Осветительные приборы

Где жили восточнославянские племена и их соседи. Происхождение славян, их соседи и враги

Где жили восточнославянские племена и их соседи. Происхождение славян, их соседи и враги

Славянское государство ведет свою историю от IX века нашей эры . Но восточнославянские племена и их соседи заселили Восточно-европейскую равнину еще раньше. Как происходило формирование такой группы, как восточные славяне, почему произошло обособление славянских народов – ответы на эти вопросы найдутся в статье.

Вконтакте

Население Восточно-европейской равнины до прихода славян

Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).

Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия . В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).

Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).

В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения .

А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы .

На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат .

География расселения славянских племен

Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину , ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):

  • поляне жили на Днепре;
  • северяне на Десне;
  • древляне и дреговичи на реке Припять;
  • кривичи на Волге и Двине;
  • радимичи на реке Соже;
  • вятичи на Оке и Доне;
  • словене ильменские в акватории р. Волохов, оз. Ильмень и оз. Белое;
  • полочане на р. Ловать;
  • дреговичи на р. Сож;
  • тиверцы и уличи на Днестре и Пруте;
  • уличи на Южном Буге и Днестре;
  • волыняне, бужане и дулебы на Западном Буге.

Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.

Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии.

Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р. Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э .

Восточнославянские племена на карте.

Восточные славяне и их соседи

У славянских племен было много соседей, оказавших сильное влияние на их культуру и быт . Особенностью политической географии было отсутствие сильных государств (соседей восточных славян) с севера, северо-востока и северо-запада и их наличие на востоке, юго-востоке, северо-востоке и западе.

На северо-западе, севере и северо-востоке

На с севере, северо-востоке и северо-западе рядом со славянами жили угро-финские, прибалтийско-финские и литовские племена :

  • чудь;
  • сумь;
  • карела;
  • меря;
  • марийцы (черемисы);
  • литва;
  • ливы;
  • жемайты;
  • жмудь.

Места расселения угро-финских племен: они заняли территорию по Чудскому, Ладожскому, Онежскому озерам , рекам Свирь и Нева, Западная Двина и Неман на севере и северо-западе, по рекам Онега, Сухона, Волга и Вятка на север и северо-востоке.

Соседи восточных славян с севера оказали сильное влияние на такие племена, как дреговичи, полочане, словене ильменские и кривичи.

Они оказали влияние на формирование быта, хозяйственных приемов, религии (литовский бог грома Перкун вошел в пантеон славянских богов под именем Перуна) и языка этих славян.

Постепенно их территорию занимали славяне , расселявшиеся дальше на запад.

Также рядом жили скандинавы: варяги, викинги или норманны , которые активно использовали Балтийское море и будущий путь «из варяг в греки» (кто-то для торговли, а кто-то для военных походов на территории славян).

Историкам известно, что оплотам варягов на оз. Ильмень был остров Рюген, а Новгород и Старая Ладога (крупные города словен ильменских) имели тесные торговые связи с Упсалой и Хедыбю. Это приводило к культурному и экономическому сближению славян со странами Балтики.

Соседи славян на востоке и юго-востоке

На востоке и юго-востоке восточные славяне соседствовали с угро-финскими и тюркскими племенами:

  • булгары (тюркское племя, часть которого пришло на территорию Среднего Поволжье в VIII веке и основало мощное государство Волжскую Булгарию, «осколок» Великой Болгарии , государства, занимавшего территорию Северного Причерноморья и Подунавья);
  • мурома, мещера, мордва (угро-финские племена, близко соседствовавшие со славянами по рекам Ока, Волга, частично Дон; форт-пост кривичей, город Муром, частично заселяли представители угро-финских племён );
  • буртасы (возможно аланское, а возможно тюркское или угро-финское племя, учёные до конца так и не выяснили их этнолингвистическую принадлежность);
  • хазары (тюркское племя, расселившееся по рекам Волга, Дон, Северный Донец, Кубань, Днепр, и контролировавшие Приазовье и прикаспийские территории; хазары основали государство Хазарский каганат, столица г. Итиль; известно, что славянские племена платили дань Хазарскому каганату в VIII – начале IX веков);
  • адыге (касоги);
  • аланы (ясы).

