Осветительные приборы

Роза и червь продолжение.

Роза и червь продолжение.

Откровенно низкий уровень языка, бедно и блекло. Текст написан через наивный-подростковый фильтр, создаётся впечатление что писал Сидоров из десятого «Б», хотя автор уже давно взрослый мужик. Сумбур невыносимый, события и моменты которым можно посвятить целые главы, автор умещает на двух страницах, а вот то что можно выразить двумя предложениями или абзацем - он обсасывает по 10 страниц. Детская сказочка про вторжение пришельцев, не станет более взрослой от мнимого обилия научных терминов. Более того, создаётся впечатление что автор просто компенсирует своё неумение писать - «технической» частью, что ещё больше добавляет контраста и режет глаза. Сравнивать этот детский опус с Ложной Слепотой Уоттса не вижу смысла, от той книги я тоже плевался, однако если Уоттс старается серьезно погрузится в техническую часть по линии твёрдой НФ, не претендуя при этом на эпохальные «приключения» и динамику, то Ибатуллин просто закидывает в блендер всё что помнит из других книг которые он прочитал.

И это неспроста, я не мог избавится от чувства вторичности, всё это мы уже видели у других авторов и гораздо более высокого уровня, однако эта книга таки кишит всякого рода заимствованиями. В начале я вообще простите офигивал, оно тупо слизано у Злотникова из его книги «Мятеж на окраине галактики», прям под чистую: У Злотникова так же пришельцы начинают вторжение с жёсткой бомбардировки при которой за считанные часы погибает вся планета, у Злотникова так же это вступление умещается в пролог на 2 страницы, у Злотникова выжившие остались в «капонирах», у Ибатулина в «бункерах», У Злотникова мальчуган Уимон, у Ибатулинна Саид. Только Злотников написал свою книгу ровно 17 лет назад и её читали ВСЕ! Типичный плагиат.

От мусульманского антуража я вообще в ауте. Все эти саиды-маиды гоги-магоги сулимы маджахеды халифаты - я просто терпеть не могу, а в печатном варианте вся книга ещё и усеяна иллюстрациями с какими то мечетями, черными флагами аля ИГ(запрещенов РФ) спасибо - вырвало. Проглядывается «определенное» отношение автора к России и Москве, оставлю это без комментариев, показалось?..

В очередной раз повёлся на отзывы людей у которых вкус видимо патологически не формируется с годами. А всё потому что если постоянно читать всякую муть - то потом любое мало-мальски «претендующее» произведение покажется шедевром. Так же случилось и с этим опусом - чрезвычайно переоцененным в определенных кругах.

Оценка: 1

Надо сказать, повеселила меня эта книжка немало. :-)))

Школьник ее писал, что ли?

Набросал всего, чем мы только интересуемся в подростковом возрасте: боевые роботы и звездолеты, драки и голые женщины, кельтская и лавкрафтианская мифология.. Плюс обрывки детских сказок, читанных ранее. И все это не просто винегрет, а винегрет, не заправленный маслом, то бишь объяснением.

Ну вот какого Ктулху узкоглазые венериане помешаны на Лавкрафте? Почему на Рианноне все кельтское? Потому что так захотелось левой ноге автора?

Вот яркий пример: бандит Салман Красная Шапочка. А почему не Мальчик-с-Пальчик? Не Дюймовочка? Ведь всего одна фраза изменит ситуацию. Скажем, так его назвали потому, что с детства читает одну единственную книжку - эту самую сказку. Или потому что любит снимать скальпы, называя их любовно «красными шапочками». Достаточно: образ создан, все понятно...

Что еще повеселило? Конечно, «ругательства». Слизь и грязь, ржавь и хлябь:-))) Хотя, хляби, кажется, не было - библеизмы в словарик автора не входят. И опять: почему плесень и ржавь это ругательства? Какую роль они играют в этом мире (довольно, я думаю, стерильном, если брать космические колонии)? Будь РиЧ дизельпанком, было бы отлично, в тему, а так не пришей кобыле хвост.. Остается только придумывать альтернативы: самогон и бормотуха! Цирроз и гангрена! Чем хуже? Да ничем 8-) Только что же это за ругательства, ничего, кроме смеха, не вызывающие?

А теперь представьте визуально: абсолютно голые женщины с нимбом над головами бегают по хай-тек коридорам космических станций среди кельтских котлов и французских жардиньерок 19 века, кричат друг на друга «Слизь и гниль!» и палят из бластеров. Такой трэш даже Голливуду не по зубам;)

Оценка: 3

Хороший роман, хорошая твёрдая научная фантастика, на уровне Снегова, Ефремова, изданная на хорошей бумаге с красивыми картинками и - что немаловажно - российского автора.

Не без недостатков, правда: как и у того же Ефремова, платой за научность стала некоторая картонность: герои в большинстве своём действуют как полные идиоты. Ну или по крайней мере как дети, выросшие физически, но не духовно. В конце книги автор даже слегка иронизирует сам над собой, устами инопланетного существа: «по мере развития цивилизации человек глупеет; ваши предки из 20-го века за голову бы схватились, узнав, как глупо вы все поступаете». Мотивация многих поступков нелогична и лишена оснований, а большая часть интриг и крутых поворотов сюжета при ближайшем рассмотрении заставляет именно что хвататься за голову в картинном жесте рука-лицо.

С другой стороны, в отличие от множества других книг, ты с трудом можешь предугадать, что произойдёт уже на следующей странице: хитрые планы могут оказаться на поверку не такими хитрыми, действующих лиц всегда больше, чем кажется, и ни один план не выдерживает столкновения с действительностью. Как и в жизни, побеждает не тот, кто не ошибается, а тот, кто делает ошибок меньше, чем остальные - и даже ему ещё должно немножко повезти.

Написана книга очень неровно: первые две трети читаются «на ура», в конце же, когда приходит время подводить итоги и сводить воедино сюжетные линии, увлекательность повествования проседает. И здесь просто напрашиваются ассоциации с Рейнольдсом - прекрасные начало, середина, и слитый конец - не настолько слитый, чтобы совсем уж нельзя было читать, но всё же. Закончить можно было и интереснее.

Ну и наконец, в книжке есть чуть-чуть от Уоттса. Будущее непривлекательно, и человечеству придётся выбирать из трёх плохих вариантов; вариантов же хороших, или хотя бы нейтральных, в магазин не завезли вовсе.

И да, аннотация всё-таки про роман. А сам роман, на самом деле, про авторскую интерпретацию известного парадокса Ферми:)

В общем и целом, книжка более чем достойна прочтения. Даже несмотря на некоторые сложности с заказом (в магазинах нет, покупать нужно непосредственно на сайте издательства Celado и потом получать на почте), она того стоит.

Оценка: нет

Сперва, по своей привычке, плохого наговорю. А хвалить буду уже потом, чтобы хорошее запомнилось. :)

Ещё когда выкладывали ознакомительный фрагмент, я заподозрил, что это подростковая фантастика, о чём отписывался в теме анонса книги. Прочитав весь роман, я убедился, что был прав. Правда, есть ещё и другой вариант - космоопера старого образца, написанная современным языком.

Признаков названного назову три. Это Пафосность (театральность), непродуманность деталей и образы и поведение персонажей.

Пафосность.

