Осветительные приборы

Баландин Павел Александрович (1912–1986). Значение и происхождение фамилии баландин

Баландин Павел Александрович (1912–1986). Значение и происхождение фамилии баландин


Баландин Василий Петрович – заместитель Народного комиссара авиационной промышленности СССР - директор орденов Ленина и Красного Знамени моторостроительного завода № 26 (Уфа), генерал-майор инженерно-авиационной службы.

Родился 15 (28) декабря 1904 года в поселке Лосиноостровский, ныне - в черте города Москвы, в семье железнодорожника. Русский. Трудовую деятельность начал в 1918 году поденным ремонтным рабочим на станции Лосиноостровская.

Окончил школу ФЗО, в 1924 году – рабфак при Московском институте инженеров путей сообщения, 1929 году – Московский институт инженеров транспорта. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года. По направлению транспортного отдела ЦК ВКП(б) работал на Туркестанско-Сибирской железной дороге машинистом, дежурным по депо. С января 1930 года работал на Муромском паровозоремонтном заводе монтером сборочного цеха, начальником планового отдела завода.

В ноябре 1930 призван в ряды Красной Армии и направлен на работу на завод №26 в город Рыбинск (Ярославская область). Начал бригадиром сборщиков моторов, через год стал начальником цеха. В 1936 году инженер-новатор внедрил у себя в сборочном цехе конвейерную сборку моторов. Таких конвейеров ранее в СССР не было. Накопленный опыт помог Василию Баландину в организации поточного производства авиационных моторов и в последствии, когда он стал директором моторостроительного завода в Уфе.

В 1937 году назначен техническим директор, а в 1938 году – директором Рыбинского моторного завода, а в 1939 году, не оставляя директорской должности, он назначается заместителем Народного комиссара авиационной промышленности СССР.

В начале июня 1941 года неожиданно был необоснованно арестован. Находился под следствием в тюрьме около двух месяцев. Был освобождён по требованию И.В. Сталина из заключения по ходатайству наркома авиационной промышленности СССР А. Шахурина, авиаконструктора А. Яковлева и заместителя наркома авиапромышленности СССР П. Дементьева.

В августе 1941 года назначен директором авиамоторного завода №384. В 1941 году в Уфу стали прибывать организации и учреждения, эвакуированные из разных городов страны. Строящийся в 20-и километрах от Уфы, в городе Черниковске (ныне в черте Уфы), комбайновый завод был ещё за год до войны реконструирован в авиамоторный по рыбинской документации. Было построено несколько производственных зданий, шло строительство больших корпусов.

К концу 1941 года на площади Уфимского завода был эвакуирован ряд моторных заводов., в том числе и из города Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский ордена Ленина моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублёра (№ 234 и № 451), частично московский № 219, московское проектное бюро ЦИАМ, воронежское конструкторское бюро Добрынина и два уфимских завода, - моторный (№ 384) и дизельный (№ 336) были объединены в единое целое. Директором объединенного завода стал Василий Петрович Баландин, сохранивший должность заместителя наркома авиационной промышленности СССР.

Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного - 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод.

В 1942 году выпуск моторов значительно превысил уровень 1941 года и нарастал во все годы войны. Под руководством В.П. Баландина было организовано крупное поточное производство авиационных моторов «М-105», «М-105ПА», «ВК-107А», «ВК-107ПФ», «ВК-108». Эти моторы предназанчались для боевых самолетов «Як-3», «Як-9», «Пе-2».

Коллектив завода, возглавляемый генерал-майором инженерно-авиационной службы В.П. Баландиным, двадцать три раза завоёвывал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. 26 июля 1945 года газета «Правда» в передовой статье отмечала, что Уфимский завод к началу мирного времени выпустил 97 тысяч авиационных моторов, назвав этот факт подвигом. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский мотор. Самолёт-истребитель «Як-9У» с мотором «ВК-107А» признан самым скоростным истребителем второй мировой войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года "за выдающиеся заслуги в деле организации и производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны" генерал-майору инженерно-авиационной службы Баландину Василию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В этот же день Уфимский моторостроительный завод был награждён орденом Красного Знамени, а двести девяносто девять его лучших работников были удостоены орденов и медалей СССР.

