Осветительные приборы

Движение за объединение румынии и молдавии. Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии

Движение за объединение румынии и молдавии. Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии

Предпосылки

Присоединение

Бессарабия в составе Румынии
-
Леово Кишинёв Болград Дунайская дельта Бендеры (1) Аккерман Днестр
-
Хотин Бендеры (2) Татарбунары
Бессарабия и Буковина

Первая мировая война привела к повышению политического и национального движения среди местных жителей.

После Октябрьской Революции 1917, Бессарабия выбирала собственный парламент, Сфатул Цэрий, который начал свою работу 3 декабря 1917, объявил Бессарабию Молдавской Демократической республикой (15 декабря 1917), сформировал его правительство (21 декабря 1917), объявил независимость от России (6 февраля 1918).

Румынские войска вошли в Бессарабию ещё 7 декабря 1917 года под предлогом закупки продовольствия. Тогда два полка румынской армии пересекли Прут , заняли Леово и несколько приграничных сёл. Большевики Кишинёвского гарнизона смогли выставить заслон румынским войскам, а революционно настроенные солдаты взяли под контроль приграничную станцию Унгены .

«…молдавское население, и в особенности солдаты-молдаване, были возбуждены и разгневаны тем, что придут румыны, чтобы отобрать у них землю, добытую в результате революции, и свободы, завоёванные после века страданий.»

Земли в Румынии изымались у богатых землевладельцев и отдавались крестьянам. Крупные землевладельцы не имели права владеть больше 150 га земли. Крестьяне же получали землю под залог. Со временем они должны были выкупить доверенную им землю в соответствии с порученной ими квотой.

В первых числах января румынские войска перешли молдавскую границу и заняли города Болград , Кагул , Леово , Унгены и несколько сёл. 6 января года была предпринята попытка атаковать Кишинёв со стороны Раздельной отрядом трансильванцев . Против них выступили части фронтотдела Румчерода и молдавские отряды, которые были отправлены на поддержку румынским войскам Советом Генеральных Директоров, но перешли на сторону большевиков. Они разоружили трансильванцев и отправили в Одессу .

Воззвание революционного штаба по охране Бессарабии

Административный аппарат Бессарабии, состоявший в основном из приезжих, отличался жестокостью и злоупотреблениями . Об этом свидетельствует, например, отчёт парламентской следственной подкомиссии о расследованиях, проведённых в Бельцком жудеце ( -21 гг.) . Отчёт сообщает, что избиения и аресты в жудеце приобрели огромные масштабы, жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключёнными раскалённым железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции .

Экономика

Промышленность

После присоединения к Румынии Бессарабия оказалась оторвана от российского рынка сбыта продукции и сама постепенно стала превращаться в рынок сбыта продукции румынских и иностранных монополий. В промышленности преобладало мелкотоварное производство. Если в году здесь насчитывалось 262 крупных предприятия, то в - всего 196, в - 212, а в - снова 196. Инвестиции в цензовую промышленность на протяжении всего румынского периода оставались на одном уровне, с тенденцией к сокращению: с 790,8 млн леев в 1928 году до 782,3 млн леев в 1937 году. Энергообеспечение предприятий возросло на 15,9 %, число рабочих - на 3,1 %, в то время как фонд заработной платы уменьшился на 33,6 %. Приоритеты развития экономики сместились в область пищевой промышленности, доля которой составляла 92,4 %. С 1919 по 1937 гг. резко сократилась доля Бессарабии в промышленном производстве Румынии на цензовых предприятиях по всем показателям, в частности по капитальным вложениям - с 6 до 1,6 %, по стоимости продукции - с 4 до 2,3 %. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки в Бессарабии по сравнению с остальной Румынией пагубно сказались на хозяйстве края. К 1937 году производственные мощности предприятий пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, строительной и химической промышленности использовались всего на 12,5-16,9 %, металлообрабатывающей - на 5,4 %, кожевенно-меховой - на 0,2 %. Многие предприятия бездействовали а их оборудование вывозилось за Прут. Так, например, были вывезены в Старое королевство железнодорожные мастерские Бендер , Бессарабки , Флорешт , текстильная и трикотажная фабрики, один из кишинёвских заводов.

Сельское хозяйство

В 1918-1924 гг. была проведена аграрная реформа, которая фактически возродила помещичье земледелие и значительно усилила социальную дифференциацию в деревне. Урожайность зерновых культур в тот период была довольно низкой. Так в 1934-1939 гг. средняя урожайность пшеницы составляла 7,6 центнеров с гектара, кукурузы - 8,7, ячменя - 5,7, ржи - 7,9. Из-за затяжного кризиса сильно упали цены на сельскохозяйственную продукцию. Некоторое улучшение ситуации наметилось только к году. Так в 1935-39 гг. посевные площади под пшеницу выросли на 153,7 тыс. га (2,1 %), рожь - на 22,3 тыс. га, кукурузу - на 99,9 тыс. га. В сельском хозяйстве преобладал румынский и иностранный капитал. Вся продукция сои из Бессарабии вывозилась румынским акционерным обществом «Soia» в Германию , где использовалась как стратегическое сырьё для химической промышленности.

Румынская православная церковь стремилась подчинить себе три местные епархии. Как только Бессарабия стала частью Румынии, румынский Синод обратился к местным епископам с требованием переподчиниться ему. Когда епископы отказались выполнить ультиматум Румынской православной церкви, был предпринят силовой вариант. Румынские войска поймали их и выслали на левый берег Днестра. Вместо высланного из страны архиепископа Анастасия в Бессарабию прибыл румынский архиепископ Никодим. Прихожане встретили его недружественно, поэтому Никодим обратился к ним с речью, в которой оправдывал действия румын: «Молдаване должны знать, что они виновны в этом, так как не решились отречься от русского архиерея , которого Румыния не может терпеть после того, как он охаял её, будучи в Москве» .

