Проводка

Бумажные осы гнездо. Из чего пчелы делают соты и улей, а осы гнездо? Как обустраиваются шмели? Далеко ли от гнезда улетают осы

Бумажные осы гнездо. Из чего пчелы делают соты и улей, а осы гнездо? Как обустраиваются шмели? Далеко ли от гнезда улетают осы

Атомные ледоколы не зря являются гордостью Российского флота, ведь мы единственная страна в мире, которая владеет подобными уникальными машинами. Всего за историю России и СССР в нашей стране было построено 10 атомных ледоколов, 5 из которых сейчас в строю, а так же ведется постройка еще трех атомных ледоколов проекта 22220.

С одной стороны может показаться, что атомный ледокол это слишком дорогая игрушка, но весь ход истории показывает, что создание удобных торговых путей является огромным стимулом для развития стран и регионов. Так уж сложилось, что основные мировые торговые пути всегда проходили мимо нашей страны. У нас конечно были большие торговые маршруты, например знаменитый путь "из Варяг в Греки", но разве можно его было например сравнить с "Великим шелковым путем", а в новое время с развитием мореходства, когда основная торговля переместилась в мировой океан, наша страна и вовсе оказалась далеко от мировой торговли. Однако с развитием технологий у России появилась возможность реализовать весь свой потенциал как транзита между Европой и Китаем. В начале 20-го века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связала Азию и Европу. Товары шли из Китая в Россию и обратно, однако у железной дороги довольно ограниченная пропускная способность, да и самой дешевым видом перевозки товаров был морской.

В настоящий момент объем торговли между Европой и Китаем настолько огромный, что Северный морской путь (СМП) является отличной альтернативой традиционным маршрутам. Если сравнить маршрут через Суецкий канал и Северный морской путь, то скорость доставки товаров может уменьшиться от 7 до 22 дней в зависимости от Порта разгрузки. Однако транзитная перевозка СМП требует ледокольного сопровождения и соответствующей инфраструктуры. И если с инфраструктурой у нас пока не очень хорошо, то с Ледоколами у нас всегда бы полный порядок, а внимание государства к строительству новых кораблей такого типа только подчеркивает важность освоения Северного Морского Пути, главным локомотивом которого выступают Атомные Ледоколы, железные гиганты, способные проводить торговые суда в самых сложных условиях.

Первый атомный ледокол - Ленин

Прежде чем посмотреть на плавающие ныне Атомные ледоколы нельзя не обратить внимание на самый первый корабль подобного типа, построенный в СССР. Мало того что это был первый Ледокол с Атомной силовой установкой, это вообще был первый корабль в мире с Атомной силовой установкой. Проект был разработан в 1953-55 годах, заложен он был 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им.Андре Марти (Адмиралтейские верфи), на постройку ушло 3 года и в декабре 1959 года "Ледокол Ленин" принят министерством морского флота.

Уже в первые годы "Ледокол Ленин" показал выдающиеся результаты, а его мощности и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. Однако несмотря на отличные результаты, следующий Атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет

Атомный лихтеровоз Севморпуть

"Севморпуть" уникальное судно. Это не просто ледокол, но еще и транспортное судно, способное самостоятельно доставлять грузы без всякой проводки, если позволяют условия, а атомная силовая установка обеспечивает ему высокую автономность плавания. Введен в эксплуатацию он был в 1988 году, однако долгое время время работал не по прямому назначению, а перевозил грузы из Одессы во Владивосток, и только после нескольких лет подобной эксплуатации он был поставлен на рейсы из Мурманска в Дудинку. В 2013 году уникальный корабль почти вывели из эксплуатации, однако все же было принято решение о восстановлении судна. В мае 2016 года обновленный атомный лихтеровоз вышел в свой очередной рейс.

