Осветительные приборы

Антиохия. Антиохия (античный город)

Антиохия. Антиохия (античный город)

[греч. ̓Αντιόχεια] (совр. Антакья, Юго-Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А.-на-Оронте обозначалась также как А. Сирийская, А.-при-Дафне (ἡ ἐπὶ Δάφνη - по названию одного из пригородов) и А. Великая. В VI в. переименована в Феополь (Θεούπολις - Божий Град), под этим названием вошла в титулатуру Антиохийских Патриархов.

История

А. основана 30 мая 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором (358 или 354-281 до Р. Х., царь с 305/4 до Р. Х.) в ознаменование победы при Ипсе над Антигоном. Офиц. версия истории основания города изложена антиохийским ритором IV в. Ливанием (Lib. Or. 11. 85 sq.) и визант. историком VI в. Иоанном Малалой (Chron. 198. 23 sq.; 200. 10-11; 233. 11-12). Малала сообщает, что Селевк Никатор, основав в прибрежной Сирии г. Селевкия Пиерия, прибыл в Антигонию, основанную его врагом Антигоном, и вознес молитву к Зевсу с просьбой дать ему знак, сохранить ли этот город под др. именем или на его месте выстроить новый. Увидев знамение, он истолковал его как веление построить новый город, к-рый Селевк назвал в честь своего отца Антиоха. Обломки зданий разрушенной Антигонии использовались в качестве строительного материала, а ее жителей переселили в новый город. Описание основания А., сохранившееся в речи Ливания, лишено подробностей, к-рые есть у Малалы, однако Ливаний добавляет, что, основав город, Селевк выполнил волю Александра Македонского.

Значение А., ставшей в III в. до Р. Х. столицей державы Селевкидов, определилось ее географическим положением на пересечении важных путей: на восток - в Персию и Индию, на север - в М. Азию, на юг - в Египет, на запад - в Средиземноморье (через портовый город Селевкию в устье р. Оронт). А. была одним из 4 городов Сев. Сирии (А., Селевкия Пиерия, Апамея и Лаодикия), создание к-рых было частью плана Селевкидов по колонизации страны греками. Портовые города Селевкия и Лаодикия были связаны с крупными городами в глубине континента А. и Апамеей. А. была расположена в плодороднейшей местности, и торговля различными сельскохозяйственными продуктами играла значительную роль в ее экономике. В город привозили серебро из Испании, медь из Аравии, жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни из Индии. Особенно была развита торговля с Востоком.

При Селевке I был выстроен квартал города, огражденный стеной, в к-ром селились греч. колонисты, и неогражденный район, где проживало коренное сир. население. Первыми поселенцами А. стали до 25 тыс. выходцев из Македонии, Крита, Кипра, Аргоса и Афин, а также евреи и арамеи. В III в. с А. были объединены близлежащие греч. колонии (Иополь и Паг Боттия), образовав 2-й квартал города. 3-й квартал был построен на речном о-ве царем Селевком II Каллиником (246-226) и назван Неаполем («новым городом»); 4-й - основан царем Антиохом IV Епифаном (175-164) на склонах горы Сильпий. Каждый из кварталов имел собственные оборонительные сооружения.

Город, делившийся на 18 «демов» (от δῆμος - народ), обладал муниципальной автономией и управлялся собранием местной знати - декурионов (к 360 по Р. Х. их насчитывалось ок. 200). Население А., исповедовавшее различные культы, отличалось фанатизмом и религ. нетерпимостью. В А. преобладало греч. население, и господство города над сельской округой было господством греков над сирийцами, к-рые составляли подавляющее большинство сельского населения; греки-землевладельцы противостояли сирийцам-крестьянам. Сирийцы, проживавшие в городе, составляли значительную часть его населения, но не имели гражданских прав и не пользовались влиянием в элите об-ва. В А. не поощрялось изучение сир. языка. Греч. муниципальная верхушка стремилась не допустить рост в городе сир. населения и охотнее поддерживала дружеские контакты с иудейской общиной, к-рая жила обособленно и имела своих религ. и политических вождей. Видимо, в сер. II в. до Р. Х. они уже были уравнены в гражданских правах с греками и македонцами. О к.-л. столкновениях между иудеями и язычниками в А. в период Маккавейских войн ничего не известно.

