Осветительные приборы

Практическая работа 1 система умный дом. Комплексные проекты "умных" домов: технология, описание, задачи

Практическая работа 1 система умный дом. Комплексные проекты

При планировании свадебного торжества сегодня пары все чаще отдают предпочтение возвращению к традиционным обрядам.

Свадьба в татарском стиле – очень символичное и зрелищное мероприятие, благодаря богатым национальным традициям древнего народа.

Следует отметить, что в разных группах татар обряды, чины и угощенья отличаются по названию, хотя в существе своем они похожи. Например, у христиан обряд имеет название «венчание в церкви», у мусульман – никах, а у православных – это кряшен.

Организация свадебной церемонии в татарском стиле состоит из нескольких этапов: начиная от выбора цветовой схемы и заканчивая оформлением зала. И так…

Цветовая схема

При выборе цветовой схемы необходимо ориентироваться на основные традиционные цвета татар – красный, синий, белый, зеленый, желтый и черный. Они могут присутствовать и в образе невесты, и в оформлении пира, и в пригласительных. Но нужно остановить выбор на нескольких цветовых решениях, чтобы не перестараться и оформление имело гармоничный вид.

Образы жениха и невесты

Образы молодых соответствуют выбранной цветовой схеме свадьбы. Платье невесты должно быть целомудренным – с длинными рукавами, без декольте и в пол. Костюм жениха классического кроя с самобытной вышивкой. В нарядах используются традиционные головные уборы – тюбетейка и калфак. Но все чаще при организации современной свадьбы молодожены останавливают свой выбор на более консервативных нарядах. Фантазия приветствуется!

Приглашения

Пригласительные открытки на торжество могут быть разными в зависимости от предпочтений пары. Преимущественно использовать национальный татарский орнамент и цвета, чтобы подчеркнуть тематику праздника.

Оформление и декор

Бутоньерка, букет невесты, свадебный кортеж, оформление зала для проведения свадебного банкета – все должно быть организовано в соответствии с традициями татар. При выборе живых цветов, тканей и других материалов декора учитываются все пожелания молодоженов.

Угощения

Подготовка к свадебному застолью – очень трудоемкий процесс. Раньше все блюда готовились по специальным рецептам мусульманской кухни опытными кухарками. На банкете гостей традиционно угощают жареным мясом с овощами, запеченным гусем, пловом, национальным пирогом губадия и сладким тортом чак-чак.

Идеи для фотосессии

Погода играет основную роль в проведении фотосессии, но независимо от того, идет снег или дождь, на улице солнечно или туманно, фотограф-профессионал сделает множество качественных снимков, которые будут напоминать о свадебном торжестве. Приветствуется использование различного реквизита, можно устроить фотосессию на лошадях, на лодке, чего только не подскажет фантазия.

Сегодня наблюдается унификация свадебных церемоний разных наций, но у семей татар принято возрождать традиции празднования свадеб. Это делает торжество незабываемым, самобытным и оригинальным.

Татарская свадьба - торжество очень зрелищное и символичное, оно несет всю самобытность татарского народа, его особенность и неповторимую колоритность.

Конечно, современная свадьба татар отличается от свадьбы, что была много веков назад, но многие невесты и женихи соблюдают до сих пор все традиции и обычаи этого праздника. Особенность этой свадьбы состоит в необычном ее сценарии, поздравлениях и богатстве торжественного стола.

Традиционно все татарские свадьбы гуляют в ноябре, когда уже окончены все полевые работы. Татары женятся в основном по сватовству. Родные жениха делают предложение, родным невесты - обговаривая все условия для заключения брака (калым, его размер, срок свадьбы). Обычно родители невесты не отказывают хорошему парню, который просит отдать ему их дочь. Потом идут помолвка и сговор.

Татарская свадьба обычаи и традиции

В сравнении с русской свадьбой, свадьба татар это праздник очень оригинальный и необычный. Оригинальность татарской свадьбы заключается в том, что родные невесты едут к жениху, забирают его и привозят к невесте, где и должна быть их первая брачная ночь. Надо заметить, что теперь татарская свадьба может быть без выплаты калыма женихом. Конечно, жених немного несет траты - на выкуп невесты, когда проникает в ее дом, но основную долю всех трат несут родные невесты. Так как по традициям татар - невеста обязана выходить замуж с довольно богатым приданным.