Водоизмещение тонн - 61880

Длина/Ширина/Высота - 260,1 / 32,2 / 18,3

Мощность силовой установки мВт (лс) - 29,4 (39436)

Таймыр

Уже на следующий год после "Севморпути" в эксплуатацию был введен атомный ледокол Таймыр, основной задачей которого являлась проводка транспортных кораблей в устья сибирских рек. Корпус судна был построен по заказу СССР в Финляндии, а силовая установка была установлена уже в Ленинграде и в 1989 году "Таймыр" был принят в эксплуатацию. В 2018 году первоначальной ресурс силовой установки будет выработан, возможность продления ресурса так же будет рассмотрена, и скорее всего он будет продлен.

Водоизмещение тонн - 20000

Длина/Ширина/Высота - 151,8 / 29,2 / 15,2

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (2х25000)

Каждый из атомных ледоколов России имеет свою особенность, так и ледокола "Советский союз" есть один весьма интересный пунктик - он может быть в кротчайшие сроки переоборудован в боевой корабль, и даже какую то часть боевого оборудования он всегда имеет на борту в законсервированном состоянии. Принят в эксплуатацию "Советский союз" так же в 1989 году. С 2010 года ледокол находился в отстое, ремонт и переоборудование требовало серьезных затрат и получить финансирование можно было только под серьезные цели. В 2017 году "Советский союз" вновь выйдет на рейсы и основной его задачей будет снабжение строительства Ямал СПГ. Ресурс корабля продлен до 150 тысяч часов и это как минимум обеспечит ему работу до 2025 года.

Водоизмещение тонн - 22920

Осадка - 11м

Максимальная скорость узлов - 20,8

Вайгач

Атомный ледокол "Вайгач" также имеет свою уникальную особенность - благодаря низкой посадке, он может осуществлять навигацию не только в открытом море, но и заходить в устья сибирских рек. Корпус корабля был построен на финской верфи «Хольстрем Хисталахти» в 1989, после чего он был отбуксирован на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где и был осуществлен монтаж энергетической установки и уже в июне 1990 года ледокол был принял в эксплуатацию. В настоящее время "Вайгач" находится в строю как минимум до 2020 года.

Водоизмещение тонн - 20 700

Длина/Ширина/Высота - 152 / 29,2 / 15,2 м

Осадка - 8,1 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 18,4х2 (50000) л.с.

Максимальная скорость узлов - 18,5

Ямал

Атомный ледокол "Ямал" был принят в эксплуатацию уже в современной России в 1993 году. Первоначальное его название было "Октябрьская революция", однако после распада союза посчитали неуместным давать такое имя кораблю и выбрали более нейтральный вариант. В настоящий момент "Ямал" занимается не только проводкой кораблей, но и используется в качестве круизного корабля к северному полюсу, именно поэтому впереди на корпусе и нарисована акулья пасть. Ямал будет находится в составе флота до 2022 года, и скорее всего его ресурс будет продлен после замены соответствующих механизмов.

Водоизмещение тонн - 23460

Длина/Ширина/Высота - 150 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 21

class="eliadunit">

50 лет победы

"50 лет победы" - самый новый российский ледокол, принятый в эксплуатацию в 2007 году. Со сроком сдачи он запоздал на 12 лет, и это даже видно по названию. Ледокол был спущен на воду еще в 1993 году, однако на его достройку просто не было денег и строительство заморозили. Возобновили строительство корабля лишь в 2003 году и на достройку понадобилось 4 года. В 2016 "50 лет победы" установил своеобразный рекорд, проведя очень поздний транзитный рейс, который проходил с 21 декабря по 3 января 2017 года. Так же как и ледокол "Ямал", он совершает круизные рейсы к северному полюсу и уже побывал там более сотни раз.

