Осветительные приборы

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Конспект урока на тему "зачистка и склеивание деталей"

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Конспект урока на тему

Изготовление мебели своими руками приобретает все большую популярность и в силу дороговизны готовых изделий, и благодаря большому количеству исходных материалов, появившихся в свободном доступе. В домашних условиях с минимальным набором соответствующих инструментов реально собрать жизнеспособную мебель, которая будет исправно служить и радовать своим видом. Одним из максимально востребованных способов соединения является склейка, позволяющая получить прочные, монолитные детали. Склеивание может использоваться как самостоятельный крепеж или как дублирующий, при применении внешних элементов, таких, как нагели, шпонки или саморезы.

Клееная древесина своими руками

Перед склейкой детали обрабатываются, это делается не только для очистки поверхности, но и позволяет раскрыть древесные поры. При нанесении клеевой состав проникает через поры в структуру древесины, в межклеточное пространство, и при застывании образует множество тончайших нитей (паутинок), надежно «сшивающих» заготовки между собой. Прочность правильно выполненного шва превышает прочность самой древесины, при тестировании на излом деталь ломается не в месте склейки, а по цельному дереву.

Клейка дерева позволяет получать изделия с лучшими, чем у массивных, параметрами. В процессе склейки подбирают подходящие по фактуре и оттенкам элементы, отбраковывают поврежденные, треснутые и сучковатые участки. В результате у склеенных деталей прочность больше, чем у обычного , а посредством наклеивания на лицевые поверхности тончайшего шпона изделиям придают вид ценнейших пород. Склеенная по всем правилам древесина гораздо меньше коробится, трескается и рассыхается, чем массив.

Чем склеивать древесину. Технология

Существует несколько способов соединения деталей при склеивании.

  • Склейка дерева на гладкую фугу – соединение гладких деталей, без увеличения площади проникновения.
  • Склейка на микрошип – увеличение площади проникновения на 2,5 – 5 мм за счет создания на детали зубчатого рельефа (с помощью фрезера).

  • Склейка на зубчатый шип – увеличение площади проникновения на 10 мм за счет создания зубчатого шипа.

  • Склейка на шпунт-гребень (шип-паз, ласточкин хвост, косой шип) – дополнительное сцепление за счет пазового соединения.

Хотя в определенных ситуациях, когда предполагаются особые условия применения, актуальны пазовые и шиповые соединения, в большинстве случаев детали склеиваются на гладкую фугу. Современные клеевые составы проникают глубоко в структуру и создают прочный шов без дополнительной выборки древесины.

Как склеить доски между собой. Параметры

Склеиваемая древесина должна иметь показатель влажности в пределах 8 – 12%, максимум – 18%. Если есть необходимость склеить влажные детали, используют специальный состав, в процессе затвердевания он вытягивает влагу из дерева. При склеивании болванок с различной влажностью не допускается перепад больше 2%, чтобы избежать внутреннего напряжения в клеевом шве из-за деформации более влажной детали. Температура склеиваемых заготовок колеблется в пределах 15 – 20⁰С, поэтому работы проводятся в теплых помещениях (18 - 22⁰С). На холоде большинство составов кристаллизуется, что приводит к ухудшению качества склейки и затрудняет процесс.

Заключительная подготовка древесины (строгание, фугование, обработка наждачкой) проводится непосредственно перед склеиванием, чтобы повысить проницаемость клея и избежать коробления. Важно не только подобрать детали по габаритам, структуре и внешним данным, но и правильно их расположить.

  • При склеивании по длине используются планки только одного типа распиловки – тангентальной или радиальной;
  • При склеивании и по длине, и по ширине не допускается чередование разных частей древесины – ядро укладывается с ядром, заболонь (молодая, крайняя часть) с заболонью;
  • Годовые кольца соседних заготовок из досок или брусков должны быть направлены в разные стороны или под углом друг к другу от 15⁰.

