Осветительные приборы

Системы рекрутирования. В политологии выделяются две основные системы рекрутирования элиты: гильдий и антрепренерская

Системы рекрутирования. В политологии выделяются две основные системы рекрутирования элиты: гильдий и антрепренерская

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются:

· ненаследственные , например аристократия,

· ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции,

· властные - непосредственные обладатели власти и

· функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую , непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую , рекрутирующуюся из общества, и закрытую , воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю . Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:

· стабильной демократической («этаблированной») элиты - высокая представительность и высокая групповая интеграция;

· плюралистической - высокая представительность и низкая групповая интеграция;

· властной - низкая представительность и высокая групповая интеграция

· дезинтегрированной - низкие оба показателя

Системы рекрутирования элит

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит:

1) Системы гильдий :

· закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх.

· высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей.

· небольшой, относительно закрытый круг селектората.

· подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

· тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

2) Антрепренерская система рекрутирования элит:

· открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

· небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

· широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

· высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

· изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

11. Эволюция политической элиты в России: правящий класс, советская номенклатура, современная российская элита.

Последнее десятилетие ХХ в. в России явилось периодом становления новой постсоветской элиты. Главная особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты, во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических стран. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры : стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.

Но несмотря на факт столь тесной взаимосвязи с советским правящим классом, наиболее общие качественные характеристики элиты претерпели в 90-е гг. достаточно существенные изменения:

· произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 90-х гг. - 45 лет;

· значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества.

· увеличилось количество лиц с высшим образованием.

Самое главное изменилась и сама система рекрутирования. В постсоветский период стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп.
Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам. Это группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Либеральная элита преобладает в промышленно развитых западных и центральных районах, крупных мегаполисах (Нижний Новгород, Екатеринбург). В районах со средним уровнем развития и преимущественно аграрного профиля, а также в приграничных районах преобладают политики консервативной ориентации, отстаивающие идеи державности, сильной центральной власти, гарантированности прав доминирующей национальной группы. В районах так называемого "красного пояса" доминирующей является элита социалистической ориентации.
Неоднородность проявляется также и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих ныне российскую элиту.Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:

· бывших диссидентов - противников коммунистического режима;

· представителей бизнеса, сделавших карьеру и состояние в период перестройки;

· бывших кадровых офицеров. В их активном проникновении во властные структуры (общегосударственные и региональные) в определенной степени отражается необходимость повышения дисциплины и исполнительности власти;

· научной и художественной интеллигенции;

· политиков, свободных от номенклатурного прошлого и заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.

Следствием неоднородности является слабость внутренних корпоративных взаимосвязей между отдельными звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты идет постоянная борьба за монопольное господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность же заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.
Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению элиты от общества и стремление к самозамыканию.Определенным показателем этого является факт:

· инициации главами регионов и городов борьбы за снятие ограничений на повторное (третье и далее) занятие одних и тех же постов;

· вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в составы Думы 1-го и 2-го созывов;

· крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне.

12. Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства.

Политический лидер - это личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию.Различают следующие виды политического лидерства:

· лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами;

Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае

Лидерство на государственном уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания.

Лидера создает авторитет, он никем официально не назначается и даже не утверждается. Из всех претендентов на лидерство выбирается тот, кто выделяется большей активностью, заинтересованностью в общем деле, информированностью и эффективностью политической деятельности. Таким образом, лидером становится не тот, кто хочет, чтобы за ним шли, а тот, за кем люди идут без принуждения. И чем в большей мере предложенная им цель совпадает с тенденцией прогресса нации, тем лидером более широких народных масс он выступает.Различают формальное и неформальное лидерство.

Формальное лидерство - приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах.


Похожая информация.


Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне диффе ренцированная, неоднородная, но относительно интегрирован ная группа лиц (или совокупность групп), в большей или мень шей степени обладающих качествами лидерства и подготовлен ных к выполнению управленческих функций, занимающих руко водящие позиции в общественных институтах и (или) непосред ственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господству ющая группа, претендующая на представительство народа и в де мократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав лю бых граждан, обладающих необходимой квалификацией и поли тической активностью.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гиль дий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система пре обладает в демократических государствах, система гильдий - в странах административного социализма, хотя ее элементы широ ко распространены и на Западе, особенно в экономике и госу дарственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медлен ный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продви жение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формаль ных требований для занятия должностей. Это могут быть партий ность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руко водства и т.д.;

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих - наличия много численных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претен дента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом про тивоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, ши рокие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) неболь шое число формальных требований, институциональных фильт ров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и про граммами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определен ными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность ли деров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрути рования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, мень шая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внут ренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Глав ные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемст венность. В то же время система гильдий склонна к бюрократи зации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформаль ными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет ис правление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и пре вращению в привилегированную касту.

