Осветительные приборы

Руководство по эксплуатации резервуар суг. Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах

Руководство по эксплуатации резервуар суг. Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах

13.1. В графе А приводятся наименования видов произведенной продукции, выполненных работ (услуг), на которые расходуется топливо, тепловая и электрическая энергия, согласно Перечню видов продукции, работ (услуг), приведенному в приложении N 2 к настоящим Указаниям. Заполнение графы А производится в последовательности, указанной в этом приложении .

13.2. В графах Б, В, Г указываются коды строк, соответствующие видам продукции, работ (услуг), приведенным в графе А, единицы измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

13.3. В графе 1 приводятся данные об объеме произведенной продукции, выполненных работ (услуг) за отчетный год в натуральном выражении. Эти данные должны совпадать с аналогичными данными других форм федерального статистического наблюдения, в которых имеют место показатели о производстве продукции, работ (услуг).

13.4. В графах 2 , 3 и 4 отражается фактический годовой расход электроэнергии, теплоэнергии и топлива на производство видов продукции, работ (услуг), указанных в графе А.

В графах 2 и 3 в фактический расход электроэнергии и теплоэнергии включается расход на основные и вспомогательные технологические процессы при производстве указанной продукции (работ, услуг), а также расход на вспомогательные нужды производства, расход на поддержание технологических агрегатов в горячем резерве: на их разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев, потери энергии в преобразователях, в тепловых и электрических сетях организации (цеха), отнесенные на производство данной продукции, работы (услуги).

В расход тепловой и электрической энергии на вспомогательные нужды включается расход на отопление, вентиляцию и освещение основных, вспомогательных и обслуживающих цехов и служб, на работу внутрицехового (заводского) транспорта, на работу цеховых (заводских) ремонтных мастерских, расход на хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические нужды цехов, на наружное освещение территории организации, на обогрев заводских трубопроводов, на межцеховое транспортирование сырья, полуфабрикатов.

В тех случаях, когда отдельные вспомогательные нужды (подача воды, вентиляция, производство кислорода, холода, сжатого воздуха и другие) являются составной частью технологического процесса производства продукции, работ (услуг), расходы энергии на них относятся к технологическим расходам.

При значительных расходах тепловой и электрической энергии на отдельные составляющие вспомогательных нужд, их учет осуществляется самостоятельно.

В организациях, выпускающих разнородную продукцию, распределение общепроизводственных цеховых и заводских расходов тепловой и электрической энергии на производство продукции, работ (услуг) в случае невозможности их точного определения, целесообразно осуществлять пропорционально потреблению энергии на технологические процессы производства или в зависимости от объема услуг, получаемых от вспомогательных и подсобных цехов, а именно от транспортного цеха - пропорционально объему перемещенных грузов; от инструментального, ремонтного и других вспомогательных цехов - пропорционально доле услуг; от насосной станции, компрессорного и других цехов или силовых установок - пропорционально получаемым от них объемам воды, воздуха, газа и т.п.; от центральной заводской лаборатории - пропорционально количеству анализов и объему опытных работ, проведенных в связи с выпуском продукции.

Потери энергии в заводских тепловых, электрических сетях и преобразователях распределяются на основе опытных замеров или пропорционально потреблению энергии в производстве соответствующих видов продукции работ (услуг), т.е. определяются расчетно по нормативу удельного расхода топлива (НУР).

Данные о потерях энергии в тепловых и электрических сетях магистральных и распределительных сетевых компаний и организаций, других сетей общего пользования, сетей городов и поселков, а также сетей данной организации, обслуживающих сторонних потребителей, при определении расхода энергии на производство отдельных видов продукции в расчет не берутся.

В графе 4 отражается фактический расход котельно-печного топлива, а также нефтепродуктов, используемых в двигателях внутреннего сгорания.

В указанные объемы не следует включать расход топлива, использованного в качестве сырья на производство других видов топлива, химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции, а также в качестве материала на нетопливные нужды.

Таким образом, отражается только то топливо, которое для тех или иных целей было сожжено в различных котлах, технологических установках, двигателях внутреннего сгорания.

В фактический расход топлива на производство продукции, работ (услуг) включается расход только на основные и вспомогательные технологические процессы производства данного вида продукции, работы (услуги).

Данные о расходе топлива и по его видам приводятся в тоннах условного топлива.

Все виды топлива из натурального пересчитываются в условное, как правило, по их фактическим тепловым эквивалентам, определяемым как отношение низшей теплоты сгорания рабочего состояния топлива к теплоте сгорания 1 кг условного топлива, т.е. 7000 ккал/кг:

где - K - коэффициент перевода топлива в условное;

Q - низшая теплота сгорания рабочего состояния топлива, ккал/кг.

Низшая теплота сгорания рабочего состояния топлива, как правило, должна определяться лабораторным путем.

При невозможности лабораторного определения теплоты сгорания возможно использование соответствующей информации поставщиков топлива, а при отсутствии этой информации - использование данных о средних коэффициентах перевода натурального топлива в условное, приведенных в приложении N 3 к настоящим Указаниям.

Перевод натурального топлива в условное производится путем умножения количества натурального топлива на соответствующий коэффициент перевода.

В фактический расход топлива, тепловой и электрической энергии на производство продукции, работ (услуг) включаются затраты этих ресурсов, связанные с отступлением от принятой технологии, режимов работы, рецептур, несоблюдением требований к качеству сырья и материалов, и другие нерациональные затраты.

13.5. В графах 5 - 28 приводится расшифровка данных графы 4 "топливо - всего" по видам топлива. Сумма данных граф 5 - 28 должна быть равна данным графы 4 по соответствующим строкам.

13.5.1. В графах 5 и 6 приводятся данные о расходе угля соответственно каменного (с теплотворной способностью более 5700 ккал/кг) и бурого (с теплотворной способностью менее 5700 ккал/кг), а также расходе топливных продуктов, полученных в результате обогащения этих углей (концентрат, промпродукт, отсев и шлам) и их агломерации (угольные брикеты).

13.5.2. В графе 7 приводятся данные о расходе торфа топливного.

13.5.3. В графе 8 данные о расходе торфяных брикетов и полубрикетов приводятся в пересчете на условную влажность: брикеты - на 16%-ную влажность, полубрикеты - на 28%-ную.

Пересчет веса торфа, торфяных брикетов и полубрикетов фактической влажности на условную производится по следующей формуле:

Где

Русл - вес торфа (брикетов и полубрикетов) в пересчете на условную влажность в тоннах;

Рфакт - вес торфа (брикетов и полубрикетов) фактической влажности в тоннах;

Вфакт - фактическая влажность торфа (брикетов и полубрикетов) в процентах;

Вусл - условная влажность торфа (брикетов и полубрикетов) в процентах.