Стандартная толщина мебельных щитов – 2 см, но, чтобы склеить деревянные щиты в домашних условиях, при выборе досок для щита учитывается предположительный отход при обработке, поэтому заготовку подбирают толщиной до 2,5 см. Лишок снимется в процессе первичной обработки, при устранении дефектов, и после склейки, при шлифовании щита. Если распускать для мебельного щита доску в 5 см толщиной, получаются две заготовки с одинаковой текстурой и оттенком, что увеличивает декоративность изделия. Для щитов подбираются доски древесины одной породы, шириной до 120 мм, чтобы была возможность качественно обработать кромки щита, длина болванок должна иметь запас (2 – 5 см).

Клеящие составы

Клеи, используемые для изготовления клееной древесины, подразделяются на две основных группы.

Синтетические – получаемые на базе смол или поливинилацетатных дисперсий (ПВА). Они характеризуются повышенной прочностью получаемого соединения, влагостойкостью, биостойкостью. К недостаткам относится наличие вредных веществ, которые могут выделяться в окружающую среду в процессе работы и дальнейшей эксплуатации. Этим «славятся» составы на базе фенолформальдегидных смол. Современные ПВА дисперсии и их производные нетоксичны и обычно используются в бытовой сфере и считаются универсальными для дерева. Основная масса синтетических смесей готова к употреблению. Нуждается в доводке эпоксидный клей, для работы с ним входящий в комплект отвердитель смешивается с эпоксидной смолой.

Натуральные смеси – животные, растительные, минеральные. Безопасны, дают прочное соединение, но выпускаются в виде полуфабрикатов, которые приготавливаются перед использованием. Как клеить дерево ими: при приготовлении необходимо четко следовать инструкции и соблюдать дозировки, в противном случае качество клея не позволит получить прочное соединение. Для приготовления клея обычно требуется развести концентрат-порошок водой до нужной консистенции (может потребоваться определенный период для набухания) или расплавить твердые частицы. Не допускается прямое воздействие огня, применяется «водяная баня», на которой масса с добавлением воды после набухания расплавляется до однородной консистенции.

Как склеить дерево

При склеивании деревянных поверхностей клей наносится на обе детали равномерным слоем. Толщина слоя зависит от разновидности клея, его консистенции и типа склеиваемых поверхностей – чем тоньше древесина, тем тоньше слой. Клей должен смочить деталь, но не избыточно, при соединении элементов наружу должен выделиться ровный валик. Клеевые потеки удаляются с поверхности, как только немного схватятся, скребком или шпателем. Застывший лишний клей сильно портит внешний вид деталей и усложняет их дальнейшую обработку.

Чем склеить деревянную заготовку.

После нанесения клея детали выдерживают определенный промежуток времени, это позволяет составу проникнуть глубже, одновременно испаряется лишня влага, концентрация клеящих веществ повышается. Во время выдержки не допускается заветривание шва на сквозняке или его запыление. Некоторые разновидности натурального клея (костный, мездровый) нужно наносить в горячем виде, мгновенно скрепляя детали без выдерживания, так как по мере остывания состав теряет свои свойства.

Инструмент для склеивания древесины

Для получения максимально прочного соединения, при склеивании древесина запрессовывается – подвергается сжатию посредством специальных прессов. В домашних условиях для этих целей используют подручные инструменты и средства – тиски, струбцины, кулачковые приспособления, рамки из металлического уголка с зажимными механизмами. Давление при прессовании древесины выдерживается в диапазоне от 0,2 до 1,2 МПа. На производстве возможны большие величины, в домашних условиях таких показателей, чтобы детали конструкции склеились, достаточно.

Клееная древесина своими руками.

При соблюдении технологии склейки клеевой шов получается прочным и надежным, и, в отличие от способа соединения деталей металлическим крепежом, не портит внешний вид.

Для любителей создания предметов обихода своими силами на FORUMHOUSE открыта тема . Как организовать удобный уголок для работы с деревом, можно узнать в статье . В видео о деревянных элементах в загородном доме показаны интересные изделия, сделанные пользователями портала.

Слайд 2

Цель урока:научиться приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.

Задачи урока: - Систематизировать и обобщить знания учащихся по обработке древесины; -Развивать мелкую моторику рук, путем выполнения специальных упражнений; -Воспитывать положительное отношение к труду, знакомить с профессией столяра.

