Осветительные приборы

Грановская крижанская творчество и преодоление стереотипов. Защитные механизмы (2) - Реферат

Грановская крижанская творчество и преодоление стереотипов. Защитные механизмы (2) - Реферат

Как найти смысл жизни и сделать ее и лично значимой, и общественно полезной?

Способы решения этих проблем во многом определяются и тесно связаны с возможностью преодоления подсознательных психологических барьеров и осознанных стереотипов, а также социальных защит. Способам решения таких проблем посвящены некоторые из моих книг: «Элементы практической психологии» (83), «Творчество и преодоление стереотипов» (82), «Защита личности» (84), «Психологическая защита».

Итак, сегодня резко повысилась необходимость в разных формах адаптации, но почему это должно быть связано с религиозной верой? На этот вопрос я могу ответить по-разному. С позиции практического психолога и преподавателя. Прежде всего вспоминается, что уже в течение последних пятнадцати лет я отчетливо ощущаю нарастающую потребность своих слушателей в прояснении психологических аспектов веры. По сложившейся традиции, заканчивая чтение курса лекций по практической психологии для студентов, инженеров, аспирантов, преподавателей вузов и руководителей, я проводила опрос. В нем среди других обязательно присутствовал вопрос о тех проблемах, которые актуальны, но не нашли достаточного отражения в прочитанном курсе или вообще в нем не затрагивались. Ответы – достаточно красноречивы. Они звучали как набат.

«Помогите понять, во что сейчас можно верить? Мы потеряли веру в…» и затем длинный список, который можно не приводить, так как он достаточно хорошо известен каждому.

«Потеряв веру в идеалы, людей или себя, мы вместе с тем теряем и уверенность в будущем. Мы ощущаем потерю опоры под собой. Что делать?»

«Мы не имеем внутренних, душевных сил взяться за что-то новое, поскольку думаем, что и это может оказаться ненадежным. У нас опускаются руки, и ничего не хочется. Мы переживаем глубокий душевный кризис!»

Совершенно очевидно, что подобные проблемы – это призыв к психологу. Вместе с тем в наши дни многие люди, не воспитанные на религиозных понятиях, оглядываясь вокруг себя, видят, что люди, искренне верующие в Бога, в ситуации душевного кризиса оказались психически устойчивее. Почему? Одна часть из них, не обременяя себя поисками ответа на этот вопрос, кинулась за помощью в церковь, как раньше в партбюро. Подобная одномоментная замена атеистического сознания сознанием религиозным для многих означала лишь смену разновидности конформизма . Ведь как бы яростно ни отрицали они это сейчас, именно там в течение долгих лет эти люди привыкли находить разъяснения, «как следует осмыслить» то или иное событие общественной жизни. В новой ситуации они особенно остро почувствовали отсутствие и внешних, и глубинных душевных опор, и этот дефицит породил ощущение потерянности.

Так или иначе, но в поисках поддержки и опоры немалая часть наших сограждан стала обращаться к религиозной вере. Заметим, что если одна часть – это обратившиеся за помощью к вере – искренни, то другая устремила свои взоры к религии из чисто корыстных побуждений. То, что принимали за атеистическую убежденность, у большинства людей из этой группы в действительности оказалось безразличием к вопросам и религии, и атеизма. Многие из них теперь, обращаясь к вере, не теряют надежды получить за это различные льготы и блага, как раньше они получали их от партии. У них оживлению интереса к религии сопутствует и своеобразная реакция, напоминающая качание маятника. Если раньше они однозначно негативно оценивали ее, то теперь впадают в другую крайность. Подобный подход поддерживается и средствами массовой информации, способствующими распространению представления о религии только как о носителе духовности и нравственности. Неблаговидные исторические факты и сомнительные социальные функции церкви теперь тщательно отодвигаются на задний план, затушевываются.

Те, кто искренне обратил свои взгляды в сторону веры, начали догадываться, что религия предполагает не только защиту и объяснение идеи личной ответственности, но и содержит программу перестройки человеческой судьбы. Она показывает, что сам человек в той или иной степени несет ответственность как за прошлое, результаты которого сказываются в настоящем, так и за будущее, в котором он сам подготавливает решение своей судьбы. Кроме того, она удовлетворяет потребность многих иметь не только некоторую систему мышления, но и объект поклонения, который придает смысл существованию. А когда человек уверен, что в его жизни существует смысл, он находит в себе силы и может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. Тогда он способен осознать, что ему требуется не только снятие напряжения любой ценой, например за счет наркотиков, агрессии или секса, и даже не просто достижение душевного равновесия, а устремленность к духовному развитию за счет непрестанного движения к цели, составляющей для него смысл жизни.

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?

С глубоким волнением и множеством сомнений начинала я эту книгу. Нет числа великим умам, бившимся над проблемами веры. Ведь это целый мир, и автор поневоле чувствует себя муравьем, которому предстоит взобраться на одну из самых высоких гор. Единственное облегчение, да и то слабое, – это то, что я решаюсь взглянуть на религию исключительно со своих профессиональных позиций психолога и делаю попытку ответить лишь на некоторые вопросы. Чем же отличаются и в чем сходны мировые религии? Какие же душевные потребности удовлетворяет вера? Почему она так важна для человека? Способен ли человек без высших ценностей оставаться человеком? Наконец, почему в переломные, самые тяжелые периоды жизни как отдельных личностей, так и целого народа наблюдается ощутимый поворот в сторону веры? Та к много вопросов и так важно ответить на них сегодня.

Почему сегодня и почему мне, психологу?

На последний вопрос ответить, пожалуй, несколько проще. Наша страна, значительная часть ее народа переживают сейчас трудный период. Первое, что бросается в глаза в бытовом общении, – это непривычный для наших сограждан дефицит доверия между людьми. Кроме того, возникло ощущение хаоса в обществе, страх насилия, обострились экологические проблемы. Понятно, что никакие богатства и комфорт жизни не смогут принести нам мир и счастья, если не будет необходимого доверия между согражданами. Иными словами, изменения происходят не только в общей картине мира, но и в психике отдельного человека. Глубинные изменения в обществе приводят к необходимости пересмотреть свои представления о смысле жизни, осознать свою ответственность за будущее близких людей и всей страны. Обращая свои взоры к тем благополучным странам, где восхваляются достижения цивилизации, мы замечаем, что и у них процветают расовые предрассудки и то и дело вспыхивают религиозные разногласия. Отсюда становится понятным, что до тех пор, пока мы не воспитаем взаимное доверие и терпимость, не будет сделан решающий шаг к достижению душевного равновесия ни внутри страны, ни мира между народами.

Такие глубинные изменения тесно связаны с осознанием проблем смысла жизни и личной ответственности. Долгие годы эти важные проблемы стояли перед нашими соотечественниками не столь остро и совсем в ином плане, чем теперь, и поэтому не вели к нервному перенапряжению. Теперь провоцирующими факторами такой перегрузки выступают прежде всего неуверенность в завтрашнем дне, социальная и экономическая нестабильность. Именно они, являясь причинами дестабилизации психики, и побуждают к поиску опоры, защиты.

В наши дни социальная среда стала предъявлять большинству людей повышенные требования. Многим не под силу адаптироваться, справиться с новыми проблемами самостоятельно. (Это всегда происходит в периоды крушения старых идеалов и традиционного уклада жизни.) В этих условиях в практическую психологию и психотерапию устремилась целая армия дилетантов. Они первыми ринулись в громадный прорыв и объявили себя способными решать любые проблемы. Это и руководители новоиспеченных сект, экстрасенсы, колдуны, астрологи, и разнообразные мистические целители. Многие беззастенчиво принялись эксплуатировать возникшую потребность. Как ни горько это сознавать, они первыми почувствовали, что наступил как раз тот момент, когда каждому лично и всем вместе необходима поддержка. Так, все мы стали свидетелями печальных последствий привлечения молодежи в тоталитарные секты, а оглядка на предсказания астрологов стала буквально повальной. При этом важно понимать, что подобные эпидемии влияния астрологии поддерживаются острым ощущением своей зависимости от чего-то непонятного и неуправляемого.