Водоизмещение тонн - 23440

Длина/Ширина/Высота - 159,6 / 30 / 17,2

Осадка - 11м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 27,6х2 (75000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Ледоколы проекта 22220

Несмотря на наличие в составе Российского флота атомных ледоколов, современные реалии требуют увеличение скорости перевозок и именно для этого с нуля был разработан проект 22220 ЛК-60Я, который имеет более высокую мощность турбин и так же измененный и улучшенный корпус, что позволит осуществлять навигацию на более высокой скорости, а также пробивать более толстый ледяной покров, чем это делали ледоколы предыдущего поколения. Первый ледокол проекта "Арктика" уже спущен на воду, ввод в эксплуатацию назначен на 2019 год. Всего запланирована постройка трех ледоколов проекта ЛК-60Я.

Водоизмещение тонн - 33540

Длина/Ширина/Высота - 173,3 / 34 / 15,2

Осадка - 10,5 / 8,5

Мощность силовой установки мВт (лс) - 35,4х2 (96000)

Максимальная скорость узлов - 22

Перспективный проект - 10510 «Лидер»

ЛК-110Я крайне амбициозный проект, который постепенно набирает обороты и принимает очертания. На публике уже было представлено несколько вариантов внешнего вида, а так же были афишированы возможные технические характеристики, которые кажутся просто фантастическими. Однако если если пытаться осуществлять навигацию по Северному Морскому пути как можно дольше, и скорость перевозок сделать максимально быстрой, то судно такого класса просто необходимо. "Лидер" сможет пробивать лед толщиной до 4 метров, а максимальное значение у других ледоколов на данный момент это 3м, причем скорость будет не более чем 2 узла при такой толщине льда. Ожидается, что техническая часть проекта будет закончена в 2018 году.

Водоизмещение тонн - 71380

Длина/Ширина/Высота - 209 / 47,7 / 20,3

Осадка - 13 м

Мощность силовой установки мВт (лс) - 62,5х2 (170000)

Максимальная скорость узлов - 20,8

Сравнительная таблица атомных ледоколов России

Название

постройки

Водоизм.

тонн.

Осадка

Через четыре года в арсенале Военно-Морского Флота появятся два оригинальных корабля. Минобороны России и ОАО «Адмиралтейские верфи» заключили контракт на строительство новейших патрульных кораблей ледового класса. Проект 23550 - уникальный не только для нашей страны, но и для остальной планеты. Что-то похожее делали в Норвегии, но там эти корабли не имели даже половины того функционала, который получит проект 23550. Российская разработка объединит в себе функции и ледокола, и буксира, и полноценного патрульного корабля. А мощное вооружение сделает его надежным средством охраны любого водного района.Svalbard vs « 23550»: кто кого?
23550-й проект - действительно новый для отечественного кораблестроения. Пожалуй, впервые страна создает такой корабль, который: а) будет способен выполнять максимально широкий спектр задач и б) сможет ходить в любых зонах мореплавания - от тропиков до Арктики, где будет взламывать лед толщиной до 1,5 метров. Ближайший конкурент - норвежский корабль береговой охраны Svalbard - едва способен преодолевать метровые ледяные заторы.
Значительно уступает норвежец российскому кораблю и по вооружению. Если Svalbard имеет на борту только незначительные средства артиллерии, то будущие российские военные ледоколы, по слухам, получат и тактическое ракетное вооружение (не исключая даже ракеты типа «Калибр»), и универсальную пушку калибром 100-мм, и противолодочный вертолет Ка-27, который разместится в закрытом ангаре.

По имеющимся данным, новые корабли ВМФ России, в качестве основных задач, будут проводить охрану и мониторинг арктических водных ресурсов страны, участвовать в недопущении незаконной экономической деятельности в этой зоне. Кроме того, суда проекта 23550 будут в состоянии конвоировать и даже буксировать в порты задержанные суда, нарушающие конвенционные требования. В спектре других задач этого многофункционального корабля - участие в спасательных операциях, снятие судов с мелей, пожаротушение на плавучих и береговых объектах, перевозка спецгрузов в контейнерах. Корабли получат и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов.

