Проводка

Четыре великих святых места буддизма связаны с рожден. В каких странах исповедуют буддизм

Четыре великих святых места буддизма связаны с рожден. В каких странах исповедуют буддизм

Буддизм – наиболее древняя из мировых религий. Множество последователей этого учения находят в буддизме ответ на такие жизненно важные вопросы, как: «В чем смысл жизни ?», «Какова ее цель?». Буддизм многим указывает правильный путь, следуя по которому, мирские соблазны уже не имеют над человеком своей власти.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре(второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм зародился более 2500 лет назад на севере древней Индии и до сих пор неразрывно связан со своей исторической родиной. Именно поэтому мы не могли обойти эту тему стороной.

Сегодняшняя статья расскажет про буддийские храмы в Индии, приведет список самых интересных из них и поведает, как им удается не просто выжить, но и принимать тысячи паломников в стране индуизма.

По следам Будды

Среди населения Индии менее одного процента приверженцев буддизма. Но эта страна подарила миру основоположника древнего учения. Здесь он родился, рос, женился, учился, искал истину, нашел ее, проповедовал, нес в массы свое учение и наконец окончательно пробудился.

Индия взрастила буддийскую философию и стала портом, откуда та отправилась к берегам других стран. Неудивительно, что здесь, у истоков традиции, сохранились святыни, храмы, памятные места, пожалуй, самые древние в истории буддизма. Тысячи людей ежегодно приезжают на индийскую землю в надежде повторить .

Как минимум три культовых места стараются посетить люди, которые считают себя последователями Шакьямуни.

1. Бодхгайя

Сейчас это местечко близ городка Гайя в штате Бихар, куда непрерывным потоком стекаются паломники со всех уголков планеты. Тогда, около 500 года до нашей эры, сюда добрел странник по имени Сиддхартха Гаутама. Он уселся на берегу реки в тени дерева и начал медитировать.

Трое суток беспрерывной медитации были откровением, расширили сознание, ответив на все неразрешенные вопросы юноши. Однако этого ему было недостаточно, и он еще неделю провел под сенью листвы в медитациях. Наконец молодой человек понял, что достиг просветления и хочет нести свет и истину всему миру.

Сейчас на этом месте возвышается храм, который известен всем как Махабодхи. А за ним раскинулось священное дерево Бодхи, выросшее из семечка того самого дерева, которое было свидетелем просветления Сиддхартхи.

Это интересно! До XIX века нынешнее место поклонения буддистов принадлежало представителям шиваизма – ответвления индуизма. Лишь только деятели возрождения буддизма смогли вернуть свою святыню.

2. Сарнатх

Еще один городок, привлекающий туристов-буддистов, находится в штате Уттар-Прадеш, недалеко от Варанаси, который, кстати, является одним из самых священных городов индуистов.

Когда жил Будда, тут простирался густой лес, а главными жителями в нем были олени. Предание гласит, что первыми слушателями Учителя как раз были два оленя. За два с половиной тысячелетия изменилось немногое – парк с оленями существует и по сей день.

Действительно ли олени были первыми слушателями Будды или это были обычные люди – предмет споров, но главное, что в Сарнатхе были проведены первые проповеди, и тем самым запущено Колесо дхармы.

Сейчас в этой местности сохранились руины древнего храма, вокруг которого ведутся раскопки. Установлено, что остатки храмового ансамбля и монастыря относятся ко времени – III столетию до нашей эры.


Путешественники из Китая в своих дневниках отмечали, что монастырь содержал порядка полутора тысяч послушников. С мусульманскими набегами в XII веке все здания были разрушены. На помощь снова пришла эпоха буддийского возрождения – XIX век.

Сейчас руины вновь стали религиозным центром, их окружили буддистские храмы разного толка, различных направлений.

Это интересно! В их числе – ступа джайнистов секты дигамбаров, которых чаще называют «одетыми в небо». Такое прозаичное название скрывает за собой привычку представителей школы ходить голышом, или, иначе говоря, одеваться «в небо».