Например, предприятием использовано в отчетном году 1500 т кускового торфа с содержанием влаги 70%, вес кускового торфа в пересчете на условную 33%-ную влажность составит:

13.5.4. В графе 9 отражаются данные о расходе дров для отопления, как заготовленных самой организацией, так и поступивших от других организаций.

Для пересчета дров в условное топливо используется информация по дровам, учитываемым в плотных кубических метрах. Организациям, на которых учет дров ведется в складских кубометрах, необходимо сделать их пересчет в плотные кубометры путем умножения количества складских кубометров на коэффициент 0,7.

13.5.5. В графе 10 отражается общий расход кокса металлургического (доменного и литейного) с размером кусков 25 мм и выше, коксика и коксовой мелочи с размером кусков менее 25 мм (в пересчете на сухой кокс).

Если коксовая мелочь имеет влажность 10%, то натуральный вес ее должен быть умножен на 0,9%, т.е. сухой вес, отражаемый в отчетности, составит 90% от натурального.

13.5.6. В графе 11 приводится расход нефти и газового конденсата, используемых только в качестве котельно-печного топлива.

13.5.7. В графе 12 отражается расход бензина только в качестве котельно-печного топлива.

13.5.8. В графе 14 приводятся данные об использовании дизельного топлива.

13.5.9. В графе 18 приводится расход малосернистого, среднесернистого и высокосернистого топочного мазута, мазута для мартеновских печей, технологического экспортного топлива (ТУ 38.001361-87).

Нефтеперерабатывающие предприятия в этой графе отражают также жидкие нефтепродукты собственного производства (отбензиненная нефть на нефтестабилизационных установках, флегма, мазут прямой гонки и др.), которые по условиям производства были израсходованы ими на собственные технологические нужды в качестве топлива.

13.5.10. В графе 16 приводится расход печного бытового топлива малосернистого (с содержанием серы не более 0,5%) и сернистого (с содержанием серы 1,2%).

13.5.11. В графе 19 показывается расход флотского мазута, газотурбинного топлива.

13.5.12. В графе 21 учитываются углеводородные сжиженные газы следующих фракций: бутан технический, бутан-изобутан, изобутан, нормальный бутан, пропан, пропан технический, пропан-бутан-пентановая фракция (прочие сжиженные газы), смесь технических пропана и бутана (СПБТ), фракции пропан-бутановая и пропан-пропиленовая. Другие виды сжиженных газов, используемые в качестве топлива, отражаются по строке 28.

13.5.13. В графе 22 отражается расход только сухого газа нефтеперерабатывающих предприятий. Сжиженный газ нефтеперерабатывающих предприятий учитывается в графе 21 .

13.5.14. В графах 23 - 24 приводится расход природного газа газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений, а также газа, прошедшего переработку - сухого газа газоперерабатывающих заводов.

Газ, полученный в результате переработки нефти, газового конденсата (газ сухой нефтеперерабатывающих заводов) и сжиженный газ, по указанным строкам не отражается.

13.5.15. В графе 25 приводятся данные о расходе доменного газа и других отходящих газов металлургического производства (конвертерный газ, ферросплавный газ и т.д.).

13.5.16. В графе 26 приводится расход коксового газа, а также отходящих газов химических и других производств (кроме отходящих газов металлургических производств).

В графах 25 и 26 не приводятся данные о количестве газов, использованных только для отбора содержащейся в них тепловой энергии на теплоутилизационных и иных установках.

13.5.17. В графе 27 приводится расход прочих видов твердого топлива, не перечисленных в графах с 5 - 10 (отходы производств, в том числе твердых и жидких вторичных энергетических ресурсов, указанных в приложении N 4 к настоящим указаниям, бытовые отходы, горючие сланцы, прочие виды естественного топлива (торфяная крошка, солома, камыш, хворост, костра, стебли кукурузы, лузга, отходы лесозаготовок и деревообработки, а также использованные в качестве топлива демонтированные деревянные шпалы, рудничная стойка, столбы связи, деревянная тара, бревна разобранных старых зданий и т.п.).

13.5.18. В графе 28 приводится расход прочих видов нефтепродуктов, не перечисленных в графах 12 - 21 .

13.19. Сведения по строкам 2700 , , , , отражают все организации, осуществляющие выращивание крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и сельскохозяйственной птицы на убой, а также организации, имеющие в собственности, управлении или эксплуатирующие на другом законном основании специализированные площадки для убоя скота и птицы. В графе 1 указывается объем производства скота и птицы на убой в живом весе, в графах 2 и 3 указывается расход электро-, теплоэнергии на работу специализированного оборудования (электродвигателей, электроконвейеров, электропогрузчиков и т.д.), освещение и отопление помещений в период воспроизводства скота и птицы и/или содержания его для прохождения ветеринарного карантина. В графе 4 приводятся данные о количестве топлива, израсходованного транспортными средствами для перевозки скота и птицы, указанного объема в графе 1 .

13.20. Данные по


13. Слив сжиженных углеводородных газов (СУГ) в резервуары

13.1. Сжиженные углеводородные газы (СУГ) поставляются на АГЗС в специальных автомобильных цистернах.

13.2. Слив СУГ из автомобильных цистерн относится к газоопасным работам и должен выполняться с соблюдением правил безопасности, настоящих Правил и производственной инструкции.

13.3. Слив СУГ из автомобильных цистерн производится, как правило, только в светлое время суток.

13.4. Автомобильные цистерны должны быть оборудованы:

выхлопной трубой с глушителем, выведенными к его передней части;

выхлопная труба должна иметь искрогасительную сетку;

автогазовоз должен иметь два углекислотных огнетушителя.

13.5. Автомобильные цистерны на АГЗС принимаются и осматриваются.

13.6. При приемке автомобильных цистерн проверяется: соответствие цистерны и количества залитого СУГ отгрузочным документам;

наличие пломб на сливных штуцерах;

отсутствие повреждений корпуса цистерны и исправность запорной и контрольной арматуры и резинотканевых рукавов;

наличие и уровень СУГ в цистерне по контрольным вентилям и уровнемеру.

13.7. В отгрузочных документах указываются наименование поставщика, дата отгрузки, номер цистерны, масса (вес) залитого в цистерну газа.

13.8. Исправность запорной арматуры на цистерне проверяется внешним осмотром.

Открывать арматуру следует плавно, не вызывая гидравлических ударов.

13.9. Подготовка к сливу и слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары АГЗС выполняются наполнителями баллонов и слесарями-ремонтниками под руководством сменного мастера. При операции слива должно присутствовать не менее двух человек обслуживающего персонала АГЗС.

13.10. До начала слива СУГ из автомобильной цистерны обслуживающий персонал АГЗС:

закрепляет автомобильную цистерну специальными деревянными башмаками или башмаками из неискрящегося металла;

проверяет исправность и надежность гибких шлангов для слива СУГ из автомобильной цистерны;

заземляет автомобильную цистерну.