Слайд 3

Вопросы:

Какой инструмент нужен для выпиливания деталей из фанеры? Назови детали лобзика. Куда должны быть направлены зубья у пилки лобзика? Расскажи правила техники безопасности при работе лобзиком. Почему нельзя прокалывать отверстие шилом,если держишь деталь в руке? В детали с отверстием что выпиливают сначала - внешний контур или внутренний? Почему нельзя сильно нажимать на пилку лобзика? Пиление лобзиком происходит при движении пилки вверх или вниз?

Слайд 4

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клеем называют вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают синтетические и природные. Синтетические клеи нашли широкое применение и выпускаются уже готовыми к применению (ПВА, БФ и др.) Их преимущество состоит в том, сто ими можно склеивать не только деревянные поверхности). Природный клей нужно готовить самому (казеиновый и столярный клеи). Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

Слайд 5

общие правила обращения с клеями:

Склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный.

Слайд 6

Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски, намазывают клеем на обе склеиваемые поверхности, выдерживают 2-3 минуты на воздухе и соединяют друг с другом. Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.

Слайд 7

Затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея (обычно около 24 часов).

Слайд 8

Уплотнение склеенных деталей струбцинами

Слайд 9

Виды струбцин

  • Слайд 10

    Слайд 11

    правила безопасности при зачистке:

    Использовать напильник только с исправной ручкой; Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

    Слайд 12

    Зачистка поверхностей деталей

    Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки. -Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности. Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке. Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°. Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку.

    Слайд 13

    Практическая работа

    Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей: Подобрать напильник и шкурку. Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

    Слайд 14

    Техника безопасности при соединении деталей на клею

    Склеивать детали необходимо только на подкладных досках. Не дотрагиваться до горячей клееварки. При работе избегать попадания клея на кожу рук. После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

    Слайд 15

    Практическая работа

    Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания: Нанести клей на детали Через 2-3 минуты уплотни места соединений зажимными устройствами. Вытри остатки клея тампоном или тряпкой.

    Слайд 16

    Основные понятия урока

    Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Соединение – скрепление, складывание. Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

    Слайд 17

    Закрепление материала:

    Какие способы соединения древесины тебе известны? В чем заключается технология склеивания? От чего зависит прочность склеивания? Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания? Как организовать рабочее место при склеивании? Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании?

    Слайд 18

    Тестовые задания:

    1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют: А). молоток Б). стамеску В).лобзик Г).струбцину 2. Для склеивания деталей из древесины используют клей: А). «Секунда» Б).обойный В).ПВА 3. При загустевании клей ПВА разводят: А).растворителем Б).ацетоном В).водой Г).бензином 4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для: А).улучшения их внешнего вида Б).увеличения их упругости и прочности В).экономии материалов 5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей? А).специальной лопаткой Б).ложкой В).кистью Г).тампоном

    Слайд 19

    Домашнее задание: конспект урока.

    Слайд 20

    Посмотреть все слайды

    Тема урока: Практическая работа: Зачистка и склеивание деталей. Цель урока: научиться приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева.Задачи урока: 1. Образовательная: Систематизировать и обобщить знания учащихся по обработке древесины.2. Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, путем выполнения специальных упражнений; 3. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к труду, знакомить с профессией столяра. Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи, тряпка, раздаточный материал, проектор, компьютер.Тип урока: комбинированный.

    Ход урока

      Организационный момент.

      Приветствие;

      Психологический настрой класса;

      Сообщение темы. (Слайд1).

      Постановка цели и задач урока. (Слайд2)

      Актуализация знаний. Устный опрос. (Слайд 3)

      Какой инструмент нужен для выпиливания деталей из фанеры?

      Назови детали лобзика.

      Куда должны быть направлены зубья у пилки лобзика?

      Расскажи правила техники безопасности при работе лобзиком.

      Почему нельзя прокалывать отверстие шилом,если держишь деталь в руке?

      В детали с отверстием, что выпиливают сначала - внешний контур или внутренний?

      Почему нельзя сильно нажимать на пилку лобзика?

      Пиление лобзиком происходит при движении пилки вверх или вниз?

      Какие способы соединения деталей в конструкцию тебе известны? С помощью каких инструментов и конструктивных элементов они выполняются?

      Какие общие и отличительные признаки таких соединений?

      Изложение программного материала.

    Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы - бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу - шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги "собирали" из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

    В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи - специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

    Многие детали из древесины соединяют склеиванием. (Слайд 4).

    Клеем называют вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей.

    Клеи бывают синтетические и природные .

    Синтетические клеи нашли широкое применение и выпускаются уже готовыми к применению (ПВА, БФ и др.) Их преимущество состоит в том, сто ими можно склеивать не только деревянные поверхности).

    Природный клей нужно готовить самому (казеиновый и столярный клеи). Долговечный Крепкий

    Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. (Слайд5). Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены - очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми - обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, "распирающих" клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски, намазывают клеем на обе склеиваемые поверхности, выдерживают 2-3 минуты на воздухе и соединяют друг с другом. (Слайд6)

    Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.(Слайд6) Затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея (обычно около 24 часов).(Слайд7). Уплотнение склеенных деталей струбцинами(Слайд8). Для уплотнения мест склеивания используют специальные устройства – струбцины (Слайд 8). Детали, которые склеиваются, размещают между упорами струбцины и уплотняют с помощью винтов. При этом клей проникает в древесину и после высыхания удерживает детали. Остатки клея, выступившие на поверхность соединяемых деталей при их сжатии, нужно удалить влажным тампоном или тряпкой, не дожидаясь высыхания клея. Необходимо помнить, что большие усилия, прилагаемые при склеивании, приводят к чрезмерному удалению клея из промежутков между поверхностями, поэтому соединение будет некачественным.

    Виды струбцин: (Слайд 9). При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

    Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и "расталкивать" склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев. Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

    Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью - липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

    В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные. Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины. (Слайд10)

    Клеи и мастики

    Безработица это такое социально - экономическое явление , прикотором часть взрослого трудоспособного населения , не имеет работы и активно ее ищет. Рассмотрение технологического приема "Зачистка поверхностей деталей ". (Слайд11 ) Беседа - объяснение. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки. Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.) Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности. Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке. Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку.

    При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности: (Слайд 12). - Использовать напильник только с исправной ручкой; - Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

      Практическая работа. (Слайд 13). Выполнение заданий по обработке технологического приема - зачистка деталей: 1.Подобрать напильник и шкурку. 2.Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

    Техника безопасности при соединении деталей на клею.(Слайд 14)

      Склеивать детали необходимо только на подкладных досках.

      Не дотрагиваться до горячей клееварки.

      При работе избегать попадания клея на кожу рук.

      После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

      Практическая работа. Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:(Слайд15)

      Подготовить склеиваемые детали.

      Нанести клей на детали.

      Через 2-3 минуты уплотни места соединений зажимными устройствами.

      Вытри остатки клея тампоном или тряпкой. Основные понятия урока (слайд 16). Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Соединение – скрепление, складывание. Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

    1. Закрепление материала. (Слайд 17).

      Какие способы соединения древесины тебе известны?

      В чем заключается технология склеивания?

      От чего зависит прочность склеивания?

      Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания?

      Как организовать рабочее место при склеивании?

      Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании? Тестовые задания: (Слайд 18). 1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют

    А). молоток
    Б).стамеску

    В).лобзик

    Г).струбцину
    2. Для склеивания деталей из древесины используют клей

    А). «Секунда»
    Б). обойный

    В).ПВА
    3. При загустевании клей ПВА разводят

    А).растворителем
    Б). ацетоном

    В).водой

    Г). Бензином 4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для

    А). улучшения их внешнего вида
    Б).увеличения их упругости и прочности
    В).экономии материалов 5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей? А).специальной лопаткой
    Б). ложкой
    В). кистью
    Г). тампоном

      Итог урока.

      Уборка рабочих мест.

      Домашнее задание-конспект урока.(Слайд 19).

      Анализ выполненных работ.

      Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

    Методическая разработка открытого урока предмета «Технология»

    по теме «Соединение столярных изделий»

    в 5 классе (2ч.)

    Гончаренко Зульфия Адиковна

    Учитель технологии МАОУ СОШ№8

    Педагогическое обоснование урока:

    Урок на тему «Соединение столярных изделий» позволяет учащимся получить общие представления о соединениях деталей изделий из древесины, анализировать индивидуальный подбор способа соединения для того или иного изделия. Установить взаимосвязь с учебными дисциплинами: физикой, химией, черчением, ОБЖ и валеологией. Урок формирует практические умения в изготовлении изделий предложенным учителем.