Одновременно проводились репрессии против остальных священнослужителей, подчинённых Российской православной церкви. Так, за богослужение на русском языке в селе Речула румынские жандармы арестовали и высекли розгами всех послушниц местного монастыря. Наказания также следовали за помощь антирумынскому движению. Именно поэтому большое количество церковнослужителей бежало из Бессарабии в Одессу и прилегающие регионы. Также среди священнослужителей и прихожан проводились этнические чистки. В основном нерумын выявляли по языковому признаку. Как правило, это оказывались славяне - русские, украинцы или болгары. К примеру, в Измаильском уезде, подавляющее число населения которого составляли славяне, церковные службы запрещалось проводить без присутствия жандармов. По всей Бессарабии был введён запрет на богослужение на церковнославянском языке, поэтому тех, кто молился не на румынском, ловили .

Те, кто не бежал за границу из-за репрессий по религиозному или языковому признаку, объединялись в религиозно-политические общества. По всей территории Бессарабии возникло несколько таких организаций. Румынское правительство в свою очередь организовало на территории региона свои религиозно-политические организации для противопоставления с антирумынскими. Обе противоборствующие стороны вели пропаганду, печатали газеты и листовки. Поддержки со стороны Российской православной церкви не было, так как она сама испытывала затруднения .

Антирумынские национальные движения в Бессарабии тоже требовали отмены всех церковных реформ. Молдаване придерживались другого мнения, считая, что румынский язык качественно ничем не отличается от русского. Ко второй четверти XX века религиозный вопрос перерос в политический. В конце-концов реформа календаря частично была отменена. При попытке вернуть новый стиль в 1935 году в Бельцком уезде началось крестьянское восстание. Восстание подавили румынские жандармы, но противостояние между ветвями церкви продолжалось вплоть до 1940 года .

Деятели культуры румынского периода

Освободительное движение

Участники Судебные процессы
  • Процесс бессарабских антифашистов
  • Процесс 500-т
  • Процесс 48-ми
  • Процесс 43-х
  • Процесс 108-ми
  • Процесс 65-ти

Присоединение к СССР

В 1940 году усилились разногласия между королём Каролем II , занимашим пробританскую позицию, и гитлеровской Германией, сторонниками которой была действовавшие в Румынии крайне-правая партия «Железная гвардия » К. Кодряну , с одной стороны, и группа военных под руководством маршала Иона Антонеску с другой.

26 июня 1940 СССР в предъявил Румынии ультиматум с требованием о возвращении Бессарабии, а также передаче Северной Буковины в состав СССР, и Румыния была вынуждена отвести из этих областей свои войска. Спустя два месяца, 30го августа 1940, Кароль II был вынужден признать Венский арбитраж 1940 года , согласно которому Румыния должна была уступить Трансильванию Венгрии . Воспользовавшись возмущением в Румынии, Ион Антонеску отстранил от власти Кароля II, а новым королём был провозглашён Михай I .

В настоящее время Румыния предоставляет гражданство Румынии гражданам Молдавии на основе родственных отношений с лицами родившимися на Румынской территории до 28 июня 1940 года.

См. также

Примечания

Источники

  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Асоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. - С. 187-201, 219-222. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4
  • Стати В. История Молдовы. - Кишинёв : Tipografia Centrală, 2002. - С. 307-334, 346-356. - 480 с. - ISBN 9975-9504-1-8
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 121-132. - ISBN 5-88568-090-6
  • Ожог И. А., Шаров И. М. Краткий курс лекций по истории румын . - Кишинёв: 1992 Т. 4.
  • Молдавская Советская Социалистическая Республика. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. - С. 110-113, 126-132.
  • История Молдавской ССР. С древнейших времён до наших дней. - Кишинёв: Штиинца, 1982.
  • Кишинёв. Энциклопедия. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1984. - С. 28-31.
  • Гросул Я. С., Мохов Н. А. Молдавская Советская Социалистическая Республика // Большая Советская Энциклопедия . - 1969-1978.

Экс-президент Бэсеску заявил о начале возвращения Молдавии под управление Бухареста…

Бывший президент Румынии Траян Бэсеску на съезде партии «Народное движение» заговорил о возможном объединении Румынии и Республики Молдавия, что станет шансом для последней войти в ЕС. По его словам, решение по объединению двух стран он неоднократно предлагал принять молдавским президентам - действующему Николаю Тимофти, а также прежним - Михаю Гимпу и Владимиру Воронину. Но, как признается экс-президент, румынским политикам не хватает смелости обсуждать эту тему, а молдавским - тем более. Поэтому Траян Бэсеску убежден, что пришло время начать подготовку референдумов в Молдавии и Румынии.

«Румыния усилит свою позицию в НАТО и ЕС, Республика Молдова сможет избавиться от мук переходного периода, который, судя по событиям на Украине, не закончится никогда», - сказал Бэсеску, добавив, что без принятия этого решения Молдавии никогда не стать членом ЕС.

По мнению бывшего президента, официальный Бухарест должен приложить все возможные усилия, чтобы референдумы состоялись и оба государства объединились под румынским флагом. Траян Бэсеску выступил с критикой высказываний нынешнего президента Клауса Йоханниса, считающего, что самое важное сейчас для Румынии - присоединение к зоне евро.

