Осветительные приборы

Руанда: краткая история страны. Раскалённая Африка

Руанда: краткая история страны. Раскалённая Африка

Обычный европеец, оказавшийся среди представителей африканского племени тутси, почувствует себя карликом, ведь средний рост местных мужчин почти 2 метра, а женщины не намного отстают от них. Мы предлагаем совершить путешествие в Центральную Африку, где живут самые высокие люди планеты.

Народ тутси, численность которого составляет около 2-2,5 миллионов человек, проживает на территории нескольких центральноафриканских государств: Руанды, Бурунди, Демократической Республики Конго и в некоторых соседних странах.


Предки тутси, пришедшие в Центральную Африку с территории Эфиопии и Судана в XV веке, занимались скотоводством. Позже они стали смешиваться с более многочисленной этнической группой хуту, переняв у них навыки земледелия и язык. Постепенно произошло и смешение этих двух народов, о чем говорит их генетическая близость. Но скотоводство по-прежнему считается более предпочтительным занятием для тутси, а выкуп за невесту также измеряется количеством передаваемого семье крупного рогатого скота.

Тутси говорят на двух близкородственных языках группы банту - рунди и раунда. Помимо родного языка, многие тутси владеют французским, который является государственным языком Руанды, Бурунди и Демократической Республики Конго. Большинство современных тутси исповедуют католицизм, хотя среди тутси, живущих в деревнях, до сих пор сильны традиционные верования. У этого народа очень богатый фольклор, они знают множество сказок, поговорок и легенд. Традиционным ремеслом, которым в совершенстве владеют тутси, является плетение различных изделий из сухой соломы и камыша. Тутси изготавливают из подручного растительного материала корзины, короба и предметы мебели.


Отличительной особенностью людей народа тутси является их высокий рост, длинные ноги и узкое вытянутое лицо. Средний рост женщин тутси составляет 175 сантиметров, а мужчин - 193 сантиметра, хотя не редкость среди тутси и люди, имеющие рост более 2-ух метров. Исследователи предполагают, что одним из факторов, повлиявших на высокий рост тутси, стало их обитание в условиях полупустынного климата саванн и традиционное занятие скотоводством, которое предполагает значительные ежедневные пешие переходы. На это указывает и тот факт, что в этом регионе Африки проживают и другие племена, представители которых отличаются более высоким ростом по сравнению с другими народами мира. Это динка, масаи, самбуру, луо и другие народы, традиционно населяющие Восточную и Центральную Африку.


Последние десятилетия были очень тяжелыми для народа тутси. Несмотря на многовековое проживание по соседству с народом хуту, обилие смешанных браков и общий язык, между этими племена вспыхнул межэтнический конфликт. Но таковы реалии постколониальной Африки: сотни тысяч тутси стали жертвами конфликта, многие были вынуждены покинуть свои места обитания. Остается лишь надеяться, что в скором времени мир воцарится в этом многострадальном регионе и тутси снова будут водить по просторам саванны свои многочисленные стада коров с грациозными рогами.

Вряд ли существует что-либо более жестокое и бессмысленное, чем геноцид. Самое удивительное, что это явление возникло не в мрачном и фанатичном средневековье, а в прогрессивном 20 веке. Одним из самых чудовищных массовых убийств стал геноцид в Руанде, произошедший в 1994 году. По разным данным, тогда в этой стране за 100 дней было убито от 500 тыс. до 1 млн. человек. Сразу же возникает вопрос: «Во имя чего?».

Причины и участники

Геноцид в Руанде - это результат векового конфликта между двумя социально-этническими группами региона, хуту и тутси. Хуту составляли около 85% жителей Руанды, а тутси - 14%. Последняя пребывая в меньшинстве, издревле считалась правящей элитой. В течении 1990-1993 гг. на территории указанной пылала В апреле 1994 года в результате военного переворота к власти пришло состоящее из представителей народности хуту. С помощью армии и отрядов ополчения «импузамугамби» и «интерахамве» правительство начало уничтожение тутси, а также умеренных хуту. Со стороны тутси в конфликте принимал участие Руандийский патриотический фронт, направленный на уничтожение хуту. 18 июля 1994 г. в стране был восстановлен относительный мир. Но 2 млн. хуту эмигрировали из Руанды, опасаясь расплаты. Таким образом, неудивительно, что при упоминании слова «геноцид» сразу же возникает в уме Руанда.

