Осветительные приборы

Верзилин николай михайлович. Верзилин, николай михайлович Верзилин николай михайлович биография

Верзилин николай михайлович. Верзилин, николай михайлович Верзилин николай михайлович биография

Николай Михайлович Верзилин (8 (21) января 1903, д. Сафроновка Хомутовского района Курской области — 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук.

С 1919 работал учителем в Малой Вишере. В 1928 окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт. С 1932 научный работник, профессор ЛГПИ им. Герцена. Член-корреспондент Академии педагогических наук (1955), доктор педагогических наук, профессор (1957), член Союза писателей СССР с 1952.

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии.

Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» (1946).

В своих книгах (нередко проиллюстрированных авторскими фотоснимками) рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии, наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Книги (12)

В.И. Вернадский

Книга открывает читателю яркие страницы биографии замечательного естествоиспытателя нашего времени, оставившего глубокий след в мировой культуре, В.И. Вернадского. Однако это не только увлекательный рассказ о жизни ученого, дополненный хорошими иллюстрациями.

В книге показаны пути становления личности ученого — классика геохимии, создателя учения о биосфере, характерной чертой творчества которого был синтетический, целостный охват явлений природы, стремление к установлению связей между ними.

Как ухаживать за комнатными растениями

Нет почти ни одного дома и совсем мало квартир, где бы на окнах не стояли в горшках комнатные растения.

Они радуют наш взгляд в течение круглого года и своей зеленью и цветами украшают окна. Эти растения разнообразны и требуют различного ухода. Одни надо чаще поливать, другие реже; одним нужен яркий свет, другим он вреден; одним зимою нужно тепло, другим — прохлада. Для того, чтобы в наших комнатах хорошо росли и цвели растения, нужно знать их потребности и внимательно ухаживать за ними.

Лес и жизнь

Лес... Бескрайние лесные просторы нашей Родины... Сложен и своеобразен круговорот жизни в лесу. Разнообразна и значительна его роль для человека. Ведь лес — это колыбель человечества и богатство планеты. Тут и лесное хозяйство и лесная химия, красота природы и прикладное искусство, история лесов и охрана природы.

Лечебница в лесу

«Лечебница в лесу» — первая работа Николая Михайловича Верзилина для детей и подростков, первая проба писательского пера — появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений.

Общая методика преподавания биологии

В учебнике дано теоретическое обоснование общеметодических положений и практические рекомендации будущим учителям для преподавания всех биологических курсов.

В основу книги положен анализ современного развития методики преподавания как науки. Рассматриваются планирование, методика подготовки и проведения уроков. Содержание биологических курсов и методы их преподавания изложены на основании и в единстве с современной теорией развития понятий.

По следам Робинзона

Используя легенды, опыт и знания о растениях с древних времен, ученый-популяризатор ведет интереснейший рассказ о происхождении и свойствах растений, дает советы по их применению.

Путешествие с домашними растениями

Эта книга привила интерес к миру растений не одному поколению советских читателей. Учитывая год издания, не сложно вспомнить, что главными ботаниками тогда считались незабвенные И. В. Мичурин и Т. Д. Лысенко, но, несмотря на, местами, излишнюю политизированность книга до сих пор представляет интерес для любителей живой природы.

Пылинки дальних стран

Удивительный маршрут путешествий! Край викингов и троллей (Норвегия); страна классического искусства (Италия); родина мушкетеров (Франция) и у подножия Фудзи-сан (Япония). Об этом маршруте, о самом интересном, что встречается в пути, и рассказывает известный ученый и писатель Николай Михайлович Верзилин.

Николай Михайлович Верзилин

По следам Робинзона

Робинзонам нового поколения посвящается…

СЛЕДОПЫТ ЗЕЛЕНОГО МИРА

Детство… До дыр зачитанные романы Майн Рада, Фенимора Купера, Жюля Верна, Сетона-Томпсона и, уж конечно, «Робинзон Крузо» Дефо.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений, участником далеких заманчивых путешествий! Но как еще до этого далеко. А пока мечты мальчишек находили свой выход. Прочитанное превращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город, там это были уже не гимназисты, а индейцы, и путешественники, Робинзоны и Пятницы, следопыты и разведчики. Они разжигали костры, пекли картошку в горячей золе, варили уху, пропахшую горьковатым дымком, строили шалаши, ночевали в лесу, играли в разные игры, зимой катались на лыжах.

