Осветительные приборы

Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования личности

Самоактуализация и самосовершенствование личности. Пути и способы самосовершенствования личности

Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности "образа Божия" в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста ("Я-реальное") и некоторым воображаемым его состоянием ("Я-идеальное"). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Способы самосовершенствования личности

Самосовершенствование - это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

  • · самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
  • · программа совершенствования собственной личности;
  • · сила воли и закалка характера.

Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства "акме" человека - это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • · самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
  • · самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
  • · программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
  • · самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Т.о., механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала - образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию "несовершенств" своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие "самопознающая деятельность", которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции "обученной беспомощности", предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Это неотъемлемый атрибут каждого прожитого дня в стремлении стать лучше.

Способы развития личности

ПОД ТЕРМИНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНИМАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.

Данный процесс включает в себя познание мира, улучшение приобретенных качеств и навыков, которые соответствуют жизненным целям. Психологи утверждают, что базой для саморазвития выступает функция адаптивности нервной деятельности человека под условия, в которых развивается каждый конкретный индивидуум. Поскольку мотивы и способности к самооценке у всех из нас разнятся, то и цели саморазвития также могут быть разными: духовные интересы и убеждения, материальные блага, профессиональное совершенствование и пр.

Практически все книги саморазвития и самосовершенствования систематизируют такие условия для начала работы над собой:

  • проведение самоанализа и самонаблюдения, чтобы сравнить себя с окружающими и выявить «слабые» места;
  • постановка цели саморазвития;
  • выработка программы для совершенствования своей личности;
  • проявление воли и силы характера.

Пути самосовершенствования

Рассматривая конкретные направления саморазвития личности, можно определить несколько основных путей данного процесса:

1. Совершенствование нравственности

Данный процесс несколько схож с теми методиками, которые преподают педагоги – закладывание норм такта, вежливости, понятий хорошего и плохого. Несомненно, все эти знания остаются актуальными в течение жизни. Однако чем старше становится человек, тем в более серьезные ситуации ему приходится попадать. Моральные ценности и ориентиры перестают делиться на «черное» и «белое», поэтому нередко приходится заниматься психоанализом и быть максимально объективным, находить верное решение.

2. Развитие ума – еще одно направление самосовершенствования индивидуума

Изучение новых навыков и знаний не просто делают из нас эрудированных специалистов, но и весьма интересных собеседников в любом месте, в любое время. К тому же это прекрасное подспорье в пожилом возрасте, ведь тренированный ум не утрачивает свою остроту и концентрацию.

3. Эстетическое самосовершенствование

Данный процесс предполагает изучение высших ценностей общества и искусства. Походы в арт-галереи, музеи, выставки, театры формируют личное мнение и вкус. Не стоит думать, что если вы не родились в семье пейзажистов и не являетесь знатоком искусства, то вы никогда не сможете оценить музыкальные шедевры или художественные полотна.

4. Развитие физической формы

Этот способ саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает поддержания тела в тонусе и гармонии с эмоциями. Помимо медицинской пользы для организма, физические тренировки позволяют ощущать себя более уверенно и любить себя.

5. Профессиональное саморазвитие

В условиях стремительного роста технических возможностей, адаптации общества под новые идеи и ценности, необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Грамотный, креативный и уверенный в себе специалист – на вес золота. Поэтому целью такого самосовершенствования является развитие качеств и навыков, полезных для профессиональной деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы саморазвития личности, которые помогут вам обрести свою цель в жизни и становиться лучше с каждым прожитым днем.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Акмеологические основы самосовершенствования личности

Акмеологической (от греч. вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

СЛ. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность - есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов :

самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных я слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности

У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. В первые 18-20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. По мере того, как он взрослеет, развитие человека все больше зависит от его же инициативы.

Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания.

Люди, достигающие акмеологических вершин (развитые личности), характеризуются следующими чертами.

Удовлетворяют свои нужды без ущерба для других людей.

Достигают значительного успеха в той деятельности, которая служит для них объектом самовыражения.

Берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие.

Активно наслаждаются жизнью.

Энергичны и жизнестойки в своей повседневной деятельности.

Открыты переменам и новому жизненному опыту.

Индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин.

Влияние семьи почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

Неадекватная обратная связь и враждебность других (во многих группах давать адекватную обратную связь является признаком невежливости: человек смотрится в кривые зеркала и развивается криво; также любая перемена, происходящая в человеке может угрожать или вносить дискомфорт в жизнь близких ему людей, поэтому они враждебны).

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом. Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям. Каждое, даже самое неблагоприятное событие, содержит в себе для человека какой-то важный урок. Нужно суметь его усвоить и сделать собственным достоянием, перевоплотить его в личный опыт. Любое жизненное изменение нуждается в правильном своем «прочтении», суть которого - найти возможность для себя, найти пользу и выгоду для собственного развития. Один удачливый бизнесмен так сформулировал эту мысль: «Я никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность развить чувство юмора». Таким образом, препятствия и неудачи представляют собой замаскированные благодеяния. Кто на них учится, тот достигает большего успеха, чем имел бы, если бы не столкнулся с препятствием или «провалом».