Кто и как должен отвечать на такой запрос общества?

Представляется, что решение части проблем должно лечь на плечи психологов. Мы (в первую очередь) должны иметь дело с практическими надобностями. Если вопрос мировоззрения стал и психологической проблемой, то необходимо им заниматься. Вся научная и практическая деятельность психолога постепенно подвела меня к такому выводу. Действительно, что является центральной проблемой для практического психолога? Помощь человеку в его конкретных жизненных трудностях. Каковы же они? Оказывается, что при всем разнообразии жизненных ситуаций и судеб типовых проблем не так уж много.

Как улучшить отношения с окружающими людьми?

Как пережить недуги и неудачи близких людей?

Как найти смысл жизни и сделать ее и лично значимой, и общественно полезной?

Способы решения этих проблем во многом определяются и тесно связаны с возможностью преодоления подсознательных психологических барьеров и осознанных стереотипов, а также социальных защит. Способам решения таких проблем посвящены некоторые из моих книг: «Элементы практической психологии» (83), «Творчество и преодоление стереотипов» (82), «Защита личности» (84), «Психологическая защита».

Итак, сегодня резко повысилась необходимость в разных формах адаптации, но почему это должно быть связано с религиозной верой? На этот вопрос я могу ответить по-разному. С позиции практического психолога и преподавателя. Прежде всего вспоминается, что уже в течение последних пятнадцати лет я отчетливо ощущаю нарастающую потребность своих слушателей в прояснении психологических аспектов веры. По сложившейся традиции, заканчивая чтение курса лекций по практической психологии для студентов, инженеров, аспирантов, преподавателей вузов и руководителей, я проводила опрос. В нем среди других обязательно присутствовал вопрос о тех проблемах, которые актуальны, но не нашли достаточного отражения в прочитанном курсе или вообще в нем не затрагивались. Ответы – достаточно красноречивы. Они звучали как набат.

«Помогите понять, во что сейчас можно верить? Мы потеряли веру в…» и затем длинный список, который можно не приводить, так как он достаточно хорошо известен каждому.

«Потеряв веру в идеалы, людей или себя, мы вместе с тем теряем и уверенность в будущем. Мы ощущаем потерю опоры под собой. Что делать?»

«Мы не имеем внутренних, душевных сил взяться за что-то новое, поскольку думаем, что и это может оказаться ненадежным. У нас опускаются руки, и ничего не хочется. Мы переживаем глубокий душевный кризис!»

Совершенно очевидно, что подобные проблемы – это призыв к психологу. Вместе с тем в наши дни многие люди, не воспитанные на религиозных понятиях, оглядываясь вокруг себя, видят, что люди, искренне верующие в Бога, в ситуации душевного кризиса оказались психически устойчивее. Почему? Одна часть из них, не обременяя себя поисками ответа на этот вопрос, кинулась за помощью в церковь, как раньше в партбюро. Подобная одномоментная замена атеистического сознания сознанием религиозным для многих означала лишь смену разновидности конформизма . Ведь как бы яростно ни отрицали они это сейчас, именно там в течение долгих лет эти люди привыкли находить разъяснения, «как следует осмыслить» то или иное событие общественной жизни. В новой ситуации они особенно остро почувствовали отсутствие и внешних, и глубинных душевных опор, и этот дефицит породил ощущение потерянности.

Так или иначе, но в поисках поддержки и опоры немалая часть наших сограждан стала обращаться к религиозной вере. Заметим, что если одна часть – это обратившиеся за помощью к вере – искренни, то другая устремила свои взоры к религии из чисто корыстных побуждений. То, что принимали за атеистическую убежденность, у большинства людей из этой группы в действительности оказалось безразличием к вопросам и религии, и атеизма. Многие из них теперь, обращаясь к вере, не теряют надежды получить за это различные льготы и блага, как раньше они получали их от партии. У них оживлению интереса к религии сопутствует и своеобразная реакция, напоминающая качание маятника. Если раньше они однозначно негативно оценивали ее, то теперь впадают в другую крайность. Подобный подход поддерживается и средствами массовой информации, способствующими распространению представления о религии только как о носителе духовности и нравственности. Неблаговидные исторические факты и сомнительные социальные функции церкви теперь тщательно отодвигаются на задний план, затушевываются.

Annotation

В книге известного российского психолога профессора Рады Грановской вера рассматривается как опора человеческих стремлений и потребностей. Показано воздействие мировых религий на формирование человеческой психологии, вскрыты глубинные связи между силой веры и развитием человека. Анализируется влияние веры на мировоззрение, психическое здоровье и этику современного человека. Использованы обширные материалы, накопленные мировыми религиями, исторические и религиозные, посвященные основоположникам и канонам различных верований, международный и отечественный опыт в области общей психологии. Второе издание монографии (предыдущее вышло в 2004 г.) переработано.

Для психологов, педагогов, философов и студентов профильных факультетов высших учебных заведений.

Pада Грановская

Введение

Часть I. Психологический аспект основных религий мира

Глава 1 Индуизм

Глава 2 Зороастризм

Глава 3 Буддизм

Глава 4 Конфуцианство

Глава 5 Иудаизм

Глава 6 Христианство

Глава 7 Ислам

Часть II. Место веры в структуре психики

Глава 8 Воздействие веры на восприятие мира

Глава 9 Модель мира и ее изменение под влиянием веры

Глава 10 Вторжение в психику и разрушение личности тоталитарной сектой

Заключительное обсуждение

Эволюция представлений о Боге

Каноны – колыбель развития языка и стиля

Этапы становления морали

Прогресс в понимании мироздания

Научные идеи, подлежащие развитию

Социализация через обряды и ритуалы

К чему идем?

Библиография

Pада Грановская

Психология веры

Введение

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?

Мф. 5, 47

С глубоким волнением и множеством сомнений начинала я эту книгу. Нет числа великим умам, бившимся над проблемами веры. Ведь это целый мир, и автор поневоле чувствует себя муравьем, которому предстоит взобраться на одну из самых высоких гор. Единственное облегчение, да и то слабое, – это то, что я решаюсь взглянуть на религию исключительно со своих профессиональных позиций психолога и делаю попытку ответить лишь на некоторые вопросы. Чем же отличаются и в чем сходны мировые религии? Какие же душевные потребности удовлетворяет вера? Почему она так важна для человека? Способен ли человек без высших ценностей оставаться человеком? Наконец, почему в переломные, самые тяжелые периоды жизни как отдельных личностей, так и целого народа наблюдается ощутимый поворот в сторону веры? Та к много вопросов и так важно ответить на них сегодня.

Почему сегодня и почему мне, психологу?

На последний вопрос ответить, пожалуй, несколько проще. Наша страна, значительная часть ее народа переживают сейчас трудный период. Первое, что бросается в глаза в бытовом общении, – это непривычный для наших сограждан дефицит доверия между людьми. Кроме того, возникло ощущение хаоса в обществе, страх насилия, обострились экологические проблемы. Понятно, что никакие богатства и комфорт жизни не смогут принести нам мир и счастья, если не будет необходимого доверия между согражданами. Иными словами, изменения происходят не только в общей картине мира, но и в психике отдельного человека. Глубинные изменения в обществе приводят к необходимости пересмотреть свои представления о смысле жизни, осознать свою ответственность за будущее близких людей и всей страны. Обращая свои взоры к тем благополучным странам, где восхваляются достижения цивилизации, мы замечаем, что и у них процветают расовые предрассудки и то и дело вспыхивают религиозные разногласия. Отсюда становится понятным, что до тех пор, пока мы не воспитаем взаимное доверие и терпимость, не будет сделан решающий шаг к достижению душевного равновесия ни внутри страны, ни мира между народами.