Ну что это такое: «Приготовьте для разговора Тихую Комнату». 25 век на дворе, да. Или вот, ну что это такое: «Папа, что мне надо сделать - снова соблазнить марсианского посла?» -- «Нет, доченька, поручаю тебе Секретное Задание, ты готова взять на себя Ответственность за Судьбу Человечества?»....

А момент, когда космики прилетают на Землю, их встречает чувак на байке и говорит «Назначьте меня Главным по всей Земле и я вам помогу», а те ему «Да нет проблем, будешь Главным по Земле!».

И так почти всё в романе. Простейшие диалоги постоянно скатывающиеся в театральность и пафосность. Да и образы персонажей такие же.

Непродуманность деталей.

Тьюринг-интеллект просит собеседника-человека помолчать секунд 500 чтобы просчитать вероятности поведения. Все помнят анекдот про Била Гейтса, его сына и windows? «Папа а что такое многозадачность? -- Подожди, сынок, сейчас дискету доформатирую и покажу.» По ходу, в 25 веке тьюринги на винде основаны и создавала их команда потомков Гейтса. И таких деталей масса. Вплоть вообще до мелочей. Неоднократно упоминаемых роботов на рианноне все помнят? Кто-то может вспомнить, как они выглядят? Ну хотя бы - человекоподобные они или просто механизмы с пушками? Фигушки. Ни одного описания даже вскользь.

Образы и поведение персонажей. Картонные? Ну, на самом деле, не столько картонные, сколько шаблонные. Узколобые узколобы. Доверчивые доверчивы. И так далее. Автор пытался придать им разнообразия, но чаще этим только портил

Спойлер (раскрытие сюжета)

яркий пример - поступок Янга в финале, самоубийство вместе с женой. Вы верите что человек с характером, который весь роман рисовал нам автор, так поступит? Я - нет.

Наивность и поступки героев часто просто поражают.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Искусственный интеллект, который подозревают в заражении инопланетным вирусом, обещает Заре подчиниться когда та прилетит к нему. И Зара, дочь диктатора, всю жизнь среди политических интриг проведшая... верит! и с обеих ног бросается в ловушку. Без страховки. А потом искренне так удивляется и бьётся лбом об стенку «ой, так меня обманули!».

Но все названные мною недочёты отлично упихиваются в жанр подростковой фантастики. Собственно, из подростковой роман выпадает буквально лишь двумя-тремя сценами, например, сценой питания носителя Розы в Храме. И лично для меня проблемой стало не то, что роман якобы плох (а роман очень даже хорош - но лишь для своей целевой аудитории), а эффектом обманутого ожидания. Согласно пиару от издательства, читанным мною анонсам, везде произведение подаётся как взрослая серьёзная фантастика. Отсюда и разочарование.

Но роман хорош. Однозначно, хорош. Пусть даже и по принципу «на безрыбье». Усмехаетесь и, типа, не согласны? Ну... ткните пальцем во что-то такое же по качеству НФ из изданного в последние годы. Даже со всеми своими минусами, данная книга на голову выше прорвы макулатуры из всяческих серий по типу «фантастический боевик» и иже с ними.

Я не знаю, почему автор владеющий даром писать интересно и динамично (много моментов просто великолепны - космическое оружие будущего и его применение, например), взял да в мелочах вывел роман на подростковую аудиторию. Его право. Но об этом предупреждать надо.

В 14 лет я бы за эту книгу душу продал, честное слово.

Оценка: 8

«Лучшая отечественная нф», – говорили они. «Почти что Уоттс», - говорили они. Писали хвалебные рецензии и рассыпались в восторгах. И я наступила-таки на горло собственным принципам и взяла в руки отечественную фантастику. И знаете, что? Как истинный Фома неверующий, я запаслась бочонком едкого скептицизма и набором стандартных обвинений в пиаре и преувеличениях. Но где-то по дороге всё это растеряла. Потому что это – действительно лучшее, что есть сейчас в русскоязычной научной фантастике (или одно из; и вообще – делите надвое, ибо громкими заявлениями сейчас бросается человек, как огня боящийся других представителей жанра). Не новое слово, конечно же, да и радость по поводу внезапного возрождения российского нф-пространства, по-моему, преждевременна, ведь один в поле не воин. Но «Роза и Червь» хороша, интересна и научна.

Давайте разбираться, чем же так «выстрелил» роман Роберта Ибатуллина. Сюжетно его хочется отнести к постапокалиптике, потому как в 2295-м году Земля подверглась массированной инопланетной атаке. Некоторые особо ушлые успели оседлать космические корабли и смыться на ближайшие луны, спутники и астероиды, а малая доля остального человечества пережила пятилетнюю зиму и потихоньку обретается на руинах развитой цивилизации. Это, безусловно, космическая нф, так как изрядная доля «романного» времени посвящена межзвёздным путешествиям, колониям на астероидах и проблемам инопланетного вторжения. С киберпанком лично у меня серьёзных ассоциаций не возникло, ибо технологии у Ибатуллина скорее развивают нашу действительность в том же направлении, что у Винджа и Симмонса, нежели уходят в киберпространственные и мрачно-урбанистические дебри Гибсона и Стерлинга.

Без сомнения, перед нами – политический триллер (и эта линия вполне могла бы затмить собой все остальные, будь ей оказано чуть больше внимания). Поначалу персонажи действуют как будто бы сами по себе, исходя из собственных эгоистических побуждений и стремления выжить в непростом мире будущего. Но вскоре проступают контуры конфликта между военными диктаторами на Венере и свободными колониями на Луне и Марсе. Следствия этого воистину глобального конфликта ужасают и трогают за живое, ведь до жути напоминают характерные и распространённые ситуации, когда «цель оправдывает средства», а борьба за власть становится неимоверно жестокой, даже перед лицом колоссальной угрозы.

Бытует мнение, что «Роза и Червь» - это янг-эдалт, с чем я категорически не согласна. Введение двенадцатилетнего персонажа не переводит книгу автоматически в разряд подростковых. Некоторое упрощение к финалу, вызванное отходом автора от технических подробностей и увеличением динамики повествования – вот это в романе присутствует. Однако проблемы здесь поднимаются отнюдь не детские. Большинство основных персонажей – вполне взрослые люди, а интрига, даже с точки зрения того самого 12-тилетнего Саида, чересчур сложна и многослойна.

Нельзя обойти вниманием и научную часть, которая, в общем-то, и заставляет вспомнить именитых мастеров зарубежной нф. Ибатуллин не любит объяснять на пальцах, но технологии будущего интуитивно понятны даже неспециалисту, их обоснование и применение логично и не вызывает нареканий, но закрадывается и парочка недостатков. Во-первых, не соблюдён баланс научного и остальной части повествования. С самого начала автор погружает нас в незнакомую среду, где мы на каждом шагу натыкаемся на загадочные устройства и неизвестные нам исторические факты. К середине же сеттинг становится привычным, новшествам уже не приходится удивляться, научность постепенно отваливается, сменяясь удалым триллеро-боевиком. Неплохим, потому что он всё равно даёт ответы на интересующие читателя вопросы, но иногда хочется, чтобы Ибатуллин-технарь не прятался в дальний угол, а разбавлял повествование Ибатуллина-рассказчика.

