Проводка

Что такое черчение определение. Основы черчения и разметки

Что такое черчение определение. Основы черчения и разметки

Всегда начинается с геометрических задач с делением прямых линий и углов на одинаковые части, а также изображением параллельных и перпендикулярных прямых. Кроме того, предполагает собой обучение построению разномасштабных геометрических фигур и симметричных узоров, после чего начинается изучение проекционного черчения, необходимого для достижения особых навыков и приемов.

При любого предмета нужно полагаться не только на точность рук и зрения, но и на вспомогательные инструменты.

Чаще всего черчение предметов выполняется в пропорциях или размерах, которые соответствуют реальным параметрам предмета. Также при этом нередко используются проекции, позволяющие более полно воспроизвести предмет. При черчении практически не употребляется перспективное изображение, поскольку оно существенно искажает пропорции и реальные размеры изображаемого предмета. Наиболее сложным видом черчения является рисование географических и топографических карт, при котором необходимо соблюдать особую точность и масштаб, а также условные цвета и знаки, используемые для раскрашивания подобных карт.

Черчение в специальностях

Навыки черчения необходимы таким техническим специалистам, как , дизайнеры, строители, топографы, физики, инженеры, авиа- и машиностроители. Гуманитариям оно может пригодиться для развития пространственного и логического мышления. Сегодня сложно выделить какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой не пригодилось бы умение понимать чертежи или изображать их.

Географические и топографические карты, а также рисунки, чертежи и схемы, по сути являются графическими изображениями.

Сегодня обучение специалистов по техническому в школах и вузах не слишком популярно, поэтому каждый студент, желающий соответствовать современным требованиям определенных профессий, может получить навыки чертежного мастерства на компьютере. Для этого существуют платные курсы и компьютерные программы, позволяющие в автоматическом режиме проектировать и чертить различные чертежи в двух- и трехмерном изображении. Обычно обучаться черчению идут студенты, понимающие всю важность данных навыков, которые в будущем дадут им возможность высококачественно выполнять свою работу, экономя трудовое время и нервы работодателя.

Черчение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Чертежные инструменты.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Чертежные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

ЕСКД (единая система конструкторской документации).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Шрифты чертежные.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Написание размеров.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Масштаб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Деление окружности на равные части.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 8 Сопряжение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Проектирование.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Фронтальная, горизонтальная и профильная плоскости проекций.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Вид.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Аксонометри­еские проекции.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Построение фигур.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Построение точек на поверхности предмета.. . . . . . . . 18

Сечение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 19 Разрез.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Совмещение видов.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Выносные элементы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Резьба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Сборочный чертеж.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Спецификация.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Строительные чертежи.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Разрез.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Масштабы строительных чертежей. . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Размеры на строительных чертежах.. . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Чертежные

материалы

участие в ее развитии, стать квалифицированным работником, мастером предприятия, инженером, изобретателем..

Черчение - это графическое изображение технической мысли, выпол­ ненное в соответствии с международными правилами и стандартами.. При помощи чертежей можно четко и ясно выражать свои мысли, видеть за плоскими фигурами, знаками и цифрами объемный объект..

расстояния между двумя точками.. При складывании ножек циркуля кон­ цы иголок должны сходиться и находиться на одном уровне..

Циркуль чертежный - применяется для черчения окружностей и дуг размером от 5 до 200 мм..

Кронциркуль чертежный (падающий) - применяется для черчения окруж­ ностей диаметром от 0,5 до 12 мм..

Инерционная линейка - применяется для измерения и откладывания линейных размеров на чертеже..

Угольники - применяются для построения перпендикулярных и па­ раллельных линий..

Транспортир - применяется для откладывания и измерения углов..

Бумага чертежная .. Для выполнения чертежа каран­ дашом, тушью и т. д.. используют плотную белую нели­ нованную бумагу..

Карандаши. Для выполнения чертежей необходимы карандаши двух марок:H или T (твердые), а такжеB или M (мягкие).. Чем больше чис­ ло, которое стоит перед буквой, тем карандаш тверже (2T; 3T) или мягче

Форматы. Для выполнения чертежей и другой кон­

ЕСКД (единая

структорской документации используют чертежную бу­

магу определенного размера, установленную стандартом

конструкторской

(табл.. 1).. В школе используют формат А4, размеры сто­

документации)

рон которого составляют 210 × 297 мм..

