Осветительные приборы

Опорный дом. Панорама Оперный дом

Опорный дом. Панорама Оперный дом

Парк Царицыно.
Оперный дом ("Средний дворец") 1776-1778 гг. Архитектор В.И. Баженов.

Двухэтажный Оперный дом - «средний» из дворцов Екатерины II - стоит на одной линии с Малым дворцом. В донесениях к А.А. Безбородко Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще», «галлерея с побочными двумя комнатами на двадцати саженях, дворец при ней на 12 саженях». Общепринятое в наши дни название «Оперный дом» появилось только в начале XIX века и не совсем соответствует действительному назначению этого здания. Сам В.И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще».

Есть основание предполагать, что Оперный дом был задуман как место, где могли бы проходить придворные праздники и церемонии, хотя, видимо, в довольно узком кругу, на что указывают относительно небольшие размеры постройки. О более официальном статусе дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах его боковых фасадов. Именно здесь, «под орлами», расположен двухсветный, с двумя рядами окон зал - галерея и два примыкающих к ней по сторонам квадратных аванзала, широкие двери которых распахиваются прямо в парк. Высота сводов парадных покоев около 10 метров. Вытянутые вверх стрельчатые формы много раз повторяются в очертаниях оконных и дверных проемов, многочисленных стенных ниш. Возможно, они призваны напомнить зрителю нефы готических соборов, залы рыцарских замков. Об исторических «древностях», «готике» и в то же время о «сельской простоте» убранства интерьеров говорят простые полы из керамической плитки. Первоначально в углах зала и аванзалов были поставлены высокие, в несколько ярусов печи, облицованные расписными сине-белыми изразцами. Подобные им можно увидеть в барочных интерьерах русских дворцов первой половины - середины XVIII века. Однако назначение их в Оперном доме было, в первую очередь, декоративным. Характер летней увеселительной постройки сказывается в тесной связи интерьеров Оперного дома с природным окружением. Обилие и размеры окон первого и второго этажей позволяют свету и воздуху свободно вливаться в залы и комнаты. Окрестные пейзажи - парк и пруды - постоянно привлекают наши взоры, гармонично дополняя впечатления от архитектуры. Сам тип галереи с примыкающими к ней залами или кабинетами характерен для беседок, гротов, других небольших садовых построек XVIII - начала XIX века. Императорский дворец «под гербом» предстает увеличенным в размерах загородным усадебным павильоном. Неоднозначность архитектурного языка, форм и скрытых в них смыслов - таковы свойства авторского почерка Баженова, ярко проявившегося в ансамбле императорской резиденции в Царицыне.

О возможном оформлении интерьеров Оперного дома можно судить лишь предположительно. В одном из обращений к Екатерине II Баженов спрашивал о внутренней отделке всех построенных им зданий: "... по штукатурке изсера не позволено ли будет расписывать во вкусе арабеск или убирать штукатуркой в древнеегипетском, греческом, геркуланумском вкусе?» Таким образом, зодчий не намеревался связывать архитектурный стиль своих построек со стилем убранства их интерьеров. В летней увеселительной резиденции уместна была изящная художественная стилизация с оттенком исторической и географической экзотики. Баженов не смог осуществить свои замыслы, и стены интерьеров Оперного дома остались покрытыми лишь слоем подготовительной штукатурки. Благодаря сложной планировке дворца, «составленного» их двух смежных корпусов, его фасады, подобно театральным декорациям XVIII столетия, предстают в нескольких совмещенных планах. На «Березовую перспективу» выходит единый блок галереи и аванзалов. Оборотная сторона здания имеет в соответствии с внутренней планировкой покоев более сложную конфигурацию. Его плоский береговой фасад составляет контраст полуротонде соседнего Малого дворца . Стены боковых ризалитов образуют уступы и углубления, складывающиеся в подобие миниатюрных двориков. В результате возникает живописная игра выступающих и заглубленных поверхностей, наследованная от архитектуры эпохи барокко и рококо. Цельно, масштабно смотрятся рядом с ними торцовые фасады корпуса галереи. В двух ярусах они образуют гармоничные трехчастные композиции, увенчанные нарядными парапетами с крупными белокаменными гербами красивого гибкого рисунка. Неповторимые черты образу великолепного летнего дворца придают богато декорированные окна и двери. Высокие стрельчатые окна первого этажа во втором ярусе дополнены сверху овальным проемом. Они одновременно напоминают архитектуру итальянских палаццо и Теремного дворца Московского Кремля. Контуры окон подчеркнуты толстым валиком из белого камня, украшенного резными гирляндами лавровых листьев в первом этаже и гладкого в верхнем. Белокаменный декор, покрывающий поверхность фасадов, соотнесен с конструкцией здания. Простенки между окнами первого этажа Баженов усилен кирпичными пилястрами с наложенными белокаменными блоками, имитирующими руст. Их продолжают во втором этаже контурные накладки - «лесенки» или «обелиски». Чередуясь со «шпилями», они усиливают вертикальное движение архитектурных форм. Картину фасада дополняют и уравновешивают горизонтали «кружевных» профилированных карнизов» и парапета, который, соответствуя затейливому убранству фасадов, состоит из двух ярусов аркад и групп обелисков. Его главное украшение - подобия фронтонов, декорированных звездами и волнистыми линиями. Колонки по их сторонам сгруппированы таким образом, что создают зрительную иллюзию пространственного расположения. Подобные эффекты вполне соответствуют игровому характеру архитектурного языка Баженова, отвечающего «увеселительным» задачам. После реставрации, осуществленной в 1988-1995 годах, во дворце проводятся выставки и концерты.