И второе. Нельзя сказать, что идеи в «Розе и Черве» вторичны. Приложенные к необычным реалиям, они не бросаются в глаза как калька с трудов западных авторов, хотя те же Уоттс с Симмонсом в некоторых эпизодах усиленно подмигивают между строк. Они хороши, но отсутствует в них некая самобытность. Начиная с устройства систем жизнеобеспечения на астероидах и заканчивая космическим Роем – всё выписано в лучших традициях зарубежной нф. А так хотелось бы не только поставить Ибатуллина в ряд с мастерами жанра (что само по себе очень здорово), но и выделить его в совершенно отдельную категорию. Чтобы пресловутое возрождение российской нф шло по собственному пути, а не под маркой «писать в духе Уоттса». Ведь по сути роман этот – знак того, что и в России-матушке не перевелись ещё авторы, способные к полёту фантазии, помноженному на хорошую научную базу. Которые, как Роберт Ибатуллин, могут взять стандартный постапокалипсис с угрозой инопланетного вторжения – и сделать из него нф-конфетку.

А конфетка и есть: с разнообразной начинкой, со множеством вкусов, временами простоватая, но недостатки с лихвой подавляются интересным сеттингом и качеством произведения. Я пока что не готова пересмотреть свои взгляды на русскоязычную фантастику, в которой царствует фантбоевик с нестареющим «пыщ-пыщ». Но за творчеством Ибатуллина следить буду, однозначно.

P.S. Грустно, что роман обрывается на полуслове, а перспективы продолжения весьма туманны. С такими роскошными предпосылками стоило либо закончить на печальной, но окончательной ноте, либо сразу пообещать штук пять томов цикла. А у нас тут разочаровывающее to be continued… и читатели со скорбными взглядами, ожидающие следующего романа.

Оценка: 8

Каждый сам для себя определяет, что любить и что читать. Каждый сам для себя создает систему ценностей. И в жизни, и в литературе. Поэтому и мнения о книге Р. Ибатуллина очень разные: восторгов по поводу такой научной и замечательной фантастики, до резких критических отзывов.

Мое мнение:

1. Научная часть написана неплохо. Заклепки сейчас пересчитывать не стану, так как намерена посвятить этому отдельный пост.

2. О персонажах. Задумано было хорошо, но для исполнения всего задуманного автору не хватило мастерства. Несмотря на то, что речь персонажей различается по своим характеристикам, общее впечатление таково, что нам показывают спектакль на какой-то провинциальной сцене. Причем, в нем участвуют подростки. Персонажи пытаются вести себя как взрослые люди, но выглядит это весьма жалко. Все эти пафосные страсти, надуманные переживания, подростковые мысли и чувства.

3. Книга заинтриговала сразу же фразой: «Ни один глаз не видел процесса падения». Почему именно один глаз? А как там было с ушами? Ни одно ухо ничего не слышало?

4. Нерия Вэй, один из главных персонажей книги, официальное лицо. Подразумевается, что это взрослая личность. Поведение и мысли подростка, пафос и юношеский неуместный задор.

«Не помня себя, Нерия с воплем восторга вскочила на ноги», «Нерия гневно оглянулась на того, кто столь бестактно отказался присоединиться к общей радости.

Полковник Максвелл Янг, эмиссар центрального командования, маленький смуглый венерианин. Встретив негодующий взгляд Нерии, он холодно усмехнулся.

Нерия закусила губу. «Вечно этим надо все испортить!» Она отвернулась, подавив в себе прилив ненависти - общего чувства гражданских колониалов к космофлотцам. Сейчас не время для таких недостойных эмоций. Все-таки без Космофлота ничего бы не получилось… «Но больше вы, голубчики, никому не нужны, - мелькнуло напоследок в голове Нерии Вэй. - Войне конец, и вам тоже». В ее улыбке скользнула тень злорадства - и тотчас стерлась».

5. В книге не раз показан обучающий процесс в виде уроков, состоящих из разговора соответствующих уроку лиц и видеоматериалов. Прекрасная мысль! Если бы еще и исполнено было таким же.

Ну, вот, например, урок для детей 7-8 лет, как указывает автор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«ШАСТРИ (гнусаво, капризно): Хочу построить новый корабль. Самый быстрый и мощный корабль во всем флоте. Личную межпланетную яхту. (Жуя, с набитым ртом): С плавательным бассейном, концертным залом и роскошной пыточной камерой! (Сладострастно облизывает пальцы).»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Это точно урок для детишек?

6. Зара Янг, тоже из числа основных действующих лиц. Если судить по книге, то достаточно взрослый человек. Поведение капризного избалованного подростка, постоянно упоминающего папу. А кроме этого, Зара готовит переворот и намеревается стать диктатором. ««Ты не забыла, что мы готовим переворот? - Зара повернулась к телохранительнице. - Я собираюсь стать диктатором этой колонии». «

Конечно, нужно напоминать легкомысленным телохранительницам о перевороте. А то че ж это? Никому и дела нет, что ли, до будущей диктатуры?

7. Зара сердится: «« Ах вот как, - зрачки Зары расширились от ярости. - Обрадовались! Решили, что раз началась война, то сила уже на их стороне. Что могут нас открыто презирать. Ну посмотрим, посмотрим. Гвин, придумайте способ наказать их».

Да ваще беспредел я щитаю! Мы найдем способ выгнать их из песочницы!

8. Заре плохо: ««Она едва успела увидеть и осознать это - прежде чем тело отнялось, а мир вокруг расфокусировался и расплылся в пятнистое цветное небытие».

Надо полагать, это один из примеров восхваляемого качества книги?

9. Снова Нерия Вэй: «- Вы сошли с ума! - набросилась я на него. - Устроили переворот, вместо того чтобы честно идти на выборы!»

Это точно о далеком будущем произведение?

10. Саид, мальчик 12 лет. Мальчик в книге показан довольно противоречиво. Он то ведет себя как ребенок, то вдруг начинает думать и разговаривать несколько странно для его возраста.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«- Вот смотри, - начал Саид. - С чего ты взял, что мелантема - это плохо?

А как же? - у Брендана даже глаза округлились от удивления. - Черный цветок послали аквилиане, наши враги. Те, кто один раз уже ударил по Земле. Чего хорошего от них ждать?

У нас говорят, что Аквила - орудие Гнева Аллаха, а Аллах милостив и милосерден. Но ты в Аллаха не веришь, поэтому скажу по-другому. С чего ты взял, что мелантему послали именно аквилиане? А не другие какие-нибудь существа, которые нам друзья?

Хм. Аквила - единственная известная внеземная цивилизация. Были бы у нас друзья - мы бы знали. Друзья не прячутся.

Даже если так. Почему ты думаешь, что раз аквилианское - значит злое? Может, они хотят договориться, помириться? А говорить-то по-нашему не умеют. Может, эта мелантема мне внушит их язык, и я стану переводчиком? Ты подумай, как она может быть плохой, если мне сейчас так хорошо?

Брендан, кажется, призадумался - а Саид так и светился от радости, что смог так ясно, просто, доходчиво все сказать. По правде говоря, он прямо на ходу придумал все эти доводы. Сам-то он безо всяких доводов знал истину - а вот Брендана они могли бы и убедить… Но Брендан смотрел на него как-то странно».

Вот непонятно, то ли мальчик такой уж очень умный, то ли этот Брендан такой э…, скажем, тугодум. А вроде, взрослый человек.

