Осветительные приборы

Всеобщее и равное избирательное право отличия. Принципы участия граждан в выборах

Всеобщее и равное избирательное право отличия. Принципы участия граждан в выборах

Основные принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование.

Менее значимыми принципами считаются:

  • принцип гласности;
  • принцип проведения выборов избирательными комиссиями;
  • территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);
  • принцип госго финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию гос-во, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования).

Краткая характеристика некоторых из принципов:

Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население гос-ва с минимальными цензами.

Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с госй должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ 96 года).

Принцип прямого избирательного права - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков (напр, США).

Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.

65. Избирательные комиссии: виды, порядок образования и полномочия.

Избирательные комиссии - это формируемые на смешанной гос-общественной основе государственные органы, которые осуществляют руководящую организационную деятельность по проведению избирательной компании.

Они делятся на виды :

  • Центральные избирательные комиссии - осуществляют руководство деятельностью всех нижестоящих комиссий, обеспечивают единообразное применение избирательного законодательства. Они выступают в роли окружной избирательной комиссии по выборам президента РФ и по выборам депутатов Госй Думы от избирательных объединений.
  • Региональные избирательные комиссии - координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий, и выступают в роли окружной избирательной комиссии при выборах в органы госй власти субъектов федерации в случае: избрания главы администрации или президента субъекта федерации, в случае избрания части депутатов по многомандатному округу от объединений.
  • Местные избирательные комиссии - городов, районов, сельских советов и т.д. Они координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий (если есть таковые), выступают в роли окружной комиссии по выборам глав местного самоуправления соответствующего уровня.
  • Есть также окружные комиссии - в пределах локальных избирательных округов.
  • Участковые комиссии - это избирательные комиссии, которые организуют голосование и первичный подсчет голосов на избирательных участках.

66. Избирательные округа: виды и порядок образования. Избирательные участки и списки избирателей.

Всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании - страница №1/1

ФЗ. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями на 2 октября 2012 года)

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования , определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации..

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3_1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3_2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности , предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (подпункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 211-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов з аконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти

Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме

1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

2. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос

Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме

Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно

Статья 10. Назначение выборов

1. Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье . Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Почему я против всеобщего избирательного права

Мы постоянно, небезосновательно и упорно говорим об ответственности политиков. Однако безумно боимся признать, что ответственность политиков невозможна там, где не существует ответственности избирателя. А избиратель у нас всё время оказывается в защищённой, не критикуемой, привилегированной позиции, что совсем неправильно. Потому что, сколько бы мы ни говорили об управлении массами и массовом программировании, это не снимает ответственность с тех, кем управляют и кого программируют.

Лживый корыстный политик – это плохо , но не понимающий, что он творит или что с ним творят, избиратель – не лучше. Выборы вождя человеком, который не в состоянии оценить последствия своих поступков на избирательном участке – это выборы главврача в сумасшедшем доме , где гегемон процесса категорически недееспособен.

Всю историю цивилизации мы боролись за равные политические права, а когда, наконец, они появились у каждого, с удивлением обнаружили, что:

– пятая часть тех, кто таки дошёл до избирательного участка (активные избиратели), через полгода не помнят, за кого проголосовали на последних выборах;

– три четверти сделавших выбор не смогли пересказать программу избранника и уж тем более, назвать хотя бы три главных отличия программы их кумира от программ конкурентов;

– почти треть активных избирателей делают свой выбор в последний момент, причём готовы отдать свой голос в обмен на конкретное материальное вознаграждение «здесь и сейчас».

И после этого мы обвиняем наших политиков в политической проституции…

Чем мы хуже древних греков?

Беда в том, что большинство современных демократий Запада (может быть, за исключением швейцарской) за таковые не признали бы не только античные и средневековые историки, но и учёные-правоведы XIX века. Современные западные демократии лишь называют себя «демократиями», но перейдя ко всеобщим, прямым, равным и тайным выборам, устранив какие бы то ни были ограничения, они превратились в охлократии .