Важно! Стоит упомянуть и Тюркский каганат (сосед славянских племен с востока), существовавший где – то на Алтае в VII-VIII веках. После его распада из Великой степи к южнославянским границам «выкатывались» волны кочевников. Сначала печенегов, позже половцев.

Мордва, булгары и хазары оказывали сильнейшие влияние на такие славянские племена, как кривичи, вятичи, северяне, поляне, уличи. Отношения славян со степью (какую они называли Великой) были очень прочные, хотя и не всегда мирные . Этих соседей славянские племена не всегда жаловали, периодически воюя на приазовье и прикаспийских землях.

Соседи восточных славян — схема.

Соседи славян на юге

Соседи восточных славян с юга – два сильных государства – , распространившая своё влияние на все Причерноморье, и Болгарское царство (просуществовало до 1048 года, распространила свое влияние на Подунавье). Славяне часто бывали в таких крупных городах этих государств, как Сурож, Корсунь, Царьград (Константинополь) Доростол, Преслав (столица Болгарского царства).

Какие племена соседствовали с Византией? Византийские историки, такие как Прокопий Кесарийский, впервые детально описали быт и нравы славян, которых они называли по-разному: анты, славяне, русы, венеды, склавины. Они также упоминали о формировавшихся на славянских территориях крупных союзов племен , таких как Антский племенной союз, Славия, Куявия, Артания. Но, скорее всего, лучше всех других славянских племен греки знали полян, живших по Днепру.

Соседи славян на юго-западе и западе

На юго-западе со славянами (тиверцы и белые хорваты) соседствовали с валахами (чуть позже, в 1000 году, здесь появилось королевство Венгрия ). С запада волыняне, древляне и дреговичи соседствовали с пруссами, ятвигами (балтийская племенная группа) и поляками (чуть позже, с 1025 года, образовалось королевство Польша), расселившимися по рекам Неман, Западный Буг и Висла.

Что известно о славянских племенах

Известно, что славяне жили крупными родами , постепенно трансформировавшимися в племена и союз племен.

Самыми крупными племенными союзами были Полянский, Древлянский, Словяноильменский , с центрами в Искоростене, Новгороде и Киеве.

В IV–V веках у славян начала складываться система военной демократии , которая привела к социальному расслоению и формированию феодальных отношений .

Именно к этому периоду относится первые упоминания о политической истории славян: Германарих (германский вождь) был разбит славянами, а его приемник, Винитар, уничтожил более 70 славянских старейшин , пытавшихся договориться с германцами (упоминания об этом есть и в « »).

Топоним «Русь»

Также необходимо поговорить об истории топонима «Русь» и «русские». Есть несколько версий происхождения данного топонима.

  1. Слово произошло от названия реки Рось , которая является притоком Днепра. Росью греки называли полянские племена.
  2. Слово произошло от термина «русины», что в переводе означает русые люди .
  3. «Русью» славяне называли варяжские племена , приходившие к славянам торговать, грабить или в качестве военных наемников.
  4. Возможно, существовало славянское племя «русь» или «рось» (скорее это было одно из полянских племен ), и позднее этот топоним распространился на всех славян.

Восточные славяне и их соседи

Восточные славяне в древности

Заключение

Восточнославянские племена и их соседи были земледельцами . В большом количестве выращивали зерно и другие технические культуры (например, лен). Также они активно занимались бортничеством (сбор меда) и охотой. Активно торговали с соседями . На экспорт шло зерно, мед и пушнина.

Славяне были язычниками и имели довольно обширный пантеон богов, главными из которых были Сварог, Род, Роженицы, Ярило, Даждьбог, Лада, Макош, Велес и другие. Славянские роды поклонялись Щурам (или предкам), а также верили в домовых, русалок, леших, водяных.

Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами. Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем. Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны, и вскоре образовали свою государственность. Восточные славяне граничили не только с варварскими кочевника, но и Византией. Славяне торговали с великой империей, заключали торговые договора, перенимали всяческий опыт, и даже сами совершили несколько грабительских набегов на Византию. Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент.

Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на варягов, которые не были прямыми соседями славян, но жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов», «вэрингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались нарусскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. Среди же русских славян с середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море» на их родину. При тесном общении славяне варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Прежде чем мы начнем говорить о восточных славянах и проследим истоки формирования у них государственности, нам предстоит заглянуть вглубь веков и окинуть беглым взглядом далеких предков славян.

Со второго тысячелетия до н.э. значительные территории от Европы до Азиатских просторов были заселены индоевропейцами, в состав которых входили различные народы или правильнее даже сказать – протонароды: это были германцы, балты, славяне. Они все изъяснялись на одном языке (сложно поверить, но это факт!) и представляли собой единый народный массив.

На рубеже тысячелетий предки славян точечно расселяются в двух районах Европы (самое время – открыть перед собой карту Европы и внимательно на нее посмотреть). Один из районов – а именно – северную часть Центральной Европы – заселили славяне, которые позже станут называться – западными, территорию же – по среднему течению Днепра (Среднее Поднепровье) стали осваивать наши предки, которые по прошествии веков станут называться восточными славянами.

2. Греческие колонии и скифы

Нашим предкам – восточным славянам приходилось не больно-то легко в налаживании быта и освоении бескрайних просторов, оказавшихся по воле случая в их пользовании. Всему виной – воинственные кочевые соседи с юга и юго-востока — киммерийцы, скифы и сарматы, которые в период с X до VII вв. до н. э. с ужасающей периодичностью совершали набеги на территории расселения славян. Регулярные столкновения с кочевниками стали важным элементов жизни славян и во многом предопределили судьбу и особенности государственности наших предков.

Со временем скифы оказались более предприимчивыми, чем киммерийцы, вытеснили неудачливых соседей и стали на несколько веков наиболее опасными соседями восточных славян.

По своему происхождению скифы были иранскими кочевниками (и снова вспоминаем или смотрим карту), своими поселениями они к IV веку до н.э. заполонили северные берега Черноморского побережья. В это же самое время на южном берегу Крыма уже вовсю обживались греческие купцы, основывая свои первые колонии.

Пройдет время, скифы построят мощное государство, куда войдет и часть территории, населенной нашими далекими предками.

Спустя века, уже после того, как скифы сойдут с исторического Олимпа, проще говоря, канут в безвестность, незадачливые греки станут называть скифами – славян, проживающих на этих территориях.

3. Великое переселение народов и Восточная Европа

С конца IV в. н. э. значительно увеличивают свою активность набравшиеся сил, смелости и, судя по всему, ума — германские племена, которые начинают постепенно переходить от стратегии «набегов» на Римскую Империю к практике «завоеваний» с целью получения богатой добычи в уже освоенных римлянами землях. Так началось Великое переселение народов.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись со своего места германские племена готов. Готы вообще часто меняли место жительства: сперва они были расселены в Скандинавии, затем собрались прихватить себе территорию Южной Прибалтики, однако в Прибалтике с готами здесь случилась оказия – западным славянам удалось вытеснить эти германские племена с этой территории, после чего готам ничего не оставалось, как двинуться в путь.

Поначалу им удалось добраться до степей на территории современной Украины, где отважные германцы задержались на целых два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, а также греческие колонии. Однако своей численностью готы значительно уступали славянам. Во главе готов стоял вождь, имя которого дошло до наших дней — Германарих, который, по некоторым сведениям, дожил до 100 лет.

В 70-х г. IV в. с востока двинулось новая волна – это были гунны. До этого они уже пытались захватить Китай, однако безуспешно. Китайцы соорудили Великую Китайскую стену, заставившую гуннов отказаться от «китайского проекта» и двинуться на запад. Нашествие гуннов было, пожалуй, самым крупным явлением в истории переселения народов. Гунны направились в причерноморские степи и без особых усилий уничтожили готов.