11. Подведу итог своему небольшому обзору: язык произведения в основном беден; герои ведут себя так, как будто большинство из них резко перестали взрослеть, рассуждая и общаясь на уровне подросткового мышления; ни одно действующее лицо не выписано так, чтобы за него можно было переживать или, хотя бы сочувствовать ему. Когда читаешь о том, что это лучшее произведение российской научной фантастики за последнее десятилетие, хочется спросить, на что же похожи те, которые не лучшие? Впрочем, вопрос риторический.

Полный вариант отзыва мне хотелось бы показать в моей колонке, как только она у меня появится.

Оценка: 3

Земля атакована, цивилизация уничтожена. Большим взрывом начинается роман «Роза и червь» Роберта Ибатуллина, способный потягаться с лучшими представителями англо-американской космической оперы масштабом описываемых событий и проработанностью сеттинга. Основное место действия книги – Солнечная система, осваиваемая потомками уцелевших при Ударе, который нанесла цивилизация из созвездия Орла. Поселения на Луне, Марсе и Венере, колонии на астероидах объединёнными усилиями успешно отразили атаку аквилианского флота, которая последовала спустя два столетия после бомбардировки Земли. И хотя командование Космофлота по-прежнему считает реальной угрозу нападения аквилиан, отсутствие общего врага обернулось интригами и соперничеством между бывшими союзниками, а тем временем на заново обживаемой Земле распускаются загадочные чёрные цветы.

Изображение жизни космиков удалось Ибатуллину. Антропофабрики и циклики, тьюринги и сигиллы, нульдевы и хайгравы - общественное устройство и технологии будущего выписаны детально, представляя цельную и весьма убедительную картину. Впечатляют и технические подробности противостояния, растянувшегося на несколько веков – с атаками на досветовых скоростях и орбитальными бомбардировками.

Однако за пределами этих механических конструкций автор не столь убедителен: сюжет книги незамысловат, а рассказ ведётся в традициях старой доброй космооперы, когда писатели лучше управлялись с техникой и приключениями, чем с персонажами и стилем изложения. К тому же в демонстрации архаизированного общества Земли роман подчас становится излишне карикатурным. А финал, скоропостижно обрывающий сюжетные линии, и вовсе предстаёт искусственным и чужеродным, завершая приключенческий сюжет философскими размышлениями о судьбе человеческой цивилизации.

Диссонанс такого рода вообще характерен для романа. «Роза и червь» оказывается на полпути между «старой» и «новой космической оперой», смешивая в себе характерные для обеих черты.

Увы, приключения главных героев – мужественного спецагента, подростка-наземника и дочери овер-коммандера Космофлота – оказываются самым архаичным элементом того будущего, механику и процессы которого красочно и подробно нарисовал Ибатуллин.

Несмотря на эти досадные обстоятельства, роман возвышается над общим – довольно-таки унылым - массивом современной отечественной научной фантастики и несомненно достоин прочтения.

Оценка: 6

У книги действительно есть некоторое сходство с космооперой - поскольку тут имеют место сражения и противостояние в космосе, на Земле, других небесных телах, - но в отличии от чистой космической оперы, в которой громадные просторы космоса - не более чем условность, а баталии хоть и происходят с применением самого мощнейшего оружия, всё равно смахивают на вполне себе морские дуэли фрегатов, линкоров и проч. Не так у Ибатуллина. Подо всё он стремится подвести научную основу; его книга - образец новейшей научной фантастики. Не могу сказать за всю мировую сайенс фикшн, но среди отечественных серийных проектов про попаданцев, про средневековую Русь, возрожденную либо в альтернативной реальности XX века, либо на полях ядерного постапокалипсиса, «Роза и червь» явно стоит особняком.

Это ещё одна версия Контакта Миров и - Войны Миров одновременно. Войны здесь, пожалуй, больше, много больше, и хочу признаться, что рассказ о том, как перспектива столкновения с иным разумом начала развёртываться перед ещё ничего не подозревавшим человечеством, человечеством, только-только празднующим свой выход в космос, нагнал на меня настоящую жуть.

Не могу согласиться с теми читателями, что утверждают, что это очень легковесное чтиво, что язык слабый, герои плоские и т.п. Книги - насосы, утверждает Стивен Кинг. Что ж, значит, для этих любителей НФ этот насос не качал; такое случается. На самом деле чтение романа будит массу мыслей, герои обрисованы вполне рельефно (хотя, конечно, и не столь зримо, как герои Достоевского и Толстого, - но это другой жанр). И язык на высоте. Этот язык не замечаешь - для фантастического остросюжетного произведения не бывает лучшего языка.

И ещё вот какое разъяснение. Почему, собственно, книга Ибатуллина стоит особняком. Фантастика - это же своего рода игра, поиграть в которую предлагает автор читателю. Автор даёт там волю своему воображению и фантазии, но с другой стороны - и ограничивает собственную фантазию правилами, условностями и т.п., которые подчинены некоей внутренней логике (фантазия без ограничений - это бред). Так вот, Ибатуллин как раз играет честно. И фантазии волю даёт, и в то же время правила соблюдает. В отличие от многих других авторов, которые по сути и не дают никакой воли никакой фантазии, и правила, в лучшем случае, соблюдают чужие, придуманные до них, бессчетное число раз опробованные. Потому их книги посредственны и скучны, а книга Ибатуллина - талантлива и интересна.

Оценка: 9

Когда открываешь книгу, удостоенную сразу нескольких литературных премий, поневоле ожидаешь чего-то выдающегося. А уж если это дебютная работа неизвестного ранее автора, то ощущаешь себя, так сказать, при рождении новой звезды. И эти ощущения не обманули.

Начинается «Роза и Червь» весьма экстравагантным способом - инопланетной бомбардировкой Земли и уничтожением человеческой цивилизации. Почти полным уничтожением. Однако, в колониях и на орбите остатки цивилизации сохранились, да и в подземных бункерах еще оставались люди. Но достаточно ли этих сил, чтобы встретить врага, когда он вернется? А если в это самое возвращение верят только единицы?

Если вы хотите узнать ответы на эти вопросы, а также ознакомиться с авторским видением ответа на парадокс Ферми (если человечество не одиноко во Вселенной, то почему мы их не видим), то скорее берите в руки книгу и вперед - погружайтесь в политические интриги вместе с дочерью венерианского диктатора и по совместительству главы Космофлота, отправляйтесь на спецзадание вместе с наемником-спецназовцем по прозвищу Арлекин и познакомьтесь с бытом постапокалиптической Земли двадцать пятого века вместе с двенадцатилетним пареньком-наземником из мусульманского поселения близ руин старой Москвы. Именно такая неординарная тройка стала главными персонажами романа.

Не знаю, справедливо ли некоторые критики назвали «Розу и Червь» лучшим отечественным научно-фантастическим романом десятилетия, но это действительно очень и очень качественная твердая научная фантастика, а то и вовсе футурология. Здесь практически нет фантастических допущений кроме разве что внеземных цивилизаций, истории их развития и их поступков. Доступ к интернету, встроенный в черепной имплант, описание орбитальных бомбардировок, космические сражения, бои с участием роботов - все на высоте, все кажется продуманным и реалистичным. А как контрастирует управление боевым космическим кораблем (кстати, называется он не как-нибудь, а «Султан демонов Азатот») в романе с каким-нибудь космооперным а-ля «Звездные войны»: компьютер, который управляет всеми важнейшими функциями, против десятков людей, сидящих на мостике (и это в космическом корабле) и что-то наблюдающих в консолях. Еще в книге нет сверхсветового движения, бластеров, турболазеров и боев с оружием ближнего боя в космосе. И это хорошо.

