Осветительные приборы

Декоративное назначение. Классификация отделочных материалов общие принципы основное назначение отделочных

Декоративное назначение. Классификация отделочных материалов общие принципы основное назначение отделочных

Облицовка (Обшивка ) - слой природного или искусственного строительного материала (дерево, камень, плитка и др.), придающий особый внешний вид, как фасадам зданий, так и внутренним поверхностям конструкции, а также способный служить в качестве защиты от различных негативных влияний. Облицовочный материал изготавливается для внутренних и наружных облицовочных работ.

Облицовочные работы - вид отделочных работ, во время проведения которых, лицевые поверхности конструкций покрываются облицовочными материалами. Облицовочные работы, как и облицовочный материал, разделяются на:

  • Наружные (облицовка фасадов)
  • Внутренние (облицовка поверхностей внутренних помещений: стен, перегородок, полов и т.д.).

В качестве облицовочных материалов для фасада зданий могут выступать:

  • природный камень;
  • искусственный камень;
  • облицовочный кирпич;
  • облицовочные панели;
  • термопанели;
  • плитка под кирпич;
  • декоративные штукатурки;
  • сайдинг;
  • керамосайдинг;
  • профилированный стеновой лист.

Для облицовки поверхностей внутренних помещений часто применяют:

  • плитку , изготовленную из искусственных материалов, таких как керамика, стекло, пластмасса и др.;
  • плитняк , пластины из природного натурального камня различной формы и различной длины;
  • вагонку , изготовленную из пластика, дерева и других материалов;
  • рулонные облицовочные материалы .

По своему назначению облицовки бывают:

  • Защитные облицовки - вид облицовки, предназначенный для защиты поверхности от таких вредных воздействий окружающей среды, как жесткие климатические условия, а также от механических повреждений, воздействие огня и различных химических веществ. Примером может служить декоративный бумажно-слоистый пластик.

  • Акустические облицовки - облицовки, способные поглощать звук. К примеру, специальные акустические сендвич-профили.

  • Санитарно-гигиенические облицовки - облицовки, позволяющие поддерживать чистоту в помещениях, и в случае необходимости, быстро провести их дезинфекцию. Например, гладкая керамическая плитка.

  • Декоративные облицовки - призваны создать в помещении комфорт и уют, а также придать ему индивидуальности, и в целом улучшить внешний вид помещения. Например, рельефная бесшовная плитка.

Следующий необходимый фактор - это правильный выбор облицовочного материала . Почему это так важно.

Во-первых , неправильный выбор облицовочного материала может нанести урон помещению, а возможно жизни или здоровью человека. Если, например, в санузле выложить пол плиткой, которая при попадании на нее воды будет скользить, то жизнь или здоровье человека будет в опасности. Или, если стены отделаны обычным (не влагостойким) гипсокартонном, а поверх наклеены бумажные (подверженные влаге) обои, тогда в результате постоянного воздействия пара обои, да и сама стена, в скором времени придут в негодность.

Во-вторых , неправильный выбор облицовочного материала может затруднить обслуживание помещения или нарушить какие-либо нормы. Например, использование пластиковой вагонки на кухне на стены в области "рабочей зоны", или газовых и электрических приборов, приводит к нарушению санитарно-гигиенических норм и к нарушению пожарной безопасности.

В-третьих , любой облицовочный материал обладает устойчивостью к эксплуатации при определенных условиях и нагрузках.

В-четвертых , правильно выбранный облицовочный материал прослужит намного дольше.



В зависимости от породы древесины, из которой изготовляется изделие, его назначения и предъявляемых к нему требований отделка выполняется различными способами. Отделка может быть

  • - прозрачной,
  • - непрозрачной (укрывистой),
  • - имитационной (резьба, инкрустация, лепка и др.).

Прозрачная, или столярная, отделка применяется при изготовлении изделий из древесины ценных пород или фанерованных изделий. Основным назначением ее является создание на поверхности древесины прочной прозрачной цветной или бесцветной, гладкой, блестящей или матовой защитной и декоративной пленки, максимально выявляющей или улучшающей природные декоративные качества ценных пород древесины.

Непрозрачная, или укрывистая, отделка создает на поверхности прочный непрозрачный цветной гладкий блестящий или матовый защитный и декоративный слой, скрывающей естественную текстуру древесины. Укрывистая отделка применяется для изделий из древесины малоценных пород, не обладающих красивой текстурой, для предметов, эксплуатируемых вне помещений, а также изделий специального назначения (кухонной, больничной мебели и др.).

Имитационная отделка применяется при изготовлении изделий из малоценных хвойных и лиственных пород; ее цель - создание новой текстуры на поверхности или окраска волокон древесины под цвет ценных пород. Защитно-декоративная пленка может быть непрозрачной или прозрачной.

Отделка во многом определяет внешний вид продукции и выбор потребителя, а отделочные материалы призваны обеспечить изделию не только привлекательность, но и защиту от воздействия разного рода факторов??- механических повреждений, перепадов температуры и влажности и т. п. Все защитно-декоративные покрытия (ЗДП) можно условно подразделить на три группы: твердые облицовочно-отделочные, жидкие лакокрасочные и порошковые. Предприятия промышленности выпускают также и комбинированные ЗДП, в которые вместе с облицовочными входят лакокрасочные материалы (ЛКМ).

К группе твердых облицовочно-отделочных материалов относятся строганый или лущеный шпон, пластики, полимерные и бумажно-смоляные пленки. В качестве основы жидких лакокрасочных материалов могут использоваться природные или синтетические пленкообразователи. Материалы каждой группы могут быть органорастворимыми и водоразбавляемыми. Водоразбавляемые подразделяются на водорастворимые и вододисперсионные.

