Проводка

Что означают истуканы на острове пасхи. Моаи в чили - безмолвные истуканы острова пасхи

Что означают истуканы на острове пасхи. Моаи в чили - безмолвные истуканы острова пасхи

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Каменниые жители острова Пасхи - каменные истуканы - пожалуй, самые загадочные культовые изваяния в истории человечества. Даже о более древних египетских пирамидах ученые знают практически все, а вот о каменных идолах с острова Пасхи - ничего.
В 3703км от побережья Южной Америки на востоке и в 1819км от ближайших населённых островов на западе расположен небольшой остров треугольной формы, площадью всего 165 квадратных километров. Остров имеет целых три туземных названия - Те-Пито-те-Хенуа, что означает “Пуп островов”, «Рапа-нуи» (“Большой Рапа”), и третье - “Глаз, смотрящий в небо”, на оригинале - Мата-Ките-Рани. Европейцами же клочок суши назван островом Пасхи.

Самой выдающейся достопримечательностью этой земли являются известные всему миру изваяния каменных истуканов - моаи. Всего статуй 997 и их облик настолько своеобразен, что эти внушительных размеров головы, помещенные на тщедушные тельца, эти лица, утяжеленные мощными подбородками и длинными ушами, не спутаешь ни с одним другим творением человеческих рук. Отдельные изваяния щеголяют тысячекилограммовыми головными уборами красного цвета. Несмотря на то, что тайны истуканов не дают покоя людям практически с момента открытия острова Пасхи, несмотря на наличие множества оригинальных и остроумных теорий их предназначения, главные вопросы, касающиеся моаи, до сих пор остаются на повестке дня: кто, когда и главное, зачем их создал, как доставляли многотонные скульптуры к месту установки и почему они оказались поверженными?

Кого изображали идолы?

На этот вопрос, как и на вопрос: кому посвящались изображения, современная наука не имеет точного ответа. Коренные жители утратили историческую память. Кроме этого, почти все коренное население острова вымерло в 19в, во время эпидемии оспы, завезенной сюда с континента. Существует теория, что истуканы выполняли функции, надгробных памятников, т.е. являлись стражами умерших и изображали покойных предков. Другие теории видят в рослых изваяниях приспособления для морского ориентирования, ведь на лишенном деревьев острове статуи хорошо различимы с далекого расстояния. Кто-то даже спроецировал расположение моаи на звездную карту и считает их астрономическими знаками. В любом случае ни одна из теорий по сию пору стопроцентно не доказана.

Вероятно, как и у большинства культовых предметов, предназначение идолов со временем изменялось. Моаи старшего возраста, служили, скорее всего, изображениями местных богов. На это указывает их сходство с каменными статуями полинезийцев, жителей Маркизских островов. Начиная с 14-15вв, скульпторы острова в устоявшейся уже манере, принялись ваять своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов и прочих выдающихся местных жителей. То, что это не изображения одного какого-то бога или человека, доказывает наличие у каждого идола имени собственного. Доподлинно расшифровано в наши дни чуть более 50 имен моаи. Имя могло даваться статуе вне зависимости от того, кого она олицетворяла: человека, духа или бога. А могло и совпадать с именем скульптора-изготовителя скульптуры. В тех же случаях, когда данное при рождении имя забывалось, статуи называли или общими понятиями «Статуя бога», «Статуя колдуна» и т. д., или по месторасположению или скульптурным особенностям: «Статуя возле дома», «Прямая моаи» и т.п.

Одинаковые или разные?

Одно не подлежит сомнению в загадках идолов: кем бы статуи не считались, они, без сомнения, были культовыми фигурами. Культ моаи царил на острове Пасхи с 12 по 17вв. За истекший период много воды утекло: претерпели изменения прикладные предназначения фигур, даже их внешний вид. Изготовленные в разное время изваяния значительно отличаются друг от друга по своим антропометрическим параметрам: по форме, высоте и ширине.