«Это просто смешно! Это всего лишь обязательство, содержащееся в договоре о присоединении к ЕС, оно не может быть целью для страны. Главной целью может быть только объединение с Республикой Молдова», - подчеркнул Бэсеску.

Экс-президент убежден, что после присоединения Румынии к НАТО и ЕС, которое он считает важным историческим шагом, Бухарест должен начать исправление ошибок. В частности, речь идет о пакте Молотова - Риббентропа, которых Бэсеску объявил военными преступниками.

«Румыния сегодня не может жить по сговору двух преступников - Сталина и Гитлера, подписанному двумя другими преступниками - Риббентропом и Молотовым. Сегодня мы живем согласно их договору, который разделил румын на два государства», - заявил Траян Бэсеску.

Нужно отметить, что Траян Бэсеску в Молдавии является национальным героем для тех, кто считает, что и молдавской нации нет, и молдавского языка нет, потому и не должно быть отдельного национального государства. Будущее, которое видит часть политической элиты и населения, - это интеграция в проект «Великая Румыния», призванный завершить существование Молдавии и ПМР. «Молдавии нет, есть две Румынии», - так утверждает официальная риторика Бухареста. И поэтому звучат обвинения в исторической неудаче в адрес Молотова и Риббентропа. Почему-то румыны стали забывать о собственном нацистском прошлом.

Например, забывают о маршале, премьер-министре и вожде Румынии в 1940–1944 годах Ионе Антонеску, подписавшем протокол о присоединении страны к Тройственному пакту. При этом Антонеску сделал заявление, в котором указал на «органическую и естественную связь» между легионерами, НСДАП и итальянскими фашистами. А уже к сентябрю 1940-го в Румынии было создано 35 концлагерей. Зато хорошо помнят про Бессарабию и Буковину и соответствующий пакт, подтвердивший легитимность присоединения этих территорий к СССР.

«Зародыш военного прорыва»

Именно на основе положений пакта Молотова - Риббентропа Бессарабия попадала в советскую сферу влияния, что повлекло за собой кардинальное изменение политики Москвы в отношении региона. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией в 1918 году Бессарабию, которая никогда до этого не являлась частью Румынии, а с 1812 года входила в состав России. В результате такого присоединения Бессарабии к Приднестровью была создана Молдавская ССР.

«Бессарабия не является для СССР ни простым вопросом престижа, ни незначительным территориальным вопросом… Бессарабия - политическая брешь, заботливо сохраняемая в границах буржуазного мира, зародыш военного прорыва в их планах разрушения этого мира…» - писал румынскому премьеру князь Стурдза.

Вячеслав Молотов отмечал, что в 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла у нее часть ее территории - Бессарабию - и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украиной. Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии. Теперь, когда военная слабость отошла в область прошлого, Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии СССР.

«Правительство СССР считает, что вопрос о возвращении Бессарабии органически связан с вопросом о передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла бы представить, правда лишь в незначительной степени, средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии», - писал Молотов.

Ситуация оставалась стабильной до распада СССР, послужившего катализатором для приднестровского конфликта и для роста амбиций Бухареста, который до сих пор мечтает о возвращении территорий в состав «большой Румынии».

В 1990 году Верховный совет Молдавской ССР принял Заключение комиссии по пакту Молотова - Риббентропа, в котором акт создания МССР объявлялся незаконным, а присоединение Бессарабии к СССР - оккупацией румынских территорий. На этом основании президиум Тираспольского городского совета заявил, что «не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед руководством ССР Молдовы». В дальнейшем противостояние между властями Молдавии и Приднестровья усиливалось, вылившись в 1992 году в битву за Бендеры.

А принятая 27 августа 1991 года парламентом Молдавии Декларация о независимости Республики Молдова объявляет недействительными пакт Молотова - Риббентропа и закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также отменяет «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате чего Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Молдавии, а южная часть входит в Одесскую область Украины.

Таким образом, кишиневская Декларация о независимости аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и, соответственно, молдавско-украинскую границы. А по официальной позиции Бухареста, Республика Молдова является «вторым румынским государством», а ее жители - румынами, что далеко не является правдой, поскольку, согласно результатам проведенной переписи населения, румынами себя назвали лишь 2,2% жителей, а вот молдаванами - 75,8%.

Все вышеизложенное лишь подтверждает тот факт, что Бухарест серьезно настроен по отношению к возвращению себе территорий Молдавии и части Украины, которые перешли в ее состав в 1940-е. Военный реванш и политический национализм, безусловно, становятся частью идеологического устройства Румынии, а гражданская война на Украине формирует все условия для будущего раздела страны и переносе театра военных действий в ПМР и Молдавию.

О возможных территориальных претензиях к Киеву говорит и тот факт, что еще до государственного переворота на Украине киевские власти всерьез опасались возможных претензий Бухареста. Напомним, что в украинской Бессарабии проживают примерно 150 тысяч румын. Для Румынии это может оказаться значимым аргументом, учитывая то, что Бухарест в 2009 году решал территориальные споры по поводу небольшого участка суши возле острова Змеиный через международный суд. А казалось бы, Румыния просто хочет отменить положения пакта Молотова - Риббентропа.