Конечно, не обошлось и без ложки дегтя. В частности, временами действия героев идут вразрез с логикой (хотя причину этого автор косвенно указывает ближе к концовке), а такой вариант постапокалиптики мне кажется не самым вероятным (проверять мы, конечно, не будем). Немного подкачал человеческий ИИ (так и не понял, почему возможны только Тьюринги) и излишняя человечность Червя (хотя это, возможно, объясняется его колоссальным интеллектом). Обидно, что некоторые вещи в концовке оказались смазаны (изначально планировался целый второй том, а была дописана только небольшая последняя часть), но лучше так, чем никак (роман имеет сложную историю создания, ознакомиться с которой можно на просторах интернета). Мне бы, например, очень хотелось узнать, что хранит в себе Ковчег, и что будет дальше, но автор утверждает, что история закончена, а посему приходится смириться.

Однако, несмотря на концовку, получилось очень качественное произведение (и это дебют, не забывайте) крайне редкого сейчас жанра твердой научной фантастики, причем от нашего автора. Если вам наскучили попаданцы, эльфы, драконы и сверхсветовые путешествия, то однозначно выбирайте эту книгу и ждите новых работ Ибатуллина. Будет интересно. И помните, что Роза - опасность, а Червь - спасение. Но не забывайте и про главное: Роза и Червь - одно.

, 20 октября 2016 г.

Дебютный роман «Роза и червь» Роберта Ибатуллина, учитывая грамотное информационное сопровождение, был изначально обречен на пристальное внимание знатоков и критиков, как благожелательное, так и предвзятое.

Первое, что бросается в глаза - автор уверенно и детально моделирует описываемые события, используя знания из различных областей физики, астрономии, математики, химии и даже биологии. Идет ли речь про бомбардировку Земли релятивистскими снарядами, работу антропофабрик внутри астероидов или принципы, на которых базируются тьюринги и нейроманты. Второе - Ибатуллин работает с цивилизационным размахом, описывая глобальные взаимодействия и процессы, эволюцию разума в масштабах вселенной, не ограничиваясь третьей от Солнца планетой и даже всей Солнечной системой, но при этом удерживается в рамках прагматических гипотез.

Начинается роман, как популярный зрелищный блокбастер - с впечатляющей картины уничтожения почти всей человеческой цивилизации. Целыми остались только орбитальные станции, лунные и марсианские базы, сохранившие и развившие высокие технологии. Однако Ибатуллин удержался от соблазна свести историю к постапокалиптическому боевику и ограничился отдельными экскурсиями по искалеченной Земле. Получилось панно из мечети Московской Богоматери, воровского кубла межкультурного Моста и офицеро-боярской Руссии. Однако основной сюжетный узел, в котором переплетается геополитическое противостояние Космофлота с дуэтом лунного Триумвирата и Марса, рискованная борьба человеческой цивилизации с загадочными и смертельно опасными аквилианами, внутренние интриги колонии Рианнон, попытка дочери овер-коммандера Зары Янг проявить себя талантливой руководительницей - этот узел располагается на базе Рианнон, вращающемся между орбитами Земли и Марса астероиде. Именно там разыграется активная половина партии между людьми и пришельцами. Вторая же - пассивная - развернется на Земле, где агенту Арлекину придется потрудиться, чтобы выжить среди бомбардировок, хаоса и варварства, а юному Саиду - чтобы выполнить задание звезды. Яркой, белой, немигающей.

К сожалению, «Розу и червь» нельзя назвать идеальным романом. Скорее это экспериментальный образец со всеми сопутствующими зазорами, дефектами ручной обработки, погрешностями сборки и запоздалой подгонки деталей. Автор играет с формой подачи информации - пьесы, передачи, документы - но порой все равно не хватает увлекательности и сопричастности. Психологические портреты и отношения персонажей несколько специфичны, а объяснение появляется уже пост-фактум. Финал возникает резко, словно сорванный стоп-кран, и хотя Ибатуллин утверждает, что сюжет закончен - но читатели вполне справедливо ожидают, что стоило осветить и возможные осложнения. Однако роман потенциально ценен тем, что способен породить малосерийное производство, а то и целую НФ-нишу, где рассматривается место человечества в сложном системе-организме, объединяющем развитые цивилизации во вселенной.

Итог: добротная твердая НФ космического масштаба.

Оценка: 8

Странное произведение. Вроде бы подается как твердая НФ, но, тем не менее, в нем полно деталей, скорее характерных для космической оперы. Например, звездные барышни, что как у какого-нибудь Берроуза ходят нагишом. Автор видимо немного забыл, что помимо социальных функций одежда носит, прежде всего, кучу утилитарных, и без нее местами крайне неудобно даже на космической станции. К примеру, нужно в карман положить какую мелочь, и куда, пардон, предложить ее совать? От могучей инопланетной расы, что составляет планы на сотни, а то и миллионы лет вперед, как-то нехорошо веет бредовой гигантоманией Боевой Колотушки 40 с гаком. А церковь геймеров с кодами из «Дума» в качестве молитв смотрится забавно, но уж как-то слишком несерьезно в рамках описываемого мира (эти самые коды и сегодня уже далеко не всякий вспомнит, а тут память о них пережила фактически саму цивилизацию). Ну и взрослые герои порой и правда ведут себя как истеричные подростки.

Хотя сама идея «отсроченного нападения» с постапокалипсисом и разделением человечества фактически на две расы весьма интересна, этого не отнять. Жаль развязка вышла какая-то подвисшая. Автор считает, что он вроде все сказал и дальнейшее легко додумать самому, но лично я после всех мытарств героев предпочел бы побольше конкретики. Ну и отдельный бич «выходцев с самиздата» - редактура. Я читаю очень бегло и редко обращаю внимания на какие-либо ошибки в тексте, но даже мне пришлось споткнуться о явно неправильно построенные предложения.


Роберт Ибатуллин

Роза и червь

Приношу благодарность Александру Некрасову за идеи, лежащие в основе романа, и участие в работе над ним. Благодарю также Александра Семёнова и Викторию Воробьёву за внимательное чтение и критику. И особо - мою жену Татьяну: за понимание и терпение.

ЧАСТЬ НУЛЕВАЯ: ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Первый снаряд врезался в атмосферу над Коралловым морем - центнеровая капля кипящего алюминия на скорости в половину световой. Ни один глаз не видел процесса падения: пролёт сквозь всю атмосферу длился меньше миллисекунды. Просто между небом и морем мгновенно возникла бесконечно длинная, тончайшая, ослепительная как тысяча солнц нить - линия раскалённой плазмы, в которую превратился снаряд и воздух на его пути.

В километре вокруг трассы снаряда воздух, пронзённый ливнями высокоэнергичных частиц, также немедленно перешёл в состояние плазмы. Над океаном вспыхнул чудовищный столб огня, подобный огненному шару при ядерном взрыве, но более смертоносный, ибо сила его воздействия медленнее падала с расстоянием. Тепловое излучение в радиусе двухсот километров от взрыва мгновенно испарило верхний слой воды и воспламенило всё, что было способно гореть - корабли, деревья, здания, даже почву. Через минуту последовал второй снаряд - над Минданао, затем третий - над Алеутами. Люди, успевшие укрыться в бункерах, оцепенело смотрели трансляции со спутниковых камер - тех, что не были сожжены в первую же секунду электромагнитным импульсом.

