Повешение и удушение — наиболее частые формы самоубийства. Для оказания правильной помощи при их возникновении следует хорошо разбираться в патогенезе. Во всем комплексе событий, которые происходят в организме человека с последующими последствиями.
Определение:
Повешение – это механическое воздействие каким-либо предметом на область дыхательных путей с использованием силы притяжения, которое вызывает удушение.
Удушение (асфиксия)– это механическое закрытие дыхательных путей с последующей нехваткой воздуха приводящая к смертельному исходу.
Патогенез
Источник сдавливания обычно находится между гортанью и подъязычной костью. При сдавливании он пережимает гортань и приподнимает кзади основание языка. В результате чего проходимость дыхательных путей закрывается, помимо этого еще пережимаются сонные артерии вместе с яремными венами, а также ветви блуждающего нерва в этой области, что вызывает рефлекторное воздействие на дыхательную и сердечно сосудистую систему. Вследствие последних, возникают остановка сердца и развитие отека легких
Причины непосредственной смерти
- Передавливание трахеи и закрытия подачи воздуха.
- Рефлекторное торможение в связи с пережатием нервных сплетений, которые оказывают влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
- Сосудистые нарушения, которые произошли из-за пережатия сосудов. В результате происходит отек мозга, и повышение давления внутри черепа.
Клиника
Время смерти может быть мгновенной в случае рефлекторного компонента или постепенной, если происходит удушение. В последнем случае время составляет от трех до восьми минут. По внешнему виду трупа можно определить какой механизм был задействован. Если труп имеет синий цвет, то удушение, если белый, то рефлекторный. При удушении смерть происходит из-за удушья чаще всего, хотя возможен и рефлекторный характер, исходящий из сонных артерий. Перелом гортани крайне редкое явление как причина смерти. Со стороны организма преобладают явления цианоза, кровоизлияний в конъюнктиву, большое скопление пены в бронхах. Не стоит забывать еще о возможных переломах, разрывах мышц, которые усугубляют эффективность неотложной помощи.
Первая помощь при удушении, повешении. Что делать если человек повесился?
Если человек повесился, неотложная помощь должна оказываться в первые четыре минуты, иначе будет очень трудно заставить откликнуться нервную систему и скорее всего человек погибнет.
Мероприятия при помощи должны включать в себя:
- Первое, это прекратить воздействие удушения, то есть срезать приспособления для суицида. Не забыв при этом о том, чтобы повешенный не упал на землю и не повредил себе верхние дыхательные пути.
- Второе, проводится срочная реанимация с помощью дыхания рот в рот, и наружного массажа сердца. Сначала обеспечивается проходимость дыхательных путей, следом соблюдается соотношение один к пятнадцати. На один вдох пятнадцать нажатий на сердце. Более подробно здесь: .
- Из-за риска развития отека мозга вводится Маннитол с кортикостероидами, а также гипертонические растворы кальция и глюкозы. Если требуется, то производится трахеотомия для обеспечения проходимости дыхательных путей. Вводятся глюкокортикостероиды и выполняется дальнейшая госпитализация.
- Скорость оказания мероприятий при первой помощи напрямую будет влиять на дальнейший шанс спасения жизни пострадавшего. Поэтому так важно знать патогенез происходящих событий, помнить о возможных причинах смерти и уметь сориентироваться и правильно сконструировать действия.
Решиться на такой отчаянный шаг, как самоубийство, может не каждый. Чаще всего такие мысли посещают человека после пережитого горя, но не каждый осознает этот великий грех. Большинство таких людей считают, что, таким образом, они избавятся от всех печалей и забот, но что будет с душами самоубийц известно не многим.
Насмотревшись на страдания своих братьев и сестер, увидев муки горящих и мучающихся людей, самоубийцы начинают ценить каждый момент, каждую секунду, прожитую на этой земле. Ведь жизнь прожить, не поле перейти. Нужно проживать все до самого конца, и не отдавать свою душу на вечные муки и страдания.
Многим известно, что душа самоубийцы попадает в ад. В нем есть особенное место для тех, кто прервал себе жизнь. На сегодняшний день, психологи доказали, что 99% людей, которых удалось спасти, пожалели о сделанном поступке. Ведь суицид это самое простое, что может сделать человек для решения проблем. Вместо того, что бы жить и наслаждаться жизнью, люди обрекают свои души на вечные муки в аду. То, что происходит с душами самоубийц в аду - очень страшные вещи, которым не пожелаешь никому. Душа, отсоединившись от тела, сразу же отправляется в ад. Те моменты страдания, ужаса и страха она будет теперь переживать каждый день. Находясь в том особенном месте ада, душа будет бессмертно страдать в изнеможении.