Таблица 1

Обозначение формата

Размеры сторон формата (мм)

Черчение

Рамка. Основная надпись. Каждый формат, на котором выполняется

чертеж, должен иметь рамку, ограничива­

ющую его поле слева на расстоянии 30 мм

(для подшивки), вверху, справа и внизу -

основные (рис.. 1)..

5 мм.. Линии рамки - сплошные толстые

Чертежи, которые выполняются на

листах формата А4, размещают только вер­

тикально.. Чертежи всех других форматов

выполняют как вертикально, так и гори­

основная

зонтально..

Основную надпись выполняют в пра­

вом нижнем углу формата.. Ее размеры и со­

держание установлены стандартом (рис.. 2;

Проверил

Школа № 6

Линии. Все чертежи состоят из линий разного вида и толщины.. Для удобства выполнения и чтения чертежей стандартом установлены такие семь линий:

Толщина линии S от 0,5 до 1,4 мм

Толщина от S /3 доS /2

Толщина от S /3 доS /2

Толщина от S /3 доS /2

Толщина от S /3 доS /2

1.. Сплошная толстая основная.На­ значение: линии видимого кон­ тура..

2. Сплошная толстая. Размерные и выносные линии, штриховые ли­ нии, линии построений и др..

3. Штриховая. Линии невидимого контура..

4. Штрих-пунктирная. Осевыеицен­ тровые линии..

5. Штрих-пунктирная с двумя точ-

ками. Линии сгиба на развертках..

6. Ллинии для изображения частей изделий в крайних или промежу­ точных положениях..

Написание

размеров

7.. Сплошная волнистая.Линии об­

Толщина от S /3 до S /2 рыва.. Линии разграничения вида и разреза..

Шрифты чертежные применяются в чертежах и дру­

гих технических документах.. Буквы, цифры, надписи

чертежные

и текст выполняются от руки.. Размер шрифта опреде­

ляется высотой h больших (заглавных ) букв в миллиметрах.. Установлены

такие размеры шрифта: (1,8); (3,5); 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40..

Буквы и цифры могут быть с наклоном вправо на 75° и без наклона..

Соотношение между высотой h

АБВГДЕЁЖЗИЙК

и другими размерами букв русского ал­

ЛМНОПРСТУФХЦЧ

фавита и цифр для всех размеров:

1.. Большие (заглавные) буквы и цифры:

ШЩЬЪЫЭЮЯ

ширина букв, кроме А, Г, Д, З, И,

Ж, М, С, Ф, Х, Ц, Ш, Щ, Ы, Ю и циф­

абвгдеёжзийкл

ры 1–0,6h ;

ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, Х, Ц,

мнопрстуфхцчш

Ш, Щ, Ы, Ю - 0,7h ;

ширина цифры 1–0,1h ;

ширина букв Г, З, С - 0,5h ;

2.. Малые буквы:

Высота h (следующий меньший раз­

I III IV VI VIII IX V

ширина букв а, м, ц, ь - 0,6h ;

ширина букв ж, т, ф, ш, щ, ю -

0,7h ;

Рис. 3. Буквы и цифры

ширина букв з, с - 0,4h ;

ширина других букв - 0,5h ..

чертежного шрифта

3.. Толщина линий, букв и цифр - 0,1h ..

4.. Расстояние между буквами в словах и цифрами в числах - 0,2h ..

5.. Расстояние между словами и числами - 0,6h ..

6.. Расстояние между нижними линиями рядов - 1,7h ..

Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхние элементы букв Й, Ё выпол­ няются за счет промежутков между строчками и буквами..

При написании чертежным шрифтом пользуются образцом, представ­ ленным на рис.. 3.