3. Кушинагар

Город находится в современном штате Уттар-Прадеш. Будучи некогда могущественной столицей одного царства, уже при Шакьямуни он стал скромным городком, но это не помешало Пробужденному выбрать его для ухода в Паринирвану.

Здесь же были проведены необходимые священные обряды над телом Будды – его пронесли сквозь северные и восточные ворота, вынесли за пределы города, затем последователи приносили ему подношения, и спустя семь дней тело кремировали.

Возрождением святыни все буддисты обязаны тому же «золотому» XIX столетию. Под толстым слоем земли, грязи, пыли, камней археологи обнаружили фундамент ступы и самого храма Махапаринирваны. Сегодня город развивается, налаживает инфраструктуру, в основном за счет туристов и для туристов, и притягивает все больше гостей с каждым днем.


Крупные храмы и монастыри

Махараштра – индийский штат, где оазисы буддизма в огромной пустыне индуизма встречаются довольно часто. Самыми интересными и необыкновенными буддийскими храмами Махараштры нам показались следующие:

  • Аурангабад – это эдакий «город-храмы-пещеры» – три в одном. Три храмовых комплекса на девяти горных пещерах, которые разделяются по двум сторонам света: восток и запад. Простая индийская арифметика.
  • Аджанта – ансамбль храмов и монастыря, который европейскому сознанию может посулить удачу – комплекс расположился на утесе в виде подковы. Он по праву внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – настенная живопись по буддийским мотивам в пещерах поражает. Кельи монахов и залы для молитв расположены на целых 29 пещерах.
  • Эллора – этот ансамбль догнал и перегнал предыдущие храмы в пещерах – их здесь 34. Самое любопытное в этом комплексе то, что он есть воплощение дружбы народов, конфессий и направлений. Под покровительством ЮНЕСКО находится соседство 17-ти пещер индусов, 12-ти – буддистов и 5 – джайнистов.

В Индии немало монастырей, в особенности ближе к границе с Тибетом, потому что там живут многие тибетские буддисты в изгнании. Говоря по-простому, монастырь – это храм, в котором можно жить и учиться послушникам, чтобы впоследствии стать монахами.

Одним из таких монастырей является Таванг. Он раскинулся близ тибетской границы на горе на высоте больше трех тысяч метров над уровнем моря. Комплекс довольно большой — он способен вместить до семисот монахов.


Сейчас количество служителей достигает 450 человек. Главное его сокровище – библиотека Паркханг, в которой таятся ценнейшие древние писания.

Однако не стоит полагать, будто буддийские храмы встречаются только на севере Индии, в непосредственной близости к святым местам Шакьямуни или тибетским предгорьям. Они нередки и в южных штатах, например в Карнатаке. Среди них отличается монастырь Намдролинг.

Он спрятался в городе Билакупе, куда переселились тибетцы после изгнания. Если Дхарамсала – это маленькая Лхаса, то Билакупе – маленькая Дхарамсала.

Основание произошло в 1960-е годы. Монастырь относится к школе ньингма и является крупнейшим в этом ответвлении – здесь живет в районе трех тысяч послушников, мужчин и женщин, больших и совсем маленьких.

Зеркальный пол храма, который называют «Золотым», отражает три величественные статуи – Будды Шакьямуни, Будды Амитаюса и Падмасамбхавы. Здесь же предаются медитациям на специальных постеленных дорожках.


Интересной инсталляцией на окрестной территории представляется рукотворная копия тибетского монастыря Пальюл.

Посетители могут своими глазами увидеть жизнь монастыря без прикрас, насладиться зеленью и чистотой садов, понаблюдать за распорядком дня и полюбоваться умиротворенными улыбками мальчиков в оранжево-бордовых одеяниях. Поразительно, как юным монахам удается жить в отрешенности, уединении, когда вокруг довольно много туристов.

В этом же городке находится монастырь других представителей буддийский традиции – , или, как их называют, «желтошапочников». Он носит название Сера и считается одним из троицы великих монастырей этого течения.


Основанный в 1419 году, он «перекочевал» из Тибета сюда, когда тибетцы вынуждены были покинуть родину под натиском китайского войска. С 1970 они обосновались в южноиндийском городке. К нынешнему моменту здесь насчитывается около пяти тысяч послушников.