Раскалённый воздух на линии удара фонтаном бил в стратосферу, увлекая за собой пепел, пыль и водяной пар с поверхности, и на месте столба огня поднималась многокилометровая башня из дыма. Закручиваясь в гигантское торнадо, она блуждала по земле много часов и превращала в пустыню даже те области, что избежали прямого лучевого удара… А снаряды всё падали и падали огненным дождём день и ночь. Зажжённые тепловым излучением пожары охватили почти всю сушу. Следом разразился ураганный, многодневный тропический ливень - результат обильного испарения воды из морей. Ливень потушил пожары, но к тому времени спасать от огня было нечего. В пепел обратилась не только вся растительность, но и почвенный слой со всеми корнями, семенами и микробами, которые делали почву плодородной. Дождь довершил дело, превратив остатки дерна в безжизненную полужидкую грязь. И даже после того как прекратился ливень, грязь продолжала стекать с возвышенностей, обнажая каменный остов холмов. Разве только в приполярных областях, куда упало меньше снарядов, кое-где чудом уцелели островки тундры - но на всей остальной суше не осталось ничего кроме голых скал, пустынь и мёртвых грязевых болот.

Так в сентябре 2295 года погибла Земля.

Всё началось с открытия Кальциевого города в 2101 году.

Всё начиналось мирно. Автоматический луноход «Куой» блуждал по кратеру Альфонс, исследуя химический состав грунта. Это был рядовой дипломный проект студентов Ханойского университета, по Луне ползали сотни таких любительских роверов, и никаких особых открытий от «Куоя» не ожидалось. Долгое время их и не было - грунт представлял собой обычную смесь силикатов разных металлов. Но, приближаясь к центральной горке кратера, луноход начал встречать необычные участки с высоким содержанием тех же металлов, особенно кальция, в химически чистом виде. Нигде больше на Луне не было ничего подобного. Ещё более странным выглядело то, что кальциевые пятна располагались регулярно, в узлах шестиугольной решётки.

Это было настолько интересно, что мировые селенологические центры бросили целую армию луноходов в Альфонс и соседние кратеры. Затем была создана и обитаемая база. Постепенно выяснилось, что металлическая аномалия имеет форму правильного круга с чёткими границами, около километра в диаметре. Искусственное происхождение аномалии стало несомненным.

В медиа она получила прозвание «Кальциевый город» - как скоро выяснилось, совершенно ложное. В «городе» не было ни жилых помещений, ни чего-либо похожего на руины таковых. Не удалось обнаружить никаких следов органики. Геометрия решётки подсказывала, что когда-то она была массивом телескопов и антенн - автоматической обсерваторией, а не населённой базой. Учёные выявили остатки электрических цепей и трубопроводов системы охлаждения - но и только. Невозможно было составить ясное представление об инопланетной технологии по одним химическим следам.

По анализу треков частиц космического излучения в металлических зёрнышках удалось определить время, когда «Кальциевый город» прекратил существование: середина ХХ века. Историки нашли, что как раз тогда, в 1958 году, и как раз в кратере Альфонс, астроном Николай Козырев наблюдал необычное выделение газа. Сам Козырев истолковал явление как вулканическое, но поверить в это было трудно - геологическая активность Луны прекратилась миллиарды лет назад. Только теперь, после открытия «города», стало ясно, что на самом деле Козырев наблюдал серию взрывов, обративших обсерваторию в пыль. Вероятно, она самоуничтожилась после того, как заметила запуск первого спутника или какое-нибудь ядерное испытание.

Открытие следов чужого разума стало, конечно, величайшей сенсацией.

В XX и XXI веках земляне успели побывать на Луне, Марсе и ближайших астероидах, автоматические зонды спустились под облака Титана и в подлёдный океан Европы, телескопы прощупали каждый градус небесной сферы во всех мыслимых диапазонах электромагнитных волн, открыли бесчисленные планеты у других звёзд - но до «Кальциевого города» не находили никаких следов внеземного разума. Ни артефактов, ни достоверных сигналов.

Теоретики объясняли это тем, что благоприятные для жизни условия складываются в космосе слишком редко. Планеты, похожие на Землю по размеру и температуре, встречались у многих звёзд. Но в абсолютном большинстве это были сухие безжизненные «Венеры» и «Марсы», или же обильные водой, но всё равно мёртвые ледяные и океанические миры. Лишь одна земноподобная планета из тысячи содержала в атмосфере кислород - почти несомненное свидетельство жизни. Такие планеты можно было пересчитать по пальцам, и ближайшая, Саломея, располагалась в 150 световых годах от Земли. Но и обитаемые планеты не показывали характерных признаков цивилизации - высокочастотных радиошумов или тепловых пятен. И всё-таки надежда найти в Галактике разумную жизнь не умирала и заставляла проводить всё новые, всё более глубокие поиски.

И вот теперь руины инопланетной обсерватории нашлись совсем недалеко от Земли, и обстоятельства открытия внушали тревожные мысли. Чужие следили за Землёй, но не хотели быть обнаруженными. Они взорвали свой наблюдательный пункт, как только возник риск его раскрытия. Они не стремились установить контакт. К чему же тогда они стремились? Какое место в их планах занимала Земля?

Следующий шаг к пониманию был сделан нескоро.

В 2184 году два астронома, Карл Квон и Фархад Назим, обнаружили странность в спектре одной слабой звезды в созвездии Орла. Эта звёздочка была едва видна невооружённым глазом и не имела названия, а только обозначение в каталоге - Gliese 764.2. Отделённая от Земли 108 световыми годами, она ничем не выделялась среди множества подобных ей жёлтых карликов класса F. Странным в ней было одно - исключительно узкая и яркая линия в микроволновой части спектра. Предыдущие наблюдения не показывали ничего подобного. Больше всего это походило на излучение мощной антенны где-то около звезды - антенны, нацеленной на Солнечную систему.

Это не мог быть сигнал, так как яркость излучения не менялась, оно не несло никакой информации. Поэтому появилась гипотеза, что обитатели Gliese 764.2 направили к Земле световой парусник, и микроволновой излучатель предназначен для его разгона. Подобная технология давно применялась людьми - световые парусники летали по Солнечной системе с XXI века - так что гипотеза смотрелась убедительно. Ещё больше веса придавало ей время открытия. В 1958 году лунная обсерватория, очевидно, сообщила на родную планету, что земляне вышли в космос, и самоуничтожилась. Через 108 лет её послание дошло до Gliese 764.2. После нескольких лет подготовки включился разгонный излучатель, и стартовала экспедиция к Земле. И вот ещё через 108 лет, в 2184 году, на Земле увидели включение излучателя. Всё сходилось идеально. Аквилиане - так назвали инопланетян по латинскому имени созвездия Орла, «Аквила» - знали о нас и летели к нам. Вот только зачем?

Приношу благодарность Александру Некрасову за идеи, лежащие в основе романа, и участие в работе над ним. Благодарю также Александра Семёнова и Викторию Воробьёву за внимательное чтение и критику. Благодарю Алексея Анпилогова, без которого эта книга не вышла бы в свет. И особо – мою жену Татьяну: за понимание и поддержку.

Книга первая

Комедия ошибок

Время Я – мира извечный губитель.

Весь этот люд Я решил уничтожить.

В битву ты вступишь иль битву покинешь, воинам этим пощады не будет.