Основой для написания размеров детали и ее эле­ ментов являются размерные числа, которые наносятся на чертеж независимо от масштаба изображения.. Общее

количество размеров на чертеже может быть минимальным, но достаточ­ ным для изготовления изделия.. Различают линейные и угловые размеры.. Линейные размеры на чертежах указывают длину, ширину, толщину, высо­ ту, диаметр или радиус измеряемой части детали в миллиметрах без обоз­ начения единицы измерения..Угловые размеры показывают величину угла в градусах, минутах и секундах..

Для нанесения размеров используют сплошную тонкую линию..

Черчение

Размерные линии, как правило, наносятся по контуру изображения

Написание размеров состоит из: нанесения выносных и размерных ли­

ний; выполнения стрелок на концах размерных линий; написания размер­

ных чисел, чисел со знаком или чисел с буквами..

Расстояниемеждураз­

мерной линией и конту­

ром детали, между раз­

мерными линиями долж­

но составлять 6–10 мм..

размерн ые

Выносные линии долж­

ны выходить за концы

стрелок размерной ли­

нии на 1–5 мм (рис.. 4)..

Размерные линии ог­

раничиваются стрелка­

выносные

ми.. Размер последних

выбирают соответствен­

но толщине S линии ви­

размерные ли нии

димого контура и чертят

их приблизительно оди­

наковыми по всему чер­

тежу (рис.. 5)..

(6.....10) S

Наносить размерные линии нужно так, чтобы меньшие размеры были

ные линии на чертеже не пересекались (рис.. 6)..

Размерная линия диаметра проводится через центр окружности или па­

раллельно любому диаметру при использовании выносных линий (рис.. 7б)..

Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный

знак - кружок, перечеркнутый линией (рис.. 7а)..

Размерную линию радиуса проводят, как правило, из центра дуги и за­

канчивают стрелкой с другой стороны, которая упирается в точку дуги.. Пе­

ред размерным числом пишут большую латинскую букву R (рис.. 8а, 8б)..

Все для школьника

Радиусы внешних и внутренних округлений показывают так, как ука­

зано на рис.. 8в..

R 4

R 16R  8

Угловые размеры наносят так, как показано на рис.. 9.. Если на чертеже не определена форма квадрата, перед размерным числом наносится знак, как показано на рис.. 10.. Если размерная линия размещена вертикально,

уч предмет в ср. общеобра-зоват школе, цель к-рого дать учащимся основы знаний по выполнению чертежей, эскизов, техн. рисунков, подготовить школьников к сознат использованию графич документации в трудовой деятельности Изучение Ч способствует формированию у учащихся техн. и образного мышления, пространств представлений, имеющих большое значение в производств деятельности и техн. творчестве При выполнении чертежей учащиеся учатся анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать образ предмета по чертежу Раскрывается роль графич изображений в разл видах человеч деятельности в условиях НТР и информатизации общества Выполнение заданий по Ч полезно для воспитания культуры труда, освоения навыков рацион организации рабочего места, использования измерит.н. др. инструментов, применения справочной лит-ры и др. пособий Школьники знакомятся с важнейшими условными обозначениями и графич символами, принятыми в науч. и техн. лит-ре, в т.ч. узаконенными соотв ГОСТами и др. Эти навыки применимы на занятиях по разл уч предметам шк. курса

Преподавание Ч способствует поли-техн. подготовке учащихся Школьники знакомятся с понятиями производств -техн. характера и требованиями техн. эстетики Так, при выполнении упражнений по вычерчиванию деталей и чтению сборочных чертежей учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с др. деталями и механизмами и т.д. Умение наблюдать, сопоставлять и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства развивается на основе усвоения приемов логич. мышления, чему содействует деятельность учащихся, связанная с анализом формы и конструкции предметов, а также графич состава изображений

Обучение Ч в России началось в 18 в В горнозаводских школах, созданных для подготовки технически грамотных людей, после курса геометрии изучалось «знаменование» - методы изображения объемных тел путем графич построений или на глаз, при этом никаких теоретич обоснований построениям не давалось Полученные навыки применялись при выполнении чертежей практич. характера, необходимых для произ-ва (отд детали машин и заводских установок, планы цехов, «прошпекты» рудников и т.д.). В ср. уч заведениях 18 в Ч включалось в курс геометрии, полученные знания и навыки применялись на уроках фортификации (гл. обр. при вычерчивании оборонных укреплений). и географии (построение планов и карт с соблюдением масштаба).