Когда шестнадцатилетнему пареньку волею суровых обстоятельств пришлось выбирать работу, он становится учителем в начальных классах сельской школы. Ведь это давало возможность сохранить связь с природой. Он и тут вместе со своими учениками устраивает походы в лес. Здесь летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.

Так детская игра обернулась делом жизни. Увлечения книжными приключениями сменились увлечениями природой, живой и близкой. А леса, поля, реки, озера, сады продолжали раскрываться перед ним не только страницами знаний, но и поэзией родной природы. Мир растений манил к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.

Но, чтобы стать вожаком юных следопытов, надо много знать и уметь. Ну что ж, путь молодым учителем выбран!

И вот окончен Ленинградский сельскохозяйственный институт. Будущее Николая Михайловича Верзилина определилось - ботаник и педагог на долгие годы!

Он мечтает о том, чтобы, на школьных уроках и студенческих занятиях оживали сухие страницы учебников, чтобы наполненный поэзией мир растений приобщал к труду, к полезной деятельности. И молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает, где можно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Его уроки и занятия наполняются живым дыханием лесов и полей, приобретают для учеников действенный практический смысл. Все делается им для того, чтобы увлечь и ребят и студентов наукой, сделать из них истинных следопытов, будущих преобразователей удивительного мира растений. Он берется даже за перо и в одной из первых своих статей пишет о том, «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929).

Тогда Николай Михайлович Верзилин еще совсем не думал, не ждал, что работа учителя и занятия ботаникой могут привести его на дорогу писателя. Это пришло значительно позже, когда за плечами остался большой пройденный им путь - уже не только учителя, но и ученого. Пришло как будто бы неожиданно, даже для него самого. Хотя внутренне все было подготовлено к этому и детскими лесными играми, и прекрасным знанием природы, и опытом педагога, а главное, тем поэтическим огоньком, который давно загорелся в его душе - и был пронесен через все эти годы.

…Шли трудные месяцы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах и в других полезных человеку дикорастущих растениях. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Но очень нужна была книжка, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию. Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к Николаю Михайловичу Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят!..»

Сомнение и волнение охватило ученого. Ведь он никогда не писал для детей. Он знал, что писать для них трудно, что нельзя браться за новую профессию, когда тебе уже 40 лет! И все-таки взялся.

На помощь пришли воспоминания о детстве и юности, о времени, когда он играл в следопытов, выпускал в школе рукописный журнальчик, пробовал писать приключенческие рассказы, читал о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове, бродил по лесным тропинкам.

Как же построить книгу, сделать ее интересной?

А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей - ребят поселить на необитаемом острове и поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.

Так, в поисках характера книги возникал образ ее героев, намечался путь решения трудной задачи. В 1943 году вышла маленькая и тоненькая «Лечебница в лесу» Николая Михайловича Верзилина. Первая его работа для детей. Первая проба писательского пера. Зародыш будущего произведения - одна из глав его. А через три года замысел, родившийся в поисках и пробах, полностью осуществляется - выходит «По следам Робинзона» (1946). Она сразу привлекла внимание обилием новых для нашего читателя сведений, интересными и забавными советами, возможностью самому испытать «робинзонаду». Ведь автор все испытал, проверил, проделал сам, прежде чем начал писать. На какой-то срок он сам превратился в лесного Робинзона.

И будто открылись двери в неведомый, ко в то же время такой знакомый мир растений. В обычном оказывалось необычное, в как будто простом - сложное. Полезное представало перед глазами еще и прекрасным. Прекрасное - полезным. Здесь нашлась работа рукам и глазам, ребячьей смекалке и терпению. Была радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду. И это относится ко всем книгам Николая Михайловича Верзилина. В них юный читатель всегда найдет для себя какие-нибудь открытия, пищу для размышлений и удивлений, для познания и работы.