    Организационные формы обучения:

    Урок изучения нового материала

    Методическое обоснование:

    Репродуктивный, частично-поисковый

    Групповая, индивидуальная, фронтальная

    Цели урока:

    Обучающая:

    · познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины.

    · раскрыть сущность сборки изделий на гвоздях, при помощи шурупов, клеевых соединений.

    Развивающая:

    · развить трудовые навыки и умения учащихся;

    · развивать умения анализировать и обосновывать варианты сборки изделий;

    · развивать логическое мышление;

    Воспитывающая:

    · воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданием;

    · совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;

    · воспитывать добросовестное отношение к оборудованию и инструменту;

    · воспитывать умение бережно относится к своему здоровью, соблюдая правила техники безопасности.

    План урока и сетка времени:

    п/п

    Этапы

    Время

    Теоретическая часть

    Организационный этап

    3мин

    Изучение нового материала

    15мин

    Валеопауза

    5мин

    Изучение нового материала

    15мин

    Закрепление нового материала

    7мин

    Подведение итогов, выдача

    Итого

    45мин

    Ход урока:

    1 этап: Организационный

    Дидактическое задание: Проверка списочного состава учащихся, сообщение о целях урока, содержание урока;

    Способы познавательной деятельности: Сообщение информации

    Формы организации познавательной деятельности: Фронтальный

    Описание работы:

    Учитель доброжелательно приветствует класс, проверяет списочный состав учащихся к уроку (состояние рабочего места, наличие тетради, ручки).

    Действие учителя

    Действие учащихся

      Приветствие учащихся

      Объявляет учащимся о необычности сегодняшнего урока и предлагает учащимся отгадать тему используя при этом подсказку – презентацию, затем объявляет тему, цель и план урока:

    · ознакомление с понятиями:

    Соединение на гвоздях;

    Соединение при помощи шурупов;

    Клеевые соединения.

      Приветствуют учителя

      Слушают учителя

    2этап: Изучение нового материала

    Дидактическое задание: Создание проблемной ситуации, направленной на объяснение процесса соединения деталей изделия.

    Способ познавательной деятельности: Беседа

    Описание работы:

    Учитель сообщает тему, цели изучения нового материала

    Цель: познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины.

    Какое бы сложное изделие из древесины мы бы не рассматривали с вами, все они состоят из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие их надо соединять между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей шурупов или клея. Забитые гвозди удерживаются в деталях за счет защемления между волокнами. Гвоздь имеет головку, стержень, острие. Гвозди детали стандартные и отличаются они только формой головок. Гвозди бывают разных размеров в зависимости от длины стержня. (40,50, 100мм и т.д.) В обиходе часто именуют «сороковками», «пятидесятками» и «сотками». Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления. Тонкую деталь можно прибить к толстой, а не наоборот. Забивают гвозди ударным инструментом - столярным молотком. Хватка молотка должна быть такой, чтоб конец ручки выступал из сжатой ладони на 30-40мм. Гвоздь забивают несильными ударами, а когда он войдет до половины стержня ударяют сильнее.. Головка забитого в деталь гвоздя не должна выступать, иначе она будет мешать отделке изделия. Если гвоздь пошел косо или согнулся и его необходимо выдернуть, используя для этого молоток со специальной прорезью или клещи. Под губки клещей или боек молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую колодку затем выдергивают гвоздь за головку клещами.

    2. Соединение деталей шурупами

    Более прочно, чем на гвоздях, держаться детали, собранные с помощью шурупов. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает винт. И действительно – Шуруп – это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня, на котором имеется глубокая винтовая нарезка. В зависимости от назначения их выпускают различной толщины и длины, а также с неодинаковой формой головки – полукруглой, потайной и полупотайной. Прорезь в головке шурупа называется – шлиц. Шлиц может быть прямой и крестообразный. Под шуруп просверливают отверстие, немного меньшим диаметром, чем сам шуруп. Затем шуруп вставляют в отверстие и ввинчивают по часовой стрелке. Ввинчивают шурупы в древесину с помощью отвертки. Ее рабочая часть должна соответствовать форме прорези в головке и плотно в нее входить.