В последние секунды жизни, у человека перед глазами пробегают абсолютно все моменты его существования, начиная от маленьких радостей и улыбок, и, заканчивая печалью или малейшей грустью. Это последнее, что запомнит человек, а вот те эмоции, когда смерть уже совсем близко – это именно то, что завещает он своей душе.
Православная церковь не имеет даже права отслужить покойника – самоубийцу как положено у православных христиан. Ведь это величайший грех! Бог наградил человека таким большим сокровищем – жизнью, и только сам Бог может его отобрать.
В прошлом веке труп самоубийцы считался ничем, его всячески пытались изуродовать, забивали в сердце гвоздь, или же накладывали в рот камни или песок. Предки верили, что, таким образом, душа останется вместе с телом, и не будет страдать.
А вот сегодня, специалисты интересуются вопросом, куда попадает душа самоубийцы? Пообщавшись с людьми, которые смогли спастись и выжить, но, побывав одной ногой на том свете, выводы очень интересны и загадочны. Большинство без проблем описывают те места, где им удалось побывать на том свете. Люди как будто бы рассказывают выученную на память историю. Иногда эти места различаются только лишь местом, но ощущения и эмоции люди испытывают одинаковые.
На первый взгляд – самоубийство поможет во всех проблемах, но думать нужно не только о себе.
Но вот если так уже произошло, и выхода уже нет, стоит задуматься, как помочь душе самоубийцы. Теперь все только в силах родственников и близких. Не стоит винить себя во всех грехах покойника. Первое, что нужно сделать – это сходить в церковь и посоветоваться с батюшкой. Для того, чтобы душа покойника-самоубийцы хоть как-то могла себя успокоить в аду, нужно читать Псалтырь. Эта Священная Книга приносит очень много пользы и надежд. Следует верить в Бога, никогда не отчаиваться и читать ее каждый день. Кроме этого, есть специальные акафисты за упокоение души. Они тоже очень помогают людскому горю.
Можно разделить чтение этих двух книг на вечер и утро. Но читать необходимо обязательно. Что касается церкви, то это единое место, откуда можно черпать надежду и покой. Многие считают, что с покойниками проще всего говорить на кладбище. На их взгляд, таким образом, они сближаются с его душой, и разговор идет сам по себе. Но это не так. Вряд ли человеческая душа будет ждать кого-то на таком угрюмом месте. Церковь – это именно то место, куда она примчится.
А вот как спасти душу самоубийцы никому не известно. Ведь самоубийство – это такой грех, который церковь не может оправдать. Как спасать душу человека, который сам, добровольно пришёл к выводу навсегда закрыть свою душу от Бога. За самоубийцу не имеют права, молится священники, за таких людей нельзя даже свечку ставить, не говоря уже о подаче записки. Как правило, возле гроба людей, которые умерли своей смертью, читается молитва. За него молится священник. А вот, что касается самоубийц, это абсолютно запрещено. Никакой священнослужитель не согласиться на такой поступок. Единственное, что остается бедным родственникам – это читать молитву возле гроба покойника самостоятельно. Иногда бывали даже такие случаи, когда читатель просто сходил сума, не закончив чтение молитвы до конца.
Находясь возле трупа самоубийцы, человек может ощутить все те эмоции, которые ощущал этот покойник во время смерти. Да и то место, где был совершен суицид, тоже, как правило, овеяно мистикой и страхом. Ведь и правда, мало кто выдержит такой психологический напор.
В заключение можно сказать, что сами не понимая и не желая, люди все равно ощущают всю боль и страдания пережитой смерти. Лучше прожить жизнь до конца, перебороть все проблемы пережить угрюмые дни, чем отдать свою душу на вечные страдания в руки ада.
Существует множество народных примет, которые известны с давних времён. Многие из них связаны с поведением птиц. Синичка считается хорошей и доброй птичкой, поэтому и приметы, связанные с ней сулят бл...