Такие глубинные изменения тесно связаны с осознанием проблем смысла жизни и личной ответственности. Долгие годы эти важные проблемы стояли перед нашими соотечественниками не столь остро и совсем в ином плане, чем теперь, и поэтому не вели к нервному перенапряжению. Теперь провоцирующими факторами такой перегрузки выступают прежде всего неуверенность в завтрашнем дне, социальная и экономическая нестабильность. Именно они, являясь причинами дестабилизации психики, и побуждают к поиску опоры, защиты.

В наши дни социальная среда стала предъявлять большинству людей повышенные требования. Многим не под силу адаптироваться, справиться с новыми проблемами самостоятельно. (Это всегда происходит в периоды крушения старых идеалов и традиционного уклада жизни.) В этих условиях в практическую психологию и психотерапию устремилась целая армия дилетантов. Они первыми ринулись в громадный прорыв и объявили себя способными решать любые проблемы. Это и руководители новоиспеченных сект, экстрасенсы, колдуны, астрологи, и разнообразные мистические целители. Многие беззастенчиво принялись эксплуатировать возникшую потребность. Как ни горько это сознавать, они первыми почувствовали, что наступил как раз тот момент, когда каждому лично и всем вместе необходима поддержка. Так, все мы стали свидетелями печальных последствий привлечения молодежи в тоталитарные секты, а оглядка на предсказания астрологов стала буквально повальной. При этом важно понимать, что подобные эпидемии влияния астрологии поддерживаются острым ощущением своей зависимости от чего-то непонятного и неуправляемого.

Кто и как должен отвечать на такой запрос общества?

Представляется, что решение части проблем должно лечь на плечи психологов. Мы (в первую очередь) должны иметь дело с практическими надобностями. Если вопрос мировоззрения стал и психологической проблемой, то необходимо им заниматься. Вся научная и практическая деятельность психолога постепенно подвела меня к такому выводу. Действительно, что является центральной проблемой для практического психолога? Помощь человеку в его конкретных жизненных трудностях. Каковы же они? Оказывается, что при всем разнообразии жизненных ситуаций и судеб типовых проблем не так уж много.

Как улучшить отношения с окружающими людьми?

Как пережить недуги и неудачи близких людей?

Как найти смысл жизни и сделать ее и лично значимой, и общественно полезной?

Способы решения этих проблем во многом определяются и тесно связаны с возможностью преодоления подсознательных психологических барьеров и осознанных стереотипов, а также социальных защит. Способам решения таких проблем посвящены некоторые из моих книг: «Элементы практической психологии» (83), «Творчество и преодоление стереотипов» (82), «Защита личности» (84), «Психологическая защита».

Итак, сегодня резко повысилась необходимость в разных формах адаптации, но почему это должно быть связано с религиозной верой? На этот вопрос я могу ответить по-разному. С позиции практического психолога и преподавателя. Прежде всего вспоминается, что уже в течение последних пятнадцати лет я отчетливо ощущаю нарастающую потребность своих слушателей в прояснении психологических аспектов веры. По сложившейся традиции, заканчивая чтение курса лекций по практической психологии для студентов, инженеров, аспирантов, преподавателей вузов и руководителей, я проводила опрос. В нем среди других обязательно присутствовал вопрос о тех проблемах, которые актуальны, но не нашли достаточного отражения в прочитанном курсе или вообще в нем не затрагивались. Ответы – достаточно красноречивы. Они звучали как набат.

Творчество и преодоление стереотипов. 1994. - 192 с.

Книга известных петербургских психологов, посвященная проблемам творчества самораскрытия личности и снятия психологических барьеров, открывает новую серию «Авторитеты». В эту серию войдут научные, научно-популярные и методические работы, авторитетных социологов, психологов, педагогов, посвященные актуальным проблемам гармоничного развития личности в условиях современного общества

Издание ориентировано на широкий круг читателей.

ISBN 5-83-080080-2

@ 1994, Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская © 1994, Издательство ОМС, оформление при содействии АОЗТ «Дорваль»

В оформлении книги использованы работы С. Красаускаса оригинал-макет выполнен в системе TеX

Введение

Мы все более и более недовольны обществом, в котором живем. Это понятное недовольство вызывает критику, которая, однако, во многих случаях не проясняет, а затемняет суть проблем, стоящих перед нами. Нередко распространенные схемы критики служат своего рода коллективной психологической защитой для нас всех, не давая возможности осознать истинные причины наших неудач (дабы мы не думали о себе слишком плохо) и в то же время не предоставляя шансов на изменение ситуации.

Причину многих, если не всех, недостатков мы склонны видеть в истории нашего общества. Мы объясняем их длительным господством тоталитарной идеологии, разнообразными пережитками прошлого. Углубляясь в историю, мы прослеживаем становление «национального характера», находя истоки современных проблем в татаро-монгольском иге или крепостном праве. Пытаясь истолковать сегодняшнее положение дел, мы

сравниваем влияние на сознание людей социализма и капитализма, православия и протестантизма и т. д.

Подобные исследования, безусловно, интересны и продуктивны. Однако они неспособны указать нам выход из создавшегося положения, так как, с одной стороны, историю не изменить, а с другой - неясно, какие конструктивные выводы может сделать из них конкретный человек, который, по-видимому, и должен преобразовывать ситуацию.

В то же время большую часть критики, звучащей сейчас в нашем обществе, можно сформулировать в терминах оскудения творческого начала, острой нужды в интеллектуально инициативных личностях, способных к творческим преобразованиям.

Мы недовольны растущей унификацией нашей частной - семейной и индивидуальной - жизни, вынужденно одинаковой одеждой, пищей, развлечениями, мыслями, стереотипами, явственной враждебностью общества к любой форме оригинальности или просто отличности от общепринятого.

Мы недовольны всепроникающей массовой культурой, вытесняющей культуру подлинную, несовместимой с какой бы то ни было духовностью и индивидуализмом в любых его проявлениях.

Мы недовольны нашей системой образования, которая порождает конформистов и вдалбливает в головы стереотипы, формируя людей с «законченным» во всех смыслах образованием вместо того, чтобы воспитывать оригинальных мыслителей.

Мы недовольны застоем и отставанием в нашей науке, редкостью оригинальных и продуктивных ученых, отсутствием смелых идей и масштабных проектов.

Нам недостает инициативных, духовно свободных людей со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуждаемся в их творческих идеях, смелых проектах и новых представлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы: в мышлении, поведении, общественной жизни - и не умеем их преодолевать. Если бы мы могли стать чуть более открытыми и раскованными, чуть менее подверженными стереотипам, чуть более непосредственными - насколько меньше было бы у нас проблем! Нам не хватает творческого начала, творческого подхода к жизни, творчества во всех его формах.

Увеличить количество творчества «на душу населения», вероятно, можно было бы с помощью специального обучения или воспитания. Возможно ли это? И что для этого нужно? В первую очередь необходимо хоть сколько-нибудь ясное представление о внутренней природе процессов творчества, о тех препятствиях, которые обычно мешают творческим проявлениям человека. Однако здесь и обнаруживаются главные трудности.

Когда говорят о творчестве, редко можно услышать сочетания «более» или «менее творческий», хотя говорят же «более общительный» или «менее умный». Похоже, что в нашем обыденном представлении творческие проявления не бывают относительными, они всегда абсолютны: творчество либо есть, либо нет, третьего не дано. Такое отрицание «континуума» творческих проявлений приводит к ложному убеждению, что невозможно развить, расширить имеющиеся творческие способности, что «творчеству не научишь». В то же время это свидетельствует о полной неподвластности процесса творчества субъективному восприятию и рефлексии, которое также способствует убеждению в его полной неуправляемости, неожиданности и непредсказуемости.

