Осветительные приборы

Соловецкое сидение: церковь против власти. Соловецкое восстание: краткая история

Соловецкое сидение: церковь против власти. Соловецкое восстание: краткая история

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

История

Официальные историки русской церкви пытались представить Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов как восстание невежественных сторонников старой веры против прогрессивных реформ Никона. Прогрессивность никоновских реформ весьма относительна, как и невежественность староверов в XVII веке. К оппозиции официальной церкви примкнули демократические и эксплуатируемые слои русского общества. Соловецкое восстание вспыхнуло на гребне народных восстаний XVII века. Летом 1648 года произошло восстание в Москве, затем в Сольвычегодске, Великом Устюге, Козлове, Воронеже, Курске. В 1650 году поднялись восстания в Пскове и Новгороде. В начале 60-х годов происходили волнения из-за новых медных денег. Волнения Эти получили название «медных бунтов». Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов явилось завершением всех этих волнений и Крестьянской войны во главе со Степаном Разиным, но недовольство в монастыре проявилось значительно раньше. По-видимому, уже в 1646 году в монастыре и его владениях чувствовалось недовольство правительством. 16 июня 1646 года игумен Илья писал, чтобы привести к крестному целованию мирских людей разных чинов, стрельцов и крестьян в монастырских вотчинах. Из Москвы была вскоре прислана форма присяги. Монастырские люди обязывались в ней верно служить государю, хотеть ему добра без всякой хитрости, о всяком скопе и заговоре доносить, воинское дело исполнять без всякой измены, к изменникам не примыкать, ничего не делать самовольно, скопом или заговором и т. д. Отсюда видно, что опасность «скопов», заговоров и измен была реальной.

Постепенно накапливавшееся недовольство патриархом Никоном вылилось в 1657 году в решительный отказ монастыря во главе с его тогдашним архимандритом Ильей принять новопечатные богослужебные книги. Неподчинение монастыря приобретало различные формы в последующие годы и в значительной мере определялось давлением снизу живших в монастыре мирян (в первую очередь трудников) и рядовых монахов. Последующие годы заполнены многочисленными событиями, во время которых монастырь, раздираемый внутренними противоречиями, в целом все же отказывался подчиниться не только церковной власти патриарха, но и светской власти царя.

В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь подвергся осаде и находился в этой осаде восемь лет. В монастыре находилось до семисот - семисот пятидесяти его защитников.

К восставшим примкнули бывшие разинцы и различные другие недовольные люди. Характерны в этом отношении показания старца Прохора: «Братии де в монастыре всей с триста человек, а белцев (то есть не монахов, светских. - Д. Л.) болше четырех сот человек, в монастыре заперлись и сели на смерть, здатца же ни которыми образы не хотят. И стало у них за воровство и за капитонство (первые старообрядцы-беспоповцы, сторонники старца Капитона. - Д. Л.), а не за веру стоять. А в монастырь де в разиновщину пришли многие капитоны чернцы и белцы из понизовых городов, те де их воров и от церкви и от отцов духовных отлучили. Да у них же де в монастыре собралось московских беглых стрелцов и донских казаков и боярских беглых холопей и розных государственных иноземцев... и всему де злу корень собрались тут в монастыре».

Запасов монастыря хватило бы и на значительно больший срок, но измена монаха Феоктиста, выдавшего царскому воеводе Мещеринову потайной ход через сушило, положила конец вооруженной борьбе. Расправа с восставшими была чрезвычайно суровой. По-видимому, в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу (то есть на залив), заморозил». Похоронены были казненные на острове «Бабья луда» при входе в Бухту Благополучия. Трупы не были зарыты: они были забросаны камнями.

Как не стремились официальные историки монастыря представить дело так, что Соловки после подавления восстания не утратили своего морального авторитета на Севере, дело было не так. Роль Соловков в культурной жизни Севера резко пала. Соловки оказались окруженными старообрядческими поселениями, для которых монастырь остался только святым воспоминанием. Андрей Денисов в своей «Истории о отцех и страдальцех соловецких» описал «многотомительное разорение» Соловецкого монастыря, мученичество соловецких страдальцев, и его сочинение, разойдясь в сотнях списков и печатных экземпляров, стало одним из самых любимых чтений среди старообрядцев. Соловки отошли в прошлое.