Лакокрасочные материалы - многокомпонентные системы. Основная часть всех ЛКМ - это природные или синтетические пленкообразователи, то есть вещества, которые после нанесения на поверхность древесины тонким слоем способны образовывать при определенных условиях тонкую и прочную пленку, обеспечивающую хорошее сцепление с поверхностью детали или изделия. Компонентами отделочных материалов также являются растворители пленкообразователей, пластификаторы, красящие вещества, наполнители и в некоторых случаях вещества, которые необходимы для ускорения процессов отверждения.

ЛКМ классифицируют по химическому и эксплуатационному признакам, строению покрытий, оптическим свойствам и агрегатному состоянию. В основу химической классификации положена природа пленкообразующего вещества, из которого изготовлено покрытие. В этой публикации мы не будем рассказывать об основах формирования ЗДП для древесины и древесных материалов и рассматривать их структуру и строение, нас интересует применение в практике предприятий того или иного вида ЛКМ, используемых в технологиях отделки.

По эксплуатационному признаку или назначению покрытия подразделяются на атмосферостойкие, химически стойкие, термо-, морозо-, водостойкие и др. По строению ЛКП подразделяют на одно- и многослойные. Для многослойных покрытий приняты следующие названия слоев: первый (контактирующий с подложкой) - грунтовочный, или грунт, следующие слои - промежуточные, а верхний - покровный.

По оптическим или декоративным свойствам покрытия подразделяются на прозрачные и непрозрачные. Прозрачные чаще всего используют для обработки древесины и древесных материалов красивой текстуры и цвета. Для формирования прозрачных покрытий применяются бесцветные нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые лаки или пленки.

Непрозрачные покрытия полностью скрывают цвет и текстуру древесины и древесных материалов. Этот вид ЗДП используется для обработки древесины хвойных или малоценных лиственных пород. Их также применяют для изделий, к которым предъявляются повышенные эксплуатационные требования (например, кухонной мебели). Для нанесения непрозрачных покрытий используют непрозрачные материалы, к которым относятся краски, эмали, порошки и пленки на основе пропитанных бумаг.

В зависимости от показателей внешнего вида ЛКП подразделяются на две подгруппы: с открытыми порами (A) и закрытыми порами (Б). Различить лакокрасочные покрытия по степени блеска или матовости позволяет простая классификация: высокоглянцевые (ВГ), глянцевые (Г), полуглянцевые (ПГ), полуматовые (ПМ) и матовые (М).

Для лакокрасочных покрытий установлены две категории: в первой не допускаются дефекты поверхности, во второй возможны отдельные дефекты поверхности в виде единичных штрихов, рисок, проколов, пузырей и т. д.

Лакокрасочные покрытия в зависимости от вида основного пленкообразователя, подразделяются на семь групп: полиэфирная (ПЭ), полиуретановая (УР), меламиновая (МЛ), полиакриловая (АК), карбамидная (МЧ), нитроцеллюлозная (НЦ), пентафталевая (ПФ).

В зависимости от агрегатного состояния ЛКМ защитно-декоративные покрытия могут быть сформированы на основе жидких ЛКМ, порошков или пленочных материалов. Производители ЛКМ сегодня все в больших объемах выпускают водоэмульсионные и порошковые материалы, а также составы, которые не содержат летучих компонентов и наносятся в виде расплавов, - так называемые стопроцентные лаки и краски. В мебельном производстве значительно возросла доля использования воднодисперсионных ЛКМ. Это экологически чистые материалы, обеспечивающие безопасность производства. Стоимость таких материалов невысока, а покрытия по физико-механическим и эксплуатационным свойствам не уступают органорастворимым продуктам.

Жидкие лаки - это растворы пленкообразователей в органических растворителях или воде. Ассортимент выпускаемых лаков для отделки древесины весьма разнообразен. В мебельном производстве в основном используют нитроцеллюлозные (нитролаки), полиэфирные, полиуретановые, алкидно-карбамидные, акриловые лаки.

Нитролаки характеризуются низким содержанием нелетучих веществ (24...33?%). Достоинств у нитролаков довольно много. Эти продукты удобны и просты в применении. Они быстро высыхают и образуют покрытия с высокими декоративными и физико-механическими характеристиками. Лаки предназначены для отделки мебели и других изделий, эксплуатируемых внутри помещений. Отечественными компаниями - производителями ЛКМ разработаны нитролаки, содержащие матирующую добавку, используемые для получения матовых покрытий и нитролаки, предназначенные для имитационной отделки древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.

Достоинства полиуретановых лаков - малый расход, отсутствие необходимости шлифования и полирования обработанной поверхности для получения высококачественной отделки. Для таких покрытий характерны высокая степень блеска, абразиво-, атмосферо-, водо- и влагостойкость. Для обеспечения высококачественной тонкослойной прозрачной матовой отделки щитовых деталей мебели с открытыми порами и изделий решетчатой конструкции успешно применяются двухкомпонентные алкидно-карбамидные лаки. Эти недорогие лаки также отличаются небольшим расходом. После нанесения алкидно-карбамидных лаков поверхность не нуждается в облагораживании - это еще один плюс, позволяющий обеспечить высокий экономический эффект производства.

Акриловые лаки идеальны для отделки кухонной мебели, особенно светлых тонов, на поверхности которой изменение оттенка цвета с течением времени становится довольно заметным. Эти лаки характеризуются высокой физико-химической стойкостью к царапинам, воздействию воды, кофе, алкоголя и почти не желтеют с течением времени.