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Люди имеют возможности влиять на свое будущее и быть плавными строителями собственных судеб. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя».

Можно обозначить личный план работы по самосовершенствованию, состоящий из следующих этапов.

Выявление собственных ограничений.

Оценка и обсуждение их с другими.

Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.

Приобретение новых умений.

Анализ своего продвижения вперед.

В данной статье я хочу познакомить вас с основами моей концепции самосовершенствования личности . В этом блоге я стараюсь обходиться сугубо практическими материалами. Не углубляясь в дебри отвлеченных рассуждений и абстрактных идей, я хочу рассказать вам о том, как стать более счастливыми, свободными и гармонично развитыми людьми.

Но теперь пришло время немножко пофилософствовать.

Хочется рассказать о тех убеждениях, которые легли в основу моей концепции саморазвития . Эти мысли будут касаться людей, их силы и их слабости, их возможностей и ограничений. Конечно, как и всякое философствование, все, что будет изложено далее, может носить произвольный и спорный характер в некоторых моментах. Поэтому я всегда открыт для ваших комментариев и всегда готов обсуждать и пересматривать эти идеи.

Почему мои принципы саморазвития способны помочь не только мне

Я прекрасно осознаю основное слабое место любой попытки пофилософствовать на предмет общечеловеческих категорий. Этой ахиллесовой пятой, делающей многие рассуждения о человеческой личности шаткими и уязвимыми для критики, является тождество субъекта и объекта познания в вопросе понимания людей. Те выводы, которые я сделал и правила, которые я вывел, сильно помогли мне в жизни. Они отлично работают для меня. Но я не претендую на полную универсальность. Допускаю возможность, что кто-то может развиваться по другим законам, и вообще все люди устроены по-разному, и мои советы могут кому-то не подойти, а общий ход мысли показать не совсем верным.

Но, во-первых, я, как продукт своего времени и своей культуры, могу предположить наличие общности в сфере понятий, представлений, законов мышления с другими людьми. Все мы продукты одного общества, которое нас воспитывает, с которым мы взаимодействуем и, соответственно, имеем схожие проблемы, желания и ожидания.

Во-вторых, я активно общаюсь с людьми и постоянно замечаю, что они находятся в плену одних и тех же предрассудков, мифов и заблуждений относительно самих себя и своих возможностей. Этим был подвержен я сам, поэтому я хорошо понимаю, какое пагубное воздействие могут оказать на развитие индивидуальности эти предрассудки. Многие с детства исповедуют одни и те же ошибочные представления о человеке, потом я расскажу, какие это представления.

Я вижу, как многие умные и способные люди скованы иррациональными страхами, необъяснимой и безосновательной и в своих силах, пребывают в неясности относительно того куда им нужно двигаться вообще и что им нужно для счастья? . Мне удалось осознать причины этих же самых страхов и справляться с ними. И я до сих пор с этим борюсь. И если вы сами избавитесь от таких предрассудков, то это значительно приблизит вас к осознанию собственных целей и к управлению своей жизнью. И не важно, насколько мы все с вами различны. Недостатки и слабости у всех общие.

В-третьих, действия, которые стали результатом реализации моей системы самосовершенствования, привели меня ближе к гармонии и подлинному пониманию своих целей. Так что этот практический результат, который я всегда могу лицезреть, вселяет в меня уверенность в правильности того, что я собираюсь рассказать прямо сейчас.

Моя система, которая описывает самосовершенствование личности , опирается на две силы воля и разум .

Цель моего блога — развитие воли и разума

Задача этого сайта состоит в том, чтобы сформировать в вас разумное понимание своих желаний и осознать цели, которые отвечают вашим желаниям. За это отвечает ваш разум . Потом, когда это понимание пришло, вам потребуется воля () чтобы реализовать тот жизненный проект, который вам ближе всего. Создать для себя такую жизнь, в которой вы сможете достигнуть наибольшего счастья и реализовать весь свой потенциал.

Звучит просто, не так ли? Более того, в рамках моей программы саморазвития — многие ответы на ваши вопросы о самосовершенствовании будут предельно просты и даже временами банальны. Не нужно будет проделывать какой-то витиеватый путь, постигать Великую Тайну Бытия. Те цели, которые я обозначу, будут предельно лаконичны и незатейливы в своих формулировках. Согласитесь, ведь легко сказать «возьми себя в руки, соберись, не паникуй и начни реализовывать тот жизненный проект , который сделает тебя счастливым и свободным.»

Легко сказать, а сложно сделать… Я не призываю к познанию загадки космоса, к Высшей Добродетели, к достижению Нирваны… Этот сайт предлагает иную цель, более «скромную», если так можно выразиться, простую и понятную — стать счастливыми , свободными (от страхов, от сиюминутных желаний, от зависти, злобы) и гармоничными!

Чего нам не хватает для счастья?