В истории А. эпохи Селевкидской династии следует особо выделить период правления Антиоха IV Епифана. Он получил прозвище «второго основателя» А. за строительство Епифании, нового квартала, окончательно определившего внешний облик античного города. Этот квартал был также окружен стеной; Антиох выстроил здесь булевтерий (Malalas. Chron. 205. 14-19; 234. 2-3), и, вероятно, он же построил новую агору в юго-вост. части города. При нем Евтихид, ученик Лисиппа, создал статую богини судьбы Тихе, покровительницы А., образ к-рой воспроизводился на монетах города и сохранился в многочисленных копиях: богиня восседает на скале, символизирующей гору Сильпий, увенчанная диадемой в виде стен и ворот города, юноша у ее ног - символ Оронта. В А. также находились крупные святилища бога войны Ареса, Диониса, Каллиопы и др., одним из главных покровителей города считался Зевс Касийский. Многочисленные храмы имели обширные кухни и трапезные залы, где обычно после религ. церемоний на пирах подавались к столу жертвенные животные.

А. была украшена цветниками, бульварами и парками. В 9 км к юго-западу от города располагался живописный пригород Дафна, окруженный лавровыми и кипарисовыми рощами, с фонтанами и источниками. В Дафне находился храм Аполлона , где ежегодно в августе отмечался религ. праздник в его честь. В правление Антиоха в городе случилась эпидемия некой болезни, и, чтобы остановить бедствие, на горе в виду города была высечена огромная маска, изображающая бога Харона, перевозчика душ умерших в загробное царство, и сделана надпись-заклинание для избавления от несчастья (Malalas. Chron. 205. 8-13). Текст ее Иоанн Малала не сообщает, и на памятнике никакой надписи не сохранилось.

Селевкидский период в истории А. закончился, когда в 64 г. до Р. Х., после победы над царем Митридатом Понтийским, в город вошло рим. войско консула Помпея. Селевкидское царство перестало существовать, а Сирия стала рим. провинцией. Помпей позволил жителям Антиохии сохранить собственное городское управление. При римлянах Антиохия была резиденцией наместника провинции Сирия и местом размещения штаба главнокомандующего военными частями Востока (лат. comes Orientis). Украшению и процветанию города способствовали Цезарь , Август , Тиберий , Антонин Пий и др. правители империи, в т. ч. Константин Великий .

При имп. Октавиане Августе Сирия получила статус имп. провинции, управление к-рой было возложено на наместника (legatus Augusti). Его помощником в адм. делах был прокуратор, непосредственно подчинявшийся императору. Под командованием наместника было неск. легионов, дислоцированных в Сирии. А. была местом постоянного пребывания и наместника, и прокуратора. После рим. завоевания А., сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока.

В 1-й пол. I в. по Р. Х. в городе была выстроена центральная улица с портиками по обеим сторонам, к-рая протянулась параллельно реке с севера на юг на 2 рим. мили. Согласно свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. война. 1. 425; Иуд. древн. 16. 148) и Малалы (Malalas. Chron. 223. 17-19; 232. 17 ff.), в разное время этим строительством занимались Ирод и имп. Тиберий. Массивная статуя- «божественный император Тиберий», воздвигнутая на этой улице, постоянно напоминала горожанам о верховной власти.

На протяжении I-II вв. по Р. Х. город становится 3-м по величине и значению в Римской империи (после Рима и Александрии) и сохраняет этот статус до VI в. На основании свидетельств авторов I-IV вв. количество жителей города к кон. I в. по Р. Х. предположительно могло составлять от 300 до 600 тыс. чел.

Памятники

Описание древнего города сохранилось в сочинениях Ливания (356 или 360) и Прокопия Кесарийского (О постройках. 2. 10). Раскопки А. производились в 1932 и 1939 гг. совместной экспедицией ученых Франции и США.

В раннехрист. время основной постройкой являлся дворцовый архитектурный ансамбль на острове в сев. части А. Великая церковь («Золотой храм»), входившая в этот ансамбль, представляла собой в плане октагон либо тетраконх с амбулаторием. Заложена имп. Константином Великим в 327 г., освящена в 341 г. Главный христ. памятник города описан Евсевием Кесарийским как постройка невиданных размеров и конструкции, богато украшенная золотом, медью и др. дорогими материалами (Жизнь Константина. 3. 50; Слово на 30-летие царствования Константина. 9. 15). Разрушенная при землетрясении 528 г., она была восстановлена имп. Юстинианом I. Среди др. христ. построек выделяются мартирии: сщмч. Вавилы, основанный вскоре после победы над арианством ок. 379/80 г. (напольные мозаики 387),- крестообразное в плане здание с протяженными равновеликими рукавами; св. равноап. Феклы в портовом пригороде А. Селевкии Пиерии, построенный имп. Зиноном (474-491),- большой тетраконх с амбулаторием и напольными мозаиками. Эти и др. антиохийские мозаики I-VI вв., обнаруженные гл. обр. на виллах Дафны (ныне в музеях Антакьи, Парижа, США), свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры, отражающей проникновение античных мотивов в раннехрист. живопись. В этих образцах раннего александрийского стиля исследователи отмечают также наличие иран. мотивов. Один из источников изучения архитектуры А.- топографический бордюр мозаики «Мегалопсихея» из Экто 2-й пол. V в., иллюстрирующий путь из Дафны в А.