Бухарест силой решит приднестровский конфликт

Ранее генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд сделал прогноз, что Молдавия рискует превратиться в новую «горячую точку». При этом вероятный конфликт, по его мнению, выплеснется за пределы маленького государства, находящегося между Румынией и Украиной. С подобными предостережениями еврочиновник выступил на страницах The New York Times. Таким образом, тема военного конфликта при участии Румынии, Украины, Молдавии и ПМР больше не кухонные разговоры интеллектуалов, но политическая действительность.

«Румыния нуждается в Молдавии, - заявил, в свою очередь, Бэсеску. - Чем больше государство, тем оно важнее и весомее. Проблема не в деньгах, а в будущем. Присоединение Молдавии может стать основой для будущего Румынии. Необходимо провести переговоры с Кишиневом и принять государственную политику на предмет объединения».

Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов уверен, что Румыния намерена объединиться с Молдавией в ЕС, разумеется, только вместе с Приднестровьем. По его словам, Бухарест намерен не допустить превращения Молдавии (включая ПМР) в буферную зону между Россией и НАТО. Он пояснил, что эта схема видится румынским политикам реальной лишь при вышеприведенных условиях: российские войска выведены, вместо миротворцев на Днестре - гражданские наблюдатели, которые, конечно же, закроют глаза на возможную попытку силой решить приднестровский вопрос. И, самое главное, в ПМР не должно быть политических структур, которые могли бы попробовать сохранить эту самую буферную зону.

«Словом, вся бывшая МССР должна войти в состав Румынии (неважно, под каким «соусом»), а после этого объединенная «Великая Румыния», вышедшая на левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО. Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе», - резюмирует Сафонов.

Игорь Молотов

На сегодняшний день в Молдавии среди народа бытует мнение, что следует объединиться с другой страной - Румынией. Этой идеи придерживается примерно треть молдавского населения.

Во многих молдавских селах (таких насчитывается примерно 140) сторонники такого мнения решили вынести вопрос на государственный уровень: проводился референдум, на котором жители Молдавии проголосовали за идею присоединения к Румынии. Такое решение будет хорошим экономическим сдвигом. Например, в Румынии пенсия в 6 раз выше, чем в Молдавии. У румынских граждан есть право на въезд в европейские страны.

Помимо экономических вопросов, есть еще один очень весомый аргумент: народная культура. Народы обеих стран говорят практически на одном и том же языке. История Молдавии и Румынии постоянно пересекается. Эта идея активно поддерживается и спонсируется Евросоюзом. Например, если молдаванин желает получить румынский паспорт, он без больших забот может его получить. Сторонние страны заявляют, что у народов Молдавии и Румынии практически одинаковые языки, культура и даже судьба. И все же, главный вопрос остается без ответа: румыны и молдаване - единый народ или разные, но со схожестями? Возможно, ответ получится найти, если обратиться к древней истории. Разобравшись в ней, можно прийти к какому-либо выводу.

Образование Румынского и Молдавского государств

Румыния - государство, которое принадлежит группе относительно молодых стран. Она появилась, как независимое суверенное государство, лишь ко второй половине XIX века. До этого времени на территории будущей Румынии и Молдавии существовал древний народ - валахи. Они являются предками молдаван и румын, а сами же произошли от Римской империи. В средневековые годы валахи испытывали сильное давление со стороны Болгарского государства. Валашский народ позаимствовал у болгар православные традиции, культуру и кириллицу. Однако Болгария ослабила хватку примерно в середине XIV века, и в это самое время образуются два суверенных независимых княжества: Валахия и Молдавия. Изначально второе государство было значительно сильнее, чем первое.

Однако ситуация изменилась в начале XV века: начинает наращивать силу третья сторона - турецкое иго. Они склоняют народ Валахии на свою сторону, и он начинает войну с Молдавией, забыв о родстве. Несколько веков велись постоянные кровопролитные войны на этой территории. Турецкое иго в этот период времени имело сильное влияние. Оно существовало примерно 400 лет и все это время отравляло жизнь молдавскому и румынскому народам.

Валахия и Молдавия пытались бороться с ним. Иногда попытки увенчались успехом. Например, в 1600 году правитель Михай Храбрый освободил Валахию от гнета турков и создал объединение трех валашских государств (одним из них была Трансильвания). Однако оно быстро развалилось. Спустя некоторый промежуток времени в игру вступаю другие стороны - Россия и Австрия. Австрийская империя оказывает влияние на валахов и трансильванцев, а Российская - на Молдавию. В конечном счете, к 1861 году Валахия и Трансильвания объединяются в единое государство - Румынию.

Отдаление родственных стран

Румыния и Молдавия значительно отдалились друг от друга. Каждая страна шла своим путем и развивала народную культуру и языковые особенности. Румыны продолжали говорить на языке валахов, в то время как молдаване заметно сблизились с Украиной и Россией, от чего их речь претерпела значительные изменения. Языковые непонимания еще больше усилились с того момента, как в 1918 году Румыния решила собрать остаточные части народа Валахии после разрушения австрийской и русской империй. Этот исторический факт еще больше сблизил культуры Румынии и валахов.

В XX веке языковые различия стали настолько сильными, что молдаване просили румынские власти переводить их книги с румынского на молдавский или на русский. В Молдавии не понимали и не хотели изучать румынский язык. Вот один из ярких примеров обращения молдавского народа к румынской власти: «Что означает слово „волумул“? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому.

Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

В Румынии дела тоже обстояли не гладко. Были большие языковые различия между высшим обществом и крестьянством. Интеллигенция чтила румынские традиции и язык, в то время как обычные крестьяне претерпевали сильные изменения в культуре. В провинциях были намешаны различные народы: болгары, немцы, сербы, евреи и валахи. Власти страны желали объединить все нации в единый народ, так как людьми, которых объединяет единые мысли и мировоззрение, легче управлять. Однако эта идея не была завершена из-за того, что началась Вторая мировая война.

