Маленькие дети часто спрашивают своих родителей о том, что такое и из чего обычно состоит воздух. Но не каждый взрослый может ответить правильно. Конечно, все изучали строение воздуха в школе на уроках природоведения, но с годами эти знания могли забыться. Попытаемся их восполнить.
Что такое Воздух?
Воздух - это уникальная «субстанция». Его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Именно поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят - воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Почувствовать его можно лишь, когда дует сильный ветер или появляется неприятный запах.
Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить и работать ни один живой организм, а значит, все люди и животные погибнут. Он не обходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.
Где найти свежий воздух?
Самый полезный воздух находится:
- В лесах, особенно сосновых.
- В горах.
- Около моря.
Воздух в этих местах отличается приятным ароматом и обладает полезными для организма свойствами. Это объясняет, почему детские оздоровительные лагеря и различные санатории располагаются неподалеку от лесных массивов, в горах или на морском побережье.
Насладиться свежим воздухом можно лишь подальше от города. По этой причине многие люди покупают дачные участки за пределами населенного пункта. Некоторые переезжают на временное или постоянное местожительство в деревню, строят там дома. Особенно часто так делают семьи с маленькими детьми. Люди уезжают, ведь воздух на территории города является сильно загрязненным.
Проблема загрязнения свежего воздуха
В современном мире проблема загрязнения окружающей среды особенно актуальна. Работа современных заводов, предприятий, атомных электростанций, автомобилей негативно отражается на природе. Они выкидывают в атмосферу вредные вещества, которые загрязняют атмосферу. Поэтому, очень часто люди в городских поселениях испытывают нехватку свежего воздуха, что очень опасно.
Серьезную проблему несет тяжелый воздух внутри плохо проветриваемого помещения, особенно если в нем находятся компьютеры и другая техника. Присутствуя в таком месте, человек может начать задыхаться от недостатка воздуха, у него появляются боли в голове, возникает слабость.
Если верить статистики, составленной Всемирной организацией здравоохранения, около 7 миллионов человеческих смертей в год связано с поглощением загрязненного воздуха на улице и в закрытых помещениях.
Вредный воздух - считается одной из главных причин возникновения такого ужасного заболевания, как рак. Так утверждают организации, занимающиеся изучением онкологических заболеваний.
Следовательно, необходимо принимать меры профилактики.
Как получить свежий воздух?
Человек будет здоров, если ежедневно сможет дышать свежим воздухом. Если нет возможности переехать за город из-за важной работы, отсутствия денег или по другим причинам, то необходимо искать выход из ситуации на месте. Чтобы организм получал необходимую норму свежего воздуха, следует придерживаться следующих правил:
- Чаще бывать на улице, например, прогуливаться по вечерам в парках, садах.
- Выезжать по выходным на прогулку в лес.
- Постоянно проветривать жилые и рабочие помещения.
- Посадить больше зеленых растений, особенно в рабочих кабинетах, где есть компьютеры.
- Желательно раз в год посещать курорты, расположенные на море или в горах.
Из каких газов состоит воздух?
Ежедневно каждую секунду люди делают вдох и выдох, совершенно не задумываясь о воздухе. Люди никак не реагируют на него, несмотря на то, что он окружает их повсюду. Вопреки свой невесомости и невидимости для человеческого глаза, воздух имеет довольно сложную структуру. Он включает взаимосвязь нескольких газов:
- Азот.
- Кислород.
- Аргон.
- Углекислый газ.
- Неон.
- Метан.
- Гелий.
- Криптон.
- Водород.
- Ксенон.
Основную долю воздуха занимает азот , массовая доля которого равняется 78 процентам. 21 процент от общего числа приходится на кислород - самый незаменимый для жизни человека газ. Оставшиеся проценты занимают другие газы и водяной пар, из которого образовываются облака.
Может возникнуть вопрос, почему так мало кислорода, всего чуть больше 20%? Этот газ является реактивным. Поэтому, при увеличении его доли в атмосфере, значительно возрастет вероятность возникновения пожаров в мире.
Из чего состоит воздух, которым мы дышим?
Два главных газа, составляющие основу воздуха, которым мы дышим каждый день:
- Кислород.
- Углекислый газ.
Вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Такую информацию знает каждый школьник. Но откуда берется кислород? Основной источник выработки кислорода - зеленые растения. Они же являются потребителями углекислого газа.
Интересно устроен мир. Во всех происходящих жизненных процессах соблюдается правило сохранения баланса. Если откуда-то что-то ушло, то куда-то что-то пришло. Так и с воздухом. Зеленые насаждения вырабатывают кислород, необходимый человечеству для дыхания. Люди потребляют кислород и выделяют углекислый газ, которым, в свою очередь, питаются растения. Благодаря этой системе взаимодействия, на планете Земля существуют жизнь.