До VI в. А. была крупнейшим центром изготовления церковной утвари. При раскопках обнаружены такие образцы литургических сосудов, как серебряная с позолотой антиохийская чаша 1-й пол. VI в. Среди памятников раннехрист. скульптуры наиболее значительными являются мраморные рельефы из мартирия св. равноап. Феклы рубежа V-VI вв. со сценами из Свящ. Писания, из жизни Константина Великого и др.

В XI-XIII вв. к западу от А. строились греч. и груз. мон-ри (обнаружены остатки построек в мон-рях «Долины камышей» и св. Варлаама), в скрипториях к-рых велась активная лит. деятельность.

Ист.: Iohannes Malalas. Chronographia / Ed. L. Dindorf. Bonn, 1831; idem. Die Römische Kaisergeschichte. Bücher 9-12 / Hrsg. A. Schenk v. Stauffenberg. Stuttg., 1930; Chron. Pasch.; Iohannes Chrysostomus. In S. Ignatium martyrem // PG. 50. Col. 587-596; Guidi I. Una descrizione araba di Antiochia. R., 1897; Iosephi Flavii Opera / Rec. B. Niese. B., 1895. 1955r; Strabo. Geographia / Ed. H. L. Jones. L.; N. Y., 1917; Jalabert L., Mouterde R. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. P., 1929-1953. T. 1-3; Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum libri qui supersunt / Ed. W. Seyfarth. Lpz., 1978; Eusebius Сaesariensis. Kirchengeschichte / Hrsg. E. Schwartz. Lpz., 19555; idem. Werke / Hrsg. F.Winkelmann. B., 19912; Libanius. Orationes // Opera. T. 1-4 / Ed. R. Foerster. Lpz., 1903-1906. Hildesheim, 1963r; Procopius Caesariensis. De bello Persico // Opera omnia. T. 1 / Rec. J. Haury, G. Wirth. Lpz., 1962; Die Pseudoklementinen. Bd. 2: Rekognitionen / Hrsg. B. Rehm, F. Raschke. B., 1964; Sokrates Scholasticus. Kirchengeschichte / Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 1995; Sozomenus. Kirchengeschichte / Hrsg. von J. Bidez. B., 1995; Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. L. Parmentier, G. Ch. Hansen. B., 1998.

Лит.: Cureton W. Ancient Syriac Documents. L., 1864; Baedeker K. Palästina und Syrien. Lpz., 1910. S. XXVI, 357-362; Paribeni R. Sull"origine del nome Cristiano // Nuovo bullettino di archeologia cristiana. T. 19. 1913. P. 37-41; Bouchier E. S. Syria as a Roman province. Oxf., 1916; idem. A Short History of Antioch, 300 B. C.- A. D. 1268. Oxf., 1921; Foerster R. Antiochia am Orontes // Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. . Bd. 12. S. 103-149; Maclean Harper J. Village Administration in the Roman Province of Syria. Princeton, 1928; Bayenes N. H. Constantine the Great and the Christian Church. L., 1929; Schultze V. Antiochia. Gutersloh, 1930; Antioch-on-the-Orontes: The Excavations. L.; Princeton, 1934-1972. Vol. 1-5; Eltester W. Die Kirchen Antiocheias im 4. Jh. //ZNW. 1937. Bd. 36; Cahen C. La Syrie du Nord à l"époque des Croisades et la principalité franque d"Antioche. P., 1940; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Levi D. Antioch Mosaic Pavement. Princeton, 1947. 2 vol.; Bickermann E. J. The name of Christians // HarvTR. 1949. Vol. 42; Smith E. B. The Dome. Princeton, 1950. P. 34ff.; Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. La massif du Belus a l"epoque romaine. P., 1953-1958. T. 1-3; Mattingly H. B. The Origin of the Name Christiani // JThSt. 1958. N. S. Vol. 9; Milliken M. Early Byzantine Silver // Bull. of Cleveland Museum of Art. 1958. March. P. 35ff.; Festugi è re A. Antioche païènne et chrétienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. P., 1959; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961; idem. Ancient Antioch. Princeton, 1963; idem. Antiocheia // RBK. 1963. Bd. 1. S. 178-209; Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города: (Антиохия в IV-VII вв.). Л., 1971; Liebeschuetz J. H. W. G. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972; Kleinbauer W. E. The Origin and Function of the Aisled Tetraconch Church in Syria and Northern Mesopotamia // DOP. 1973. Vol. 27. P. 108-114; Джобадзе В. Свидетельства строительной деятельности грузинских мастеров в западных окрестностях Антиохии на Оронте // II Междунар. симп. по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977; Djobadze W. with contrib. by Hendy M. et al. Archaeological Investigations in the Region West of Antioch-on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Кривов М. В. К вопросу о восстаниях в Антиохии в 607-611 гг. // ВВ. 1986. Т. 47. С. 82-85; Kondoleon Ch. Antioch: The Lost Ancient City. Princeton, 2000; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 231-240.