    3. Склеивание деревянных изделий

    3этап: Валеопауза

    4 этап: проведение практической работы

    Клеевые соединения.

    А сейчас мы с вами выполним практическую работу по клеевым соединениям. Вы изготовите подставку под горячее.

    5этап: Закрепление нового материала

    Дидактическое задание:

    6этап: выдача домашнего задания

    Конспект урока

    Какое бы сложное изделие из древесины мы бы не рассматривали с вами, все они состоят из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие их надо соединять между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей шурупов или клея.

    И так, тема нашего сегодняшнего урока «Соединение столярных изделий»

    Цель урока «Ознакомиться со способами соединения деталей изделий из древесины»

    Тему урока изучим по следующему плану:

      Соединение столярных изделий гвоздями.

      Соединение деталей шурупами.

      Склеивание деревянных изделий.

    Но, прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала приготовим карточки, которые лежат у вас на партах с темой урока. Впишите в каточку сегодняшнее число и приготовьтесь меня слушать. Столярные соединения, состоящие из нескольких деталей, часто соединяют при помощи гвоздей. Гвоздь имеет головку, стержень и острие. Также на головке и на стержне имеется насечка. Насечка на головке гвоздя не позволяет молотку соскальзывать при забивании, а за счет насечки на стержне гвоздь более прочно соединяет детали между собой. Гвозди детали стандартные и различаются они по длине и по форме головки. По форме головки они бывают:

    а) строительный с плоской головкой;

    б) строительный с конической головкой;

    в) декоративный;

    г) обойный;

    д) тарный;

    е) кровельный;

    Гвозди бывают разных размеров в зависимости от длины стержня (40,50 или 100мм) , в обиходе часто именуют «сороковками», «пятидесятками» или «сотками». Забивают гвозди ударным инструментом - столярным молотком. Молоток состоит из головки и ручки, на головке имеется боек и носок. Есть молотки со специальной прорезью для выдергивания гвоздей. Также для этого используют и клещи. Клещи состоят из губок, ручек соединенных между собой осью.

    При работе с молотком необходимо придерживаться следующих правил:

    1.Молоток надо брать так, чтобы рука находилась на расстоянии 20..30мм от конца рукоятки;

    2. Места соединения размечают и делают углубления шилом

    3. Гвоздь забивают несильными ударами, а когда он войдет до половины стержня – ударяют сильнее.

    И так, порядок выполнения соединения гвоздями:

    1. Места соединения размечают и делают углубления шилом

    2. Гвоздь забивают несильными ударами, а когда он войдет до половины стержня – ударяют сильнее.

    3. Если гвоздь пошел косо или согнулся и его необходимо выдернуть, используя для этого молоток со специальной прорезью или клещи. Под губки клещей или боек молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую колодку затем выдергивают гвоздь за головку клещами.

    А сейчас ребята мы вами пополним наш технический словарь новыми определениями: гвоздь, головка, стержень, острие, насечка, молоток, клин.

    А сейчас мы с вами узнаем кое-что интересное о гвоздях. (выступление)

    Более прочно, чем на гвоздях, держаться детали, собранные с помощью шурупов. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает винт. И действительно – Шуруп – это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня, на котором имеется глубокая винтовая нарезка. В зависимости от назначения их выпускают различной толщины и длины, а также с неодинаковой формой головки – полукруглой, потайной и полупотайной. Прорезь в головке шурупа называется – шлиц. Шлиц может быть прямой и крестообразный. Ввинчивают шурупы в древесину с помощью отвертки. Ее рабочая часть должна соответствовать форме прорези в головке и плотно в нее входить. Держать отвертку следует двумя руками: левая рука направляет ее, а правая вращает по часовой стрелке.

    Снова ребята мы обратимся с вами к нашему словарю: шуруп, шлиц, отвертка.

    Подчеркните у себя в карточках новые слова.

    А сейчас мы с вами узнаем кое-что интересное о шурупах. (выступление)

    В изделиях из древесины применяют также клеевые соединения. Клеем называют вязкое вещество, образующее с поверхностью склеиваемого материала затвердевшую пленку.