Бхагавадгита

По современным представлениям, скорость света в вакууме – предельная скорость движения частиц и распространения взаимодействий.

Википедия

Часть нулевая: Шахматная доска

Первый снаряд вошёл в атмосферу над Коралловым морем – центнеровый стержень добела раскалённого графита на скорости в половину световой. Ни один глаз не видел процесса падения и испарения: пролёт сквозь всю атмосферу длился меньше миллисекунды. Просто между небом и морем мгновенно возникла бесконечно длинная, тончайшая, ослепительная как тысяча солнц нить – линия раскалённой плазмы, в которую превратился снаряд и воздух на его пути.

Воздух в радиусе километра вокруг трека снаряда, пронзённый ливнями высокоэнергичных частиц, тоже немедленно перешёл в состояние плазмы. Над океаном вспыхнул чудовищный столб огня, подобный огненному шару при ядерном взрыве, но более смертоносный, ибо сила его воздействия медленнее падала с расстоянием. Тепловое излучение в радиусе двухсот километров от огненного столба мгновенно испарило верхний слой воды и воспламенило всё, что было способно гореть – корабли, деревья, здания, металлы, почву.

Через минуту последовал второй снаряд – над Минданао, затем третий – над Алеутами. Вдоль трассы каждого удара струя раскалённого воздуха била в стратосферу, увлекая за собой пепел, пыль и водяной пар с поверхности, и на месте столба огня поднималась многокилометровая башня из дыма. Закручиваясь в гигантское торнадо, она блуждала по земле много часов и превращала в пустыню даже те области, что избежали прямого лучевого удара… А снаряды всё падали и падали огненным дождём день и ночь.

Зажжённые тепловым излучением пожары охватили почти всю сушу. Следом разразился ураганный, многодневный тропический ливень – результат обильного испарения воды из морей. Ливень потушил пожары, но к тому времени спасать от огня было нечего. В пепел обратилась не только вся растительность, но и почвенный слой со всеми корнями, семенами и микробами, которые делали почву плодородной. Дождь довершил дело, превратив остатки дерна в безжизненную полужидкую грязь. И даже после того как прекратился ливень, грязь продолжала стекать с возвышенностей, обнажая каменный остов холмов. Разве только в приполярных областях, куда упало меньше снарядов, кое-где чудом уцелели островки тундры – но на всей остальной суше не осталось ничего кроме голых скал, пустынь и мёртвых грязевых болот.

Так в сентябре 2295 года погибла Земля.

Всё началось с открытия Кальциевого города в 2101 году.

Всё начиналось мирно. Автоматический луноход «Куой» блуждал по кратеру Альфонс, исследуя химический состав грунта. Это был рядовой дипломный проект студентов Ханойского университета, по Луне ползали сотни таких любительских роверов, и никаких особых открытий от «Куоя» не ожидалось. Долгое время их и не было – грунт представлял собой обычную смесь силикатов разных металлов. Но, приближаясь к центральной горке кратера, луноход начал встречать необычные участки с высоким содержанием тех же металлов, особенно кальция, в химически чистом виде. Нигде больше на Луне не было ничего подобного. Ещё более странным выглядело то, что кальциевые пятна располагались регулярно, в узлах шестиугольной решётки.

Это было настолько интересно, что мировые селенологические центры бросили целую армию луноходов в Альфонс и соседние кратеры. Затем была создана и обитаемая база. Постепенно выяснилось, что металлическая аномалия имеет форму правильного шестиугольника с чёткими границами, около километра в поперечнике. Искусственное происхождение феномена стало несомненным.

В медиа он получил прозвание «Кальциевый город» – как скоро выяснилось, совершенно ложное. В «городе» не было ни жилых помещений, ни чего-либо похожего на руины таковых. Не удалось обнаружить никаких следов органики. Геометрия решётки подсказывала, что когда-то она была массивом телескопов и антенн – автоматической обсерваторией, а не населённой базой. Учёные выявили остатки электрических цепей и трубопроводов системы охлаждения – но и только. Невозможно было составить ясное представление об инопланетной технологии по одним химическим следам.

По анализу треков частиц космического излучения в металлических зёрнышках удалось определить время, когда «Кальциевый город» прекратил существование: середина ХХ века. Историки нашли, что как раз тогда, в 1958 году, и как раз в кратере Альфонс, астроном Николай Козырев наблюдал необычное выделение газа. Сам Козырев истолковал явление как вулканическое, но поверить в это было трудно – геологическая активность Луны прекратилась миллиарды лет назад. Только теперь, после открытия «города», стало ясно, что на самом деле Козырев наблюдал серию взрывов, обративших обсерваторию в пыль. Вероятно, она самоуничтожилась после того, как заметила запуск первого спутника или какое-нибудь ядерное испытание.

Открытие следов чужого разума стало, конечно, величайшей сенсацией.

В XX и XXI веках земляне успели побывать на Луне, Марсе и ближайших астероидах, автоматические зонды спустились под облака Титана и в подлёдный океан Европы, телескопы прощупали каждый градус небесной сферы во всех мыслимых диапазонах электромагнитных волн, открыли бесчисленные планеты у других звёзд – но до «Кальциевого города» не находили никаких следов внеземного разума. Ни артефактов, ни достоверных сигналов.

Теоретики объясняли это тем, что благоприятные для жизни условия складываются слишком редко. Планеты, похожие на Землю по размеру и температуре, встречались у многих звёзд. Но в абсолютном большинстве это были сухие безжизненные «Венеры» и «Марсы», или же обильные водой, но всё равно мёртвые ледяные и океанические миры. Лишь одна земноподобная планета из тысячи содержала в атмосфере кислород – почти несомненное свидетельство жизни. Такие планеты можно было пересчитать по пальцам, и ближайшая, Саломея, располагалась в 150 световых годах от Земли. Но и обитаемые планеты не показывали характерных признаков цивилизации – высокочастотных радиошумов или тепловых пятен. И всё-таки надежда найти в Галактике разумную жизнь не умирала и заставляла проводить всё новые, всё более тщательные и дорогостоящие поиски.

И вот теперь руины инопланетной обсерватории нашлись совсем недалеко от Земли, и обстоятельства открытия внушали тревожные мысли. Чужие следили за Землёй, но не хотели быть обнаруженными. Они взорвали свой наблюдательный пункт, как только возник риск его раскрытия. Они не стремились установить контакт. К чему же тогда они стремились? Какое место в их планах занимала Земля?

Следующий шаг к пониманию был сделан нескоро.

В 2184 году два астронома, Карл Квон и Фархад Назим, обнаружили странность в спектре одной слабой звезды в созвездии Орла. Эта звёздочка была едва видна невооружённым глазом и не имела названия, а только обозначение в каталоге – HD 183658. Отделённая от Земли 108 световыми годами, она ничем не выделялась среди множества подобных ей жёлтых карликов класса G. Странным в ней было одно – исключительно узкая и яркая линия в инфракрасной части спектра. Предыдущие наблюдения не показывали ничего подобного. Больше всего это походило на излучение мощного лазера где-то около звезды – лазера, нацеленного на Солнечную систему.

Роберт Ибатуллин

РОЗА И ЧЕРВЬ

Приношу благодарность Александру Некрасову за идеи, лежащие в основе романа, и участие в работе над ним. Благодарю также Александра Семенова и Викторию Воробьеву за внимательное чтение и критику. И особо - мою жену Татьяну: за понимание и терпение.