Свящ. Михаил Наджим, Е. В. Сильвестрова, А. Ю. Казарян

После битвы при Ипсе .

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Под властью Византии

В IV-VII веках Антиохия входила в состав Византии . В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст . С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин . Посетив Антиохию перед Персидским походом, император Юлиан убедился в тщетности усилий по возрождению традиционного язычества. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.). В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные великолепными мозаиками. Преобладало грекоязычное население, имевшее муниципальную организацию, но в городе проживали также и сирийцы. В ранневизантийское время в городе часто случались разрушительные природные стихийные бедствия (528 г. и др.). Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был на короткое время завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном . Юстиниан I восстановил Антиохию. В начале VII в. в ходе византийско-иранских войн персы также захватывали город. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.

В составе халифата

Современность

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья , центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

См. также

Напишите отзыв о статье "Антиохия"

Примечания

Литература

  • Смбат Спарапет . Летопись / Пер. с древнеармянского; предисл. и примеч. А. Г. Галстяна. Ереван: Айастан, 1974.
  • Брюн С. П. . Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI-XIII в. М.: Маска, 2015. Том I-II.
  • Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 86-103.
  • Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. 1995. Вып. 27. С. 58-62.
  • Bouchier Ed. S. . 1921.
  • Downey G. . Princeton University Press, 1961.
  • Downey G. Ancient Antioch. Norman, 1963.
  • Liebeschuetz J. H. W. G. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972.
  • Wallace-Hadrill D. S. . 1982.
  • Cribiore R. The School of Libanius in Late Antique Antioch. Princeton: Princeton University Press, 2007.
  • Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города: (Антиохия в IV в.). Л., 1971.
  • Antioch-on-the-Orontes: The Excavations. L.; Princeton, 1934-1972. Vol. 1-5.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Антиохия

– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею.
На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица.
– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.

ГОРОДА

От библейских времен до средневековья

“Она - прекраснейшее место страны прекраснейшей из всех стран, лежащих под небом. Ведь все согласятся, что наилучшее место на земле - то, на которое восходящий Бог бросает свои первые лучи” (Речи XI 16), - пел славу родному городу знаменитый ритор 4 в. Либаний Антиохийский, учитель и друг императора Юлиана Отступника и св. Иоанна Златоуста (которого “выкрали” у язычников христиане).

В Сирии и Малой Азии некогда насчитывалось по крайней мере шестнадцать городов с названием Антиохия (напомним, что “александрий” было около семидесяти). В переводе с греческого название этого города толкуется как противонесущий, противостоящий. По красоте и богатству единственная из Антиохий - Антиохия Сирийская - некогда противостояла всему миру.

Город, основанный в 3 в. до н. э. Селевком Никатором (Победителем), был назван по имени его отца, Антиоха, и долгое время был столицей Сирии. Позднейшие властители города часто тоже именовались Антиохами. Либаний в Похвале Антиохии (пер. С. П. Шестакова, 1914-1916 гг.) пишет, что во время строительства города “Селевк сосредоточил все искусство строителей; все руки, весь блеск камней он заставил служить своему делу. Рубили лес для перекрытий, лились потоки богатств на стройку. Намечая план города, он расставил слонов по местам будущих башен и, определяя длину и ширину портиков и улиц, брал для обозначения их пшеницу; подвозившие ее корабли стояли на реке [Оронт]. Быстро вырос город и, быстро построенный, стал населяться жителями” (Речи XI 89-91). Как здесь не вспомнить о закладке Александрии Египетской Александром.