Своей наивысшей славы держава гуннов достигла при их вожде Аттиле, который был, безусловно, талантлив, но вместе с тем груб и беспощаден.

В середине V в. Амбициозные попытки Аттилы завоевать всю Западную Европу с треском провалились. Римская армия полностью разгромила армию Аттилы. Вождю гуннов ничего не оставалось, как увести остатки своего разбитого войска на Дунай.

Вскоре между гуннскими вождями начались распри, и держава гуннов распалась. Но движение народов продолжалось еще несколько столетий.

4. Анты и первое восточно-славянское государство

Славяне также не оказались в стороне от Великого переселения народов, однако включились в этот процесс с опозданием. После того, как держава гуннов пала, были в короткие сроки заселены вновь земли по Дунаю, Днепру, Припяти, Десне, верховьям Оки. Случилось это V-VI вв. н. э. и позволило ученым говорить о демографическом взрыве.

Славяне, осознав, что гуннская угроза миновала, стали постепенно возвращаться на свои исконные земли на юге, а также понемногу продвигаться на восток. В исторической ретроспективе гунны сослужили славянам неплохую службу, расчистив для них территории.

В то же время у славян менялся социальный состав общества, росла роль племенных вождей и старейшин, вокруг них начинают складываться дружины, зарождается социальное расслоение.

Начиная с V в. н. э. на землях, где к тому моменту успела побывать не одна волна кочевников, складывается союз восточнославянских племен, которых называли антами. Греческие авторы уверенно называют антов – славянами.

5. Славянский вождь Кий. Основание Киева

В летописи говорится о том, что один из вождей племени полян, живших по Среднему Днепру, вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город, который был назван в честь старшего брата, Киевом. Затем Кий отправился в Царьград, где сам император принял его с большим почетом.

Археологи подтверждают, что в конце V-VI вв. на Киевских горах уже существовало неплохо укрепленное поселение, а некоторые Киевские горы носили название Шековицы, Хоревицы. Речка же, которая протекала поблизости, называлась Лыбедью.

6. Борьба с аварами и хазарами

В середине VI в. очередная волна кочевников вышла из глубин Азии - это были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и, в конце концов, осела в дунайских долинах, на склонах Карпатских гор; благоприятный климат, обширные пастбища и плодородные земли давно привлекали сюда многих завоевателей.

Как и 200 лет назад во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Авары были невероятно жестоки, по свидетельству летописца, любили издеваться над славянскими женщинами, запрягая их в телеги вместо волов и лошадей.

Но прошло то время, когда славяне безропотно терпели насилие кочевников. К этому времени сами они уже не раз ходили походами на своих соседей, имели сильные дружины. В течение VI-VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны, заключали мирные договоры.

Лишь после того как войска франков в конце VII в. разгромили аваров, начинается быстрый упадок их кочевой державы. Окончательное поражение аварам нанесла тюркская орда с востока - хазары.

В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. В дальнейшем значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. С восточнославянскими племенами у Хазарии установились весьма непростые отношения. Через Хазарию шла вся торговля славянского мира с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами, потому что славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

7. Норманнская теория образования Древнерусского государства

Норманнская теория возникновения Древнерусского государства ― теория, согласно которой государство на Русь было принесено извне. Согласно этой теории – восточные славяне не обладали уровнем развития, достаточным для создания государства. Эта теория, помещенная в определенный контекст, может служить подтверждением неполноценности восточнославянских племен, их неразвитости. Так Адольф Гитлер, готовя свой план нападения на СССР «Барбаросса» и чудовищный проект «Ост», руководствовался той же норманнской теорией.

Теорию сформулировали немецкие ученые, прибывшие на русскую «научную службу» в середине XVIII века: Г.Ф. Миллер, Г. З. Байер, А. Л. Шлёцер. Непримиримым противником теории до конца жизни оставался известный российский ученый с энциклопедическими знаниями почти по всем научным дисциплинам М.В. Ломоносов. Известным сторонником теории был не менее известный ученый-историк, автор одного из крупнейших трудов по Отечественной истории — Н.М. Карамзин.