Геноцид в Руанде: ужасающие факты

Государственное радио, которое находилось под контролем хуту, пропагандировало ненависть в отношении тутси. Именно через него часто координировались действия погромщиков, к примеру, передавалась информация о местах укрытия потенциальных жертв.

Ничто так не ломает уклад человеческой жизни, как геноцид. Руанда - яркое доказательство этого утверждения. Так, в это время было зачато около 20 тыс. детей, большинство из которых являлись плодами насилия. Современные руандийские матери-одиночки гонимы обществом с его традиционным восприятием жертв изнасилования, да еще и часто больны ВИЧ.

Спустя 11 дней после начала геноцида, на стадионе «Гатваро» было собрано 15 тыс. тутси. Это было сделано только для того, чтобы одновременно убить больше людей. Организаторы этой массовой бойни пустили в толпу а затем начали стрелять по людям и кидать на них гранаты. Хотя это кажется невозможным, но в этом ужасе выжила девочка по имени Альбертина. Тяжело раненая, она укрывалась под грудой убитых, среди которых были её родители, братья и сестры. Только на следующий день Альбертина смогла добраться до больницы, где также проходили рейды "зачисток" тутси.

Геноцид в Руанде заставил забыть свои обеты и представителей католического духовенства. Так, совсем недавно в рамках Международнго трибунала ООН рассматривалось дело Атаназа Серомбы. Его обвиняли в участии в заговоре, результатом которого стало истребление 2 тыс. беженцев-тутси. Согласно показаниям свидетелей, этот священник собрал беженцев в церкви, где они подверглись нападению со стороны хуту. Затем он приказал разрушить церковь с помощью бульдозера.

7 апреля 1994 года в далёкой африканской Руанде начался самый масштабный геноцид со времён Второй мировой войны. Представители народа хуту устроили кровавую расправу над другим народом, населявшим Руанду, - тутси. И если по масштабу злодеяний геноцид в Руанде уступил холокосту, то по своей "эффективности" превзошёл все известные прежде случаи геноцида. Всего за полтора месяца наиболее активной фазы геноцида было уничтожено, по различным оценкам, от 500 тысяч до миллиона жителей Руанды. Кошмарная бойня происходила прямо на глазах у различных международных организаций и миротворческого контингента ООН, который фактически остался безучастным. Кровавые события в Руанде стали одним из главных провалов международного сообщества, которое не смогло помешать этой ужасной расправе.

Противоречия между тутси и хуту возникли ещё в доколониальные времена. Тутси и хуту практически не имели этнических различий и говорили на одном языке. Различия между ними были скорее классовыми, чем национальными. Тутси традиционно занимались скотоводством, а хуту - земледелием. Со становлением доколониальной государственности тутси превратились в привилегированный класс и заняли доминирующее положение, тогда как хуту по-прежнему были беднейшими крестьянами. При этом тутси были меньшинством, а хуту представляли большинство населения.

Именно такую ситуацию застали пришедшие колонизаторы. Поначалу этой территорией управляли немцы, которые не стали ничего менять и сохранили все привилегии в руках тутси. После Первой мировой войны Германия лишилась всех колоний, и эта территория по мандату Лиги наций перешла под бельгийское управление.

Бельгийцы также не стали ничего менять, оставив тутси привилегированной группой. Все непопулярные реформы, такие как изъятие богатых пастбищ, ранее находившихся во владении хуту, проводились по указу бельгийцев, но осуществлялись руками тутси, в результате ненависть хуту росла не к бельгийским колонизаторам, а к привилегированным тутси.

Кроме того, бельгийцы окончательно закрепили этнический разлом между двумя народами. Ранее, как уже говорилось, отличия между ними были скорее классовыми, чем этническими, и разбогатевший хуту автоматически становился тутси. Но бельгийцы ввели в колонии национальность в её европейском традиционном понимании, раздав жителям паспорта с указанием национальности.

После окончания Второй мировой войны началась постепенная деколонизация Африки. Руандийская элита из числа тутси во главе с королём стала проявлять нелояльность к бельгийцам и требовать независимости. В ответ бельгийцы стали поддерживать хуту, которые уже были большинством. Очень скоро хуту стали преобладать среди священников, которые в условиях колонии фактически были чиновниками в системе образования. Незадолго до независимости бельгийцы заменили большое число вождей тутси вождями хуту. С этого момента начались первые кровавые столкновения между двумя народами. Бельгийцы, не желая разбираться с этим клубком противоречий, попросту ушли из колонии. В 1962 году территория была разделена на два независимых государства: королевство Бурунди, где власть сохранилась в руках тутси, и республику Руанда, где власть захватили хуту.