Тибетская Сера подразделялась на три дацана в зависимости от обучающихся или преподаваемых наук:

  • факультет буддийской философии;
  • тантрический факультет;
  • факультет для монахов-кочевников.

В Индии удалось воссоздать лишь два из них – монахи колледжа тантрических наук не смогли добраться до нового пристанища. Современное обучение здесь проходит на позитивной ноте: монахи участвуют в диспутах, оживленно дискутируют и обсуждают вопросы. Повсюду расположены разные статуи, ритуальные предметы: колокольчики, тарелки из меди, тексты мантр.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вы будете в этой чудесной стране, обязательно зайдите в ближайший буддийский храм, и вы удивитесь мощи его энергетики– не так просто сохранить самобытность там, где царствует другая религия.

«По святым местам Будды»

Будда провозгласил Четыре Благородных Истины: что корни жизни - в страдании, что причина страданий - в тяге к земным вещам, и что страданий можно избегнуть, перестав желать мирского, и путь, ведущий к устранению этих желаний - Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь заключен в правильном понимании, правильном намерении, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном осознании и правильной концентрации. Добившись всех этих восьми целей, можно достигнуть Нирваны.

Несмотря на то, что буддизм возник именно в Индии, сегодня он почти полностью ушел с ее территории. Сейчас большая часть буддистских последователей - беженцы с территории Тибета, жители тибетских поселений.

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн. приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 325 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн. [ 7 ] Все вышеуказанные цифры свидетельствуют о большом спросе религиозных туров по всему миру с направленностью именно к истокам возникновения религии и к главным её святыням.

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Лумбини (санскр. «любимый») -- храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма (предположительно 563 до н. э.--483 до н. э.). Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где Будда жил до 29 лет. [ 2 ]

Перед тем, как принять рождение в человеческом мире, Бодхисаттва был владыкой Тушита. Там он решил родиться в последний раз и продемонстрировать всему миру достижение просветления. Он проверил пять мест и решил, что южный континент, где людская жизнь равняется 100 годам - самое подходящее место для него. Поскольку королевская каста была самая уважаемая в то время и линия царя Шуддходаны и царицы Майи была чиста, он решил родиться их сыном, принцем династии Шакья. В ту ночь, когда он был зачат, Царица Майядэви видела во сне слона, который вошёл в её утробу. Земля затряслась шесть раз. Однажды Майя приехала в Сад Лумбини, который находился примерно в 10 милях от Капилавасту. Выходя из воды, с лицом обращённым на восток она оперлась правой рукой о дерево сала. Тогда из её правого бока и родился Бодхисаттва. Он сразу прошёл семь шагов, и на том месте стали распускаться лотосы. Посмотрев по всем сторонам света, мальчик объявил: «Я - самый лучший из существ, это моё последнее рождение». Потом он посмотрел вниз, указывая на то, что он победит Мару и принесёт благо существам в нижних мирах благодаря своему учению. Затем он посмотрел вверх, указывая на то, что весь мир будет ценить и почитать его деяния.

Затем Владыки Брахма и Индра в сопровождении множества охранителей приняли его и омыли. В то же время двое нагов, Нанда и Упанада заставили воду литься каскадом над ним, позже там образовалось озеро, из которого монахи брали воду для питья, даже во времена Фа Хьена (китайского путешественника). Юного принца обернули в тонкий муслин и отнесли во дворец в Капилавасту. [ 3 ]

Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Индуисты почитают его, как одно из воплощений Вишну. Поэтому Лумбини для буддистов и индуистов, является святым местом.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Храм Майя-Деви, посвящённый матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим рождение Будды. Тысячи паломников ежегодно посещают этот храм. Новый храм был возведён над развалинами старого храма. Вокруг храма -- археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и священное дерево Бодхи.

Рядом с храмом Майя-Деви возвышается Калонна Ашоки, подтверждающая, что это место рождения Будды.

Неподалёку от храма находится священный водоём Пушкарини, где Майя Деви приняла омовение незадолго до рождения Будды.