Самоубийство как причина смерти занимает в Северной Америке седьмое место. Грубо говоря, I человек из 100 совершает в течение жизни попытку самоубийства. Раньше или позже вам, возможно, придется столкнуться с попыткой самоубийства кого-то, кого вы знаете. Проверьте свои знания о самоубийстве, сравнив их с представленной ниже информацией.
Какие факторы влияют на количество самоубийств?
Время года.
Количество самоубийств в разное время года очень различно, но возникают некоторые закономерности. В противоположность общепринятому мнению, количество самоубийств несколько меньше среднего в период между Днем благодарения и Рождеством. С другой стороны, под Новый год происходит больше самоубийств, чем в любой другой день. Существует также понятие «эффект понедельника», означающее более высокий процент самоубийств, происходящих в первый день недели.
Пол.
В самоубийстве мужчинам принадлежит сомнительное преимущество перед женщинами. В 3 раза больше мужчин, чем женщин, совершают окончательное самоубийство, но женщины делают больше попыток. Мужские попытки самоубийства чаще приводят к смерти, потому что обычно мужчины выбирают пистолет или другой способ, вызывающий смерть. Женщины обычно делают попытки самоубийства, принимая чрезмерную дозу лекарств, поэтому остается больше шансов помочь, если успеть до наступления смерти. К сожалению, женщины стали применять более смертоносные способы по сравнению с прошлым. Это в сочетании с большим процентом попыток самоубийства скоро может поставить женщин наравне с мужчинами по риску смерти от самоубийства.
Возраст.
Количество самоубийств связано и с возрастом. Случаи самоубийств становятся нередкими с юношеского возраста. В ранней молодости (20-24 года) происходит резкий рост числа самоубийств, а потом их число постепенно повышается вплоть до 44 лет. В результате более половины всех жертв самоубийств люди старше 45 лет. Однако сейчас происходит постоянное увеличение числа самоубийств среди подростков и молодежи.
Частично рост числа молодежных самоубийств приходится на студенческую среду, где самоубийство является основной причиной смерти. В противоположность общепринятому мнению, самое опасное время студенческих самоубийств - эта первые 6 недель семестра, а не последние экзамены. Обучение является фактором некоторых случаев самоубийств, но лишь в тех случаях, когда студенты, склонные к самоубийству, не справились со своими завышенными стандартами. Некоторые из них были хорошими студентами. Другими важными факторами студенческих самоубийств являются хронические проблемы здоровьяи трудности межличностных отношений.
Доход.
Такие профессии, как медицина и психиатрия, имеют процент самоубийств выше среднего. В целом самоубийство довольно демократично. В одинаковой степени это проблема и богатых и бедных.
Супружеский статус.
Супружество (если оно удачно) может быть лучшей естественной защитой против суицидных попыток. Наибольший процент приходится на разведенных, следующий высокий процент принадлежит вдовцам и вдовам, более низкий процент наблюдается среди одиноких людей, а самый низкий - у женатых и замужних.
Прямые причины самоубийства.
- Наркотическая или алкогольная зависимость.
- Прежняя попытка самоубийства
- Депрессия или другое расстройство настроения.
- Чувство безнадежности и ничтожности.
- Антисоциальное, импульсивное или агрессивное поведение.
- Тяжелые формы тревожности, панические приступы.
- Семейная история суицидального поведения.
- Стыд, унижение, провалы и отвержение.
- Доступ к огнестрельному оружию.
Как правило, существует предыстория межличностных осложнений с семьей, родственниками со стороны мужа или жены, с любовниками или супругами. Часто причиной самоубийства являются проблемы с алкоголем или наркотиками, а также сексуальные проблемы и трудности на работе. Депрессия является фактором в 70% всех случаев самоубийств. Факторы, подобные названным, приводят человека к неотвязной мысли о смерти как об «ответе на страдания индивида. Обычно существует разрыв отношений с другими, что заставляет человека чувствовать себя изолированным и непонятым. Представление о самом себе становится слишком негативным. Человек чувствует себя бесполезным и беспомощным и хочет умереть. Глубокие ощущения безнадежности являются предупреждением о том, что риск самоубийства очень высок. Совсем не обязательно, чтобы такое состояние длилось долго перед тем, как появится желание самоубийства. Любой человек может сразу достичь состояния глубокой депрессии, достаточной для того, чтобы совершить попытку самоубийства. Для обычного (среднего) человека наиболее опасными являются периоды разводов, расставания, отвержения, провалов. Каждая ситуация может казаться непереносимой и служить причиной сильного желания умереть, исчезнуть или достичь облегчения.