13.11. Разрешение на слив СУГ из автомобильной цистерны выдает сменный мастер и руководит лицами, занятыми на сливе СУГ.

13.12. Слив СУГ из автомобильной цистерны в резервуары допускается после проверки правильности открытия и закрытия задвижек, связанных с технологической операцией слива СУГ.

13.13. Операции по сливу персонал должен выполнять в спецодежде установленного образца, головных уборах и защитных очках.

13.14. Слив СУГ из автомобильных цистерн на АГЗС осуществляется одним из следующих методов:

созданием необходимого перепада давления между автомобильной цистерной и резервуаром путем нагнетания компрессором паров СУГ из резервуара другой группы в автомобильную цистерну;

созданием перепада давления между автомобильной цистерной и резервуаром путем подогрева паров СУГ в испарителе;

перекачиванием СУГ насосами;

самотеком, когда наполняемые резервуары расположены ниже автомобильной цистерны.

13.15. Не допускается создавать перепад давления между автомобильной цистерной и резервуаром путем выпуска в атмосферу паровой фазы газа из наполняемого резервуара.

13.16. Давление паровой фазы, нагнетаемой компрессором или создаваемой испарителем в автомобильной цистерне, не должно превышать рабочего давления, указанного на автомобильной цистерне.

При повышении давления в автомобильной цистерне выше рабочего компрессор или испаритель должны быть отключены.

13.17. Перепад давления между автомобильной цистерной и резервуаром, как правило, допускается 0,15-0,2 МПа.

13.18. При сливе СУГ из автомобильных цистерн не допускается работа двигателя автомобиля.

13.19. После окончания подготовительных операций к сливу СУГ и проверки автомобильной цистерны обслуживающим персоналом до снятия пломб со сливных штуцеров водитель обязан вручить ключи зажигания сменному мастеру АГЗС.

13.20. Нахождение водителя во время слива СУГ в кабине не допускается.

13.21. Снимать заглушки со сливных штуцеров автомобильной цистерны разрешается только после остановки двигателя автомобиля, а включать двигатель разрешается только после отсоединения шлангов от технологических газопроводов АГЗС и установки заглушек на сливные штуцера.

13.22. После слива СУГ следует удалить пары из автомобильной цистерны до давления 0,05 МПа.

Сброс газа в атмосферу не допускается.

13.23. Во время слива СУГ не должен находиться вблизи обслуживающий персонал, не занятый на операции слива.

13.24. Не допускается оставлять автомобильные цистерны присоединенными к технологическим газопроводам АГЗС в период, когда слив СУГ не производится.

13.25. Персонал, занятый сливом, обязан следить за герметичностью всех соединений технологических газопроводов, резервуаров и автомобильных цистерн. В случае обнаружения утечки газа слив прекращается и принимаются меры по ее ликвидации.

13.26. Во время слива СУГ не допускается производить какие-либо работы по уплотнению соединений, находящихся под давлением; отсоединять гибкие шланги автомобильной цистерны разрешается только после ее отключения и сброса давления в сливных шлангах.

13.27. Не допускается в период слива СУГ оставлять без наблюдения автомобильную цистерну, сливные газопроводы, резервуары, работающие компрессоры, насосы и испарители.

13.28. В период слива должно быть обеспечено непрерывное наблюдение за давлением и уровнем газа в автомобильной цистерне и приемном резервуаре.

Резервуары заполняются СУГ не более чем на 85 % своего геометрического объема. В случае переполнения резервуара избыток газа должен быть слит в другие резервуары. Выпуск избыточного газа в атмосферу не допускается.

13.29. Сливные операции СУГ на АГЗС во время грозы, а также при проведении огневых работ в производственной зоне не допускаются.

13.30. В период слива СУГ должна быть обеспечена визуальная связь между персоналом, обслуживающим технологические газопроводы и оборудование (сливные колонки, компрессоры, насосы и испарители).

13.31. По окончании слива вентили на автомобильной цистерне должны быть заглушены заглушками и проверены на герметичность мыльной эмульсией.

13.32. Резинотканевые рукава (шланги) автомобильных цистерн должны крепиться к сливному наконечнику стальными хомутами (не менее двух хомутов на каждый конец шланга). Применение проволочных хомутов не допускается.

Не допускается слив СУГ, если рукава (шланги) имеют трещины, переломы, выбоины и другие повреждения и состоят из отдельных частей.

Рукава с наружными металлическими спиралями признаются непригодными при оборванных или частично отсутствующих спиралях.

13.33. Для оттаивания обмерзшей арматуры и сливных газопроводов должны применяться нагретый песок, горячая вода, водяной пар. Применять огонь не допускается.

13.34. В случае поступления на АГЗС автомобильной цистерны с СУГ, имеющей течь, она должна быть немедленно разгружена по специальной инструкции, предусматривающей дополнительные меры безопасности. При этом составляется дефектный акт. Производить ремонт автомобильной цистерны на территории АГЗС не допускается.

13.35. Не допускается наполнение газом резервуаров в случаях, предусмотренных правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также в следующих случаях:

если в основных элементах резервуара будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски или потения в сварных швах, течь во фланцевых соединениях, разрывы прокладок;

при неисправности предохранительных клапанов;

при неисправности уровнемерных устройств;

при неисправности или неполном количестве крепежных деталей на лазах и люках;

при осадке фундаментов резервуаров и опор подводящих газопроводов.

13.36. В помещении насосно-компрессорного отделения, технологическом блоке или в блоке управления вывешиваются:

схема обвязки технологического оборудования со сливными, раздаточными колонками и резервуарами;

схема слива СУГ из автомобильных цистерн;

производственная инструкция, содержащая технологию и меры безопасности при сливе СУГ.

13.37. В зоне слива СУГ должны быть вывешены предупредительные плакаты с требованиями безопасности при сливе СУГ из автомобильных цистерн.

14. Требования безопасности при заправке газобаллонных автомобилей

14.1. При наполнении баллонов на АГЗС должны выполняться требования правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

14.2. Заправка газобаллонных автомобилей осуществляется согласно производственной инструкции.

За технической исправностью баллонов газобаллонных автомобилей и сроками их освидетельствования должен следить владелец автомобиля.

Баллоны подлежат освидетельствованию один раз в 2 года.

14.3. Перед наполнением автомобильных баллонов проверяются путевой (маршрутный) лист с отметкой о проверке баллонов или удостоверение с талоном на право вождения газобаллонного автомобиля.

14.4. В талоне указываются:

наименование автомобиля;

номер автомобиля;

заводской номер баллона;

емкость баллона (л);

дата последующего технического освидетельствования баллона; отметка о регистрации.