Татарская свадьба обычно начинается с никаха, этот обряд похож на православный обряд венчания. На нем присутствует мулла, невеста с женихом и два свидетеля. Никах, начинается с молитвы, затем произносят советы для молодоженов. После этого главного обряда молодые называются мужем и женой. По завершении никаха влюбленные могут жить вместе.

Сценарий татарской свадьбы

Мусульмане имеют свои обычаи проводить свадьбу. Во главе праздничного стола сажают молодых, около невесты сидят родные жениха и его свидетель, а рядом с женихом родные невесты и ее свидетель. По правую сторону стола располагают родственников жениха, а с левой невесты. Всех гостей знакомят между собой, затем выбирают тамаду. Поздравления, тосты, юмор, песни это все в его руках.

На стол традиционно ставят холодные закуски, фрукты овощи. Главное же блюдо стола - чак-чак, который украшают конфетами. Еще к такому торжеству готовят двух гусей. Принято подавать горячие блюда - суп. Подают губадию, плов, мясо с морковью и луком. Из напитков крепких - водка, но на столах должен стоять компот, а в самом конце принято подавать чай.

Ближе к ночи жених с невестой танцуют свой первый танец. Надо заметить, что здесь нельзя увидеть современные танцы - молодые предпочитают исполнять свои, национальные с красивой хореографией.

После праздничного застолья молодожены должны посетить баню. Основа этой традиции - верование в очистительную силу воды.

К их выходу оттуда делают особые блины для зятя. Зять станет кушать блины и должен незаметно положить под тарелку с блинами монетку.

Завершается свадьба переездом жены в дом мужа. Там также устраивают свадебное застолье. Невесту, встречая, соблюдают обычай: в ноги ее стелят шубу, вывернутую или подушку, угощают хлебом, медом, погружают руки в муку.

Если раньше по древней традиции татарскую свадьбу гуляли несколько дней, то сейчас время гуляния сократили до двух дней.

Национальный костюм для церемонии венчания – важная и значимая составляющая материальной и духовной культуры татарского народа. Наряд должен быть обязательно скромным, богато декорированным, колоритным, ярким, женственным, элегантным в этом настоящая культурная ценность. Разумеется, речь идет о национальном свадебном платье. А есть ли отличия между ним и современной вариацией венчального наряда? Стоит разобраться!

История

Раньше, согласно особенностям татарской свадьбы, принято было, чтобы родители презентовали будущей молодой ткань для пошива венчального одеяния. Либо же девушка выбирала понравившийся отрез полотна из свадебных даров жениха, преподносимых за неделю до торжества.

Коран учит иметь лишь самые необходимые вещи, избегая излишеств, поэтому праздничной одеждой становилась та, которая носилась позже и в обычной жизни. Это могли быть:

  • туника (иногда в комплекте со штанами);
  • платье свободного кроя;
  • традиционный национальный костюм, подходящий для любого случая, – рубаха, нагрудник и брюки.

Немногим позже в моду вошли камзолы и бешметы. Это верхняя одежда: камзол – приталенный коротенький жилет, бешмет – длинное, зауженное на спине пальто. Их принято было декорировать мехом, золотой вышивкой, застежками из серебра, заменявшими стандартные пуговицы. Цветовая гамма праздничных нарядов разнообразием не отличалась, татарские свадебные платья могли быть трех цветов:

  • изумрудного;
  • бордового;
  • ярко-синего.

В современном Татарстане невеста вправе самостоятельно выбрать цвет и фасон венчального платья, а также ткань для него.

Особенности

Традиционное татарское свадебное одеяние обязательно должно быть целомудренным, прикрывающим все тело новобрачной: шею, зону декольте, руки, ноги. Оставлять открытыми для взоров гостей разрешалось лишь кисти рук и лицо.

Татарские костюмы характеризуются ярким цветом, присутствием бархата и узоров, по большей части золотого цвета. Основные черты и детали национального венчального наряда:

На современных татарских свадьбах все чаще встречаются , стилизованные из европейских манер, но особый колорит национального костюма в них все-таки сохраняется. Традиционный головной убор надевают все реже, вместо него используют хиджаб, или просто пышную фату, подчеркивающую красоту прически. Из обуви невесты предпочитают туфли на невысоком каблуке.

Фасоны

Нынешние модернизированные наряды несколько отличаются от народных. Преимущественно используются традиционные белые платья, которые могут быть дополнены контрастными деталями, выполненными в трех основных национальных цветах. Приветствуются также светлые оттенки подвенечной одежды: мятный, нежно-голубой, розоватый.