В 1776-1778 годах в процессе создания подмосковной резиденции Екатерины II. К моменту отстранения Баженова от работ над царицынским ансамблем в 1786 году дворец был полностью завершён, но не отделан; внутренние помещения были оштукатурены, в них имелись изразцовые печи и полы с керамической плиткой.

Архитектурные особенности

Дворец в два этажа является наиболее сложно декорированной из сохранившихся царицынских построек Баженова. Довольно крупное здание протяжённой формы производит впечатление лёгкости и цельности благодаря нескольким интересным архитектурным приёмам. Первый этаж создан подчёркнуто монументальным; вытянутые стрельчатые арки окон, начинающиеся от цоколя, ритмично чередуются с выступами наподобие пилястр с белокаменными вставками, которые создают впечатление горизонтального руста.

Второй этаж, отделённый выразительным белокаменным карнизом, сделан подчёркнуто нарядным: чередующиеся мелкие детали белокаменного убранства, красиво профилированный карниз, изысканная форма оконных проёмов в итальянской манере, простенки с декором, похожим на обелиски визуально облегчают его; этаж кажется меньше - при том, что он по высоте равен первому. В этом проявился характерный для Баженова архитектурный приём: нижнюю часть здания создавать более массивной, а верхней - тщательно прорабатывать детали; тем самым достигается эффект общей лёгкости сооружения, его устремлённость ввысь.

Корзун Андрей , CC BY-SA 3.0

Парапет, венчающий дворец, по сравнению парапетами других царицынских построек особенно сложен по рисунку, наряден и очень высок (свыше двух метров); с южного и северного фасадов в него включены замечательные по своей графичности контурные белокаменные двуглавые орлы, подчёркивающие официальный статус здания.

С восточной стороны в его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками, намекающими на масонство архитектора. К масонской символике в оформлении дворца также относятся декоративные детали второго этажа наподобие обелисков с заострёнными штырями - «лестницы вольных каменщиков».

Неповторимое своеобразие дворца в сочетании с совершенным мастерством воплощения дали повод к тому, что его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец относят к «прекраснейшим созданиям зодчего».

Исследовательница Царицына К. И. Минеева отмечала:

В нём всё прекрасно, начиная от общих пропорций, силуэта здания и кончая отдельными деталями белокаменного узорочья, которое как лёгкое кружево накинуто на кирпичные стены дворца.

РеставрацияДворец предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II. На это указывают планы дворца; в основе его планировки - великолепный двусветный зал со сводчатым потолком и превосходной акустикой, к которому примыкают два аванзала.

Та часть, что выходит к Верхнему Царицынскому пруду, состоит из анфилады небольших помещений, вероятно, служебного или вспомогательного характера. В их планировке Баженов проявил особую фантазию: в прямоугольные формы дворца вписаны овальные комнаты и комнаты с неожиданными нишами и скруглёнными углами.

На протяжении всей своей истории дворец никак не использовался; к 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые, тем не менее, хорошо сохранились. Реставрационные работы начались в 1988 году и продолжались 8 лет. Замыслы Баженова относительно интерьеров дворца неизвестны, поэтому реставраторы оставили их такими, какими они были в конце XVIII века - отделанными белой штукатуркой; от этого сводчатые залы напоминают монастырские помещения. В 1996-2006 годах дворец был главным выставочным и концертным залом музея-заповедника «Царицыно».