Тот факт, что варяжские дружины и варяжские князья (а понимаются под варягами жители скандинавского полуострова) периодически вовлекались в процессы, происходящие на территории расселения восточных славян, не вызывает сомнения и не оспаривается. Между восточнославянскими племенами и скандинавами существовали прочные экономические связи, что находит свое отражение в источниках различного происхождения (греческие, арабские, собственно скандинавские) Сомнению подвергается положение об определяющем влиянии скандинавов на экономику, политику, общество и культуру восточных славян.

Однако это не подтверждается, во-первых, историческими источниками – в скандинавских сагах Русь предстает перед читателем страной огромных богатств, а военная служба Руси – почетна и может принести славу и богатство.

Во-вторых, археологи свидетельствуют, что количество варягов на Руси в V-IX вв. – не значительно.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни, пример чему мы уже приводили.

Таким образом, у восточных славян предпосылки к образованию государства сложились задолго до призвания варягов, которые в данном случае стали исключительно основателями княжеской династии. Подобная практика привнесения извне династии была характерна для средневековой Европы и здесь нечему удивляться.

Если Рюрик был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени.

В исторической литературе вопрос о месте, которое следует отводить Рюрику, до сих пор остается спорным. Одни историки утверждают, что русская династия имеет скандинавское происхождение, как и само название «Русь».

Их противники называют легенду о призвании варягов плодом воображения летописца, более поздней вставкой в летопись, обусловленной политическими причинами.

Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы - западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах , обитавших между германскими и сарматским племенами.

Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян. Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню.

В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в «Повести временных лет » (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с их прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнине: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.

Соседями славян на востоке были кочевые народы (степняки) - половцы , аланы , печенеги . На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге - с Византийской империей . С VII в. восточными соседями Киевской Руси стали Волжская Булгария , Хазарский каганат .

Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина . С появлением имущественного расслоения на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) - вервь . Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру.

Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль. У славян была распространена охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.


Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки », связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Политической основой союзов восточнославянских племен являлась «военная демократия» - переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди - князья , которые осуществляли управленческие и военные функции.

Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече ), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы - языческие жрецы. Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах , в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств).

С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. В дальнейшем славяне все более поклонялись Сварогу - богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу - богам солнца и ветра.

Со временем большую роль начинает играть Перун - бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес (Волос) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь - богиня плодородия и др. Среди покровителей славян были и боги низшего порядка - домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Начальный период нашей истории - период Киевской Руси - один из наиболее сложных для изучения. До нас дошло, весьма небольшое количество сведений об этом времени, причём значительная часть этих сведений имеет полулегендарный и легендарный характер. Основным источником по истории Киевской Руси являются летописи. Но самые ранние из известных нам летописей написаны в XI в., а излагают сведения VII-X вв. События, описываемые в них, излагались летописцами с чужих слов, с недошедших до нас документов, на основе рассказов, легенд. Эти события зачастую искажались, домысливались, переосмысливались в русле господствующих в то время взглядов. Правка и дописывание текстов летописей - обычные вещи для средних веков. Историку приходится о многом догадываться, восстанавливать пробелы на основе других источников. Отсюда многообразие версий Древнейшей истории Руси, часто не совпадающих, противоречащих друг другу.

Киевская Русь - это ещё не русское государство. Русский этнос сформировался позднее, в междуречье Волги и Оки. Киевская Русь - государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. В Западной Европе аналогичную роль сыграло государство Карла Великого, из которого возникли Германия, Франция и Италия. И тем не менее, в Киевской Руси сложились основы русской культуры, русской государственности. Без изучения её истории невозможно понять дальнейшее развитие собственно русского государства Московской Руси, корни её уходят в Киевский период. Именно в Киевской Руси стала складываться русская цивилизация.