В феврале 1946 г. отозван в Москву, где занимал должности заместителя, первого заместителя Министра авиационной промышленности СССР. В 1958-1969 годах - заместитель Председателя Госплана СССР. С октября 1969 года генерал-майор инженерно-технической службы В.П.Баландин - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 23 марта 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 5 орденами Ленина (29.12.1936; 30.12.1943; 2.07.1945; 16.09.1945; 6.12.1949), 3 орденами Трудового Красного Знамени (12.07.1957; 29.07.1960; 26.12.1964), орденом Красной Звезды (5.03.1939), медалями.

На одном из зданий бывшего Уфимского моторостроительного завода установлена мемориальная доска с горельефом В.П. Баландина. А в микрорайоне «Инорс» Калининского района города Уфы имя бывшего директора Уфимского моторостроительного завода носит бульвар, названный бульваром Баландина.

БАЛАНДИН Василий Петрович (15(28) декабря 1904, Бабушкино Московской губ. — 23 марта 1973, Москва) — директор Рыбинского авиационного завода № 26 им. В. Н. Павлова (ОАО« НПО« Сатурн») в 1938—1939 гг. Герой Социалистического Труда(1945). Генерал-майор инженерно-авиационной службы.

Родился на ст. Лосиноостровская Московской губ. Из рабочих. После окончания земского училища в 1916 г. работал разносчиком газет. С 1918 г. — рабочий на железной дороге станции Лосиноостровская. В 1922 был направлен Московским комитетом комсомола на рабфак при Московском институте инженеров транспорта, с 1924 г. — студент института. В 1929 г. командирован Транспортным сектором ЦК ВКП(б) на строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. По окончании института в 1930 г. работал на Муромском паровозоремонтном заводе заведующим планово-производственным отделом завода.

В ноябре 1930 г. был призван в ряды РККА и направлен в Рыбинск, на моторостроительный завод им. В. Н. Павлова . Начал работать слесарем-сборщиком моторов, затем выдвинут помощником начальника сборочного цеха, в 1932 г. назначен начальником цеха. Руководил стахановским движением в цехе, созданием сквозных стахановских бригад. Избирался делегатом от Ярославской области на республиканские съезды Советов. С 1937 г. — технический директор завода.

В 1938 г. Баландин возглавил предприятие. Руководил производством авиационных двигателей главного конструктора завода В. Я. Климова — М-103, налаживанием серийного выпуска моторов М-105 и М-105П мощностью в 1100 и 1260 л.с., соответственно(последние устанавливались на истребители Як-1, Як-3, Як-7Т, Як-9, легкий бомбардировщик Як-4), которые обеспечивали увеличение скорости, высоты и дальности полета. На предприятии осуществлялось освоение нового авиадвигателя М-107, устанавливавшегося на истребители Як-9У, Як-9УТ, Як-9П.

В 1939 г. Баландин был назначен заместителем наркома авиационной промышленности, членом коллегии НКАП. Подвергался аресту, но после начала Великой Отечественной войны был освобожден и восстановлен в должности заместителя наркома. Одновременно с декабря 1941 по 1946 г. возглавлял Уфимский моторостроительный завод. Под руководством Баландина было организовано крупное поточное производство авиационных моторов М-105, М-105ПА, ВК-107А, ВК-107ПФ, ВК-108 для самолетов: истребителей ЯК-1, ЯК-3, ЯК-7, ЯК-9, легкого бомбардировщика ЯК-4, пикирующего бомбардировщика ПЕ-2.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за умелое руководство трудовым коллективом завода и выдающийся вклад в обеспечении фронта авиационными двигателями, генерал-майору инженерно-авиационной службы Баландину Василию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали« Серп и Молот».

После 1946 г. Б. находился на различных государственных должностях.

Награды: пять орденов Ленина, три ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды.