Собственно так и произошло в стра нах административного социализма, где долгие десятилетия господствова ла номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с со гласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.

В СССР, например, негативные социальные последствия функ ционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим ха рактером, полным устранением конкурентных механизмов в эко номике и политике, а также идеологизацией, политизацией и непотизацией (доминированием родственных связей) критериев от бора. Такими критериями стали полнейший идеологический и политический конформизм («политическая зрелость»), партий ность, личная преданность вышестоящему руководству, угодни чество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Эти и другие подобные нормы-фильтры отсеивали наиболее честных и способных людей, уродовали личность, порождали массовый тип серого, идеологически закомплексованного, не спо собного на подлинную инициативу работника, видящего в заня тии руководящих постов лишь личную выгоду.

Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской по литической элиты. Положение не изменилось и после ликвида ции власти КПСС, поскольку в России, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалось сколь-нибудь влиятель ной, подлинно демократической контрэлиты, способной к эф фективному руководству обществом.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутст вием социального контроля и нравами легализировавшихся дель цов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистичес кой российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные каче ства во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распро странение коррупции и безответственности. Выход из сложив шейся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, ос нованной на конкурентных началах и институциализации требо ваний к деловым и нравственным качествам политических и ад министративных руководителей.

Весьма слабая политическая активность граждан, низкая ре зультативность российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны - все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы ее рекрутирова ния непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдельных представителей - политических лидеров.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий - в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

  • 1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;
  • 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;
  • 3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.;
  • 4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;
  • 5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу эта черта вытекает из предыдущих - наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий, ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.


Наконец я дозрела до описания своей системы работы в реальной жизни.

Долго не могла сосредоточиться и описать это все. Вроде бы, в голове представляю, а начинаю писать - так много всего получается, что простоту и не видно. Системы есть разные. Есть система рекрутирования, есть система обучения, есть система действий.

Я напишу о системе рекрутирования. Почему люди не соглашаются? На то 2 причины (где-то прочитала и мне понравилось, и запомнилось).

1) люди не понимают того, что им предлагают-50%

2) у людей вообще трудности с принятием решений-50%.

И если вы помните, мне очень нравится Рэнди Гейдж: его книги, диски, методы, советы. По-моему разумению раньше все происходило так: я приглашаю человека, рассказываю ему презентацию и он должен принять решение сегодня или на крайний случай завтра). При таком раскладе, я нашла всего 2-х человек, которые смогли принять на основе такого количества информации, решение в пользу СМ.

Но прошло время, и я, с помощью Рэнди Гейджа, поняла, что рекрутирования - это ПРОЦЕСС постепенный, а не единичное действие.

Ниже моя схема

Что означают все эти прямоугольнички? Я взяла эту схему у Рэнди Гейджа и переделала мероприятия под наши.

1. Пакет предварительной информации. Что происходит в жизни? Если у нас есть телефон человека, то мы приглашаем его по телефону на встречу. Что это сетевой маркетинг мы ему не говорим и все он выясняет для себя на встрече. Я считаю, что для близкого человека-этот способ хорош. А для человека не очень близкого, как мы говорим "теплого"? Он едет по пробкам, по заторам, тратит более 3-х часов, чтобы добраться, выслушать и понять, что это ему не подходит.

Он нас потом возненавидит... И мы его тоже). Что такое пакет предварительной информации? Это может быть диск, книга, что-то еще с начальной информацией о моем предложении. Макс Хигер предлагает вариант с использованием собственной презентации, записанной на диске. Я даю диск, в котором о сетевом маркетинге ролик, о компании немного, о продукте немного и все классно, людей много, огни, фейерверки, несколько историй лидеров. Этот диск ко мне пришел таким. Я бы его изменила, но не знаю как. Вот так умные обычно и поступают: берут чужую систему и коверкают ее под свой вкус. Какая может быть дупликация.

Человек видит не только меня, может в удобной для него обстановке, в удобное для него время ознакомиться с информацией. И я не требую от него сразу решения, а звоню через день и спрашиваю, посмотрел ли, и что его заинтересовало: продукт или заработок.