Полиэфирные лаки

На российском рынке полиэфирные лаки российского или иностранного производства можно приобрести у компаний Technocolor, «Лак-Премьер», «ЛИГА», «ТимберАЛ», «БалтПромКомплект», ««Индустриальные краски», «Торговый Дом "ЕвроХим-1"», «И.Т.И.», «АРТ-Индустрия», «Фаэтон», Tanzor-M, «ТЕНДЕНТ», «ЛКМ СервисПлюс», «Сомэк», «Торгово-промышленная компания ""ИНФРАХИМ""», «Производственное объединение ""Краски для Всех""», «Фибролит», «ЧЕЛАК», ФКП «Комбинат "Каменский"», «ВитаХим». Плюсы полиэфирных лаков: большой сухой остаток, прекрасная наполняющая способность, высокие твердость и физико-химическая устойчивость. Такие лаки при высыхании образуют твердую пленку большой толщины, стойкую к воздействию разных реагентов и воды. На поверхность изделий полиэфирные лаки обычно наносят методом пневматического распыления или налива (с использованием лаконаливной машины).

Полиэфирные лаки подразделяются на парафиносодержащие и беспарафиновые (горячего или холодного отверждения). Парафиносодержащие лаки отличаются высоким содержанием пленкообразователей (93-97?%), что предопределяет их высокую эффективность. Такие лаки применяют для получения покрытий с зеркальным блеском или матовых покрытий для лицевых, фасадных поверхностей дорогой мебели. Парафиносодержащие лаки можно наносить толстыми слоями, так как их усадка мала, а отверждение происходит быстрее и надежнее в толстых слоях, чем в тонких, поэтому покрытие толщиной 300-400 мкм можно получить за одно-два нанесения. Грунтование и порозаполнение подложки редко применяют при отделке парафиносодержащими лаками.

Главный недостаток лаков, содержащих парафин, - невысокая адгезия к древесине. Эти лаки характеризуются низкой вязкостью и высокой текучестью. У растворов этих лаков короткий период жизнеспособности (около 30 мин). Из-за высокой текучести парафиносодержащие лаки применяют в основном для отделки горизонтальных щитовых поверхностей. При нанесении на вертикальные поверхности в них вводят специальные добавки.

Если при подготовке поверхности древесины под отделку не предполагается окраска водными растворами красителей, допускается обработка такими лаками шероховатой поверхности, так как лак не вызывает заметного разбухания поверхностного слоя древесины. По этой же причине из технологического процесса можно исключить операцию удаления древесного ворса.

Беспарафиновые лаки содержат около 70?% пленкообразователей. Период жизнеспособности рабочих растворов этих лаков составляет не менее 20 ч. Покрытия на основе беспарафиновых лаков, в отличие от покрытий на основе парафиносодержащих лаков, характеризуются более высокими эластичностью и адгезией к различным подложкам. Беспарафиновые полиэфирные лаки просты в применении. Часто они используются в сочетании «полиэфирный грунт плюс полиуретановый лак или эмаль».

Отечественные производители ЛКМ производят множество марок полиэфирных лаков. Например, лаки марок ПЭ-246, ПЭ-265, ПЭ-2136 подойдут для формирования высокоглянцевых покрытий на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным, синтетическим шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг. Выпускают также лак ПЭ-2136У ультрафиолетового отверждения, который обеспечивает формирование высокоглянцевых покрытий на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным, синтетическим шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг. Лак ПЭ-2311 предназначен для получения матовых покрытий с готовым эффектом на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг, а лак марки ПЭ-2315 - для получения глянцевых покрытий аналогичного эффекта. Для отделки изделий из древесины, эксплуатируемых внутри помещений, с последующей полировкой, а также для окраски музыкальных инструментов востребован высокоглянцевый лак марки ПЭ-232. Лак ПЭ-251 предназначен для получения прозрачных глянцевых покрытий. Он применяется в основном для высококачественной отделки стульев, кресел и других изделий из массивной древесины. Производители выпускают марки ПЭ-251А и ПЭ-251 Б.

Декоративные штукатурки (от итал. s tucco ) были придуманы, чтобы имитировать самые красивые и дорогие природные материалы, использовавшиеся для отделки, - полудрагоценные камни и мрамор, перламутр, шелк и экзотические породы древесины. Искусно выполненная «подделка» выглядела зачастую не менее эстетично, а стоила при этом в разы дешевле.

Сегодня сфера применения декоративных штукатурок значительно расширилась - их используют не только в роскошных и просторных классических интерьерах, но и в достаточно скромных по объему и отделке помещениях, которые необходимо оформить в экостиле («под саман» или т. п.), стилях минимализм и лофт (с покрытиями, имитирующими бетон или кирпичную кладку), этностиле (с включением марокканских дизайнерских мотивов или др.)

К эксплуатационным достоинствам этих материалов относят способность по ходу нанесения закрывать мелкие трещины и сглаживать неровности - чем более толстым слоем накладывают штукатурную массу на поверхность, тем ниже требования к подготовке основы.

Еще одно преимущество - долговечность и стойкость готового покрытия к механическим воздействиям и истиранию. Ну и главное отличие декоративной штукатурки от большинства других видов отделки - ее художественность. С помощью этого материала невозможно создать две абсолютно одинаковые поверхности - пусть в мельчайших деталях, но они будут отличаться.

Классификация

По способу создания декоративного слоя можно выделить три типа штукатурок. К материалам первого типа , самым простым в применении, относят составы, не требующие дополнительной обработки после нанесения.

Такие штукатурки просто кладут обычным шпателем или распыляют с помощью пневматического оборудования, в результате чего образуется эстетичная слегка шероховатая или рельефная поверхность.