Парк разделен на две части, восточную и западную. В восточной части расположены монастыри ранней буддистской школы Тхеравада, а в западной монастыри, относящиеся к школам Махаяна и Ваджраяна. За недавнее время многие страны, в которых почитается буддизм, построили в Лумбини свои храмы и пагоды. Весь комплекс состоит из десятка буддийских монастырей, храмов, ступ разных конфессий и других памятников.

Бодхгая. О древней истории Бодхгаи почти ничего не известно. Судя по материалам археологии, там, скорее всего, существовала небольшая монашеская община. Центром паломничества местечко стало намного позже - в III веке до н.э., когда индийский царь Ашока (правил в 268-232 до н. э.), покровительствующий буддизму, построил в Бодхгае большой храм Махабодхи. О его форме мы можем судить лишь по барельефам ступы в Бхархуте (I в. до н.э.). Наиболее полные сведения о Бодхгае принадлежат китайским путешественникам - Фа Сяню (V в. н.э.) и Сюанцзяну (VII в. н.э.). Последний описывает Бодхгаю как крупный религиозный центр с большим количеством храмов. Однако все это было разрушено в результате мусульманского завоевания Индии и образования Делийского султаната (XIII в.). Тибетский путешественник Дхармасвамин, посетивший город в 1234 году, сообщает, что от былого великолепия там остались лишь руины. Святыня обрела второе рождение во второй половине XIX века, в первую очередь, благодаря археологическим изысканиям сэра Александра Каннингхэма (1814-1893), полковника колониальных войск, возглавившего в 1861 археологический комитет Британской Индии. Сегодня Бодхгая - крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Ежегодно город посещают более 400 тыс. туристов и паломников.

Главной достопримечательностью является Дерево Бодхи (Бо), или «Дерево Просветления», как называют его индийцы, - это баньян. Под ним находился Будда в момент просветления. Правда, это не именно то дерево, а его пра-правнук. Сейчас он превратился в 24-х метровое дерево. Под ним находится Алмазный Трон - каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда в момент просветления. Любой паломник считает за большую удачу поймать листик упавший со священного дерева и вынесенный ветром за высокую загородку. Еще лучше - получить стружки от спиленного священного сучка. Однако в 2000 году листья святыни начали чернеть. Японские ученые определили, что это последствие возжигания перед ней газовых ламп: из-за большой интенсивности горения на листьях образовалась пленка копоти, мешавшая фотосинтезу. С тех пор использование таких светильников в Бодхгае запрещено.

Сарнатх. После своего просветления спустя 5 недель Будда покинул Бодхгайю и отправился в Сарнатх. Ещё до этого, когда он прекратил свою аскетическую практику его друзья-соратники по аскезе покинули его и ушли в Сарнатх. Достигнув же просветления Будда отправился туда дать им учение, т.к. силой своего ясновидения он узрел, что они смогут быстро постичь Дхарму. Он объяснил Четыре Благородныхе Истины и предписал Восьмеричный Путь. Послушав Будду, его товарищи стали его первыми учениками. В то время была основана Сангха, сообщество просветлённых. Учение, которое дал им Будда называлось Дхаммачаккапаватана Сутра, оно было преподано на полнолуние Асалха. Впоследствии Будда провёл свой первый сезон дождей в Сарнатхе в Мулагандхакути. Сангха разрослась до 60 человек и Будда разослал их по всему свету, чтобы они, одинокие странники учили Дхарме. Все 60 монахов были архатами.

В настоящее время Сарнатх - небольшой городок, расположенный в 13 км к северо-востоку от Варанаси в индийском штате Уттар Прадеш. Большинство древних сооружений были варварски разрушены мусульманами-турками, но некоторые достопримечательности можно видеть и по сей день:

Ступа Дхамек -- древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т.к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в н. э. Его высота 40 м, диаметр -- 28 метров.

Дхармараджика Ступа - одна из немногих оставшихся ступ, построенных до Ашоки, (хотя осталось от неё только основание). Остальная часть Ступы Дхармараджика была вывезена в Вранаси как строительный материал в 18 веке. В то время там были найдены реликвии, которые были брошены в реку Ганг.