Селевк и был одним из диадохов (преемников) Александра Македонского. Сосредоточив в руках большинство сатрапий, некогда входивших в состав Александровой державы, Селевк принял надлежащие меры для укрепления их внутреннего единства. Он строит новые города, видя в них главную силу царства. В числе этих новостроек оказались западная и восточная столицы Селевкидов: Антиохия и Селевкия-на-Тигре (оттеснившая даже Вавилон). Вследствие разного рода политических коллизий царство Селевкидов, в период расцвета простиравшееся от Эгейского моря на западе до Сыр-Дарьи на востоке, пришло в негодность. Попытку восстановить его предпринял Антиох III Великий (222-187 гг. до н. э.), но она завершилась катастрофическим поражением от римлян в битве при Магнезии. Из текста Либания мы знаем, что Антиох III пристроил к Антиохии новую часть, поселил здесь этолян, критян и эвбейцев и, оградив поселение стеной, обеспечил их безопасность (Речи XI 119). Дело кончилось тем, что к концу 2 в. до н. э. в руках Селевкидов оставались только Финикия, Сирия и Киликия. В середине 1 в. полководец Гней Помпей объявил Сирию римской провинцией, поставив точку в 250-летней истории Селевкидов.

Расположенная на берегах р. Оронт, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, Антиохия считалась богатой и коммерческой. Ее жители пользовались особенными гражданскими преимуществами, и город занимал третье место в ряду тех, которые позже вошли в число римских провинций. Сейчас это Антакья (Аntakya), турецкий городок на юго-восточном побережье Средиземного моря, административный центр иля Хатай (124 тысячи жителей, 1990 г.).

По Либанию, в Антиохии был роскошный царский дворец, но особенным богатством отличались загородные виллы, которые возводились в живописных местностях среди парков и садов. Как и многие эллинистические города, Антиохия имела так называемые колоннадные улицы. Колоннады, возводимые с обеих сторон тротуаров, служили для защиты пешеходов от солнца и дождя. (Ф. И. Шмит в 1930-х годах выдвинул заслуживающую внимания гипотезу о происхождении базиликального храма из колоннадной улицы.) Общая длина таких улиц достигала 25 км, но ни одна из них не сохранилась (см. аналогичные памятники в Пальмире, Эфесе, Помпеях и Тимгаде). Либаний пишет: “Так гладка и непрерывна эта дорога, не преграждаемая ни впадинами, ни обрывами, ни иного рода препятствиями, что уподобляется она краскам в картине, сменяющими одна другую по воле художника” (Речи XI 197). И чуть ниже, как бы глядя по сторонам, сообщает: “Когда ты идешь по этой улице, пред тобой стоят частные дома, повсюду между ними вклиниваются то государственные здания, то храмы, то купальни, расположенные так, что из любой части города к ним легко пройти; и у всех этих домов входные двери выходят в портики” (XI 212). Кроме того, дома были снабжены “личными” водными источниками. Об улицах-колоннадах и водоемах у Либания - целые поэмы, полные риторических роскошеств (XI 213-218; 244-248). Город имел речную пристань, построенную по системе, в которой морской и речной порты были взаимосвязаны (как в Остии).

Благолепие и гигиена Антиохии среди текущих потоков и кипарисовых рощ были беспримерны. В 7,5 км от города находилась царская резиденция - город Дафна - с лавровой рощей (около 15 км в окружности!), храмом Дианы (Артемиды) и Аполлона, святилищем Зевса и стадионом. Храм был построен Антиохом IV Эпифаном (175-164 гг. до н. э.) и сгорел в 362 г. И хотя с святилищем было связано поэтическое сказание Овидия (Метаморфозы I 452-567) о превращении Дафны в лавровое дерево (греч. dafne - лавр), в нем проповедовали свв ап. Петр, Павел и Варнава (апостолы трудились, разумеется, в языческих храмах), и именно здесь Христовым ученикам впервые дано было имя “христиане” - то ли в виде порицания, то ли просто чтоб отличить от прочих лиц без определенного рода занятий (Деян. 11: 26; Гал. 2: 11). До сих пор их пренебрежительно называли asinarii, то есть ослы.

