Проводка

Что такое непроизводные простые предлоги. Какие значения они имеют

Что такое непроизводные простые предлоги. Какие значения они имеют

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

>>руский язык 7 класс >> Русский язык: Производные и непроизводные предлоги

Производные предлоги

В русском языке существуют предлоги производные и непроизводные. Но сейчас мы с вами познакомимся с производными предлогами. Мы с вами познакомимся с определением производных предлогов и узнаем, какие это предлоги.

Какие предлоги называются производными

Производные предлоги – это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи при утрате ими своего значения и морфологических признаков.

Или же можно еще сказать о производных предлогах, что такие предлоги образовались способом перехода из самостоятельных частей речи в служебные. При таком переходе самостоятельных частей речи в служебные, первые теряют свое лексическое значение и морфологические признаки.

Также, очень важно уметь различать производный предлог и омонимичные им самостоятельные части речи.

К примеру: В первом предложении слово «благодаря» будет деепричастием, а вот во втором - будет выступать в роли производного предлога.

Миша, уходя из дома, благодарил бабушку за вкусный завтрак. Благодаря хорошим знаниям предмета, Оля получила на экзаменах хорошую оценку.

Или возьмем, к примеру, такие предложения:

Вследствие снежных заносов проехать было невозможно. В следствии по делу о краже были обнаружены новые улики.

Если рассматривать эти предложения, то в первом предложении стоит произвольный предлог, а во втором - имя существительное.

Давайте более подробно рассмотрим вопрос, как же отличить производный предлог от другой части речи?

Во-первых, к предлогу поставить вопрос невозможно;
Во-вторых, у предлога отсутствует роль, которую бы он мог выполнить самостоятельно;
В-третьих, отличительной чертой предлогам, может быть то, что к нему можно подобрать синоним.

Производные предлоги можно разделить на такие три группы:

1. Это предлоги, образованные от имен существительных. Они могут носить название отыменных предлогов;

Например: Ввиду нехватки времени, пришлось отказаться от занятий в секции. Мама хотела поговорить по поводу успеваемости сына.

2. Предлоги, которые образованы от наречий. Их еще называют наречными предлогами;

Например: Напротив окна росла береза. Вокруг дома стоял забор.

3. И предлоги, образованные от деепричастий. Их еще называют отглагольными предлогами.

Например: Благодаря Тарасу у меня появилась интересная книга.

И хотя производный предлог имеет свойство состоять из нескольких частей, но в итоге он всегда являют из себя одно слово.

Правописание производных предлогов



Упражнение 1.

Прочитайте внимательно предложения и установите, где в этих предложениях производные предлоги, а в каких другие части речи:

Ввиду предстоящего отъезда встречу пришлось отложить. Вследствие сильного дождя все тропинки были размыты. Вследствие болезни Ваня пропустил много уроков. Не счет были перечислены деньги. Я пришел поговорить насчет дополнительных уроков. Вместо уроков Денис пошел гулять с друзьями. Я непременно выполню все, что мне задали. В течение недели должен прийти запрос.

Упражнение 2.

Посмотрите внимательно на предложения. Вместо точек, какие бы вы вставили предлоги?

… на плохое настроение мне удалось выучить стих.
… сорока пяти минут учитель объяснял новую тему.
Приступ астмы сняли … помощи врачей.
Наконец-то мне удалось поговорить … работы.

Повторение пройденного материала

4. Вспомните определение, какая часть речи называется предлогом?
5. Какие виды предлогов вы уже изучили?
6. Какие предлоги называются непроизводными?
7. В чем их отличие от производных?
8. Наведите примеры непроизводных предлогов?
9. Является ли предлог членом предложения?
10. Можно ли предлог заменить синонимом?

конспект уроку и опорный каркас

Дата публикации 02.02.2013 13:22

Предлог в русском языке - это часть речи, которая необходима для того, чтобы выражать синтаксические связи слов или частей речи. Он не имеет собственного знаменательного значения, поэтому считается служебным элементом речи.

В русском языке существует две категории таких слов: непроизводные и производные предлоги.

С первыми все ясно. Образовались они в процессе эволюции языка, представляют собой короткие слова, которые нельзя спутать с другими частями речи или неправильно их написать. Они обычно состоят из одного слова.

Предложения с предлогами непроизводными в нашей речи занимают значительное место. Например: Приду в шесть. Посмотрите на этот дом. Не могу без тебя жить. Пройтись по краю. Рассказать о новом фильме.

