Проводка

Архитектурный словарь. Словарь декоративных элементов Как называется декоративный выступ над окнами

Архитектурный словарь. Словарь декоративных элементов Как называется декоративный выступ над окнами

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


— непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Тяжелый труд резчиков по камню и штукатуров, украшавших дворцы затейливыми орнаментами, остался в прошлом. Сегодня любому человеку, не принадлежащему к дворянскому роду, доступны готовые элементы архитектурного декора. Они придают зданию роскошный вид, радуя взгляд изысканной красотой классического стиля.

Что же представляют собой декоративные элементы для фасада дома, как они называются и из чего производятся. На все эти вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Названия элементов

Не зная терминологии, используемой для обозначения фасадного декора, невозможно вести грамотный разговор с проектантом, дизайнером и продавцом. Поэтому застройщику будет полезен краткий курс знакомства с общепринятыми названиями его элементов. Каждый из них должен стоять на определенном месте, внося свой вклад во внешний вид сооружения.

Итак, архитектурный декор фасада включает следующие базовые детали:

  • Балясина (вертикальный элемент лестничного ограждения);
  • Цокольный карниз (горизонтальный ленточный выступ);
  • База колонны;
  • Ствол колонны;
  • Капитель колонны (верхняя часть);
  • Сандрик (карниз над оконным проемом);
  • Русты (широкие прямоугольные накладки на углах стен);
  • Междуэтажный карниз (молдинг);
  • Кронштейн (опорный элемент подоконника);
  • Арка;
  • Замок (выступ в верхней части арки, имитирующий замыкающий камень);
  • Пилястра (плоский прямоугольный выступ стены, повторяющий пропорции колонны);
  • Наличник (вертикальный выступ на оконном проеме);
  • Розетка (круглая накладка на стену);
  • Узор (плоский или объемный орнамент на фасаде);
  • Филенка (узкий линейный элемент обрамления);
  • Фриз (полоса, обрамляющая или венчающая различные элементы фасада).

Материалы фасадного декора

Декоративная фасадная лепнина изготавливается из таких материалов:

  • Литьевого гипса;
  • Полимербетона;
  • Пенополистирола (пенопласта);
  • Пенополиуретана.

Фасадный декор из гипса сегодня используется достаточно редко. Причин для этого несколько:

  • Большой вес гипсовых деталей, усложняющий монтаж;
  • Высокая стоимость;
  • Низкая стойкость гипса к атмосферным воздействиям.

Попытки улучшить свойства декора, изготовленного на гипсовом вяжущем, привели к созданию полимербетона. В этом материале роль соединяющей основы выполняет не гипс, а полимерная композиция. Она придает элементам отделки стойкость к влаге и уменьшает их стоимость. Для снижения веса полимербетонная лепнина изготавливается не сплошной, а в виде полого или тонкостенного профиля. Для повышения стойкости к образованию трещин ее защищают слоем стекловолокна.

Повышенным спросом сегодня пользуется фасадный декор из пенопласта . Он легок, недорог и быстро монтируется. К минусам материала следует отнести хрупкость и непродолжительный срок службы до капитального ремонта (6-8 лет). Без хорошего внешнего покрытия пенопластовый декор может разрушиться за несколько сезонов. Из-за низкой плотности он деформируется под жаркими лучами летнего солнца. Для защиты пенопласта производители применяют покрытия на основе акрила. Они продлевают срок его службы до 15-20 лет. При этом стоимость обработанных изделий существенно возрастает.

Лучше других в качестве фасадного декора зарекомендовал себя пенополиуретан. Это плотный и устойчивый к внешним воздействиям материал. Он долговечнее пенопласта, но отличается от него более высокой ценой. Фасадный декор из пенополиуретана не впитывает влагу, не трескается и не крошится. Срок службы лепнины, изготовленной из этого полимера, достигает 30 лет, а весь уход за ней состоит в периодическом подкрашивании (1 раз в 10 лет).