14.5. На баллоне, установленном на автомобиле, должны быть выбиты и видны:

товарный знак завода-изготовителя;

номер баллона (заводской);

фактическая масса порожнего баллона (кг) в соответствии с государственным стандартом или ТУ на их изготовление;

дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;

рабочее давление (Р), МПа;

пробное гидравлическое давление (П), МПа;

вместимость баллона (л) в соответствии с государственным стандартом или ТУ на их изготовление; номер стандарта на их изготовление.

14.6. Баллоны, установленные в качестве расходных емкостей для СУГ на автомобилях, должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам.

14.7. Не допускается заправлять СУГ установленные на автомобилях баллоны, у которых:

истек срок периодического освидетельствования;

нет установленных надписей; не исправлены вентили и клапаны;

поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);

ослаблено крепление баллона; имеются утечки из соединений.

14.8. Наполнение баллонов автомобиля СУГ производится при выключенном двигателе автомобиля.

Включать двигатель допускается после отсоединения рукава и установки заглушки на заправочное устройство.

Перед въездом автомобиля на территорию АГЗС на заправку пассажиры высаживаются.

14.9. Степень наполнения баллона определяется вентилем контроля максимального наполнения или клапана-отсекателя. Переполнение баллона не допускается.

При обнаружении неплотностей в газовом оборудовании автомобиля или переполнении баллона газ из него сливается в резервуар.

14.10. При заправке газобаллонных автомобилей СУГ следует: если двигатель заправленного газом автомобиля при пуске дает перебои, его необходимо заглушить и откатить автомобиль от заправочной колонки на расстояние не менее 15 м;

не переводить двигатель автомобиля с одного вида топлива на другой на территории АГЗС;

не производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей на территории АГЗС;

не создавать на заправочной колонке давление, превышающее рабочее давление баллона;

не подтягивать соединения на баллонах и коммуникациях;

не оставлять заправочные колонки и автомобили без надзора;

не производить выброс СУГ из баллонов в атмосферу при переполнении.

15. Требования безопасности при освидетельствовании резервуаров

15.1. Резервуары перед внутренним осмотром, гидравлическим испытанием, ремонтом или демонтажем должны быть освобождены от газа, неиспарившихся остатков и тщательно обработаны.

15.2. Освобождение резервуаров сбросом газа через «свечу» в атмосферу не допускается.

Выжигание остатков паровой фазы должно производиться на «свече», изготовленной из стальной трубы диаметром 20 мм, высотой 3 м, устойчиво установленной в пожаробезопасном месте на расстоянии 10-12 м от границы резервуарной установки с наклоном 50-60° к горизонту.

Заполнение резервуара водой должно начинаться в момент, когда пламя на «свече» уменьшится до 20-30 см, при этом сжигание вытесняемой водой паровой фазы должно продолжаться до погасания пламени.

Подача воды прекращается при полном наполнении резервуара.

15.3. Обработка резервуаров должна производиться после отсоединения их от газопроводов паровой и жидкой фазы с помощью заглушек путем их пропаривания и продувки инертным газом или заполнения теплой водой.

15.4. Качество дегазации должно проверяться анализом проб воздуха, отобранного из нижней части сосуда. Концентрация СУГ пробы после дегазации не должна превышать 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени.

15.5. Разгерметизация резервуаров без предварительного снижения в них давления до атмосферного, а также применение для дегазации воздуха не разрешаются.

15.6. При работах внутри резервуаров должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные производственной инструкцией и настоящими Правилами.

15.7. Работы внутри резервуаров должны проводиться по наряду-допуску бригадой в составе не менее трех человек под руководством специалиста.

Члены бригады должны быть проинструктированы по безопасности ведения работ.

Спуск в резервуар более одного человека не допускается.

Работающий в резервуаре должен иметь шланговый противогаз и надетый спасательный пояс с закрепленной к нему спасательной веревкой.

Снаружи резервуара должны находиться не менее двух человек, которые должны держать в руках концы веревок, наблюдать за работающим в резервуаре, быть готовыми оказать ему необходимую помощь и не допускать к месту проведения работ посторонних лиц.

Время пребывания в резервуаре не должно превышать 15 мин.

Каждые 30 мин следует проверять резервуар на загазованность. При обнаружении концентрации газа выше 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени работы в резервуаре прекращаются.

Проводится повторная дегазация резервуара с последующей проверкой на загазованность.

15.8. Во время работ в резервуаре нахождение вблизи резервуара лиц, не участвующих в работе, не допускается.

15.9. Отложения, извлеченные из резервуаров, должны поддерживаться во влажном состоянии и вывозиться с территории АГЗС для захоронения в специально отведенном месте.

Участки газопроводов с пирофорными отложениями должны в день их вскрытия демонтироваться и складываться в безопасной зоне.

15.10. Вода после промывки и испытаний резервуаров должна отводиться в канализацию через отстойники, исключающие попадание СУГ в систему канализации, или вывозиться в места, определенные санэпиднадзором.

15.11. Резервуары должны включаться в работу после освидетельствования или ремонта на основании письменного разрешения руководителя АГЗС.

16. Газоопасные работы

16.1. Газоопасные работы на АГЗС выполняются в соответствии с требованиями правил безопасности и настоящими Правилами.

16.2. К выполнению газоопасных работ допускаются руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ, правилам пользования средствами индивидуальной защиты (противогазами и спасательными поясами), способам оказания первой (доврачебной) помощи, аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности в объеме настоящих Правил.

Практические навыки отрабатываются на учебных полигонах или на рабочих местах с соблюдением мер безопасности, по программам, согласованным с территориальными органами Госгортехнадзора России.

Перед допуском к выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) каждый проходит стажировку под наблюдением опытного работника в течение первых десяти рабочих смен.

Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются решением по организации.

16.3. На проведение газоопасных работ оформляется наряд-допуск (приложение 19).

К таким работам относятся:

пуск газа в газопроводы и другое технологическое оборудование АГЗС при вводе в эксплуатацию после окончания строительства, реконструкции, расширения и капитального ремонта, при расконсервации;

проведение пусконаладочных работ;

первичное заполнение резервуаров сжиженным газом при вводе их в эксплуатацию, а также после ремонта, очистки, проведения технического освидетельствования;

удаление закупорок, установка и снятие заглушек на действующих газопроводах, а также отсоединение от газопроводов агрегатов, оборудования и отдельных узлов с учетом в журнале (приложение 17);

отключение от действующей сети и продувка газопроводов, консервация и расконсервация газопроводов и технологического оборудования АГЗС;

подготовка к техническому освидетельствованию резервуаров СУГ;

ремонт действующих внутренних и наружных газопроводов, оборудования насосно-компрессорных отделений, заправочных колонок, резервуаров СУГ;

демонтаж газопроводов, резервуаров, технологического оборудования АГЗС;

текущий ремонт, связанный с разборкой арматуры, насосов и компрессоров на месте проведения работ;

раскопка грунта в местах утечки газа до ее устранения;

все виды ремонта, связанные с выполнением сварочных и огневых работ на территории АГЗС;

проведение электрических испытаний во взрывоопасных зонах.

