Осветительные приборы

Перенести кирпичный дом на другое место. Перемещение дома

Перенести кирпичный дом на другое место. Перемещение дома

С радиолокационным комплексом «Лиана» уже не отвечал современным требованиям и существенно уступал новейшему американскому самолету ДРЛО Е-3А по своим характеристикам. К этому времени зенитно-ракетные комплексы буквально «прижали» самолеты ударной авиации к земле, где «Лиана» оказалась бессильной. Требовался новый комплекс, способный отслеживать воздушные цели на предельно малых высотах на фоне земли.

В 1969 году было принято правительственное решение о начале разработки радиотехнического комплекса (РТК), который должен был обнаруживать и сопровождать скоростные малозаметные воздушные цели, летящие у земли. Его созданием занялся Московский научно-исследовательский институт приборостроения (головной институт НПО «Вега-М»). Кроме того, одним из требований заказчика было использование в качестве носителя нового комплекса одного из серийных тяжелых самолетов. По этой причине был отклонен проект ОКБ Туполева — Ту-156, по общей компоновке близкий к американскому Е-ЗА. Новый самолет РЛДН решено было делать на основе Ил-76 .

Хотя по летным характеристикам такая машина и проигрывала варианту с носителем на базе пассажирского самолета, использование отработанного и надежного серийного Ил-76 существенно снижало стоимость программы по созданию авиационного комплекса РЛДН и, кроме того, упрощало вопросы материально-технического обеспечения при последующей эксплуатации серийных машин в строевых частях. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1973 года создание самолета РЛДН А-50 было предписано ОКБ под руководством А.К.Константинова.

При создании самолета РЛДН был выполнен большой объем работ по отладке и доводке радиотехнического комплекса. Одновременно, на опытном производстве ОКБ в Таганроге в напряженном и не всегда ритмичном режиме шло переоборудование серийного Ил-76 в первый опытный А-50, завершившееся в 1978 году передачей самолета на испытания.

Первый полет А-50 совершил 19 декабря 1978 года, еще без РТК на борту (командир — летчик-испытатель В.П.Демьяновский). Позже самолет дооборудовали штатным РТК и с 16 августа 1979 года начались совместные государственные испытания. Поскольку на летающей лаборатории испытали только малую часть радиоэлектронной аппаратуры, А-50 в первый период испытаний фактически стал стендом для наземной отработки радиотехнического комплекса, надежность которого на первых порах оставляла желать лучшего.

Основное оружие нашего А-50 — мощный радиотехнический комплекс «Шмель», состоящий из:
-трехкоординатная радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации,
-аппаратура съема и отображения полученной информации,
-система активного запроса — ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам,
-цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели,
-система госопознавания,
-аппаратура командной линии радиоуправления,
-аппаратура ЗАС,
-система связи,
-телекодовая аппаратура,
-аппаратура документирования.

Общая масса радиотехнического комплекса — 20 т. Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса «истребитель», летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте — 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей — 50-60 (на усовершенствованном варианте — до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей — 10-12. Для выявления старта тактических и оперативна тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м o6наружить факел стартующей ракеты на дальности до 1000 км. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.

Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА- 50 (НИИ «Аргон») с архитектурой ЕС ЭВМ. БЦВМ выдаст обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях — номера, курс, высота, скорость, остаток топлива.

Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения. Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии-400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь. Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолето-сопровождения в любых метеорологических условиях, па любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.

Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (и радиолокационные отражатели и навесные батареи с ложными тепловыми целями — такой самолет впервые был показан 11-16 августа 1992 года на Мосаэрошоу-92).

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг — конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей

БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника. По мнению главного конструктора комплекса «Шмель» В.П.Иванова, уступая американскому E-3 «Сентри» в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения примерно в полтора раза.

В комплекс входят также несколько систем, обеспечивающих связь А-50 с другими объектами ПВО. Все выполнено на современном уровне, включая использование спутников для координатной системы и связи. Обслуживают «Шмель» всего 10 операторов. (Для сравнения на «Сентри» их более 20). Как у всякого АВАКСа, на А-50 установлен обтекатель вращающейся антенны радара кругового обзора. На снимке виден его впечатляющий размер (диаметр 10,5 м, высота — 2 м). Конструкторам надо было решить задачу аэродинамического и радиотехнического совмещения радара и Т-образного хвостового оперения «Ила». И они расположили обтекатель сзади крыла (недалеко от задней кромки) и центра тяжести всей машины на двух пилонах, так что его плоскость (большой площади) находится ниже стабилизатора, но заметно выше фюзеляжа.

Такое расположение достаточно удачное: А-50 уже давно летает, и особых замечаний по его пилотированию нет, хотя огромный «гриб» вряд ли улучшает аэродинамику самолета. Очевидно, что создаваемый обтекателем нисходящий поток уменьшает подъемную силу стабилизатора, снижает его эффективность, но, с другой стороны, плоскость обтекателя также создает дополнительный стабилизирующий эффект. В любом случае было бы желательно для улучшения эффективности управления самолетом по тангажу увеличить площадь стабилизатора, но на такие изменения планера ОКБ и завод не пошли. Ведь радар установлен вблизи центра тяжести, центровка самолета в полете меняется незначительно (как у обычного Ил-76 в зависимости от выработки топлива). Первые же испытания А-50 показали, что необходимо улучшить устойчивость по тангажу. Для этого, а также для уменьшения влияния отраженных радиоизлучений и улучшения селектирования целей на фоне земли, сзади на обтекателях шасси поставили большой площади треугольные горизонтальные аэродинамические гребни. Под левый гребень выведена выхлопная труба ВСУ. Грузовая рампа для этого самолета функционально не нужна, поэтому створки люка зашиты металлическими листами.