В античных (классических) демократиях полными правами обладал отнюдь не каждый (т.е. отнюдь не каждый принадлежал к демосу).

Что требовалось от эллина, чтобы стать гражданином своего полиса? Быть в нём рождённым, достичь совершеннолетия, т.е. 20 лет, приобрести элементарную грамотность и достаточное воинское мастерство, чтобы вступить в строй полисного ополчения (фаланги). Но и это ещё не всё – семья, а именно жена и дети, тоже была необходима для получения гражданских прав.

В Афинах демократическое законодательство ввёл Солон в начале VI в. до Р.Х. Согласно законам Солона, граждане были поделены на четыре имущественных разряда. Все права получили граждане первых двух разрядов. Чтобы принадлежать к первому разряду, нужно было построить для Афин боевой корабль и содержать его; ко второму – иметь боевого коня и вступить всадником в ополчение.

Граждане третьего разряда получили почти все права, они не могли быть только архонтами . Это были граждане, имевшие тяжёлое оружие и составлявшие фалангу гоплитов. А граждане четвёртого разряда – феты – вообще никаких должностей права занимать не имели. Правда, освободив их от этих прав, полис освобождал их и от обязанности платить налоги. Согласитесь, неплохая компенсация. Интересно сколько наших сограждан согласились бы на такой бартер – избирательное право в обмен на право не платить налоги?

То есть существовал конкретный имущественный ценз, и не личный (по количеству тюнингованных колесниц в гараже), а общественный – по имуществу, работающему на благо всего общества.

Римляне признавали гражданские права даже за лицами, не обладавшими никаким имуществом, по сути дела – за босяками , от которых обществу не было никакого прока, кроме одного: будучи римлянами, эти босяки способны были рождать римлян. Их в Риме называли «пролетарии »

Даже Аристотель, которого современные демократы-либералы чтят и частенько цитируют, говоря о «политии» (в его терминологии – «власти полноправных граждан»), рекомендовал поддерживать систему ограничений правоспособности. Правда, в таком состоянии, чтобы к политической жизни были допущены «средние люди». «Средние люди» – дословный перевод с греческого, мы сейчас говорим «средний слой» или «средний класс».

Интересна мотивировка этого тезиса. Аристотель пишет, что, в отличие от богатых, «средние» вынуждены работать и тем самым лишены возможности посвятить всю свою жизнь опасным для общества политическим играм. А в отличие от бедных, они не склонны посягать на чужое имущество.

Что касается мнения демократических греков по поводу беднейшей части населения, то тут предельно ясно выразился Исократ – знаменитый афинский ритор, которого восхвалял Цицерон. И у которого не стеснялся заимствовать наиболее удачные умозаключения и сам Аристотель. Исократ долго перечисляет недостатки, пороки и мерзости богатых, а потом резко, одним штрихом подводит черту: «Богатые столь омерзительны, что хуже их могут быть только бедные» .

Ну, а господствующую сейчас избирательную систему никаким боком к демократиям классики жанра не отнесли бы.

Справка

Систематизацию НЕ-демократий первым предложил не Конгресс США, а Полибий – греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 по 146 гг. до н.э.

К числу выродившихся, извращённых форм государственного устройства Полибием были отнесены тирания (как изменённая в худшую сторону монархия), олигархия (как результат вырождения аристократического правления) и охлократия (форма государственного устройства, возникающая в результате доведения до абсурда демократических тенденций) – как будто на нас смотрел, когда писал.

После Аристотеля и Полибия, уже в 80-х гг. XIX века, Г. Лебон (Le Bon Gustave – основатель социальной психологии) был одним из первых, кто попытался подойти к феномену толпы с чисто научных позиций. Наряду с Г. Тардом (Gabriel Tarde – французский социолог и криминолог, основатель теории массовой культуры и анализа общественного мнения) и некоторыми другими исследователями он оказался в числе первых теоретиков «массового общества».