Чаукханди Ступа -- это большая разрушенная Ступа, датируемая V в. н.э., и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей. На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI в. в память о посещении этого места императором Хумаюном.

Руины Мулагандхакути Вихары ознаменуют место, где Будда провёл свой первый сезон дождей. Современная Мулагандхакути Вихара, монастырь, построенный в 1931 г. Обществом Махабодхи, с красивыми настенными росписями, в котором находятся реликвии Будды. Позади этого здания находится известный Олений Парк (где до сих пор водятся олени).

Основание Колонны Ашоки (стамбха) возведённой царём Ашокой, с высеченными на ней кодексом буддийского государства, известная как Дхарма Чакра (Колесо Закона). Первоначально она была около 10 метров высотой и была увенчана капителью со львами, хранящаяся в настоящее время в Археологическом Музее Сарнатха, которая стала национальной эмблемой Индии и национальным символом на флаге Индии.

Дерево Бодхи, растущее возле храма было пересажено в 1893 г. от дерева Бодхи из Анурадхапура со Шри Ланки, которое также было выращено от изначального дерева в Бодхгае, под которым Будда достиг просветления.

Кушинагар-- один из главных буддийских центров паломничества в Индии. Здесь в 543 г до н. э. в полнолуние месяца Вайшак (апрель-май) по индийскому календарю Господь Будда вошёл в Махапаринирвану -- "Великий уход". Говорится, что после того, как Будда заболел, он пожелал отправится домой, чтобы оставить тело (умереть) в родных местах. Однако во время пути, сопровождаемый своими учениками Будда объявил, что пришло его время. Лёжа на правом боку, он впал в медитативное состояние, а затем, покинув тело вошёл в нирвану. Его последними словами, обращенными к ученикам, были: "Все составляющие вещи изменчивы. Трудитесь усердно, чтобы достичь вашего собственного спасения."

Кушинагар, также известный как Кушинара или Касия, -- один из четырёх знаменитых буддистских паломнических городов наряду с Лумбини, Бодхгаей и Сарнатхом. Его главными святынями являются храм Махапаринирваны и Нирвана Ступа. Руины храма и ступы были обнаружены в 1876 году во время раскопок. Ступа, сооруженная в III в., была восстановлена в 1927 году. На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем "брахми", в которой говорилось, что останки Господа Будды были помещены здесь. На одном возвышении со Ступой расположен храм Махапаринирваны. Он был реконструирован в 1956 году. Внутри храма находится одно из самых известных извояний Будды. Это шестиметровая статуя входящего в нирвану Будды, лежащего на правом боку. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба по дереву, изображающая женщину в смятении, медитирующего и скорбящего монахов. Это одна из очень немногих статуй Будды (прибывающего в нирване), найденных на территории Индии. [ 3]

Матхакуар расположен вблизи Нирвана Ступы. Здесь была обнаружена Статуя Будды из чёрного камня в форме бхумиспарша-мудра (Будда, касающийся земли пальцами правой руки). По существующему поверью, последняя проповедь Будды состоялась именно в этом месте.

Рамабхар Ступа. Это пятнадцатиметровая Ступа, датируемая V в., в древних буддийских текстах называемая Мукут-Бандхан Вихар.

Местная легенда гласит, что Ступа стоит на том самом месте, где был кремирован Господь Будда. Существуют археологические доказательства того, что Нирвана Ступа в действительности была сооружена на месте кремации. Однако, определить кто именно был кремирован здесь невозможно.

Столица Ладакха, расположенная на высоте около 3500 м в 434 км от Шринагара в верховьях реки Инд (Синдху) – одной из семи священных рек Индии. Омовение в Инде, по преданию, освобождает от всех грехов.
Население Леха составляет около 30 тысяч человек. Город очень живописный, для туристов построено несколько удобных и комфортабельных гостиниц. К основным достопримечательностям можно отнести девятиэтажный Дворец правителя Леха построеный в начале 17 века. Стены украшены старинными фресками, посвященными жизни Будды, к сожалению он до сих пор не реставрировался. На горе находятся монастыри Намгьял Тсемо (или Leh Gompa) и Тсемо (Red Gompа), построеные в 15 веке, в которых хранятся статуи Будды и древние манускрипты.