Кто же такие восточные славяне? Откуда они появились? Каковы их исторические корни? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши).

Письменные сведения о славянах появляются в начале I тыс.н.э., но упоминаются они под разными этническими именами. Плиний и Тацит называли их «венедами». Византийские авторы Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называют славян не только «венедами», но и «словенами» или «антами».

В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы - так называемое «великое переселение народов». Из Азии в Европу через «ворота народов» - пространство ровной степи между южными отрогами Уральских гор и Каспийским морем начинают волна за волной накатываться кочевые народы - гунны, авары, булгары. Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться, спасаясь от завоевателей и, в свою очередь, тесня соседей. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы.

Западные славяне - двинулись на северо-запад, к побережью Балтийского моря. Они стали предками современных чехов, словаков, поляков. Ряд западнославянских народов, таких как поморяне, пруссы, полабские славяне впоследствии были истреблены или ассимилированы германцами.

Южные славяне - двинулись на юг и заселили север Балканского полуострова, территории, принадлежащие Византийской империи. Южные славяне селились на византийских землях в качестве союзников - федератов. Они заключали с империей договор, получали земли и за это обязывались защищать границы Византии. Южные славяне предки современных болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и др.

Восточные славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Чёрного до Балтийского морей, от течения Днепра до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов.

Существуют разные точки зрения на пути миграции восточных славян. Первая, наиболее распространенная, берёт начало из древнейшей русской летописи «Повести временных лет». По Дунаю и в предгорьях Карпат обитал славянский племенной союз дулебов. Под давлением кочевников - аваров («обров» по летописи) славяне мигрировали на восток и расселились по течению Днепра.

Киевская Русь IX -XII века

Вторая точка зрения была первоначально сформулирована академиком А.А. Шахматовым в начале ХХ в. Согласно этой точки зрения, заселение восточно-европейской равнины шло двумя потоками - с юго-запада, из предгорий Карпат, и с северо-запада, от побережья Балтийского моря. Вследствие этого, первоначально сложились два государственных объединения восточных славян южное - с центром в Киеве и северное - с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» писалась в Киеве, отсюда сведения о южном пути, как о единственном. В пользу этой теории говорят существующие и до сих пор антропологические и языковые различия между северными и южными русскими.

Наконец, третья точка зрения принадлежит академику Б.А. Рыбакову . Он считает восточных славян, «автохтонами», то есть коренным местным населением, потомками так называемой чернолесской культуры, (скифов - пахарей, как их называл Геродот), Дважды славяне находились на пороге создания государства, и дважды это государство разрушалось кочевниками, сначала сарматами в III в. до н.э., а затем гуннами в IV в.н.э.

Недостаток сведений о ранней истории славян не позволяет отдать предпочтение той или иной гипотезе.

Из ранних источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живущих в полях на правобережье среднего течения Днепра; северянах, соседствующих с ними и занимавших левобережье Днепра; древлянах, живущих в лесах между реками Рось и Припять: дреговичах, живущих на болотах в междуречье Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, живших в верховьях Волги; полочанах, селившихся по берегам реки Полоты; радимичах, приведённых легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; осевших в бассейне Днестра уличах и тиверцах (Тивр-древнее название Днестра); вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.

Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Мирное сотрудничество приводило постепенно к ассимиляции аборигенного населения.

На протяжении VI-VIII вв. у восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение, политическое объединение. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов. Топившиеся по-черному полуземлянки (10-20 кв.м) были достаточно тесны для большой семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие: залежное в степной зоне и подсечно-огневое в лесной. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».

Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.

В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог - творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог - бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велес (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине, с её уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией, пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.

Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Понятия "народ", "войско", "власть" пока еще не были четко дифференцированы.

Знали восточные славяне и институт рабства, но, в отличие от классического, оно было, как правило, патриархальным. По сведениям Маврикия Стратега "находящихся у них в плену они не держат в рабстве... в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?"