В это самое время северная часть Бессарабии входит в состав Советского союза. До начала Второй мировой войны у людей, населявших эти места, сформировалась четкая граница между румынским народом и “советскими молдаванами”. Как известно из истории, в 1940 году был подписан пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР присваивает себе Бессарабию и северную Буковину. Здесь формируется Молдавская АССР. Как только Вторая мировая война заканчивается, молдавский народ раскалывается на две части: одна была сторонником правления российской власти, а вторая хотела объединиться с румынским государством.

Когда СССР распался, Молдавия стала независимым государством. Демократические романтики сразу стали высказывать идеи о соединении с Румынией. Однако перед страной стояли куда более важные вопросы - нищета и приватизация. Также возник серьезный конфликт с Приднестровьем. В 90-ые и 00-ые страна металась между сторонниками евроинтеграции и коммунистами. На сегодняшний день можно увидеть, что выбор пал все же на проевропейскую силу.

Они сильно развивали идею единения Молдавии и Румынии. Молдавские депутаты стали отрицать молдавский народ, как отдельную единицу. Политики добились того, что сторонников идеи объединения двух стран стало гораздо больше. Их число составляло 35% населения, а изначально всего лишь 2%. В современное время огромный цивилизованный раскол формирует границу между двумя государствами. Молдавия все еще не решила к кому примкнуть - к России или Европе.

Для Румынии такого выбора вообще не существовало. Именно поэтому вопрос о единении молдавского и румынского народов стоит в настоящее и будущее время. Эта проблема зародилась еще в прошлые столетия, однако она касается этих стран в настоящее время. Надо сказать, что не только для Румынии и Молдавии объединение народов окажет влияние. В первую очередь, это касается европейских стран. Воссоединение молдавской и румынской наций сильно повлияет на экономические отношения с государствами Европы.

В любом случае, если Молдавия и Румыния решат объединиться, это приведет ко множеству изменений, как внутри государств, так и за его пределами.

Компания Advokat-Romania предлагает Вам помощь в получении румынского гражданства в кратчайшие сроки . Так же мы оказываем содействие в прохождении присяги (клятвы на верность) Румынии, получении свидетельства о рождениии и браке, проставлении отметок о разводе или смерти (по случаю), оформлении румынского удостоверения личности, паспорта, получении пособия на детей, а также оформлении водительского удостоверения румынского образца. Связаться с нами можно по телефону

Годовщину Малого объединения «двух Румыний» в Кишиневе отмечали широко. Кадр из видео со страницы Unirea ODIP в Facebook

Фракция социалистов в парламенте Республики Молдова (РМ) потребовала от Службы информации и безопасности (СИБ), а также генпрокурора разобраться с селами, заявившими о соединении с Румынией. Депутаты считают инициативу сельчан уголовно наказуемой. Депутат Богдан Цырдя сказал «НГ», что началась «ползучая оккупация» Молдовы, конечная цель которой - «создание здесь военного антироссийского плацдарма НАТО».

Молдавский депутат Богдан Цырдя заявил «НГ», что «на минувшей неделе румынскими стали три молдавских села, а сегодня их уже шесть». По его словам, «началась ползучая оккупация Молдовы Румынией, которую поддерживают США. Он отметил, что процессы румынизации активизировались» в 2009 году, когда к власти в стране пришла проевропейская коалиция, которая сегодня занимается антироссийской пропагандой и ухудшением отношений с Москвой». И это, обратил внимание парламентарий, при том что большая часть населения, а также часть политической элиты РМ настроены на восстановление связей с РФ. Однако сценарий для действующей молдавской власти, говорит Цырдя, «пишет Бухарест вместе с Вашингтоном». Он утверждает, что президента Игоря Додона, избранного большинством граждан республики и выступающего за развитие отношений с Россией при сохранении курса на ЕС, «не поддерживают правительство, парламентское большинство и в Евросоюзе». Додона практически изолировали, не давая ему выполнять свои конституционные обязанности. Румыния тем временем регистрирует в Молдове свои партии, берет под контроль финансовую систему – например, один из ведущих в РМ Victoriabank покупает румынский банк Transilvania.

Кроме того, объединяются энергетические системы двух стран, в результате Молдавия, как пишут местные СМИ, «снимается с газовой иглы России». По этому поводу Богдан Цырдя замечает: «Бэсеску свободно шагает по Молдове, как по Румынии, – его мечта сбывается». Напомним, Траян Бэсеску – экс-президент Румынии,

провозгласивший главной целью своей политической деятельности – присоединение РМ к Румынии. Цырдя отмечает, что так называемое Великое объединение состоялось в марте 1918 года и в нынешнем году сторонники «унири» (объединения) будут отмечать 100-летие этого события. Бэсеску обещал, что к юбилею «унири» Молдова должна объединиться с «матерью-Родиной». Депутат полагает, что в Молдавии накануне этой даты следует ожидать серьезных событий. Он также напомнил, что президент Додон предлагал НАТО подписать соглашение о нейтралитете Республики Молдова, но получил отказ. И сегодня «в Кишиневе открыт офис НАТО, который собирается помогать молдавским властям защищать страну от российской пропаганды».

Так в Молдавии появился еще один помимо Приднестровья сепаратистский регион – на севере страны. Однако если приднестровцев за развод с Молдовой наказали войной в 1992 году, то молдавским селам повезло – их вольности власть не заметила, несмотря на то что населенных пунктов, желающих сменить страну, становится все больше.