Путь из тихой Галилеи, даже из Иерусалима в Антиохию - это путь от “ученика” к “христианину”, - писал С. С. Аверинцев. Богиня Афордита, способная завоевывать сердца и родившая самого Эрота, по слову Либания, излила очарование свое на Антиохию, и потому “можно простить тех, кто, поддавшись чарам этого города, забудет и о родителях, и о родной стране: ведь они увидели город, равного которому нет, и знают, что нигде не найдут ничего подобного ему” (Речи XI 271). Так, то ли польстившись на городские красоты и уют, то ли по какой иной причине, город посещали разные пастыри и учители Церкви: св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий, а ее уроженец - Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, - был одно время даже антиохийским пресвитером.

Однако никакой иной город не претерпел столько бедствий от разных напастей, как Антиохия. Ее осаждали и грабили по меньшей мере раз пятнадцать. Во время одной из осад было убито и взято в плен 170 тысяч человек. Трижды Антиохию посещал голод, дважды - пламя, четырежды - землетрясения (от одного из которых, по мнению тех, кто считал, погибло 25 тысяч человек). В 538 г. персидский царь Хосров I по примеру остальных в который раз сравнял город с землей. Сколько энергии человеческой расходовалось впустую! Эти явления гнева Божия (надо думать, за грехи и язычество жителей) еще до Рождества Христова (!) привели Антиохию в упадок, почти превратив в развалины. Некогда пышные здания уступили место хижинам, а население, численность коего в лучшие времена достигала полмиллиона человек, в начале 20 в. составляла всего 10 тысяч. В 1822 г. сильное землетрясение разрушило остатки античной Антиохии.

Впрочем, читатель наших очерков скоро привыкнет (если еще не привык), что если в городе нечего показать, мы обращаемся к его письменной истории, - чтоб было хотя бы, о чем почитать. Ведь наши очерки, повторюсь, - своего рода конспект по истории культуры города, пользуясь которым, каждый может воссоздать в воображении его содержательную форму. Применительно к Антиохии это удается на славу: и в историко-культурном, и в военно-политическом смыслах.

Во-первых, Антиохия известна антиохийской богословской школой 5-6 веков, которую принято противополагать александрийской школе (мы помним, что от Константинополя Александрия и Антиохия находятся примерно на одном расстоянии). Если александрийцы (Климент, Ориген, Кирилл) стремились перевести христианский догмат на абстрактный философский язык, и при этом источники христианства приходилось трактовать аллегорически, то антиохийцы поступали наоборот. Сирийское плоскогорье с центром в Антиохии было родственно географической среде, в которой жил Иисус и где появились записи о Его деяниях, что позволяло антиохийцам представлять прошлое при помощи проекции на настоящее. Потому там оказался сильным экзегетический (сиречь герменевтический) момент - искусство толкования древних текстов. Основателем школы был несчастный пресвитер Лукиан Самосатский, знаток Св. Писания (он был брошен в тюрьму и замучен в Никомидии, в 312 г., в возрасте 92 лет, а в 326 г. мать Константина Великого - св. Елена - воздвигла над его мощами храм), исправлявший греческий перевод Септуагинты. Толкование Св. Писания заставляло антиохийцев быть внимательными к всякому оттенку мысли его авторов (свв Апостолов) и ценить строку. Антиохийцы считали, что умственная трезвость является не добродетелью, но обязанностью. Если александрийцам Библия говорила только о Боге, то антиохийцы не проходили мимо того, что говорится об Иисусе-человеке. Если александрийцы акцентировали проблему единства Божества при множественности Его ипостасей, антиохийцы с тенденцией слить эти ипостаси воедино умственно боролись. Когда же на вселенских соборах разгорелись христологические споры, александрийцы доводили свои умозаключения до поглощения двух природ Богочеловека (божественной и человеческой) в одном естестве, а антиохийцы, возражая им, останавливались на человеческих свойствах Иисуса, засвидетельствованных Новым Заветом, и подчеркивали раздельность Его естеств до полного обособления. Борьба выровняла крайности, и веросознание Церкви выбрало направление, среднее между александрийским и антиохийским. Впрочем, александрийский пресвитер Арий (ум. 336 г.), основатель арианства, называл своих единомышленников “со-лукианистами”. (Прав С. С. Аверинцев, заметивший, что человеческий суд причастен Божьей правде только тогда, когда это суд над самим собой.) Кроме школы, город известен поместным Антиохийским собором, происшедшим в 341 г. Около ста отцов этого собора были приглашены императором Констанцием в Антиохию для освящения храма, заложенного еще при Константине; после торжеств собравшиеся пастыри образовали заседание, на котором составили 25 правил церковного управления, частично сходные с апостольскими.