Вот всем примелькавшиеся на подоконниках комнат горшки с неизменной геранью и столетником, амариллисом и кактусом, бальзамином и фикусом. Ну что в них особенного, поучительного, занимательного? Но ученый и писатель Н. М. Верзилин берет вас за руку, подводит к окну, и начинается увлекательное путешествие по следам комнатных растений. Далекие пустыни и тропические джунгли, горные склоны и саванны, северные леса и влажные субтропики - по растительному миру всех частей света проведет вас с веселой улыбкой этот знающий, умный проводник. И не только расскажет много интересного о прошлом, настоящем, будущем одомашненных растений, но и научит, как разводить их, как за ними ухаживать, какие опыты над ними производить. Это ведь все та же робинзонада, но только теперь в своей комнате, на своем озелененном подоконнике.

(1903-01-21 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности:

педагог,
детский писатель

Годы творчества: Направление:

педагогика, популяризация биологии

Язык произведений: Дебют:

«Лечебница в лесу» (1943)

Верзи́лин Нико́лай Миха́йлович (8 (21) января , д. Сафроново Рыльского района Курской области - 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук .

Биография

Научно-педагогическая деятельность

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии . Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Творчество

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» ().

В своих книгах рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии , наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Библиография

  • Лечебница в лесу. М.-Л., Детгиз, 1942;
  • По следам Робинзона. М. - Л., Детгиз, 1946;
  • Как сделать гербарий. М.-Л., Детгиз, 1947;
  • Как собирать лекарственные растения. ― М., Детгиз, 1947;
  • Путешествие с домашними растениями. М. - Л., Детгиз, 1949;
  • Как ухаживать за комнатными растениями М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Растения в жизни человека. М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. ― М., 2000 ISBN 5-8237-0003-2
  • Общая биология: Учебник для 9-10-х кл. /Ю. И. Полянский, А. Д. Браун, Н. М. Верзилин. ― М., Просвещение, 1984;
  • Учитель ботаники, или разговор с растениями. ― Л., 1984

Литература

  • Естествознание в школе, 1947, № 2;
  • Естествознание в школе, 1952, № 3;
  • Вокруг света, 1955, № 1;
  • Советская педагогика, 1956, № 5.
  • Верзилин Н. Учитель ботаники / Н. Верзилин // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верзилин, Николай Михайлович" в других словарях:

    ВЕРЗИЛИН Николай Михайлович - , педагог, методист. (биология), ч. к. АПН (1955), д р пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919 преподавал в… …

    Верзилин, Николай Михайлович - (1903 1984) педагог, методист биолог, член корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор консультант ЛГПИ … Педагогический терминологический словарь

    Русская фамилия. Верзилины дворянский род. Известные носители: Верзилин, Николай Михайлович (1903 1984) ― писатель натуралист, педагог, член корреспондент Академии педагогических наук. Верзилин, Пётр Семёнович (1791 1849) генерал майор, наказной… … Википедия

    ВЕРЗИЛИН - Николай Михайлович , педагог, методист (биология), ч. к. АПН (1955), дер пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919… … Российская педагогическая энциклопедия

    Члены корреспонденты Российской академии образования: Абрамов, Александр Михайлович Александров, Игорь Александрович Алексеева, Вера Васильевна Алексин, Анатолий Георгиевич (в статье указано: член корреспондент АПН СССР) Антропова, Мета… … Википедия

    Город Рыльск Герб … Википедия

    Кувшинка белая … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    Имени императора Петра I (ВГАУ) … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1999 году: Абдулатипов, Абул Кадыр Юсупович доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного университета… … Википедия

    Верзилин Н.М. Материальное оформление школьных выставок // Народный учитель. - 1927. - № 9.

    Верзилин Н.М. Как сделать преподавание естествознания интересным // Естествознание в школе. - 1929. - № 4.