Возвращаясь к норвежскому Svalbard, стоит отметить, что новый российский корабль будет превосходить своего конкурента и по показателям мореходности. Как минимум на 500 тонн - по водоизмещению, на пару узлов - по скорости, на добрый десяток метров - по длине корпуса. Уникальной обещает стать и другая характеристика нашего корабля: количество принимаемых на борт людей. Помимо штатного экипажа в 49 человек, судно проекта 23550 сможет взять еще столько же: например, в случае эвакуации полярной станции или при спасении экипажа потерпевшего бедствие корабля.Стража ледовых маршрутов

Справедливости ради стоит сказать, что создание ледокольного флота военного назначения для нашей страны - дело не новое. Еще до 1941 года разрабатывались планы, по которым «гражданские» ледоколы могли получать вооружение боевых кораблей. С начала Великой Отечественной войны советские ледоколы были включены в состав Военно-Морского Флота. Ледокол «Сталин», например, имел 10 орудий и 14 пулеметов. Все годы войны он принимал участие в обеспечении навигации на Северном морском пути.

Кстати, послевоенные корабли ледокольного флота, по сути, тоже были кораблями двойного назначения. Например, атомоходы типа «Арктика» могли нести две спаренные 76-мм установки АК-726 и четыре АК-630. А наличие на борту вертолета делало корабль отличным патрульным кораблем. Известно, что корпорация «Росатом» даже выступала с предложением создания на базе одного из своих ледоколов передвижного арктического командного пункта Минобороны России.Однако сегодня ставка сделана на создание собственного ледокольного флота военного ведомства - с широким ареалом применения, с большим потенциалом возможностей. Не секрет, что в последние годы на островах Северного Ледовитого океана и прибрежной полосе восстанавливаются базы Вооруженных Сил. Корабли, которым предстоит обслуживать эти гарнизоны, должны уметь ходить по льдам. В прошлом году в интересах ВМФ уже был заложен ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» - первый из четырех запланированных. Правда, это все же мирный корабль, который будет выполнять функции прибрежного ледокольного судна сопровождения. В то же время в числе преимуществ «Ильи Муромца» - его внушительная мореходность. Он может совершать походы на дальность около 12 тысяч миль, а это весомый показатель, если учитывать, что протяженность Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5.600 километров.
На «перекрестках» Арктики Востребованность новых кораблей ледокольного класса для ВМФ России в последние годы обозначается все более зримо. Во время прошлогоднего учения Северного флота для выполнения задач по доставке личного состава и техники тактической группы на остров Котельный архипелага Новосибирские острова пришлось привлекать суда Мурманского морского пароходства и ледоколы «Росатомфлота». Именно по итогам этого учения министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «в Арктике планируется в обозримом будущем создать специальное соединение патрульных кораблей ледового класса».

По мнению многих экспертов, Россия всерьез настроена не только осваивать Арктику, но и при необходимости - защищать свои интересы в данном регионе. К слову, о готовности развивать собственный ледокольный флот военного назначения заявила не так давно Канада. Правда, ее морской арсенал будет базироваться на уже упомянутом норвежском проекте Svalbard. Как считает эксперт по российскому Северу, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин, «постройка значительного числа ледокольных кораблей для российского ВМФ и позволит стране создать на своей северной границе надежный рубеж обороны».

Одновременно, как обращают внимание эксперты, стоит учитывать и возрастающую роль Северного морского пути как средства коммуникации. Так, недавно появилась информации о том, что Китай готовится строить целую серию контейнеровозов океанского класса с усиленным ледокольным дизайном. Естественно, что их основной маршрут проляжет именно в Арктической зоне России, и наша страна, как союзник Китая, в этом случае обеспечит надежное прикрытие своему стратегическому партнеру.

Производство бумаги состоит из многих операций. Начинается оно с того, что разыскивается необходимый источник сырья, после чего продумывается логистическая схема, которая включает доставку к месту производства древесины, химикатов, воды и энергии. После этого древесина тщательно измельчается, смачивается веществами, обеспечивающими формирование бумажных волокон и откатывается в листы необходимой ширины.