Выдающийся российский физико-химик, автор мультиплетной теории катализа (1929) - первой количественной теории гетерогенного катализа, впервые в мире начал подготовку специалистов в области катализа: чтение курса лекций "органический катализ" (1930), организация лаборатории (1931) и кафедры (1940) органического катализа; зав. кафедрой органического катализа (1940-1949; 1953-1967); декан химического факультета МГУ (1948-1949); чл.-корр. АН СССР (1943), действительный член АН СССР (1946), председатель Совета по научным основам подбора катализаторов при Президиуме АН СССР (1953-1967), член ряда редакций научных журналов, в том числе международного "Advances in Catalysis".
Учился в Томском (1917-1920), Петроградском (1920-1921) и Московском университетах (1921-1923), закончил Московский университет (1923) по специальности "физикохимия, где и был оставлен (1924) академиком Н.Д.Зелинским в качестве научного сотрудника лаборатории органической и аналитической химии, в 1925-1927 гг. – ассистент той же кафедры, а также МВТУ, одновременно (1925-1927) учился в аспирантуре НИИХ МГУ. В 1928 г. защитил диссертацию на тему "Кинетика каталитической дегидрогенизации циклогексана и циклогексанола" под руководством акад.Н.Д.Зелинского; с 1929 г. доцент кафедры органической и аналитической химии МГУ. В 1929 г. Баландин А.А. командирован Наркомпросом РСФСР на 1 год в Германию и Францию для ознакомления с достижениями зарубежной науки, работал в лаборатории М.Боденштейна. Впервые в мире А.А.Баландин начал читать лекции по органическому катализу (1930) и организовал лабораторию органического катализа (1931) на химическом факультете МГУ. Затем эта лаборатория была преобразована в кафедру органического катализа (1940), которой он руководил с 1940 по 1949 г. и с 1953 по 1967 г. Также А.А.Баландин организовал еще две научно-исследовательские лаборатории: синтетического каучука в МГУ (1933) и органического катализа в Институте органической химии АН СССР (1935); последняя в 1939 г. преобразована в лабораторию кинетики контактных органических реакций. В 1934 г. А.А.Баландин получил звание профессора кафедры органической химии, в 1935 г. - ученую степень доктора химических наук без защиты диссертации; в 1943 г. избран членом-корреспондентом, в 1946 г. – действительным членом АН СССР. Лауреат премии им.Д.И.Менделеева за работы в области органической химии (1936), премии им. С.В.Лебедева за работы по каталитическому синтезу мономеров синтетического каучука (1946), Государственной премии за работы в области органического катализа (1946); награжден орденом Ленина (1954), орденом Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945); дважды был репрессирован (1936-1939, 1949-1953) и дважды был полностью реабилитирован.
А.А.Баландин опубликовал 1200 работ, в том числе 8 научно-теоретических обзоров и 4 монографии.
Главным научным достижением А.А.Баландина, принесшим ему мировую известность и призвание, было открытие принципов структурного и энергетического соответствия катализаторов и реагирующих веществ, легших в основу мультиплетной теории катализа (1929). В отличие от существовавших до Баландина качественных теорий катализа, мультиплетная теория перевела описание каталитических актов на строгий количественный уровень с учетом межатомных расстояний и валентных углов в каталитическом (мультиплетном) комплексе и величин энергий связей между атомами реагирующего вещества и активным центром. На основе мультиплетной теории и полной классификации дублетных и триплетных реакций, известных и еще не открытых, А.А.Баландин сумел предсказать ряд новых реакций (например дегидрогенизацию первичных аминов в кетимины и др.) и их активные катализаторы. Он создал новое направление "Научные основы подбора катализаторов" и возглавил соответствующий Совет в Академии наук.
В лабораториях А.А.Баландина в МГУ и в ИОХ изучались не только кинетика и механизм катализа для многих реакций, но и разрабатывались катализаторы ряда промышленно важных процессов (в частности, катализаторы для получения мономеров синтетического каучука, для гидрирования и дегидрирования, дегидратации, изомеризации и пр.).
А.А.Баландин успешно совмещал руководство научно-исследовательской работой в области гетерогенного катализа органических реакций на кафедре органического катализа Химического факультета МГУ и в лаборатории кинетики контактных органических реакций в ИОХ АН СССР и вел большую педагогическую работу на кафедре со студентами и аспирантами, специализирующимися в области катализа. Им выпущено несколько сот дипломников и специалистов высшей квалификации. Многие из его учеников успешно подтвердили справедливость основных положений мультиплетной теории о структурном и энергетическом соответствии катализаторов и реагирующих веществ в каталитических актах. Другие ученики развили новые направления катализа: Е.И.Клабуновский (ИОХ РАН) – стереоспецифический катализ, учитывающий факторы, связанные с оптической активностью реагирующих веществ и катализаторов; А.П.Руденко (МГУ) – эволюционный катализ, охватывающий специфические свойства неравновесных открытых каталитических систем, изменяющихся в ходе реакции.
Работа А.А.Баландина оставила неизгладимый след не только в научных направлениях кафедры, но и в мировой науке о катализе. Все современные представления о катализе так или иначе связаны с именем А.А.Баландина и с учетом открытых им принципов структурного и энергетического соответствия. Это касается металлокомплексного катализа, ферментативного катализа, катализа с использованием других макромолекулярных лигандов, цеолитного катализа, катализа на кластерах и наночастицах и т.д. С признанием большого вклада теоретических идей А.А.Баландина выступали не только советские ученые (Г.К.Боресков, С.З.Рогинский, И.М.Темкин, Х.М.Миначев, В.М.Грязнов и др.), но и выдающиеся зарубежные ученые (В.Трепнел, Р.Гриффит, К. Неницеску, Р.Бэрвик и др.). Как говорил Р.Бэрвек (1960), наряду с именами Э.К Ридила, И.Лэнгмюра, Г.М.Шваба, Н.Х.Эммета, И.Н.Ипатьева, П.Сабатье имя А.А.Баландина стоит в первом ряду ученых, работавших в гетерогенном катализе.