Ориентировочные цены

По причине большого разнообразия фасадного декора, провести полномасштабное сравнение цен в рамках небольшой статьи не возможно. Поэтому мы проиллюстрируем стоимостные различия между гипсовой, полимербетонной, пенопластовой и пенополиуретановой лепниной на примере самого простого гладкотянутого карнизного профиля.

Средняя цена на такой элемент, отлитый из гипса, составляет от 1200 до 1800 рублей за 1 погонный метр.

Полимербетонный карниз длиной в 1 метр обойдется покупателю от 800 до 950 рублей.

За такой же фасадный профиль, но изготовленный из пенопласта, продавцы просят от 180 до 260 рублей.

Фасадный декор из пенополистирола с защитным покрытием дороже «голого» (от 300 до 600 рублей).

Фасадные карнизы из пенополиуретана продают по цене от 1100 до 2600 рублей за 1 м/п.

Особенности монтажа

Независимо вида фасадного декора его монтаж требует использования двух видов крепления: клеевого (химического) и механического. Такая перестраховка не будет лишней, поскольку под действием температуры погонажные элементы (карнизы, филенка, фриз, наличники) испытывают значительные деформирующие нагрузки. Монтажный клей, даже самый качественный, нуждается в помощи стального анкера или дюбеля.

Источник — http://penoprofil.ru

В общем случае монтаж фасадных элементов выполняется в такой последовательности:

  1. Делают подготовку основания (очищают, высушивают и выравнивают);
  2. Выполняют разметку (используя отвес и уровень, на фасад наносят вертикальные и горизонтальные монтажные линии).
  3. Декор фиксируется к основанию. Для этого на тыльную сторону каждого изделия зубчатым шпателем наносят слой монтажного клея и сильно придавливают его к поверхности фасада. Между соседними элементами оставляют зазоры в пределах 2-3 мм.
  4. Приклеив деталь, ее укрепляют фасадными дюбелями. Шляпки крепежа утапливают в изделие на 3-4 мм, после чего шпателем снимают выступившие на поверхность излишки клея.
  5. После высыхания клея выполняется обработка стыков специальным составом для герметизации швов. Через 2-4 суток (при температуре воздуха выше +20C) производят шлифовку швов.
  6. Финишная отделка заключается в грунтовке и окраске декора. Для увеличения срока службы массивных элементов фасадной лепнины (карнизов, арок) над ними ставят отливы из металла или пластика.

Примеры зданий с различными элементами фасадного декора

Утверждение о том, что фасадный декор преображает здание – не преувеличение. Убедиться в этом можно, просмотрев фотографии готовых объектов.

На этом фото не видно обилия декоративной лепнины. Тем не менее, контрастное выделение рустов и оконного обрамления белым цветом приятно оживляет мрачноватый кирпичный фасад.

Колонны и балюстрада, русты и карнизы – базовые элементы для декорирования фасада в классическом архитектурном стиле.

Используя узорчатую лепнину типа «Европласт», важно соблюдать меру, чтобы не нарушить визуальное равновесие других элементов декора. На прилагаемом фото архитектору удалось это сделать.

Входной группе в здание нужно уделить самое большое внимание. Ее отделка определяет выбор других элементов фасадного декора.

Даже небольшое здание, умело украшенное фасадным декором, визуально увеличивается в размерах, становясь солидным и благородным.


Некоторые из этих архитектурных терминов в настоящее время широко не используются или считаются устаревшими, но в любом случае они неразрывно связаны с историческим развитием и архитектурным наследием.

Антаблемент - горизонтальная конструкция, лежащая на колоннах, включает в себя три части: карниз, фриз, архитрав.
Анфилада - ряд комнат или иных помещений, соединённых друг с другом дверями, расположенными на одной оси.
Арка - криволинейное перекрытие проёма.
Аркатурный пояс - ряд небольших декоративных арочек, размещённых на поверхности стены.
Аркбутан
- открытая полуарка, служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс.
Архивольт - наличник, идущий по дуге арки.
Архитрав - несущая каменная балка, нижняя часть антаблемента.
Аттик - глухая стенка над карнизом здания, иногда достигает размеров этажа - аттиковый этаж.