В нар. уч-щах Ч обучали также на уроках геометрии и гражд архитектуры Учебником по геометрии «Краткое руководство к геометрии» (1786). предписывалось по наглядным изображениям геоме-трич тел, приведенным в книге, чертить карандашом или тушью такие же изображения Теоретич изучение геометрии закреплялось в землемерных работах с выполнением чертежей Чертежи (планы, фасады зданий и пр). выполнялись и при изучении пособия M E Головина «Краткое руководство к гражд архитектуре или зодчеству» (1789), в к-ром впервые были правильно сформулированы осн.особенности проецирования объекта на горизонтальную и вертикальную плоскости проекций

По программе гимназий (и прогимназий). 1828 задачи обучения Ч и рисованию тесно переплетались Нач понятия по начертательной геометрии давались в курсе математики (до 1845). Осн.направление и содержание программы па рисованию и Ч, а также методика их преподавания сохранялись до реорганизации гимназий (1864).

С 1864 в классич гимназиях в содержание курса Ч входило вычерчивание линий и разл геометрич фигур с делением их на части, составление орнаментов, в реальных гимназиях - вычерчивание геометрич построений при выполнении архитектурных украшений И в тех и в др. уч заведениях Ч предваряло курс рисования В 1871 Ч в гимназиях становится необязат уч предметом, занятия проводятся для желающих после осн.уроков

В реальных уч-щах Ч было ведущим уч предметом наряду со спец. дисциплинами В 7-м, дополнит классе, открытом при осн.отделении реальных уч-щ для подготовки учащихся в высшие техн. уч заведения, изучались геометрич Ч, начертат геометрия, «черчение задач начертат геометрии», составление «исполнительных чертежей машин» В качестве учебников использовались «Начертательная геометрия» И И Сомова (1862), «Начала начертательной геометрии» К И Мамышева (1874), «Курс черчения геометрического, проекционного, перспективного» H II Нечаева (1874). и др.

После 1888, когда реальные уч-ща были причислены к ср. общеобразоват. уч заведениям, значение Ч снизилось, обучение сводилось к технике оформления чертежей без понимания их сущности, занятия проводил учитель математики Пересмотр программы 1895 и 1906 существ изменений в содержание и методику преподавания Ч в реальных уч-щах

В 1914 Ч вошло в уч. план коммерч уч-щ (3-й и 4-е кл). Предусматривались не только геометрич построения, но и формирование навыков по съемке чертежей с натуры, ознакомление со способами косоугольного проецирования

В первом документе сов общеобразоват. школы «Осн.принципы единой трудовой школы» (1918). подчеркивалось, что курс рисования должен предшествовать курсу Ч, подготавливая учащихся к его усвоению В программах отмечалось, что цель обучения Ч - «научить учащихся выражать мысленно на плоскости графич линиями разл сочетания геометрич форм и сходных с ними по форме предметов и выраженное таким способом изображение уметь прочесть» Курс Ч делился на два раздела технику черчения и проекционное Ч Программа была составлена из расчета 4 ч в неделю (по 1 ч на 5-й и 6-й годы обучения и 2 ч на 7-й год). Однако содержание обучения Ч, как и ранее, сводилось к отработке техники выполнения чертежей

В единой трудовой школе (девятилетке). Ч в 1921 входило в курс математики 7-8-х кл Содержание обучения значит. ельно отличалось от предшествующих лет предусматривалось систематич. изучение раздела «начертательной геометрии в форме начал проекционного черчения» В области техн. Ч. ставилась задача научить учащихся выполнять рабочие чертежи производств деталей, реальных предметов окружающей действительности, а также разрезов несложных зданий и сооружений Большое внимание уделялось чтению чертежей