    Верзилин Н. Опытный учебно-показательный школьный сад // Естествознание в трудовой школе. - 1929. - № 7.

    Верзилин Н.М. Агрономизация преподавания естествознания // Естествознание в трудовой школе. - 1930. - № 1.

    Верзилин Н.М. Педкадры за овладение агротехникой // На фронте коммунистического просвещения. - 1931. - № 2.

    Верзилин Н.М. О новом проекте программ по естествознанию для ФЗС: (в порядке обсуждения) // Естествознание в советской школе. - 1931. - № 7-8.

    Манфановская Т.Н. Литературные вечера в школе / Т.Н. Манфановская, Н.М. Верзилин // Литература и язык в политехнической школе. - 1932. - № 3.

    Верзилин Н.М. Организация агробиологического учебно-опытного участка в средней школе // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 3 (7).

    Верзилин Н.М. Выращивание растений на электрическом свете: (к постановке опытов в школе) // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 4 (8).

    Верзилин Н.М. Агроботанический участок средней школы. - М.-Л., 1935.

    Верзилин Н.М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы. - М.-Л., 1937.

    Верзилин Н.М. Практика преподавания ботаники в средней школе. - Л., 1938.

    Верзилин Н.М. Внеклассная работа по ботанике. - Л., 1940.

    Природа и школа: сборник методических материалов / под ред. Н.М Верзилина и В.И. Поляновского. - Вып. 1-5. - Л., 1941-1946.

    Верзилин Н.М. Ботаника. - М., 1950.

    Верзилин Н.М. Уроки ботаники в V классе. - М., 1952 (переизд. 1954).

    Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику. - 2-е изд. - М., 1953.

    Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1955 (переизд. 1956).

    Верзилин Н.М. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956.

    Верзилин Н.М. Развитие биологических понятий в V-IX классах / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956.

    Верзилин Н.М. Система и развитие методов преподавания биологии в V-IX классах. - М., 1957.

    Верзилин Н.М. Проблема классификации методов преподавания биологии в школе // Биология в школе. - 1957. - № 2. - С. 14-21.

    Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. - 1957. - № 8. - С. 85-98.

    Подготовка учащихся к труду в сельском хозяйстве / под ред. Н.М. Верзилина. - М., 1962.

    Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. - 1966. - № 12. - С. 20-23.

    Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1972 (переизд. 1976).

    Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. - М.: Педагогика, 1974. - 224 с.

    Верзилин Н. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее / Н.Н. Верзилин, Н.Н. Верзилин, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
    Пособие для учителей об основах науки о биосфере. Написано Н.М. Верзилиным в соавторстве с сыновьями - Никитой и Николаем, учеными в обл. естественных наук.

    Общая биология: учебник для 9-10-х кл. / Ю. И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1984.

    Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. - М.-Л.: Детгиз, 1943.

    Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.-Л.: Детгиз, 1946 (переиздания 1953, 1956, 1964, 1974, 1982, 1994, 2003, 2015).

    Верзилин Н.М. Как сделать гербарий. - М.-Л.: Детгиз, 1947.

    Верзилин Н.М. Как собирать лекарственные растения. - М.: Детгиз, 1947.

    Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1949 (переизд. 1951, 1954, 1958, 1965, 1970, 1995, 2008).

    Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1952.

    Верзилин Н.М. Растения в жизни человека. - М.-Л.: Детгиз, 1952 (переизд. 1954).

    Верзилин Н.М. В саду Мичурина / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - Л., 1955 (переизд. 1966).

    Рождественский Вс. Тропинка в лес / Вс. Рождественский, Н. Верзилин. - Л.: Детгиз, 1956.

    Верзилин Н.М. По садам и паркам мира. - Л., 1961.

    Верзилин Н. Цветы из сада. - [б. м.], 1962.

    Верзилин Н.М. Лес и жизнь / Н. Верзилин, В. Корсунская. - Л.: Детская литература, 1966.

    Верзилин Н.М. Пылинки дальних стран. - Л.: Детская литература, 1969. - 240 с.