Производные предлоги в русском языке тоже встречаются часто, но определять их, а, тем более, правильно писать, значительно сложнее. По своему значению они также могут быть временными, пространственными либо причинными.

Производные предлоги - это предлоги, которые образовались из других частей речи. Их знаменательное значение и морфологические признаки утратились по тем или иным причинам, осталось только синтаксическое. Они чаще всего употребляются с определенным падежом. Отличить от знаменательных частей речи их можно при помощи вопроса. Делается это примерно так.

Напротив моего дома выстроили школу. Выстроили (где?) напротив дома. Слово «напротив» не имеет собственного значения, в данном случае оно - производный предлог.

Я живу напротив новой школы. Живу (где?) напротив (чего?) школы. Слово «напротив» в данном случае имеет собственное лексическое значение, а потому это - наречие.

Производные предлоги, как и непроизводные, могут состоять из одного слова (простые) или нескольких (составные). Например: В течение следствия выяснились новые подробности (составной). Вследствие дождя отменили прогулку. (Простой).

Производные предлоги могут :

обозначать определенный промежуток времени. Солнце пекло с огромной силой в течение недели. В продолжение расследования она дважды совершала недопустимые ошибки. Предлоги «в продолжение» и «в течение» обозначают временной промежуток и пишутся только раздельно.

Быть близкими по значению к непроизводному предлогу из-за. Это касается предлога «вследствие» и предлога «в виду». «Вследствие» в качестве предлога пишется всегда только слитно. Сравните: прогулку отменили вследствие дождя. Прогулку отменили из-за дождя.

Предлог «В виду», напротив, пишется раздельно. В виду болезни он не выходит из дома. (Из-за болезни он не выходит из дома).

Приближаться по значению к сочетанию «независимо от». Это относится к производному предлогу «несмотря на», который пишется всегда слитно. Сравните: мы пошли в лес несмотря на погоду. Мы пойдем в лес, независимо от погоды.

Употребляться в значении предлога «о». Мы договорились насчет дополнительных занятий. (О дополнительных занятиях). Предлог «насчет» пишется всегда слитно.

Другие примеры. Он ушел, благодаря и кланяясь в пояс. Ушел (каким образом? как?) благодаря и кланяясь. О том, что это деепричастие, говорят синонимы благодаря - говоря спасибо. Кланяясь - отвешивая поклоны. Благодря принятому решению они победили. (Из-за принятого....)

Естественно, это далеко не все производные предлоги, которые употребляются в русском языке: здесь перечислены только несколько из наиболее часто встречающихся.

Для того чтобы правильно определить, какой частью речи является нужное слово (а также определиться в его правильном написании), можно к омонимичным частям речи подобрать синонимы.

Например. Я положила деньги на счет в банке. В данном случае счет - это аккредитив, сберкнижка, т.е. существительное. Поэтому предлог (на) + существительное (счет) пишутся раздельно.

Я договорилась насчет ремонта. «Насчет» = «о» (договорилась о ремонте). Значит это производный предлог, он пишется слитно.

Производный и непроизводный предлог, в первую очередь, является служебной частью речи. Он связывает слова между собою и показывает их зависимость друг от друга. Отдельно использоваться предлоги не могут, они всегда стоят возле местоимений, существительных или числительных. Итак...

Предлог

Буквально "предлог" означает "перед словом" и, действительно, они всегда стоят перед словами, с которыми составляют сочетание.

Существует всего четыре предлога-исключения, которые располагаются как до, так и после сочетаемых слов. Это:

Ради скуки, скуки ради;

Идти навстречу судьбе, идти судьбе навстречу;

Наперекор законам, мечтам наперекор;

Вопреки планам, планам вопреки.

По частоте употребления предлоги занимают место сразу после имен существительных, глаголов и местоимений.

Между знаменательными словами подчинительная связь определяется именно посредством предлогов.

Когда грамматические отношения складываются из сочетания существительного и предлога, получается значение последнего.

В словосочетаниях связь между словами осуществляется за счет окончаний и предлогов. Например, идти за мамой.

Предлоги и падежи

В большинстве случаев предлоги употребляются с каким-либо одним падежом:

  • с падежом родительным можно использовать производный и непроизводный предлог у, а также для, до, из и другие;
  • с дательным падежом сочетается предлог к , еще в русском языке есть такие, которые с другими падежами, кроме дательного, вообще не употребляются - благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу;
  • с падежом винительным про, через, сквозь и т.д.;
  • с творительным - перед, над, между;
  • и с предложным - о, при.