То же обыденное представление лежит, по всей видимости, и в основе трудностей профессиональных исследователей творчества - когда они хотят дать ему определение. В

большинстве известных дефиниций творчество определяется не как процесс, а через описание свойств результата, т. е. как некая деятельность, в результате которой получаютогновые знания, формы поведения и т. п., с дальнейшим определением их «новизны».

Вместе с тем очевидно, что если мы не сможем хотя бы схематично и упрощенно представить себе механизм возникновения творческих решений и условия, в которых этот механизм может работать, а будем думать исключительно о результатах творчества, то мы не сможем предложить и какие-либо способы повышения творческого потенциала личности и уж тем более какие бы то ни было способы обучения творчеству.

Представляется разумным рассмотреть следующую схему. То новое, что считается обычно результатом творчества, кажется новым, неожиданным или маловероятным с некоторой точки зрения, в определенной системе координат. Чувство удивления, которое всегда сопровождает восприятие чего-либо неожиданного и маловероятного, служит часто субъективным признаком новизны результата. Однако маловероятное событие в одной системе может с позиции другой системы выглядеть как средне-вероятное или даже обычное. (Так, например, человек, который в некоторой чужой области «изобрел велосипед», будет считать свое решение новым и творческим, хотя с точки зрения специалиста оно может быть вполне стереотипным.)

Для творчества необходима возможность выхода за пределы «своей» системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода, хотя бы кратковременного, на другую платформу, другую точку зрения, с которой человек сможет увидеть невидимое из «своего мира» решение. Однако такие переходы из одного субъективного мира в другой очень непросты, им многое сопротивляется в человеке. С другой стороны, существуют ситуации и условия, з которых такие перемещения существенно облегчаются. Описанию этих ситуаций, психологических приемов и организационных условий, делающих возможным временный отказ от привычных стереотипов и, следовательно, облегчающих поиск новых решений в различных областях деятельности, и посвящена настоящая книга.

В первой главе подробно описаны структура и механизм функционирования модели мира - главной системы координат, определяющей восприятие человеком окружающего мира.

Во второй главе рассматривается система психологической защиты - механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, несоответствующую представлениям человека о мире, а иногда и препятствует порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям.

Третья глава описывает разновидности поведения, которые могут помочь человеку преодолеть давление индивидуальной цензуры, ослабить собственные подсознательные установки, повысить чувствительность к новому и неожиданному и доверие к собственным решениям. Здесь внимание сконцентрировано на том, как человек может сам помочь себе преодолеть наиболее распространенные барьеры мышления и поведения.

В четвертой главе раскрывается ряд наиболее распространенных стереотипов мышления, препятствующих творчеству, и описываются приемы, позволяющие снизить их влияние. Все они связаны с разнообразными способами формирования нового ракурса, иного взгляда на ситуацию, позволяющего отстраниться от давления привычных и общепринятых подходов.

Пятая глава книги посвящена обучению способам борьбы со стереотипами, но не индивидуальным, а групповым. Показано глубинное психологическое влияние группы, облегчающее и ускоряющее «сброс фасада», раскрепощение, которое позволяет вырабатывать разнообразные новые стратегии решения задач. Выдвигается и обосновывается гипотеза, что возникновение новых групповых методик и их эффективность тесно связаны с их нацеленностью на преодоление конкретных видов психологических барьеров.

В шестой главе излагаются групповые методы решения творческих задач. Показано, насколько развитие творческих возможностей личности зависит от стиля мышления.

Седьмая глава иллюстрирует на конкретной задаче - обучении взрослых - тормозящую роль совокупности стереотипов и барьеров в процессе творческого развития. Описаны приемы преодоления возрастных и профессиональных стереотипов.

Восьмая глава - также иллюстративная. Она демонстрирует значение нейтрализации психологической защиты на примере проблемы национальных конфликтов. Вскрываются положительные и отрицательные грани этнических стереотипов, их чрезвычайная устойчивость и инерционность, нарушения логики и восприятия под давлением этноцентризма.

В целом книга представляет дальнейшее развитие идей авторов относительно механизмов творчества, трудностей общения и структуры психологических барьеров, изложенных в их предыдущих книгах: Р. М. Грановская, «Элементы практической психологии» ; Р. М. Грановская, И. Я. Березная, «Интуиция и искусственный интеллект» ; Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, «Грамматика общения» .

также всех структур индивидуальности. Об этом очень подробно рассказывают Р.М.Грановская и Ю.С. Крижанская в своей книге «Творчество и преодоление стереотипов»: «сознание современного человека заблокировано разными ментальными установками, стереотипами восприятия и поведения, навязанными семьей и обществом». Основное противоречие современности заключается, по мнению авторов, в том, что идет «...борьба между наростающей тенденцией стандартизации внутреннего мира и необходимостью его индивидуализации».

Для преодоления стереотипов навязанных извне, необходимо создание внутреннего, творческого стереотипа, характерного для креативной личности. Креативная личность обладает «динамическим стереотипом», в основе которого лежат выработанная и систематизированная последовательность действий, ориентировка на виденье своеобразного и нового в любом объекте, рассмотрение его как фрагмента всеобщего, отражающего дух времени и основную, «индивидуальную» идею художника. Именно автоматическим включением «творческой цепочки» при рассмотрении или воображении объекта изображения достигается преодоление сложившегося стандарта.

Такой шаблон может быть преодолен и поставленной извне или изнутри задачей. Студентам было предложено выполнить последовательно два задания. Первое - изобразить «печальное дерево», которое спровоцировало всех студентов на стандартное решение - у всех оно было нарисовано с опущенными «плакучими» ветвями и практически ничем не отличалось одно от другого. Второе задание - нарисовать дерево, которое вызвало бы жалость к нему со стороны зрителя, - привело к «взрыву» индивидуального творчества, и каждый нарисовал его по-своему и оригинально.

7.4. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарии

Понятие уравновешенности может рассматриваться с разных позиций. В классическом варианте рассматривается уравновешенность по силе и подвижности процесса возбуждения и торможения.

Так, сангвинический темперамент определяется как сильный, уравновешенный, подвижный. Холерический темперамент характеризуется силой возбудительного Процесса и слабостью тормозного, т. е. неуравновешенностью по силе и подвижности. Легко и быстро возникающий процесс возбуждения обладает инерционностью и длительностью протекания. Поэтому этот тип нервной системы называют «безудержным». Процесс торможения, наоборот, с большим трудом, крайне медленно возникает, но легко и быстро исчезает. Особенно хорошо это прослеживается на процессе сна, когда при трудном засыпании человек пробуждается от каждого шороха.

Флегматический темперамент характеризуется, как и сангвинический, силой обеих процессов, но вместе с тем отличается их инертностью, медлительностью. Меланхолический - слабостью двух процессов, которая компенсируется либо высокой подвижностью, неспособностью концентрироваться долго на одном объекте (как у детей), либо пассивностью, равнодушием ко всему, что может расходовать и без того слабую энергию. Таких людей, которым дали название «торпидный тип», трудно расшевелить, заинтересовать, они как бы спят с открытыми глазами.

Понятие «тип темперамента», таким образом, строится на сочетании ведущих качеств - силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов. При изменении одного качества, например подвижности, образуется уже другой тип. Этот принцип творчества природы необходимо учитывать при саморазвитии и создании образов, характеров, типов художественных произведений.

К числу природных задатков относится взаимодействие и уравновешенность в деятельности двух полушарий мозга, каждое из которых выполняет свою функцию.

И.П.Павлов выделил два человеческих типа - художественный и мыслительный - опирающихся на первую и вторую сигнальные системы. Это деление в дальнейшем подтвердилось в исследованиях функции правого и левого полушария. Правое полушарие заведует непосредственным, чувственным отражением реальности, первосигнальностью, левое - словесно символическими, второсигнальными функциями. Одинаковое развитие двух полушарий дает возможность сочетания интеллектуальных, познавательных механизмов с творческими, поскольку такое взаимодействие необходимо для всех видов творчества, является фундаментом его обобщенных функций, лежит в основе креативности.