Но, между тем, мало людей способно осознать такую простую цель: ведь не является обязательным плыть по течению судьбы и довольствоваться тем, что она тебе предлагает, не всегда нужно делать то, чего от тебя ждет общество или что предписывает статус. Даже если перед кем-то образовалась жизненная цель, этому кому-то часто не достает воли и характера, чтобы привести в исполнение свои самые смелые проекты. Страх и лень возведут бездействие и пассивность в ранг необходимости и подсунут разуму тысячи предлогов, лишь бы ничего не делать и продолжать плыть по течению.

Вспомните, как часто вы мечтали о чем-то лучшем? Но всегда испытывали страх перед теми трудностями, которые простираются на пути достижения мечты. Может грезили о лучшей работе? Или хотели вообще уйти с наемной должности и быть самому себе начальником? Открыть собственное дело? Но всегда находили причины, чтобы этого не делать: то у вам кажется что вы не сможете, так как у вас нет каких-то качеств или необходимых знаний; то вы просто испытываете страх перед неизвестным и паникуете перед перспективой изменения текущего положения дел; то у вас не тот склад ума и характера.

Все эти отговорки и отмазки — мнимые причины, которые создает страх , делая их убедительными и весомыми для вас. Это создает существенные препоны на пути у саморазвития и убивает потенциал на корню. В общем, не так просто сформулировать то, каким образом нужно эти препятствия преодолевать. А прежде чем это сделать, их необходимо . Страх и неуверенность — вот одни из основных причин из-за которых счастье для многих кажется недостижимым. И тому, как справляться с этими пороками, будет посвящено много материала этого сайта, который я буду публиковать. Я обещаю раскрыть подробнее все эти положения и предоставить нужные для вашего совершенствования практические рекомендации.

В следующей части я собираюсь поговорить о разуме и осознанности, об их роли и предназначении в индивидуальном саморазвитии.

Вы еще не задумались о поиске пути саморазвития? Тогда задайте себе следующие вопросы:

  • Как часто у вас возникали мысли о том, что мир несправедлив к вам?
  • Как часто вам казалось, что всё идёт не так, как должно идти?
  • Как часто вы оказывались в тупике из-за невозможности что-то предпринять или исправить?
  • Как часто вы были недовольны собой?
  • Как часто вы задумывались о том, что можете гораздо больше?
  • Как часто вы мечтали о том, чтобы быть кем-то гораздо большим?
  • Как часто вы обрывали эту мысль, не дав ей до конца сформироваться?

Слабыми людьми движут страхи и рождающиеся из них пороки, именно поэтому человек чаще всего следует стадному чувству, а не противостоит ему. Но ведь «против системы» - не значит «плохо». Это значит индивидуальность, личность, становление которых происходит через саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.

Суть саморазвития заключается в постоянной работе над собой с целью совершенствования и выработки определённых человека. Саморазвитие - трудный процесс, именно поэтому многие психологи считают этот этап завершающим в становлении личности.

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

  • Корректно организованный семьёй воспитательный процесс ребёнка и подростка.
  • Примеры окружающих людей.
  • Оценка общества.
  • Желание человека признать себя в качестве личности.

С чего начать

Саморазвитие - это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью - заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это - лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью . О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем

Технология саморазвития:

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир - не враг, а союзник.

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное - начать, и верный способ - это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек - достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Особый вид саморазвития

В условиях современного процесса гуманизации общественной жизни и самого общества одна из главных ролей отводится творчеству. Несмотря на общую картину образовательной системы, в которой творческим дисциплинам практически не осталось места, само творчество продолжает развиваться на уровне индустрии и сферы обслуживания, и человеку не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к творческому саморазвитию.

Под термином «творческое саморазвитие» скрывается несколько понятий:

  1. Процесс познания, творческого преобразования, развития и совершенствования самого себя.
  2. Особый вид деятельности, конечным итогом которого является некий творческий объект.
  3. Развитие личности как целостности во всей совокупности присущих ей качеств и потребностей.

В большинстве случаев употребления термина подразумевается второе понятие, поэтому стоит чуть подробнее рассмотреть именно его. Чтобы развиваться творчески, необходимо:

  • Настроиться на творческое мышление, то есть достижения совершенно нового результата.
  • Создавать что-нибудь, привносить в деятельность что-то новое.
  • Посещать курсы для развития собственных навыков.
  • Наблюдать за творческим процессом детей, поскольку детское творчество свободно от излишних условностей и восприятия взрослого человека.
  • Активизировать мышление путём полного использования всех органов чувств.
  • Придумывать новое применение и предназначение для вещей.

Но самое главное, что необходимо сделать на пути творческого саморазвития, - разрушить стандарты и границы в собственной модели поведения.

Коротко о главном

Саморазвитие - это отличная возможность для человека реализовать себя в том направлении, которое он видит для себя преимущественным. Здесь нет никаких ограничений и условностей, каждому человеку под силу создать новое «Я», каким он хочет себя видеть. Главное - решиться, поставить цель и