Интересно то, что три села, первыми проголосовавшиe за объединение с Румынией, находятся на севере республики, население которого традиционно считалось пророссийским. Депутат Богдан Цырдя объяснил это так: «60% населения севера страны – это русские и украинцы, они и настроены пророссийски. Но там есть и молдавские села, их жители считают себя румынами. Надо отметить, что такие есть везде, например, в тоже пророссийской Гагаузской автономии, там есть село, где 1% населения настроены прорумынски». Для автономии это, как говорится, не стандарт: в 1989 году молдаване шли походом на гагаузов, которые провозгласили независимую республику. А когда парламенту удалось уговорить гагаузов на автономию, то в соответствующем законе записали, что в случае смены Молдовой своего статуса они смогут самоопределиться. В Румынию гагаузы не хотели и не хотят. Но, как выясняется, не все.

Несмотря на молчание властей, скандал вокруг парада объединения все же разгорелся. Шум подняли депутаты-социалисты. Они потребовали от СИБ и генпрокурора «разобраться с провозглашением некоторыми селами Молдовы объединения с Румынией». С соответствующими запросами после того, как местные власти коммун Паркова и Фынтына Албэ подписали декларации об объединении, в адрес Службы информации и безопасности, а также генерального прокурора обратился депутат Партии социалистов Григорий Новак. Он отметил, что действия сельчан подпадают под Уголовный кодекс РМ, «так как грубо нарушен высший закон страны, а также другие нормативные акты». Парламентарий призвал СИБ и генпрокурора разобраться в этих случаях, напомнив, что они должны «стоять на страже закона», причем молдавского, а не румынского. Оговорка не случайна, так как многие чиновники и представители СИБ имеют помимо молдавского румынское гражданство. Законы РМ это позволяют, но до последнего времени они не распространялись на госслужащих. Но законодательное вето недавно было с них снято, и теперь правительство, парламент, СИБ и даже Конституционный суд заполнили граждане Румынии. Депутат Цырдя назвал это процессом ползучей румынизации Молдовы.

На минувшей неделе местные власти коммун Паркова и Фынтына Албэ Единецкого района, а также села Фештелица из района Штефан-Водэ подписали декларации об объединении с соседней Румынией. Это было сделано накануне годовщины так называемого Малого объединения Молдавии с Румынией (тогда – Молдавского и Валахшского княжеств) в 1859 году. В декларации жители указанных сел высказали мнение о том, что народы сами решают свою настоящую судьбу. Годовщину объединения крестьяне из молдавских сел отмечали вместе с румынами, которые перешли для этого пограничную реку Прут.

Первыми на событие откликнулись молдавские либералы, которые пропагандируют объединение нынешней Молдавии с Румынией: «Либеральная партия приветствует инициативу местных избранников и призывает другие населенные пункты увековечить этот пример национального мужества и достоинства, пример, который может и должен быть перенят властями Республики Молдова».

Для справки: 24 января 2018 года исполнилось 159 лет Объединения румынских княжеств, получившего название Малого объединения. Это событие считается первым важным шагом на пути к созданию единого румынского государства, после того как 5/17 января 1859 года Александр Иоанн Куза был единогласно избран господарем Молдовы, а 24 января/ 5 февраля – господарем Валашского княжества. А в 1918 году состоялось Великое объединение – Румынии с Бессарабией в лице сегодняшней Молдовы.

Социологические опросы показывают, что большинство граждан РМ – за сохранение молдавской государственности. Однако на фоне бедной Молдавии набирающая обороты Румыния для многих становится привлекательной. К тому же пропагандисты объясняют: «В Румынии вы будете получать большую, чем сегодня, пенсию, более квалифицированную медицинскую помощь (из Молдавии, по опросам, хочет уехать каждый третий врач), да и жить вы будете в стране Евросоюза». Если еще лет пять назад в Кишиневе наблюдались очереди в посольство России, то теперь они переместились к румынскому консульству – люди стоят за румынским паспортом. Причем как молдаване, так и русские.

«Воссоединение румын с обоих берегов Прута является основной задачей сегодняшнего дня, и эта ситуация требует создания в год 100-летия объединения Румынии с Молдовой министерства воссоединения», – заявил депутат парламента Румынии от партии «Народное движение» Константин Кодряну. «Создав министерство объединения, Румыния сможет подтвердить геополитическую, геоэкономическую и геокультурную ответственность, а также ее роль в объединении в европейском контексте», – полагает депутат.