Яркие природные задатки в равной выраженности по силе двух полушарий определяют способности к разного вида деятельности, которые существовали у величайших гениев разных эпох - Леонардо да Винчи М.В.Ломоносова, А.Эйнштейна и др. У них и потребности, и способности к точным наукам сочетались с художественными.

Отсюда, как пишут исследователи творчества, если творческий человек не нашел своей темы в одной сфере деятельности, он легко переключается на другую - становится творческим организатором,

исследователем, педагогом или сочетает разные виды деятельности. Способности к разным видами деятельности рассматриваются как залог подлинной внутренней свободы и независимости человека от социальной среды, жесткой зависимости от одного вида деятельности и привязанности к ней.

Такая способность к разного вида деятельности дается от природы единицам. Однако способности к деятельности развиваются в процессе деятельности, и необходимо использовать все возможности для формирования разнообразных способностей, требующих разного вида творчества. Как уже говорилось выше, креативная личность сочетает в себе способности к разного вида интеллектуальному творчеству.

Сочетание педагогической, исследовательской и художественно-творческой деятельности, на которую ориентированы студенты художественно-графического факультета педагогического университета, дают прекрасную возможность для развития способностей к разным видам творчества и взаимодействия полушарий. Педагогическое творчество требует развития оперативного интеллекта, аналогичного интеллекту полководца или организатора, лидера. Умение видеть всех и каждого из учеников, организовывать и направлять их Деятельность для достижения конкретной цели, с учетом индивидуальных различий, находить выходы из критической ситуации - лежат в основе оперативного творчества, необходимого в первую очередь для самоорганизации. В оперативном творчестве задействованы всегда правополушарное целостное восприятие левополушарный анализ ситуации. Не меньшую роль играют научно-исследовательские способности, в основе которых лежит самостоятельное открытие закономерностей, лежащих в основе всех процессов, происходящих на современном этапе в окружающем мире, начиная с выявления лучших методов формирования навыков у детей. Умение открывать закономерности и передавать их языком науки тренируется при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Нестандартный, творческий подход к выполнению таких заданий особенно важен для тех, у кого нет природных задатков к научному творчеству, а значит не сформирована потребность в познании, которая является первой ступенью к творчеству. В исследовании преимущественно задействовано левое полушарие.

Таким образом, при овладении педагогическими и исследовательскими навыками в процессе обучения можно корригировать недостающие компоненты в структуре творческих способностей.

Перечисленные свойства нервной системы органически входят в качественные характеристики эмоционально-волевой сферы, несмотря на их самостоятельную значимость и направленность.

Глава 8. Регулярный блок: эмоции и чувства

Эмоции и чувства, по мнению некоторых авторов, являются основой индивидуальной неповторимости. Мы судим о человеке, как уже говорилось выше, на основании того, что хочет человек, как он относится к себе, к окружающему миру, от чего испытывает удовольствие и к чему стремится. Поскольку творческие способности базируются на раскрытии индивидуальности, то именно на основе эмоциональной сферы можно сформировать потребности к творчеству.

Эмоции и чувства рассматриваются часто как синонимы. Вместе с тем эмоции входят в структуру нейро-физиологических природных задатков, имеют свою локализацию в подкорковых структурах мозга и выполняют специфическую функцию на всех этапах психического отражения, начиная с контакта со средой, центральной переработки и регуляции деятельности на выходе. Эмоции, равно как и особенности нервной системы, определяют формально-динамическую характеристику протекания эмоциональных процессов, чувства же имеют содержательную характеристику.

Чувства складываются под влиянием внешних факторов, лежат в основе отношений к предметам и явлениям действительности, к конкретным видам деятельности, являются продуктом интеллектуальномировоззренческой деятельности, складываются под воздействием «общего эмоционального фона», создаваемого конкретной социальной ситуацией и средствами массовой информации, а также при направленном, нормативном воспитании как в семье, так и в школе.

Чувства можно определить как «эмоциональные потребности», которые формируются на базе как природных задатков, так и социальных влияний. В конечном итоге чувства становятся устойчивой характеристикой человека. Вместе с тем формирование чувств базируется как на общих законах эмоций, так и на особенностях их индивидуального преломления. Отсюда необходимо знать функцию эмоций, их структуру и законы протекания.

8.1. Функции эмоций

Основные функции эмоций - активационная, регуляторная и информационная. Главной функцией эмоций является организация взаимодействия с окружающей средой, адаптации к ней каждого конкретного индивида. Такое взаимодействие определяется внутренними и внешними факторами.

Первая функция эмоций - поддержание и сохранение жизни. В первую очередь каждый живой организм испытывает определенные потребности, удовлетворение которых зависит от окружающей среды. Все эти потребности, продиктованные законами жизни, описанными выше, являются внутренними побудителями активного взаимодействия со средой, опосредуются эмоциями. Чувство голода, жажды толкает на поиск средств их удовлетворения. Возникшая потребность в воде или пище вызывает нервно-мышечное напряжение, сопровождаемое отрицательными переживаниями до тех пор, пока эта потребность не будет удовлетворена. Снятие нервно-мышечного напряжение сопровождается положительной эмоцией, чувством удовольствия.

Вторая функция эмоций - мобилизация дополнительных ресурсов при встрече с нестандартными ситуациями, которые могут носить сугубо личный или социально и общественно значимый характер, например, война, стихийные бедствия, победа и пр. Функция эмоций в таких случаях заключается в генерализации возбуждения, захватывающего интеллектуальную и двигательную сферу, что необходимо для осмысления происшедшего, а также для мобилизации мускульной энергии для бегства, борьбы, выражения радости, ликования. Эмоции разного знака - страха, радости, гнева, - неудовольствия и горя - вызывают разные по силе переживания и внешние двигательные выражения, что особенно чутко улавливают и передают художники.

Третья функция эмоций - коммуникативная, объединяющая людей. Эмоции лежат в основе объединения людей, выбора партнеров, друзей, единомышленников, в основе патриотизма, подвигов и пр. Не меньшую роль играет коммуникативная функция эмоций в ее мимическом и телесном проявлении. Эта первичная форма общения, сохранившаяся у животных, до сих пор не потеряла своего значения и у человека. «Языком эмоций» являются все телесные проявления - вес тела, поза, руки, мимика лица, их сочетание. Язык изобразительного искусства базируется на «языке эмоций», только представленном в статичной форме.

Особую роль играют эмоции в коммуникациях через сопереживание, эмпатическое виденье, когда человек принимает на себя переживания других людей или включается в эмоциональный ритм окружающих. Базируется такое сопереживание на резонансном принципе. Каждый эмоциональный центр в мозгу человека имеет свою ритмическую конструкцию, при возбуждении которой происходит передача, наведение ритма на аналогичный центр в мозгу другого человека, и он начинает испытывать ту же эмоцию. Это побуждает не только к непосредственному сопереживанию и стремлению помочь конкретному человеку, но и целым народам и государствам.

На таких сопереживаниях базируется все искусство. Однако достигается такое сопереживание, в том случае, если художник опирается на общие законы эмоций. Кроме того, знание общих законов эмоций необходимо для предвиденья реакции зрителей на содержание и форму подачи изобразительного материала.

8.2. Общие законы эмоций

Эмоции, базирующиеся на внутренних потребностях человека и возникающие как реакция на внешние Раздражители, имеют свои специфические законы и возникновения, и протекания.

Рассмотрим эмоций с позиции потребностей, которые рассматривались выше. Сами потребности делятся на витальные (биологические), социальные и идеальные, имеют разную направленность и источники удовлетворения. Витальные потребности всегда предметны. Для поддержания жизни требуются не только продукты питания, но и предметы, необходимые для защиты от внешних температурных изменений (одежда, жилище), средства передвижения и пр. бытовые вещи, помогающие человеку выживать (см. рис. 13).