Монастырь Хемис

Расположенный в 45 км от Леха Хемис - самый богатый, крупный и известный монастырь в Ладакхе. Он был основан в 17 веке. В монастыре богатейшая коллекция драгоценных скульптур и реликвий, доступ к которым открыт немногим посетителям. Здесь же хранится библиотека со старинными манускриптами, среди которых наш соотечественник и исследователь Николай Натович нашел в 1888 году уникальную рукопись, свидетельстующую о пребывании Иисуса Христа в Индии. Переведенная на русский язык она известна как «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих».
В июне в течение трех дней здесь пышно отмечается праздник, посвященный основателю тибетского буддизма Гуру Падмасамбхава (Hemis Tse Chu). Традиция этого праздника насчитывает более чем 200-х летнюю историю. Каждые 12 лет (в год обезьяны по тибетскому календарю) этот праздник приобретает особое значение: монахам и паломникам представляют огромных размеров (высотой с 2-х этажный дом) танку с изображением Падмасамбхавы, украшенную искусной вышивкой, жемчугом и полудрагоценными камнями.
Чтобы составить представление о масштабах монастырского комплекса, следует взглянуть на него сверху, от монастырского скита Готсанг Гомпа (3900 м, очень крутой подъем, 1 час).

Мульбек

Мульбек можно назвать – вратами Ладакха. Это типичное буддийское поселение, расположенное в 45 км от Каргила известно по вырубленной в скале 9-метровой скульптуре Будды грядущего – Майтреи. Этот датируеемый 7-8 веком монумент встречает на пути всех проезжающих по дороге из Кашмира в Лех.

Дхарамсала

Очень популярное место среди туристов и паломников, именуемое «индийской Шотландией». Сейчас здесь находится около 80 баз для отдыха в горах. Город находится на высоте 1200–1800 м и делится на верхнюю и нижнюю часть. В верхней части (McLeod Ganj) находится резиденция Далай-Ламы XIV и Тибетского правительства. Каждый год в феврале-марте глава тибетских буддистов читает в Дхарамсале публичные лекции. Можно попробовать попасть на личную аудиенцию с ним. Для этого необходимо заранее, минимум за 4 месяца, написать запрос в его секретариат. В Дхарамсале действуют институты и учебные центры, которые предлагают курсы по тибетскому языку и истории тибетского буддизма, по медитации и тибетской медицине, астрологии и изобразительному искусству. Особое место среди них занимает институт Норбулинка.
Как добраться: на автобусе из Дели, Шимлы, Манали и Патанкота. В Патанкоте находится ближайшая к Дхарамсале железнодорожная станция, куда прибывают поезда из Дели.

Сарнатх

В 8 км от Варанаси находится Сарнатх – вторая по значимости после Бодхгайи святыня буддистов. Город знаменит тем, что около 2500 лет назад здесь свою первую проповедь прочитал Будда. Многие буддийские школы Индии, Китая, Японии и других стран имеют свои миссии в Сарнатхе.
35-метровая Ступа Дхамекха является главной достопримечательностью города. Она отмечает место, где Будда дал свой первый урок 54-м ученикам. Данные археологических раскопок позволяют датировать святыню вторым веком, хотя геометрический и растительный орнамент, украшающий ступу, характерен для периода правления Гуптов (5 в.).
В Археологическом музее наиболее известна знаменитая «львиная капитель» или колонна Ашоки, датируемая 3 в. до н.э. и являющаяся Национальным гербом Индии. Значительное место в коллекции музея занимают также древние буддийские реликвии и скульптуры, найденные в Сарнатхе и его окрестностях.
Самым важным праздником города является Будда-Пурнима - день рождения Будды, который отмечается в мае и на который съезжаются паломники со всего мира.