    Клеи бывают: природные и синтетические.

    К природным относятся клеи животного происхождения: столярный и казеиновый. Столярный клей варят в клееварках. Казеиновый клей разводят водой. Но как и столярный, так и казеиновый клеи недостаточно водоустойчивые. Очень широко применяют синтетические клеи, которые получают из искусственно полученных химических веществ. Например ПВА (поливинилацетат), БФ. Склеивают детали на подкладных досках. Детали выдерживают на воздухе 2-3минуты, а затем соединяют вместе, сжимают струбцинами. 1,2- склеиваемые детали; 3-клей; 4-штанга струбцины; 5- зажимной винт; 6- рукоятка зажима.

    И так, ребята вспомним о техническом словаре:клей, струбцина.

    Подчеркните у себя в карточках новые слова.

    И кое-что о клеях. (выступление)

    Ребята конспекты вложите в свою рабочую тетрадь и уберите на край парты.

    Мы с вами очень хорошо поработали и сейчас немного отдохнем, а поможет нам в этом _____________.

    И так, ребята. Я напомню, что мы с вами изучили три вида соединения деталей, какие это виды? Правильно!

    Соединение деталей гвоздями

    Соединение деталей шурупами

    Клеевые соединения.

    А сейчас мы с вами выполним практическую работу «Изготовление подставки под горячее»

    Цель работы: Изготовить подставку под горячее, используя знания о клеевых соединениях.

    Но прежде чем приступить к выполнению задания приготовьте карточки с практической работой, и ознакомьтесь с техникой безопасности. И так:

      Подготовить рабочее место к склеиванию деталей изготавливаемого вами изделия (убрать со стола все лишнее).

      Получить задание у учителя.

      При нанесении клея на склеиваемые поверхности не переворачивайте тубу с клеем. Наносите клей равномерно и дайте ему подсохнуть 2-3минуты, затем соедините детали и слегка сожмите их руками.

      На следующем уроке убедитесь в правильности склеивания и зачистите поверхности от клея.

      Необходимо избегать попадания клея на кожу. Для этого необходимо работать в перчатках.

      Нельзя работать клеем вблизи раскаленных предметов.

      Склеивать детали необходимо только на подкладном материале.

      После окончания работы тщательно вымыть руки с мылом, проветрить помещение в мастерской.

    1. Положите перед собой лист бумаги с очерченным кругом

    2. На лист бумаги аккуратно поместите прозрачную клеёнку.

    3. В центр круга выкладываем деревянную заготовку наибольшего диаметра

    4. Плотно обкладываем круг большего диаметра заготовками меньшего диаметра

    5. Заготовки очень плотно должны обрамлять круг

    6. Места соединения помечаем карандашом.

    7. Места контактирования заготовок, отмеченные карандашом, с ребра промазываем клеем.

    8. Склеиваемые поверхности придерживаем вместе 5-10сек

    9. Готовое изделие оставляем примерно на 8часов до полного высыхания соединенных поверхностей.

    А сейчас, отложите в сторону свои заготовки и приведите в порядок свое рабочее место. Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного и сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд. Для этого приготовьте карточку кроссворда подпишите на листке свою фамилию и класс и приступайте к разгадыванию. Не забывайте заглядывать в технический словарь. Время выполнения работы 5 минут.

    Кроссворды сдайте. И так ребята Цель урока была «Ознакомиться со способами соединения деталей изделий из древесины», достигли мы целей урока. Какие соединения узнали. Молодцы! Работы на уроке были выполнены самостоятельно, аккуратно, работали очень четко и слаженно, поэтому всем я ставлю оценку «5». Откройте дневники и запишите дом.задание. Зарисовать вещи домашнего обихода собранные при помощи гвоздей, шурупов или клея.

    Тема урока: «Соединение столярных изделий (сборка)»

    Цели урока:

    1) обучающая

    Ознакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы.

    2) развивающая

    Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе.

    3) воспитательная

    Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц).

    Профориентация - сборщик изделий, мастер столярного и мебельного производства, плотник.

    Объект работы - кормушка для птиц.

    Материально-техническое обеспечение.

    Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Молотки, клещи, отвертки, шило, коловороты, сверла, гвозди, шурупы, клей ПВА, карандаши, линейки, угольники. Эскизы, технические рисунки, чертежи изделий, технологические карты. Заготовки фанеры, бруски, рейки. (с использованием презентации )

    Организационная часть и вводный фронтальный инструктаж: доклад бригадира о наличии учащихся и готовности к занятию. Сообщение темы, целей занятия и плана работы.

    План работы

      Контроль теоретических знаний ранее проеденного материала - сверление отверстий в древесине (карточки на экране). Вопросы классу на экране. Что называют отверстиями? Ответ: отверстия представляют собой углубления в деталях. Какие виды отверстий вы знаете? Ответ: сквозные, глухие.

      Объяснение нового материала и самостоятельная практическая работа учащихся.

      Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

      Проверка качества выполненных ребятами практических работ.

      Подведение итогов.

      Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

    Изделия состоят из деталей, процесс соединения деталей – сборка. Разберем несколько способов соединения столярных изделий.

    Соединение столярных изделий гвоздями.

    Гвоздь - цилиндрический стержень из проволоки, имеет головку и острие.

    В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин). На головке (шляпке) и стержне имеются насечки. При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой. Толщина гвоздя не должна превышать ¼ толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

    Гвозди забивают молотком. Молоток имеет ручку и головку. Головка состоит из бойка и носка. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке несильные удары После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары. Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть клещами или молотком со специальной прорезью на носке. Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку. Прочность соединения повышает подгибание выступающих концов гвоздей на оправке и забивание их обратно в древесину. Работу по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняют плотники. Они должны хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, знать способы соединения деталей, уметь изготавливать различные изделия из древесины.

    Техника безопасности при работе молотком.

    Работать только исправным инструментом, с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.

    Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.

    Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся.

    Не оставлять молоток на краю верстака.

    Соединение деталей шурупами.

    Шуруп - это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями в зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной. Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом. Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом-зенковкой - расширяют входное отверстие. Шурупы завинчивают отверткой по часовой стрелке. На деревообрабатывающих предприятиях сборочные работы выполняют сборщики изделий из древесины Шурупы они завинчивают электрошуруповертами.

    Техника безопасности при соединении деталей шурупами.

    Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.

    Отвертка должна быть исправна, соответствовать прорези шурупа.

    Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.

    При закручивании не трогать шуруп рукой.

    Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.

    Соединение деталей на клею .

    Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клей - вязкое вещество которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают природные и синтетические. Природные-казеиновый (порошок желтовато-белого цвета, растворяется в воде и тщательно размешивается).

    Столярный клей-зерна или твердые плитки с блестящей поверхностью Его варят в клееварке и используют в горячем виде.

    Синтетические клеи-ПВА и БФ выпускаются уже готовыми к применению.

    Клей ПВА-вязкая жидкость белого цвета наносится на склеиваемые поверхности кистью или тампоном.

    Клеи марок БФ склеивают деревянные детали с металлическими, пластмассовыми и другими.

    Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски и с помощью кисти, намазывают клеем, выдерживают 2..3 минуты и соединяют друг с другом, затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея..

    Техника безопасности при склеивании деталей.

    При работе избегать попадания клея на кожу рук.

    Склеивание деталей проводить на подкладной доске.

    После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

    Демонстрация готовых изделий, с различными способами соединения деталей.

    Самостоятельная практическая работа учащихся.

    Объяснение выполнения работ по технологической карте. Демонстрация правил и приемов выполнения операций. Напоминаю о необходимости строго соблюдать правила техники безопасности при работе ручным инструментом, о самоконтроле и контроле готового изделия по чертежу. Так же прошу ребят не забывать о взаимопомощи.

    Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

    На экране – новые термины: гвозди, молоток, клещи, плотник, шуруп, шлиц, зенковка, отвертка, сборщик изделий из древесины, клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.

    Подведение итогов занятия: комментарий оценок и демонстрация лучших работ, а так - же работ которые не удались (указать почему).

    Оценивается состояние дисциплины в мастерской и уборка рабочих мест.

    Вывод: умения и навыки, полученные при изучении данного раздела помогут при прохождении последующих. В домашних условиях ребята самостоятельно смогут изготовить несложные изделия.