С. С. Аверинцев подчеркнул, что общность судьбы обеих западно-восточных столиц - Антиохии и Александрии - примечательна. Ни тот, ни другой город не вырастал мало-помалу, из века в век, не проходил пути от локальной замкнутости к мировым контактам, не знал священных лабиринтов (М. А. Волошин) архаической планировки, к которой приходилось бы с трудом прилаживать изменяющуюся жизнь, как Афины и Рим до них, как Париж, Лондон и Флоренция - после. Они были с начала задуманы как столицы и возникли искусственно, по замыслу, плану и приказу; их связь с миром, то есть с дальними торговыми и административными путями, а через эти пути - друг с другом и прочими подобными столицами, — важнее и реальнее, нежели связь с краем, который их окружает. К этому типу столицы позже, в течение более тысячи лет, относился Константинополь.

Децим Магн Авсоний, сравнивая Александрию и Антиохию, пел:

Эта гордится, что Нил ей оплот, и в прикрытой долине
Расположила она свои плодородные нивы;
Та - оттого, что дала отпор вероломному персу.
Будьте и вы друг другу равны, македонские севы!
Ибо одну Александр Великий поставил у Нила,

А для другой основателем был Селевк, на котором
Было в бедро вожжено клеймо, очертанием - якорь,
Знак родовой, от отцов к сыновьям идущий в потомстве.

(пер. с лат. М. Л. Гаспарова)

Пожалуй, характерно, что именно в Антиохии жил знаменитый Иоанн Малала (7 в.), автор Всемирной хроники в 18-ти книгах, содержащей обзор событий от Сотворения Мира до 565 года. Хроника Иоанна Малалы, отличавшаяся даже среди других сочинений аналогичного жанра особым пристрастием к библейским сказаниям и чудесам, пользовалась незаурядной популярностью. Может быть, потому что была написана на “народном” греческом языке, включавшем терминологию, классическому койнэ не свойственную.

Во-вторых, Антиохия известна городскими страстями во времена Крестовых походов. Город был взят уже во время первого (из восьми) Крестового похода (1069-1099 гг.) под водительством Готфрида Бульонского, Раймунда Тулузского, Боэмунда Тарентского и др., который завершился захватом у турок-сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Город, самой природой поставленный в благоприятные условия для защиты от врага, к концу 11 в. был снова отлично укреплен. Внутри было 360 церквей (мечетей), стены, снабженные 450 башнями, были столь толсты, что по ним могла проехать четырехконная колесница. Поскольку город был в то время оплотом мусульманского мира, защищал его антиохийский эмир (турок) с отборным войском. Осада продолжалась более года. Как всегда бывает, не обошлось без предательства начальника одной из цитаделей, который, желая отмстить эмиру за какое-то личное оскорбление, предложил Боэмунду, руководившему осадой, сдать одну башню. В ночь на 3-е июня 1098 г. крестоносцы овладели башней, наполнили собой улицы, перебили мусульман, разграбили их дома и в три дня истребили всё съестное. Последовавший голод был мучителен - воины ели траву, кору и кожаные ремни. Этот крестовый поход, как и прочие семь, отличался дикостью нравов. К армии присоединилась шайка мародеров под началом Петра Пустынника, который сделался героем народных песен и чем-то вроде пророка, коему якобы сам Христос вручил водительство походом. В Песни об Антиохии рассказывается, что Петр ответил своим людям, жаловавшимся на голод: “Разве вы не видите турецкие трупы? Это отличная пища”, и что воины эти трупы изжарили и съели. Анонимный автор Песни без всякой брезгливости риторически прибавляет: “Мясо турок вкуснее, чем павлин под соусом”. Крестоносцы оставались в Антиохии несколько месяцев, укрепляя раздоры между собой. А Боэмунд Тарентский, вскоре создав Антиохийское княжество, стал называться Боэмундом Антиохийским. Только в 1260 г египетский султан Бейбарс I аз-Захир Сейф ад-Дин ас-Салихи вытеснил крестоносцев из города.

Чтобы завершить, отметим, что в ансамбле первой, классической, Антиохии значительной была монументальная скульптура. Павсаний (VI 2, 6) свидетельствует, что ученик великого Лисиппа - Евтихид из Сикиона (начало 3 в. до н. э.) - изваял для города огромную бронзовую статую богини Тихе (случайность) - покровительницы города. Богиня была представлена сидящей на скале и опирающейся ногой на плечо юноши, олицетворявшего реку Оронт; на голове у нее - убор в виде городской стены, в руке - колосья (сохранилась римская мраморная копия с бронзового оригинала 290 г. до н. э.).

Смеем надеяться, что если бы Антиохии покровительствовало какое-нибудь иное божество - не богиня случая, выдвинутая эллинистическим временем и неизвестная времени классическому, - город не постигло бы столько несчастий. Впрочем, поскольку мир неустойчив, случаи случаются разные. Случай же (по слову Оноре Бальзака) - отъявленный плут и порядочных людей не любит.

36°12′ с. ш. 36°09′ в. д. H G Я O

Антиохия на карте Турции

Из 16 древних городов под названием Антио́хия (от имени Антиох) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου , Антиохия-на-Дафне , др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ , Антиохия Великая , др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη ) в древней Сирии (совр. Антакья , на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. ).

Антиохия в древности

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов . Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) около 300 года до н. э. , во времена войн диадохов , после битвы при Ипсе .

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян. ). Позже Антиохия стали называть колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия . Здесь родился и начинал служение проповедник Иоанн Златоуст . В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви (после упадка города административный центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесарийского , Иеронима Стридонского , Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии [ ] .

Под властью Византии

В IV-VII веках Антиохия входила в состав Византии . В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст . С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин . Посетив Антиохию перед Персидским походом, император Юлиан убедился в тщетности усилий по возрождению традиционного язычества. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.). В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные великолепными мозаиками. Преобладало грекоязычное население, имевшее муниципальную организацию, но в городе проживали также и сирийцы. В ранневизантийское время в городе часто случались разрушительные природные стихийные бедствия (528 г. и др.). Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был на короткое время завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном . Юстиниан I восстановил Антиохию. В начале VII в. в ходе византийско-иранских войн персы также захватывали город. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.

В составе халифата

В период арабского, византийского и франкского правления, кафедральным собором Антиохии был собор Св. Апостола Петра, также известный как "церковь Кассиана" или "Аль-Кусиан". Собор был местом интронизации и погребения антиохийских патриархов и франко-нормандских князей, хранилищем основных антиохийских реликвий (кафедры и цепей Апостола Петра, жезла св. Иоанна Златоуста, части главы Иоанна Предтечи), центром патриархии, патриаршей школы и патриаршего госпиталя. Другим почитаемым храмом была круглая церковь Пресвятой Богородицы, воздвигнутая Юстинианом I Великим в VI в. Эта церковь была столь почитаемой, что ее утварь и убранство не тронули даже турки-сельджуки (в 1084-1098 гг.). Так, богородичная церковь Юстиниана была единственным антиохийским храмом, представшим перед крестоносцами в своем исконном, византийском блеске . Все церкви были уничтожены мамлюками во время разорения города в мае 1268 г.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать Антиохию туркам-сельджукам . Однако в городе оставался византийский гарнизон и наместник. В 1076 году город переходит под власть Филарета Варажнуни . 12 декабря 1084 года город был захвачен Румским султаном Сулейманом ибн Кутлумышем (цитадель города сдалась месяц спустя). Затем Антиохия перешла под власть Мелик-шаха , который назначил туда своего наместника.

Антиохийское княжество

Стены Антиохии во времена крестоносцев

После долгой осады крестоносцы взяли Антиохию в 1098 году; но не передали город Византии, а основали здесь своё государство - Антиохийское княжество , существовавшее до 1268 года. Князем Антиохии стал

Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте , (Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая ; др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Позже Антиохия на небольшое время вошла в состав Армении, потом (с 64 до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедника Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви (после упадка города центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесар., Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии.

В VI-VII веках входила в состав Византии. Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном. Юстиниан I восстановил Антиохию.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать туркам-сельджукам Антиохию. Но окончательно город был ими завоёван только в 1084.

После долгой осады крестоносцы берут Антиохию в 1098 году; но не передают город Византии, а основывают здесь своё государство - Антиохийское княжество, существовавшее до 1268. После его уничтожения город потерял своё значение.

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

Литература

· Bouchier Ed. S. A short history of Antioch: 300 B. C.-A. D. 1268. 1921.

· Downey G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton University Press, 1961.

· Wallace-Hadrill D. S. Christian Antioch: a study of early Christian thought in the East. 1982.

Акра Алеппо Антиохия Аполлония Аскалон Афек Бельвуар Газа Грот Тирона Дор Ибелин Иерусалим Йехиам Кастель Кейсария Эль-Карак Крак де Шевалье Монреаль Монфор Сидон Тиверия Тир Торон Триполи Турбессель Хайфа Эдесса Яффа