БУДДИЙСКИЕ СВЯТЫЕ МЕСТА - ЗАПАД ИНДИИ

Пещеры Аджанты

Комплекс из 27 пещерных храмов, расположенных на обрывистом берегу реки. Эти храмы были созданы между II в. до н. э. и серединой VI в. н. э. Случайно обнаруженные британскими путешественниками в 1918 году, пещеры стали всемирной сенсацией в начале XX века, а сейчас, почти через столетие, мастерство древних художников, скульпторов и архитекторов восхищает еще больше.
Стены пещер украшены фресками, иллюстрирующими рассказы о жизни и предыдущих воплощениях Будды (джатаки). Самые интересные из них в пещерах NN 1, 2, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и 26.

Санчи

В 47 км на северо-востоке от Бхопала расположен знаменитые буддийские ступы. Прекрасно сохранившиеся архитектурные детали сооружений и скульптурные фризы, украшающие их – уникальное явление в мировом искусстве. Здесь нет антропоморфных изображений Будды. Этапы его жизни выражаются символами (например, рождение – лотосом, просветление – деревом, т.д.).

БУДДИЙСКИЕ СВЯТЫЕ МЕСТА - ВОСТОК ИНДИИ

Бодх Гайа

Главный центр паломничества буддистов, место, где Будда нашел просветление. Храм Махабодхи посвящен этому событию. Это небольшой городок, в котором проживает 26000 человек. Добраться до него можно автобусом из Гайи (13 км), туристический офис, в котором можно получить все необходимые консультации, находится напротив храма.
Храм Махабодхи – 50-метровая башня, построенная в 1880 году на месте более древнего храма, разрушенного мусульманами в XI веке. Часть южного и восточного залов храма сохранилась от первого храма.
В главное святилище установлена 50-метровая статуя Будды, а также установлен Шива-лингам. Во дворе храма растет дерево Ашока, под которым достиг просветления Будда. Правильнее сказать, что это его отросток, так как изначальное дерево было уничтожено Ашокой до принятия им буддизма. Само место, на котором находился Будда, отмечено каменной плитой Ваджрасаной. Вдоль северной стороны храма тянется дорожка, отмечающая путь, по которому гулял Будда, предаваясь медитации.

Гангток

Столица штата Сикким, город с населением 80.000 человек. Город расположен в предгорьях Гималаев и знаменит, прежде всего, буддийскими монастырями.
Енчей Гомпа – монастырь в стиле Нинмапа, расположенный в 3 км (45 минутах ходьбы) от центра города. Особый интерес представляет религиозный танец чаам, исполняемый в 18-19 день 12-го лунного месяца (в январе), который исполняет лама в маске.
В южной части города находится монастырь До Друл, башня которого прекрасно видна со всех точек города. В монастыре установлены статуи Будды и Падмасамбхавы.
Монастырь Тсук-Ла-Кханг – главное место поклонения буддистов Сиккима. В нем установлены статуи Будды, бодхисаттв и тантрических божеств. Также в нем содержится замечательная коллекция скульптур и картин. Монастырь открыт для посещения всеми желающими в период буддийского нового года, в феврале-марте, когда монахи исполняют религиозные танцы. В иное время вы можете его посетить, если продемонстрируете свое благочестие.
Институт тибетологии Намгьял был основан в 1958 году для исследования тибетских традиций и буддизма Махаяны. В нем содержится богатая коллекция манускриптов, танк, ритуальных масок и других произведений искусства. Открыт с понедельника по пятницу и каждую вторую субботу с 10 до 16 часов, стоимость входа 3 рупии.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм в наше время настолько распространен, что, наверное, в любом уголке нашей планеты найдется человек, который если не исповедует его, то хотя бы явно интересуется им. Эта статья расскажет, в каких странах исповедуют буддизм, а также поведает о его особенностях в зависимости от расположения на карте и национального менталитета.

Буддизм на карте мира

Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.

Еще в IV веке дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.

«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.

Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:

  1. Китай
  2. Таиланд
  3. Вьетнам
  4. Мьянма
  5. Тибет
  6. Шри-Ланка
  7. Южная Корея
  8. Тайвань
  9. Камбоджа
  10. Япония
  11. Индия

Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.

Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.


В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.

Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.