Некоторые предлоги употребляются сразу с двумя падежами, например:

  • предлоги в и на одинаково верно использовать со словами в винительном и предложном падежах;
  • под и за - в винительном и творительном.

Предлоги с и по могут стоять перед словами в родительном, винительном и творительном падежах.

С именительным падежом предлоги не употребляют вовсе.

Таким образом, по впереди стоящему предлогу можно узнать, в каком падеже стоит слово, что имеет большое значения для верного написания окончаний.

Главный морфологический признак предлога - неизменность.

Предлоги по структуре

Различают предлоги по структуре, значению, отношениям, происхождению и строению.

Структурно предлоги могут состоять из одного слова - простые (о, у, в, на, с и другие), из двух слов, соединенных между собой дефисом - сложные (из-за, по-над и проч.), а так же из нескольких слов - составные (несмотря на, в связи с и т. д.).

Предлоги по значению

В значении предлогов существуют разряды:


Однозначные предлоги употребляются с единственным падежом, многозначные - с несколькими. В зависимости от падежной конструкции может меняться значение предлога. У некоторых их насчитывается больше тридцати.

Предлоги непроизводные и производные

Отдельным блоком стоит классификация предлогов по строению и происхождению.

Непроизводные предлоги были всегда, они считаются первообразными, и они всегда были предлогами. Как это? Становится ясно из определения производных предлогов, которые изначально были другими частями речи (например, наречиями), а с развитием языка стали употребляться как предлоги - около, сзади, по части . Также к производным относят предлоги, составленные из нескольких простых - из-за, по-над .

Производные предлоги тоже имеют свои разряды в зависимости от части речи, от которой они образовались:

От наречий - наречные предлоги, они указывают на пространство и время - вместо, против, сквозь и другие;

От существительных - отыменные предлоги, выражают объектные, а иногда и обстоятельственные отношения - вроде, в течении, по части;

От глаголов - отглагольные, они образованы от деепричастий (глагольных форм) и показывают обстоятельственные отношения: исключая, невзирая и т. д.

Правописание предлогов

Все производные и непроизводные предлоги пишутся отдельно от слов. Проверяется правильность написания вопросом, который можно вставить между ними. Например, на столе, на (чем?) столе.

Если предлоги произведены от наречий, они пишутся слитно: бежать навстречу солнцу. Тут важно научиться различать предлоги и наречия. Первые не употребляются без существительных или местоимений: приближаться навстречу (наречие), приближаться навстречу (предлог) светофору.

Нужно запомнить, что производные предлоги ввиду, вроде, насчет, вместо, наподобие, вследствие пишутся слитно.

Еще один способ отличить предлоги непроизводные и производные от других частей речи - заменить его на схожий по смыслу предлог. Например: по причине поломки машина не могла ехать - из-за поломки машина не могла ехать.

Окончание -е пишется в таких предлогах, как: в течение, в продолжение, вследствие. Причиной такого написания стало их происхождение - образованы эти предлоги из формы Чтобы отличить их от существительных, следует попытаться подставить определение: в бурном течении реки, в томительном продолжении сна. Если это удалось, значит перед вами - существительное с предлогом.

Через дефис пишутся парные производные предлоги из-под, по-над и другие.

Предлоги непроизводные и производные имеют свои исключения - слова с особенностями в написании. Сквозь оканчивается мягким знаком. Сквозь густую тьму пробивалось солнце. А вот предлог близ, так же как наоборот, пишется без мягкого знака на конце: близ ручья. Предлоги согласно и благодаря стоят перед существительным или местоимением в дательном падеже, но не родительном - благодаря стараниям.

Слитное правописание производных и непроизводных предлогов

Посредине пишется слитно в случае, когда выражает пространственные отношения: посредине того моря.

Невзирая на, несмотря на - в отличие от деепричастия с предлогом пишутся слитно и принимают уступительное значение. Мы шли невзирая на дождь. Не взирая на него, девушка прошла мимо.

Наподобие в значении вроде, похоже пишется слитно. Наподобие ягод рябины. Посмотрите на подобие равнобедренных треугольников.

В представлении о, об предлог насчет имеет слитное написание. Сравните: дал указание насчет субботника. Дал указание положить деньги на счет.

Так же пишется навстречу , но не путайте с на встречу. Например, навстречу солнечному дню; на встречу с юностью своей.