Осы, производя бумагу для своих жилищ, решают те же задачи. Посмотрим, как им это удаётся.

Осы – мастера бумажных дел

Среди всех биологических видов, которые населяют нашу планету, осы характеризуются как наиболее искусные мастера бумажных дел .

Правда, далеко не все осы строят свои великолепные домики из бумажной массы, которую получают в результате разжевывания древесины. Однако хорошо нам знакомые полосатые разбойники, которых многие сластены побаивались с детства, относятся именно к семейству так называемых бумажных ос, точнее к двум биологическим семействам, близким по биологическим характеристикам – веспинам и полистинам.

Осы этих двух семейств ведут общественный образ жизни, что и вынуждает их строить довольно крупные гнезда, что дали бы убежище всем членам осиного товарищества. При этом многоквартирный осиный домик должен быть сухим и теплым, ведь, как и все перепончатокрылые, осы бояться высокой влажности, которая отяжеляет их прозрачные крыльца и не позволяет взлететь.

Бумага – идеальный строительный материал

Из всех строительных материалов наиболее подходящим для ос оказалась бумага. Впитывая излишнюю влагу и являясь воздухопроницаемой и тёплой, она обеспечивает «боеготовность» всех живущих в гнезде ос даже в неблагоприятных условиях высокой влажности и относительно низких температур.

А это является крайне важной задачей. Ведь осы потребляют довольно большое количество пищи по сравнению с другими насекомыми, и помимо этого, постоянно нуждаются в животном белке для того, чтобы поддерживать свое существование.

Строительство осиного гнезда

Начало работы

Строительство осиного гнезда начинается с того, что матка-основательница находит подходящее для размещения колонии место, принимая во внимание близость источников корма, защищенность от прямых солнечных лучей, отсутствие сильного ветра или дождевых потоков. Ей вполне под силу построить миниатюрное гнездо, в котором она закладывает потомство первого поколения рабочих ос.

Осы-строители и осы-кормильцы

Когда выводиться первое поколение рабочих ос, то часть из них всегда направляется на дальнейшее строительство гнезда. Эти осы-строители не используются колонией для фуражировки, то есть добычи корма. Наоборот, осы-фуражиры специально приносят им пищу для того, чтобы они, не тратя энергии, усиленно занимались именно строительством.

Осы-строители посылают специальных разведчиц, которые разыскивают в округе подходящие источники древесного сырья. Для изготовления бумаги осы выбирают деревья, которые уже слегка повреждены вредителями, но при этом растительные волокна еще сохранили достаточную длину, чтобы вместе с секретом мандибулярных желез ос-строителей формировать прочную, похожую на картон, бумажную массу.

Поиск сырья для строительства гнезда

Розыск подходящего источника сырья обычно занимает не слишком много времени. Оса-разведчица, найдя подходящую древесину, отправляется обратно к гнезду и через танец, а также оставляя характерные запаховые метки, показывает осам-строителям местоположение источника бумажного сырья и наиболее удобный маршрут к нему.

При этом осы практически всегда учитывают не только расстояние, но и направление воздушных потоков. Из различных источников сырья они стремятся выбрать не только ближайший, но и такой, который бы находился в ветровой тени крупных предметов, что обеспечивала бы на маршруте наиболее экономное расходование сил, а значит и корма.

Набрав нужное количество древесной массы, осы действуют словно автомобили-бетономешалки, разжевывая прямо по пути массу в мелкую пульпу. Благодаря этому осы экономят существенное количество времени.

Долетев до места назначения, оса-строитель направляется на нужный участок работ, где «бетонирует» пульпой очередную ячейку осиного гнезда. Куда именно нужно направить порцию пульпы, она узнает по запаховым меткам своих предшественниц.