Основные публикации
1.А.А.Баландин. К теории гетерогенных каталитических реакций. Модель гидрошенизационного катализа. // Журн. Росс. Физ.-хим. об-ва. Ч. химич. 1929. Т.61. Вып. 6. С. 909-937.
2. А.А.Баландин. Мультиплетная теория катализа. Часть I. Структурные факторы в катализе. Изд-во МГУ. 1963. 104 с.
3.А.А.Баландин. Мультиплетная теория катализа. Часть II. Энергетические факторы в катализе. Изд-во МГУ. 1964. 244 с.
4. А.А.Баландин. Современное состояние теории гетерогенного катализа. М.: Изд-во Наука. 1968. 202 с.
5. А.А.Баландин. Мультиплетная теория катализа. Часть III. Теория гидрогенизации. Классификация каталитических органических реакций. Теория сложных реакций. Структурная алгебра в химии. М.: Изд-во МГУ. 1970. 476 с.

Литература о Баландине А.А
1.Б.Трепнел. Вклад А.А.Баландина в теорию гетерогенного катализа // В кн. Катализ. Вопросы теории и методы исследования. М.: Из-во ин. лит. 1955. С. 44-72.
2.Алексей Александрович Баландин (Материалы к библиографии ученых СССР. Сер. химических наук, вып. 28). М.: Изд-во АН СССР, 1958. 73 с.
3.Алексей Александрович Баландин. Очерки. Воспоминания. Материалы. Отв.ред.В.М.Грязнов. М.: Наука. 1995. 302 с.
4.Е.И.Клабуновский, Ю.И.Соловьев. Алексей Александрович Баландин. 1898-1967. К 100-летию со дня рождения. М.: Наука. 1998. 184 с.

Биография

Советский скульптор, анималист. Член Союза художников СССР.

Родился в селе Вярвили Пензенской губернии, учился в АХМ (1926–1928) и МВХПУ (1930–1933). Сначала пришел в Абрамцевскую художественно-столярную мастерскую, затем в селе Богородское Московской области, старинном центре народной игрушки, выполнял образцы игрушек и декоративной скульптуры для артели «Богородский резчик». Со второй половины 1930-х годов Павла Баландина увлекла станковая скульптура.