Причины возрастающего числа самоубийств среди подростков остаются неясными. Как и у взрослых, часто за проблемой самоубийства стоят наркотики, депрессия, школа, сверстники, семья, разведенные родители или разрыв любовных отношений. Ухудшает положение то, что большинство подростков, совершающих попытки самоубийства, социально изолированы или бедны, что затрудняет решение проблем в личных взаимоотношениях.
Многие случаи подростковых самоубийств связаны с нереальными мечтами и стремлением к совершенству. Например, родители могут создать у подростков чувство отчаяния, требуя от детей достижения невыполнимых высоких стандартов. Даже без родительского давления подростки могут чувствовать свою несостоятельность в учебе, спорте или любви. Слишком высокие ожидания и необычная чувствительность к обиде и разочарованию могут при малейшем «провале» низвергнуть самооценку с вершины до подножия. И вновь возникают чувства беспомощности, безнадежности и желание исчезнуть.
Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта
В то время как души людей, естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: "Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой". Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы "покончить со всем", а оказывается, что там-то все для них только начинается.
Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он надеялся так соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: "Я попал совсем не туда, где находилась она... То было какое-то ужасное место... И я сразу понял, что сделал огромную ошибку" (Raymond A. Moody, MD, Life after Life, Bantam Books, NY 1978, стр. 143).
Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год
Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-то темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они сознавали, что это им наказание за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в потустороннем мире нести еще большее.
Один мужчина, переживший временную смерть, рассказывал: "Когда я попал туда, я понял, что две вещи абсолютно воспрещаются: убить себя и убить другого человека. Если бы я решил покончить с собой, то это означало бы бросить в лицо Богу данный Им ныне дар. Лишить же жизни другого человека – значило бы нарушить Божий план о нем" (Raymond A. Moody, MD, Life after Life, Bantam Books, NY 1978, стр. 144).
Общее впечатление врачей-реаниматоров таково – самоубийство очень сурово наказывается. Доктор Брус Грэйсон (Bruce Greyson), психиатр при отделе скорой помощи при Коннектикутском университете, обстоятельно изучивший этот вопрос, свидетельствует, что никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни (Raymond A. Moody, MD, The Light Beyond, Bantam Books, NY 1990, стр. 99). Хотя тот мир несравненно лучше нашего, но здешняя жизнь имеет очень важное подготовительное значение. Только Бог решает, когда человек достаточно созрел для вечности.
Сорокасемилетняя Беверли рассказывала, как она счастлива, что осталась живой. Будучи еще ребенком, она переносила много горя от своих жестоких родителей, которые ежедневно издевались над ней. Уже будучи в зрелом возрасте, она не могла без волнения рассказывать о своем детстве. Однажды в семилетнем возрасте, доведенная своими родителями до отчаяния, она бросилась головой вниз и разбила себе голову о цемент. Во время клинической смерти ее душа видела знакомых детей, окруживших. ее бездыханное тело. Вдруг вокруг Беверли засиял яркий свет, из которого неизвестный голос сказал ей: "Ты сделала ошибку. Твоя жизнь не тебе принадлежит, и ты должна вернуться". На это Беверли возразила: "Но ведь никто не любит меня и никто обо мне не хочет заботиться". – "Это правда, – ответил голос, – и в будущем никто не будет заботиться о тебе. Поэтому научись сама заботиться о себе". После этих слов Беверли увидела вокруг себя снег и сухое дерево. Но тут откуда-то повеяло теплом, снег растаял, и сухие ветки дерева покрылись листьями и спелыми яблоками. Подойдя к дереву, она стала срывать яблоки и с удовольствием есть их. Тут она поняла, что как в природе, так и в каждой жизни есть свои периоды зимы и лета, которые составляют единое целое в плане Творца. Когда Беверли ожила, она стала по-новому относиться к жизни. Став взрослой, она вышла замуж за хорошего человека, имела детей и была счастлива (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. "To Hell and Back", 1993, стр. 184).