Перевалочные гнёзда

Так как осы-строители сами не носят корма, при дальнем расположении источника сырья их нередко сопровождают осы-фуражиры, чтобы обеспечить по пути такую необходимую «дозаправку».

В том случае, если источник сырья для строительства расположен слишком далеко, некоторые разновидности ос-полистин устраивают промежуточные станции отдыха, то есть неполномерные гнезда, в которых осы, нагруженные древесной массой, могут передохнуть и перекусить, прежде чем продолжат свой путь.

Такие станции отдыха обслуживают специально выделенные осы-фуражиры, которые не только обеспечивают меню для изголодавшихся дальнобойщиков, но и охраняют маршруты от нападения хищников.

Осиное гнездо – шедевр природной архитектуры

Осиные гнезда, несмотря на негативное к ним отношение со стороны большинства обывателей, представляют собой уникальные примеры природной архитектуры. Это невероятные произведения искусства существ, которым мы отказываем в сознании и разуме, но которые, тем не менее, способны творить настоящие чудеса. Бумага, сделанная осами , безусловно, послужила человеку подсказкой к тому, как сделать подобный материал искусственно.

Сегодня гипсокартон и OSB-плиты, похожие по своим свойствам на картон осиных гнезд, стали широко востребованным материалом и в нашем жилищном строительстве.

И кто знает, может вскоре осы опять подскажут нам что-то ценное…

Из чего осы делают свои гнезда? Выполнила ученица 7 класс ГБОУ СОШ №377 Кировского района Чиж Светлана Руководитель Степанова Е.А.

Летом я обнаружила осиное гнездо прямо в своей квартире… Осы делали его на плотной шторе, в укромном, темном углу. Гнездо было очень маленькое, это даже было не гнездо, а кладка для яиц, вокруг которой формировалось само гнездо. Гнездо похоже на обыкновенную бумагу! У меня возникли вопросы: Что же такое осиное гнездо, как осы его делают. Почему оса сначала сделала кладку яиц, лишь потом стала возводить стены гнезда? Где в природе насекомое может взять бумагу, если это искусственный материал? Какое преимущество дает осе конструкция гнезда, в котором вход находится снизу?

Цель моей работы: Изучить структуру осиного гнезда, и выяснить есть ли польза от ос Задачи: 1) изучить литературу и выяснить представители каких видов ос делают гнезда 2) выяснить из какого материала осы строят свои гнезда 3) почему гнезда отличаются по окраске 4) выяснить есть ли польза от осиного гнезда

На первом этапе было проведено анкетирование людей с целью выяснения их отношения к осам. На вопрос о пользе или вреде ос мнения разошлись

Второй этап: природе существует около 20 тысяч видов ос, но вот такое гнездо строят бумажные (или общественные) осы

Из какого материала оса делает гнездо? Оса челюстями отделяет небольшие кусочки древесины, тщательно растирает их, слюной, а затем тонким слоем наносит на гнездо. Образовавшаяся высохшая масса похожа на грубую обёрточную бумагу. На ней даже можно писать.

Третий этап: изучение структуры осиного гнезда Поверхность гнезда - серая, имела коричневые, белые, зеленые полосы.

Изучение свойств осиного гнезда: 1) Обрызгав гнездо водой я обнаружила, что вода скатилась каплями по нему 2)Я положила кусочки гнезда в воду, они не сразу, но намокли, плавали на поверхности воды. 3) Окунув кусочки в раствор соляной кислоты, обнаружила, что с ними тоже ничего не произошло.

Четвертый этап: Изучение строения гнезда Разрезав бумажные слои, обнаружила там ячейки правильной шестиугольной формы. Ячейки расположены горизонтально. Вход в гнедо снизу располагается для удобства захода в него Первый ряд ячеек прикрепляется к поверхности, затем к нему подвешивается второй ярус и так далее по мере разрастания семьи. Получается многоэтажный «дом ».