Балясина - столбики вычурного очертания, служащие для ограждения балкона, лестницы. Иногда используются как декоративный элемент. Совокупность балясин, несущих перила, называется балюстрадой.
Базилика - здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на отдельные части (нефы).
Баптистерий
- помещение для крещения. Зачастую отдельно стоящее круглое или восьмигранное в плане сооружение с куполом.
Барабан - цилиндр или многогранник, служащий опорой купола.
Барбакан
- стенные укрепления, защищающие ворота. Возводится как внешняя пристройка или как узкий проход между стенами.
Бегунец - лентообразный орнамент в кирпичной кладке , состоящий из треугольных углублений.
Бочка - форма крыши в виде полуцилиндра с повышенным и заострённым охлупнем . Пересечение двух таких крыш образует "крещатую" бочку.

Вазон - изящная декоративная ваза, используемая для украшения зданий, балюстрад, колонн и т.д.
Венец - каждый горизонтальный ряд брёвен сруба по периметру строения.
Верхний свет (окна) - второй (верхний) ряд окон в помещении, имеющем большую высоту (освещение в два света).
Витраж - стеклянная поверхность окна или двери, выложенная из цветных стекол.
Волоковое окно - окно, вырубленное в двух венцах сруба (полбревна вниз и вверх).
Волюта - декоративная деталь в форме завитков.

Галерея
- полуоткрытое, светлое протяжённое помещение, ограниченное с одной или с двух длинных сторон отдельно стоящими опорами - колоннами.
Герс
- тяжёлая решётка, закрывающая ворота замка.
Глава - завершение барабана в форме луковицы, шлема, конуса и т.д.
Городня - прямоугольный сруб, засыпанный землёй и камнями. Звено крепостной цепи.
Городская агломерация - группа городов, посёлков и других населённых пунктов, имеющих тесные трудовые, культурно-бытовые связи.

Декор - лепные украшения, мозаика, майолика, барельефы, фрески, размещённые на стенах здания.
Донжон
- оборонительная башня, находящаяся в центре замка.

Жучковый орнамент - украшение из кирпича , выложенного буквой "Ж".

Закомара - полукруглое завершение стен, повторяющее форму внутреннего свода (комары).
Замковый камень - камень, расположенный в самой высокой точке арки.

Изразец - плитка из глины с рисунком, покрытым глазурью. С обратной стороны имеет выступ для крепления в стене.
Иконостас - деревянная стена внутри церкви, отделяющая храмовую часть от алтаря.
Инкрустация
- украшения предмета, сделанного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом, выполненными из другого материала.
Интерьер - внутренний вид здания.

Кампанила
- колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Отдельно стоящая башня.
Каннелюры - вертикальные желобки на колонне или пилястре .
Капелла
- католическая часовня.
Капитель - верхняя часть колонны, столба.
Клуатр
- монастырский двор, окружённый галереей.
Кокошник - декоративная закомара, по форме напоминающая кокошник. Служит для украшения сводов, барабанов, шатров.
Колонна
- архитектурно обработанный, круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола и дополняющих его сверху и снизу капители и базы.
Колоннада
- ряд колонн, расположенных по прямой или по кривой линии и поддерживающих антаблемент.
Контрфорс - вертикальный выступ стены.
Концентрический замок
- тип замка с двумя рядами оборонительных стен. Обороняющиеся стреляли по врагу с более высоких внутренних стен поверх более низких внешних.
Крипта
- крытый подземный ход, часовня под храмом, использовавшаяся как место для почётных погребений.
Кронштейн - консольная подпора для балкона, карниза.
Курицы - брусья, имеющие загнутый конец (вытесанное корневище), в котором уложены водотечники.

Лемех - деревянная черепица, напоминающая по форме лемех плуга.
Лопатки - плоские вертикальные выступы в стене.