Фотогалерея

Полезная информация

О́перный дом (Сре́дний дворе́ц)
Название Оперный дом, закрепившееся за дворцом в XIX веке, не отражает в полной мере его предполагавшегося предназначения - здесь могли проходить не только придворные спектакли, но и малые официальные приёмы.

Оно впервые появилось на одном из планов Царицына в 1816 году. Неизвестный автор названия, вероятно, исходил из планировки здания: его значительную часть занимает большой зал, напоминающий концертный или театральный.

В документах Баженова здание именуется «Дворец напротив боку садового», в его письмах времён постройки Царицына оно также встречается под названием «Средний дворец».

В дальнейшем сооружение называли также «Дворцом приёмов Екатерины II». Несмотря на устойчивое музыкальное имя, музыка в нём никогда (до конца XX века) не звучала.

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • c 6:00 до 24:00 ежедневно, внешний осмотр

Реставрация

На протяжении всей своей истории дворец никак не использовался; к 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые, тем не менее, хорошо сохранились. Реставрационные работы начались в 1988 году и продолжались 8 лет.

Замыслы Баженова относительно интерьеров дворца неизвестны, поэтому реставраторы оставили их такими, какими они были в конце XVIII века - отделанными белой штукатуркой; от этого сводчатые залы напоминают монастырские помещения. В 1996-2006 годах дворец был главным выставочным и концертным залом музея-заповедника «Царицыно»

памятник архитектуры (федеральный) О́перный дом (Сре́дний дворе́ц) - дворец, входящий в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Возведён по проекту и под руководством Василия Баженова в 1776-1778 годах в процессе создания подмосковной резиденции Екатерины II. К моменту отстранения Баженова от работ над царицынским ансамблем в 1786 году дворец был полностью завершён, но не отделан; внутренние помещения были оштукатурены, в них имелись изразцовые печи и полы с керамической плиткой.

Название

Название Оперный дом, закрепившееся за дворцом в XIX веке, не отражает в полной мере его предполагавшегося предназначения - здесь могли проходить не только придворные спектакли, но и малые официальные приёмы. Оно впервые появилось на одном из планов Царицына в 1816 году. Неизвестный автор названия, вероятно, исходил из планировки здания: его значительную часть занимает большой зал, напоминающий концертный или театральный. В документах Баженова здание именуется «Дворец напротив боку садового», в его письмах времён постройки Царицына оно также встречается под названием «Средний дворец». В дальнейшем сооружение называли также «Дворцом приёмов Екатерины II». Несмотря на устойчивое музыкальное имя, музыка в нём никогда (до конца XX века) не звучала.

Архитектурные особенности

Дворец в два этажа является наиболее сложно декорированной из сохранившихся царицынских построек Баженова. Довольно крупное здание протяжённой формы производит впечатление лёгкости и цельности благодаря нескольким интересным архитектурным приёмам. Первый этаж создан подчёркнуто монументальным; вытянутые стрельчатые арки окон, начинающиеся от цоколя, ритмично чередуются с выступами наподобие пилястр с белокаменными вставками, которые создают впечатление горизонтального руста. Второй этаж, отделённый выразительным белокаменным карнизом, сделан подчёркнуто нарядным: чередующиеся мелкие детали белокаменного убранства, красиво профилированный карниз, изысканная форма оконных проёмов в итальянской манере, простенки с декором, похожим на обелиски визуально облегчают его; этаж кажется меньше - при том, что он по высоте равен первому. В этом проявился характерный для Баженова архитектурный приём: нижнюю часть здания создавать более массивной, а верхней - тщательно прорабатывать детали; тем самым достигается эффект общей лёгкости сооружения, его устремлённость ввысь. Парапет, венчающий дворец, по сравнению парапетами других царицынских построек особенно сложен по рисунку, наряден и очень высок (свыше двух метров); с южного и северного фасадов в него включены замечательные по своей графичности контурные белокаменные двуглавые орлы, подчёркивающие официальный статус здания. С восточной стороны в его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками, намекающими на масонство архитектора. К масонской символике в оформлении дворца также относятся декоративные детали второго этажа наподобие обелисков с заострёнными…