Достаточно сложный производный предлог, который не схож с существительным не только слитным написанием, но и конечной буквой е - вследствие. Это синоним предлога из-за. Вследствие землятрясения никто не пострадал. В следствие по делу внесли некоторые изменения. Есть еще наречие впоследствии , оно тоже всегда пишется слитно и с буквой и на конце.

Вслед пишется слитно, когда является синонимом предлога за . Вслед за ним быстрей пошла. Двигались след в след.

Похоже, наподобие или вроде пишутся слитно. Вроде тень, а может, свет. В роде его встречались часто весельчаки.

Принимая причинное или следственное значение, предлог ввиду (из-за) имеет слитное написание. Ввиду сильной бури сигнал был слабый. Если же он касается пространства, то пишется раздельно. В виду этих кустов ничего особенного не было. Исключение: иметь в виду.

Раздельное написание предлогов

Список производных и непроизводных предлогов, которые пишутся раздельно, выглядит так:

  • в деле;
  • в связи с;
  • во изменение;
  • во избежание;
  • в заключение;
  • по мере;
  • в меру;
  • в силу;
  • на протяжении;
  • в виде;
  • в отличие от;
  • в продолжение;
  • в течение.

Предлоги и другие части речи

Предлоги непроизводные и производные особенно, часто звучат схоже с другими частями речи. Чтобы не путаться и не ошибаться при их написании, следует запомнить несколько правил и особенностей.

Убедиться в том, что перед вами предлог производный, можно, заменив его другим без потери смыслового значения. По причине нехватки материалов дом не достроили. Из-за нехватки материалов дом не достроили.

Предлог: производные и непроизводные предлоги

Предлоги

Наречия

Примечания

напротив сада

стою напротив

Производные и непроизводные

предлоги: примеры написания.

Если нет рядом существительного

Иначе - предлог.

впереди колонны

лететь впереди

возле дома

лежать возле

внутри коробки

покрасить внутри

кругом бани

поглядел кгугом

вдоль изгороди

прострочить вдоль

вблизи песочницы

никого вблизи

согласно приказа

думать согласно

вокруг поляны

красота вокруг

ввиду непогоды

в виду у него было

обедать вместе с вами

обедать вместе

тосковать вдали от дома

видеть вдали

Предлоги

Существительные

насчет предложения

на счет поступили средства

вследствие грозы

в следствие внесли поправки

в течение лекции

в течении речушки

Предлоги непроизводные и производные, имеющие значение времени, взаимозаменяемы: в их числе, в течение, в продолжение. Отличить их от существительного с непроизводным предлогом поможет то, что в случае с последним значения времени нет. Еще перед существительным можно вставить определение.

в продолжение сказанного

в продолжении статьи

услышал в заключение

в обзорном заключении он услышал

в силу нехватки времени

в его силу не верил никто

Предлоги

Деепричастия

благодаря свету

благодаря маму

несмотря на боль

не смотря в окно

Разбор предлога: морфология

Производные и непроизводные предлоги: правило содержит в себе три пункта.

  1. Предлог: часть речи. Необходимо дать определение предлогу и его грамматическому значению (в каком словосочетании стоит, для связи каких слов используется, с каким падежом употреблен, с какими может еще).
  2. Постоянные морфологические признаки предлога (структура, строение, разрядность).
  3. Предлог: синтаксическая роль (в состав какого члена предложения входит).

Внимание! Предлоги

Чтобы научиться правильно писать производные и непроизводные предлоги, упражнения выполнять необходимо как можно чаще. Особенно производные, которые образовались от так легко спутать с именем существительным, наречием или деепричастием, тем самым допустив ошибку.

Приведенная выше таблица поможет быстрее запомнить или выучить, как пишется тот или иной предлог. Производные и непроизводные предлоги встречаются практически в каждом предложении, их список очень обширен, поэтому при письме к ним стоит относиться с особым вниманием.

Предлоги бывают производными и непроизводными. Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые утрачивают при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог вокруг {ходит вокруг дома) происходит из наречия вокруг {хорошо видно вокруг), предлог путём {убедить путём веских доказательств) - из существительного путь в творительном падеже {служит удобным путём), предлог в продолжение {ждать в продолжение часа) - из сочетания существительного продолжение с предлогом е {верить в продолжение знакомства), предлог благодаря {справились благодаря помощи товарища) - из деепричастия {уходил, благодаря за оказанную помощь).