Лебон полагал, что в результате промышленной революции, роста городов и развития средств коммуникации, толпы маргинализированных индивидов, представляющие собой деструктивную, неуправляемую силу , начинают определять характер социальных процессов и стиль жизни общества.

Лебон полагал, что наступающая «эра масс» приведёт к упадку европейской цивилизации. Подобные выводы разделялись в начале XX в. многими политическими мыслителями и философами – такими как О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев и др.

Классики философии считают, что в демократическом обществе граждан учат уважать демократическую элиту, как, впрочем, и аристократическую, если она есть, а отличие самой элиты от остального населения видят в способности нести личную ответственность не только за себя, но и за общество (государство) в целом.

Массы же категорически лишены чувства ранга, одержимы уравнительной болезнью, рождают американскую поговорку «выделяться неприлично», требуют от любого представителя населения «быть, как все» (определение Хосе Ортеги-и-Гассета) и, наконец, руководствуются в политической жизни моральным императивом масс.

Который весьма точно описал Клайв Льюис (Clive Staples Lewis – автор недавно экранизированных «Хроник Нарнии»: «А я не хуже тебя!». Само собой разумеется, подобный императив – всегда ложь , потому что образованный человек не скажет недоучке, а атлет не скажет слабосильному: «А я не хуже тебя!» Так всегда говорят те, кто хуже, но не желают в этом признаться.

Когда общество подменяется массами , когда между понятиями «гражданин» и «житель» всё более и более уверенно ставится знак равенства, когда гражданин нивелируется по меркам представителей социальных низов, демократия неизбежно сменяется охлократией .

Многие видят решение проблемы коррумпированности и некомпетентности политиков через расширение спектра применения прямой демократии, через замену там, где возможно, решений представителей на решение избирателей. Однако, наблюдая уже больше 20 лет и профессионально анатомируя модернизацию механизмов внешнего воздействия на сознание и убеждения, не могу не усомниться в том, что такое решение будет «золотым сечением» демократии.

Видя, каких высот достигло искусство манипулирования общественным мнением , не могу не озвучить собственное грустное убеждение, что нет такой мерзости, за которую не проголосует наш электорат после грамотной «накачки» через средства массовой информации. И причина, простите за цинизм, в сомнительной профессиональной пригодности населения на роль избирателей.

Зависимость от наиболее прожорливых членов общества

Чтобы разобраться в современной политике, которая неотделима от современной макроэкономики, чтобы принять более-менее адекватное решение, избиратель должен иметь первоклассное экономическое и юридическое образование, быть устойчивым к нейролингвистическому программированию, материально независимым и, следуя совету профессора Преображенского, «не читать до обеда советских газет» .

А самое главное – иметь желание и возможность нести ответственность за своё решение, чего охлократия лишена напрочь.

Глобализация информационных потоков, взаимопроникновение и неминуемое усложнение процессов, проистекающих в обществе и каждой конкретной общественной ячейке, не могла не привести (и привела) к неизбежному выбору – или сами избиратели должны стать профессионалами в своём деле, или они неизбежно станут марионетками в опытных руках политтехнологов, что мы, собственно, и наблюдаем.

Растущая аполитичность , и в первую очередь молодёжи, – неосознанный, но абсолютно естественный протест против этого в высшей степени неэффективного и дорогостоящего балагана. Но власть хочет казаться правозащитной, а народ хочет иметь иллюзию, что его защищают. В рамках существующей политической системы это становится всё более затратно и всё менее эффективно.

Политкорректность , которая успешно вырождается в политзависимость власти от наименее приспособленных к выживанию и вообще не приспособленных производить что-либо полезное для общества, приводит к разбазариванию и так уже ограниченных ресурсов. Ещё пара конвульсий наших либерастов, и власть придёт к тому, о чем предупреждает Аристотель: «Охлократии, которые, кстати, всегда и везде весьма успешно сочетаются с олигархией, недолговечны и весьма часто вызывают к жизни тирании» .