Автор монументальных скульптур «В. И. Чапаев» (Куйбышев, 1933), «Пограничник с собакой» (Москва, ВДНХ, 1953). Участник всесоюзных выставок с 1935 года. Выполнил ряд образцов для изделий из фарфора (статуэтки «Пионер с жеребенком», «Олень», 1947) и камня (скульптура «Белый медведь», пресс-папье «Лежащий тигр», 1952). Работал с различными материалами, выполнял анималистические композиции в том числе дерева: «Архар» (1940, дерево), «Токующий глухарь» (1942, дерево тонированное), «Львица со львенком» (1950-е, дерево), «Львенок» (1950-е, дерево). В скульптуре «Победа» (1948, дерево) тема народного торжества своеобразно объединяется с его излюбленным анималистическим мотивом – изображением коня. Создал модели для каслинского художественного литья: скульптурные группы «Чапаев на коне» (1935), «Дозор» (1939), «Партизанка на лошади» (1944), скульптуру «Лось» (1946) и другие.

Скульптура П. А. Баландина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

"Сталин производил на нас неизгладимое впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам..." - под этими словами Уинстона Черчилля могли бы подписаться президент Рузвельт и Герберт Уэллс, Ромен Роллан и Лион Фейхтвангер и еще многие великие современники Сталина - все они в свое время поддались...

Рудольф Баландин, Сергей Миронов - "Клубок" вокруг Сталина

Предвоенные 1930-е годы остаются до сих пор во многом загадочными и едва ли не наиболее запутанными и спорными в истории СССР. В этой книге сделана попытка на основе ряда фактов, ставших известными за последнее время, осмыслить некоторые события этого периода. Речь идет главным образом о заговорах, покушениях на Сталина и борьбе за власть, а также мерах по укреплению социалистического государства в условиях угрозы войны.

Книга рассказывает о самых знаменитых из богов, которым поклонялись в прошлом, а отчасти поклоняются и теперь разные племена и народы. Знакомство с этими богами помогает нам лучше понять духовный мир не только людей давно ушедших веков, но и самих себя.

Существует много определений гениальности. Например, Ньютон полагал, что гениальность - это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Гёте считал, что отличительная черта гениальности - умение духа распознать, что ему на пользу. Кант говорил, что гениальность - это талант изобретения того, чему нельзя научиться. То есть гению дано открыть нечто неведомое.

Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками, и в нем принимали участие десятки, а то и сотни исследователей. Среди них были не только знаменитые - Геродот, Марко Поло, Колумб, Кук, Пржевальский, Скотт, - но и ныне забытые и малоизвестные. О них тоже идет речь в книге. Из нее вы также узнаете и о некоторых теоретических открытиях, раскрывающих жизнь и строение Земли.

Колумб, Магеллан, Кортес, Васко де Гама, Америго Веспуччи, Ермак, Хабаров, Лаптев, Пржевальский, Крузенштерн... Какая сила влекла этих великих путешественников в неведомые земли, для чего они снаряжали экспедиции и отправлялись в далекие и опасные странствия, рискуя своим здоровьем, а то и жизнью?

Книга посвящена замечательному ученому и блестящему популяризатору геологических знаний, крупному организатору советской науки, сыгравшему огромную роль в изучении и освоении минеральных богатств нашей страны, А. Е. Ферсману, 100 лет со дня рождения которого исполнится в 1983 г.

Книга посвящена жизни и творчеству известного ученого, внесшего значительный вклад в развитие гидрогеологии, геоморфологии, четвертичной геологии, астрогеологии, в развитие учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере Бориса Леонидовича Личкова.
Для широкого круга геологов и географов, философов.

Кто такие чудаки и оригиналы? Странные, самобытные, не похожие на других люди. Говорят, они украшают нашу жизнь, открывают новые горизонты. Как, например, библиотекарь Румянцевского музея Николай Федоров с его принципом "Жить нужно не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех" и несбыточным идеалом воскрешения всех былых поколений...