Если ничего, то забираю диск. Но сейчас думаю, что его нужно оставлять. Это же инструмент. Пусть работает где-то. Диски я покупаю (нашла классное место) по 10 рублей. Дешевле оставить диск у человека, чем книгу как делали раньше. Потому что сетевики знают как много литературы, дисков оседает где-то в карманах недорекрутированных кандидатов.

Это отбор заинтересованных кандидатов. Экономит массу времени и сил. Я поняла, что не существует волшебных слов, чтобы человек остался. Либо ему это нужно сейчас, либо нет. Пакет предварительной информации позволяет такой отсев сделать достаточно быстро. Главное, не требовать решения. Цель каждой встречи - назначить следующую, и чтобы человек уходил не с пустыми руками, а с какой-то информацией на носителе.

Это очень удобно и при проведении встреч по холодному кругу. Например, с кем-то познакомился в автобусе, узнал, что человеку нужен доп.заработок или еще что-то, что у тебя есть), но дружить с ним некогда, пересечений особых нет, даешь диск.

Или пришел человек по объявлению (как делаем мы сейчас) или мы сами ему позвонили и пригласили. Он волнуется, ты иногда тоже. Что можно объяснить? На доске кружочки рисовать? Кружочки - это самое опасное. Столько людей их испугалось, что о-го-го...

Приходит человек, я спрашиваю: Зачем ты пришел, добрый молодец? Что тебя в моем предложении заинтересовало? Зачем оно тебе надо, ведь столько чудесной работы вокруг? Кто ты? Еще раз говорю, чем мы занимаемся, в 2-х предложениях привожу пример про рекомендации: делал ли, платили ли, а здесь платят и даю диск. Все. Эта встреча для знакомства. Может он нам еще и не подходит. Люди же разные...

2. Следующий шаг-это встреча 1+1, т.е. со спонсором. Для того, чтобы человек видел постоянное увеличение числа дистрибьюторов. Чтобы видел, что вы здесь не один этим занимаетесь. Что есть еще много народа. А как говорится, собрать ДУРАКОВ столько в одном месте - невозможно. Это все подсознательно происходит.

Тут уже беседуем о диске: что понял, что понравилось, что захотел быть может. На какие-то его вопросы отвечаем и даем следующий диск.

3. Следующий шаг-приглашение его на мероприятие. Это может быть презентация, которую проводят в офисе, домашний кружок. Т.е. то мероприятие, где уже побольше людей, но еще не очень. Человек 5-10. Между всеми этими шагами должно быть не больше 2-х дней. Я имею ввиду между 1 и 2 - 2 дня, между 2 и 3 - 2 дня. А то человек потеряет интерес.

4. Это приглашение на большой семинар, у меня в компании он называется BBS. Где награждения, играет музыка, большой зал где-то снимается. Там уже людей сотня-две, а то и больше. Почему не так давно у Александра Синамати. поднималась тема о том, что Потому, что. если пропустить остальные этапы 1,2,3, то он, конечно, испугается. Систему не понимает, в происходящем не ориентируется. Все веселятся, хлопают, радуются. Сектанты..., всплывает страшное слово в его голове.

5. Если ему не достаточно, это конференция с вышестоящим спонсором

6. И наконец, он согласился, и вы проводите с ним тренинг "Быстрый старт": как стартануть, с чего начать, первые шаги, первые результаты планируете и т.д.

Что означают стрелочки слева? То, что не обязательно кандидат должен проходить все эти ступени для принятия решения. Кто-то соглашается после диска (бывает и такое), кто-то после встречи 1+1 и т.д. Тогда вы сразу переходите к тренингу "Быстрый старт".

Что означают стрелочки справа? То, что кандидат на любом этапе может понять и вы это тоже поймете, иногда даже быстрее чем он, что ему этот бизнес не подходит. Тогда вы всегда можете перевести все к продукту. И опять-таки, на любом этапе, человек может стать просто клиентом.

Чем дольше человек будет с нами общаться, чем больше людей в итоге он увидит здесь, познакомиться с ними, тем ему будет менее страшно. Он увидит, что здесь нормальные, обычные люди. С которыми интересно, которые веселые, уверенные, что-то делают, общаются др.с другом. Главное, что эти люди - нормальные, обычные, знакомые. И раз они здесь и в таком количестве, значит, в этом что-то есть. Когда я в минуты сомнения (бывает и такое) попадаю на большие мероприятия, то всегда думаю: "Ну, это же не дураки! Если им интересно, если мне интересно, значит, есть еще великое множество людей, кому это тоже станет интересным!".