Самые древние статуи не превышали в высоту человеческого роста и изготавливались из базальта. У них очень мало общего с каноническими скульптурами более позднего периода, разве что не изменяемое веками местоположение рук. Со временем эти базальтовые изделия перестали вообще играть какую-либо роль в сознании местных жителей, зачастую их стали использовать в качестве строительного и ремонтного материала церемониальных площадок аху. Аху представляют собой ровную либо слегка наклоненную к морю площадку длиной от десяти до ста метров и шириной около пятидесяти. В большинстве своем, они расположены на морском берегу, отделенные от воды только пьедесталом для моаи высотой от 3 до 6м. Устанавливались ли первенцы скульптурного ряда Пасхи на постаменты-платформы, до сих пор осталось невыясненным.

Примерно в середине 14в технология изготовления идолов изменилась. Их стали делать из вулканического туфа (в просторечии, пемзы) в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку. Именно тогда статуи и приобрели свой канонический вид. Изваяния значительно прибавили в росте, стали достигать 10-12м высоты, а их масса приблизилась к 20т. В 1868г. англичане попытались вывезти какой-либо образец зодчества острова Пасхи на родину, но не смогли даже сдвинуть их с места. После многочисленных попыток транспортировать полноростовую скульптуру, моряки оставили эти намерения, и обошлись 2,5м бюстом, который и по сей день можно наблюдать в Британском музее. Самая же большая статуя, высотой свыше 21м и массой приближающейся к 100т, так и осталась недоделанной. Ее можно наблюдать в карьере, где она лежит с момента начала изготовления.

Несмотря на то, что все скульптуры имеют схожие пропорции и большое количество общих черт, каждая из них по-своему уникальна, ее черты индивидуальны. Интересно, что у всех статуй имеются удлиненные мочки ушей. Эта особенность дала повод некоторым исследователям говорить о том, что идолы - не люди, а инопланетяне. В действительности же, длинные уши - всего лишь обман зрения. Голова идолов чрезвычайно вытянута, согласно канонам местной традиции, из-за этого и кажется, что верхняя часть ушей расположена на уровне макушки.

Скульпторы острова Пасхи

Непривычный внешний вид моаи порождает множество версий происхождения скульптур. Некоторые исследователи выдвигают совершенно фантастические версии, например, считая, что изготовителями этих памятников были мифические персонажи (атланты) или даже космические пришельцы. Однако на самом деле, туфовые истуканы - дело рук самих «пасхальцев». И этому сохранились исчерпывающие доказательства. В кратере Рано-Рараку до сих пор наличествует своеобразная мастерская по изготовлению идолов. Дело это было поставлено на поток. Жители острова одновременно трудились над производством большого количества статуй. Множество незаконченных идолов в разной степени готовности находятся в каменоломне. Работа над одними из них прекращено из-за обнаружившегося брака в материале: трещин в камне или вкраплений твердых пород, не дающих возможности выточить нос или подбородок идола. Другие брошены на различных стадиях работы, встречаются и почти бесформенные глыбы, и почти готовые изделия. Свыше 300 моаи остались незавершенными, потому что островитяне по непонятным причинам неожиданно прекратили ваяние статуй и забросили карьер навсегда.

Изготавливались моаи следующим образом: первоначально в туфе высекалось лицо, затем уши и руки с длиннющими пальцами, соединенные ниже живота. Затем скульпторы формировали спину фигуры, вырубая камни с боков. Все еще соединенную спиной с основной породой статую полировали, и только потом обрезали эту спинную пуповину и спускали готовое изделие вниз, к подножию вулкана. В скопившихся за века работы тоннах осколков и отходов камнерезной деятельности вырывали яму, куда устанавливали почти готовую статую. В вертикальном положении заканчивали доводку шеи и спины идола, после чего фигура подвергалась окончательной полировке пемзой и была готова к транспортировке к месту установки.