В 1923 вышло первое метод пособие по Ч для преподавателей ср. школ «Проекционное черчение в курсе геометрии » И А Сигова. В комплексных программах ГУСа (1922-26). Ч изучалось в курсе математики или при изора-ботах (5-7-е кл, 1 ч в неделю). Сведения по Ч при этом сообщались вне всякой системы, с учетом общих комплексных тем Занятия, по существу, сводились к декоративно-оформительской работе и лишь отчасти к использованию чертежей на уроках математики и физики. Несколько в др. плане - с учетом формирования у учащихся пространств представлений - была составлена программа (как часть курса математики). 1925 для 5-7-х кл Осн. задачами обучения Ч были овладение навыками в техн. черчении, изучение геометрич построений путем практич. применения чертежных инструментов (циркуль, линейка, угольники и др.), усвоение нек-рых элементов проекционного и техн. Ч. деталей с натуры с соблюдением масштаба. В качестве метод пособия для учителей рекомендовалась книга «Техн. черчение» А Д Виноградова и В О Гордона (1926), в к-рой были систематически изложены построения элементов чертежа и рассматривались основы начертательной геометрии.

Программа по Ч для ФЗС (в городе). и ШКМ (1931). особо подчеркивала общеобразоват. и политехн. направленность предмета. Однако задача приобретения учащимися систематич. знаний и умений по Ч в ней не ставилась.

С 1932 в уч. плане ср. школы Ч выделено в самостоят.уч предмет, включающий 4 осн. раздела геометрич Ч, проекционное Ч, Ч в аксонометрии, Ч с натуры Обращалось внимание на меж предметные связи Ч с математикой В 1934 был издан стабильный учебник по Ч - «Основы техн. черчения» В О Гордона В 1938 под руководством H T Ткаченко была подготовлена новая программа по Ч, в к-рой большое значение придавалось развитию пространств представлений учащихся, изучению положений ГОСТов, выполнению техн. рисунков, эскизов, чертежей Однако программа имела много недочетов, в т.ч. в последовательности расположения уч материала, излишней сложности

С нач 50-х гг как в курсе Ч, так и в методике его преподавания была усилена производств -техн. направленность, больше внимания стало уделяться вычерчиванию разл деталей и узлов машин и механизмов Курс Ч был разделен на 2 части в 1-й части (7-й кл). он носил пропедевтич характер и имел целью дать учащимся первонач знания по овладению чертежными инструментами, выполнению работ по геометрич Ч и включал нек-рые сведения о способах изображения пространств форм на плоскости, 2-я часть (8-10-е кл) - систематич. курс геометрич и проекционного Ч с изучением, начиная с 9-го кл, элементов начертательной геометрии (ортогональных проекций и аксонометрии). Курс Ч был весьма далек от осуществления связи обучения с жизнью, оценивалась только техника выполнения чертежей

С введением в ср. общеобразоват. школе производственного обучения (в 9-11-х кл). по уч плану 1959 на изучение Ч отводилось по 1 ч в неделю в 7- 8-х кл и 2 ч - в 9-х кл. Такое же распределение уч времени сохранялось и после перехода ср. школы на 10-летний срок обучения

В помощь учителю Ч выпущены издания «Нек-рые вопросы политехн. обучения в преподавании черчения» А Д Ботвинникова (1956), «Преподавание черчения в школе» Я В Владимирова и В А Калишевской (1956), «Черчение плоских и пространств фигур» В О Гордона (1951). и др. Для учащихся было подготовлено уч пособие А А Абрикосова «Черчение» (1955, 19697). В 1965 вышло первое пособие по методике преподавания Ч в 8-летней школе С И Дембинского, В И Кузьменко, в 1966 -фундам пособие под ред. Ботвинникова «Основы методики обучения черчению»

С 1980 на изучение Ч в ср. школе отводится 68 ч (по 1 ч в неделю в 7-8-х кл). Содержание курса составляют знания о прямоугольном проецировании на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и о построении аксонометрич проекций Учащиеся должны научиться читать и выполнять чертежи предметов и деталей машин, читать несложные сборочные чертежи и иметь общее представление о строит чертежах В процессе обучения реализуются межпредметные связи курса Ч с др. уч предметами Напр., при ознакомлении с геометрич построениями используются знания и умения, полученные учащимися на уроках математики, изучение методов гра-фич изображений опирается на опыт, приобретенный учащимися на уроках изобразит иск-ва, трудового обучения.