Второй тип - продукты, содержащие определенный процент минеральных гранул, благодаря которым на поверхности создается абстрактный рисунок. Технология их применения такова: массу наносят на поверхность, а потом разравнивают гладилкой, в результате чего твердые гранулы смещаются, образуя бороздки, характер которых зависит от направленности движений мастера.

Декоративность штукатурок третьего типа обеспечивает дополнительная обработка - например щеткой, губкой или структурным валиком, с помощью которого на сыром материале тиснят рисунок.

Кроме того, штукатурки различают по характеру образуемой поверхности, выделяя два основных типа - гладкие и рельефные . В рамках каждого из них имеется множество подвидов.

Разбор на составляющие

В состав декоративной штукатурки входят основа, наполнитель и модифицирующие добавки. Основа может быть водная (считается более экологичной) и органическая (чаще всего - на синтетических смолах или растворителях).

В качестве наполнителя традиционно используют мраморную, гранитную или кварцевую крошку. Фракция крошки варьируется - чем она мельче, тем более тонким и гладким получится покрытие, чем крупнее, тем толще будет слой и выразительнее рельеф.

Некоторые производители изменили традициям и вместо каменной крошки используют в качестве наполнителя полимерные частицы, что придает штукатурке оригинальный современный вид.

Добавки призваны улучшать определенные качества материала - например делают его более эластичным, водостойким и т. д.


Введение

1. Штукатурка

9. Штукатурка сграффито

11. "Венецианская" штукатурка

Заключение


Введение


Штукатурка имеет санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное назначение.

Санитарно-техническое назначение штукатурки заключается в получении ровных и гладких поверхностей основных конструкций здания, подготовленных под окраску или облицовку, для устранения возможности оседания пыли на них и облегчения очистки их от загрязнения.

Защитно-конструктувное назначение штукатуркиотраждающих и несущих конструкций зданий и сооружений (жилых, общественных, производственных и вспомогательных в промышленном и сельскохозяйственном строительстве) заключается в защите конструкций от вредных атмосферных воздействий и сырости, повышении сопротивления теплоотдаче, уменьшении звукопроводности, защите от действий химических веществ или от проникания рентгеновских лучей.

Декоративность штукатурки заключается в создании специальной фактуры на поверхности штукатурного слоя путем подбора состава раствора по материалу (заполнитель и вяжущее) и цвету, способа его нанесения и последующей обработки отделочного слоя различными инструментами и приспособлениями.


1. Штукатурка


Перед оштукатуриванием проводятся соответствующие подготовительные работы. Для определения степени отклонения поверхностей и граней от вертикали к горизонтали все части фасада выверяются. Особое внимание обращается на положение откосов и сливов, оконных проемов. Все дефекты устраняются путем срубания выступающих частей или увеличения толщины штукатурки.

Высококачественная штукатурка под краску и декоративная штукатурка выполняются по маякам. Провешивание поверхностей и устройство маяков производятся обычными способами.

Так как при выполнении декоративных штукатурок требуется повышенная жесткость и прочность оснований, особенное внимание при подготовке поверхностей обращают на тщательность заделки отверстий, гнезд, борозд, выбоин и т. д. Леса рекомендуется крепить через оконные проемы во избежание пятен в местах заделки пробок.

Дальнейшая подготовка поверхности фасада здания сводится к нанесению и разравниванию подготовительного намета, служащего основанием для декоративного отделочного слоя.

Подготовительный слой, состоящий из одного слоя обрызга и одного или нескольких слоев грунта, наносят по маякам.

Для приготовления растворов используют известь первого сорта, цемент марок 200 и 250 и среднезернистый песок. Составы растворов могут быть 1:3: 10; 1:2:8; 1: 1: 6 и т. д. (цемент: известь: песок). Цементные растворы с добавками извести в качестве пластификатора применяют по бетонным поверхностям, поверхностям из естественного камня, а также для штукатурки по металлической сетке.

В теплое время на сквозняках штукатурный намет быстро высыхает, поэтому нанесенный грунт необходимо увлажнять в течение 4-5 дней не менее 2-3 раз в день. В жаркую погоду поверхность грунта завешивают рогожами или фанерой. Исправление повреждений и заполнение пропусков в подготовительном под декоративную штукатурку слое следует производить не позднее, чем за 4 дня до нанесения накрывочного слоя.

Поверхность грунта под декоративный слой необходимо хорошо уплотнить и выровнять в одну плоскость с маяками. Для увеличения прочности сцепления с декоративным слоем поверхность грунта нарезается в горизонтальном направлении волнистыми бороздами (на расстоянии около 35 мм одна от другой) глубиной не менее 3 мм. Для нарезки применяют царапку. С целью обеспечения равномерности тона декоративной накрьшки необходимо готовить и применять раствор для грунта постоянного состава и консистенции.

Оштукатуривание фасадов производится сверху вниз. После вытягивания венчающего карниза приступают к оштукатуриванию стен. По ходу работ отделывают оконные откосы и наличники, вытягивают междуэтажные пояски, отделывают пилястры и т. д.

Особо тщательно необходимо вести работы по натирке лузгов и усенков. Цоколь оштукатуривают последним. Работы по оштукатуриванию фасадов ведутся с лесов, которые крепят в доступных для последующей заделки местах.

Приготовляют, транспортируют и наносят раствор на поверхность приемами и механизмами, принятыми при производстве штукатурных работ.


2. Современные виды штукатурок


Штукатурка типа КНАУФ "Гольдбанд". КНАУФ "Гольдбанд" - сухая штукатурная смесь на основе гипсового вяжущего со специальными добавками.

Предназначена для высококачественного оштукатуривания вручную стен с твердым и прочным основанием (бетон, кирпич, цементная штукатурка), а также поверхностей из пенополистирола, ЦСП, внутри помещений с нормальной влажностью, а также на кухнях и в ванных комнатах.