Нравственные запреты стали немного терпимее и к фасонам – девушка может себе позволить выбрать наряд с открытыми руками или неглубоким декольте. Самой популярной моделью среди татарских модниц стало свадебное платье А-силуэта с пышной юбкой. Это универсальный крой, который смотрится элегантно и стильно на фигуре любого типа.

В татарских свадебных салонах предлагаются и другие, востребованные нынче во всем мире, фасоны подвенечных платьев:


Ткани и декор

Если раньше самым ходовым материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами позумента из золотых нитей, то сегодня ассортимент, безусловно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют волокна синтетики, чтобы платья становились более практичными. Свадебные наряды стандартно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшие кружева, подчеркивающие женственность, нежность и воздушность свадебного образа.

Многочисленные модернизированные идеи оформления венчального наряда в большинстве имеют европейские корни. Татарская вышивка – то, что осталось в свадебных платьях неизменным: колоритные золотистые орнаменты, растительные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает облику невесты особого шарма, женственности, королевской неповторимости, да и выглядит подобное украшение очень дорого и утонченно.

Заключение

Уникальность, особое изящество – то, что отличает мусульманские свадебные платья (татарские, в том числе). При всей своей закрытости наряд выглядит очень богато и подчас является настоящим произведением искусства. В отличии от европейской подвенечной одежды, он не стремится выставить красоту невесты напоказ, а, наоборот, деликатно и ненавязчиво подчеркивает их. Такие платья на 100% соответствуют веками складывающимся свадебным канонам, в которых новобрачная должна быть воплощением невинности, чистоты и целомудренности.

Хотите сэкономить? Тогда к нам, сюда!
Выберите свой возможный бюджет и получите скидку и бронируйте на выбор пять отдельных залов!
Рядом с метро и своя парковка! Есть вариант все включено за 2000 р с напитками едой и алкоголем и сервисным сбором!

Спланировать бюджет поможет
наш калькулятор:

Делаете заказ на сумму:

Оплачиваете в кассу всего:

Свадебное торжество в любой национальной культуре - это необычайно красивое мероприятие. Церемония соединения двух сердец затрагивает самые тонкие струны души. А если это татарская свадьба, то это еще яркие национальные обычаи и обряды. Народ Татарстана, в большинстве своем, исповедует ислам. Несмотря на строгие мусульманские догмы, наложившие свой отпечаток на все области жизни татар, свадьба - очень колоритное и захватывающее зрелище.

Обряд замужества - ценнейшее достояние татарской национальной культуры, так как культ семьи имеет особо важное значение в аутентичных традициях. К созданию семьи относятся очень ответственно и почтительно. В отличие от европейского торжества, татарская церемония проходит не один день: сначала в доме новобрачной, потом - в доме жениха. Этому знаменательному событию предшествует неотъемлемый атрибут свадебного обряда - сговор.

Сватанье

Сговор, или сватанье, в татарской культуре состоит из нескольких этапов:

  • - смотрины будущей жены;
  • - информация о женихе;
  • - оговаривание условий свадьбы.

В этом действе участвуют яучи и башкода, сваты и старший родственник по линии молодого. Яучи прибывают в дом будущей супруги. Если отец невесты дает свое согласие, то ярашылган кыз (засватанная девушка) одаривает вышитым покрывалом или полотенцем, которое она сделала своими руками. После одобрения главы семейства сторона невесты узнает интересующую информацию о будущем муже: сможет ли он обеспечивать семью, есть ли у него свое жилье и т. д.

Если первые две ступени пройдены успешно, то стороны переходят к обсуждению калыма, который жених должен заплатить за выкуп невесты, и праздничной церемонии. Родственники жениха также участвуют в переговорах. Назначается дата проведения, оговаривается количество гостей, решаются материальные вопросы. Что касается калыма, то он должен быть отдан полностью до даты бракосочетания или в день свадебного обряда. Он может состоять как из денег, так и из драгоценностей, одежды, бытовых предметов. В отличие от калыма, приданое невесты зачастую не обсуждается. Девушка начинает собирать приданое еще с детства, и к тому моменту как она выходит замуж, оно может быть внушительных размеров.