Программа по Ч включает перечень тем и вопросов для усвоения, перечни осн.требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по классам и список обязат графин и практич. работ, перечень кинофильмов и диафильмов, метод лит-ры В программе также приведены примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по Ч при устной проверке и при выполнении графич работ. С 1968 общеобразоват. школы страны работают по новому учебнику «Черчение в ср. школе» Ботвинникова, В H Виноградова, И С Вышнепольского (19794, с 1977 издается в цветном исполнении).

Расширение и углубление графич знаний, умений и навыков происходит на факультативных занятиях по выбору учащихся Разработаны и рекомендованы школам программы факультативных курсов для 9-10-х кл «Элементы начертательной геометрии», «Строит.н. топографич черчение», «Машино-строит черчение»

Методика преподавания Ч предусматривает проведение учителем рассказа и беседы, фронтальных графич упражнений, разл видов самостоят.работ уча щихся, применение на уроках совр. техн. средств обучения Изучение теоретич материала сочетается с выполнением графич и практич. работ индивидуального характера Для формирования у учащихся пространств представлений предлагаются такие задания, как составление чертежей по словесному описанию, изготовление разл моделей по чертежам и обратные задачи. Занятия по Ч в ср. школе проводятся в кабинетах черчения и изобразит иск-ва, оборудованных спец. ученич столами консольной конструкции

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Современные методы технической (и в том числе компьютерной) графики имеют свою многовековую историю. Общение людей друг с другом научило человека не только словесной речи, но и письменности. Прежде чем появились буквы, из которых можно было составить написанное слово, человек выражал свою мысль рисунком. Древнейшие памятники истории сохранили изображения зверей, оружия, домашней утвари. История письменности приводит много примеров «картинного письма», в котором образы, предметы изображались рисунком. Позднее человеку понадобилось умение нарисовать не только такой предмет, который он видел, но и такой, который он хотел сделать. Когда стали возводиться большие сооружения - жилища, храмы, крепости, - возникли первые чертежи - планы. Они вычерчивались на земле в том месте, где должно было воздвигаться сооружение.

Для этой работы были созданы первые чертежные инструменты, которые дошли до нас из глубокой древности: угол-измеритель и прямоугольный треугольник.

Со временем планы стали выполняться в уменьшенном виде на дереве, холсте, пергаменте. Техники древности стремились показать в чертеже геометрическую форму и размер сооружения, а чтобы выполнить эту задачу, создавали своеобразные приемы графических построений. В древних египетских папирусах встречаются два изображения одного и того же здания: вид сверху - план и вид спереди - фасад.

В древней Руси людей, искусных в строительстве, литье металла, изготовлении оружия, называли розмыслами. До наших дней сохранились инженерные сооружения - храмы, крепости, плотины, мосты, в которых мы видим проявление технического гения розмыслов наших предков. Эти памятники ясно говорят о том, что их создатели хорошо владели геометрической формой и умели выбирать наилучшее решение технической задачи (вот такие они, веб-дизайнеры средневековья).

В летописях XIII- XIV веков историки находят рисунки, выполненные настолько четко и наглядно, что, например, можно восстановить по такому рисунку технологию изготовления пушки.

На этом рисунке видно, что ствол пушки сварен кузнечной сваркой и укреплен кольцами. В таких наглядных технических рисунках использовались приемы живописи, но они не могли удовлетворить техников, особенно строителей, так как на рисунке нельзя было задать размеры сооружения.

Графические приемы чертежей XVI-XVII веков ясно показывают, как настойчиво стремились средневековые техники решить задачу изображения объемного предмета, имеющего три измерения: длину, ширину, высоту, - на плоскости, у которой только два измерения - длина и ширина. Нужен был такой чертеж, на котором не искажались бы линейные размеры, углы и геометрическая форма. На многих чертежах этого времени применялись самобытные геометрические построения, основой которых является план сооружения.