Вместе с тем Соловецкое восстание имело огромное значение - в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, а может быть, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди окружающего населения, привыкшего видеть в Соловецком монастыре одну из главных святынь православия. Попытки использовать после подавления восстания былой авторитет Соловецкого монастыря в борьбе со старообрядчеством не привели ни к чему. Восстание показало, что в идейном и социальном отношении монастырь не представлял собой сплоченного коллектива. Монастырь тех веков нельзя рассматривать как некую однородную организацию, действующую только в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, в котором действовали силы различных классовых интересов. В силу сложности и развитой хозяйственной и культурной жизни здесь наиболее отчетливо сказывались различные противоречия, возникали новые социальные и идейные явления. Монастырь жил не замедленной и ленивой жизнью, как это представлялось многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в государственную жизнь и социальные процессы русского Севера. Сопротивление реформам Никона было только поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви.

Литература

  • Борисов А. М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI - XVII веках.
  • Барсуков И. А. Соловецкое восстание (1668 - 1676). Петрозаводск, 1954; Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев XVII века. Кострома, 1889.
  • Барсов Е. Новые материалы для истории русского старообрядчества XVII - XVIII веков. 1890, с. 122; Чтения ИОИиДР, кн. 4, 1883, Смесь; Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта. Публикация Е. Барсова, док. 26, с. 78 - 80.

Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах.

Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения. В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов. Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства.

Предыстория восстания

В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор. Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий. В 1667 году иноки послали царю (1645-1676) челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье.

Ход восстания

В 1668 году события стали ускоренно развиваться. Так, в мае на Соловки было послано стрелецкое войско. Началась осада монастыря, продлившаяся восемь лет.

По воеводской отписке, численность и состав осажденных в 1674 году составлял свыше четырехсот монахов и мирян. Также восставших поддерживали жители Поморья, доставлявшие в обитель припасы.

В первые годы осада шла довольно слабо, так как власть надеялась на мирное разрешение конфликта. Но в 1673 году стрельцам был дан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкое войско постоянно увеличивалось. Со стороны же осажденных инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Важным изменением стало также то, что в 1675 году монахи перестали молиться за царя, хотя первые годы осады делали это. Мирный исход стал невозможен.

Военные действия постепенно ужесточались. Решающую же роль в победе правительственных войск сыграло предательство монаха-перебежчика - чернеца Феоктиста - в январе 1676 года сообщившему главе стрельцов Ивану Мещеринову, как проникнуть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось пробраться в обитель и открыть ворота для остальной части войска. За этим последовала жестокая расправа над осажденными. По старообрядческим источникам, погибло от трехсот до пятисот человек.

Последующие события

Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства. Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти. По царскому указу 1685 года старообрядцев надлежало жечь в срубе за хулу на церковь и уговоры к самосожжению; казнить перекрещивающихся в старую веру; бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их укрывает; конфисковать имения казненных и ссыльных. В ответ на это старообрядцы совершали новые массовые «гари» и бежали не только в отдаленные места страны, но и за границу.

Соловецкое восстание в культуре

Восстание нашло большое отражение в старообрядческой литературе. Самым известным трудом на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.

В Русской Православной Старообрядческой церкви 29 января (11 февраля) совершается память великомучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.

Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. - 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали.

Причины Соловецкого восстания

1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. 1663 год — уже при новом архимандрите – Варфоломее – монахи подтвердили свое решение. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита – Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий.


1667 год — братия послала государю (правление 1645-1676 гг.) челобитную, в которой отказывалась принимать реформы, не желая предавать, по их убеждению, истинную православную веру, и выразили готовность открыто сражаться за нее с властями. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье.

Участники Соловетского восстания

Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники . Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители.

Ход восстания

1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. 1668 год, 22 июня — на Соловецкие острова прибыли стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волхова. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря.

В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. 1673 год — стрелецкому войску был отдан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание.

Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. братия перестала молиться за государя, хотя первые годы осады делала это.

1676 год, 18 января — решающую же роль в победе стрелецкого войска сыграло предательство монаха-перебежчика чернеца Феоктиста, который сообщил И. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. 1-го февраля группа стрельцов из 50-ти человек смогла проникнуть в обитель и открыть ворота для остального войска.

Соловецкое восстание — итоги. Значение

Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены.

Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия.

Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера.

Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви.

Год издания: 2009

Страна: Россия

Слухи о никонианской церковной реформе расходились по Руси быстро. В 1657 году новые богослужебные книги получили в дальнем, но знаменитом на всю Россию Соловецком монастыре. Тамошние старцы внимательно ознакомились с посылкой из столицы, запечатали новые книги в крепкий сундук, и, как ни в чем не бывало, продолжили богослужение по старым традициям.