Майолика - изделия из фаянса, покрытые глазурью.
Машикули
- каменные внешние галереи наверху башни или стены, позволявшие обороняющимся через специальные отверстия в них бросать камни или заливать огонь.
Мезонин - жилая надстройка над центром дома.
Метопа - часть фриза дорического ордера , каменная плита, расположенная между двумя триглифами . На метопе часто вырубают рельеф.
Мечеть
- мусульманское культовое сооружение.
Минарет
- башня у мечети, служащая для призыва на молитву.
Михраб
- алтарная ниша в мечети.
Мозаика
- изображение или орнамент, составленное из мельчайших кусочков мрамора или смальты (стекла).

Неф - часть сооружения в виде галереи, отделённая от других рядом колонн.

Облам - боевая площадка крепостной деревянной башни. Расположена на выпущенных брёвнах (консолях), на концах которых укреплялась вертикальная стенка.
Ордер - архитектурно-конструктивная система. Состоит из вертикальных опор (колонн) и горизонтального элемента (антаблемент). Существуют ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный.
Острог - укреплённое место, небольшая крепость с частоколом.
Охлупень - коньковое бревно двускатной крыши.

Палаты - одно-, двухэтажный дом с большим числом помещений.
Паперть - площадка (крыльцо) перед входом в церковь.
Парапет - сплошная или решётчатая стенка, служащая ограждением крыш, террас, лестниц.
перемычка - горизонтальная балка, перекрывающая дверной, оконный проём или проезд.
Парус
- конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.
Пилон - столб-опора для купола, арки или какой-либо другой части здания.
Пилястра - прямоугольный в плане вертикальный выступ стены. Внешне имеет форму колонны.
Пинакль
- декоративные башенки на контрфорсах в готических церквях.
Плафон - потолок, украшенный живописью или лепкой.
Повал - карниз, образованный выпуском брёвен.
Подклет - первый этаж здания.
Поребрик - орнаментальная кладка , при которой кирпич ставится на ребро.
Портал - архитектурно обработанный вход в здание.
Портик - открытая колоннада у входа в здание.
Придел - дополнительная церковь, пристроенная к основному храму или сделанная внутри него.
Притвор - небольшое помещение перед входом в церковь.
Пропилен
- монументальные сооружения, оформляющие вход в город, архитектурный ансамбль.

Раскреповка - выступ или излом линии фасада, сделанный за счёт кладки или штукатурки стены.
Распалубка - выемка в своде над дверным или оконным проёмом.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Роза
- круглый оконный проём на фасадах средневековых храмов.
Ротонда - круглое здание или беседка, перекрытая куполом. Вместо стен могут быть колонны.
Рустовка - обработка наружного поля стены выпуклыми квадратами, по периметру которых проходит углублённая профильная канавка.

Сандрик - карниз над дверью или окном, опирающийся на кронштейны.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую поверхность. Своды бывают цилиндрическими, коробовыми, стрельчатыми, пологими и т.д.
Селитебная территория - часть городской территории, где возводятся жилые дома, общественные здания, бульвары, парки.
Сераль
- дворец турецкого султана. Иногда так называли и его внутреннюю, женскую часть.
Скрипторий
- помещение, где монахи переписывали и переводили книги.
Стилобат - сплошное каменное подножие здания.
Сухарики (зубцы) - элементы поддерживающей части карниза в виде отдельных, близко поставленных друг к другу небольших параллелепипедов.

Терраса - примыкающая к зданию архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка.
Тимпан - внутреннее поле фронтона .
Трансепт
- поперечная часть базиликального средневекового храма.
Трапезная - невысокое помещение, пристраиваемое к церкви с западной стороны.
Триглиф - часть фриза дорического ордера , вертикальная каменная плита с треугольными продольными врезами. Триглиф чередуется с метопой .
Трифорий
- арочный проём из трёх и более частей. Узкая освещённая галерея, расположенная под скатами крыши боковых нефов готических храмов, усиливающая их конструкцию и имеющая декоративное значение.
Тябла - горизонтальные брусья иконостаса, на которые ставились иконы.
Тяга - промежуточный карниз, отделяющий этаж от этажа.

Фасад - внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.
Фреска
- живопись по штукатурке водяными красками на стене или на перекрытии.
Фриз - средняя часть антаблемента. Вообще ленточный орнамент.
Фронтон - завершение портика, окна, фасада в виде треугольника, имеющего по периметру карниз.

Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника.

Часовня - небольшое культовое здание.

Шатер - крыша в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
Шелыга - верхняя точка свода или арки.
Шея - барабан церковной главы.

Антаблемент (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Антаблемент - верхняя, несомая часть архитектурного ордера.
Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В каждом из них пропорции компонентов (архитрава, фриза, карниза) определяются пропорциями колонны ордера. В древнеримской и ренессансной архитектуре он обычно составляет примерно одну четвертую часть высоты колонны. Варианты антаблемента, отклоняющиеся от этих моделей, обычно производны от них. Стоит заметить, что отношение антаблемента к высоте колонны зависит прежде всего от масштаба сооружения: так, при высоте колонны в 12-15 футов антаблемент составляет 0.19h, 15-20 футов - 0.26h, 20-25 футов - 0.27h, 25-30 футов - почти 0.28h. Данные соотношения зафиксированы в каноне Витрувия.

Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.

Арка - криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор. По форме различают арки: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арочек) и др.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus) - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

База (архитектура) - основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Балюстрада (фр. balustrade) - ограждение лестницы (обычно невысокое), балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балясины в архитектуре - невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Замковый камень (иногда просто замок) - клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Капитель (архитектура) - верхняя часть вертикальной опоры (например, колонны), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Карниз (от др.-греч. koronis) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий, мебели. Разделяет горизонтальную нависающую (или уходящую уступом) плоскость от вертикальной плоскости (стены), или вертикальную плоскость по характерным линиям (например, перекрытия в строении), которые необходимо выделить. В разных архитектурных стилях называется по-разному. В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом.

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение – энтазис – и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами.

Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) – один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей,ферм).

Консоль - в архитектуре выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т. п. Обычно консоль декорируется снизу на своих концах двумя волютами, из которых та, которая прилегает к стене, больше и закручивается кверху, а другая - меньшая - завивается в противоположную сторону.

Консолями называются также орнаментированные подставки, прикрепляемая к стене и служащая для помещения на ней статуи, вазы и пр. В комнатном убранстве название консоль даётся роду узкого стола, подпираемого снизу, смотря по стилю мебели, прямыми или изогнутыми ножками, колонками и фигурными подставками и помещаемому перед стенным зеркалом, окном и пр. Мебельные консоли были в моде во Франции во времена Людовика XIV и Людовика XV. Некоторые консоли этой эпохи в высшей степени изящны и могут считаться замечательными образцами столярного мастерства.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Модульон, Модильон - (франц. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модульон играет только декоративную роль. С нижней стороны украшен лепным листом аканта.

Наличник - декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой, получил название резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Ниша (фр. niche, итал. nicchia) – архитектурный элемент, углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и т. п. Полукруглые ниши называются экседрами (греч. exedra). Ниши нашли широкое применение в культовых сооружениях различных религий.

Панно - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, parare - защищать и petto - грудь):
Невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и прочими. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй;

Пилон (от греч. πυλών, буквально - ворота, вход): Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане - вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 - около 1700 до н. э.). Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах. Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.

Портик (от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.

Рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины):
мотив орнамента в виде стилизованной раковины; термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. Пропорции, тектоническое и декоративное членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз (франц. frise): в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;
сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Растения, которые выращивают для украшения садов, парков и других мест называют декоративными. Декоративные растения, как правило, выращивают из-за цветения, либо из-за листвы. Эти растения сажают для красоты, а иногда они могут использоваться в качестве живой изгороди, важно знать названия и правила по уходу.

Многие садоводы и владельцы участков используют свои владения для получения урожая. Они выращивают различные овощи, сажают плодовые деревья. Но помимо работы, на дачном участке люди предпочитают отдыхать.

Для того, чтобы вокруг создать красивую, радующую глаз, обстановку и используют декоративные растения.

Владельцы загородных коттеджей, как правило, не нуждаются в огородах и плодовых деревьях. В этом случае декоративные растения являются неотъемлемой частью в оформлении богатых вилл и культурных коттеджей .