ЧАСТЬ НУЛЕВАЯ: ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Первый снаряд врезался в атмосферу над Коралловым морем - центнеровая капля кипящего алюминия на скорости в половину световой. Ни один глаз не видел процесса падения: пролет сквозь всю атмосферу длился меньше миллисекунды. Просто между небом и морем мгновенно возникла бесконечно длинная, тончайшая, ослепительная как тысяча солнц нить - линия раскаленной плазмы, в которую превратился снаряд и воздух на его пути.

В километре вокруг трассы снаряда воздух, пронзенный ливнями высокоэнергичных частиц, также немедленно перешел в состояние плазмы. Над океаном вспыхнул чудовищный столб огня, подобный огненному шару при ядерном взрыве, но более смертоносный, ибо сила его воздействия медленнее падала с расстоянием. Тепловое излучение в радиусе двухсот километров от взрыва мгновенно испарило верхний слой воды и воспламенило все, что было способно гореть - корабли, деревья, здания, даже почву. Через минуту последовал второй снаряд - над Минданао, затем третий - над Алеутами. Люди, успевшие укрыться в бункерах, оцепенело смотрели трансляции со спутниковых камер - тех, что не были сожжены в первую же секунду электромагнитным импульсом.

Раскаленный воздух на линии удара фонтаном бил в стратосферу, увлекая за собой пепел, пыль и водяной пар с поверхности, и на месте столба огня поднималась многокилометровая башня из дыма. Закручиваясь в гигантское торнадо, она блуждала по земле много часов и превращала в пустыню даже те области, что избежали прямого лучевого удара… А снаряды все падали и падали огненным дождем день и ночь. Зажженные тепловым излучением пожары охватили почти всю сушу. Следом разразился ураганный, многодневный тропический ливень - результат обильного испарения воды из морей. Ливень потушил пожары, но к тому времени спасать от огня было нечего. В пепел обратилась не только вся растительность, но и почвенный слой со всеми корнями, семенами и микробами, которые делали почву плодородной. Дождь довершил дело, превратив остатки дерна в безжизненную полужидкую грязь. И даже после того как прекратился ливень, грязь продолжала стекать с возвышенностей, обнажая каменный остов холмов. Разве только в приполярных областях, куда упало меньше снарядов, кое-где чудом уцелели островки тундры - но на всей остальной суше не осталось ничего кроме голых скал, пустынь и мертвых грязевых болот.

Так в сентябре 2295 года погибла Земля.


Все началось с открытия Кальциевого города в 2101 году.

Все начиналось мирно. Автоматический луноход «Куой» блуждал по кратеру Альфонс, исследуя химический состав грунта. Это был рядовой дипломный проект студентов Ханойского университета, по Луне ползали сотни таких любительских роверов, и никаких особых открытий от «Куоя» не ожидалось. Долгое время их и не было - грунт представлял собой обычную смесь силикатов разных металлов. Но, приближаясь к центральной горке кратера, луноход начал встречать необычные участки с высоким содержанием тех же металлов, особенно кальция, в химически чистом виде. Нигде больше на Луне не было ничего подобного. Еще более странным выглядело то, что кальциевые пятна располагались регулярно, в узлах шестиугольной решетки.

Это было настолько интересно, что мировые селенологические центры бросили целую армию луноходов в Альфонс и соседние кратеры. Затем была создана и обитаемая база. Постепенно выяснилось, что металлическая аномалия имеет форму правильного круга с четкими границами, около километра в диаметре. Искусственное происхождение аномалии стало несомненным.

В медиа она получила прозвание «Кальциевый город» - как скоро выяснилось, совершенно ложное. В «городе» не было ни жилых помещений, ни чего-либо похожего на руины таковых. Не удалось обнаружить никаких следов органики. Геометрия решетки подсказывала, что когда-то она была массивом телескопов и антенн - автоматической обсерваторией, а не населенной базой. Ученые выявили остатки электрических цепей и трубопроводов системы охлаждения - но и только. Невозможно было составить ясное представление об инопланетной технологии по одним химическим следам.

По анализу треков частиц космического излучения в металлических зернышках удалось определить время, когда «Кальциевый город» прекратил существование: середина ХХ века. Историки нашли, что как раз тогда, в 1958 году, и как раз в кратере Альфонс, астроном Николай Козырев наблюдал необычное выделение газа. Сам Козырев истолковал явление как вулканическое, но поверить в это было трудно - геологическая активность Луны прекратилась миллиарды лет назад. Только теперь, после открытия «города», стало ясно, что на самом деле Козырев наблюдал серию взрывов, обративших обсерваторию в пыль. Вероятно, она самоуничтожилась после того, как заметила запуск первого спутника или какое-нибудь ядерное испытание.

Открытие следов чужого разума стало, конечно, величайшей сенсацией.

В XX и XXI веках земляне успели побывать на Луне, Марсе и ближайших астероидах, автоматические зонды спустились под облака Титана и в подледный океан Европы, телескопы прощупали каждый градус небесной сферы во всех мыслимых диапазонах электромагнитных волн, открыли бесчисленные планеты у других звезд - но до «Кальциевого города» не находили никаких следов внеземного разума. Ни артефактов, ни достоверных сигналов.

Теоретики объясняли это тем, что благоприятные для жизни условия складываются в космосе слишком редко. Планеты, похожие на Землю по размеру и температуре, встречались у многих звезд. Но в абсолютном большинстве это были сухие безжизненные «Венеры» и «Марсы», или же обильные водой, но все равно мертвые ледяные и океанические миры. Лишь одна земноподобная планета из тысячи содержала в атмосфере кислород - почти несомненное свидетельство жизни. Такие планеты можно было пересчитать по пальцам, и ближайшая, Саломея, располагалась в 150 световых годах от Земли. Но и обитаемые планеты не показывали характерных признаков цивилизации - высокочастотных радиошумов или тепловых пятен. И все-таки надежда найти в Галактике разумную жизнь не умирала и заставляла проводить все новые, все более глубокие поиски.

Реалистичная космоопера о холодной и временами гражданской войне миров. На сайте представлен полный текст романа. Его также можно купить отдельным файлом в форматах PDF, EPUB, MOBI, FB2. Пишется продолжение.

Никакая это не космоопера, а, скорее, социально-политический пост-киберпанк с военно-космическим и конспиролого-шпионским уклоном, и ближайшие ему родственники - «Схизматрица» Брюса Стерлинга и «Вакуумные цветы» Майкла Суэнвика. С литературной точки зрения к роману Ибатуллина у меня претензий практически нет, написано сюжетно, идейно и психологически качественно, а кроме того - как и положено хорошему киберпанку - футуристически-детально-вещественно.

На бумаге роман «Роза и червь» достоин быть изданным в многократно большей степени, чем всё то фэнтезятно-поподанческо-сточкернутое говно, на которое по-прежнему продолжают переводить килокубометры забайкальской тайги наши якобы «коммерческие» издатели. Правда, количество потенциальных читателей, способных усвоить столь умную книгу, я предсказывать уже не возьмусь: в старые добрые времена я зарядил бы стартовый тираж тысяч так под 30 и провел бы определенную предпродажную подготовку, чтобы заложить фундамент для создания нового бренда, - но эти времена, к сожалению, уже давно прошли.

Андрей Чертков

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Роза и червь." Ибатуллин Роберт бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.