К непроизводным относятся предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через .

Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, производные используются обычно с каким-либо одним падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (Д. п.).

337. В данных словосочетаниях выделены предлоги. Выпишите сначала словосочетания с непроизводными предлогами, а потом с производными. Глаголы употребите в 3-м лице множественного числа.

Переход..т через улицу, стро..т позади дома, надписыва..т на конверте, накинут поверх пальто, отступит от темы, раздел..т на пять, разыщ..т благодаря находчивост.., вдума..тся в смысл, прибавить к двум, замен..т ввиду ветхост.., бега..т около дома, выпиш..т из книги, движется вдоль дороги, шага..т в колонне, поступит наперекор обычаю, сбега..т с горы, готов..т в течение месяца, устан..т с непривычк.., дел..тся с друзьями, ждёт с час, наход..тся напротив дома, улож..т поперёк дороги, выстроен вблизи стадиона, возвыша..тся посреди площад.., в целях борьбы со стихией.

338. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные наречия и существительные вместе с выделенными предлогами. Из какой части речи образованы производные предлоги?

  • Вокруг лилейного чела ты косу дважды обв..ла. (А. Пушкин)
  • Гроб ра(з, с)бился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлё(н, нн)ыми глазами. (А. Пушкин)
  • Заиграл рож..к, и деревенское стадо пот..нулось мимо дома. (А. Пушкин)
  • Около леса, как в мягкой постел.., выспат(?)ся можно. (Н. Некрасов)
  • Седины пасмурного дня плывут, всклокоче(н, нн)ые, мимо . (С. Есенин)
  • Григорий прив..зал к кусту коня и лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой ш..нели.4 (М. Шолохов)

339. В каком стиле речи чаще всего употребляются предлоги, данные в рамке? Подберите подходящие по смыслу предлоги (см. рамку) и при списывании вставьте в предложения. Запишите к выделенному слову однокоренные слова.

1. Земля (обилие снега) глубоко пропиталась влагой. 2. Погода (предсказание бюро прогнозов) установилась дождливая. 3. Работа на ферме ведё(т, ть)ся (график). 4. Улыбающийся агроном быстро ш..л (трактористы). 5. Сев начали в более ра(н, нн)ий срок (обычай).

340. Проанализируйте предложения. Найдите допущенную ошибку. Исправьте её, употребив другой предлог с причинным значением.

1. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась. 2. Поход в горы был отложен благодаря сильному туману. 3. Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно. 4. Благодаря мастерству и упорству хоккеистов команда вошла в высшую лигу.

341. Прочитайте отрывок шуточного рассказа Ф. Кривина. Определите, может ли выбор не только производного, но и непроизводного предлога повлиять на смысл высказывания. Спишите отрывок, расставляя пропущенные знаки препинания. Вместо пропусков вставьте на нас или за нами . Сколько реплик в диалоге? Прочитайте текст вслух по ролям: автор, зайчонок, старый заяц.

ПРАВИЛА ОХОТЫ

Перепуга..ый зайч..нок пр..бежал домой:
Папа за нами охотят(?)ся!
За нами охотят(?)ся или на нас охотят(?)ся? - уточнил старый заяц.
Я не знаю. Я только знаю что охотят(?)ся.
Сколько раз я тебя учил правильно выр..жать свою мысль. От того, насколько точно мы выр..жаем мысль, завис..т очень многое.
Но они же охотят(?)ся папа!
За нами или на нас?
Я не знаю как правильно сказать папа...
Последний раз объясняю: если охотятся _ _ _, это значит, что нас хотят только поймать. А если _ _ _ охотят(?)ся, это значит, нас хотят убить. Чу(?)ствуешь разницу?
Зайч..нок задр..жал всем своим существом, чу(?)ствуя эту разницу.
И они побежали.

342. Вставьте предлог от или для .

Лосьон _ _ _ защиты от укусов комаров.
Состав _ _ _ выведения пятен.
Жидкость _ _ _ растяжки обуви.
Таблетки _ _ _ кашля.
Крем _ _ _ чистки обуви.

343. Исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.

Образец. Озабочен о том, как решить этот вопрос . (Лишний предлог.)

Надо: Озабочен тем, как решить этот вопрос .

1. Получены интересные предложения с наших областей. 2. Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы. 3. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники. 4. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра. 5. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь. 6. Нужно обратить внимание к этой проблеме.