В VII-VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усиливалась консолидация восточнославянских общностей, стали формироваться территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Смоленска, Новгорода и др. Усиливалась и роль князя, который все больше выступал в роли правителя, хотя совет старейшин и народное собрание играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним. Упрочение роли княжеско-военной верхушки связано с постоянно сохранявшейся внешней опасностью.

Территории, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. В 395 г. Великая Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную. Западная Римская империя пала под ударами варваров - германцев, на её развалинах стала постепенно складываться европейская романо-германская цивилизация. Восточная же Римская империя, или Византия, продолжала существовать, сохранив в неприкосновенности римскую и греческую культуру. Форпостами Византии в Северном Причерноморье были города Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Фанагория и др. Через них шла торговля славян с империей. Именно из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. Московское государство считало себя наследницей Византийской империи.

С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата , включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Хазары - кочевники, выходцы из Азии, жили в низовьях Волги, построили ряд укреплённых городов: Семендер, Итиль, Таматарху, Саркел. Население южных русских земель платило хазарам дань. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян.

В Среднем течение Волги сложилось государство волжских булгар (предков современных татар и башкир). Кочевники булгары пришли из Азии. Часть из них осела на Средней Волге, другая же двинулась в Европу, на север Балканского полуострова, где смешалась с южнославянскими племенами.

С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-уграми, селились вперемежку с ними.

С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) - предков современных шведов, норвежцев, датчан. Прекрасные мореходы, воины, торговцы, морские пираты, норманны или викинги (гребцы), как они себя называли, плавали вокруг побережья Европы в Средиземное море, достигали столицы Византии - Константинополя. Норманны наводили ужас на европейские народы. Средневековая французская молитва гласила: «Спаси нас Боже от голода, чумы и норманнского нападения». Норманны создали своё государство в Сицилии, высадились во Франции в устье реки Роны и создали там герцогство Нормандское. Позднее нормандские герцоги завоевали Англию, положив начало норманнской династии английских королей. На Западе норманны плавали в Исландию, основали своё поселение в Гренландии и за 400 лет до Колумба достигли берегов Америки. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь того времени, путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Волхову, через Ладожское озеро, далее волоком до верховья Днепра, вниз по Днепру, через Черное море в Константинополь. По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у восточных славян.

В основу этой теории положено сообщение «Повести временных лет» о «призвании варягов». Жители города Новгорода, устав от междоусобиц, от борьбы претендентов на княжеский престол, обратились к соседнему варяжскому племени «Русь» с просьбой прислать им князя. «Земля наша велика и обильна, - якобы сказали послы, - а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». В 862г. прибыли на Русь три брата - варяги: Рюрик , Синеус , Трувор . Рюрик стал править в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор - в Изборске. От тех варягов и пошло название Русь. Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик стал единолично править Северной Русью. В 882г. военачальник Рюрика Олег захватил Киев, убил местных князей Аскольда и Дира, объединил под своей властью северные и южные русские земли, создав единое государство - Киевскую Русь . На основании этого сообщения летописи, историки XVIII в. И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер создали так называемую «норманнскую теорию » происхождения русского государства, согласно которой русское государство и русская культура были созданы норманнами, одним из германских народов. Эти утверждения преследовали явные политические цели, стремились обосновать превосходство немцев над славянами.

Это утверждение вызвало резкие возражения среди русских учёных, в частности с критикой «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов . Споры сторонников и противников этой теории продолжались на продолжении всего последующего периода развития русской исторической науки. Первоначально они носили чисто академический характер. Факт призвания варягов признавали, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский. Однако в 30-е гг. ХХ в. эти споры вновь приобрели остроту. В 1933г. после прихода к власти в Германии Гитлера норманнская теория была взята на вооружение. Опираясь на неё, германские историки доказывали неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, обосновывали претензии Германии на русские земли. С другой стороны, в СССР всякое упоминание о призвании варягов было под запретом, сам факт горячо отрицался. Фундаментальная монография Б.Д. Грекова «Киевская Русь», написанная в 1952г., примерно наполовину посвящена опровержению норманнской теории.