Если родители будущей жены согласны на замужество дочери, решены все материальные и организационные вопросы, происходит помолвка, скрепленная пышным застольем, а родители молодых обмениваются презентами. После помолвки следуют подготовительные мероприятия к свадебной церемонии. Жених собирает и отдает калым, подбирает презенты для близких и родителей новобрачной, а также будущей жены. Помолвленная девушка заканчивает готовить приданое. Организационная работа кипит полным ходом.

Свадебные костюмы молодых

Венчальный наряд невесты, или хиджаб, символизирует любовь, целомудрие и скромность, как в любой национальной культуре. Но татарское венчальное платье отличается от европейских моделей. Оно обязательно должно быть длиной в пол, закрывать все открытые участки тела. Обнажить новобрачная может лишь кисти рук и лицо. Расшитое дорогими золотыми, серебряными филигранными узорами, украшенное солпами (монеты) платье может быть не только белым, но и красным, изумрудным, голубым. Украшает голову феска - усеченная шапочка в обрамлении дорогих аксессуаров. Фата присоединяется к феске таким образом, чтобы можно было ее накинуть на лицо невесты. Или же на голове у невесты может быть свадебный калфак.

Татарские свадебные платья отличаются особым колоритом, богатой вышивкой и инкрустированными драгоценностями. В том, что силуэт новобрачной в свадебном наряде скрыт от посторонних глаз, говорит о целомудрии и преданности своему возлюбленному. Красивые длинные серьги, многочисленные драгоценные браслеты дополняют свадебный наряд невесты. На ногах могут быть праздничные ичиги или ситеки (легкие сапожки).

Никах - венчальный обряд

Татары высоко чтут и берегут свои культурные традиции. Одним из древнейших обрядов является никах - бракосочетание по мусульманским законам. Никах имеет многовековую историю. Такое отношение к культурному наследию достойно уважения. Никах, как религиозный обряд, не имеет юридической силы. Чтобы узаконить свои отношения, нужно обязательно расписаться в ЗАГСе. Дабы венчальный обычай прошел по всем правилам, нужно соблюсти несколько условий:

  • - согласие молодых;
  • - присутствие мужчины-мусульманина от каждой стороны;
  • - на церемонии должен быть родственник мужского пола со стороны невесты;
  • - выплачен калым за выкуп новобрачной.

Никах - это непосредственно сам процесс вступления в брак. Его проводит мулла. Он читает отрывки из Корана и молитвы, дает наставления брачующимся. Молодожены дают обеты в любви и верности. Но перед тем как провести никах, следует сначала выкупить невесту у родственников.

Жених с родственниками и свидетелями прибывает в так называемый кияу эйе (дом жениха). Начинаются бурные дебаты между сторонами за выкуп невесты. Представитель от невесты пытается «продать» ее за самую высокую цену. А жених, наоборот, сбивает стоимость. Торги длятся до тех пор, пока стороны не придут к общему решению. После того как калым и дополнительное денежное вознаграждение получены, будущий муж отвозит свою избранницу из кияу эйе.

Наступает черед торжественной части бракосочетания. Никах проводят в мечети или в доме невесты. Мусульманский священник произносит молитвы. Новобрачные в это время стоят, а гости сидят. Церемония проходит в тихой обстановке. Молодожены обмениваются торжественными обетами, на чем основная религиозная часть бракосочетания заканчивается. Молодые отправляются в ЗАГС для юридического оформления своих отношений. После того как все официальные мероприятия проведены, новоиспеченная семья, их родственники и гости переходят к празднованию свадьбы.

Отмечание татарской свадьбы проходит с большим размахом. В национальной культуре такой праздник называется туй. Длится он несколько дней и состоит из несколько обязательных этапов:

Празднование в родительском гнезде невесты. Накрывается щедрый стол, богато украшенный аксессуарами. Молодые садятся в центре стола, причем новобрачная занимает место справа от супруга. Возле молодой жены сидят родители жениха, а возле новоиспеченного мужа - родители невесты. Молодые и гости угощаются вкусными яствами, танцуют и принимают участие в различных конкурсах. Все блюда сервируют парами, в знак единства супругов. Столы ломятся от вкусной татарской кухни: курица по-татарски, губадия, беляши, эчпочмак, катлама и другие угощения. После пира молодые супруги отправляются в кияу эйе для восхождение на брачное ложе. На следующее утро, по обычаю, молодые парятся в бане, вкушают оладьи и блины. Празднование продолжается несколько дней. Молодожены принимают поздравления и подарки от гостей, друзей и знакомых. Заканчивается торжество переездом к мужу.