Зная, из чего состоит воздух, которым мы дышим, и как сильно он загрязнен в современное время, необходимо беречь растительный мир планеты и делать все возможное для увеличения представителей зеленых растений.
Видео о составе воздуха
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа №14
с углубленным изучением отдельных предметов»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс
« Свойства воздуха.
Охрана воздуха»
«Урок для школьников с применением информационно-коммуникационных технологий»
Кононова Оксана
Николаевна,
учитель
начальных классов
Пояснительная записка
УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Урок в 3-м классе по теме « Свойства воздуха. Охрана воздуха » изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».
Цель урока : выяснить свойства воздуха опытным путем;
определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.
Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.
Тип урока : изучение нового материала.
Форма урока : урок-исследование.
ТСО : проектор, экран, компьютер.
Оборудование :
Оборудование для проведения опытов;
Презентация (Приложение 1);
Видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).
План урока
1. Организационный момент. 1 мин
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин
2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин
4. Физкультминутка. 2 мин
1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин
2) Охрана воздуха. 7 мин
6. Закрепление изученного. 3 мин
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин
8. Домашнее задание. 1 мин
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. | Учащиеся сидят в группах. |
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1 Сформулируйте тему урока. На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить? А что бы вы еще хотели узнать о воздухе? Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы. А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой? Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем». А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды? Что же такое воздух? На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2 Восстановите диаграмму. | Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ. (Мы продолжаем изучать тему воздух). Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим) Что такое воздух? (смесь газов) Как обнаружить воздух? Какие свойства есть у воздуха? Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять. Проведем опыты или исследования Используем свой жизненный опыт Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя. (Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут). (Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов). Восстанавливают диаграмму. |
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний. 1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали? В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты. Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы: | (Да) Ответы детей 1. Работать дружно. 2. Быть внимательным друг к другу. 3. Быть вежливым. 4. Помогать товарищу. 5. Доброжелательно относиться друг к другу. |
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? | Проводят опыт. Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха). |
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь (Р.т.стр.20 зад.42). | Проводят опыт. Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух). ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. |
2) Свойства воздуха. Опыты. Какими же свойствами обладает воздух? Слайд 3 Как нам это узнать? Результаты будем записывать в таблицу. Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. | Будем проводить опыты |
ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе? О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4 | Проводят опыт Нет, нет Да Заполняют таблицу. (Воздух прозрачен .) |
ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета? Какого цвета школьная парта? Школьная доска? А какого цвета воздух? О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5 | Проводят опыт. (Зеленые) Ответы детей. (Нет цвета) Заполняют таблицу. (Воздух безцветен. ) |
ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс. - Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6 - Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы. | Проводят опыт. Заполняют таблицу. (Воздух не имеет запаха. ) Проверка таблицы. |
- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. – У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом. – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно. – Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно. – А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение: Веет стужею январь, Рябчик, тетерев, глухарь Глубоко зарылись в снег. Он их греет, словно мех. Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8 - Заполните четвертый столбик таблицы. - Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? | Заполняют таблицу. (Воздух плохо проводит тепло .) (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду). |
Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик? Обратимся к учебнику стр. 52 | (Еще есть свойства воздуха). |
ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит? - Почему это стало возможным? Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим? Почему? Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха». Дорогие ребята - исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства. Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении? | (Из трубки стали выходить пузырьки воздуха) - Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется . (Выделение пузырьков прекратится) Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается . Читает ученик. Воздух Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим, Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим. |
4. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Воздух поможет вам отдохнуть. 1. Упражнение « Цветочная поляна». А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат? Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!) 2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте. 3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи». | |
5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9 В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека. А вот в городах воздух совсем другой. А какой? К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!» Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано? Ребята, от чего воздух может загрязняться? Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Какая играла музыка во время просмотра фильма? Источниками загрязнения воздуха могут быть: Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10 | (Загрязненный. ) (Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень). ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ. ___________________ ___________________ ___________________ (Очень тревожная). В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух. Пожары. Извержения вулканов, Загрязнение земли непереработанным мусором (свалки). |
2) Охрана воздуха. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле! Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ. Что же делают люди, чтобы воздух был чистым? Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн) Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг) Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. Сделайте вывод. | (На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…) Работа в группах. установка очистных сооружений озеленение окружающей среды Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте. |
6. Закрепление изученного. Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Кислород (Д) Азот (М) Да (П) Нет (Г) Проверка. (Воздух – ДРУГ) | |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Назовите тему урока одним словом Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»? Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы? Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке? Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля? | (Воздух) (Жизнь!) |
8. Домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания. Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха» |
Список литературы:
Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин
Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир"
Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com