В 1665 году в Москве поняли, что монахи отказались принимать реформу. Сперва царь и патриарх пытались действовать уговорами, после неудачи перешли к экономическим санкциям. Вотчины и имущество монастыря на материке были конфискованы, но упертых в верности старым традициям монахов это не проняло. Тогда в 1668 году на острова отправилась воинская команда. Стрельцы начали осаду монастыря 22 июня. Первая попытка штурма успеха не принесла: монахи встретили их залпом имевшихся в монастыре пушек. Стрельцы были вынуждены начать осаду, затянувшуюся на несколько лет.

Сперва осада была скорее номинальной. Лишь летом стрельцы появлялись на островах, а зимовали на материке. По льду сочувствовавшие правоверным сидельцам поморы помогали монахам восполнять запасы провианта и боеприпасов. Летом всё начиналось по новой.

В 1673 году терпение Алексея Михайловича лопнуло. Новый воевода Иван Мещеринов получил приказ начать бомбардировку монастыря. Это повлияло не на твёрдость защитников Соловков, а на их политические взгляды: в 1675 году они перестали возносить молитвы во здравие «царя-ирода», но ворот стрельцам не открыли. Несмотря на то, что войско несло большие потери в перестрелках, Мещеринов оставил осаду на зиму и начал вести подкопы под стены. Монахи голодали, но не сдавались и успешно обрушивали подкопы.

Правда, голод и страх наказания заставили самых нестойких бежать из монастыря. 18 января 1676 года перебежчик-чернец Феоктист выдал Мещеринову подземный ход из рва Онуфриевской церкви до внутренней Белой башни и подсказал, что идти по нему надо за час до рассвета, когда на стенах меняются караулы. Первого февраля стрельцы ворвались в монастырь. Застигнутые врасплох защитники не смогли дать достойный отпор. Большинство из них пало в жестокой схватке. Из полутысячи соловчан в живых осталось 60. Их предали лютым казням. Монахов и старцев четвертовали, кидали живыми в прорубь, жгли огнём, заживо морозили, подвешивали на крюках за ребра. 14 оставшихся в живых после жестоких издевательств сослали в дальние монастыри. После этого новый настоятель с новыми присланными из Москвы монахами заново освятили монастырь и приступили к богослужениям по новым обрядам.

"СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ" 1668-1676, принятое в исторической литературе название восстания в Соловецком монастыре, в котором участвовали монахи, не принявшие церковные реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также участники восстания С. Т. Разина. Кара-тельное войско (свыше 1 тыс. человек) овладело монастырей после почти 8-летней осады. Из 500 участников восстания в живых осталось 60 человек, почти все они были казнены.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

  • - "", принятое в исторической литературе название обороны донскими и запорожскими казаками крепости Азов, взятой у турок в 1637. В 1641 казаки выдержали осаду турецкой армии...

    Русская энциклопедия

  • - оборона Азова Казаками от турецких войск превышавших численно защитников почти в 30 раз. В казачьей истории эти три месяца 1641-го года - один из наиболее ярких моментов, время беспримерного проявления блестящей...

    Казачий словарь-справочник

  • - восстание в Соловецком монастыре в 1668 - 76. Участники: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина...

    Современная энциклопедия

  • - героич. оборона Азова донскими казаками в 1637-42. Опираясь на Азов, крымские и ногайские татары совершали разорит. набеги на юж. р-ны России...
  • - Соловецкое сидение, - антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - акт, требующий гораздо меньшего мышечного напряжения, чем стояние, но гораздо большего, чем лежание, при коем мышечное напряжение может совершенно отсутствовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Соловецкое сидение, антифеодальное народное восстание в Соловецком монастыре...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1668-76, восстание в Соловецком монастыре. Участники: монахи, не принявшие церковной реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С. Т. Разина...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - СИДЕ́ТЬ, сижу́, сиди́шь; си́дя; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - СИДЕ́НИЕ, сидения, ср. 1. только ед. Действие по гл. сидеть1 в 1, 2, 3 и 4 знач. Сидение на стуле. Сидение в одиночестве. Сидение без дела. Сидение в клетке. Сидение за работой. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - сиде́ние I ср. 1. процесс действия по гл. сидеть I 2. состояние по гл. сидеть I II ср. местн...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сид"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - седалище, восседание, обложенье, жопа, осада, корпение, задница, зад, кафисма, гузно, стульчак,...