Рис. 13. Таблица эмоций

Социальные и идеальные потребности связаны с функционированием самого человека в социуме. Удовлетворение этих потребностей зависит от способностей самого человека и внешних условий, позволяющих эти способности реализовать в действии.

Общие законы эмоций лучше всего можно представить через «информационную теорию», разработанную П.В.Симоновым, в которой он рассматривает взаимодействие внутренних потребностей и информации из внешней среды относительно их удовлетворения. Оно представлена им в виде формулы, согласно которой происходит пробуждение оценочных, т. е. положительных и отрицательных эмоций:

Формула расшифровывается следующим образом: эмоции (Э) являются производными от потребностей (П) в данном объекте и разности существующих (С) и необходимых (Н) во внешней среде компонентов для удовлетворения их.

Согласно законам арифметики, если потребности в каком-либо объекте отсутствуют и равны 0, то эмоции также будут равны нулю, т. е. объект не вызовет никакой реакции. Если же потребности в нем существуют, но необходимое и существующее для их удовлетворения равно нулю, то эмоции также будут равны нулю.

Эмоциональные реакции возникают лишь при рассогласовании между существующим и необходимым. Если существующего больше ожидаемого и необходимого, то возникает реакция удовольствия (плюс умноженный на плюс дает плюсовой результат), и наоборот, если ожидаемого, необходимого для удовлетворения потребности, больше, чем существующего, то возникает отрицательная эмоция, согласно тем же законам арифметики (плюс на минус дает минус).

Если же между необходимым и существующим разность равна нулю, то и эмоции будут равны нулю. Таким образом, первым условием возникновения эмоций является наличие спроса на объект, потребностей в нем, а также характера предложения со стороны внешней среды. Эмоции являются определяющими меру значимости удовлетворения той или иной потребности, своеобразной «валютой мозга».

Таким же «предметом» является искусство. Однако потребность в нем возникает в том случае, если оно удовлетворяет другие, коренные эмоциональные и интеллектуальные, духовные потребности

человека, в число которых входит потребность в новизне. Все стереотипное, однообразное, какими бы качествами оно не обладало, перестает доставлять удовольствие. Красота и совершенство не терпят шаблона, отсутствия индивидуального своеобразия, неповторимости. Адаптация происходит ко всему: к плохому и хорошему. К хорошему скорее, чем к плохому. К сильному раздражителю скорее, чем к слабому. Человек не может жить без эмоций, дающих ощущение жизни. Поэтому меняются мода, стили, направления в искусстве, архитектуре и пр.

Положительные и отрицательные эмоции имеют свою специфику.

Так, переживание положительных эмоций стремится к бесконечности, а отрицательных - к нулю. Стремление к положительным переживаниям возникает инстинктивно, поскольку они являются «целебными» в чисто физическом плане. Это экспериментально доказано в опытах на животных. Когда животным вживляли раковые клетки и раздражали при этом центр удовольствия, то раковые клетки блокировались и отмирали. Когда же такое вживление сопровождалось активацией отрицательных эмоций, то раковые клетки разрастались и приводили к гибели животного.

Вторая специфика эмоций: положительные эмоции кратки, а отрицательные длительны (см. рис. 14). Человек включен в поиски новых источников положительных переживаний практически постоянно. Удовлетворение этих Потребностей сублимируется в искусстве. Человек принимает и испытывает радость от произведения искусства, которое соответствует коренным его потребностям. К числу витальных потребностей относится стремление человека к социальной и индивидуальной свободе и самореализации. Поэтому когда художник свободно и смело выражает свою неповторимую индивидуальность, отступает от сложившихся стандартов и «неожиданно и точно» выражает свою мысль и отношение к изображаемому, несет «правду и добро» в своих произведениях, то он дает катарсического типа разрядку этим потребностям человека. Потребность в индивидуальной свободе и самоактуализации органически соединяется с потребностью в присоединении, нахождении индивидуального смысла собственной жизни во всеобщем, в эмоциональном контакте с другими людьми.

Рис. 14. Положительные эмоции Положительные эмоции кратки, легко забываются

Рис. 15. Отрицательные эмоции Отрицательные эмоции длительны и запоминаются надолго

Искусство, отражая всеобщее в индивидуальном, конкретном, помогает человеку проникнуть в смысл такого соединения через индивидуальное деяние присоединиться ко всеобщему. Художник,

интегрирующий в своем произведении «вечное» с болями и проблемами конкретной исторической эпохи, через это конкретное вызывает эмоциональную реакцию, сопереживание, побуждающее к действию и нахождению индивидуального смысла жизни. То же самое касается потребности в эмоциональном контакте как средстве коммуникации с другими людьми и миром. Переживание одного и того же чувства при восприятии художественного произведения само собой является актом объединения людей общей эмоцией, мыслью.

К числу духовных относится потребность в совершенстве человека, его способности к преобразованию среды, созданию новых форм материи. Художник при отражении реальности как бы соревнуется с природой в способности создать нечто не менее совершенное, чем сама природа. Поэтому написанный художником пейзаж или портрет вызывает больший восторг, чем аналогичная реальность. Сочетание красоты реальности и мастерства художника в ее передаче является обязательным условием возникновения эстетического переживания.

Потребность в переживании положительных эмоций лежит и в основе творчества. Процесс творчества диалектичен: период поиска часто сопровождается «муками творчества», т. е. отрицательными эмоциями, но вознаграждается внезапным открытием искомого, «магическим синтезом», «вдохновением», которые сопровождаются таким высшим проявлением радости, которые затмевают все другие.

А. Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях - приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте.

Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребностей в познании, совершенствовании творческого типа деятельности. Однако все изложенные выше потребности влекут за собой своеобразную коррекцию через индивидуальные различия в эмоциональной сфере, которая в свою очередь порождает потребности в определенном функционировании. Для развития потребностей необходима опора на индивидуальные особенности эмоциональной сферы.

8.3. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере

Индивидуальные различия в эмоциональной сфере имеют динамические и содержательные (модальные) характеристики. Основные индивидуальные особенности в динамической характеристике эмоциональной сферы определяются эмоциональной чувствительностью и реактивностью, интенсивностью и длительностью эмоциональных реакций, скоростью перехода из одного эмоционального состояния в другое, выносливостью к стрессовым ситуациям. Все эти динамические характеристики тесно связаны с типологическими особенностями нервной системы, которые описаны выше, а также корригируются главными индивидуальными различиями - в доминировании эмоций разной модальности: агрессии, страха, радости или неудовольствия, каждая из которых выполняет свою функцию в контакте со средой и в социальной организации и распределении ролей.

В индивидуальном плане эмоции, как и описанные выше нейрофизиологические задатки, характеризуются силой, длительностью и лабильностью в разных формах протекания: настроении, отношениях, реакциях на ситуацию.

Кроме того, модальные характеристики эмоций - Доминирование страха, радости, агрессии, неудоволь-удовольствия являются существенными показателями личности.

Эмоциональная реакция сопровождается восходящим и нисходящим влиянием, т. е. восходит к корковым анализаторам, обостряя их чувствительность, и нисходит до вегетативной нервной системы, определяя готовность к действию.

Она связана в первую очередь, с оценкой объектов, происходящих вне событий, явлений, с позиции их положительной или отрицательной значимости для сохранения жизни. Наряду с оценочной функцией, эмоции автоматически включают определенный алгоритм действий, необходимых для избегания или уничтожения опасности.

Доминирование каждой из эмоций определяется преимущественной силой функционирования соответствующих центров и проявляется в состояниях, отношениях и реакциях. Именно они лежат в основе индивидуальных потребностей к определенному социальному статусу в социуме, который определяется количеством влияний, оказываемых на других людей.