    Корсунская В.М. В.И. Вернадский / В.М. Корсунская, Н.М. Верзилин. - Л.: Детская литература, 1975. - 128 с. (переизд. 1982).

    Верзилин Н. М. Учитель ботаники, или разговор с растениями. - М.: Детская литература, 1984. - 173 с.: ил.

    Верзилин Н.М. Райский сад на подоконнике: руководство по уходу за комнатными растениями. - М.: Клуб XXI век, 2000. - 364 с.

    Педагогическая энциклопедия / гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1964.

    Абрамкин В.М. Писатели Ленинграда: биобиблиографический указатель / В.М. Абрамкин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1964. - 364 с.

    Гроденский Г. Николай Верзилин // Детская литература. - 1968. - № 1. - С. 74.

    Гроденский Г. Робинзон в стране ботаники // О литературе для детей: сборник статей. - Вып. 16. - Л.: Детская литература, 1972.

    Верзилин Н. // Книги-детям. - М.: Детская литература, 1972. - С. 120-121.

    Трайтак Д.И. Николай Михайлович Верзилин: к 70-летию со дня рождения // Биология в школе. - 1973. - № 1.

    Ученый, методист, учитель: к 70-летию методиста преподавания биологии в школе Н.М. Верзилина // Вечерняя средняя школа. - 1973. - № 2.

    Короткова Л. Призвание: к 70-летию со дня рождения Н.М. Верзилина / Л. Короткова, Л. Анастасова // Учительская газета. - 1973. - 3 февр.

    Гроденский Г. Следопыт зеленого мира: [вступительная статья] // Верзилин Н.М. По следам Робиннзона. - Л.: Детская литература, 1974. - С. 5-10.

    Трайтак Д.И. Учитель учителей: к юбилею Николая Михайловича Верзилина // Биология в школе. - 1978. - № 1.

    Верзилин Николай Михайлович // Писатели Ленинграда: биобиблиографический справочник. 1934-1981 / авторы-составители В.С. Бахтин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1982. - С. 62-63.

    Трайтак Д.И. Ветеран советской педагогики // Советская педагогика. - 1983. - № 2.

    Кейран Л. Памяти Николая Михайловича Верзилина // Методика преподавания биологии. - Ч. 1. - Даугавпилс, 1984.

    Пономарева И.Н. Н.М.Верзилин - учитель, ученый, методист // Биология в школе. - 1993. - № 4.

    Капица Ф.С. Верзилин Николай Михайлович // Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь. - М.: Флинта; Наука, 1997. - С. 96-97.

    Он всегда стремился к новому: к 95-летию Н.М. Верзилина // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 1998. - 29 янв. (№ 1-2).

    Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002.

    Верзилин Н. Учитель ботаники // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43: ил., портр.
    Об отце вспоминает сын Н.М. Верзилина - Никита Николаевич Верзилин, ученый-геолог.

    Верзилин Николай Михайлович // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

    Морозов Ю. Занимательно о растениях // Наука и жизнь. - 2005. - № 11. - C. 88-90: ил., портр.

    Соломин В.П. Учитель. Ученый. Писатель / В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.В. Андреева // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 2008. - № 4 (апр.).

    Нарышкина-Прокудрина-Горская Н.А. Семейная сага: секунды, минуты, столетия. - СПб.: Нестор-История, 2010.

    Знаменитые люди Маловишерского района: памятка читателю / составитель Е.Н. Щербакова; МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишер. р-на», Центр. район. б-ка им. А.С. Пушкина. - Малая Вишера, 2014. - 28 с.: фот. - Библиография: С. 27.

    Суматохин С.В. Николай Михайлович Верзилин: путь в науку и литературное творчество // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 16-25.