С правами гражданина, конечно, уже который раз не срастётся, зато население будет довольно. Когда знакомишься с комментариями под призывом «один раз уже разобраться с местными олигархами», холодок бежит по спине, хотя сам лично никаких иллюзий по поводу способов накопления ими первичного капитала не питаю. То есть, как поётся в вульгарной песенке, «девочка созрела». Или, перефразируя не менее известного киногероя, «народ к разврату готов».

Остаётся дождаться спасителя, который под ликование электората начнёт рубить головы «неверным». У вас есть надежда, что население проголосует против? У меня – нет. Причём оно будет орать «распни!», даже не замечая, что распинают его самого.

Выбирать должны те, кто готов отвечать за свой выбор

Я против всеобщего избирательного права, где избиратель не несёт никакой ответственности за сделанный им выбор. Политическая ответственность политика – непереводимая игра слов, но безответственность избирателей – ещё хуже. Выбирать должны те, кто способен отвечать за свои действия, и, простите, те, которым есть, чем отвечать.

Хотите узнать истинную цену существующему активному праву? Предложите на выбор десяти гражданам какую-нибудь более или менее приличную бытовую сумму за отказ от использования своих электоральных прав. Ну, например в размере 100 минимальных зарплат. И вам надо будет очень постараться, чтобы собрать кворум из тех, кто откажется обменять своё право голоса на «презренный металл».

Потому что электорат – это не избиратели . Это – толпа . А избиратель появится там и тогда, где и когда он будет нести персональную ответственность за его электоральный выбор. Ответственность вообще бывает или персональной, или никакой.

И вот, когда избиратель, наделяя властными полномочиями своего избранника, поставит свою подпись под ещё одной фразой: «Используя своё право на выбор вершителя судьбы нашего государства, подтверждаю свою ответственность за этот шаг и готов нести солидарную материальную и уголовную ответственность вместе со своим избранником…» , – вот это и будет честно и справедливо...

Представил себе современных политиков, убеждающих вас поставить свою подпись под такой фразой при их избрании... Улыбнуло...

О продолжающемся геноциде русского и других коренных народов России

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Всеобщее избирательное право означает признание за всеми гражданами Российской Федерации, достигшими определённого возраста, без каких либо ограничений право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право). Конституция РФ гарантирует это право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

В соответствии со ст. 4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право избирать возникает с 18-летнего возраста, по данным Межпарламентской ассамблеи ООН, это среднестатистический возраст, при достижении которого за гражданином (подданным) признаётся активное избирательное право. Право быть избранным возникает у гражданина РФ при достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин, достигший 21 года (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ), Президентом РФ – гражданин РФ, достигший возраста 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Выезд гражданина РФ за пределы страны для постоянного или временного проживания не лишает его избирательных прав. Такой гражданин сохраняет всю полноту избирательных прав. В свою очередь, Российская Федерация обязана обеспечить такому гражданину возможность реализовать свои избирательные права по месту его постоянного или временного проживания через дипломатические и консульские представительства.

Граждане Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными, если они признаны судом недееспособными, а также находятся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, ограничиваются в избирательном праве при наличии одного условия: в отношении него должен вступить в законную силу приговор суда, предусматривающий в отношении гражданина применение такой меры ответственности, как лишение свободы. Таким образом, если гражданин РФ осуждён к лишению свободы условно, он сохраняет избирательное право. В то же время граждане РФ, в отношении которых приговор суда предусматривает отбывание наказания в виде лишения свободы, и на день проведения голосования приговор вступил в законную силу, не имеют право голосовать.



Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, за исключением вышеуказанных лиц, обладают равными избирательными правами. Право на участие в выборах лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, предполагает наличие таких же возможностей на реализацию прямого избирательного права при тайном голосовании, что и у всех остальных граждан РФ. Нахождение таких граждан РФ в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, не может служить основанием для ущемления их конституционного права избирать. Особенно сложно реализовать данное конституционное право граждан РФ в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, в случае их территориальной удаленности.