16.4. Периодически повторяющиеся газоопасные работы, выполняемые в аналогичных условиях, как правило, постоянным составом исполнителей и являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, могут проводиться без оформления наряда-допуска по утвержденным для каждого вида работ производственным инструкциям.

Такими работами являются:

техническое обслуживание запорной арматуры, предохранительных клапанов и проверка параметров их настройки;

техническое обслуживание технологического оборудования АГЗС;

ремонт, осмотр и проветривание колодцев;

ремонтные работы без применения сварки и резки в колодцах, траншеях, заглублениях;

слив СУГ из автоцистерн в резервуары, откачка неиспарившихся остатков сжиженных газов из резервуаров, заправка газобаллонных автомобилей, слив газа из переполненных баллонов;

замена КИП на технологическом оборудовании.

Указанные работы должны регистрироваться в журнале учета работ. Журнал прошнуровывается, скрепляется печатью, страницы в нем нумеруются.

16.5. Работы по пуску газа в газопроводы и технологическое оборудование АГЗС, ремонт с применением сварки и газовой резки, расконсервация АГЗС, проведение пусконаладочных работ, первичное заполнение резервуаров СУГ проводятся по наряду-допуску и специальному плану, утвержденному руководителем АГЗС.

16.6. В плане работ указываются строгая последовательность их проведения, расстановка людей, потребность в механизмах, приспособлениях и материалах, предусматриваются мероприятия, обеспечивающие безопасность проведения каждой газоопасной работы, с указанием ответственных лиц за проведение и подготовку работ. Ответственность за координацию указанных работ и осуществление общего руководства возлагаются на руководителя АГЗС или лицо, его заменяющее.

16.7. Работы по устранению утечек газа и ликвидации аварий производятся без нарядов-допусков до устранения прямой угрозы обслуживающему персоналу, материальным ценностям, зданиям и сооружениям и выполняются по планам локализации и ликвидации аварий.

16.8. Наряд-допуск выдается ответственному лицу на производство газоопасных работ руководителем АГЗС.

Если работа не закончена, а условия ее проведения и характер не изменились, наряд-допуск может быть продлен лицом, его выдавшим.

16.9. Для подготовки к газоопасным работам выполняется комплекс подготовительных мероприятий, предусмотренных в наряде-допуске и соответствующих инструкциях.

16.10. Перед началом газоопасной работы лицо, ответственное за ее проведение, обязано проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, а также провести инструктаж исполнителей о необходимых мерах безопасности при выполнении работы, после что каждый получивший инструктаж расписывается в наряде-допуске.

16.11. Наряды-допуски регистрируются в журнале (приложение 20).

Журнал прошнуровывается, скрепляется печатью, страницы нумеруются.

Наряды-допуски хранятся не менее одного года. Наряды-допуски, выдаваемые на первичный слив газа, производство ремонтных работ с применением сварки на элементах технологических газопроводов и резервуаров в земле, хранятся постоянно в исполнительно-технической документации АГЗС.

Журнал регистрации нарядов-допусков хранится 5 лет.

16.12. Газоопасные работы на АГЗС должны выполняться не менее чем двумя рабочими. Работы в резервуарах, помещениях станции, а также ремонт с применением газовой резки и сварки проводятся бригадой, состоящей не менее чем из трех рабочих, под руководством специалистов.

Осмотр, ремонт, проветривание колодцев, слив неиспарившихся остатков СУГ из резервуаров и баллонов, проведение технического обслуживания газопроводов и технологического оборудования, наполнение резервуаров СУГ во время эксплуатации разрешается проводить двумя рабочими. Руководство указанными работами допускается поручать наиболее квалифицированному рабочему.

Заправка газобаллонных автомобилей может проводиться одним оператором.

16.13. При проведении газоопасных работ ответственное лицо обязано обеспечить возможность быстрого вывода рабочих из опасной зоны.

16.14. Газоопасные работы на АГЗС, выполняемые по нарядам допускам, проводятся, как правило, в светлое время суток.

В исключительных случаях проведение неотложных газоопасных работ допускается в темное время суток при условии выполнения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасного проведения работ.

16.15. На территории и в помещениях АГЗС не допускаются проведение сварки и резки на действующих газопроводах без их отключения и продувки инертным газом или паром, а также разборка фланцевых резьбовых соединений, арматуры и оборудования на неотключенных и непродутых участках газопровода.

При отключении газопроводов и оборудования у закрытых отключаемых устройств должны ставиться заглушки.

16.16. Насосы и компрессоры на время производства газоопасных работ в помещении насосно-компрессорного отделения должны быть остановлены.

16.17. Все газопроводы и газооборудование перед их присоединением к действующим газопроводам, а также после ремонта должны подвергаться внешнему осмотру и контрольной опрессовке воздухом или инертными газами.

Контрольная опрессовка внутренних газопроводов и оборудования АГЗС производится давлением 0,01 МПа. Падение не должно превышать 0,0006 МПа за один час.

Резервуары СУГ, газопроводы обвязки испытываются давлением 0,3 МПа в течение одного часа. Видимого падения по манометру и утечек, определяемых с помощью мыльной эмульсии или приборами, не допускается.

Результаты контрольной опрессовки записываются в нарядах допусках на выполнение газоопасных работ.

16.18. Газопроводы и оборудование перед пуском газа должны продуваться инертным газом или парами сжиженного газа до вытеснения всего воздуха.

Штуцера, предназначенные для продувки сосудов, должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить продувку с минимальными затратами продувочного реагента.

При организации продувки парами сжиженного газа должны быть разработаны мероприятия по безопасному ее проведению, исключающие воспламенение газовоздушной смеси от источника огня.

Окончание продувки определяется путем анализа. Объемная доля кислорода в пробе газа не должна превышать 1 %.

16.19. В процессе выполнения газоопасных работ все распоряжения о порядке их проведения должны отдаваться лицом, ответственным за работу.

16.20. Аварийные работы на АГЗС выполняются персоналом АГЗС. Участие аварийных служб газораспределительных организаций в аварийных работах на АГЗС устанавливается согласованным планом локализации и ликвидации аварий.

Действия персонала АГЗС по локализации и ликвидации аварий должны определяться планом локализации и ликвидации аварий и планом взаимодействия служб различных ведомств.