Штукатурка "Гольдбанд" (Золотая лента) - это хорошо адаптирующаяся высококачественная штукатурка для всех стеновых поверхностей внутри помещений (включая квартирные кухни и ванные). Применяется для однослойного оштукатуривания ручным способом всех шероховатых подоснов и рифленых или затвердевших наметов из любых штукатурок, кирпичных кладок и пенобетона.

Штукатурка "Ротбанд" представляет собой однослойную адгезионную (сцепляющую) штукатурку на гипсовой основе, наиболее подходящую для оштукатуривания вручную стен и потолков, и предназначенную для нанесения на обычные твердые основания (кирпич, бетон и т. п.) внутри помещений.

Штукатурка гипсоизвестковая МР 75GF "Гипс-Кальк-Путц" является однослойной штукатуркой для стен и потолков. Наносится, как правило, с помощью непрерывно работающих штукатурных машин (например, PFTGH; PFT MONO JET) на все обычные твердые основания под штукатурку (бетон, кирпич и т. п.).


Декоративные штукатурки - это пластичные материалы, позволяющие создавать на стенах различные рельефы, толщиной от 1 до 10 мм и даже объемные картины. От обычной штукатурной массы их отличает наличие декоративных добавок (наполнителей), например, кусочков слюды, кварцевого песка, белых цементов, камня.

Декоративные штукатурки продаются уже готовые к использованию или же в виде сухих смесей, которые разводят водой непосредственно перед применением. Неоспоримым достоинством декоративных штукатурок является то, что они не требуют идеальной подготовки основания и за счет своей рельефной поверхности скрывают мелкие изъяны стен.

Инструменты для декоративных штукатурок:

а)скарпель - для наковки поверхности каменных штукатурок;

б)шпунт - для наковки поверхности каменных штукатурок;

в)цикли - стальные пластины длиной до 200 мм шириной до 100 мм с нарезанными зубчиками различной формы и крупности. Назначение - нанесение рисунка;

г)гвоздевая щетка - это терка размером 150 х 200 мм с набитыми в нее гвоздям. Назначение - процарапывание по затвердевшему раствору;

д)гребенка - это кусок бруска с вбитыми в него гвоздями в один ряд. Назначение - процарапывание пластичной штукатурки;

е)валики - бывают резиновые, деревянные. Назначение - накатывание фактур по пластичному раствору;

ж) царапки. Назначение - нанесение шероховатости на поверхность;

з) троянка. Назначение - нанесение шероховатости на поверхность


Рис. 1. Инструмент для фактурной обработки декоративных штукатурок: а - скарпель


Рис. 1. Инструмент для фактурной обработки декоративных штукатурок: б - цикли, в - шпунт, г - гвоздевая щетка, д - гребенка.

штукатурка декоративный фактурный набрызг

Рис. 1. Инструмент для фактурной обработки декоративных штукатурок: е - валики и валик-шовник, ж - царапка, з - троянка.


4. Растворы для декоративных штукатурок


Составы растворов для цветных известково-песчаных штукатурок приведены в табл. 1. Цветные известково-песчаные растворы приготовляют следующим образом: в растворосмеситель заливают жидкое известковое тесто, затем засыпают цемент.

После перемешивания их в течение 1-2 мин в растворосмеситель засыпают песок, каменную пыль или мелкую крошку и раствор перемешивают еще в течение 3 мин.

Окрашивают раствор, вводя в него состав, состоящий из пигмента и части извести, предварительно перетертый в краскотерке.


Таблица 1. Растворы для цветных известково-песчаных штукатурок

Цвет штукатуркиСоставляющиеКоличество, % по весуБелыйИзвесть-пушонка10Портландцемент белый портландцемент белый и песок мраморный7Песок мраморный70Мука мраморная13Светло-серыйИзвесть-тесто20Портландцемент5Песок кварцевый74Перекись марганцаIТерракотовыйИзвесть-пушонка15Портландцемент10Молотый кирпичный щебень (цемянка)15Сурик железный2Песок кварцевый белый58ЗелёныйИзвесть-пушонка15Портландцемент15Пигмент зеленый5Окись хрома5Крошка зеленого мрамора (офикальцит) крупностью 0,5-2 мм60Светло- зеленыйИзвесть-тесто22Портландцемент белый2Песок кварцевый74Окись хрома2ЖелтыйИзвесть-пушонка10Портландцемент20Мраморная мука10Охра4,5Мумия0,5Горный желтый песок15Мраморный песок крупностью 0,5-2 мм40Желтый насыщенныйИзвесть-тесто20Портландцемент белый6Охра золотистая6Песок кварцевый (типа люберецкого)68КремовыйИзвесть-пушонка12Портландцемент8Охра золотистая (журавская)2Песок белого мрамора крупностью 0,5-2 мм18Песок белого известняка крупностью 0,5-2 мм60Примечание. Портландцемент обычный и белый марок 300-400.


5. Цветные известково-песчаные штукатурки


Известково-песчаные штукатурки составляют с наполнителем из природных мелкозернистых кварцевых или искусственных песков. Основное вяжущее этих штукатурок - известь. Цемент может быть добавлен в небольших количествах в качестве гидравлической добавки.

Для подготовительного слоя используют в этом случае также известковый раствор или раствор с небольшой добавкой цемента.

Верхний декоративный слой наносят после отвердения грунта (примерно через 6-7 дней) без устройства маяков.

Толщина этого слоя зависит от характера последующей обработки поверхности и величины зерен наполнителя: с мелкозернистым наполнителем - 4 мм; со средне-зернистым - 6-8 мм; с крупнозернистым - 8-10 мм. Наносят декоративный слой за один или два раза (в зависимости от толщины слоя) на вполне затвердевший, слегка смоченный грунт и разглаживают обычными приемами.