Зачем нужны гнезда? В гнездах осы выводят своих личинок Л ичинок осы выкармливают: гусеницами и другими насекомыми, тщательно пережёвывают их Чтобы выкормить всех личинок, нужно приготовить большое количество запасов, следовательно они уничтожат огромное количество вредных насекомых.

Выводы: Гнезда строят бумажные осы Гнедо ос сделано из бумагоподобного вещества Гнездо имеет очень сложную конструкцию, цвет гнезда зависит от строительного материала, который собирали осы Осы - пища для птиц. Уничтожать ос – это значит нарушать экологию, ведь в наших садах и огородах станет больше вредных насекомых, поедающих урожай, а птицам не хватит еды, чтобы прокормить своих птенцов.

Личинки ос отличаются от взрослых насекомых примерно так же, как гусеницы отличаются от бабочек. И причина тому - так называемое полное превращение, характерное для всех ос и их родственников: муравьев, пчел, шмелей, наездников. В то время как взрослая особь - это подвижное, достаточно агрессивное и сильное насекомое, личинка осы, наоборот, малоподвижна и не способны самостоятельно питаться и ухаживать за собой.

Подобное положение вещей выгодно с экологической точки зрения: взрослые осы и их личинки питаются разной пищей и занимают, таким образом, разное положение в пищевых цепочках. Так природа позаботилась о том, чтобы взрослые осы и их потомство не конкурировали друг с другом за пищу и наиболее полно использовали пищевые ресурсы на тех территориях, где они обитают.

Это интересно

Разница в рационах у ос на разных стадиях развития дошла до того, что личинки многих из них вообще не могут переваривать растительную пищу - в их пищеварительном тракте нет ферментов, способных ее расщеплять.

Личинки разных видов ос отличаются друг от друга гораздо меньше, чем разнятся со взрослыми особями своего вида. Хотя из-за разницы в размерах между отдельными видами личинки тоже могут при сравнении походить на Давида и Голиафа.

Интересное фото — поедает личинок бумажных ос:

А теперь давайте рассмотрим личинок ос поближе (тем более что в реальной жизни это сделать бывает весьма небезопасно).

Внешний вид, размеры и окраска личинок ос

Личинки большинства видов ос выглядят одинаково, и различия в их внешнем виде заключаются преимущественно лишь в размерах.

Личинка имеет толстое, округлое в поперечном сечении тело, на котором хорошо просматриваются несколько сегментов. И она вовсе не похожа на стройное взрослое насекомое с тонкой талией. Ноги у личинки обычно редуцированы, и ползать она может, только извиваясь (как правило, будущие хищницы на этом этапе своего развития вообще не нуждаются в сколько-нибудь далеких перемещениях).

На фото - личинки обыкновенной осы (бумажной), уже готовые к окукливанию. Длина их сейчас чуть меньше, чем длина взрослого насекомого, зато толщина тела намного больше, чем у стройных родителей:

Личинки большинства ос имеют белую или светло-желтую окраску. Благодаря тому, что взрослые насекомые охраняют потомство и прячут его в хорошо замаскированных гнездах, личинки их не нуждаются в покровительственной окраске.

На фото - личинка , поедающая парализованного матерью паука:

Голова личинки осы столь мала, что её едва можно заметить на переднем конце туловища. По сути, большую часть головы занимают челюсти, позволяющие поедать хоть и мягкую, но все-таки требующую пережевывания животную пищу.

Чем питаются личинки ос

Как ни странно, но при всей своей неповоротливости личинки ос являются насекомоядными, хоть самостоятельно и не охотятся, а питаются лишь теми насекомыми, которых им приносят взрослые особи. Разница в способах питания у разных видов заключается в основном в том, питаются ли личинки сами, или их кормят.

Кормлением расплода занимаются общественные осы:

  • бумажные;
  • европейские и азиатские шершни;
  • осы-полибиины в США.

У них личинки вообще почти не двигают телом, и могут только вращать головой, выглядывающей из соты.