Страница 1 из 13


Робинзонам нового поколения посвящается…

СЛЕДОПЫТ ЗЕЛЕНОГО МИРА


Детство… До дыр зачитанные романы Майн Рада, Фенимора Купера, Жюля Верна, Сетона-Томпсона и, уж конечно, «Робинзон Крузо» Дефо.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений, участником далеких заманчивых путешествий! Но как еще до этого далеко. А пока мечты мальчишек находили свой выход. Прочитанное превращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город, там это были уже не гимназисты, а индейцы, и путешественники, Робинзоны и Пятницы, следопыты и разведчики. Они разжигали костры, пекли картошку в горячей золе, варили уху, пропахшую горьковатым дымком, строили шалаши, ночевали в лесу, играли в разные игры, зимой катались на лыжах.

Когда шестнадцатилетнему пареньку волею суровых обстоятельств пришлось выбирать работу, он становится учителем в начальных классах сельской школы. Ведь это давало возможность сохранить связь с природой. Он и тут вместе со своими учениками устраивает походы в лес. Здесь летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.

Так детская игра обернулась делом жизни. Увлечения книжными приключениями сменились увлечениями природой, живой и близкой. А леса, поля, реки, озера, сады продолжали раскрываться перед ним не только страницами знаний, но и поэзией родной природы. Мир растений манил к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.

Но, чтобы стать вожаком юных следопытов, надо много знать и уметь. Ну что ж, путь молодым учителем выбран!

И вот окончен Ленинградский сельскохозяйственный институт. Будущее Николая Михайловича Верзилина определилось - ботаник и педагог на долгие годы!

Он мечтает о том, чтобы, на школьных уроках и студенческих занятиях оживали сухие страницы учебников, чтобы наполненный поэзией мир растений приобщал к труду, к полезной деятельности. И молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает, где можно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Его уроки и занятия наполняются живым дыханием лесов и полей, приобретают для учеников действенный практический смысл. Все делается им для того, чтобы увлечь и ребят и студентов наукой, сделать из них истинных следопытов, будущих преобразователей удивительного мира растений. Он берется даже за перо и в одной из первых своих статей пишет о том, «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929).

Тогда Николай Михайлович Верзилин еще совсем не думал, не ждал, что работа учителя и занятия ботаникой могут привести его на дорогу писателя. Это пришло значительно позже, когда за плечами остался большой пройденный им путь - уже не только учителя, но и ученого. Пришло как будто бы неожиданно, даже для него самого. Хотя внутренне все было подготовлено к этому и детскими лесными играми, и прекрасным знанием природы, и опытом педагога, а главное, тем поэтическим огоньком, который давно загорелся в его душе - и был пронесен через все эти годы.

…Шли трудные месяцы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах и в других полезных человеку дикорастущих растениях. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Но очень нужна была книжка, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию. Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к Николаю Михайловичу Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят!..»

Сомнение и волнение охватило ученого. Ведь он никогда не писал для детей. Он знал, что писать для них трудно, что нельзя браться за новую профессию, когда тебе уже 40 лет! И все-таки взялся.

На помощь пришли воспоминания о детстве и юности, о времени, когда он играл в следопытов, выпускал в школе рукописный журнальчик, пробовал писать приключенческие рассказы, читал о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове, бродил по лесным тропинкам.

Как же построить книгу, сделать ее интересной?

А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей - ребят поселить на необитаемом острове и поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.

Так, в поисках характера книги возникал образ ее героев, намечался путь решения трудной задачи. В 1943 году вышла маленькая и тоненькая «Лечебница в лесу» Николая Михайловича Верзилина. Первая его работа для детей. Первая проба писательского пера. Зародыш будущего произведения - одна из глав его. А через три года замысел, родившийся в поисках и пробах, полностью осуществляется - выходит «По следам Робинзона» (1946). Она сразу привлекла внимание обилием новых для нашего читателя сведений, интересными и забавными советами, возможностью самому испытать «робинзонаду». Ведь автор все испытал, проверил, проделал сам, прежде чем начал писать. На какой-то срок он сам превратился в лесного Робинзона.

И будто открылись двери в неведомый, ко в то же время такой знакомый мир растений. В обычном оказывалось необычное, в как будто простом - сложное. Полезное представало перед глазами еще и прекрасным. Прекрасное - полезным. Здесь нашлась работа рукам и глазам, ребячьей смекалке и терпению. Была радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду. И это относится ко всем книгам Николая Михайловича Верзилина. В них юный читатель всегда найдет для себя какие-нибудь открытия, пищу для размышлений и удивлений, для познания и работы.