Рай и ад
Что представляет собой Небо? Где оно? В разговорной речи люди обозначают Небо "вверху", а ад "внизу". Люди, видевшие во время своей клинической смерти состояние ада, неизменно описывали приближение к нему как именно спуск. Хотя, конечно, "верх" и "низ" – это условные понятия, однако, все же будет неправильным считать Небо и ад лишь за разные состояния: они -два разных места, хотя не поддающихся географическому описанию. Ангелы и души умерших могут быть только в одном определенном месте, будь то Небо, ад или земля. Мы не можем обозначить место духовного мира, потому что он находится вне "координат" нашей пространственно-временной системы. То пространство другого рода, которое, начинаясь здесь, простирается в новом, не уловимом для нас направлении.
Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство "прорывается" в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский – восходящие душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть "туда", она ограничена фактом, что те "места", находятся вне нашего трехмерного пространства.
Большинство современных рассказов людей, переживших клиническую смерть, описывают места и состояния "близкие" к нашему миру, еще по эту сторону "границы". Однако встречаются и описания мест, напоминающих рай или ад, о которых говорит Священное Писание.
Так, например, в сообщениях д-ра Георга Ритчи, Бетти Мальц, Матрица Раулинга и других фигурирует и ад – "змеи, гады, невыносимый смрад, бесы". В своей книге "Возвращение из завтра" д-р Ритчи рассказывает о случившемся с ним самим в 1943 году, когда он видел, картины ада. Там привязанность грешников к земным желаниям была неутолима. Он видел убийц, которые были как бы прикованы к своим жертвам. Убийцы плакали и просили у погубленных ими прощения, но те не слышали их. Это были бесполезные слезы и просьбы.
Томас Уэлч (Thomas Welch) рассказывает, как, работая на лесопилке в Портланде, штат Орегон, он поскользнулся, упал в речку и оказался придавленным огромными бревнами. Рабочим потребовалось больше часа, чтобы найти его тело и достать из-под бревен. Не видя в нем никаких признаков жизни, они сочли его умершим. Сам же Томас в состоянии своей временной смерти оказался на берегу необъятного огненного океана. От вида несущихся волн горящей серы он остолбенел от ужаса. Это была геенна огненная, описать которую нет человеческих слов. Тут же, на берегу геенны огненной, он узнал несколько знакомых лиц, которые умерли раньше него. Все они стояли в оцепенении от ужаса, глядя на перекатывающиеся огненные валы. Томас понимал, что уйти отсюда нет никакой возможности. Он стал жалеть, что раньше мало заботился о своем спасении. О, если бы он знал, что ждет его, он бы жил совсем иначе.
В это время он заметил кого-то, идущего вдали. Лицо незнакомца отображало великую силу и доброту. Томас сразу понял, что это Господь и что только Он может спасти его душу, обреченную в геенну. У Томаса возникла надежда, что Господь заметит его. Но Господь шел мимо, смотря куда-то вдаль, "Вот-вот Он скроется, и тогда всему конец" – подумал Томас. Вдруг Господь повернул Свое лицо и взглянул на Томаса. Это все, что надо было – лишь один взгляд Господа! В одно мгновение Томас оказался в своем теле и ожил. Еще он не успел открыть глаза, как явно услышал молитвы рабочих, стоявших вокруг. Много лет спустя Томас помнил все, что увидел "там" во всех мельчайших подробностях. Этот случай невозможно было забыть (свой случай он описал в книжице "Oregon"s Amazing Miracle", Christ tor the Nations, Inc., 1976).
Пастор Кэннет Хейджин (Kenneth Е. Hagin) вспоминает, как в апреле 1933-го года, когда он жил в Маккиней, штат Техас, его сердце перестало биться, а душа вышла из тела. "После этого я стал спускаться все ниже и ниже, и чем больше я спускался, тем темнее и жарче становилось. Потом еще глубже я начал замечать на стенах пещер мерцание каких-то зловещих огней – очевидно, адских. Наконец, большое пламя вырвалось и потянуло меня. Уже много лет прошло с тех пор, как это случилось, а я до сих пор как наяву вижу перед собой это адское пламя.
Достигнув дна пропасти, я почувствовал около себя присутствие какого-то духа, который начал вести меня. В это время над адской тьмой прозвучал властный Голос. Я не понял, что он сказал, но почувствовал, что это – глас Бога. От силы этого голоса затрепетало все преисподнее царство, как листья на осеннем дереве при дуновении ветра. Тотчас дух, толкавший меня, выпустил меня, и вихрь понес меня обратно наверх. Постепенно опять стал светить земной свет. Я оказался снова в моей комнате и впрыгнул в свое тело, как человек впрыгивает в свои брюки, Тут я увидел свою бабушку, которая начала говорить мне: "Сыночек, а я думала, что ты умер".