Установка обтекателя радара создала дополнительный вихревой поток, попадающий на переднюю кромку киля, снижающий его эффективность и существенно влияющий на устойчивость по курсу. Конструкторы, учитывая это обстоятельство, тщательно запрофилировали пилоны обтекателя, и в результате они создают значительный стабилизирующий эффект (по курсу). По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа установлены каплеобразные обтекатели мощной аппаратуры РЭБ. Перед центропланом расположен обтекатель антенн спутниковой связи. В переднюю кромку крыла и у корней врезаны квадратные радиопрозрачные панели, а справа — еще и небольшой воздухозаборник. Чтобы «гриб» не заслонял верхний проблесковый огонь, последний перенесли с центроплана на вершину киля. Обтекатели механизмов уборки основного шасси, которые у Ил-76 плавно сходят «на нет» спереди и сзади, на А-50 имеют постоянное сечение почти по всей длине.

Спереди в обтекателях с двумя круглыми воздухозаборниками охлаждения также расположили аппаратуру. Поэтому ВСУ пришлось перенести из передней части левого обтекателя в заднюю, под гребень, а чтобы она устойчиво работала на всех режимах, плоский воздухозаборник со створкой заменили выступающей наверх «ноздрей». Как и его предшественник, А-50 может дозаправляться в воздухе — перед остеклением пилотской кабины установлена заправочная штанга, от которой по правому борту идет наружный топливопровод к центроплану. При ночной заправке штанга подсвечивается двумя убирающимися фарами. Без дозаправки самолет может находиться на боевом курсе до четырех часов. В испытаниях А-50 участвовал добрый десяток прототипов, различавшихся в деталях. Так, машины с бортовыми номерами 10 и 15 имели стандартную для Ил-76 форму задних частей обтекателей шасси. Обтекатели антенн аппаратуры РЭБ и спутниковой связи были окрашены в белый цвет (в серии их сделали темно-серыми). У еще одного прототипа без номера не было обтекателей аппаратуры РЭБ по бокам и «зубов» на радиопрозрачной панели под носом, а верхний проблесковый огонь находился над центропланом, зато задние части обтекателей шасси были утолщены (что было принято в серии).

Итак, авиационный комплекс А-50 может:
-обнаруживать и сопровождать воздушные цели;
-опознавать их государственную принадлежность;
-управлять воздушным движением и наведением на цель;
-передавать данные радиолокационной обстановки в зоне обзора другим участникам ПВО;
-принимать команды с пункта управления;
-выполнять функции командного пункта управления;
-определять источники излучения и пеленги на них.

Всего в Таганроге с декабря 1978 года по октябрь 1983 года в А-50 было переоборудовано три Ил-76, на которых и проводились совместные государственные испытания. На первом А-50 определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс «Пунктир», на третьем — комплекс РЭП и спецоборудование. Скорейшему проведению испытаний и принятию на вооружение нового комплекса придавалось очень большое значение. Государственную комиссию возглавил лично Главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации П.С.Кутахов, кроме того, ход испытаний А-50 был под постоянным контролем министров авиационной промышленности И.С.Силаева и радиотехнической промышленности П.С.Плешакова. Основной этап испытаний, с 1980-го по 1985 год, проходил в Государственном научно-исследовательском Краснознаменном институте ВВС (г.Ахтубинск).

В декабре 1984 года по результатам испытаний было принято решение о строительстве серийных А-50 на ташкентском авиационном заводе. В 1985 году началась опытная эксплуатация самолетов в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 года.

На Западе новому советскому самолету РЛДН присвоили кодовую кличку «Mainstay» — устой, оплот. Впервые «вероятные противники» увидели его вблизи 4 декабря 1987 года, когда норвежский противолодочный Р-3В «Orion» из 333-й эскадрильи обнаружил А-50 над нейтральными водами Баренцева моря.

Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 году. За его создание Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 года группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности, а также ВВС присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Среди лауреатов создатели А-50: А.К.Константинов, Г.С.Панатов и С.А.Атаянц.

До 1990 году самолеты А-50 несли рутинную службу, время от времени участвуя в крупных учениях, как Вооруженных сил СССР, так и совместных с армиями стран-участниц организации варшавского договора. Зимой 1991 года, во время боевых действий в Персидском заливе, пара А-50 патрулировала над водами Черного моря, осуществляла слежение за боевыми самолетами антииракской коалиции, наносившими удары по Ираку с территории Турции. Тогда же полку пришлось покинуть обжитую базу, в одночасье очутившуюся в «суверенной» Литве и перелететь на северный российский аэродром Печоры. Сейчас все российские А-50 входят в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, базирующейся на аэродроме Иваново.

На свою первую «настоящую» войну А-50 попал только в конце 1994 года, правда, когда он создавался, никому и в страшном сне не могло присниться, что произойдет это на своей земле, в Чечне. Три самолета А-50 были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. После того, как 21 декабря 1994 года российская ПВО после почти трехлетнего перерыва восстановила полный контроль над воздушным пространством Чечни, самолеты А-50, постоянно находившиеся в воздухе, создали над зоной боевых действий сплошное радиолокационное поле. Совместное патрулирование А-50 и перехватчиков Су-27 и МиГ-31 не позволило чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с зарубежьем. Аналогичные задачи самолеты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999-2000 годов.

В 1988 году один А-50 был переоборудован в А-50Э для возможной продажи на экспорт. В этом варианте он был продемонстрирован в 1988 году, в Кубинке, председателю объединенного комитета начальников штабов Индии адмиралу Надкарни.

Один из серийных самолетов в 1997-1999 годах был переоборудован на ТАНТК им.Г.М.Бериева в вариант АИ для установки израильского радиоэлектронного комплекса.