Для работы над истуканами мастера использовали набор каменных рубил различного размера, изготовленных из базальта. По форме рубила напоминали долото, в среднем они имели в длину 30-40 см, но иные достигали и метра. Сложно сказать, сколько времени занимал творческий процесс. Тур Хейердал, посвятивший много времени изучению острова Пасхи, совместно с потомками каменотесов, решил выяснить это экспериментальным путем. Сменяя друг друга, две бригады камнерезчиков изготовили контуры будущей фигуры. На это у них ушел год работы. Готовую же статую требовалось еще доставить к месту установки, что тоже требовало и сил, и времени. Каким же образом это происходило?

Шагающие гиганты

Из всех технических средств, способных помочь в процессе транспортировки многотонных изваяний, жители острова располагали только веревками да древесными стволами, из которых изготавливались катки и рычаги. Может быть, при перевозке по воде можно было изготовить из того же дерева большой плот или грузовую лодку? В любом случае, спуск тяжелой статуи вниз со склона вулкана, транспортировка его на несколько километров и последующий подъем на церемониальную площадку аху требовали от немногочисленного населения острова титанических усилий. Существует гипотеза, что центр тяжести статуй был рассчитан таким хитрым образом, что в наклоненном состоянии, кантуемый при помощи веревок, идол мог перемещаться почти самостоятельно, ходить. Для этих целей постамент фигуры изготавливался не плоским, а слегка выпуклым. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит легенда, повествующая о том, что к месту установки статуи добирались своим ходом. Экспериментально это доказал чешский инженер Павел Павел, с бригадой работников, состоящей из 17 человек, он сумел заставить моаи шагать в нужном направлении.

Свое место на приготовленном возвышении, статуя занимала после того, как под ней изготавливалась искусственная насыпь, сравнимая по высоте с самим постаментом. Доставка и установка на пьедестал не означали еще окончания работ над каменным истуканом. Уже на месте скульптура «доводилась до ума», подобно морскому лайнеру, для которого спуск на воду еще не означает окончания работ над ним. Установленные на аху исполины должны были еще обрести «шевелюру» - своеобразную многотонную шапку или корону «пукао». Версия о том, что это именно волосы, а не головной убор, появилась благодаря цвету пукао - он красный, а большинство жителей древнего острова были рыжеволосыми. Камень для изготовления единственной немонолитной части истуканов острова Пасхи добывали в кратере вулкана Пуна-Пау. До наших дней дошли около 90 штук этих скальпов.

После установки каменной прически, наступал завершающий этап работы над скульптурой. На этом этапе статуе вытесывали внушительных размеров глазницы. В глазницы вставлялись глаза, изготовленные из раковин, кораллов или обсидиана. По поверьям, только заполучив глаза, истукан мог обозреть место, на котором очутился. Верившие в то, что через глаза исходит энергия души, пасхальцы, давая статуям органы зрения, как бы оживляли их. В настоящее время несколько отреставрированных статуй смотрят на мир загадочными коралловыми глазами.

Падение идолов

По невыясненным наверняка причинам, остров Пасхи настигла какая-то катастрофа. Прибывшие сюда в 18в европейцы обнаружили идолов острова опрокинутыми, лежащими на земле. Хотя совсем недавно, в момент открытия острова Пасхи, статуи стояли еще вертикально, располагаясь, как им положено, лицом вглубь острова. Какие же катаклизмы свергли старых богов и вождей с их пьедесталов?

Существует несколько теорий этого. Самой правдоподобной выглядит такая: в результате изменения климата, остров, не обладающий естественными запасами пресной воды, подвергся длительной тяжелой засухе. В результате этого пасхальцы потеряли все леса сандала, гибискуса, торомиро, кокосовых пальм и т. д. до последнего дерева. Отсутствующие деревья, разумеется, не могли ни давать тени, ни удерживать влагу в почве, ни защищать посевы от жгучего сухого ветра. На остров надвинулся страшный голод, а построить лодки, чтобы покинуть ставшую негостеприимной для жизни землю уже было не из чего - деревья исчезли. Отрезанный от остального мира остров был обречен на вымирание. В данной ситуации вожди племен требовали от подданных дополнительных усилий по ублажению божеств.

