Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс.Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, онспособствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Структура проекта |
||
Тема проекта | Неизведанное рядом | |
Название проекта | Вода, вода, кругом вода | |
Тип проекта | Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой | |
Цель | Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. | |
Задачи | Образовательные области | |
Физическая культура | Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”. | |
Здоровье | Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться. | |
Безопасность | Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов. | |
Социализация | Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. | |
Труд | Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место. | |
Познание | Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте. | |
Коммуникация | Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов). | |
Чтение художественной литературы | Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”. | |
Художественное творчество | Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”. | |
Музыка | Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море. | |
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры. | |
Сроки выполнения | 05.11.2013 г. – 27.11.2013 г. | |
План подготовки и реализации проекта | ||
Деятельность педагогов |
Создать информационный материал:
|
|
Деятельность детей | Рассматривание иллюстраций,
мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в
природе”. Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”. Интерактивные игры. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”. Выполнение детских творческих работ по теме проекта. Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Опыты с водой. |
|
Деятельность родителей | Знакомство с содержанием
стендовой информации. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования. Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта. |
|
Практический результат | Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности. | |
Материал, оборудование | Дидактический:
иллюстрации,
аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу,
интерактивные игры, презентации Power Point,
индивидуальные наборы материалов и инструментов
для изодеятельности детей. Экспериментальный. Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом. |
|
Форма презентации проекта | Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”. | |
Планируемый результат реализации проекта | Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. |
Перспективный план работы с детьми
Дата | Содержание |
I неделя
05 – 08.11.2013 г. |
Беседа №1 “Вода вокруг нас”. Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение). Беседа №3 “путешествие капельки”. Наблюдение №1 – за водой. Наблюдение №2 – за испарением. Опыт №1 “Вода прозрачная”. Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”. Опыт №3 “Вода жидкая”. Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”. Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”. Загадки о роднике, ручейке, озере. Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”. Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва). |
II неделя
11 – 15.11.2013 г |
Беседа №4 “Вода нужна всем”. Беседа №5 “Волшебница вода”. Беседа №6 “Берегите воду”. Наблюдение №3 – за растениями. Наблюдение №4 – за снегом. Опыт №4 “Вода не имеет формы”. Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”. Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”. Просмотр слайд-шоу “Водопады”. Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”. Загадки о болоте, реке, водоёме. Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”. Интерактивная физминутка “Весёлое болото”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”. Лепка “Озеро с камышами”. Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова). Заклички, пословицы, поговорки. |
III неделя
18 – 22.11.2013 г. |
Беседа №7 “Дождь”. Беседа №8 “Туман”. Беседа №9 “Град и снег”. Наблюдение №5 – за таянием льда, снега. Наблюдение №6 – за сосульками. Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”. Опыт №8 “Пар – это тоже вода”. Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”. Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”. Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”. Рисование “Природные водоёмы: море, океан”. Загадки о море, океане. Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”. Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова). Заклички, пословицы, поговорки. |
IV неделя
25 – 29.11.2013 г. |
Беседа №10 “Роса”. Беседа №11 “Водоёмы”. Беседа №12 “Водный транспорт”. Наблюдение №7 – за облаками. Наблюдение №8 – за осенним дождём. Опыт №10 “Лёд – легче воды”. Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”. Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”. Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”. Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”. Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане. Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”. Аппликация “Рыбки в аквариуме”. Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова) Заклички, пословицы, поговорки. Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды” (в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”). |
Литература
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
- И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
- Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
- Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
Проект
«Вода и ее свойства»
Средняя группа
«Секреты Волшебницы воды»
Воспитатель: Майер Наталья Васильевна
Список мероприятий, проводимых в рамках темы «Вода и ее свойства»:
· Беседа с элементами экспериментирования «Основные свойства воды: без цвета, без запаха, без вкуса,жидкая, твердая, холодная, горячая», изменение свойств воды (окрашивание, изменение вкусаи запаха питьевой воды);
· Таяние снега и льда;
· Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
· Образование паровых капель.
· Загадки про воду и ее различные виды и свойства
· Коллективный труд в уголке природы и игрушек (моют игрушки, протирают пыль с цветов).