В апреле 2000 года один А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России. Всего было выполнено десять полетов, каждый продолжительностью до 6 часов. Пилотировал машину российский экипаж из состава авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, которому и принадлежала машина, но в полетах принимали участие и индийские специалисты. Базировался А-50 на аэродроме Чандиханг (штат Пенджаб).

В настоящее время актуальность дальнейшего развития авиационных комплексов РЛДН еще более возросла, а А-50 является единственным самолетом этого класса в составе ВВС России. Самолеты РЛДН являются непременными участниками всех проводящихся летно-тактических учений ВВС России. Создается вариант А-50Э для поставок на экспорт.

Первые поступившие на вооружение А-50 получили весьма аскетичную окраску — верхняя часть фюзеляжа белая, нижняя часть (до уровня обтекателя топливопровода системы дозаправки), несущие поверхности и мотогондолы с пилонами — серые. Опознавательные знаки — звезды на шести позициях, наносились на верхние, и нижние поверхности крыла, а также киль. Красные двухзначные бортовые номера с тонкой черной окантовкой располагались в хвостовой части фюзеляжа за люками аварийных выходов.

Диски колес традиционно окрашивались зеленой термостойкой краской. Створки реверса двигателей имели цвет неокрашенного металла. В задней части пилонов двигателей и на прилегающей к двигателям нижней поверхности крыла нанесены черные «антинагарные» поля. Противобликовое покрытие в носовой части тоже черное, матовое. Штанга дозаправки в воздухе — верхняя часть черная матовая, аналогично противобликовому покрытию, нижняя — белая. Обогреваемые части воздухозаборников двигателей, пилонов радиопрозрачного обтекателя, предкрылки, носки киля и стабилизатора — анодированный металл, покрытый лаком. Линии, маркирующие зоны вырубки обшивки при аварии — желтые. Люки аварийных выходов с синей окантовкой. Все радиопрозрачные обтекатели, кроме вращающегося обтекателя антенны РЛС — белые. Вращающийся обтекатель РЛС — серый.

Иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна пилотской кабины (кроме передних окон и сдвижных форточек) снабжены стеклом с металлизацией для защиты от СВЧ — излучения РЛС и поэтому имеют характерный золотистый оттенок.

На А-50 поздних серий выпуска все радиопрозрачные обтекатели получили серую окраску. Граница между серой и белой окраской стала проходить ниже, под каплеобразными радиопрозрачными обтекателями комплекса РЭП, захватывая верхнюю часть входной двери. Бортовые номера наносились на той же позиции, но выше.

Машины, входящие в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН ВВС России, наконец, получили «бортовую живопись» — круглые «шевроны» с эмблемой базы за кабиной экипажа (только с правого борта). Бортовые номера стали дублироваться более мелко белым цветом на передних створках основных стоек шасси.

Все самолеты несут следы длительной эксплуатации и хранения на открытом воздухе. Серая окраска тускнеет и высветляется, появляются потертости на противобликовом покрытии. На вращающемся обтекателе РЛС «родная» серая окраска сохраняется только в его нижней части. Сверху, радиопрозрачные секции «гриба» получают своеобразный «камуфляж» из пятен серой краски и проступающей из-под нее зеленой грунтовки. На кессоне обтекателя из-под краски проглядывает дюраль.

Модификации:
А-50 — первая серийная модификация.

А-50М — модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом «Шмель-М».

А-50Э — экспортный. Отличается составом оборудования. В 1998 году переоборудован 1 самолёт.

Самолет ДРЛО А-50 на взлете.

Самолет ДРЛО А-50 после взлета.

Самолет ДРЛО А-50 в полете.

Самолет ДРЛО А-50 в полете.

Это кажется невероятным, но с 1930-х по 1983 год в Москве иногда происходило перемещение домов, весивших много тысяч тонн с места на место, чтобы расчистить пространство для строительство новых зданий. Причём иногда перемещения производились без отключения коммуникаций и выселения жильцов. О том, как именно это делалось, читайте в этой заметке. Первоначально статья опубликована ЖЖ-юзером dedushkin1 в коммьюнити moya_moskva .

--

Передвижка жилого дома. Фото 1938 г.


Закончились основные работы по сносу Страстного монастыря на Пушкинской площади в Москве. С площадки убираются кирпич и мусор, скоро начнется асфальтировка участка.
На ул. Горького на-днях начался снос домов во дворах четной стороны (от проезда Художественного театра до Советской площади). В ноябре здесь начнется сооружение новых больших многоэтажных зданий.
В ноябре начнется также снос квартала между гостиницей "Москва" и Манежем. Большая часть жильцов из расположенных в этом квартале домов уже переселена. Сносом этого квартала начнутся работы по сооружению проспекта Дворца Советов.
На площади Восстания разбирается многоэтажное здание между площадью и б. Новинским бульваром. На-днях для ускорения работ часть здания будет взорвана аммоналом.
На улице Серафимовича заканчивается под"ем на домкратах 5-этажного каменного дома. На-днях этот дом, поставленный на катки, "поедет" по рельсам на новый фундамент. В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ. Одновременно ведется подготовка к передвижке на 50 метров дома № 24 по ул. Горького. Все перечисленные работы ведутся недостаточными темпами. Так, первоначальный срок окончания сноса Страстного монастыря - 20 сентября - сорван. Нет гарантии, что и остальные об"екты будут выполнены во-время. Московский совет не оказывает почти никакой помощи главному производителю этих работ - Тресту по сносу и передвижке зданий. Нехватает рабочих: трест не имеет общежитий для них.

"Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе..." в этих строчках Агния Барто описывает передвижку дома в октябре 1937 г. по ул. Серафимовича. Это был уже восьмой дом, который перемещала недавно организованная контора по передвижке зданий.

О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.
Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.

В Москве в середине 1936 г., была создана контора, куда перешли специалисты и рабочие из Метростроя, уже опробовавшие свои силы в новом деле. В начале своей деятельности она переместила 6 небольших кирпичных зданий, отрабатывая приемы работ, испытывая оснастку, оборудование.