При выполнении известково-песчаных штукатурок из пластичных растворов с мелкозернистыми заполнителями и при значительном объеме работ их можно наносить обычными распылительными форсунками пневматического действия.

После разравнивания нанесенный декоративный слой тщательно и равномерно уплотняют полутерками и терками для устранения усадочных трещин. Фактурную отделку поверхности выполняют нанесением накрывочного слоя набрызгом; обработкой по пластичному или полузатвердевшему раствору. Обработка по полупластичному раствору. После схватывания нанесенного известково-песчаного раствора для получения гладкой штукатурки его затирают терками или заглаживают гладилками. Затирают поверхность равномерными спиралеобразными движениями терки (вкруговую) или одинаковыми по длине размахами терки (вразгонку). Циклюют поверхности для получения зернистых фактур под песчаник через 1,5-2 ч после нанесения отделочного слоя. Для образования рисунка лекала, обычные или фасонные правила располагают в заданном положении. В зависимости от направления движения циклей и вида правил поверхность приобретает тот или иной рельеф (рис. 2). После циклевания штукатурку очищают мягкой сухой щеткой или кистью.


Рис. 2. Инструменты и виды отделки известково-песчаной цветной штукатурки: а - лекала и правила для образования рисунка, б - поверхности, отделанные циклями, в - вытягивание борозд малкой


Мелкую насечку получают в результате торцевания отделочного слоя гвоздевой, щетинной или резиновой щетками для получения фактур под природный камень (песчаники, туфы).

Отделка по пластичному раствору. Для получения фактуры в виде крупных бросков раствор наносят штукатурной лопаткой с сокола на подготовленный и смоченный водой грунт. Лопаткой берут равные порции раствора, наносят их один около другого или чередуя ряд крупных с рядом мелких. Иногда крупные и мелкие порции набрасывают в шахматном порядке.

Отделку "под волны" и "травертин" выполняют лопаткой на свежую или ранее затертую цветную штукатурку, насеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его кельмой.

Получается волнистая поверхность. Фактуру "под валуны" получают следующим образом. Нанесенный пластичный цветной раствор быстро разравнивают полутерком и торцуют жесткими волосяными или щетинными кистями. При торцовке кисть держат перпендикулярно поверхности.

При отделке "под дюны" на поверхности грунта наносят цветной раствор и быстро разравнивают его полутерком. К только что разровненному раствору приставляют с небольшим нажимом терку и сразу же отрывают ее.

Прилипший к терке раствор вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости, вид которых напоминает песчаные дюны.

Отделку "под борозды" выполняют так: на подготовленный слой наносят пластичный тестообразный раствор, который сначала разравнивают полутерком, а затем, пока он не схватился, обрабатывают малкой с вырезанными на ней полукруглыми зубьями, скошенными на одну сторону. Малку ведут по правилу (рис. 3, а).

Фактуру "под губку" получают следующим образом. Нанесенный слой сметанообразного раствора быстро разравнивают полутерком, после чего поверхность раствора торцуют смоченной в мыльной воде и слегка отжатой губкой (рис. 3, б).

Фактуры, выполненные штампами (рис. 3,в) и валиками (рис. .4). Штампы и валики в зависимости от рисунка делают размером 10-50 см, глубина вырезного рисунка не должна превышать 5 мм.

Перед накаткой или штампованием огрунтованную поверхность делят на захватки или части (карты) с помощью шнура и линейки (из расчета возможности обработки нанесенного раствора в течение 1-2 ч).

Поверхность смачивают водой и наносят пластичный малоподвижный раствор на всю карту. Разравнивают и заглаживают раствор полутерком или стальной гладилкой. Как только он схватился, его обрезают по линии захватки. Штампы и валики смазывают мыльной эмульсией, керасиностеариновой смесью и др. Затем поверхность обрабатывают штампом или валиком.


Рис. 3. Фактуры; а - под ракушечник; 6 - под чешую; в - выполненные штампом


Рис. 4. Обработка штукатурки валиком


6. Выполнение наборных и комбинированных фактур


Наборную фактуру выполняют вдавливанием в свеженанесенный отделочный слой отсортированного и промытого щебня, гальки, осколков каменных пород (на одну треть или половину высоты). Затем их обрызгивают с лопатки жидким цветным раствором 5-10 мм. Обрызг можно наносить с веника или через сетку. Комбинированные фактуры выполняют чаще за две-три рабочие операции как обычной штукатурной лопаткой и веником, так и с помощью валиков и штампов. Отделочный слой наносят и разравнивают без затирки. По несхватившемуся раствору прорезают борозды разной глубины, длины и формы с последующим набрызтом сметанообразного цветного раствора с веника, щетки или через сетку.


7. Нанесение накрывочного слоя набрызгом


Набрызг со щетинной щетки (рис. 5, а) применяют для получения мелкозернистой фактуры; производится в несколько слоев. Каждый последующий слой наносят после схватывания предыдущего.

Щетку погружают на глубину до 1 см в жидкий раствор и проводят по волосу правильцем - линейкой, получаются мелкие брызги, падающие на поверхность и придающие ей вид шагрени. Заполнитель в растворе - мелкий песок.

Набрызг с веника (рис. 5, б) дает среднезернистую фактуру. Отделочный слой наносят также в несколько приемов и доводят до толщины 8-10 мм; заполнитель - песок средней крупности.