Вот такая система. А что используете вы?

Ольга Тихая


Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижение людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты – те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:
1. Политические партии. Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тэтчер, Ф. Миттеран, Г. Коль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.
2. Бюрократический аппарат. Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств, как Япония и Швеция.
3. Церковь и околоцерковные религиозные организации. Этот канал рекрутирования более характерен для исламских стран и стран с сильным влиянием католицизма.
4. Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р. Рейган и бывший президент Польши Л. Валенса «вошли» в «большую политику» как лидеры профсоюзных движений.
5. Экономические институты, сфера бизнеса.
6. Армия. Влияние этого фактора особенно велико в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министра Израиля – боевые генералы. В современной России присутствует тенденция увеличения количества бывших военных во властных структурах регионального уровня.
7. Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое. Американский истеблишмент (этим понятием в США обозначают правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, относящихся к так называемой «Лиге плющей», среди которых Гарвардский, Йельский и Принстонский.
Универсальными являются и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования – это механизм формирования и воспроизводства элиты, включающий в себя критерии, порядок и круг лиц, осуществляющих отбор. В наиболее общем виде представления о системах рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую систему и систему гильдий.
Система гильдий предполагает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность вышестоящему начальнику. Обновление элиты происходит медленно и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита – каста в древней Индии, элита – аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита – партия в СССР) и авторитарных (элита – корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.
При антрепренерской системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале – всем населением через выборы) и из различных по своему положению групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируется, в первую очередь, на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность.
Использование каждой из систем может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты, так и общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса. Но с другой – ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества, к ее старению и бюрократизации, а в конечном итоге – к вырождению господствующей группы и потери ею способностей к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты, характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но и у этой системы есть свои недостатки. К важнейшим следует отнести:
· неустойчивость внутренней структуры элиты, возможность возникновения конфликтов между ее разными сегментами;
· частую смену политического курса в силу отсутствия единства во взглядах различных политиков;
· риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных.
Указанные способы рекрутирования во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерской системы, ни чистой системы гильдий, т.к. нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предполагает наличие каналов, позволяющих представителям «низов» прийти во власть. В качестве примера можно сослаться на роль партии как канала рекрутирования в рамках Советского Союза. По данным отечественных социологов в 1986 г., среди членов ЦК КПСС доля выходцев из низших слоев достигала 90% . С другой – любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное стремление элитарных групп к самозамыканию. Так, в течение всего ХХ в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев общества. Как отмечает санкт-петербургский политолог Г. П. Артемов, в 1993 г. из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% – профессиональные политики. Те же самые группы из 100 членов Сената составили соответственно 27% и 12% . Очевидно, что приток в элиту представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится более чем затрудненным. Случаи типа выдвижения на первую роль в руководстве Великобритании М. Тэтчер (дочери мелкого торговца) скорее представляют собой редкие исключения, нежели правило. Правда, и высокое происхождение не гарантирует само по себе успешную политическую карьеру и существенное политическое влияние. Например, Палата лордов парламента Великобритании, состоящая из потомственной аристократии, не представляет собой института, обладающего реальным политическим влиянием. Более амбициозные политики пытаются заявить о себе через Палату общин, пройдя процедуру выборов.
Вопрос о социальной представительности политической элиты демократического общества остается открытым. Как отмечают западные политологи, в парламентах Великобритании, Германии, Франции среди депутатов от лейбористской и социалистических партий доминируют не сами рабочие и фермеры, а профсоюзные лидеры, ставшие профессиональными политиками. Напротив же, половина депутатов Верховного Совета СССР была представлена рабочими и крестьянами. Но при этом сам представительный орган власти собирался менее чем на четыре недели в год для одобрения решений, принимавшихся в Политбюро КПСС. Подобная практика ставила под сомнение вопрос о реальном участии представителей народа в законотворческой деятельности. Многие современные политологи разделяют позицию, что законодательная власть не должна непосредственно отражать весь социальный состав населения. Главным, по их мнению, является компетентность политиков, позволяющая принять эффективные нормативные решения в интересах всех слоев общества . Социальная представительность трансформировалась в организационную принадлежность – вхождение в партии, общественные движения, профсоюзы. Именно через эти структуры наиболее активные представители нижних слоев общества могут быть рекрутированы в политическую элиту и отстаивать интересы своих групп.