Перенос фидерной подстанции.

В Москве первый дом в советское время (по проекту и под руководством Э.М.Генделя) был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям - за 36) дней - "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция - небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой.


Инженер Э.М.Гендель.

В январе 1937 г. был передвинут домик лаборатории завода грампластинок в Апрелевке, весом всего в 690 тонн. За ним последовали пять небольших строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Здесь специалисты конторы осваивали сложные трассы перемещения зданий - изменение направления движения, развороты. Впервые на этих работах применили гидравлические домкраты, с которыми связана курьезная история. Передвижка происходила зимой, и домкраты залили дешевым денатуратом, у которого температура замерзания довольно низкая. Как известно, на строительстве канала и гидротехнических сооружений работали заключенные, причем не только политические, но и уголовники. В первую же ночь, несмотря на усиленную охрану и строгий режим, денатурат слили со всех домкратов. Пришлось заливать их дорогостоящим глицерином. Первый этап деятельности новой конторы закончился успешно, и ее преобразовали в Трест по передвижке и разборке зданий, управляющим которого назначили И.Т. Иванова. И первым серьезным испытанием стала передвижка дома № 77 по улице Осипенко (сейчас Садовническая ул.) на углу с Нижне-Краснохолмской. Это было Г-образное в плане здание, "ножка" которого оказалась в середине съезда нового Краснохолмского моста. Было решено разделить этот дом на две части. Короткую оставить на месте, а длинную (88 м) передвинуть и развернуть на 19 градусов. Здание было новым, постройки 1929 г., но конструктивная жесткость его оставляла желать лучшего; кроме того, само здание стояло на заболоченном грунте, в бывшей пойме реки. Тем не менее главный инженер треста Э.М. Гендель решил передвигать дом.


Передвижка Саввинского подворья на Тверской (Горького) улице (бывш. дом 24, ныне во дворе дома 6).

Начальник участка, которому поручили работу, опытный инженер-практик, написал докладную записку в Управление жилищного строительства Моссовета, в которой назвал передвижку в таких условиях авантюрой. Но Гендель стоял на своем, остальные специалисты его поддержали, и начальнику участка пришлось уволиться. Дом двигали без отселения людей; работали все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Передвижка закончилась успешно. Похожая ситуация сложилась и при строительстве Большого Каменного моста - мешал дом № 5/6 по улице Серафимовича, тот самый, что увековечен в стихотворении А. Барто. Условия, правда, были получше, хотя грунт также ненадежный, но дом был выстроен добротно. Особенностью здесь была необходимость подъема здания (вес 7500 тонн) на высоту 1,87 м. Передвижка также происходила без отселения жильцов. Следующая передвижка была серьезным испытанием для всего коллектива треста. При реализации Генерального плана реконструкции Москвы оказалось, что многие дома выступают за "красные линии". Часть домов уничтожили, но некоторые уцелели. Жители дома № 24 по улице Горького (бывшее Саввинское подворье), узнав, что их дом подлежит сносу, написали письмо Булганину, занимавшему кресло председателя Президиума Моссовета, с просьбой сохранить дом. Письмо попало к Хрущеву, и он, в силу некоторых обстоятельств, согласился. Трудность была в том, что все предыдущие дома были в несколько раз легче, чем дом Саввинского подворья, весивший около 23 тысяч тонн. И едва ли не решающим обстоятельством было то, что в Америке к середине 1930-х гг. самым большим перемещенным зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая "всего" 11 тысяч тонн. Как тут не воспользоваться случаем, чтобы переплюнуть Америку. Никита Сергеевич одобрил инициативу и даже лично осмотрел намеченный к передвижке дом. Он выдвинул лишь одно условие: окончание работы в марте 1938 г. Времени оставалось в обрез. И уже на следующий день началась подготовка, длившаяся более четырех месяцев. В подвале застучали отбойные молотки. По линии среза дома с фундамента были пробиты "дорожки", в которые завели мощные двухтавровые балки, впоследствии сваренные между собой. Таким образом, дом оказался в прочной стальной раме. Одновременно готовили территорию, по которой намечалось путешествие дома; подвал засыпали щебнем, чтобы установить там рельсы. Когда эти работы были выполнены, под стенами начали пробивать гнезда (отверстия), которые потом превращались в длинные коридоры под домом. Вначале пробили 12 таких коридоров. В них уложили шпалы на твердом бетонном основании, а затем и рельсовые пути. После этого на стальных катках по рельсовым путям были уложены ходовые двухтавровые балки, которые приварили к стальной раме. Дом оказался уже стоящим частью на стальных катках, а частью на фундаменте. Затем прорубили еще 12 коридоров и операцию повторили. После того как пробили третью очередь коридоров, дом сняли с фундамента, и он оказался на 2100 катках.