16.21. В плане локализации и ликвидации аварий учитываются особенности технологического процесса, требований инструкций по безопасным методам работ, предусматриваются:

способы и средства для тушения пожара; список лиц (с указанием номеров телефонов и других средств сообщения и вызова), которые должны быть немедленно извещены об аварии; план эвакуации автотранспорта из опасной зоны; сценарии возможных аварий;

распределение обязанностей и порядок конкретных действий персонала АГЗС по предотвращению и ликвидации аварий, порядок взаимодействия между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

способы устранения аварии и перечень необходимых материально-технических средств;

условия взаимодействия со службами пожарной охраны, милиции, скорой помощи, организациями электроснабжения, водоснабжения и др.

Ответственность за составление плана, своевременность внесения в него изменений и дополнений, пересмотр (не реже одного раза в год) несет руководитель АГЗС.

16.22. План взаимодействия служб различных ведомств по локализации и ликвидации аварий на АГЗС согласовывается с заинтересованными организациями и утверждается в установленном порядке.

16.23. Учебно-тренировочные занятия по локализации и ликвидации аварий проводятся на АГЗС не реже одного раза в квартал и отражаются в журнале.

17. Огневые работы

17.1. Ремонтные работы, связанные с применением открытого огня, а также выжег остатков паровой фазы СУГ из резервуаров допускаются в исключительных случаях при условии выполнения работающими правил безопасности, настоящих Правил и других нормативно-технических документов, устанавливающих требования по безопасности проведения сварочных и других огневых работ на опасных производственных объектах, утвержденных в установленном порядке.

17.2. Огневые работы должны выполняться в светлое время суток по специальному плану, утвержденному руководителем АГЗС, согласованному с местной пожарной охраной и нарядом допуском.

17.3. Наряд-допуск на проведение огневых работ должен оформляться заблаговременно для проведения необходимой подготовки к работе.

17.4. Огневые работы разрешается проводить только после выполнения подготовительных работ и мероприятий, предусмотренных планом и нарядом-допуском.

Подготовительные газоопасные работы (продувка, отключение оборудования, установка заглушек, дегазация и др.) проводятся в соответствии с требованиями настоящих Правил.

17.5. Стравливать газ из подлежащего ремонту участка газопровода следует только через продувочные свечи.

При стравливании газа все механизмы должны находиться за пределами охранной зоны с наветренной стороны.

17.6. Место проведения огневых работ следует обеспечить средствами пожаротушения. К месту проведения работ должен быть проложен пожарный рукав со стволом от внутреннего противопожарного водопровода.

17.7. Для защиты оборудования, сгораемых конструкций от искр электрической дуги рабочие места сварщиков должны быть ограждены переносными металлическими щитами, оборудование и сгораемые конструкции металлическими листами или асбестовыми одеялами.

17.8. При проведении на АГЗС огневых работ не допускается проводить операции по приему СУГ и заправке автомобилей, при этом должны быть установлены дорожные знаки, запрещающие въезд автотранспорта на территорию АГЗС.

17.9. Лицо, ответственное за проведение огневых работ, обязано проинструктировать исполнителей о мерах пожарной безопасности при их проведении.

17.10. При выполнении работ внутри помещений снаружи выставляются посты в целях исключения доступа к месту работ посторонних лиц.

17.11. В течение всего времени работ в помещениях должна действовать приточно-вытяжная вентиляция.

17.12. Перед началом и во время огневых работ в помещениях, а также в 20-метровой зоне от рабочего места на территории должен проводиться анализ воздушной среды на содержание СУГ не реже чем через каждые 10 мин.

При наличии в воздухе паров СУГ, независимо от их концентрации, огневые работы должны быть приостановлены.

17.13. После окончания работ место проведения работы осматривается, сгораемые конструкции поливаются водой, принимаются меры, исключающие возможность возникновения пожара.

17.14. По окончании огневых работ баллоны с горючими газами и кислородом удаляются с места работ в места постоянного хранения.

Приложение 1

Образец

Технический паспорт АГЗС

Перечень показателей,


Значение величин

По состоянию на 2003 г.

характеризующих АГЗС

(тип, производи-

тельность, число оборотов и т.п.)


коли-

чество


год выпуска строите-

льства или монтажа


1

2

3

4

1. Общие сведения об АГЗС

1.1. Год ввода в эксплуатацию

1.2. Проектная организация, выполнившая проект АГЗС

1.3. Характеристика проекта: привязка типового проекта (указать номер типового проекта) или индивидуальный проект

1.4. Сведения о проекте реконструкции

1.4.1. Год выполнения проекта реконструкции

1.4.2. В чем заключается реконструкция (перечислить)

1.4.3. Проектная организация, выполнившая проект реконструкции

1.5. Принципиальная схема слива-налива газа на АГЗС: насосно-компрессорная насосно-испарительная испарительная и др.

1.6. Годовая производительность АГЗС по первоначальному проекту, т

1.7. Годовая производительность АГЗС по проекту реконструкции, т

1.8. Годовая фактическая производительность, т

1.9. Первоначальная сметная стоимость строительства АГЗС, тыс. руб.

1.10. Балансовая стоимость, тыс. руб.

1.11. Количество руководителей, специалистов и служащих, чел.

1.12. Количество рабочих всего, чел.

1.13. Сменность работы АГЗС (одна или две смены)

2. Поступление и реализация газа

2.1. Заводы поставщики газа

2.2. Способ доставки газа на АГЗС

2.3. Количество газа, отпускаемого с АГЗС в т/сут, т /год

3. Сведения о генплане и инженерных коммуникациях

3.1. Площадь земельного участка, м

3.1.1. В том числе производственной зоны, м

3.2. Водопроводные сети, м

3.3. Канализационные сети, м

3.4. Тепловые сети, м: отопление горячее водоснабжение

3.5. Электрические сети, м

3.6. Кабельные линии, импульсные трубы КИП и автоматики, м

3.7. Слаботочные сети, м

3.8. Газопроводы, м

3.9. Автодороги и асфальтовые покрытия, м

3.10. Ограждение АГЗС, м

4. Сливно-наливные устройства

4.1. Количество колонок для слива из автоцистерн, шт.

4.2. Количество колонок для заправки баллонов газобаллонных автомобилей, шт.

5. Характеристика резервуаров для хранения сжиженных газов (тип, вместимость), шт.

5.1. Общий объем резервуаров базы хранения, м

5.2. Запас газа на АГЗС, сут

5.3. Способ установки резервуаров (надземный или подземный)

5.4. Тип уровнемерных устройств, установленных на резервуарах

6. Насосно-компрессорное отделение

6.1. Объем помещения (внутренний), м

6.2. Площадь помещения, м

6.3. Компрессор (тип, марка), шт.

6.4. Насос (тип, марка), шт.

6.5. Испаритель (тип, производительность), шт.