Но колонизаторы не только черпали в колониях ресурсы, но и создавали инфраструктуру, а также приносили на эти земли европейские системы образования и медицины. Благодаря европейской медицине резко снизилась смертность среди новорождённых - традиционный бич Африки. Это привело к настоящему демографическому взрыву, население Руанды менее чем за полвека увеличилось в шесть раз. При этом территория государства была невелика, и Руанда стала одной из самых густонаселённых стран Африки. Этот демографический взрыв привёл к коллапсу. Возникло чудовищное аграрное перенаселение, хуту не хватало земли, и они начали недобро посматривать на тутси, которые, хотя и не были уже правящей элитой, всё ещё считались гораздо богаче, чем хуту.

Сразу же после провозглашения независимости в Руанде начались кровавые этнические столкновения. Хуту начали грабить более благополучных тутси, которые десятками тысяч бежали в соседние Бурунди и Уганду, где оседали в лагерях беженцев. В этих лагерях стали создаваться партизанские отряды тутси, которые хуту прозвали "иньензи" - тараканы. Позднее это прозвище распространилось на всех тутси без исключения. Отряды тутси переходили границу Руанды и совершали диверсионные акты и нападения на патрули, после чего возвращались обратно.

К началу 70-х насилие пошло на спад. В результате военного переворота Руанду возглавил Жювеналь Хабиаримана. Хотя он и был хуту, он придерживался относительно умеренных взглядов, поскольку считал, что Руанда не сможет нормально существовать без помощи западных стран, которые явно не одобрят жестокую дискриминацию и гонения на этническое меньшинство. Хабиаримана провозгласил курс на Запад, начал получать финансовую помощь от развитых стран и прекратил гонения на тутси.

Конфликт оказался заморожен на полтора десятилетия. Тем временем в Уганде, куда перебралось значительное количество беженцев-тутси, началась гражданская война. Тутси, уже имевшие опыт партизанских боевых действий на территории Руанды, присоединились к повстанческой национальной армии сопротивления. После её победы тутси-эмигранты превратились во влиятельную политическую и военную силу в Уганде и стали требовать от руандийского правительства разрешения вернуться на родину.

Однако Руанда в конце 80-х переживала серьёзный финансовый кризис, связанный как с катастрофическим аграрным перенаселением, так и с падением цен на главный экспортный товар - кофе. Чтобы воспрепятствовать возвращению эмигрантов, был принят специальный закон, запрещавший приобретать землю в Руанде гражданам Уганды. Фактически это означало запрет на возвращение тутси.

Это резко радикализировало тутси-эмигрантов, которые начали создавать Руандийский повстанческий фронт. Он пополнялся не только за счёт нескольких поколений беженцев, но и за счёт эмигрантов, осевших в западных странах и щедро финансировавших РПФ. Не добившись уступок от руандийского правительства, повстанцы-тутси в октябре 1990 года вторглись в Руанду.

Так началась гражданская война. Считается, что повстанцы-тутси пользовались негласной поддержкой Британии, тогда как официальное правительство Руанды открыто поддерживалось Францией, поставлявшей оружие.

Поначалу повстанцам за счёт внезапности атаки сопутствовал успех, им удалось продвинуться в глубь страны, но продвижение закончилось после того, как Франция экстренно перебросила в Руанду свои войска (под предлогом защиты французских граждан), которые заблокировали продвижение повстанцев.

В РПФ не были готовы к такому повороту и начали отступление. Вместо открытого конфликта они перешли к партизанской войне и тактике мелких стычек и нападений на государственные объекты. Партизанская война продолжалась около двух лет. В 1992 году было подписано соглашение о прекращении огня и начались мирные переговоры, которые периодически срывались, а столкновения возобновлялись после каждого погрома тутси, которые периодически происходили в стране. Ни одна из сторон не желала идти на компромисс. Хуту утверждали, что тутси при поддержке англичан хотят обратить в рабство всех хуту. А тутси обвиняли хуту в геноциде и погромах, а также жестокой дискриминации.

В 1993 году в страну были введены миротворцы ООН, но они были не в силах остановить конфликт. Президент Хабиаримана, вынужденный лавировать между этническим большинством хуту, требовавших не уступать ничего тутси, и требованиями зарубежных государств, требовавших пойти на компромисс ради мира и стабильности, начал терять поддержку.

Популярность стало набирать движение "Власть хуту", состоявшее из крайних радикалов, требовавших "окончательного решения вопроса" с тутси. Движение состояло в основном из военных, а также интерахамве - руандийского вооружённого ополчения, которое в будущем стало одним из самых активных участников геноцида. Военные начали массовую раздачу хуту мачете под предлогом сельскохозяйственных нужд.

Радикалы создали свою собственную радиостанцию "Свободное радио тысячи холмов" (Страна тысячи холмов - одно из названий Руанды), которая занималась откровенно расистской пропагандой, призывая к ненависти к "тараканам". Одним из сотрудников этой станции был этнический бельгиец Жорж Руджу, позднее приговорённый Международным трибуналом к 12 годам заключения и ставший единственным европейцем, осуждённым трибуналом по Руанде.

В конце 1993 года в соседнем Бурунди заговорщиками из числа военных-тутси был убит президент страны, который был недавно избран и стал первым хуту во главе государства. Это вызвало взрыв негодования в Руанде, чем воспользовались радикалы, начавшие подготовку к истреблению тутси.

Стоит отметить, что ООН предупреждали о готовящейся расправе ещё за несколько месяцев до её начала. Один из высокопоставленных хуту в обмен на вывоз его самого и его семьи в какую-нибудь из развитых стран и предоставление политического убежища предлагал сообщить всю имеющуюся у него информацию о подозрительных действиях военного руководства, которое вооружает ополчение и проводит регистрацию тутси, явно планируя какую-то операцию. Однако в ООН побоялись влезать в этот клубок противоречий нескольких стран и народов и не стали вмешиваться в ход событий.

6 апреля 1994 года запущенной с земли ракетой был сбит самолёт, в котором находились президенты Руанды и Бурунди, а также ряд высокопоставленных военных и политических деятелей. Все они возвращались с очередного раунда переговоров по ситуации в Руанде. До сих пор так и осталось неизвестным, кто ответственен за убийство президентов. За 20 лет в СМИ публиковалось множество различных версий, винили как радикалов-хуту, так и тутси, и даже французские спецслужбы.

Так или иначе, уже через несколько минут после этого события начался самый кровавый со времён Второй мировой войны геноцид. Новой властью себя провозгласил полковник Багосора, несмотря на то что по закону власть должна была перейти к премьер-министру Увилингийимане, которая отличалась умеренными взглядами и была последовательницей погибшего президента.

Багосора сразу же отдал приказ армии и ополчению атаковать тутси и убивать их везде, где их найдут, не делая исключения ни для женщин, ни для стариков, ни для детей. Одновременно военные были отправлены на захват и убийство умеренных руандийских политиков, которые могли помешать планам радикалов.

Лояльная радикалам президентская гвардия в ночь после гибели президента отправилась на захват премьер-министра Увилингийимане, которую охраняли 10 бельгийских "голубых касок". Руандийские военные окружили дом, в котором они находились, и те сложили оружие. Миротворцы и премьер-министр были убиты.

В то же время военные начали охоту за всеми умеренными деятелями, в результате которой погибло несколько членов прежнего правительства, деятелей оппозиции и журналистов крупных изданий.

По всей стране начались убийства тутси. В них участвовали как военные и ополченцы, так и гражданские лица, расправлявшиеся порой со своими соседями. Их расстреливали, резали мачете, сжигали заживо, забивали насмерть. Всех их подбадривало "Радио тысячи холмов", призывавшее не жалеть "тараканов". Прямо в радиоэфирах зачитывались сводки о местах, в которых укрываются тутси, бежавшие от погромов.

Поскольку видимых различий между тутси и хуту не было, погромщики действовали на своё усмотрение. СМИ учили их распознавать тутси по "презрительному и надменному взгляду" и "маленькому носу". В результате жертвами погромщиков стало немалое количество хуту, которых приняли за тутси (часть жертв геноцида - убитые по ошибке хуту). В результате "Радио тысячи холмов" даже вынуждено было обратиться к слушателям с предостережением: не всякий, кто имеет маленький нос, является тутси, такие носы бывают и у хуту, не надо их сразу убивать, а надо сначала проверить документы и только потом убивать.

В день начала геноцида лидер РПФ Поль Кагаме заявил, что, если насилие сейчас же не прекратится, он разрывает перемирие и начинает наступление. На следующий день повстанцы начали наступление. Их армия постоянно пополнялась за счёт сумевших бежать руандийских тутси, а также добровольцев из Бурунди, возмущённых кровавыми расправами над соплеменниками.

Руандийские солдаты так увлеклись расправами над тутси, что фактически проморгали наступление повстанцев, которым удалось очень быстро окружить столицу, начав наступление по трём направлениям. В июле вся территория Руанды была под контролем РПФ. Это считается окончанием геноцида, однако стоит отметить, что его наиболее активная фаза продолжалась около полутора месяцев, поскольку к середине июня почти вся территория Руанды уже была под контролем повстанцев-тутси.

События в Руанде стали одним из главных провалов в истории международной политики. Западные государства не смогли ни воспрепятствовать геноциду, ни даже смягчить его. "Голубые каски" получили указание не вмешиваться в события и применять силу только в случае самообороны. Лишь по инициативе командующего контингентом Даллера несколько тысяч тутси были спасены в штабе миротворцев.

После того как хуту убили десятерых бельгийских военных из числа "голубых касок", Бельгия заявила об эвакуации своего контингента (который был основой "голубых касок") и начала вывод военнослужащих-миротворцев. ООН позднее подвергалась сильной критике за свою бездеятельность в разгар геноцида. Только спустя месяц после его начала в ООН наконец констатировали, что происходящие в Руанде события можно назвать геноцидом, и было решено направить дополнительный контингент миротворцев, который прибыл в страну уже после того, как её захватили повстанцы-тутси и геноцид прекратился.

Также подвергались жёсткой критике и французы. Они обвинялись не только в поставках оружия и подготовке будущих участников геноцида, но и в том, что не оказали никакой помощи тутси. Через несколько дней после начала кровавой вакханалии французские войска высадились в Руанде с целью эвакуации из страны граждан Франции и Бельгии. Однако они отказались эвакуировать тутси и вообще оказывать им какую-либо помощь.

Американцы в тот момент были всецело увлечены ситуацией в Югославии и вообще никак не вмешивались в события, понадеявшись на Францию, в сфере влияния которой находилась Руанда.

Последствия гражданской войны и геноцида оказались беспрецедентно тяжёлыми для страны. Инфраструктура была разрушена. Почти половина населения страны либо погибла, либо бежала. В ходе геноцида тутси было уничтожено, по различным оценкам, от 500 тысяч до миллиона человек. Несколько десятков тысяч хуту погибли во время ответного террора уже после захвата страны повстанцами. Около 2 миллионов хуту (почти четверть населения страны) бежали, опасаясь возмездия от захвативших страну тутси. Они осели в лагерях беженцев в соседних странах. Повторилась ситуация 30-летней давности, только тогда беженцами, ставшими партизанами, были тутси, а теперь хуту, создававшие военные отряды и совершавшие вылазки на территорию Руанды.

Беженцы-хуту создали в Заире свою армию, что привело к тому, что Руанда поддержала местных повстанцев в начавшейся в стране гражданской войне. Хотя сейчас Заир уже переименован в Конго, армия хуту всё ещё существует под названием "Демократические силы за освобождение Руанды" и ждёт своего часа.

Президентом страны до сих пор является Поль Кагаме - лидер РПФ. Он заявляет, что не делит руандийцев на тутси и хуту и сотрудничает с умеренными хуту, жестоко преследуя радикалов.

Помимо судов в Руанде в Танзании под эгидой ООН был учреждён Международный трибунал по Руанде, который осудил ряд высокопоставленных организаторов и исполнителей геноцида (всего около 100 человек). К пожизненному заключению был приговорён главный организатор геноцида Теонесте Багосора, пойманный через несколько лет после бегства из Руанды в одной из африканских стран. Большая часть подсудимых из числа офицеров армии и ополчения, а также сотрудников радикальных СМИ, получила сроки от пяти лет до пожизненного заключения.

7 апреля 1994 в Руанде начались ужасающие события, в результате которых за три месяца на территории, меньшей, чем Московская область, был зверски убит миллион человек. Но вот что странно: спустя одно поколение Руанда оказалась одной из наиболее мирных и быстро развивающихся стран в регионе. Рассказываем, как все случилось и что сейчас происходит на месте бойни.

История большинства стран - это череда войн, междоусобиц, переворотов и геноцида. Мир до сих пор вспоминает Холокост, геноцид армян или истребление народа Камбоджи диктатором Пол Потом. Но был один геноцид, о котором не поет Серж Танкян, и о котором почти не говорят в СМИ. Он произошел совсем недавно, в 1994 году, в маленькой африканской Руанде.

Предыстория

Территорию Руанды населяют два племени: тутси и хуту. Сначала с юга Африки пришли хуту в поисках земель, так как занимались в основном земледелием. Затем с севера континента пришли кочевники тутси.

В определенный период древней истории Руанды тутси стали доминировать над хуту. После этого общество поделилось на два клана- господствующих тутси и «рабочий класс» хуту. Оба племени говорят на одном языке и, на первый взгляд, внешне почти ничем не различаются. На самом деле, имеется одно малозаметное отличие: у тутси немного другая форма носа. Этим признаком руководствовались бельгийские колонизаторы при селекции и отборе местных элит.

Европейцы поддерживали тутси из-за происхождения. Считалось, что тутси имели корни в Эфиопии, поэтому они ближе к европеоидам, следовательно, превосходят хуту расово, являются более умными и красивыми. Соответственно, именно им дали преимущественное право занимать высшие посты в руководстве и составлять элиту государства.

На Берлинской конференции 1884 года, во время раздела Африки между европейскими державами, территорию Руанды отдали Германской империи, а в 1916 году страна перешла под власть бельгийцев. Вплоть до объявления собственной независимости в 1962 году, Руанда имела статус бельгийской колонии.

Хуту не могли мириться с положением людей «второго сорта» и в 1959 году подняли восстание, захватив власть. Десятки тысяч тутси были убиты, а остальные бежали в соседние государства.

Гражданская война

В 1990 году тутси решили вернуть власть и создали Руандийский патриотический фронт (далее РПФ), который начал воевать против правительства хуту. Возглавлял РПФ нынешний президент Руанды - Поль Кагаме.

Поль Кагаме

Тутси вели активную партизанскую войну. Делали это они настолько успешно, что в 1993 году оба народа подписали договор, согласно которому РПФ вошел в состав временного правительства. Тутси могли вернуться на Родину, и обе стороны сложили оружие.

Несмотря на эти договоренности, хуту-радикалы были недовольны положением дел. Появились молодежные боевые группы, которые тренировали и вооружали военные. Начали распространяться шовинистические агитационные листовки с призывами уничтожить тутси. Но, так как население страны в своем большинстве было неграмотным, гораздо большую популярность имело радио. Этим активно пользовались пропагандисты. Людям внушали, что тутси хотят восстановить положение в обществе и господствовать над хуту.

Геноцид в Руанде

6 апреля 1994 года на подлете к Кигали был сбит самолет, на борту которого находился президент Руанды Жювеналь Хабиаримана. Он как раз возвращался с переговоров в Аруше (Танзания), где обсуждались пути урегулирования конфликта. Кто устроил теракт - неизвестно, но именно после этого события начались массовые убийства и хаос.

Радикалы-хуту убили премьер-министра, ее мужа и 10 охраняющих бельгийских солдат. Помимо этого, были убиты политики, которые выступали за мир с тутси. К власти пришли военные, которые создали пропагандистскую сеть, направленную против тутси, силе которой позавидовал бы сам Геббельс. Главный агитационный лозунг звучал так: «Убивайте этих тараканов!»

Уничтожали тутси не только военные, но и представители гражданского населения. Армия даже бесплатно раздавала для этого мачете. На дорогах проверяли документы, где на тот момент указывалась национальная принадлежность. Если человек принадлежал к тутси, то его, как правило, убивали на месте. Не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин.

Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые граждане из племени хуту оказались гораздо гуманнее. Рискуя собственной жизнью, они спасали беженцев тутси от неминуемой гибели. Известна история менеджера отеля Поля Русесабаджина, который, используя свое высокое положение в обществе и финансовый достаток, укрывал в гостинице сотни людей. События описаны в фильме «Отель Руанда» .

Головорезы прочесывали все дома в поисках тутси. Их жилища сжигали, а имущество растаскивали. Тутси, в свою очередь, пытались найти убежище в школах и церквях. Кого-то священники прятали, а кого-то сдавали. Многих тутси убили или сдали убийцам их же соседи, друзья и коллеги. При этом, важно, что расправлялись не только с тутси, но и с так называемыми «умеренными хуту» - теми, кто укрывал у себя преследуемых или сочувствовал им. Женщин-тутси, как правило, сначала насиловали, а потом убивали. Многие из них, пережив насилие, теперь заражены СПИДом.

Окончание геноцида

Тутси искали помощи у миротворцев ООН. Но, к сожалению, те не могли применить оружие, так как по уставу это означало прямое вмешательство. Боевики-хуту воспользовались этим условием, отлавливая людей по одиночке (однако при этом массово).

Европейцы и американцы эвакуировали своих граждан и не вмешивались в конфликт. Администрация Клинтона выступила против миссии ООН, после чего Совет безопасности приказал миротворцам срочно покинуть страну. Из 2500 солдат канадского генерала Ромео Даллера осталась всего пара сотен. Проявив волю и героизм (во многом вопреки приказам начальства), генерал и его солдаты до последнего защищал тутси, создав специальные зоны для укрытия.

Генерал Ромео Даллер

Несмотря на это, после окончания геноцида Даллэр впал в депрессию, обвиняя себя в гибели жителей Руанды, и предпринял несколько попыток самоубийства. Некоторые из военнослужащих ООН, которые не смогли спокойно жить с воспоминаниями о резне, тоже покончили с собой. В 2003 году Даллэр выпустил книгу «Рукопожатие с дьяволом», которая впоследствии была экранизирована .

Резня остановилась после того, как в июле бойцы РПФ под руководством Поля Кагаме взяли Кигали, а поверженное правительство хуту бежало в Заир. По официальным данным за сто дней бойни погибло около миллиона человек. Кагаме впоследствии занял пост вице-президента Руанды и министра обороны, а в 2000 году и вовсе стал президентом. Переизбравшись несколько раз, он добился удвоения ВВП, развития экономики и технологий. Неудивительно, что в современной Руанде Кагаме многие считают национальным героем.

В ноябре 1994 года ООН организовала международный трибунал по Руанде. Виновных находят и судят до сих пор.

После описанных событий произошла смена элит, начался поток западных инвестиции и гуманитарной помощи. Широко развернулась деятельность благотворительных организаций. В соответствии с официальной идеологией, в стране более нет разделений на племена, есть только руандийцы - единая нация.

Как живет современная Руанда после геноцида

Для того, чтобы понять, как живет Руанда в наше время, лучше всего спросить человека, который был там, причем, не в роли туриста. В этом нам помогла Наталья, работник посольства одной из латиноамериканских стран, которая провела некоторое время в Руанде с благотворительной миссией. Сделала она это по своей собственной инициативе, приехав сюда вместе с волонтерским проектом Ubushobozi . Фамилию она, к сожалению, попросила не называть.

Поездка во многом оказалась не такой, как ожидала Наталья, а жизнь в современной Руанде - это вовсе не какой-то стереотипный африканский мрак и ужас. В действительности, все гораздо сложнее и интереснее:

«Полтора года назад я заинтересовалась литературой про ООН и другие международные организации. В одной из книг, выпускаемых ООН, довольно часто ссылались на Руанду как на самую провальную миротворческую миссию. Честно говоря, о существовании такой страны к тому моменту я и не знала. Начала искать информацию в Интернете и сразу поняла - надо ехать.

Бросилась на поиски волонтерских программ. Первое, что обычно приходит в голову людям, которые ищут подобные организации, - это программы, связанные с детьми. Я остановилась на американском проекте Ubushobozi - волонтерской организации, созданной для помощи женщинам, пережившим геноцид и пострадавшим от насилия. Каждый день они приходят в дом, общину, где шьют, плетут поделки. Изделия выставляют на продажу через Интернет. Часть вырученных денег - их зарплата, часть идет на нужды проекта. Будучи весьма религиозными, женщины вместе ходят в церковь, где молятся и танцуют.

В Мусанз, втором по значимости городе после столицы, Кигали, проектом заведует местная жительница Серафин. Для этих женщин община - вторая, а порой и единственная семья. Кто-то пострадал от насилия в семье, кто-то сирота, есть одна женщина с ВИЧ. Большинство из них остались сиротами или потеряли кого-то из близких вследствие геноцида. Вообще любой человек, живущий в настоящее время в Руанде, пострадал от геноцида - прошло ведь совсем немного времени.

Тема геноцида среди местных жителей - табу. До последнего момента мне хотелось поговорить с местными, но я долго не решалась. Во время одной из прогулок с Серафин мы встретили на улице ее сестру. Впоследствии я узнала, что ее мужа убили во время геноцида. Из разговора стало понятно, что она знает убийцу, и он ходит на свободе. Был задан резонный вопрос, не жаждет ли она мести. Мне объяснили, что в церкви их учат прощать.

Тот человек, который убил ее мужа, раскаялся, попросил прощения - и она его простила! Сейчас они периодически пересекаются в городе и даже общаются. Для европейца это нонсенс, а здесь - в порядке вещей. Говорят, в местных судах есть условие: если человек раскаялся, то его либо отпускают, либо сокращают ему срок. По улицам действительно ходят люди, которые убивали. Они спокойно взаимодействуют с остальными, которые их простили. Многие бывшие боевики-хуту испугались правосудия и бежали в Уганду, Конго. Возможно, из-за этого в соседних странах вырос уровень преступности.

Серафин рассказывает, что во время геноцида в дом ее семьи врывались вооруженные люди. Приходилось откупаться, чтобы сохранить жизнь. Случалось и такое: забрав все ценное, людей все равно убивали.

В общине Ubushobozi живут как тутси, так и хуту и живут дружно. В Руанде не принято выкидывать еду, на улице много людей, которым ее можно просто отдать. Поэтому, когда я наедалась и не могла доесть порцию в ресторане, - всегда было кого накормить.

В столице развивается бизнес, приезжают американцы, европейцы. Растет приток китайских инвестиций. Китайцы строят много зданий. На фоне трущоб современные китайские новостройки смотрятся колоритно. Одна из разновидностей такси - люди в спецодежде на велосипедах, которые подвезут на багажнике в любую точку. В городе нет ни кошек, ни собак. Возможно, их уничтожили после того, как они поедали трупы во время геноцида.

В Руанде развит некий культ фейсбука. Компьютеры есть далеко не у всех, поэтому до сих пор популярны интернет-кафе.

Местное население окультурилось. В городской черте абсолютно безопасно. На улицах не принято курить, есть на ходу. Развиты социальные программы. Например, на главной площади города гражданам выдают антимоскитные сетки. Уровень преступности невысокий, можно спокойно гулять по вечерам.

Люди уважают полицию, закон. Говорят, коррупция на бытовом уровне отсутствует как таковая. Нет и такого понятия, как взятка полицейскому.

В последние несколько дней поездки я посетила Мемориальный центр Кигали, построенный на месте братской могилы. Постоянные экспозиции объясняют причины геноцида, рассказывают об истории геноцидов в мире.

На втором этаже расположен «Детский мемориал». Вот здесь на глаза начинают наворачиваться слезы. Под фотографиями детей подписано, кто чем увлекался, а рядом - причины смерти: разрублен мачете, забит камнями, застрелен.

В гостевой книге оставлены записи людей из многих стран. К сожалению, я не нашла отзывы соотечественников. Хотелось бы, чтобы россияне обратили внимание на эту страну. Здесь действительно есть на что посмотреть. Есть свой заповедник - Национальный парк Акажера, который ничем не хуже кенийского или заповедника в ЮАР.

Поначалу я думала, что здесь до сих пор должен витать дух геноцида. Однако в реальности страна оказалась очень жизнерадостной. Сегодня все живут дружно, разницы между людьми нет. Улыбающиеся люди гармонируют с красивой природой. Каждый угол - живописная панорама с великолепными пейзажами: зеленые холмы, деревья, реки. Из-за особенностей рельефа Руанду прозвали страной «тысячи холмов». Современная Руанда абсолютно безопасная и безобидная - с темным прошлым, но светлым будущим.

Встреча с такими жизнерадостными людьми - это просто бальзам на душу, этого не описать словами. Очень надеюсь, что для женщин проекта Ubushobozi я сделала что-то полезное. Могу сказать, что во мне эта поездка перевернула многое.

Руанда тогда и сейчас - две разных страны. После поездки я начала по-другому относиться к материальным благам. Местные радуются обыденным вещам, которые у нас в изобилии. Они оптимистичны, любят танцевать, общаться. У них отличное чувство юмора. Эти люди хотят жить и радоваться жизни».

Современная Руанда по сравнению с соседними странами выглядит чуть ли не как Европа. Полностью искоренив любую дискриминацию и разделение на народности, Руанда двигается дальше. Здесь активно заботятся об окружающей среде. Запрещены пластиковые пакеты. Каждую последнюю субботу месяца всё население страны устраивает субботник. В школах Руанды кроме родного языка преподают английский и французский.

Естественно, у местных жителей память о геноциде еще свежа. Очень сложно понять то, как жертвы спокойно живут рядом с бывшими мучителями. Но то, как этот немногочисленный и незаметный народ смог разобраться со своими проблемами, адаптироваться и вернуться к нормальной жизни в тот момент, когда от них отвернулся весь лицемерный мир, вызывает не просто уважение, а восхищение.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.