - начала XX века.

Также представлены и мемориальные вещи. В горке - посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное фарфоровое блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново - деду Сергея Эфрона с дарственной надписью «Мировому посреднику Петру Аполлоновичу Дурново от благодарных крестьян Митиной волости».

Здесь же тарелка из немецкой гостиницы «Zum Engel», в которой Марина Цветаева останавливалась летом 1905 года после обучения в пансионе и в 1912 году во время свадебного путешествия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает такую же, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.

На стене - небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Елизаветы Дурново-Эфрон, матери Сергея. Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поэта Бориса Пастернака, и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком».

Гостиную украшают каминный экран XIX века с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ века.

На стене возле камина - портреты родителей Цветаевой Ивана Владимировича и Марии Александровны.


Иван Владимирович Цветаев


Мария Александровна Цветаева

Над диваном - фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три крупных изображения в верхнем ряду связаны с любимыми местами поэта. Слева - Анастасия, Марина и Сергей Эфрон в гостиной дома Цветаевых в Трехпрудном переулке.


Слева направо: Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева. Москва, Трехпрудный переулок, 8. 1913.

В центре - семьи сестер Цветаевых в Александрове, где летом 1916 года Марина гостила у Анастасии.


Сестры Цветаевы с детьми и мужьями, Маврикий Минц — справа.

Справа - Марина Цветаева в доме у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где в 1911 году она встретила своего будущего мужа Сергея Эфрона.


Слева — Марина Цветаева, Лиля Эфрон, в центре — Сергей Эфрон, справа — Владимир Соколов, Вера Эфрон, Елена Оттобальдовна Волошина, стоит Владимир Александрович Рогозинский. 1913.

Нижний ряд:


Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год


Марина Цветаева. Май 1913, Коктебель


Сергей Эфрон.


Марина Цветаева 1917г

Рядом с фотографиями - акварели Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой

Кончался все тот же 14 й год.
«…два дивана … у правой и у левой стены. Над ними… гравюры. Полыхал огонь в камине, за высоким потолочным окном смеркалось…» (Анастасия Цветаева)


«…На двери у Марины висит деревянный молоток. Стучу. Открывает Аля. Вхожу в столовую, большую, прохладную комнату с камином и с потолочным окном-фонарем. В середине большой круглый стол. Вокруг него уютные стулья красного дерева. У стен большие книжные шкафы. На стенах картины и портреты…»

Об изменившемся облике комнаты во времена «военного коммунизма» не раз писала знакомым маленькая Аля.

Из письма восьмилетней Али Е.О. Волошиной 14-го ст<арого> ноября 1920 г.: «…День за днем идут как двойники. Знаешь, что Марина будет рубить чужие шкафы и корзины, я буду убирать комнаты. Живем теперь в бывшей столовой, похожей на тюрьму…»

Из письма Али Е.П. Ланну Москва, 31 русск. декабря 1920 года: «…Новый Год — ведь это тоже смерть — Старого. У нас елка, большая, тощая — трущобница. Останки прежних украшений. Наверху большая папина белая звезда. Я лежала в постеле (нарочно пишу на конце е, — от народного «постеля») — малярия, и чувствовала себя девочкой из старинной детской книжки: елка — болезнь — молодая мать…»

Из письма Анне Ахматовой - девятилетняя Аля 17 русского марта 1921г: «…у нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. На одном календаре — Старый и Новый год встретились на секунду, уже разлучаются...На календаре — все православные и царские праздники. Одна иконочка у меня старинная, глаза у Богородицы похожи на Ваши. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски). — Все, кто приходит, ужасаются, а нам весело. Принц не может прийти в хорошую квартиру в новом доме, а в трущобу — может…»

Из воспоминаний Марии Кузнецовой (Гриневой)

«…Когда она открыла дверь в столовую, я оторопела. Ненавистный ей быт выглядел как после пожара. Книжные шкафы пусты и раскрыты настежь. Стулья свалены в угол. Пола не видно, он весь завален кипами книг, нотами, рукописями, огромным количеством портретов и фотографий родных и друзей в сломанных рамках с разбитыми вдребезги стеклами, снятыми со стен и брошенными на пол картинами. Шагов наших не слышно. Кажется, что идешь по трясине, ноги утопают в мякоти, под ними хрустят стекла…»

Анастасия Цветаева: «…Несмотря на майские дни, в первой комнате от входа была полутьма. Потолочное окно, годы не протираемое, — не до того было! — тускло светило. Я не сразу поняла, почему комната такая маленькая — она же была большая! Дело же было в том, что мы (человек в ней) двигались, собственно, по ее середине. Накопившееся в тяжелые годы, когда сил хватало только на борьбу за жизнь — а у Марины еще на писание, одну за другой, книг стихов, — не выносилось. Не хватало ни сил, ни времени на давно отставленную, выключенную из внимания, так называемую уборку — мусор, обломки мебели (краснодеревную мебель рубили на топку печурки, вокруг которой теплилась жизнь). И эти странные внутренние стены уменьшали — на вид — комнату. Когда-то она была столовой. На одной стене еще висела вынутая из рамы гравюра, на противоположной стене не было ничего. Стоявших тут когда-то диванов — не было. Исчез и обеденный стол. Опустевшая, им прежде занятая, часть комнаты, немного расширенная, и составляла жилую ее часть. Ближе к камину стоял простой маленький стол, на нем жили тетради, бумаги, чернильница. Рядом с этим очагом творчества тлел очаг питания: посреди смолкших языков романтического каминного пламени, скромной тенью их, возвышалась на коротких ножках печурка... Кругом царила разруха…»

И опять - Аля - о последнем дне в Москве, о дне отъезда: «…Я послонялась по комнатам; к тому времени их в нашем распоряжении оставалось три: проходная, полутемная, с одним лишь тусклым окном-фонарем в потолке, — столовая; маленькая, об одно окошко, глядящее во двор, — Маринина и большая, самая светлая, просторная и безликая, давно уже необитаемая, — детская… На нашей половине царил унылый предотъездный хаос, ничего общего не имевший с тем живым и неувядаемо-разнообразным, порой веселым беспорядком, в котором мы, лишившиеся прислуг и не обретшие их навыков, «содержали квартиру» — а она нас…»

«Маринин дом» Дом-музей Марины Цветаевой Москва 2011 Составители Г.А. Данильева Н.Б. Шаинян
Анна Саакянц «Жизнь Цветавой. Бессмертная птица-феникс» Москва Центрполиграф 2002
Анастасия Цветаева «Неисчерпаемое» Москва Отечество 1992
«Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели» Автор - составитель и автор текста Ю.М. Каган Москва Отечество 1992