7. Устройства автоматики и блокировки

7.1. Наличие блокировки вентиляционных устройств с технологическим оборудованием

7.2. Наличие блокировки сигнализаторов загазованности с аварийными вентиляционными установками

7.3. Наличие сигнализаторов загазованности (тип, марка) в помещениях с производствами категории «А» (перечислить помещения), шт.

8. Электрооборудование

8.1. Установленная мощность электродвигателей, кВт

8.2. Электродвигатели технологического оборудования и их установленная мощность, шт.

8.3. Электродвигатели вентиляционного оборудования и их установленная мощность, шт.

8.4. Прочие электродвигатели, шт.

8.5. Запорная арматура с электроприводом, шт.

8.6. Тип трансформаторной подстанции, ее мощность, кВт, напряжение, В

8.7. Наличие установок электрохимической защиты от коррозии (указать тип установки и объект защиты), шт.

9. Теплоснабжение и вентиляция

9.1. Источник теплоснабжения

9.2. Вид и параметры теплоносителя

9.3. Наличие химводоочистки (тип)

9.4. Приточные вентиляционные системы (номер системы и обслуживаемые помещения)

9.5. Вытяжные вентиляционные системы (номер системы, обслуживаемые установки и помещения)

9.6. Общее количество вентиляторов, шт.

10. Водоснабжение и канализация

10.1. Источник водоснабжения (давление воды)

10.2. Объем и тип резервуара для противопожарного запаса воды, м

10.3. Пожарные насосы (марка и тип), шт.

10.4. Наличие канализационной насосной станции (тип, производительность)

10.5. Место сброса канализационных стоков

11. Противопожарное оборудование

11.1. Перечень первичных средств пожаротушения в насосно-компрессорном отделении

11.2. Перечень первичных средств пожаротушения в наполнительном отделении

11.3. Перечень первичных средств пожаротушения на базе хранения

11.4. Перечень первичных средств пожаротушения для колонок слива из автоцистерн и заправки баллонов газобаллонных автомобилей

11.5. Перечень первичных средств пожаротушения для территории АГЗС

11.6. Наличие пожарной сигнализации (перечень помещений и тип сигнализации)

11.7. Наличие автоматической системы пожаротушения (перечень помещений, тип, марка системы)

11.8. Наличие стационарной автоматической системы водяного охлаждения резервуаров базы хранения

12. Внеплощадочные коммуникации и сооружения

12.1. Подъездная автодорога, км

12.2. Линия электропередачи, км

12.3. Водопровод: диаметр, мм, протяженность, км

12.4. Канализация: диаметр, мм, протяженность, км


13.4. Пар давлением, МПа (кгс/см), т/ч

13.5. Вода на хозяйственно-питьевые и производственные нужды (включая полив территории), м/сут

13.6. Вода на пожаротушение (внутреннее и наружное), л/с

13.7. Вода на пополнение противопожарного запаса, м/сут

13.8. Хозяйственно-бытовая канализация, м/сут

13.9. Производственная канализация, м/сут

13.10. Сжатый воздух (указать давление), м/мин

Приложение. Схема расположения АГЗС и основных ее сооружений (генплан) в масштабе 1:1000 или 1:500 с экспликацией.

Примечание. На схеме АГЗС должны быть обозначены сооружения, построенные по первоначальному проекту.

Приложение 2

Образец

Журнал

приема-сдачи смен


Дата

Смена, ч

(от - до)


Дежурный

электрик


Фамилия,

имя,


Состояние оборудования

Подпись

дежурного


Заме-

чания


(Д. Э.);

Дежурный слесарь (Д. С.)

сменный мастер


отчество сменного мастера

обнару-

Женные меры неиспра-

вности по объектам


Принятые по устранению обнару-

Женных неиспра-

вностей по объектам


о сдаче или приеме смены

старшего мастера

Приложение 3

–Тюменьнефтепродукт»

Приложение

к приказу № ______

от «____»__________2006г.

РЕГЛАМЕНТ

ПРИЕМА СЖИЖЕННОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА НА МАЗС (МАЗК)

ТЮМЕНЬ 2006 г.

1. Область применения. 3

2. Термины и сокращения. 3

3. Нормативные документы.. 3

4. Ограничения процесса. 4

5. Структура процесса. 6

6. Таблица соответствия бизнес-ролей и должностей. 8

Оператор МАЗС по приему СУГ

Информационная система:

Мобильная карта. Программно-аппаратный комплекс.

Поступление СУГ (электронный носитель)

Возобновление реализации товаров на МАЗС

Краткое описание функции:

Если на смене один Оператор МАЗС по приему СУГ: открытие двери операторной и проход на рабочее место, возобновление реализации товаров.

Если на смене два Оператора МАЗС по приему СУГ: возобновление реализации н/п и СУГ.

Действия наполнителя баллонов:

1. Перенос первичных средств пожаротушения на место.

2. На дорогах въезда и выезда с дорог, открытых для общего пользования, убрать дорожный знак "Въезд запрещен".

Оператор МАЗС по приему СУГ,

Наполнитель баллонов

Последовательность работ № 7.3.3. заканчивается только одним условием:

«Реализация товаров на МАЗС возобновлена» - далее выполняется процесс «Реализация товаров на МАЗС».

8. ПРИЛОЖЕНИЕ. ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Наименование документа

Понятие

Приложение

Акт слива СУГ

Приложение

Акт приемки СУГ по количеству

документ, который составляется на МАЗС при приеме СУГ

Приложение

Журнал учета работы оборудования насосно-компрессорного и испарительного отделений

документ, в котором отмечают параметры насоса, использованного при сливе СУГ

Приложение

Журнал учета поступившего СУГ по МАЗС

документ, в котором отмечают принятый СУГ на МАЗС

Приложение

Журнал учета сливно-наливных операций на МАЗС СУГ

документ, в котором отмечают сливно-наливные операции на МАЗС

Приложение

Накладная (ТТН)

документ в соответствии с которым происходит завоз СУГ на МАЗС

Приложение

Объяснительная

первая часть документа содержит факты, послужившие появлению нарушения, вторая - причины, объясняющие появление нарушения

Паспорт качества

копия документа, подтверждающая качество СУГ, и означает, что СУГ не утратил своих свойств к моменту продажи

Приложение

Путевой лист

первичный документ по учету работы автотранспорта

Приложение

Распоряжение о завозе СУГ на МАЗС

документ, издаваемый Заместителем генерального директора по розничным продажам нефтепродуктов и оказанию сопутствующих услуг

Сертификат соответствия

копия документа, заверенная синей печатью держателя сертификата, которая гарантирует, что СУГ соответствует своему названию и назначению

Приложение

Технологическая схема автоцистерны

графическое изображение технологического оборудования и реализуемого в нем технологического процесса

Приложение

Поскольку сжиженный углеводородный газ относится к опасным грузам, для его перевозки применяются специализированные транспортные единицы. Автомобильный газовоз состоит из шасси автомобиля (КамАЗ, МАЗ) и газовой системы (цистерны, запорно-регулирующей арматуры, насоса, измерительных приборов, предохранительных устройств и пр.).