Следует отметить, что законодательством зарубежных государств предусматриваются различные подходы к ограничению активного и пассивного избирательного права граждан как находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, так и содержащихся под стражей. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании активным и пассивным избирательным правом (по Акту о народном представительстве 1983 г.) не обладают лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Избирательных прав лишаются также и условно освобождённые от наказания (без изоляции от общества). Конституция Италии лишает лиц избирательных прав в случае окончательного уголовного приговора, причём также не обязательно к лишению свободы.

Закон о выборах публичных должностных лиц Японии (принят в 1950 г.), лишает избирательных прав: а) осуждённых за уголовные преступления, б) лишённых права голосовать по приговору суда за мелкие правонарушения, в) совершеннолетних, находящихся под опекой. По японскому уголовному праву временно лишается избирательных прав нарушитель закона о выборах на публичную должность. Схожие с японским избирательным законодательством положения содержит Конституция Люксембурга.

Избирательный закон Гондураса за незаконное финансирование политических партий и кандидатов предусматривает основное наказание в виде штрафа в размере 200 процентов незаконно перечисленных или полученных сумм и дополнительное – приостановление активного и пассивного избирательного права правонарушителя на срок от двух до трёх лет. В США практически во всех штатах осуждённые за так называемые позорящие преступления лишаются избирательных прав по решению суда, а в некоторых штатах – даже права быть присяжными заседателями.

Что касается подходов законодателей различных стран к вопросу ограничения избирательных прав лиц, находящихся в местах содержания под стражей, то согласно Конституции Республики Беларусь, а также статьи 89 Конституции Туркменистана лишаются избирательных прав лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (как в России). В Белоруссии и Туркменистане лица, содержащиеся под стражей, лишены активного избирательного права.

Таким образом, вопросы ограничения избирательных прав, в том числе лиц, находящихся в местах содержания под стражей, рассматриваются в тех или иных государствах по-разному, в зависимости от построения правовой системы страны.

Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных началах. Равные основания участия в выборах обеспечиваются следующими обязательными элементами:

Наличием у избирателей равного количества голосов (если у одного избирателя одни голос, то и у других избирателей тоже только один голос);

Включением избирателей только в один список избирателей (таким образом, каждый избиратель может проголосовать на выборах только один раз);

Примерно равным числом избирателей в каждом избирательном округе (что позволяет сохранить равное представительство мнений избирателей);

Соблюдением установленных норм представительства (прежде всего при формировании избирательных участков);

Предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной компании для кандидатов (в том числе при проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации);

Едиными правилами проведения выборов на всё время проведения избирательной компании (с момента назначения выборов и до объявления официальных результатов голосования);

Равной правовой защитой избирательных прав всех граждан и их общественных объединений (в административном и судебном порядке).

Принцип равного избирательного права распространяется в равной степени, на активное и пассивное избирательное право, и взаимосвязан с принципом всеобщего избирательного права. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, также имеют право на реализацию принципа равного избирательного права, наряду с другими избирателями. Они в обязательном порядке включаются в списки избирателей. Администрация учреждений выдает справки тем избирателям, которые не имеют паспорта, для того, чтобы они приняли участие в выборах. Избиратели, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, должны быть обеспечены литературой о выборах и агитационными материалами. Кроме того, им предоставляется возможность принять участие в голосовании наравне с другими гражданами РФ, для этих целей в учреждениях могут быть образованы избирательные участки, или голосование проходит вне помещений для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц, администрации учреждения) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах лично. Этот принцип также распространяется на выборы, проводимые на всех уровнях органов государственной власти и местного самоуправления. Избиратель не может передоверить своё право избирать и быть избранным другим гражданам РФ или организациям. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

В соответствии с федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования – открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые, если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого) (ч. 6-7 ст. 68 Закона).