После укладки 36 рельсовых путей, монтажа лебедок и домкратов дом был готов к передвижке. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но им указывали заведомо ложные сроки, и, как позднее вспоминал Э. Гендель, руководитель работ, делалось это сознательно. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место. Водопровод, канализация, электричество, телефон, радио и прочие коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом лишь утром. В одной из квартир шестилетняя девочка Инна Розанова накануне играла в кубики и строила из них башни. Заигравшись, она уснула, оставив башни на столе. Наутро башенки уцелели, не рассыпались. Передвижку закончили в три дня, передвинув дом на 49 м 86 см. Сейчас он стоит во дворе дома № 6 по Тверской. Как правило, при передвижке все коммуникации работали исправно, а вот после подключения их к стационарным сетям начинались перебои. Жильцы перемещенного дома на Садовнической улице сообщали с горечью в 1939 г., что спустя полтора года после передвижки их дом так и не подключили к газовой сети.
Следует отметить, что этому дому вообще не везло. Еще когда строили дом, а возводили его на топком болоте, засыпанном песком, здесь было много неприятностей. Не успели заложить фундамент, как он стал оседать и проваливаться. Забили мощные сваи, навезли еще многие кубометры земли, но и тогда строительство шло с большими приключениями.
(А в 1967 г., в канун Нового года, здесь произошел взрыв . Трагедия случилась поздним вечером, когда москвичи уже спокойно укладывались спать. Со всего города примчались машины "скорой помощи", которые, погрузив раненых, с воем уносились прочь. Их место сразу же занимали другие. Страшный конвейер работал методично и спокойно, без лишней суеты и крика. Дым от огня, который гасили десятки пожарных машин, смешивался с паром от водяного отопления, которое все еще не могли перекрыть, и застилал всю округу. Вовсю работали не только спасатели, медики и пожарные. Целые батальоны саперов, сменяя друг друга, голыми руками разбирали завалы. Чуть позже пришла мощная техника - краны, бульдозеры, самосвалы...


Газета "Правда" от 11.06.1937 про передвижение дома на Садовнической ул.

Вот что писала в 2004 году "Российская газета":


- В подвалах дома, между зданием и фундаментами, до сих пор сохранилась мощнейшая металлическая рама, на которой дом переезжал, - говорит Алексей Бардашов, инженер-строитель из Института повышения квалификации госслужащих. - Представляете, сколько металла не пожалели тогда, в 30-е годы, когда он был крайне нужен стране! Раму поставили на катки и по забетонированной площадке перевезли дом на новое место. Жильцов при этом не выселяли.
В основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых он и ехал на новоселье на 150 метров в сторону.
После переезда в разрыве между двумя расставшимися частями дома построили 6-этажную вставку. И люди продолжали жить здесь вплоть до 60-х годов, пока не произошел взрыв. По одной версии, виноват бытовой газ, по другой - под домом произошел разлом коры. Часть дома разворотило, множество раненых увезли в больницы, а оставшихся жильцов постепенно отселили. Несколько лет дом стоял полуразрушенный, а затем его отдали под конторы и институты. От буквы "Г" осталась только переезжавшая длинная ножка, остальное восстановлению не подлежало. И сейчас торец здания оборван - не плоская стена, а странный многоугольник. Спустя почти 70 лет после переезда аукаются его последствия: передвинув здание, часть его почему-то поставили на сваи, а часть - нет. Из-за этого дом неравномерно оседает, в стенах появляются трещины, и недавно его признали подлежащим сносу)

А тем временем велась плановая подготовка к передвижке здания Моссовета.


Готовились основательно и ответственно, поскольку это было не рядовое здание. Но не без влияния идеологических структур сумели и здесь установить рекорд. Ведь надо было "утереть нос" Америке. Перед инженерами заранее поставили задачу - передвинуть дом вместе с людьми. Но мало того: в фаворе было так называемое стахановское движение. И скоростные методы внедрялись повсюду, без разбора - была ли это добыча угля или выращивание коров, строительство домов или обучение студентов. Применили стахановский метод и к передвижкам зданий, причем без учета технических особенностей. Но именно в случае с Моссоветом этот метод был наиболее опасен. Старое здание, построенное М.Ф. Казаковым, было поставлено "покоем", то есть в виде буквы "П", и нагрузка по фронту здания при движении распределялась неравномерно. Кроме того, дом имел большой двухсветный зал, то есть огромное пространство без жестких перегородок; и в случае малейшего перекоса мог сложиться как карточный домик, причем вместе с людьми. Осторожные американцы использовали для передвижек даже простых зданий ручные механизмы, в крайнем случае лошадей, и двигали здание с небольшой скоростью. Наши инженеры, разумеется, предвидя все возможные последствия, не могли возражать партийному руководству, но все же предприняли некоторые меры, позволяющие хотя бы немного обезопасить себя от случайностей. Основной тяговой силой были две лебедки. На начальном этапе им помогали 25 домкратов. Скорость вращения барабанов лебедок регулировалась, и ее можно было легко уменьшить. Кроме множества телефонных розеток, к которым легко было подключиться (радиотелефонов тогда еще не изобрели), на всем пути следования стояли десятки аварийных кнопок, позволяющих мгновенно остановить передвижку. На работе был задействован весь инженерный состав треста. При огромном стечении народа здание передвинули на 13,65 м за 41 минуту. Рекорд установили. Правда, в стенах и перекрытиях возникли деформации, появились трещины. Позже, при надстройке и реконструкции, пришлось встраивать в здание 24 металлические колонны.


До войны передвинули 22 каменных здания и несколько десятков деревянных. В послевоенное время система ценностей изменилась. Даже исторические памятники объявляли "малоценной постройкой" и пускали под бульдозер или сжигали. Тем не менее и в застойные времена было произведено несколько передвижек, в том числе и уникальных. Среди них передвижка дома № 24 по Люсиновской улице. На самом деле под этим номером было расположено несколько зданий. Это были не такие тяжелые "монстры", как в центре города. Но одно из зданий было построено на более древней, сводчатой палате, практически вросшей в землю. Решили ее также передвинуть. Для этого пришлось отрывать глубокую траншею на всю длину передвижки - 42 метра. Работа длилась несколько месяцев.
Не менее интересной была передвижка и в Камергерском переулке. При реконструкции МХАТа в начале 1980-х гг. старое здание разделили вертикально по линии театрального занавеса. Сценическую коробку отодвинули от зрительного зала и в образовавшемся промежутке поставили новые стены. Таким образом здание театра удлинили в глубь квартала, сохранив основные части. Но расчетное 12-метровое пространство оказалось слишком мало для проведения монтажных работ. Пришлось бы отказаться от строительных механизмов и использовать только ручной труд (а высота стен достигала 33 метров). Поэтому коробку сцены вначале отодвинули на 24,7 м, а затем вернули назад, на 11,9 м. Передвижка при реконструкции МХАТа в 1983 г. была последней. При перестройке и в сменившую ее эпоху демократических реформ стало не до передвижек. И хотя страна разрушалась, Москва строилась. Правда, не всегда понятно, как и зачем. Стоило ли передвигать на 33 метра сытинский особняк на Тверской, чтобы поставить на его месте очередной убогий "фанерный" супермаркет. И это в центре столицы!