Автоцистерны для перевозки СУГ: технические требования

Автомобильная цистерна, предназначенная для транспортировки сжиженных газов, представляет собой стальной резервуар цилиндрической формы. Для защиты емкости от воздействия солнечных лучей может комплектоваться теневым кожухом, изготовленным из нержавеющей стали. Рабочее давление, при котором осуществляется перевозка груза, составляет 16 атмосфер. Рабочая температура должна находиться в диапазоне от -40°C до +50°C.

Газовоз на базе автомобиля Камаз

Резервуары для газовозов изготавливаются согласно ГОСТ 21561-76, в котором предусмотрены следующие требования:

  • Соответствие Правилам устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
  • Способность выдерживать внутреннюю нагрузку, создаваемую пропаном при температуре стенки +50°C.
  • Прочность несущих конструкций с учетом динамического коэффициента равного 2,5.
  • Устойчивость цилиндрической формы к действию весовых нагрузок и вакууму.
  • Поперечная и продольная устойчивость против опрокидывания.

Современные требования к шасси, на которые устанавливаются цистерны, предполагают обязательное наличие АБС. Кроме того, каждый автомобиль должен обладать такими техническими возможностями, как система мониторинга ГЛОНАСС/GPS.

Запорно-регулирующие механизмы

Для заполнения резервуара автогазовоза и слива СУГ в газгольдер предусмотрен сливной узел, состоящий из нескольких шаровых кранов фланцевого соединения (смотреть рисунок). Кран КШ4 предназначен для работы с паровой фазой, а краны КШ1, КШ3, КШ7 – для наполнения/слива жидкой фазы. Стоит отметить, что слив газа с помощью данных механизмов выполняется только для заправки промышленных резервуаров. Для заправки газгольдеров, расположенных в частных хозяйствах, применяется барабан с заправочным рукавом, длина которого достигает 50 м.

Сливной узел необходим для заполнения резервуара и слива СУГ

Насосное оборудование

Насос для перекачки сжиженного газа должен соответствовать стандартам безопасности при работе во взрывоопасной среде. В частности, насосный агрегат Corken Z2000, который часто устанавливается на отечественных автогазовозах, изготовлен со строгим соблюдением Российских и Европейских правил и нормативных документов. Комплектный агрегат устанавливается на общей раме и состоит из шиберного насоса с приводом карданного вала коробки отбора мощности двигателя.

Технические характеристики Z2000:

  • макс. частота вращения: 750 об/мин;
  • макс. температура: 107°C;
  • макс. рабочее давление: 28,6 атм.;
  • производительность: 270 л/мин;

Насосный агрегат Corken Z2000

Приборы для измерения и контроля

Ни один газовоз не может работать без контрольно-измерительных приборов. Подобные устройства должны проходить регулярную метрологическую проверку, поскольку отвечают не только за правильность наполнения емкости, но и за безопасность работы с пропан-бутановой смесью. Кстати, об особенностях эксплуатации СУГ можно прочитать в статье: пропан бутан для газгольдера – свойства и особенности применения .

На автоцистернах для перевозки сжиженных газов устанавливаются следующие приборы:

  • манометр для измерения давления после насоса;
  • манометр для измерения давления в цистерне;
  • электронный уровнемер, показывающий процентное наполнение емкости;
  • сливной счетчик с клапаном отсечения паровой фазы.

Для безопасной работы газовоз оснащается контрольно-измерительными приборами

Наблюдая за показателями приборов, оператор контролирует процесс заполнения/слива, предотвращая опасные ситуации. Критическим показателем манометров считается значение в 16 атмосфер, о чем свидетельствует красная отметка. Также важно следить за уровнем заполнения цистерны, который не должен превышать 85%.

Счетчик позволяет проконтролировать количество слитого газа как водителю-оператору газовоза, так и покупателю. Важно, чтобы после счетчика не было дополнительных отводов. Его выход должен быть связан только со сливным шлангом.

Счетчик для контроля слитого газа

Средства защиты оборудования

Для защиты оборудования от аварийных ситуаций предусмотрены предохранительные элементы. Одним из таких механизмов является дифференциальный байпасный клапан. Он предназначен для сброса излишков газа обратно в емкость при превышении давления на линии подачи насоса и служит для предохранения и сохранения длительного срока службы насоса.

Байпасный клапан устанавливается для сброса избыточного давления

Важным моментом является фильтрация СУГ, поскольку он может содержать различные взвешенные частицы, например окалину. Чтобы не допустить поломки насосного оборудования и предоставить конечному потребителю чистый продукт, на входе насоса устанавливается фильтр.

Такой фильтр устанавливается в газовозе для очистки СУГ

В случае поломки электронного уровнемера для определения уровня наполнения автоцистерны используется специальный кран. Трубка от запорного механизма располагается точно на уровне 85% заполнения резервуара. Если при открытии крана будет выделяться паровая фаза, значит емкость еще недостаточно наполнена, если жидкая фаза – уровень наполнения достиг предела или превысил его.

Такой электронный уровнемер применяется в газовозах

Как эксплуатировать газовоз: основные правила безопасности

Перед выездом водитель автогазовоза должен проверить техническое состояние и убедиться в исправности всего оборудования. Следует удостовериться в наличии средств огнетушения и устройства отвода статического электричества (как правило, это бронзовый штырь, расположенный рядом со сливным трубопроводом).

Слева на фото изображен бронзовый штырь, который служит устройством отвода статического электричества

Заполненную газом автоцистерну запрещается располагать недалеко от мест с открытым огнем и в местах большого скопления людей. Все манипуляции с газовыми вентилями необходимо производить осторожно, не допуская действий, которые могут привести к образованию искры. Запрещается использовать инструмент, способствующий искрообразованию.

Периодическая проверка герметичности

Важным аспектом безопасной эксплуатации газовоза является герметичность всех соединений. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо осуществлять периодическую проверку на утечку газа. Для этого каждое соединение обматывается пленочным материалом, после чего в систему закачивается азот. В пленке делается небольшое отверстие, которое смазывается мыльным раствором. Таким способом можно выявить утечку и оперативно ее устранить.

С помощью пленки, смазанной мыльным раствором, проверяется утечка газа

Доставку газа лучше доверять проверенному поставщику. Компания «Промтехгаз» имеет в своем распоряжении новые автоцистерны объемом 12 м³ на базе автомобилей КамАЗ, которые оснащены системой мониторинга ГЛОНАСС/GPS. Благодаря новому автопарку покупатель получает газовую продукцию в минимально возможные сроки.

Кстати, более подробную информацию об автономной газификации Вы найдете .

Copyright © 2024. Профессиональный ремонт