Доминирование агрессии в природных задатках является своеобразной подготовкой к формированию социального лидера, защитника, завоевателя, законодателя, созидателя. Доминирование такой эмоции порождает стремление к самоутверждению, утверждению своего Я. Такое самоутверждение происходит в самых разных вариантах, начиная с власти ребенка над родителями, сверстниками, и кончая

неограниченной властью и самодурством монарха. Такие люди становятся главными в семье, лидерами в коллективах, они стремятся к официальной или скрытой власти над умами и судьбами людей.

Это очень социализированная и действенная эмоция. Для того чтобы быть лидером, властителем дум или судеб, человеку необходимо много знать и уметь, быть совершеннее других, обладать большой уверенностью в своих силах, иметь высокую работоспособность. Поэтому человек с преобладанием такой эмоции, как правило, находится в постоянно активном и напряженном состоянии, испытывает потребность в самосовершенствовании и достижении новых результатов в деятельности.

Отношение к другим людям для человека с доминированием агрессивного комплекса характеризуется позицией «сверху вниз», т. е. уверенностью в своей правоте и стремлением убедить или навязать свои убеждения и принципы другим людям. Реакция на критическую ситуацию всегда активная, сопровождается стремлением вмешаться в происходящее, установить порядок, остановить панику, помочь слабому.

Все эти качества очень благоприятны для творчества, но при одном условии - если самоутверждение не превращается в самоцель. Стремление к самоутверждению ограничивает поле сознания, концентрируя его на собственной персоне, превращает творчество в своеобразное соревнование с коллегами по профессии.

Для творчества необходимо утверждать не себя, а то, что необходимо людям. Контакт с людьми, знание и понимание их эмоций и потребностей, прогнозирование будущих необходимостей являются неиссякаемым источником творчества. Перефразируя Л.Толстого относительно хороших и плохих людей, можно утверждать, что настоящим художником является тот, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а плохой, наоборот живет своими чувствами и чужими мыслями.

Доминирование центра страха структуирует другой тип эмоциональной индивидуальности. Страх - эмоция избегания опасности и ее предвидения. Поэтому для людей с доминированием эмоции страха характерно состояние тревоги, ожидание неприятности, виденья опасности, стремление быть исполнителем, но не инициатором новых дел. Отношение к другим людям «снизу вверх». Неверие в свои силы и возможности и преувеличение чужих, боязнь критики и высокая самокритичность. Реакция на критическую ситуацию паническая, со стремлением убежать, спрятаться, пересидеть в безопасном месте.

Очень любопытная разница между первым и вторым типом эмоциональности наблюдалась при раздражении центра агрессии у лидера стаи обезьян и обезьянки низшего статуса, с доминированием страха. Раздражение центра агрессии у лидера вызывало нападение на возможного соперника, а у обезьяны низшего статуса - на саму себя. Она начинала царапать свое отражение в зеркале или свое тело.

Для творчества эмоция страха благоприятна для пробуждения фантазии, предвиденья будущего (согласно пословице «У страха глаза велики»), но очень отрицательно влияет на способность к показу сотворенного. Многие из людей с богатой фантазией и доминированием страха творят, подобно Кафке, «в стол», боясь возможного непонимания и критики. Для творчества тревожных людей требуются особые условия.

Люди с доминированием центра удовольствия, радости, являются специалистами по виденью «красоты и радости бытия» и стремлению утвердить свое виденье в других. Для таких людей характерно состояние радостного оптимизма, избирательной чувствительности к положительной стороне всех явлений. Они видят красоту даже в мелочах и не обращают внимания на неприятные мелочи жизни. Наиболее ярко это выражается в анекдотах про оптимистов и пессимистов, один из которых видит наполовину полную бутылку, а второй - наполовину пустую. Главная цель их жизни - установление гармонии и мира, оказание помощи нуждающимся в ней. Отношение к людям у них всегда «на равных» со всеми. Они не боятся начальства, и принимают людей стоящих на более низком социальном ранге. Они всегда доброжелательно относятся к людям и готовы им помочь. Реакция на критическую ситуацию активная. Например, при виде ссоры или драки они вмешиваются в нее, пытаясь установить мир и гармонию.

Радость не является прямым внутренним побудителем к творчеству, как потребность в самоутверждении или тревога за будущее в описанных выше эмоциональных конструкциях. Радость живет настоящим, не требующим изменения и преобразования существующего. Поэтому она формирует особый стиль творчества, направленного на фиксацию увиденного прекрасного, удивительного, необычного, радостного или смешного. Сам процесс творчества доставляет художнику удовольствие и сопровождается импровизацией и открытием новых поворотов и красок. Отсюда, по

мнению многих теоретиков и исследователей творчества, радость является обязательным компонентом художественного творчества, придающего ему необходимую легкость, естественность и смелость. Именно это чувство придает произведению доброту и правду, делающим его привлекательным для зрителя.

Доминирование неудовольствия в эмоциональной конструкции человека делает его «специалистом»

в фиксации отрицательных явлений действительности. Основным состоянием таких людей является пессимизм и недовольство всем окружающим, виденье недостатков и несправедливостей жизни, несовершенства общественных организаций, структуры власти и человеческих отношений. Отношение к людям всегда носит негативный оттенок: они либо жалеют людей, либо возмущаются их пороками. На события негативного плана они реагируют с сарказмом, рассматривают их как подтверждение справедливости своего мироощущения. На творчество их толкает та же реальность, но только базирующаяся на обобщении, на историческом прошлом, на том, что является типичным и вечным в человеческом обществе.

Таким образом, эмоциональная структура индивидуальности определяет побудительные мотивы к творчеству и интерес к разным сторонам реальности. В художественных произведениях, в которых автор по определению самой профессиональной способности обязательно проявляет свою индивидуальную позицию, всегда можно увидеть его эмоциональную конструкцию и определить, злой он или добрый, какую сторону реальности он принимает или отвергает.

Доминирующие эмоции это только те крайние точки, от которых необходимо отсчитывать влияние эмоций на разные тенденции в формировании чувств, отношений, потребностей в определенном функционировании.

Сами индивидуальные различия зависят и от сочетания по силе разных эмоциональных конструкций, и от конкретной исторической эпохи, в которую живут творцы и которую они невольно отражают в своих произведениях, и от тех чувств, которые формируются у них в зависимости от жизненного опыта и от интуитивных пониманий тех потребностей зрителей, которые необходимо учитывать в поступательном развитии человечества. Все эти факторы определяют те направления и течения в искусстве разных эпох, которые позволяют нам почувствовать дух конкретного исторического времени

в общности и разнообразии эмоционального восприятия его художниками.

Сам художник может переживать разные периоды в творчестве, связанные с теми или иными душевными состояниями (например, автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях и его последний автопортрет передают совершенно разные настроения своего автора). Если эмоции необходимо учитывать в спонтанном проявлении их в творчестве как по форме, так и по содержанию, то чувства являются главным объектом воспитания средствами искусства. Поэтому каждому художнику необходимо знать и законы воспитания чувств.

8.4. Чувства и законы их развития

Как уже говорилось выше, чувства складываются на основе природных задатков и социальных влияний.

Внешние факторы, оказывающие влияние на формирование чувств, можно разделить на складывающиеся:

а) непроизвольно, под влиянием воспитания и воздействия конкретной социальной среды - идеологии, политики, средств массовой информации,

б) на основе личного опыта - положительного или отрицательного подкрепления общения с другими людьми, поведения и деятельности,

в) на основе интеллектуального и социального опыта - формирование морально-этических чувств (чувства долга, ответственности, патриотизма),

г) на базе направленного развития чувств.

Первый фактор - влияние социальной среды, особенно остро ощущается в периоды реформ и перестроек, в периоды экономических, политических и социальных кризисов. В такие периоды активируются все виды чувств, базирующиеся на эмоциях страха и агрессии, неудовольствия и радости. «В процессе превращения эмоций в чувства происходят своего рода социализация и гуманизация эмоций». Наряду с разгулом преступности, усилением неуверенности, неудовольствия и страха начинается усиленное обращение внимания на беды и страдания народа, пробуждение гуманности. В средствах массовой информации идет постоянная акцентуация на негативных явлениях в социуме.