Рис. 5. а - набрызг со щетинной щетки; б - набрызг с веника


Рис. .5. в - набрызг через сетку, г - фактура, полученная при набрызге хлопьями, д - фактура, полученная при набрызге крупными бросками

Набрызг через сетку (рис. 5, в) дает крупнозернистую фактуру. Ячейки сетки могут быть от 3 до 10 мм в зависимости от требуемой крупности набрызга. Сетка должна быть все время на одинаковом расстоянии от обрабатываемой поверхности (около 15 см). Слой наносят также несколько раз до получения толщины 8-10 мм.

При набрызге хлопьями (рис. .5, г) вначале наносят накрывочный слой темного цвета толщиной около 5 мм, гладко затирают его; немедленно после покрытия первым слоем наносят второй слой из светлого раствора с проволочного веника, располагая броски таким образом, чтобы между ними просвечивался нижний темный фон.

При набрызге крупными бросками (рис. 5, д) штукатурной лопаткой с сокола броски делают по возможности одинаковых размеров и укладывают один около другого.


8. Обработка декоративного слоя штукатурки


Наборная фактура (рис. 6) получается путем вдавливания гальки или кирпичной щебенки в свежий штукатурный слой с последующим обрызгиванием их жидким цветным раствором.

Обработка штукатурки в полупластичном состоянии производится главным образом при отделке гладких поверхностей фасадов зданий чаще всего методом циклевания. Циклевка поверхности штукатурки выполняется стальными пластинками, отрезками пилы с мелкими зубьями, гвоздевыми и проволочными щетками. К циклевке поверхности приступают через 3-6 ч после нанесения накрывочного слоя.


Рис. 6. Наборная фактура


Смятие поверхности циклей и прилипание к ней раствора являются признаками неготовности декоративного слоя к обработке. Циклевание пересохшей поверхности также затрудняет процесс работы.

Теразитовые штукатурки обрабатывают в основном циклями, но можно и щетками. Шероховатость фактуры зависит от крупности заполнителя, входящего в состав раствора.

Обработку накрывочного слоя цветной известково-песчаной штукатурки в пластичном состоянии рекомендуется производить штриховкой циклями, размер зубьев которых не более 2-3 мм.

Обработка штукатурок в затвердевшем состоянии под фактуру, имитирующую облицовку природным камнем, производится ударными и абразивными инструментами. Применяется она при отделке фасадов капитальных зданий, цоколей, оград и т.п. Работа ведется при достаточно окрепшей поверхности штукатурки спустя 7-8 дней после нанесения накрывочного слоя. Наковка бучардой применяется для образования фактур каменной штукатурки (под шубу). Обработка под тесаный камень производится при помощи скарпеля и молотка, обработка штриховкой под борозды выполняется троянкой.

Полностью затвердевшую штукатурку можно обрабатывать пескоструйным аппаратом.


9. Штукатурка сграффито


Сграффито - это особый вид декоративного оформления зданий с получением двухцветного или многоцветного рельефного рисунка на оштукатуренной поверхности. На основной слой штукатурки наносят несколько отделочных цветных слоев штукатурки, затем верхние (наружные) слои по заданному рисунку частично выцарапывают до обнажения нижележащего слоя. Сграффито можно выполнять также путем нанесения пластичного цветного штукатурного раствора по шаблонам-трафаретам.

Выполнение сграффито заключается в подготовке поверхности штукатурки (нанесении накрывочных слоев), перенесении на нее контура рисунка и выцарапывании верхних слоев. Приемы нанесения грунта и материалы те же, что и при обычном оштукатуривании. На затвердевший, но еще не совсем сухой основной слой штукатурки (грунт) наносят нижний цветной отделочный слой. После его схватывания наносят верхний цветной слой.

Трафарет рисунка изготовляется из картона. Нанесенный на него контур рисунка накалывают шилом. После того, как верхний слой цветной штукатурки перестал пачкать, трафарет с рисунком накладывается на предназначенное для него место, затем берут марлевый мешочек, наполненный толченым углем или сухой краской (контрастной к цвету верхнего слоя), и постукивают им по трафарету. Проходя через отверстия, краска образует на стене точечный контур (рис. 7).


Рис. 7. Выполнение штукатурки сграффито


После перенесения рисунка приступают к выцарапыванию соответствующих мест верхнего слоя штукатурки до нижележащего слоя. Работа ведется специальными инструментами: царапкой, ложкой, долотами (прямое, косое, копьевидное), зубчаткой и косарем, стальной стекой. Выцарапывание рисунка можно производить до тех пор, пока штукатурка остается пластичной и легко соскабливается (рис. 8). При тонкослойном сграффито верхний слой наносят при помощи кисти. Материалом в этом случае служит жидкий известковый раствор с добавлением щелочестойких пигментов и небольшого количества очень мелкого заполнителя.


Рис. 8. Инструменты для процарапывания рисунка.

10. Штукатурка цементная декоративная КНАУФ-Диамант 260


Содержимое песка (25 кг) перемешать с -6,1 л воды вручную или с помощью дрели с миксернои насадкой без образования комков. Выдержать 15 минут и еще раз перемешать. Следует замешивать столько раствора, сколько необходимо для одной замкнутой поверхности. Сухую смесь КНАУФ-Диамант 260 перемешивать только с водой.

Обладает водоотталкивающими свойствами, устойчива против неблагоприятных погодных условий, для наружных и внутренних работ.

При обработке образуется равномерная шероховатая или зернистая структура в виде "шубы", может окрашиваться. Применяется при оштукатуривании фасадов зданий и в помещениях с повышенной влажностью по поверхности цементных штукатурок, например КНАУФ-Унтерпутц УП 210, КНАУФ-Зокельпутц УП 310, КНАУФ - ЛУП 222 и бетона, а также в системах наружной теплоизоляции зданий по армирующему слою раствора штукатурно-клеевой смеси КНАУФ-Севенер, внутри помещений по гипсовой штукатурке КНАУФ-Ротбанд. КНАУФ-Гольдбанд, КНАУФ-МП 75, гипсокартонным листам.