На этой фотографии хорошо виден Сытинский дом (естественно, ещё до передвижки).

В номере "Труда" от 11.04.79 корреспондент Виктор Толстов в репортаже "Дом отправился в путь" сообщал подробности этого события: "В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырех домкратов уперлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского".
33 метра с небольшим здание преодолело за три дня и примкнуло к строящемуся тогда конференц-залу редакции "Известий". На Пушкинской площади у входа в метро сразу стало свободнее.

Хорошо бы еще раз передвинуть бывшую генерал-губернаторскую резиденцию. Хотя бы на десяток метров влево, чтобы загородить ту невыносимую "силосную башню", что поставлена во дворе. Несомненно, это сооружение сделало бы честь какой-нибудь захолустной деревушке на далекой Техасщине (там все деревни гордо именуют себя городами). Но в центре Москвы пресловутая башня, как, впрочем, и все остальное здание, не только не гармонирует с классическим домом, но не сочетается даже со "сталинской" громадиной (Тверская, 11) и совершенно не вписывается в московский облик. Невольно вспоминаются архитекторы, осмелившиеся прикоснуться к казаковскому творению. Вряд ли кто отличит пристройку к основному зданию, выполненную И. Фоминым (петербургским мастером). И даже чечулинская надстройка воспринимается естественно. Они сумели сохранить казаковский дух и достаточно бережно отнеслись к классическому наследию. А в наше время архитектурного беспредела и вседозволенности мало кто удивится, если на крыше бывшего Моссовета появится итальянская мансарда.

Оказывается, немногие знают о существовании такой услуги, как перенос дома. Как правило, при первом упоминании данной процедуры в сознании обывателя рисуется картина совсем уж фантастического вида.

Действительно, дом - сложная и громоздкая конструкция, которую, тем не менее, можно не только “сдвинуть” на несколько метров, но и разместить на своем участке в том месте и положении, в котором только пожелает владелец. Верится с трудом? Однако, технология переноса домов существует и успешно применяется уже около 100 лет. И если по какой-либо причине у Вас возникла необходимость переставить свой дом на новое место, обязательно прочтите нашу статью.

Специально для Вас мы подобрали самые важные вопросы по теме и задали их представителю компании
, которая давно и успешно осуществляет передвижку частных домов и прочих построек в Москве и Московской области.

- Итак, первый вопрос: какие же причины могут заставить домовладельца задуматься о переносе дома?

На самом деле, таких причин предостаточно. Расскажем о наиболее распространенных.
Самая частая - это когда дом расположен слишком близко к границе участка. Обычно это связано с ошибкой строителей при проектировании. Отсюда могут вытекать различные последствия, такие как: сложность проведения коммуникаций и благоустройства участка; нарушение противопожарных норм по расстоянию между постройками. Вы можете мешать соседям тем, что затеняете их территорию, и если окажется, что Вы нарушили требования СНиП, то Вам придется самостоятельно разбираться с этой проблемой.
Бывают случаи, когда из-за путаницы с разметкой участков дом частично или полностью был построен на чужой земле. Да и элементарное желание жильцов рассматривать из окна собственный яблоневый сад, а не соседский забор тоже может подтолкнуть владельца осуществить перенос дома.

Вторая по распространенности причина - это износ и ослабление фундамента. К сожалению, опора многих домов от времени или из-за тех же ошибок при строительстве приходит в негодность. Использование некачественных стройматериалов, монтаж с ошибками и неправильная организация дренажа приводят к тому, что фундамент трескается, проседает или под действием сил морозного пучения неравномерно поднимается. Чтобы избежать дальнейшего разрушения, владелец принимает решение о переносе дома.

Случаются и другие ситуации.
Например, нужно освободить место для возведения новой постройки или очень близко к дому проложена газовая труба.

Во всех этих случаях у владельца есть несколько решений. Первое: снести строение и отстроить все заново.
Второе: разобрать постройку на старом месте и снова собрать на новом. Как Вы понимаете, это достаточно затратная по времени и силам процедура. И третий вариант: перенос здания. Практика показывает, что это наиболее быстрое и рентабельное решение для владельца.

- Какие типы домов и построек можно переместить с помощью применяемой Вами технологии?

Большинство домов и практически любые типы хозяйственных построек. В качестве примера могу привести осуществленный нашими специалистами подъем и перенос офиса продаж “Ясный” в Москве. Это здание оригинальной архитектурной формы общей площадью 203 м 2 с большими панорамными окнами, которые легко могли повредиться при малейшей деформации конструкции. Тем не менее, передвижка была осуществлена без повреждений и в оговоренный с заказчиком срок. Но, конечно же, чаще всего к нам обращаются владельцы частных дачных домов. Как правило, это каркасные, деревянные дома на свайном или блочном фундаменте. Или другие приусадебные постройки.

Пожалуй, главный вопрос, который страшит многих владельцев домов: не рухнет ли дом во время передвижки или после?

Безусловно, перемещение дома – это сложный процесс, нуждающийся в тщательной подготовке и доскональном исследовании дома, целью которого является исключить все даже малейшие факторы, способные негативно воздействовать на результаты работы. Поэтому перед тем, как заняться непосредственно перемещением дома, наши специалисты выполняют целый ряд подготовительных работ. Можно сказать, что 90% всех выполняемых в ходе переноса дома работ - это именно подготовка.
Во-первых, выполняются геологические исследования грунта. Происходит оценка типа почвы на участке, уровень залегания грунтовых вод, воздействия осадков, глубина промерзания и подвижность грунтов. Одновременно с этим мы изучаем текущее состояние дома и оцениваем саму возможность его переноса.

После всех проведенных экспертиз определяемся с технологией, на основании которой будет выполнено перемещение.

При необходимости мы также выполняем работы по строительству фундамента на новом месте. Например, свайные фундаменты, монтаж которых мы осуществляем, позволяют нам практически на любой местности и в любое время года выполнять работы по переносу домов. Такой фундамент достаточно универсален и подходит для возведения любых строений: от небольших хозпостроек до зданий промышленного назначения. А также долговечен, т.к. специальное покрытие защищает сваи от появления коррозии.


При правильно проведенной подготовке процесс перемещения дома проходит без каких-либо сложностей. Хозяева дома могут не утруждать себя выносом мебели и посуды. Все вещи останутся на своих местах. Мы применяем технологию, которая позволяет соблюдать все точки опоры при передвижке дома, поэтому полностью отвечаем за его сохранность.

Чтобы окончательно успокоить владельцев домов, отметим, что за все время существования нашей компании мы выполнили более 10000 заказов и смогли досконально изучить и опробовать технологию, поэтому на выполненную нами работу смело даем гарантию 15 лет. Т.е. Вы можете быть уверены, что Ваш дом после переноса останется таким же крепким и надежным жилищем для Вас и Вашей семьи еще на долгие годы вперед.

Если владелец решил перенести дом, как происходит его взаимодействие с исполнителем работ? Что он должен знать, перед тем как разместить заказ?

Когда заказчик оставляет нам заявку на сайте или по телефону, наши специалисты выезжают на объект, делают необходимые замеры и оценивают саму возможность проведения работ. После анализа всех полученных данных происходит согласование проекта. Далее мы подготавливаем полный пакет документов, куда входят договор, проект выполняемых работ, сметный расчет, акт приема-сдачи работ и гарантийные обязательства. Если все условия заказчика устроили, то мы приступаем к выполнению, и через указанный в договоре срок Вы можете справлять новоселье в прежнем доме, но уже на новом месте.

Отметим также, что перемещение дома - это только одна из многих услуг, предоставляемых нашей компанией. Помимо нее при необходимости мы можем предложить заказчику решить проблему другим более подходящим для него способом. Как уже было сказано, мы можем построить новый фундамент для перемещаемого дома. Также, если перенос постройки по каким-либо причинам невозможен (например, особенности ландшафта не позволяют это сделать или новое место находится очень далеко от начальной позиции), то мы можем выполнить разбор дома с последующей перевозкой и сборкой на новом месте.

Если причиной передвижки является разрушение фундамента, и прежнее положение дома владельца вполне устраивает, то мы с удовольствием выполним подъем дома и проведем реконструкцию поврежденного фундамента или полную его замену. Мы выполняем монтаж всех видов фундаментов.

Кроме этого, к нам обращаются, когда нужно заменить прогнившие балки и венцы срубов или когда требуется усилить стены постройки от деформации. Все эти виды работ мы также выполняем качественно и в срок.

И заключительный вопрос. Как не ошибиться с выбором компании? На что обратить внимание при выборе исполнителя работ?

Ответ простой - смотрите на преимущества исполнителей. Если говорить о нашей фирме, то за время жизни компании у нас сформировался отличный штат специалистов с многолетним опытом работы. Это дает нам право гарантировать сохранность Вашего дома как при передвижке, так и при последующей эксплуатации на протяжении долгих лет.

В нашем деле, как, наверное, и в любом другом важно не отставать от прогресса, поэтому парк нашего профессионального оборудования постоянно обновляется и модернизируется.

Конечно же, кроме качественного выполнения работ, мы стараемся быть максимально ориентированными на клиентов. Это значит, что мы делаем бесплатный осмотр объекта, предоставляем полный пакет документов перед началом работ, назначаем фиксированную сметную стоимость проекта, работаем по договору и принимаем оплату только по факту выполнения работ.

Подъем и перенос готового строения - процедура технологически непростая и дорогостоящая, поэтому владельцы прибегают к ней как к вынужденной мере. Причины такого решения могут быть самые разнообразные:

  • разрушение фундамента из-за просадки грунта или деформации основания в результате нарушения технологии выполнения работ;
  • планируемое расширение постройки, которое затруднено из-за близкого расположения к меже;
  • освобождение места для строительства нового дома;
  • изменение расположения дома на участке, при желании сделать его более удачным и комфортным, чем первоначальное.

Ели ранее перенос строения предусматривал разборку, а затем его монтирование на новом месте, то современные технологии и специальное оборудование позволяют сегодня выполнить процесс по переносу частного дома, не демонтируя конструкцию. Дом перемещается полностью в том виде, в каком оно существует на момент начала данных работ. Но предварительно необходимо осуществить целый комплекс подготовительных расчетов и исследований. Их цель - определение и констатация факта: возможен ли вообще перенос дома, выдержит ли конструкция или здание нельзя трогать, поскольку оно может рассыпаться подобно карточному домику от старости или серьезных деформаций. Как показывает практика, передвигать можно постройки, возведенные из бревна или бруса, в которых прочность соединения конструкционных элементов способны претерпевать и выдерживать линейные нагрузки и вибрацию.

Зачастую работы сводятся исключительно к подъему дома без его перемещения, чтобы провести полную замену или капитальный ремонт фундамента.