Список самых популярных

Сегодня существует огромное количество самых разнообразных декоративных растений. С помощью селекции беспрерывно выводятся новые сорта, а старые изменяются, совершенствуются. Они удивляют своей красотой и неприхотливостью в уходе. Подробнее о каждой культуре в нашем списке с названиями и описанием.

Свиду массивное дерево, но шаровидная крона, которого отлично смотрится на небольших участках. Высота дерева – 6 метров .

Клен любит свет и страдает в тени. Неприхотлив к почве . Густая крона создает густую тень. Дерево требует систематической обрезки, иначе оно разрастется вширь.

Осенью клен особенно прекрасен из-за того, что его листья становятся ярко-желтыми. Однако когда они опадают приходиться хорошенько потрудиться, чтобы убрать обильный ковер из опавших листьев.

Спирея

Известна своим многообразием сортов. Сорта, которые цветут весной, имеют цветки белого цвета. А зацветающие летом особи могут похвастаться красными или розовыми цветками.

Раноцветущие необходимо обрезать сразу после цветения . А спиреи цветущие летом необходимо обработать ранней весной, до цветения. Может достигать 2-2,5 метров в высоту .

Существуют , которые отличаются своей компактностью, вырастают меньше метра в высоту. Можно сажать в любую почву, желательно в полутень.

Очень важно проводить своевременную обрезку. Если этого не делать, оно будет радовать лишь редкими цветочками. Оно быстро утратит свою декоративность.

Принадлежит к семейству маслиновые. Она удивляет и радует цветоводов тем, что ярко-желтые цветки появляются даже раньше, чем листья . Цвести начинает с конца марта и продолжается чуть больше месяца.


Цветы опадают и на растении вырастают листочки. Осенью листья меняют цвет с зеленого на оранжевый и багряно-красный, что придает участку особенную красоту.

Гибискус сирийский

Ценят за разнообразие сортов и окраски цветков. Боится холодов . Даже прохладное лето приводит к уменьшению количества цветков.


На юге гибискус можно высаживать в грунт.

Любит солнечные места и плодородную, влажную почву. Обрезать гибискус рекомендуется в конце зимы.

Гортензия

Низкорослый кустарник. Существует . Гортензия – компактное растение, отличается широким разнообразием окраски цветов.

Древовидная Annabelle

Цветет гортензия летом. Будет прекрасно себя чувствовать как в тени, так и на солнце. Обрезку важно производить осенью или весной. Интересно то, что щелочная почва может привести к тому, что цветки поменяют цвет с голубого на розовый .

Вечнозеленые деревья. В природе можно встретить в тропических и субтропических зонах. Листья жакаранды папоротниковидные. Цветки трубчатые, голубого или лилового цвета.

Основной задачей в уходе является дозированная подача солнечного света . Недостаток или, наоборот, избыток солнца может привести к поражению и деформации кроны.

Сирень

Один из самых популярных кустарников. Окраска цветов может быть фиолетовой, розовой, светло-желтой и белой. Существует огромное количество сортов сирени.

Прекрасно уживается на солнце . Неприхотливое растение, и не требует особого ухода.

Боярышник

Может отлично себя чувствовать в любых условиях. Существует большое разнообразие боярышника. Встречаются как в виде кустарника, так и в виде дерева.

Кустарник

Одаривает пышным цветением с начала лета и до осени.

Плоды боярышника съедобны . Их заваривают и пьют вкусный чай.

Шиповник (дикая роза)

Очень красивый и ароматный кустарник. Шиповник выращивают по разным причинам. Одни садоводы сажают его, чтобы осенью собрать полезные плоды. Другие же – для того, чтобы использовать в качестве ароматной живой изгороди .

Можжевельник

Вечнозеленое. Используют для озеленения участков и в композициях с цветущими растениями. Можжевельник очень любит свет . Растет в любых почвах.

Любой владелец участка заинтересован в том, чтобы украсить и сделать его самым красивым и оригинальным. Для этой цели не обойтись без декоративных растений. Зачастую они неприхотливы и не требуют особого ухода, и при этом ими можно украсить любой участок.