Вот всем примелькавшиеся на подоконниках комнат горшки с неизменной геранью и столетником, амариллисом и кактусом, бальзамином и фикусом. Ну что в них особенного, поучительного, занимательного? Но ученый и писатель Н. М. Верзилин берет вас за руку, подводит к окну, и начинается увлекательное путешествие по следам комнатных растений. Далекие пустыни и тропические джунгли, горные склоны и саванны, северные леса и влажные субтропики - по растительному миру всех частей света проведет вас с веселой улыбкой этот знающий, умный проводник. И не только расскажет много интересного о прошлом, настоящем, будущем одомашненных растений, но и научит, как разводить их, как за ними ухаживать, какие опыты над ними производить. Это ведь все та же робинзонада, но только теперь в своей комнате, на своем озелененном подоконнике.

Свыше десяти лет собирал автор сведения о наиболее распространенных комнатных растениях. И написал книгу с точным адресом и точным заданием: *Для зимнего чтения детей, с тем, чтобы они, когда за окном снег, увидели на своих окнах в обычных как будто растениях представителей растительного мира всего земного шара и могли бы сами поставить с ними различные опыты, приучающие их к управлению природой».

Так родилась вторая большая книга - «Путешествия с домашними растениями» (1949).

И читатели встретили ее, как встречают нового друга, доброго Советчика, к тому же занятного рассказчика.

Сотни писем, тысячи вопросов, просьб, пожеланий, благодарностей. Читатели хотят получить не только советы по садоводству, не только посылки с семенами и черенками. Они хотят продолжения разговора о новых путешествиях с домашними растениями. Одной книги оказалось мало! Так устанавливается личный контакт с читателями. Писателю-натуралисту подсказывается тема следующего произведения. Ведь эта книга зажигала в них огонек любознательности, помогала рождению новых домашних садов, обогащала обилием сведений, приносила радость. Это придавало автору уверенность в пользе нового для других и нелегкого для себя дела.

Для людей, еще не полюбивших ботанику, Н. М. Верзилин пишет книгу «Растения в жизни человека» (1952). Это маленькая энциклопедия ботанических знаний. Она будто открывает юным читателям глаза - вот, оказывается, какое огромное значение для нас имеет этот удивительный зеленый мир!

И дело не только в пользе растений, но и просто в той радости, которую доставляют нам цветы. От них становится веселее в квартирах, они украшают наши улицы и площади. В озелененных квартирах легче дышится. Сады и парки, как огромные легкие города, нагнетают воздух великолепной чистоты и аромата. Это очень нужно людям. Как же не рассказать о зеленом друге человека?

В новое путешествие пускается писатель. На этот раз в самое настоящее. Он посещает многие города и республики нашей страны. Он знакомится с зарубежными садами и парками, побывав в Финляндии, Норвегии, Франции, Италии, Японии.

Несколько лет уходит на то, чтобы собрать материал для новой книги.

Так начинается еще одно удивительное путешествие, теперь уже самих читателей, «По садам и паркам мира» (1961). Они найдут здесь и ботанику, и историю, и архитектуру, и поэзию зеленых насаждений. Узнают о великолепном искусстве, изобретательности, мастерстве человеческих рук, создавших чудесной красоты сады. Найдут здесь, конечно, и советы, как самим создать сад у себя перед домом, при школе, в пионерском лагере, в своем квартале. Ведь для книг этого писателя так естественны переходы от узнавания к желанию своими руками сделать что-то полезное людям.

Беседуя с юным читателем, он будто вкладывает ему в руки необходимый для работы инструмент и подталкивает: «А ну-ка, сделай это сам!» И читатель загорается желанием, он разводит цветы, ставит опыты на пришкольном участке или дома, создает маленький сад. Природа становится ему теперь ближе, интереснее.