Топ буддийских стран

Даже ученым сложно сказать, сколько буддистов живет на планете. Кто-то называет «скромные» цифры в 500 миллионов, а кто-то говорит, что их количество колеблется от 600 миллионов до 1,3 миллиардов. Все эти люди родом из десятков разных стран. Это было сложно, но мы составили список самых интересных стран-«буддистов».

Индия

Индия открывает этот список благодаря своему статусу родины буддизма. Два с половиной тысячелетия тому назад на северо-востоке этой страны появился принц Сиддхартха Гаутама, и сейчас эти места — сами по себе святыни. Многие буддисты совершают паломничества сюда и будто возвращаются в прошлое.


Здесь, в месте под названием Бодх-Гай с его храмом Махабодхи – Сиддхартха понял, что такое просветление. Вот город Сарнатх – Будда прочитал первую проповедь. Дальше – Кушинагар – и святой достиг полной нирваны. Однако сегодня среди верующего населения Индии доля буддистов составляет меньше одного процента.

Таиланд

Каждый, кто был в Таиланде, знает, какая в стране распространена религия больше всего и как сильно тайцы ее любят. Буддистских , статуй и прочей атрибутики в этой экзотической стране не перечесть.

Буддизм здесь принят как государственная религия. Согласно Конституции, король в обязательном порядке должен быть буддистом.


Тайское направление этой философской мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Шри-Ланка

Легенды гласят, что Будда самолично приплыл на бывший Цейлон для изгнания недобрых духов. Так он зародил здесь новую религию, которую сейчас исповедует больше 60% населения. Даже нынешние достопримечательности и культурные памятники имеют религиозный подтекст.


Вьетнам

Во Вьетнаме правит социализм, и формально главной религией в стране считается ее отсутствие – атеизм. Но среди вероисповеданий буддизм стоит на первом месте: примерно одна десятая 94-миллионного населения так или иначе признает учение махаяны. Сторонники встречаются на юге и насчитывают десятки тысяч.


Тайвань

Основная религия Тайваня – буддизм, его исповедует около 90% населения острова. Но это учение больше похоже на симбиоз с и даосизмом. Если говорить о строгом буддизме, то его придерживается 7-15% людей. Самая интересная особенность тайваньского направления мысли – это отношение к питанию, а именно вегетарианство.


Камбоджа

Историю буддизма в Камбодже можно назвать по-настоящему трагической. Но, забегая вперед, можно сказать, что все закончилось хорошо.

В стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил «культурную революцию». Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение. Немногим из них суждено было спастись.


После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Китай

В Китае – один из компонентов, наряду с конфуцианством и даосизмом, так называемого Сань Цзяо – «трех религий» – на котором держатся религиозные взгляды китайцев.

В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры Китая жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.


Мьянма

Абсолютное большинство, а именно 90% жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады.

Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.


Тибет

Буддизм пришел в Тибет из Индии, и, вобрав в себя идеи и традиции древней тибетской религии бон, прочно укоренился здесь, став основной религией страны. Три основные школы — Гелуг, Кагью и Ньингма — считаются самыми влиятельными.

В середине XX века страну захватил Китай, начались гонения на монахов, многие храмы и монастыри были разорены оккупантами, а Далай-лама XIV со своими сторонниками вынужден был бежать в Индию.

Тем не менее, тибетцы, как живущие на родине, так и бежавшие от китайских властей за границу, бережно хранят и поддерживают буддийские традиции и образ жизни.


Япония

Японский буддизм охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.

Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.


Именно японские проповедники, изучающие буддийское учение, наиболее активно несут эти знания в «небуддистский» мир, в первую очередь в Европу и Америку.

Россия

Даже в России идеи буддизма хорошо знакомы, а в таких национальных республиках, как Калмыкия, Бурятия, Тува они и вовсе почти полностью завладели умами людей.

Большинство относится к тибетским школам гелуг и карма кагью. В самых крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – давно существуют общины буддистов.


Заключение

Буддийское учение за долгие века своего существования полностью изменило сознание евразийского общества. И с каждым днем эта философия расширяет свои границы, в первую очередь – в умах людей.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, будем искать истину вместе.