Через некоторое время Кеннет стал пастором одной из протестантских церквей и посвятил свою жизнь Богу. Этот случай он описал в брошюре "Мое свидетельство".
Д-р Раулингз посвящает целую главу в своей книге рассказам людей, побывавших в аду. Одни, например, видели там огромное поле, на котором грешники в боевой схватке без отдыха калечили, убивали и насиловали друг друга. Воздух там насыщен невыносимыми воплями, ругательствами и проклятиями. Другие описывают места бесполезного труда, где жестокие демоны удручают души грешников переносом тяжестей с одного места на другое.
Невыносимость адских мук еще проиллюстрирована следующими двумя рассказами из православных книг. Один расслабленный, промучившись много лет, наконец, взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: "Твои грехи требуют.очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай". Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него.
Но вот наконец появился Ангел и спросил: "Каково тебе, брат?" – "Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!" – "Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два,часа". Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. "Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость".
Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже (из писем Святогорца, стр. 183-я, письмо 15-е, 1883 год).
Вот рассказ про двух друзей, из которых один ушел в монастырь и вел там святой образ жизни, а другой остался в миру и жил греховно. Когда друг, живший греховно, внезапно умер, его друг-монах стал молить Бога открыть ему участь его товарища. Однажды во сне явился ему умерший друг и стал рассказывать о своих невыносимых мучениях и о том, как неусыпающий червь гложет его. Сказав это, он приподнял свою одежду до колена и показал свою ногу, которая вся была покрыта страшным червем, снедавшим ее. От ран на ноге исходил такой ужасный смрад, что монах тотчас проснулся. Он выскочил из келий, оставив дверь открытой, а смрад из келий разлился по всему монастырю. Так как от времени зловоние не уменьшалось, то всем монахам пришлось переселиться в другое место. А монах, видевший адского узника, всю свою жизнь не смог избавиться от прилепившегося к нему смрада (из книги "Вечные загробные тайны", издание Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне).
В противоположность этим картинам ужаса, описания Неба всегда светлы и радостны. Так, например, Фома N., ученый мировой известности, утонул в бассейне, когда ему было пять лет. К счастью, один из родственников заметил его, достал из воды и отвез в больницу. Когда остальные родственники собрались в больнице, доктор объявил им, что Фома скончался. Но неожиданно для всех Фома ожил. "Когда я оказался под водой, – рассказывал потом Фома, – то почувствовал, что лечу сквозь длинный туннель. На том конце туннеля я увидел Свет, который был настолько ярким, что можно было осязать его. Там я увидел Бога на троне и внизу людей или, вероятно, ангелов, окружающих престол. Когда я приблизился к Богу, Он сказал мне, что мое время еще не пришло. Я хотел было остаться, но внезапно очутился в своем теле". Фома утверждает, что это видение помогло ему найти правильный жизненный путь. Он захотел стать ученым, чтобы глубже постичь сотворенный Богом мир. Несомненно, он сделал большие успехи в этом направлении (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. "To Hell and Back," 1993, стр. 167).
Бетти Мальц в своей книге "Я видела вечность", вышедшей в 1977-ом году, описывает, как сразу после смерти она оказалась на чудесном зеленом холме. Ее удивило, что имея три операционных раны, она стоит и ходит свободно и без боли. Над ней яркое синее небо. Солнца нет, но свет повсюду. Под босыми ногами – трава такого яркого цвета, какого на земле она не видела; каждая травинка как живая. Холм был крутой, но ноги двигались легко, без усилия. Яркие цветы, кусты, деревья. Слева от нее – мужская фигура в мантии. Бетти подумала: "Не Ангел ли это?" Они шли, не разговаривая, но она поняла, что он не был чужим и что он знал ее. Она чувствовала себя молодой, здоровой и счастливой. "Я чувствовала, что я имею все, чего когда-либо желала, была всем, чем когда-либо хотела быть, шла туда, где я всегда мечтала быть". Потом перед ее взором прошла вся ее жизнь. Она увидела свой эгоизм, и ей было стыдно, но она чувствовала вокруг себя заботу и любовь. Она и ее спутник подошли к чудесному серебряному дворцу, "но башен не было". Музыка, пение. Она слышала слово "Иисус". Стена из драгоценных камней; ворота из жемчуга. Когда ворота на мгновение приоткрылись, она увидела улицу в золотом свете. Она никого не видела в этом свете, но поняла, что это – Иисус. Она хотела войти во дворец, но вспомнила отца и вернулась в тело. Это переживание привело ее ближе к Богу. Она теперь любит людей.