Ну что ж, теперь можно подвести читателя к пониманию более сложных проблем науки о растениях. На примере хотя бы только жизни леса вскрываются самые многообразные взаимосвязи в природе. Ведь лес - это и колыбель человечества, и богатство планеты. Это биологический кругооборот жизни и лесные сокровища. В какой-то степени это история культуры и красоты природы. На таком широком научном материале написана в соавторстве с В. М. Корсунской книга «Лес и жизнь» (1966).

Здесь с наукой соседствует искусство. И в читателе пробуждается как бы родственное внимание к природе, которое помогает увидеть уже не только пользу растений для человека, но и поэтическую красоту лесного пейзажа, цветущей ветки, раскрывшегося бутона, полевого или садового букета, зеленой лужайки.

Книги писателя наполнены поэтическим чувством. Не случайно так часто на страницах его произведений встречаются строки стихов. Уже многие годы собирает он книги, отрывки, даже отдельные строчки, посвященные растениям. Поэзия приходит на помощь ученому. Это она наполняет страницы его книг красками, теплотой отношения, ароматом цветов, лирикой, оживляет изложение познавательного материала. И уже не кажется странным, что ученый Н. Верзилин объединяется с поэтом Вс. Рождественским, чтобы создавать книги для ребят. Так появляется сначала «Тропинка в лес» (1956), а затем - «Цветы из сада» (1962). Рассказы ботаника чередуются в них с лирическим словом поэта. Но и в этих книгах как бы продолжается путешествие с букетами цветов. Так, как это уже было с домашними растениями. Оно продолжается и в новой, уже чисто географической его книге «Пылинки дальних стран» - о поездках автора в Норвегию, Италию, Францию, Японию (1969).

Узнавание и здесь, да и во всех других его книгах, всегда подкрепляется там, где это возможно, еще и практическими советами. И все равно какого характера: составление красивого букета цветов или проведение ботанического опыта, разведение интересных растений или сбор лекарственных трав, посадка деревьев или борьба с сорняками.

И это понятно. Ведь, кроме того, что он писатель и ученый, он еще и педагог.

Три профессии совместились в одном человеке. И они помогают друг другу в том главном, о чем мечтает в своих книгах Николай Михайлович Верзилин. А он мечтает о том, чтобы юные читатели полюбили родную природу, как можно лучше узнавали и по-доброму берегли ее. Она так нуждается в этом! Тогда будет легче следопытам и разведчикам разгадывать маленькие и большие тайны трав и деревьев, открывать лесные клады, пользоваться многими богатствами природы. А юные робинзоны-умельцы вырастут и сами станут преобразователями зеленого царства растений.

И как же радостно будет писателю знать, что его книги помогли им выйти на эту дорогу, пробудили в них интерес к родным полям и лесам! Помогли появиться на подоконниках новым садам или просто красивому букету цветов на столе.

Оставаясь ученым, продолжая педагогическую работу, печатая научные статьи, составляя для школ учебник по ботанике, Николай Михайлович Верзилин уже не мог оставить дорогу писателя-популяризатора. Ведь он приобщал юных читателей к истокам самой науки, передавал им знания из первых рук.

Его книги раздвигали границы уроков, дополняли и расширяли страницы учебника, понемножку приучали к полезному труду. Он обращался к читателям, еще не полюбившим ботанику, и своими рассказами заставлял их заинтересоваться этой наукой, узнать ее и полюбить.

Он часто вспоминал слова Ивана Владимировича Мичурина: «Заветной мечтой моей всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием, с каким останавливаются они перед новым паровозом, усовершенствованным трактором, не виданным еще комбайном, незнакомым самолетом или перед неизвестной конструкцией машины».

Книги ученого и писателя помогают воспитанию знающего и бережливого, ищущего и умелого, доброго и трудолюбивого хозяина родной природы.

Путешествия Николая Михайловича Верзилина по следам зеленого мира не закончены. Впереди много новых неизведанных тропинок и дорог, которые приведут его к новым книгам об удивительной стране ботанике!

Гр. Гроденский