Переезд любимой жены в дом мужа - это не просто изменение места жительства супруги. Этот этап сопровождается ритуалами и обычаями. Молодая невестка отдает дань уважения родителям мужа и показывает себя с лучшей стороны. По приезде кортежа мужская половина гостей укладывает под ноги невесты шкуру в знак теплого приема. Свекровь и сестра потчуют невесту хлебом и медом. Родные жениха предлагают опустить руки новобрачной в муку для процветания дома. Переступив порог своего нового жилища, молодая жена проделывает ритуал өй киендерү (освящение дома). Обряд представляет собой вывешивание занавесок, полотенец и всевозможных украшений. Традиционно переезд к супругу завершается большим гуляньем.

Свадебная трапеза в доме жениха еще более масштабная, чем в доме невесты. Подаются различные горячие и холодные закуски. Неотъемлемый атрибут свадебного стола - сытная шурпа из баранины. Праздничный стол заставлен татарскими блюдами, фруктами и сладостями, за исключением алкоголя, который запрещен на праздничном никах. Главным украшением праздничного застолья является чакчак, сладкое большое угощение, эквивалент европейскому свадебному торту. Право попробовать первыми отдано молодоженам.

Вот так грандиозно и колоритно проходит татарская свадьба. Главный смысл никах - это проявление взаимного уважения и любви, укрепление значимости семьи и поддержание национальных традиций.

Свадебные обряды татар

(татарская свадьба - туй йолалары)

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера - ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег - баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор - по-молвку - аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле - особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен - присоединившиеся, канат - крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение - аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр - условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию. После никах начиналось угощение.

Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники. Это называлось туй күтәрү, туй алу - "поддержка свадьбы".

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого. В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком - кыз куенына салу.

Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор, войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам, которые специально за подарком приходили в дом. Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.

В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно. Этот период - кияүләп йөрү - по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.

У кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители - кыяматлык, выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодая поселялась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский - баш бәйләү. Из этого дома ее перевозили в дом мужа, где и проходила основная свадьба. Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен төшерү, арчи и проводился, как правило, летом.

Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" (доброе пожелание молодой при встрече ее в доме мужа).

Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керү-"повесив, входить". Затем молодых сажали за стол. Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой. И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.

Повсеместными были обряды өй киендерү - "обряжение дома": снимали висевшие в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты, а также су юлы күрсәтү - "показ дороги по воду". Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала.

У кряшен все обряды, будь то приезд сватов, переезд невесты в дом мужа, обряжение дома и т.д. сопровождались исполнением особых свадебных, гостевых песен.

Переезд молодой сопровождался рядом застолий как в доме родителей мужа (у кряшен - основной свадьбы с особым ритуалом "показа невесты" - бөркәнчек ачу и т.д.), так и его родственников. Гостевой этикет у всех татар был одинаков. После отъезда сватов на угощение, называемое килен токмачы, килен салмасы (лапша снохи), собирали пожилых родственниц, соседок. Завершали же цикл свадебных трапез в целом скромные, но важные в смысловом значении застолья, проводимые в том и в другом доме. В доме невесты проводили казан кайтару (возвращение котла) с приглашением молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению могли навещать друг друга.

Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы, материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на форму свадебных обрядов.

В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые. Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом - ябышып чыгу. При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели). Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания - никах. Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и стали называть появившимся в двадцатые годы термином кызыл туй (красная свадьба).

К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности, в котором органически сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые. И разнообразие свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов. Характерной их чертой является свободный выбор обрядов. И потому в одной и той же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их родственников, их знания, умения. Главным становится создание праздничной атмосферы, подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников. Это достигается с помощью "торжественного ритуала регистрации брака", проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров. Остальные же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки, порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных свадеб.

В сельской местности наблюдается большее разнообразие вариантов, в городской же, в условиях многоэтажных домов, свадьбы проводятся по более упрощенной и одинаковой схеме. Вместе с тем существует ряд черт, присущих для всех свадеб. Становится обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как молодые люди решают пожениться. При встрече родители договариваются о сроках проведения свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как будет проходить свадьба.

Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды. Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду, в которую входил отрез на платье. Ответный подарок для жениха - рубашку и другие предметы одежды - готовила и невеста. Однако не было традиции пошива специального свадебного платья, рубашки белого цвета.