Если это был план местности, города или двора, то показывалось точное расположение зданий, а вид их давался не сверху, а сбоку или спереди. Если же составлялся чертеж самого сооружения, то совмещались на одном виде его план и фасад. Для нас эти приемы очень интересны тем что в них заложено начало точного проекционного чертежа. Графикам того времени оставалось сделать только еще один шаг: разъединить совмещенные проекции и начертить их каждую отдельно, чтобы получить чертеж в проекциях на две взаимно перпендикулярные плоскости.

Чертеж моста и сторожевой башни XVII века. План и фасад совмещены.

В начале XVII столетия появились первые металлургические заводы выполняющие правительственные заказы на пушки и ядра. Изделия сначала заказывались и принимались не по чертежам, а по образцам-моделям, но в конце XVII века образцы стали заменяться рабочими чертежами, которые надолго сохранили название «бумажных образцов». На многих строительных чертежах ставились числовые размеры; масштаб еще не выдерживался.

Начало XVIII столетия ознаменовалось массовым строительством флота. И тут потребовался точный, построенный в строгом масштабе чертеж, на котором можно было бы изобразить двояковыпуклый корпус корабля и проверить плавность его контуров. Эта задача была блестяще решена. В Морском архиве мы находим большое количество корабельных чертежей 1686-1751 годов, выполненных корабельными мастерами и их подручными. Эти чертежи - образцы совершенства в технической графике. Мы видим уже проекции не на две, а на три взаимно перпендикулярные плоскости: вид спереди, вид сверху, вид сбоку; такой прием давал полную возможность показать на плоскости в геометрической связи все три измерения предмета: длину, ширину и высоту.

Так кораблестроители создали в конце XVII века совершенный метод построения чертежа. Долгое время, считали создателем проекционного чертежа французского инженера Гаспара Монжа, опубликовавшего в 1795 году во Франции свои труды по начертательной геометрии. В книге Монжа, действительно, основой системы графических построений был принят метод трех проекций. Но Монж не был его создателем, этот метод уже широко применялся в технике, и Монж лишь научно обобщил его. В XVIII веке проекционные чертежи в точном масштабе, но без числовых размеров распространились во всех отраслях техники.

Для все возрастающей промышленности и государственных учреждений требовалось большое количество специалистов-чертежников. В заводских технических школах черчение считалось основным специальным предметом; выпускались различные руководства по черчению, например, в 1707 году вышла и переиздавалась книга «Приемы циркуля и линейки». В восьмидесятых годах XVIII века главным управлением народных училищ было выпущено «Краткое руководство по гражданской архитектуре и зодчеству», в котором излагались правила построения проекций на три взаимно перпендикулярные плоскости.

В XVIII веке чертежи выполнялись очень тщательно, цветной тушью и затем искусно раскрашивались для обозначения различных материалов, чтобы показать на чертеже внутреннее строение предмета, давались условные разрезы, сечения. Часто пользовались не только чертежом в проекциях, но и наглядным изображением, которое называлось «вольной перспективой».

К началу XIX века в промышленности и строительном деле применялись чертежи, которые уже немногим отличаются от современных. Необычным для нас кажется только расположение проекций: план часто остается главным видом. Богатство и разнообразие приемов инженерной графики обобщила и теоретически обосновала начертательная геометрия. Эта наука в первой половине XIX столетия получила свое развитие в мире. Несмотря на то что чертеж на производстве стал незаменимым документом, изготовление его было дорогим и кропотливым делом. Чертеж изготовлялся в одном экземпляре, который вывешивался в цехе на стене и поэтому пользоваться им рабочим было неудобно. В сороковых годах XIX века появляются первые попытки размножения чертежей через светокопию. Для светокопировального аппарата не нужно было выполнять чертеж в красках и цветной туши; вместо раскрашивания стали применять различную штриховку, контур чертежа обводить более толстыми линиями, однако, несмотря на явные свои преимущества, светокопия медленно проникала в производство и только к концу XIX века стала занимать прочное место на машиностроительных заводах.

P. S. Первый светокопировальный аппарат для копирования чертежей, появившийся в далеком XIX веке фактически стал прадедушкой многих современных устройств, таких как кэноновский плоттер (вот такой) – аппарат для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей.