Осветительные приборы

Андрей боголюбский как называется период в истории. Краткая биография андрея боголюбского

Андрей боголюбский как называется период в истории. Краткая биография андрея боголюбского

Князь Андрей Боголюбский (Андрей Юрьевич , Святой Андрей ), великий князь владимирский , князь рязанский, князь дорогобужский и князь вышгородский родился ориентировочно в 1155-1157 году в семье Юрия Долгорукого и половецкой княжны Аепы. Боголюбским его прозвали из-за его постоянной резиденции в городе Боголюбово, хотя у православных исследователей свое мнение на этот счет: прозвище он получил за свои личные качества, а город уже был позже назван в честь князя.

Годы его детства и молодости были утрачены для истории (если, конечно, их кто-то описывал из современников).

1146 год - Андрей и его брат Ростислав Юрьевич изгнали из Рязани Ростислава Ярославича.

1149 год - Юрий Долгорукий захватил Киев , а сыну (Андрею) отдал Вышгород. В том же году Боголюбский взял Луцк и ненадолго осел в близлежащем Дорогобуже Волынском.

1152 год - неудачная попытка Андрея и Юрия Долгорукого взять Чернигов, во время которой Боголюбский был серьезно ранен. После этого отец отправил сына в Рязань, но и тут случился провал - в Рязань вернулся Ростислав Ярославович, и, не до конца оправившийся Боголюбский, не смог ему противостоять. Отец решил вернуть его временно в Вышгород, но Андрей отправился во Владимир-на-Клязьме, при чем перед этим из Вышгорода он вывез чудотворную икону Богородицы (позже названную Владимирской), ставшую впоследствии великой русской святыней. По легенде, Богородица явилась ему во сне и попросила отвезти икону во Владимир .

Позже Андрей так и сделал, а на том месте, где пришло видение, он основал город, который назвал Боголюбово (либо он так позже был назван в его честь).

В 1157 году после смерти Юрия Долгорукого, Боголюбский стал князем Владимирской, Суздальской и Ростовской земель. Кроме иконы, во Владимир он «перевез» и столицу Руси . Там он основал Успенский собор и множество других монастырей и церквей.

Считается, что при Андрее Боголюбском были построены Церковь Покрова на Нерли, а также Московская крепость (в 1156 году).

Несмотря на то, что православная церковь считает Боголюбского справедливым, благочестивым и даже святым, он изгнал свою мачеху Ольгу, ее детей и еще множество родственников из суздальских, ростовских и владимирских земель, чтобы править единолично. Кроме того, его целью было упразднить вече (народное собрание для обсуждения актуальных политических, социальных и культурных вопросов). Он также пытался основать владимирскую митрополию , независимую от киевской, но патриарх константинопольский ему отказал.

12 марта 1169 года Андрей Боголюбский взял Киев (без осады, наскоком), разграбил его, и посадил там править своего брата Глеба, а сам вернулся во Владимир. Он стал первым князем всея Руси , который не стал править в Киеве.

В 1170 году после долгой осады Андрей взял Новгород (в котором люди уже начали голодать, и поэтому решили заключить мир). Князь владимирский оставил в Новгороде править своего сына - Юрия Андреевича Боголюбского, названного в честь деда - Юрия Долгорукого .

1171 год - поход против волжских булгар , закончившийся отступлением по причине того, что противник собрал значительные силы, а многие князья-вассалы Боголюбского поход проигнорировали и свои войска не отправили.

1173 год - поход на Вышгород, закончившийся поражением.

Неудачные походы против булгар и Вышгородского князя стали основной причиной заговора бояр против Андрея Боголюбского. 28 июня 1174 года бояре набросились на князя. Боголюбский долго сопротивлялся, но в конце концов упал под ударами заговорщиков. После этого убийцы отправились в винный погреб отмечать свое преступление. А Андрей очнулся и скрылся. Тем не менее его исчезновение заметили, нашли на улице по кровавым следам и добили. Летописи гласят, что перед смертью он увидел своих убийц и произнес: «Боже, если в этом мне сужден конец - я принимаю его».

Смерть Боголюбского и ее обстоятельства стали причиной того, что в Ипатьевской летописи он был назван «великим князем». Между прочим, в заговоре участвовала его жена Улита, за что позже, в 1175 году ее казнили.

После себя Боголюбский оставил пятерых сыновей - Изяслава, Мстислава, Юрия, Ростислава и Глеба.

Андрей Юрьевич Боголюбский (около -29 июня ) -Князь Вышгородский в , . Князь Туровский , Пинский и Дорогобужий в - . Великий князь Владимирский в - .

Так же Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль . Андрей не любил ни того, ни другого города и жил в маленьком Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки. Желая править единолично Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.

Деятельность Андрея по отношению к южной Руси оценивается историками как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли» .

Ссора между внуками Мстислава Великого дала повод Андрею вмешаться в дела Южной Руси. В 1168 г. Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев и посадил в Новгороде своего сына Романа. Он претендовал на «старейшинство» среди князей. Но его домогательствам тотчас воспротивились двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска. В помощь Ростиславичам Андрей Боголюбский послал сына с войсками. Всего, таким образом, было до 11-ти князей с их дружинами и ратью. Союзники призвали половцев и в г. взяли "копьем" (приступом) Киев . Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли "мати русских городов". Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь . "Митрополия" Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», после чего отдал Киев в удел своему брату Глебу , а сам, поселившись во Владимире Залесском принял титул «великого князя ».

Подчинив себе Киев, Андрей последовательно хотел завладеть и Новгород . Зимой года явилась грозная рать под Новгородом - суздальцы, смольняне, рязанцы, муромцы и полочане. Князь Роман Мстиславич к вечеру 25 февраля с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Враги бежали. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 нагаты).

Он также привез в Суздальскую землю икону Вышгородской Божьей Матери , получившую в последствии название Владимирской. Вот как это описано у Н.И.Костомарова:

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять ее явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить ее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю».

Князь Андрей пытался распоряжаться киевскими князьями как своими подручниками, что вызвало резкий протест Ростиславичей. Тогда Андрей послал в Киев мечника Михно с надменным посланием. Он приказал киевскому князю убираться в Смоленск , а двум его братьям не велел «в Русской земле быти». Не стерпев обиды, младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками». Большое ополчение Суздальской земли - ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы и рязанцы, под главным начальством сына Андрея Юрия и боярина Жидиславича, пошло в путь. К ним пристали новгородцы и смоляне, а так же дружины туровских, пинских и городенских князей, подчиненных Полоцку . Рюрик заперся в Белгороде , Мстислав в Вышгороде , а Давида послали в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла . Все ополчение главным образом напирало на Вышгород , чтобы взять Мстислава, как приказал Андрей. 9 недель стояло это ополчение. На помощь Мстиславу прибыли войска из Владимира-Волынского. Войско Андрея Боголюбского потерпело полное поражение и бежало в таком беспорядке, что многие, переправляясь через Днепр , утонули. «Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».

Ростово-суздальские бояре отказались принять нового князя из Киева и выбрали правителем Андрея Юрьевича, надеявшись таким образом обособиться от Киева .

Развитие города Владимир

Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир , укрепил его, построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово - любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.

В 1158-1164 гг Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золоченой медью.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. С деятельностью Андрея Боголюбского связано образование Русского государства с новым названием, новым территориальным делением, новым политическим центром - Владимиром.

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Андрей продолжал расширять границы своих владений: добился успеха в войнах с Волжской Булгарией, завоевал мордовские земли.

Характер Андрея

Андрей выделялся из толпы тогдашних южных князей особенностями своего личного характера и своих политических отношений. Историк В. О. Ключевский характеризует его следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом ».

Смерть Андрея Боголюбского

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня г. был убит. Легенда (рассказываемая, в частности, экскурсоводами в музее Боголюбово) гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, где основательно нагрузились спиртным. Потом заговорщики подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но заговорщики заранее убрали меч. Меч святого Бориса , постоянно висевший над княжеской постелью был вероломно похищен в ту ночь ключником Анбалом. Выломав дверь, они бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мертв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнес: «Если, Боже, в этом мне сужден конец - принимаю его я». Убийцы довершили свое дело.

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире . Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около г. в лике благоверного . Память 4 () июля.

Браки и дети

  • (с 1148) Улита Степановна, дочь боярина Степана Ивановича Кучки
    • Изяслав Андреевич , в году погиб в Волжской Болгарии.
    • Юрий Андреевич , в - годах муж грузинской царицы Тамары

Примечания

Ссылки

  • Расследование убийства князя и уточнение фактов биографии до прихода на престол

Wikimedia Foundation . 2010 .

Андрей Боголюбский - Великий Князь Владимирский. Боголюбским зовут за то, что резиденция его была в Боголюбово, недалеко от Владимира.

Кратко биография Андрея Боголюбского

Около 1111 года в семье родился сын Андрей, в будущем Боголюбский. С 1157 года становится князем Владимиро-Суздальским. Он часто участвует в походах отца, где проявляет себя отличным дипломатом и смелым воином.

В 1155 году, отказавшись от княжения в Вышгороде, самовольно удалился в Суздальскую землю, забрав из города икону Богородицы. По пути, в том месте, где конь, вёзший святыню, встал, был построен замок и село Боголюбово. Умер князь 29.06.1174 года.

Новый древнерусский политический центр

  • В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Не желая бороться за Киев, основывает новое княжество Суздальское и Владимирское со столицей во Владимире.
  • Из Владимира он стремится сделать общерусскую столицу. Город расширяет свои границы и застраивается. По его приказу крепостные стены украшают Золотыми и Серебряными воротами, строят Успенский собор. В селе Боголюбове возводят дворцовый комплекс, а на реке Нерль — красивую церковь Покрова Богородицы.
  • В противовес культу святой Софии, которая чтилась на территории Южной Руси, вводится культ Богородицы.

Внешняя политика Андрея Боголюбского

  • В 1162 году ходил походами на половцев.
  • В 1164 году, объединив усилия с дружиной Юрия Ярославовича Муромского, совершает победный поход на волжско-камских болгар. Возвращается с богатой добычей.

Внутренняя политикаАндрея Боголюбского

  • Обретя государственную силу и стремясь к централизации власти, он начинает активно вмешиваться в дела соседей и обращает внимание на Новгород. Потерпев ряд военных неудач от новгородцев, он меняет силовые методы на дипломатические. Сажает в Новгороде князем своего сына Юрия.
  • В 1169 году, собрав союзников из 11 князей, принимает решение побороться за Киев. Под натиском объединённого войска Киев был взят и подвергся разграблению и сожжению. Андрей Боголюбский получает титул великого князя киевского и возвращается в своё княжество. Владимир становится главным политическим центром Руси. Киев он отдаёт своему брату Глебу.

Жёсткая политика Андрея Юрьевича, расправы и самовластный характер привели к заговору и его убийству в Боголюбове в 1174 году.

Итоги правления Андрея Боголюбского

  • Построил на северо-востоке Руси общерусский политический центр
  • Стремился к объединению страны
  • Изменил политический строй, избавившись от уделов, перешёл к централизованной власти.

Андрей Боголюбский (не ранее 1100 - 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).

Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками. Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах - Вышгороде, Турове, Пинске (1149-1151 гг., 1155 г.). Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.

Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси. Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца. В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества. Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев. Андрею требовалась поддержка Церкви. По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя. Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.

По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь. Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.

При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор - знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, - множество монастырей, храмов, укреплений.

Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.

Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич - давний противник Андрея - по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.

В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.

Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.

Князь (с 1157 - великий князь) Владимирский
1155/1157 - 1174

Предшественник:

Юрий Долгорукий

Преемник:

Михалко Юрьевич

Великий князь Киевский
1157 - 1157

Предшественник:

Юрий Долгорукий

Преемник:

Изяслав Давыдович

Вероисповедание:

Православие

Рождение:

29.06.1174 Боголюбово

Похоронен:

Успенский собор (Владимир)

Династия:

Рюриковичи

Юрий Долгорукий

Улита Степановна

сыновья: Изяслав, Мстислав, Юрий

Великое княжение

Взятие Киева (1169)

Поход на Новгород (1170)

Осада Вышгорода (1173)

Походы в Волжскую Булгарию

Смерть и канонизация

Браки и дети

(около 1111 - 29 июня 1174) - князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150-1151, Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157 - 1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Асеневича.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства.

Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей любимой резиденции.

Ранняя биография

В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он украл и увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил город Боголюбово, который со временем стал его любимым местопребыванием.

Великое княжение

После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово - любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он это время находился в Киеве).

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго - Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но назначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году. Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский пригород Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича. В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх в 1168 году посвятил Андреева кандидата, иерарха Феодора, не в митрополиты, а в ростовские епископы, при этом Феодор избрал своим местопребыванием Владимир, а не Ростов. Перед угрозой народных волнений Андрею пришлось отправить его к киевскому митрополиту, где он подвергся расправе.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Взятие Киева (1169)

По смерти Ростислава (1167) старшинство в роду Рюриковичей принадлежало прежде всего Святославу Всеволодовичу черниговскому, правнуку Святослава Ярославича (старшими в роду Мономаховичей были правнуки Всеволода Ярославича Владимир Мстиславич, затем сам Андрей Боголюбский). Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев, выгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрировать управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска. Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями среди южных князей и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, брат Андрея Всеволод и племянник Андрея Мстислав Ростиславич. Лаврентьевская летопись в числе князей упоминает также Дмитра и Юрия, также в походе участвовали половцы. В походе не участвовали полоцкие союзники Андрея и муромо-рязанские князья. Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский и Ярослав Изяславич луцкий) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев. 12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати русских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

Деятельность Андрея по отношению к Южной Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей:

До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места : заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства.

В. О. Ключевский.

Поход на Новгород (1170)

В 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст. Затем Роман атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Посланное Мстиславом на помощь сыну войско во главе с Михаилом Юрьевичем и чёрные клобуки были перехвачены Ростиславичами по дороге.

Подчинив себе Киев, Андрей организовал и поход на Новгород. Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. К вечеру 25 февраля Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Враги бежали. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты).

Вероятно, Андрей Боголюбский после поражения своих войск организовал продовольственную блокаду Новгорода (прямого известия в источниках нет, однако новгородский летописец сообщает о неслыханной дороговизне и ставит в прямую связь с этим изгнание Романа Мстиславича, который несколько месяцев назад был предводителем новгородцев в победоносном сражении). Новгородцы вступили в переговоры с Андреем и согласились на вокняжение Рюрика Ростиславича. Через год его сменил в Новгороде Юрий Андреевич.

Осада Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича (1171) Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману. Вскоре Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему и его братьям вернуться в Смоленск. Андрей планировал отдать Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка, которые затем были взяты в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич. Был произведён обмен пленными, по которому Ростиславичам был выдан ранее изгнанный из Галича, пленённый Михаилом и отправленный в Чернигов княжич Владимир Ярославич, а ими был отпущен на свободу Всеволод Юрьевич. Ярополк Ростиславич был удержан, его старший брат Мстислав был изгнан из Треполя и не был принят Михаилом, находящимся тогда в Чернигове и претендовавшим кроме Торческа на Переяславль. Момент замирения Андрея с Ростиславичами киевский летописец описывает так: «лишился Андрей брата своего и Святослава Всеволодовича Черниговского, а к Ростиславичем приступил». Но вскоре Андрей через своего мечника Михна вновь потребовал от Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика - уйти к брату в Смоленск, от Давыда - в Берладь. Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками». Роман подчинился, а его братья остригли бороду послу Андрея, чем дали повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из муромского, рязанского, туровского, полоцкого и городенского княжеств, новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич. Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Мстислав принял первый бой в поле перед началом осады и отступил в крепость. Тем временем Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули. «Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку». Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого поcле гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Зимой 1172 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху , потому что не время воевать зимою болгар . Эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия .

Смерть и канонизация

Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля).

Браки и дети

  • (с 1148) Улита Степановна, дочь боярина Степана Ивановича Кучки
    • Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
    • Мстислав, умер 28.03.1173.
    • Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185 - 1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года.
    • Ростислава, замужем за Святославом Вщижским.