Предварительный этап работ

Поскольку передвинуть сооружение даже на небольшое расстояние является сложной многоэтапной операцией, то начальная фаза предусматривает:

  • тщательное изучение и анализирование состояния объекта с окончательным заключением о возможности или невозможности его подъема и целесообразности перемещения, исключая разрушение конструкции;
  • выполнение расчета веса постройки;
  • выбор оптимального метода ведения работ, применяемой техники и оборудования;
  • составление пошаговой схемы выполнения работ при подъеме и перемещении конструкции.

В обязательном порядке учитывается наличие потенциальных преград на пути передвижения, возможность их устранения, просчитываются риски.

Выбрав новое место, на котором будет стоять дом, необходимо обустроить фундамент, который послужит основанием для перемещаемого сооружения. Его размечают, учитывая габариты строения и закладывают, принимая во внимание тип грунта на участке, глубину его промерзания, уровень залегания грунтовых вод и этажность переносимого дома. Строительство ведут, придерживаясь выбранной технологии. Обычно под деревянные строения закладывают ленточные фундаменты. Схема ведения работ по выполнению подошвы под переносимое строение заключается в следующем комплексе работ:

  • рытье траншеи и устройство песчаной подушки;
  • установка опалубки и арматурного каркаса;
  • приготовление бетонной смеси и ее заливка с последующей трамбовкой.

Следующая фаза предварительных работ связана непосредственно с подготовкой дома к перемещению. Его следует освободить не только от мебели, различных предметов и утвари. Если в доме есть печь, то рекомендуется снять напольные доски вокруг ее основания и кровельный материал возле трубы. Этот шаг необходим, поскольку при подъеме могут повредиться пол и потолочная конструкция. Желательно разобрать оконные переплеты и дверные коробки. В том случае, если технология предусматривает одновременный подъем всех стен относительно основания дома, то демонтаж оконных и дверных конструкций не нужен.

Стены при перемещении дома скрепляют специальными жимами. Для этих целей используют бруски большой толщины или металлические швеллеры. Их устанавливают на противоположных сторонах дома на расстоянии в полметра от углов. Скрепленные жимами стены стягиваются, предотвращая смещение бревен.

Непосредственно перед подъемом строения следует выполнить отключение и демонтаж всех инженерных коммуникаций, чтобы свести к нулю возникновение аварийной ситуации. Этого требует техника безопасности проведения работ.

Перенос дома на другое место: примерный план и последовательность работ

В каждом конкретном случае существуют свои особенности и факторы, влияющие на сложность работ. Многоуровневый дом с наличием пристроек, например, веранды или летней кухни, переместить гораздо сложнее, нежели одноэтажную компактную постройку. Играет роль и сезон проведения работ. В дождливое межсезонье, когда грунт перенасыщен влагой, труднее обеспечить максимальный упор домкратов при подъеме конструкции. Если же грунт сухой или замерзший, то это упрощает задачу. Влияет на сложность работ и рельеф участка, ведь перемещение может производиться по ровной поверхности, под гору или под уклон. В целом же весь цикл работ сводится к следующему:

  • Подъем конструкции деревянного дома. Для этого по углам строения вдоль стен на определенном расстоянии устанавливают специальных мощные домкраты способные выдержать массу здания. Для этих целей применяют гидравлическое оборудование, грузоподъемность которого составляет не менее 10 тонн.
  • Плавно и постепенно осуществляют подъем строения на считанные сантиметры (рекомендуемая высота не более 6 см). В этом случае не нарушается целостность и геометрия дома. Внимательно наблюдают за процессом, чтобы конструкция не кренилась, а домкраты сохраняли устойчивость. Данную процедуру повторяют в несколько приемов, пока дом не поднимут на необходимый показатель высоты.

Если проследить за процессом, как передвигают дома, то становится ясно, что это сложная и кропотливая работа, требующая знаний, опыта и специального оборудования. Она слагается из планомерной цепочки последовательных работ, которые начинаются с подготовки пути, по которому будет проходить перемещение дома. Для этого следует:

  • Выполнить временные опоры. Точки их размещения рассчитывают таким образом, чтобы каждая из них принимала на себя равную нагрузку. Их устанавливают в вырытые углубления в грунте.
  • На опоры настилают доски, которые играют роль своеобразных шпал, по которым затем на рельсах перемещается конструкция дома.
  • Под поднятый дом подводят трубы, а по центру - домкрат.
  • Шаг за шагом аккуратно перемещают строение на предусмотренное место, затем дом вновь поднимают, удаляют элементы рельс и опускают на предварительно заложенный фундамент.

Если используются винтовые сваи, то они вкручиваются с шагом не превышающим 3 метра. Сверху приваривается двутавровая балка, ее размеры зависят от габаритов и конструкции дома. Строение перемещают с помощью домкратов, используя также и лебедки.

Иногда предусматривается перевозка конструкции на дальнее расстояние. В этом случае не обойтись без специальной техники с платформой и подъемного крана.

Передвинуть дом: рациональный подход

Перемещение деревянного дома осуществляется специалистами в среднем со скоростью 5 - 10 погонных метров за смену. Все зависит от применяемой технологии, габаритов и веса здания, условий местности, используемой техники. Гораздо больше времени требуют подготовка. И если для выполнения подъема и перемещения строения хозяевам не обойтись без привлечения профессионалов, специального оборудования и техники, то предварительный комплекс работ реально сделать самим и сэкономить существенную сумму бюджета.

Владельцы могут подготовить новое место, куда собираются перенести дом. Для этого расчистить участок, выровнять площадку, спилить и выкорчевать при необходимости деревья, пересадить кусты, разобрать, мешающие хозяйственные постройки. Важным действием будет устройство фундамента под установку переносимого деревянного дома.

При перемещении жилого сооружения серьезным фактором является плотность стен. Конструкция строения при движении и поворотах испытывает дополнительное давление, поэтому в ней не должно быть дефектов, их нужно устранить, делая это самим или привлекая опытных мастеров.