· Здоровье – беседа « Важность воды в жизни живых существ»
· Художественно эстетическое развитие – Рисование «Веселые капельки»
· Художественно-эстетическое развитие – чтение сказки – «Родничок»
· Наблюдение за разновидностями состояния воды на прогулке (в соответствии с погодными условиями: дождь, лужа, снег, лед);
· Сюжетно – ролевая игра – «Научим куклу Машу умываться»
· Продукт – Аппликация – «Лебеди на пруду».
Паспорт проекта «Вода и ее свойства».
Руководитель проекта : воспитатель средней группы
Возраст участников проекта : дети от 4 до 5 лет.
Тип проекта : Краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий, межпредметный.
Проблема проекта : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Гипотеза:
Откуда берётся вода?
Кому она нужна?
Можем ли мы прожить без воды?
Цель проекта : По знакомить детей со свойствами воды. Уточнить представление детей означении воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта :
1. Реализовать тему «Вода и ее свойства», охватив все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
2. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
3. Формирование у детей осознанных представлений об основных свойствах воды, о важности воды в жизни всех живых существ, о необходимости заботиться о своём здоровье;
4. Дать детям первичные знания о круговороте воды в природе;
5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
6. Воспитание трудовых качеств и бережного отношения к воде.
7. Дать задатки по экологическому воспитанию детей (связь человека с природой).
Актуальность проекта :
Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Методы исследования :
Наблюдения, беседы с детьми о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, физминутки, дидактические, и подвижные и пальчиковые игры, консультации для родителей.
Необходимое оборудование :
Литературный ряд :
· малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», загадки про воду, малый народный фольклор (потешки), рассказы «Родничок», «Путешествие капельки».
Музыкальный ряд:
· аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
Демонстрационный ряд: Дидактический плакат «Круговорот воды в природе», альбомы, картинки на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
оборудование материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, ватные палочки) ; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Продукт проекта:
· Аппликация коллаж «Лебеди на пруду».
Занятие по познавательному развитию «Все о воде.»
Цель:
углубление представлений о живой и неживой природе.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (текучесть, запах, цвет, вкус);
Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности,
логическоемышление, любознательность, обогащать речь детей новыми словами;
Продолжить формировать созидательное отношение к окружающей природе.
Занятие по речевому развитию « Звездочка в гостях»
Цели:
Рассказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, т -Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью воспитателя.
Развивать логическое мышление.
Занятие по ФЭМП «Вода повсюду»
Цель:
Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
Продолжать учить сравнивать две группы предметов. Закреплять понятия узкий-широкий. Счет в пределах 5.
Развивать логическоемышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать.
Развивать связную речь, обогатить словарь детей
Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Занятия по изобразительной деятельности «Веселые капельки (рисование), «Лебеди на пруду» (аппликация коллаж).
Ежедневные наблюдения за природными явлениями (виды воды в природе (дождь, сосульки, лужи, снег)
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды «Маленькие волшебники» (тонет не тонет, разноцветная вода, разноцветный лед, летучий пар, сладкая вода, рыбка в воде)
Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», рассказ«Родничок»), разгадывание загадок на тему воды, чтение стихотворений.
Заучивание наизусть стихов, песенок о воде.
Сюжетно ролевая игра «Поможем маме помыть посуду».
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы работы над проектом |
Деятельность детей |
Деятельность педагогов |
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. |
1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. |
Вводит в игровую ситуацию: «Почему так происходит?», «Что мы можем сделать?» |
2. Выделение задач. |
Принятие задачи - совершить путешествие вместе с Капелькой. |
1. Подводит к решению задач. 2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования) 3. Организует деятельность |
3. Продуктивная деятельность. |
1. Читают рассказы и стихи,отгадывают загадки. 2. Рисуют рисунок «Веселые капельки»»; 3. Опыты со льдом; 4. Игра со снежками; 5. Опыты с водой. 6 Создают аппликацию – коллаж – «Лебеди на пруду» |
1. Организует работу над проектом, 2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность; 3. Активизирует инициативу детей в игровых действиях; |
4. Презентация. |
Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды и кому нужна вода. |
1. Организует презентацию коллажа; |