Следовательно, требовалось изготовить еще моаи, больше и внушительнее уже существовавших. Титанические усилия, приложенные в этом направлении, результата не дали. Народ взбунтовался. Начались столкновения между населяющими остров племенами, церемониальные площадки аху разоряли, а стоящие на них статуи опрокидывали и разбивали. Немногим людям, пережившим это страшное время, приходилось все начинать заново. «Пасхальцам» требовались новое общество и новая религия, принципиально отличающаяся от оказавшейся несостоятельной старой.

Место поверженных идолов заняло новое божественное существо с головой птицы. Свобода покинуть засушливые земли в любой момент по воздуху, недоступная человечеству, выразилась в этих новых верованиях. Прежние боги и герои оказались мгновенно и прочно забыты. Культ моаи был оставлен навсегда и перестал быть, собственно говоря, культом. Каменные идолы с острова Пасхи превратились в объект любопытства туристов и изучения исследователей. Однако именно это привлекло людей с континентов на остров, который в наше время существует исключительно за счет гостей. Так что, можно сказать, даже поверженные идолы продолжают служить благу жителей маленького треугольного кусочка суши, затерянного в Тихом океане.

Благодаря подвижничеству реставраторов, некоторые скульптуры уже заняли свои прежние места на аху, однако их физическое состояние вызывает тревогу ученых. Статуи непрерывно подвергаются разрушению под воздействием климатических факторов, особенно ветра и дождя. Основной материал изготовления - туф - быстро разрушается, из-за этого более твердые вкрапления вываливаются, на идолах образуются вмятины и трещины. Моаи нуждаются в срочной консервации. Силы и средства для этой необходимой работы человечество обязано найти достаточно быстро, чтобы сохранить будущим поколениям эти удивительные изваяния одного из самых загадочных мест на Земле.

Остров Пасхи - удивительное место, попасть куда стремятся тысячи туристов со всего мира. Мы уже многое с вами обсуждали про остров Пасхи. Анализировали и и искали и даже я вам показывал .

Но во всех этих обсуждениях я как то мало обращал внимания на то, где и как возникали эти огромные головы и статуи. Это место находится на нижних склонах Теревака - самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые собственно и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи).

Давайте посмотрим внимательней на это...


Фото 2.

Среди огромного количества достопримечательностей есть на этом острове место особое - вулканический кратер «Рано Рараку» из спрессованного вулканического пепла или туфа. Этот кратер таит интереснейшие загадки.

Рано-Рараку - потухший вулкан высотой около 150-ти метров, находящийся в восточной части острова посреди поросшей травой равнины, в 20 километрах от города Ханга-Роа и в 1 километре от побережья. Юго-восточный склон вулкана частично обрушился и обнажил породу - жёлто-коричневый туф с многочисленными включениями. Именно этой породе и обязан вулкан своей популярности - он стал местом рождения знаменитых каменных истуканов Моаи.

В овальном же кратере размером 350 на 280 метров лежит пресноводное озеро, берега которого густо заросли камышом тотора. Вплоть до недавнего времени это озеро служило местному населению источником пресной воды.

Вулкан образовался в период голоцена. Он является вторичным вулканом Маунга Теревака, самой крупной возвышенности острова. Когда произошло его последнее извержение, неизвестно.

Рано Рараку по форме представляет собой пирокластический конус. Высота его вершины составляет пятьсот одиннадцать метров. Склоны вулкана покрыты мягким травяным ковром, напоминающим альпийские луга, юго-восточный склон частично обрушен.

В течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.

Фото 3.

Почти все статуи на острове Пасхи (95%) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. Никто не знает, как это делали. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно

Фото 4.

В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте, по крайней мере, в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди. Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи.