Второй фактор - индивидуальный опыт взаимодействия со средой. Отношения человека к разным явлениям действительности складываются под влиянием частоты положительных или отрицательных подкреплений со стороны внешней среды.

Особенно наглядно это демонстрируется в опытах на животных, которые проводились с расщеплением мозга - перерезкой связей между правым и левым полушарием. Опыты заключались в следующем.

У обезьянок при прерывании связи между полушариями происходит образование двух независимых областей контакта со средой при сохранении эмоциональных центров. При этом каждый глаз оказывается связанным только с одним полушарием. Суть опыта заключалась в том, что у обезьянки вырабатывалось разное «эмоциональное отношение» к одному и тому же предмету в разных полушариях при разном подкреплении. Для этого no-очереди закрывался повязкой один, а затем другой глаз. Открытому, например, правому глазу, показывали какой-либо предмет, сопровождая его комплексом приятных для обезьянки ощущений, а затем тот же предмет показывали левому глазу, сопровождая его комплексом неприятных для животного раздражений. Вскоре при появлении предмета при открытом правом глазе у обезьянки проявлялся комплекс радостного оживления, а при открытом левом - тот же предмет вызывал реакцию страха, паники, попытки вырваться из станка, визг.

Таким образом, один и тот же предмет начинал вызывать разные реакции в двух полушариях одного

и того же мозга в зависимости от подкрепления.

В человеческой жизни существует масса примеров формирования отношений негативного или положительного плана под влиянием порицания или одобрения поведения или деятельности. Как говорилось выше, потребность в эмоциональном контакте необходима для выбора пути. Особенно это проявляется в творчестве, когда неудачи или достижения вызывают либо блокаду, либо пробуждение творческого начала у человека. Одним из главных условий является общая установка на категорию ценностей, которая существует в социуме, в том числе в процессе обучения, о чем пойдет речь ниже.

8.5. Формирование высших чувств

Формирование высших чувств - моральных, эстетических, интеллектуальных - всегда социально по своему происхождению. Высшие чувства связаны с культурными традициями, обычаями, моральноэтическими нормами и опосредуются разными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, символами, словами, разного вида искусством.

Основные характеристики высших чувств - опосредованность, осознанность, произвольность. Именно они являются главным объектом воспитания, поскольку в них отражена связь индивидуальных и всеобщих интересов, связь с личностью, с общественной жизнью человека.

Моральные чувства

«Моральные чувства характеризуют субъективную моральную позицию личности и по своему социальному содержанию представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, к самому себе, отдельным явлениям общественной жизни и обществу в целом».

Мораль общества или определенного класса, нравственная идея, этические понятия усваиваются, превращаются в индивидуальные черты личности, формируют нравственный идеал. При совершении определенных действий в сознании человека возникают сравнения этих действий и их последствий с морально-этическим идеалом, выступающим в виде долга. При соблюдении моральных норм человек испытывает ярко окрашенные чувства - гордость, признательность, патриотизм, при отступлении - «угрызения совести», вины, раскаяния, сожаления. Моральные чувства - регуляторы поведения. Совесть -это внутренний самоконтроль, регулирующий поведение.

Интеллектуальные чувства - это острый эмоциональный отклик на процесс познания и творчества. Все высшие познавательные акты - виденье с новой стороны объектов и явлений реальности, рождение идеи и замысла, открытие закономерностей, ясность мысли, чувство свободы и вдохновения в процессе ее воплощения одновременно - являются переживаниями, которые со времен Вундта называют интеллектуальными чувствами.

Познавательные чувства являются своеобразными стимуляторами начала творческого процесса, аккумулятором творческой энергии в ходе его протекания, регулятором исполнительной деятельности.

Эстетические чувства

Эстетическое чувство - это переживание удовольствия, радости, восторга при восприятии красоты природы, человека и его творений. Оно базируется на коренной потребности человека в совершенствовании окружающего мира, выборе наиболее благоприятных условий для существования, переживании возможностей человека к соревнованию с природой по возможностям создания нового и более совершенного. Отсюда все неблагоприятное для существования человека в природе, в физических

и психических конструкциях человека, в социальном плане, не может вызвать эстетического чувства. Природная среда, физическое и психическое уродство, мешающие нормальному протеканию жизни, воспринимаются как антиэстетическое явление, вызывают негативные переживания.

Эстетическое чувство всегда базируется на сочетаемости признаков, качеств предметов. Можно сравнить эстетический вкус со вкусом к пище, которая вызывает чувство удовольствия - неудовольствия в зависимости от сочетаемости продуктов и их пропорций. Суп из одних и тех же продуктов, но посоленный в меру или пересоленый - будет вызывать разные чувства при потреблении.

То же относится и к сочетанию признаков, вызывающих эстетическое чувство, которое держится на принципе «чуть-чуть». Известен вопрос, который ставили перед собой историки и философы. «Как бы развивалась история, если бы нос Клеопатры был чуть-чуть короче или длиннее?»

Гармония линий, цветовых сочетаний, композиционное расположение объектов также базируются на сочетаемости.

Четвертый фактор - направленное воспитание и самовоспитание чувств.

Воспитанию чувств уделяется в истории человечества большое внимание. Как свидетельствуют данные исследования начального становления человека (30 - 40 тысяч лет назад), воспитание нравственных чувств, готовности отдать свою жизнь в интересах рода присутствовало уже тогда. Основным принципом воспитания всегда являлось поощрение и наказание в реальной или загробной жизни (ад - рай), т.е. эмоции воспитываются через эмоции.

В работе Е.Л. Яковлевой, направленной на раскрытие, стимуляцию и поощрение индивидуальной неповторимости чувств как основы творчества, даны приемы их воспитания. Объектом такого воспитания являются следующие блоки:

1) «Я-Я» (Я в общении с самим собой); 2) «Я - другой» (Я в общении с другими);

3) «Я - общество» (как Я общаюсь с общественными институтами); 4) «Я - мир» (как Я исследую этот мир).

В разработанных ею тренингах, проводимых среди школьников I-XI классов по специально разработанной программе и в специально отведенное время, основной акцент делается на способы пробуждения индивидуальных реакций. Каждый, кто прочтет ее книгу, может почерпнуть для себя много полезной информации и как педагог, и как художник.

В задачу каждого художника входит формирование профессионально-значимых чувств, без которых невозможно художественное творчество.

Для воспитания чувств необходимо знать, ЧТО можно и нужно воспитывать каждому художник, в чем заключается «культура чувств», необходимая для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Каждая фаза творческого процесса требует развития определенных чувств и отношений к миру, к людям, к самому себе.

В первой фазе, подготовительной, как уже говорилось выше, ведущим является контакт со средой. Отсюда в формировании чувств ведущим становится отношение к миру, в центре которого для художника стоит человек, который имеет прошлое, существует в настоящем и должен перешагнуть в будущее. Именно по отношению к человеку должны формироваться чувства художника.

Прежде всего необходимо развивать оптимизм, который базируется на вере в силу и возможности человеческого разума. Для этого достаточно обратиться к истории, к тому, что достигнуто к настоящему времени разумом человека, когда сказочные образы, например «ковра-самолета», на глазах превращаются в быль, превосходящую сказочные мечты, и ракеты доставляют людей на Луну. Разум человека настолько всесилен, что он вмешивается в творчество самой природы, создает новые формы материи, покоряет пространство и время, обустраивает и эстетизирует среду. Без этой веры невозможно вести человека в будущее, менять его отношение к жизни, помогать ему видеть красоту и радость бытия

и то, что мешает этому. Без веры в то, что люди поймут, что «так нельзя», не писали бы художники свои полотна, обличающие правду жизни. Тем более, что в настоящее время «на повестку дня» встала