    Словарь синонимов

"СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ" в книгах

Первомайское сидение

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Первомайское сидение Спецподразделения прибыли к Первомайскому в 12 часов того же 10 января. К этому времени радуевцы заняли Первомайское. По некоторым данным, Радуев оставил часть своей банды в Первомайском еще по дороге в Кизляр – для подготовки села к обороне. Если это

«Мелиховское сидение»

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

«Мелиховское сидение» Михаил Павлович Чехов:Зимою 1892 года <…> Чехов стал землевладельцем. Прочитав в газете объявление о продаже какого-то имения близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги, сестра и я отправились его смотреть. Никто никогда не покупает

ГАЛЛИПОЛИЙСКОЕ СИДЕНИЕ

Из книги Врангель автора Соколов Борис Вадимович

ГАЛЛИПОЛИЙСКОЕ СИДЕНИЕ Эвакуация из Крыма потерпевшей поражение Русской армии была значительным успехом Врангеля. Теперь вывезенные из Крыма войска становились важным козырем в борьбе за влияние на эмигрантскую общественность. По словам H. H. Чебышева, ставшего

Сидение в отказе

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

Сидение в отказе Родители уехали. Но расставание гораздо больше сблизило, чем разлучило.Никогда до этого мы так тесно не общались, как в первый год после их отъезда. Неустанно переписывались и беспрерывно перезванивались. Они сообщали нам все свои новости, а мы держали их

«Соловецкое сидение»

Из книги Протопоп Аввакум. Жизнь за веру [ёфицировано] автора Кожурин Кирилл Яковлевич

«Соловецкое сидение» Главным оплотом сопротивления никоновским реформам на севере Руси оставался Соловецкий монастырь, с которым Аввакум в первые годы своей пустозёрской ссылки стремился установить связь через юродивого Феодора. На Феодора он возлагал важное

СИДЕНИЕ

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

СИДЕНИЕ Медитация означает посвятить несколько минут незанятости. Вначале это будет очень трудно - наиболее трудная вещь в мире вначале, в конце наиболее легкая. Она так легка, поэтому она так трудна.Если вы кому-то скажете просто сидеть и ничего не делать, он станет

Глава 4 Соловецкое общество краеведения

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 4 Соловецкое общество краеведения В островной воспитательно-трудовой семье «набольшим» числилось Соловецкое общество краеведения - СОК. В нем нашли тихое убежище от лесной угрозы десятки «очкастиков», как шпана обзывала интеллигентов. По официальным записям,

§ 2. Монастырское войско в XVII веке. Военизация братии Соловецкое восстание 1668–1676 гг

Из книги Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI–XIX вв автора Фруменков Георгий Георгиевич

§ 2. Монастырское войско в XVII веке. Военизация братии Соловецкое восстание 1668–1676 гг Со времени «смуты» значительно возросла численность монастырского войска. К 20-м годам XVII века «под ружьем» в Поморье находилось 1040 человек. Все они состояли на монастырском содержании и

Глава 17. Соловецкое разорение

Из книги автора

Глава 17. Соловецкое разорение Соловецкий монастырь - одна из славнейших русских обителей, основанная в XV веке преподобными отцами Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. Удаленный и хорошо укрепленный монастырь власти иногда использовали как тюрьму.С 1649

Соловецкое восстание 1668-76

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Соловецкое сидение

Из книги Русский Newsweek №36 (303), 30 августа - 5 сентября автора Автор неизвестен

Соловецкое сидение Дарина ШевченкоЖители Соловков восстали против местных монахов, которые посягнули на самое святое, что у них есть, – туристов. «Если Соловки окончательно захватит церковь, то монахи своих не досчитаются. Возьмемся за топоры», - грозно говорит сторож

V. СОЛОВЕЦКОЕ ДНО

Из книги автора

V. СОЛОВЕЦКОЕ ДНО 1. ОСТРОВ СЛЕЗ Мы наконец, прибыли на «Остров слез», не имея пока о нем никакого понятия, даже не зная, что он называется «островом слез», но твердо надеясь в душена лучшее.После нудной процедуры приема и обыска, как это делается по всем тюрьмам, после мытья

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР ("Соловецкое послание"). 1926 г.

Из книги История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг. автора Цыпин Владислав

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР ("Соловецкое послание"). 1926 г. Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная

СИДЕНИЕ

Из книги Релаксация Кум нье автора Тулку Тартанг

СИДЕНИЕ Когда течение наших мыслей замедляется, возникает внутренняя гармония. Приходит чувство облегчения и уверенностиКум нье начинается просто, со спокойного сидения и расслабления. Найдите тихое место, где вы можете сидеть на коврике или подушке либо на ровном

Сидение

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

Сидение Для того чтобы работать таким агрегатом, как «штекер», нам не обойтись без устойчивого, а следовательно достаточно большого, сидения. Лучше всего подходит платформа с установленным на ней ящиком для снастей. Подробнее читайте об этом в главе