Фото 5.

Некоторые из них наполовину погребены в земле, а другие не завершены.А самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи.

Фото 6.

Вес моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз.

Фото 7.

Кроме того, у них нету «пукао» на верхушке — шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее, именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова.

Фото 8.

В кратере вулкана Рано Рараку находится большое пресноводное озеро с чистой водой. В этом озере раз в год жители острова в наше время проводят соревнование по плаванию. Один из склонов утыкан истуканами. Средний размер статуй немного меньше, чем на внешней стороне кратера и сделаны они намного грубее. До сих пор неизвестно, зачем было делать статуи внутри кратера, ведь вытащить оттуда многотонную монолитную скульптуру без повреждений даже в наше время с применением техники - весьма сложная задача. Есть гипотеза - это ни что иное как учебная площадка древнего ПТУ №1 острова Рапа Нуи для подготовки квалифицированных каменотёсов и статуи не были предназначены для вывоза.

Фото 9.

В кратере живёт табун диких лошадей. Лошадей, диких и домашних, на острове огромное количество, людей не боятся и их можно встретить в самых неожиданных местах. Будь у древних рапануйцев лошади, они бы обстругали всю эту гору до основания.

Фото 11.

Моаи - каменные статуи из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота - более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.

Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.

В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.

Фото 13.

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.

Фото 14.

Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейрдалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя "длинноухих", которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени "короткоухих". В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждние.

По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове "длинноухих" воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги. На вопрос почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что "раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ". Туземцы - участники эксперимента " "сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая как это делать и заставля повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.

Фото 16.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалась загадка, почему "короткоухие" рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки "приходили" в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и, в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 15.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех.

Это бородатый Тукутури, который является единственным в своем роде моаи — он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (несложно заметить, что Тукутури бородатый).

Фото 30.

Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее, он «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» - особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы.

Косвенные намеки заставляют предположить, что это был последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи.

Фото 20.

Все 300 лет, которые прошли с того момента, ученые и исследователи пытаются узнать все тайны рапануйской цивилизации, которая когда-то проживала на территории этого острова и ответить на вопрос: кто построил эти монументы?

Многие исследователи, которые занимались изучением этих статуй, пришли к заключению, что местные жители не могли в такой изоляции (остров находится посреди океана) получить знания, которые были бы достаточны, что создать подобные монументы. Более того, похожие статуи (их называют моаи) были найдены во время раскопок в Тиахуанако (Боливия) и на территории Маркизских островов (Полинезия).

Итак, остров Пасхи - один из самых удаленных от суши островов в мире…

  • Территории острова расположены почти в 4000 км от берегов Южной Америки, в юго-восточной части Тихого океана
  • Площадь острова - 163,6 кв.км, на которой сегодня проживает порядка 5000 человек
  • Основная часть населения живет в столице острова - городе Ханга-Роа. Он является единственным городом на острове, где также есть еще 2 небольших поселения: Матавери и Моероа

Остров Пасхи - наивысшая точка над уровнем океана в огромной возвышенности, которое называют Восточно-Тихоокеанское поднятие.

Местные легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был лишь частью одной большой страны (многие считают его оставшейся частью ). Примечательно, что легенда выглядит правдоподобно, так как сегодня на острове можно найти много доказательств этой легенды: дороги, которые ведут прямо в океан, множество подземных тоннелей, которые начинаются в местных пещерах и ведут в неизвестном направлении и другие факты.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные - погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» - каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее - непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и .