Давать прогнозы, чем он завершится, не возьмется никто из ответственных историков и политиков. Главный вопрос здесь насколько сильно стремление молдаван к реинтеграции? Криков раздается много, но для перекраивания политической карты в этой части Европы нет веских оснований, прежде всего - экономических. Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская ССР Советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи), и Молдова - историческая область Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.
История распорядилась так, что границы Молдовы постоянно передвигались, то сужаясь, то расширяясь, то теряя свое значение под властью более сильных держав. Основа молдавского этноса начала складываться примерно в IV в. До этого на территории исторической Молдовы жили гето-даки, скифы, бастарны и другие племена. В IV-V вв. она подверглась нашествию гуннов, а следом за ними, в V-VI вв., сюда пришли племена западных и южных славян, в частности русинов.
При этом надо иметь в виду, что в еще более ранний период истории территория нынешней Молдовы подверглась гораздо меньшему влиянию римлян, чем, скажем, Дакия или .
О стабильном государстве, называемом Молдавским княжеством, можно говорить с XIV в. В средневековых европейских источниках оно именуется также Малой Валахией, а турки называли его Богданией, по имени первого его господаря (князя, властителя) Богдана I, или Каро-Ифлакой. Территориальная история княжества - не проста. Кроме исторической Молдовы и Бессарабии, оно включало в себя земли Покутья, Буджака и Буковины. На востоке граница княжества проходила по Днестру. На юге у него была граница с Валахией, она проходила в дельте Дуная, а затем по его течению, а также рекам Сирет и Милков. В Карпатских горах княжество соседствовало с Трансильванией и Венгрией.
На севере, в Покутье, с Королевством Польским. По мере того как происходили политические изменения в соседних государствах, границы снова видоизменялись, не говоря уже о метаморфозах в названиях соседних с Молдавским княжеством государств. Оно просуществовало с 1359 по 1861 г. Но полностью самостоятельным княжество не было, особенно сильно на него влияли Валахия и , а начиная с XVI в. оно находилось под властью Османской империи. Волны непокорности туркам возникали достаточно часто, иногда поднимаясь до пиков крестьянских восстаний с вилами наперевес. Тогда молдавские господари начинали искать союзника и находили его в России, заключая с ней военно-политические альянсы. Стефан Великий III (правил в 1457-1504 гг.) - с Иваном III; Петр Рареш (1527-1538, 1541-1546 гг.) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-1711 гг.) - с Петром I. В Русско-турецкой войне 1710-1713 гг в составе русской армии сражались и молдаване. Но еще с 1711 г Порта стала назначать молдавскими господарями греков-фанариотов. Поражения Турции в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв. ослабили зависимость Молдовы и Валахии от Турции. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г Россия получила право на защиту и покровительство христианам в Дунайских княжествах (в Молдове и Валахии). Однако после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг Россия, получив по Бухарестскому мирному договору Бессарабию, лишилась этого права, Дунайские княжества возвращались Турции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг и в соответствии с Парижской конвенцией 1858 г., подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, Валахия и Молдавия получили право называться Соединённые княжества Молдавии и Валахии (под сюзеренитетом Турции). Тем не менее это уже было ядро будущей Румынии. Полностью независимой она стала в 1877 г.
В XX в. молдаване за короткий период рассеялись по странам мира. Сегодня много их живет и трудится в Западной Европе и Латинской Америке. В России, в Украине большинство из них имеет гражданство и крепкие корни, но и приезжающих на заработки тоже немало. Сегодня Румыния предоставляет свое гражданство по заявлению всем гражданам Республики Молдова, имеющим родственников, родившихся на румынской территории до 28 июня 1940 г. Этой дате предшествовали 22 года, когда расколотая Молдова воссоединилась.
После Октябрьской революции 1917 г Бессарабия, входившая в Российскую империю, выбрал собственный парламент объявивший 6 февраля 1918 г свою территорию Молдавской демократическое республикой, независимой от России. Румынские войска к тому времени уже заняли всю Бессарабию и 26 ноября 1918 г две страны объединились. Советская Россия посчитала этот акт аннексией, и даже на географических картах обозначала Бессарабию как территорию, «оккупированную боярской Румынией».
23 августа 1939 г в Москве был заключен Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пакт Молотова Риббентропа»), по секретному протоколу которого Бессарабия и Северная Буковина переходили в сферу влияния СССР. В ночь на 28 июня 1940 г., буквально за несколько часов до начала вооруженного вторжения с советской стороны, король Кароль II в ответ на ультиматум СССР отдал приказ войскам отойти с этих территорий.
Обе части Молдовы обладают общей культурной самобытностью, но историческая область Молдова в Румынии, так сложилось, край, сравнительно более богатый интересной архитектурой, произведениями изобразительного искусства и музыки. Фольклор, народные промыслы, обычаи и костюм - отдельное достояние молдавского народа в Румынии, причем живое, не перешедшее исключительно под стекло музейных витрин и в этнографические парки. Интересно, что во многих исполняемых и сегодня в румынской Молдове песнях и балладах рассказывается о реальных исторических событиях и личностях господарях и вождях крестьянских бунтов. В этом смысле вся историческая Молдова такой заповедник, самым естественным образом сливающийся с живописной природой.
Центральные и северные районы исторической области Молдова насыщены историческими и культурными памятниками. Только в уезде Яссы 526 раритетных археологических объектов, 20 мемориальных зданий, 10 музеев и 580 историко-архитектурных памятников.
Стены многих монастырей и церквей в румынской Молдове украшены многофигурными фресками на библейские сюжеты, подробными изображениями Страшного суда, рая и ада. Эти фрески на первый взгляд кажутся хаотичными, но придай этому хаосу строгую логику, и многофигурные композиции лишатся своей неповторимой энергетики. Чего, понятно, никто делать не собирается. Одна из самых знаменитых церквей исторической Молдовы в этом стиле - церковь Георгия Победоносца, как с внутренней, так и с внешней стороны, ее называют «Сикстинской капеллой Востока» или «Синим монастырем» за преобладание в его декоре разных оттенков глубокого синего цвета, причем состав ингредиентов этой краски утерян. Церковь была построена в 1488 г за четыре месяца, по воле Стефана Великого в честь победы его войска над османами в Васлуйской битве. Всего же 8 так называемых окрашенных церквей исторической Молдовы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Славится румынская Молдова и древними традициями виноделия, которому около четырех тысяч лет, особенно уезды Бакэу и Вранча. В селе Котнарь близ Ясс расположена одна из самых известных и древних молдавских виноделен, знаменитая своим превосходным белым вином. В области есть и курорты - горнолыжные Челау Дурау и Вустер, а также бальнеологические, самый знаменитый из которых - «Слэник-Молдова», стоящий на 20 минеральных источниках и работающий с 1800 г.