Святой Сальвий Альбийский, галльский иерарх шестого века, вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня, и рассказал своему другу Григорию Турскому следующее; "Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих.
Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье.
Затем голос из облака сказал: "Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви". А я пал ниц на землю и заплакал. "Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?" Но голос ответил: "Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место". Тогда я плача пошел обратно через ворота, в которые вошел".
Другое замечательное видение Неба описано святым Андреем Христа ради юродивым, славянином, жившим в Константинополе в девятом веке. Однажды во время суровой зимы святой Андрей лежал на улице и умирал от холода. Вдруг он ощутил в себе необычайную теплоту и увидел прекрасного юношу с лицом, светящимся, как солнце. Этот юноша повел его в рай, на третье Небо. Вот что св. Андрей рассказывал, вернувшись на землю:
"По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении... Я видел себя в раю, и здесь я дивился несказанной прелести этого прекрасного и дивного места. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мое зрение, и от ветвей их исходило приятное благоухание... Эти деревья нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву, В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от их сладкозвучного пения я не помнил себя...
После этого мне показалось, что я стою наверху небесной тверди, передо мной же ходит какой-то юноша со светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу... Когда я последовал за ним, то увидел высокий и красивый крест подобный радуге, а кругом его – огнеподобных певцов, которые воспевали и славословили Господа, распятого за нас на кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко кресту, поцеловал его и дал знак и мне, чтобы я сделал то же... Лобызая крест, я наполнился несказанной радости и почувствовал благоухание сильнее прежнего.
Идя дальше, я посмотрел вниз и увидел под собой как бы морскую бездну. Юноша, обратившись ко мне, сказал: "Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше", – и подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидел дивных мужей, их не передаваемую на человеческом языке радость... И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то блистающей, как молния, завесе, перед которой стояли юноши, видом подобные пламени... И сказал мне водивший меня юноша: "Когда откроется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Тогда поклонись престолу славы Его". ... И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Самого Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимы летали вокруг Его. Он был облачен в багряную одежду; лицо Его сияло, и Он с любовью взирал на меня. Увидев это, я пал пред Ним ниц, кланяясь Пресветлому и Престолу славы Его.
Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить; Даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал перед своим Владыкой. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем – не понимаю и сам, как я снова очутился в раю".
(Интересно добавить, что когда святой Андрей, не видя Девы Марии, спросил, где Она, Ангел объяснил ему: "Ты думал увидеть здесь Царицу? Ее здесь нет. Она сошла в бедственный мир – помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надо возвратиться".)
Итак, согласно житиям святых и рассказам в православных книгах, душа попадает на небо уже после того, когда она покинула этот мир и прошла пространство между этим миром и Небом. Нередко это прохождение сопровождается кознями со стороны бесов. При этом всегда Ангелы ведут душу на Небо, и она никогда не попадает туда самостоятельно. Об этом писал и святитель Иоанн Златоуст: "Тогда ангелы отвели Лазаря... ибо душа не сама собой отходит к той жизни, что для нее невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то тем паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни". Очевидно, современные рассказы, о свете и о местах дивной красоты передают не действительные посещения этих мест, а лишь "видения" и "предвкушения" их на расстоянии.
Подлинное посещение Неба всегда сопровождается явными знамениями Божественной благодати: иногда дивным благоуханием, сопровождаемым чудесным укреплением всех сил человека. Например, благоухание так напитало святого Савелия, что ему более трех дней не требовалось еды и питья, и только когда он рассказал об этом, благоухание исчезло. Глубокий опыт посещения Неба сопровождается чувством благоговения перед величием Божиим и сознанием своего недостоинства. При этом личный опыт Неба недоступен точному описанию, потому что "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его" и "теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же у видим лицом к лицу" (1 Кор. 2:9 и 13:12).
Александр Милеант,
Из книги "На пороге жизни и смерти".
Выбери жизнь со Христом!
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)
"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего,
слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…"
(Втор. 30:19-20)
0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.