Появление свадебной одежды разового пользования - белое платье удлиненного покроя, фата, белые туфли - для девушки, темный костюм, белая рубашка - для юноши, обручальные кольца - новое явление для татар. Повсеместное ее распространение, как атрибута молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.

Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены, их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями праздничной атмосферы во время акта регистрации брака. Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей, музыканта. Нередко сюда прибывают и их родители. Едут обязательно на украшенных яркими лентами, воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.

После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают его родители, родственники. Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка - ширбәт, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов характерна и для городской местности.

Свадебные пиры, застолья. При их проведении стойко держится традиция возрастного деления участников.

Свадебное застолье для пожилых - картлар туе, олылар туе проводится как в доме невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья - без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд и т.д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых в доме невесты после легализации религии в последние десятилетия почти повсеместно снова стало называться никах туй, так как именно здесь проводится мусульманский обряд бракосочетания - никах, причем в нем активно участвуют сами молодожены. Это является существенной модификацией традиционной обрядовой формы.

Свадебное застолье для гостей среднего возраста - туй - является главным. На него приглашают самое большое число гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу в одном месте - в доме родителей жениха, иногда невесты. В городах же обычно устраивают в помещении столовой, кафе, ресторана или специального "зала торжеств".

Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д. Однако в последние годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями. Рядом с ними сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов. Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны; другие - из практики массовиков-затейников. Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д. Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.

Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.

Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют. Это в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю куплеты-импровизации. Во время перерывов организуют пляски, танцы, проводят различные игры.

В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности. В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно, необратим.

Свадебные блюда татар

Здесь мы познакомимся с ритуальными свадебными блюдами татар, способами их приготовления и подачи к столу.

На свадебном столе татар обязательно должны быть такие продукты, как масло с медом, чак-чак, губадия, коштеле (птичьи языки). Готовят и варят особые пельмени (кияу пельмэне), подают гуся, казылык (вяленую колбасу), пекут оладьи, блины, баурсак, большой гусиный бэлиш, также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.

Одним из главных блюд на свадебном столе с давних времен является сладкий слоёный пирог из пресного теста - губадия. Для его приготовления выпекаются коржи из теста, которые потом чередуются с начинкой. Начинка может быть самой разной: сушеная малина, земляника, смородина, яблоки или изюм. Сверху губадию закрывают сочнем из теста и украшают. Обычно выпекают нечетное количество слоев: от трех до девяти. Количество слоев символично - оно определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два-три таких человека. В некоторых населенных пунктах эту выпечку на свадьбу привозил жених, в других же селениях губадию должна была печь сторона невесты.

Еще одно сладкое блюдо из теста - чак-чак. Готовят его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывают в жгутики, затем режут на мелкие кусочки. После этого их обжаривают в большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывают на тарелку, заливают медом и украшают. Иногда чакчак заливают пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкут в ступе, затем протирают сквозь сито и полученной массой заливают чакчак. Как правило, данное блюдо готовит сторона невесты. Говорят: чакчак - кыз кумэче (чакчак - угощение невесты).

Непременное, обязательное блюдо на свадебном застолье - гусь. Раньше считалось, что птицу должна привезти сторона жениха. Иногда же блюдо из гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Считается, что птица, особенно водоплавающая, несёт в себе определенный смысл, является символом семейного благополучия и плодовитости. Ритуальный гусь на свадебном обеде - традиция очень древняя: в памяти народа сохранилось представление о птице как о предке рода.

Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так, чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новый пирог. Свадьба при этом продолжалась. Новую губадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии, отец жениха накрывал её платком или тастымалом (домотканым полотенцем) и поверх них клал деньги, - тем самым, выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги, которые предназначались молодым, на специальном подносе. Губадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые не присутствовали на свадьбе.

Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги (жена старшего брата или дяди невесты). Перед разделыванием чакчак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки и деньги. Как и губадию, чакчак разрезали на четыре части и одну четвёртую часть увозили в дом жениха.

Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа, который был длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было очень много. Обычно сначала обрезали голову, приговаривая, чтобы жена "не перешагнула через голову мужа", затем обрезали крылышки и лапки - чтобы "муж не бил жену". Иногда жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху - левые; либо невесте давали шею, а жениху - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами. Например, если голову и лапки отдавали мужу, это делалось для того, чтобы он "на сторону не ушёл".

При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вру чали ему подарки.