Общая информация

Область на востоке Румынии внутри своей территории подразделяется на исторические Молдову и Буковину.
Административно-территориальное деление: 8 уездов.
Административный центр: Яссы, 320 888 чел. (2002 г.), второй по численности населения город Румынии, после Бухареста.
Крупные населенные пункты: Бакэу, Ботошани, Галац, Пьятра-Нямц, Сучава, Пашкани, Васлуй, Фокшани Галац, Текуч.
Этнический состав: румыны (молдаване) - 90%, венгры - 6,6%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,3%. украинцы - 0.2%, русские-липовяне - 0,2% турки и другие народности - 0,2%.
Языки: румынский (официальный), венгерский.
Религии: христианство, православные - 94%, католики - 4%, атеисты - 2%.
Денежная единица: румынский лей.
Крупнейшие реки: Прут, Сирет и его притоки - Молдова, Бистрица.
Крупнейшее озеро: Биказ.
Важнейший речной порт: Галац.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Друмул в Яссах.

Цифры

Площадь: 36 806 км 2 .
Население: 4 456 000 чел.
Плотность населения: 121 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Петрос (2104 м).

Экономика

Промышленность: нефтехимическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлообрабатывающая, пищевая; производство стройматериалов. Каскад ГЭС на реке Бистрице.
Сельское хозяйство: производство зерновых (кукурузы), сахарной свеклы и др.; садоводство, животноводство (преимущественно крупный рогатый скот и овцеводство); Виноградарство.
Виноделие.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -5°С.
Средняя температура июля: -22°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм, в горах до 700 мм.
Снег в горах лежит с декабря до апреля.

Достопримечательности

Церкви - объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО : XV в. - Св. Георгия Победоносца в монастыре Воронец, Св. Креста в монастыре Пэтрэуци; XVI в. - Усекновения Главы Иоанна Предтечи в монастыре Арборе, Успенская в монастыре Умор, Благовещенская в монастыре Молдовица, Св. Георгия Победоносца в монастыре Сучава, Николая Чудотворца в монастыре Пробота, Воскресения Господня в монастыре Сучевица;
Церкви того же «окрашенного» стиля, не включенные в список ЮНЕСКО : Преображения Господня в монастыре Слатина (XVI в.) Сошествия Святого Духа в монастыре Драгомирна (XVII в.) и другие;
Яссы : Свято-Никольский собор (XV в.), церковь Трех Святителей (XVII в.), Митрополитский собор (XIX в.); Дворец культуры (неоготика, начало XX в.), в окрестностях - городки Тыргу-Фрумос и Хырлэу;
Пашкани : церковь Св. Михаила и Гавриила (XII в.), Барский дом (XII в.);
Роман : армянская церковь (XVI в.).
Васлуй : руины крепости и церковь Св Иоанна Крестителя (XV в.);
Мэрэшешти : мавзолей памяти героев Первой мировой войны;
Пьятра-Нямц : этнографический и художественный музеи. Музей естествознания (уникальная коллекция ископаемых рыб);
Монастыри : Молдовица, Воронец, Сучевица, Путна, Сучава, Умор, Нямц, Агапия.
Национальные парки : Чахлэу, Калимани, Биказулуй; Карпатский заповедник, природный парк Ванатори Нямц.

Любопытные факты

■ Большинство современных специалистов по романским языкам, по сугубо лингвистическим критериям, не выделяют молдавский язык как самостоятельный, а квалифицируют его как один из диалектов дако-румынского языка. Румынский язык среди романских языков считается самым гибким, в плане заимствований из других языков. Так, начиная с XIX в. он активно пополнялся французской лексикой. Интересно, что в разговорном языке жителей румынской Молдовы следы этого процесса гораздо заметнее, чем в языке жителей Республики Молдова.
■ В монастырях Молдовы монахи не бьют в колокола, а стучат по ним длинной палкой с привязанным к ней молоточком. Этот способ созыва верующих на молитву родился во времена владычества Османской империи, когда турки категорически запретили колокольный звон, и постепенно стал обычаем.
■ На территории румынской Молдовы живут представители одной из редких субэтнических венгерских групп - чангоши.
■ Господарь Стефан III Великий (1457-1504 гг.) воевал с турками, поляками и венграми, провел 47 сражений и только два проиграл. Если он изначально понимал, что противник сильнее, вел длительные переговоры с ним. благодаря чему при нем было ослаблено давление на Молдову со стороны Османской империи Построил крепости Сороки, Орхей, Хотин и Четатя-Албэ, заложил множество монастырей и церквей, среди которых, кроме Воронца, Добровэц, Нямц. Бистрица и другие. Отдал много сил и средств возрождению в XV в. православной святыни - монастыря Зограф на Святой горе Афон в Греции.
■ Археологические раскопки в Молдове и Буковине доказали, что амулеты-марцишоры, знаки радости по поводу прихода весны, существовали еще тысячи лет назад. Это были маленькие камешки на нити. И камешек, и нить окрашивали в красно-белые цвета. Позднее камешки были заменены монетами. Юные девушки носили эти амулеты на шее 12 дней, затем вплетали их в волосы и снимали, когда прилетали аисты. Нить привязывали к дереву, а на денежку покупали брынзу.