Взрослые осы этих видов питаются нектаром цветов, сладкими соками ягод и плодов, а вот для подрастающего поколения ловят насекомых, пережевывают их и скармливают в виде кашицеобразной массы.

Это интересно

Личинки общественных ос не выделяют экскрементов, накапливая их в своем теле до самого вылупления из куколки. После того как молодая оса покидает соту, рабочие особи вычищают оттуда все, что оставила «наследница».

На фото - голова личинки осы при сильном увеличении:

У большинства одиночных ос самка готовит для личинок маленькое гнездо в виде норки в земле или маленького бумажного укрытия, прикрепленного к вертикальной поверхности. В эту камеру самка приносит парализованное, но не убитое ядом насекомое и откладывает на него яйцо. Вылупившаяся из яйца личинка осы медленно поедает насекомое, причем начинает делать это с тех органов, потеря которых не приводит к моментальной гибели жертвы.

У некоторых таких ос самка один раз приносит жертву, откладывает яйцо и закупоривает норку. У других взрослая особь может время от времени наведываться к гнезду и приносить в него дополнительных насекомых.

Это интересно

Список существ, которыми осы могут кормить свой расплод, чрезвычайно велик. Общественные виды в этом отношении универсальны - они ловят практически любых гусениц, бабочек, тараканов, личинок других насекомых, моллюсков, слизней, пчел, пауков и клопов, а крупные шершни - даже мелких ящериц и мышат. Одиночные осы более узкоспециализированны: некоторые виды их охотятся только на пауков, другие - исключительно на клопов или личинок жуков.

Имеются и примитивные осы, которые не устраивают гнезд для своих личинок. К ним относятся, например, сколии - одни из самых крупных ос в мире.

Взрослая самка сколии копается в земле около корней растений в поисках личинок жуков. Найдя жертву, она парализует её и откладывает на неё яйцо. После этого хищница улетает в поисках новой добычи. Личинка же кормится там, где и осталась лежать её пища.

Благодаря достаточно широкому и толстому телу личинки ос не выпадают из сот, горлышко которых смотрит вниз. Насекомое буквально закупоривает собой соту, а после выхода из куколки молодая оса просто выпрямляет тело и спокойно покидает свою колыбель.

Это интересно

Изначально оса приклеивает яйцо к стенке соты, и личинка, пока не растолстеет, держится здесь именно за счет этого клея. Когда же её вес становится слишком большим, она уже имеет достаточно широкую талию, чтобы не выпасть из ячейки.

На фото видны соты, из которых торчат головы личинок:

Развитие личинок ос протекает достаточно быстро. Например, при обильном кормлении личинка европейских шершней проходит пять личиночных стадий с четырьмя линьками всего за 12-14 дней, после чего сама вьет вокруг себя шелковый кокон и окукливается. Спустя ещё примерно две недели из куколки появляется взрослое насекомое.

Личинки ос как резервуары пищи для взрослых насекомых

Интересно, что в голодное время взрослые осы, принадлежащие к коллективным видам, могут использовать личинок как источники пищи (точнее – выделяемые ими питательные жидкости).

При каждом кормлении взрослая особь передает личинке пережеванную пищу, а та в ответ выделяет слюну, которой лакомится сам кормилец. Даже если взрослая оса не принесла пищи, личинка все равно поделится с ней секретом. Такое явление называется трофаллаксисом, и является способом поддержать жизнеспособность целой колонии насекомых в периоды затянувшихся дождей или похолоданий на севере.

На фото видно, как взрослая оса кормит личинок:

Наконец, сами личинки ос представляют гастрономический интерес для многих животных. Птицы (например, щурки) охотно похищают личинок из начинающих строиться гнезд. Медведи и медоеды тоже с удовольствием разрушают такие гнезда.

А в Японии существует традиционное блюдо дзибатиноко, представляющее собой личинок ос, сваренных с сахаром и соевым соусом.