. "Венецианская" штукатурка


  • мраморная мука;
  • гашеная известь;
  • водная эмульсия ПВА.

Этот вид штукатурки необходимо уметь сделать так, чтобы была иллюзия мраморного покрытия.


12. Причины низкого качества штукатурки


Недостаточная прочность штукатурки может быть вызвана плохим качеством вяжущих материалов, большой загрязненностью песка, примесями глины, ила и неправильным подбором состава раствора. Несоблюдение требований технических условий также может вызвать дефекты штукатурки - вспучивание, отлупы. Эти дефекты являются результатом нанесения растворов на сырые поверхности. Обычно это наблюдается при известковых или известково-гипсовых штукатурках, вяжущие которых легко размокают и теряют прочность. Во избежание этого дефекта оштукатуривание следует вести по хорошо просушенным поверхностям, а оштукатуренные поверхности предохранять от увлажнения.

Высолы, пятна и полосы на поверхности штукатурки также вызываются тем, что оштукатуривание велось по непросушенным поверхностям. Высолы - это налет солей и других химических веществ на поверхности штукатурки, появляющийся при испарении влаги через штукатурный намет. Высолы могут появляться и при оштукатуривании поверхностей в зимнее время растворами с химическими добавками.

Усадочными трещинами называют множество трещин разных размеров на поверхности штукатурки. Появление их вызывается рядом причин: применением жирных растворов, плохо перемешанных растворов, слишком быстрым высыханием нанесенного намета (при сквозняках, на солнце и при искусственном просушивании штукатурки), применением растворов, начавших схватываться до их использования, нанесением последующего слоя штукатурного намета на не схватившийся слой.

Трещины на всю толщину штукатурного слоя могут появиться при оштукатуривании поверхностей до окончания осадки здания, при оштукатуривании недостаточно Жёстких (плохо закрепленных) конструкций, при отсутствии сеток в местах сопряжений каменных и бетонных поверхностей с деревянными, при оштукатуривании пересушенных деревянных конструкций, а также деревянных поверхностей с широкими не надколотыми досками.

Слабое сцепление штукатурного слоя с поверхностью является следствием недостаточной шероховатости оштукатуриваемых поверхностей, их загрязнением, запылением и чрезмерной толщиной слоя обрызга и выполнением его густым раствором.

Сетка трещин на поверхности штукатурки, повторяющая расположение штукатурной драни или швов кирпичной кладки, вызывается малой толщиной штукатурного намета или же применением широкой драни, которая коробится под штукатуркой.

Расслаивание штукатурного намета наблюдается после нанесения штукатурного слоя на пересушенный слой без предварительного смачивания его водой или же на загрязненный и запыленный слой.

Дефект может быть также вызван нанесением последующего слоя штукатурки из более прочного слоя на менее прочный (например, нанесение цементного слоя на известковый). Небрежное выполнение штукатурных работ приводит также к образованию на поверхности полос, борозд, неровностей и т.п.


Заключение


Высокое качество строительных работ является обязательным условием выполнения заданий. Особенно важное значение имеет качество отделочных работ, которые являются завершающим этапом возведения каждого здания или сооружения.

Штукатурка, если она качественно выполнена и правильно эксплуатируется, может сохраняться длительное время (десятки и даже сотни лет). Этого можно добиться, хорошо зная причины появления дефектов. Ими могут быть плохое качество материалов, несоблюдение технических условий при работе и приемке строительных и монтажных работ, несоответствие материалов и растворов данному виду штукатурки и условиям эксплуатации. Плохое качество материалов приводит к появлению дутиков и недостаточной прочности штукатурного слоя. Дутики - вздутые места на поверхности штукатурки - бывают иногда с отходящими радиальными трещинами. Дефект вызывается наличием в штукатурном растворе небольших частиц незагасившейся извести. Гашение частиц происходит уже в штукатурном слое, сопровождаясь увеличением объема, что и приводит к образованию вздутий. Чтобы избежать этого, следует применять хорошее известковое тесто, перед приготовлением раствора которое необходимо процеживать через мелкую сетку с размером ячейки не более 1,5 х 1,5 мм.

При приемке декоративной штукатурки следят, чтобы ее цвет и фактура соответствовали заданию и установленным образцам. Допускаются незначительные изменения тона без резких границ (не более чем на 10 % площади глухих участков стен), незначительное различие в тоне или интенсивности цвета на участках, разделенных резкими границами, и малозаметные следы стыков на отдельных участках. Пятна площадью более 25 см (например, от мест заделок крепления лесов) не допускается.


Список использованной литературы


Журавлев И.П., Лапшин П.А. Штукатур. Мастер отделочных строительных работ. - Ростов н/Д: Феникс; ОАО "Московские учебники". 2005.

2.Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Спок О.М. Отделочные строительные работы. М.: Academ А., 1998.

3.Лебедев М.М., Лебедева Л.М. Справочник молодого штукатура. М.: Высшая школа, 1989.

Мороз Л.Н. Маляр. Технология и организация работ. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Скиба В.И., Осипов В.В. Гипсокартон. Отделка квартиры, коттеджа, офиса. Евроремонт. Р- остов н/Д: Феникс, 2005.

Чмырь В.Д. Материалы для малярных и штукатурных работ. - М.: Высшая школа, 1990.

Шепелев A.M. Штукатурные декоративно-художественные работы. - М.: Высшая школа, 1990.

Шепелев A.M. Штукатурные работы. М.: Высшая школа, 1988.




Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .