Осветительные приборы

Прибор для измерения влажности. Приборы для измерения относительной влажности воздуха

Прибор для измерения влажности. Приборы для измерения относительной влажности воздуха

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс.Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, онспособствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Структура проекта

Тема проекта Неизведанное рядом
Название проекта Вода, вода, кругом вода
Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой
Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи Образовательные области
Физическая культура Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”.
Здоровье Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.
Безопасность Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
Социализация Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Труд Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Познание Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.
Коммуникация Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Чтение художественной литературы Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”.
Художественное творчество Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”.
Музыка Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.
Участники проекта Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.
Сроки выполнения 05.11.2013 г. – 27.11.2013 г.
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагогов
  1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
  2. Составить план работы по реализации проекта (приложение 1) .
  3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме (приложение 2 , приложение 3 , приложение 4 ).
  5. Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.
  6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности (приложение 5).
  7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
  8. Создать наглядный материал “Художественное слово о воде” (приложение 6).
  9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
  10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
  11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

Создать информационный материал:

  • Для родителей: памятки и консультации (приложение 7).
  • Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (приложение 8).
  • Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.
Деятельность детей Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”.

Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”.

Интерактивные игры.

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде.

Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

Опыты с водой.

Деятельность родителей Знакомство с содержанием стендовой информации.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.
Материал, оборудование Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей.

Экспериментальный.

Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.

Форма презентации проекта Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”.
Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Перспективный план работы с детьми

Дата Содержание
I неделя

05 – 08.11.2013 г.

Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).

Беседа №3 “путешествие капельки”.

Наблюдение №1 – за водой.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная”.

Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

Опыт №3 “Вода жидкая”.

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

II неделя

11 – 15.11.2013 г

Беседа №4 “Вода нужна всем”.

Беседа №5 “Волшебница вода”.

Беседа №6 “Берегите воду”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 “Вода не имеет формы”.

Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова).

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

18 – 22.11.2013 г.

Беседа №7 “Дождь”.

Беседа №8 “Туман”.

Беседа №9 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.

Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова).

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

25 – 29.11.2013 г.

Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за осенним дождём.

Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова)

Заклички, пословицы, поговорки.

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды”

(в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”).

Литература

  1. Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
  3. И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
  4. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
  5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.

Проект

«Вода и ее свойства»

Средняя группа

«Секреты Волшебницы воды»

Воспитатель: Майер Наталья Васильевна

Список мероприятий, проводимых в рамках темы «Вода и ее свойства»:

· Беседа с элементами экспериментирования «Основные свойства воды: без цвета, без запаха, без вкуса,жидкая, твердая, холодная, горячая», изменение свойств воды (окрашивание, изменение вкусаи запаха питьевой воды);

· Таяние снега и льда;

· Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;

· Образование паровых капель.

· Загадки про воду и ее различные виды и свойства

· Коллективный труд в уголке природы и игрушек (моют игрушки, протирают пыль с цветов).

· Здоровье – беседа « Важность воды в жизни живых существ»

· Художественно эстетическое развитие – Рисование «Веселые капельки»

· Художественно-эстетическое развитие – чтение сказки – «Родничок»

· Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке (в соответствии с погодными условиями: дождь, лужа, снег, лед);

· Сюжетно – ролевая игра – «Научим куклу Машу умываться»

· Продукт – Аппликация – «Лебеди на пруду».


Паспорт проекта «Вода и ее свойства».

Руководитель проекта : воспитатель средней группы

Возраст участников проекта : дети от 4 до 5 лет.

Тип проекта : Краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий, межпредметный.

Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.

Гипотеза:

Откуда берётся вода?

Кому она нужна?

Можем ли мы прожить без воды?

Цель проекта : По знакомить детей со свойствами воды. Уточнить представление детей означении воды в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи проекта :

1. Реализовать тему «Вода и ее свойства», охватив все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

3. Формирование у детей осознанных представлений об основных свойствах воды, о важности воды в жизни всех живых существ, о необходимости заботиться о своём здоровье;

4. Дать детям первичные знания о круговороте воды в природе;

5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;

6. Воспитание трудовых качеств и бережного отношения к воде.

7. Дать задатки по экологическому воспитанию детей (связь человека с природой).

Актуальность проекта :

Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Методы исследования :

Наблюдения, беседы с детьми о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, физминутки, дидактические, и подвижные и пальчиковые игры, консультации для родителей.

Необходимое оборудование :

Литературный ряд :

· малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», загадки про воду, малый народный фольклор (потешки), рассказы «Родничок», «Путешествие капельки».

Музыкальный ряд:

· аудиозаписи «Звуки воды в природе»,

Демонстрационный ряд: Дидактический плакат «Круговорот воды в природе», альбомы, картинки на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;

оборудование материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, ватные палочки) ; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.

Продукт проекта:

· Аппликация коллаж «Лебеди на пруду».

Занятие по познавательному развитию «Все о воде.»

Цель:

углубление представлений о живой и неживой природе.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды (текучесть, запах, цвет, вкус);

Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности,

логическоемышление, любознательность, обогащать речь детей новыми словами;

Продолжить формировать созидательное отношение к окружающей природе.

Занятие по речевому развитию « Звездочка в гостях»

Цели:

Рассказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, т -Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью воспитателя.

Развивать логическое мышление.

Занятие по ФЭМП «Вода повсюду»

Цель:

Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.

Продолжать учить сравнивать две группы предметов. Закреплять понятия узкий-широкий. Счет в пределах 5.

Развивать логическоемышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать.

Развивать связную речь, обогатить словарь детей

Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Занятия по изобразительной деятельности «Веселые капельки (рисование), «Лебеди на пруду» (аппликация коллаж).

Ежедневные наблюдения за природными явлениями (виды воды в природе (дождь, сосульки, лужи, снег)

Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды «Маленькие волшебники» (тонет не тонет, разноцветная вода, разноцветный лед, летучий пар, сладкая вода, рыбка в воде)

Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», рассказ«Родничок»), разгадывание загадок на тему воды, чтение стихотворений.

Заучивание наизусть стихов, песенок о воде.

Сюжетно ролевая игра «Поможем маме помыть посуду».

Распределение деятельности по этапам проекта.

Этапы работы над проектом

Деятельность детей

Деятельность педагогов

1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы.

1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно воспринимают проблему.

Вводит в игровую ситуацию: «Почему так происходит?», «Что мы можем сделать?»

2. Выделение задач.

Принятие задачи - совершить путешествие вместе с Капелькой.

1. Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)

3. Организует деятельность

3. Продуктивная деятельность.

1. Читают рассказы и стихи,отгадывают загадки.

2. Рисуют рисунок «Веселые капельки»»;

3. Опыты со льдом;

4. Игра со снежками;

5. Опыты с водой.

6 Создают аппликацию – коллаж – «Лебеди на пруду»

1. Организует работу над проектом,

2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность;

3. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;

4. Презентация.

Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды и кому нужна вода.

1. Организует презентацию коллажа;