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Сегодня мы совершим путешествие на знаменитый Остров Пасхи, который славится своими каменными изваяниями Моаи. Остров окутан множеством тайн и загадок, которые вряд ли когда-либо удастся разгадать. Мы попытаемся рассмотреть самые распространенные теории происхождения каменных статуй, созданных древней цивилизацией Рапа Нуи

Это один из наиболее изолированных островов в мире, с тех пор как 1200 лет назад сюда приплыли древние мореплаватели на каноэ, и облюбовали эти берега. На протяжении столетий в изоляции острова развилось уникальное сообщество, по неизвестным причинам начавшее вырезать гигантские статуи из вулканической породы. Эти статуи известные, как Моаи – одни из самых удивительных древних реликвий, когда либо найденных. Люди острова называли себя Рапа Нуи, но откуда они пришли и куда исчезли – неизвестно. Наука выдвигает множество теорий о загадке острова Пасхи, но все эти теории противоречат друг другу, истина как всегда неизвестна

Современные археологи считают, что первые и единственные люди острова – отдельная группа жителей Полинезии, которые однажды попав сюда, затем не имели никаких контактов с родиной. До рокового дня в 1722, когда, на Первый день пасхи голландец Якоб Роггевен стал первым европейцем, который обнаружил остров. То что засвидетельствовала его команд и вызвало жаркие споры относительно происхождения Рапа Нуи. Исследователи сообщили о смешанном населении острова, здесь были и темнокожие, и люди со светлой кожей. У некоторых даже были рыжие волосы и загорелые лица. Это не совсем увязывается с полинезийской версией происхождения местного населения, несмотря на давние свидетельства, подтверждающие миграцию с другого острова в Тихом океане. Поэтому археологи все еще обсуждают теорию известного археолога и исследователя Тура Хейердала

В своих заметках Хейердал говорит об островитянах, которые делились на несколько классов. Светлокожие островитяне носили большие диски в мочках уха. Их тела были сильно татуированы, и они поклонялись гигантским статуям, совершая церемонии перед ними. Как светлокожие люди могли жить среди полинезийцев на таком отдаленном острове? Исследователь считает, что остров Пасхи был населен в несколько этапов двумя различными культурами. Одна культура была из Полинезии, другая из Южной Америки, возможно из Перу, где также были найдены мумии людей с рыжими волосами

Хейердал также указывает на общие черты статуй Моаи с похожими памятниками в Боливии. Согласно его теории тысячи лет назад люди уже освоили океан, и плавали на больших каноэ на огромные расстояния.Сам Хейердал проделал путешествие от берегов Перу к острову Пасхи на самодельном плоту в 1947 году, доказав что такое перемещение возможно

Современные археологи категорически не согласны с Хейердалом. Они указывают на долгую историю обитания полинезийцев в Южнотихоокеанском регионе. К тому же, согласно лингвистическим исследованиям, наиболее вероятное происхождение местного населения – острова Маркизы или Питкэрн. Исследователи обращаются к легендам Острова Пасхи, которые говорят о происхождении с запада. К тому же, ботанические и антропометрические исследования подтверждают, что остров был колонизирован только однажды - с запада

Существует третья теория, совсем молодая. Приблизительно в 1536 испанское судно Сан Лесмемс исчезло близ берегов Таити. Легенды говорят о басках, оставшихся в живых и вступивших в брак с полинезийскими женщинами. Что интересно, генетическое тестирование показало присутствие баскских генов в крови Рапа Нуи

Но есть третья история происхождения, у которой как далеко принесено, поскольку это кажется, есть научное доказательство позади этого. Приблизительно в 1536 испанское судно, Сан Лесмемс был потерян около Острова Таити. Легенды говорят о баскских оставшихся в живых, вступающих в брак с Жителями Полинезии. Или они или их потомки отправляются из Острова Таити, чтобы попробовать и возвратиться домой в 1600-ых и никогда не замечались снова. Интересно, генетическое тестирование чистой крови Rapa Nui показало присутствие баскских генов

Возможно, остров Пасхи был заселен потерявшейся командой Испанских и Полинезийских моряков?


Конечно, со временем наука даст нам ответ, кем были Рапа Нуи. Они построили высоко организованное общество на маленьком острове, и за недолгое время своего существования создали загадку, которая озадачила весь мир и не решена до сих пор