Тайное голосование – обязательный атрибут демократических выборов. Принцип тайного голосования означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю должна быть предоставлена возможность использовать закрытую кабинку для заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени не должны иметь идентифицирующих признаков, которые позволили бы определить личность избирателя. Реализация этого принципа в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется путём оборудования специальных помещений для голосования или путём голосования по месту содержания под стражей. В этих условиях коллегиальность избирательной комиссии является обязательным условием соблюдения принципа тайного голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации волен самостоятельно принять решение о явке на избирательный участок.

Свободные выборы являются частью более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 17, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; ч. 1 ст. 22 установлено, что каждый имеет право на свободу; ст. 29 гарантирует в ч. 1 свободу мысли, а в ч. 3 запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений; ч. 1 ст. 45 и ч. 1 и 2 ст. 46 гарантируют государственную, в частности, судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина. Всё это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования.

В целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (ст. 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, соединённые с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершённые лицом с использованием своего служебного положения, либо совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (ст. 5.1 КоАП РФ).

Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, обязаны подчиняться определённым режимным требованиям администрации учреждения, в том числе и связанным с передвижением по территории учреждения. Явка избирателей, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, традиционно является очень высокой и достигает фактически 100 %. В свете этого возникает вопрос, всегда ли участие в выборах является добровольным волеизъявлением граждан РФ? Для реализации принципа свободного участие в выборах администрации учреждений исполняющих наказания не должны нести ответственность за явку избирателей.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами её территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объёме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 ф едерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением народных голосований, за «закрытыми дверями». Принцип гласности же требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчётов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Комиссии и их должностные лица не вправе запрещать опубликование таких отчётов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию, другие решения, относящиеся к подготовке и проведению выборов или референдума, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путём.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В федеральном избирательном законодательстве, а также в других соответствующих отраслях законодательства под вмешательством понимается, в частности, воспрепятствование работе избирательных комиссий, а также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией её полномочий, установленных законодательством о выборах с целью повлиять на её решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, подсчёта голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательных комиссий (ч. 1 и 3 ст. 141 УК РФ).

В то же время сотрудники следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, активно способствуют организации и проведению выборов на всех этапах, в том числе и в качестве членов избирательных комиссий. Участие сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, является обязательным условием, так как, прежде всего, они обеспечивают выполнение режимных требований, с которыми иные члены избирательных комиссий, как правило, не знакомы.

В основу современного изб. права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов . Это предполагает, что все совершеннолетние граждане гос-ва вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие установленным законом возраста, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее изб. право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших изб. возраста, не совпадают. По К. РФ, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения- содержание под стражей.

Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом изб. округе также должно быть примерно равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило "один человек- один голос" нарушается. Важное значение имеет то, каким образом проведены границы округов.

Как отмечается в постановлении КС РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодат. Собрания Оренбургской области" в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной изб. системе одновременно в одно- и многомандатных изб. округах может не противоречить К. РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами изб. прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, изб. законодат-во предусматривает использование ряда юр. механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования изб. округов.

73. Принципы гражданства РФ: механизмы решения вопросов гражданства.

Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в К.(ст. 6). Единое гражданство в федеративном гос-ве- необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения . Законодат-во не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер . 1) это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими гос-ва стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, РФ проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства РФ проживающими на ее тер-рии лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства. 2) свободный характер гражданства РФ выражается в том, что К. и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен.

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства . Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе гос-ва, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Запрет в К. РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего хар-ра связи между человеком и гос-вом, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного гос-ва (двойное гражданство) . Такая возможность предоставляется в соотв. с фед. законом или международным договором РФ (ст. 62 К.РФ).

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и фед. законами.

6. Российское законодат-во исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами . Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом . Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с гос-вом, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами . Этот принцип закреплен в К. РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому гос-ву . За прест-я, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уг. ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим гос-вом, необх-ть обеспечения принятых в гос-ве гарантий защиты его прав и интересов в уг. процессе.