Осветительные приборы

Особняк шехтеля в ермолаевском переулке внутри. Усадьба Ф.О

Особняк шехтеля в ермолаевском переулке внутри. Усадьба Ф.О

Построен архитектором Ф. Шехтеля для себя в 1896 г. Этот особняк считается чуть ли не лучшим из творений этого знаменитого архитектора, который построил такие знамениты дома, как "Дом Шехтеля" на Большой Садовой, дом Московского общества страхования от огня, гостиница "Боярский двор" на Старой площади, перестроил Художественный театр (именно благодаря Шехтелю он обрел свой "фирменный" дизайн), банк Рябушинских на Биржевой площади и другие

02 Сложность плана обусловлена прежде всего неправильной формой и величиной участка, который сооружение занимает максимально плотно. Сложность объемного решения обусловлена избранной стилистикой — состоящая из многочисленных взаимопересекающихся объемов, композиция навея на образом средневекового замка, который будучи адаптирован зодчим в ином масштабе (особняк имеет один-два этажа) и в иной среде превратился в подобие детской игрушки из сказки про средневековых рыцарей. 03 Большое влияние на стилистику здания оказал и модерн, который «очистил» объемы от лишних декоративных деталей, сведя сходство фасадной декорации со средневековым прототипом до уровня графического изображения на плоскости посредством различных фактур. 04 В 1896 году 37-летний архитектор присмотрел для себя небольшой участок земли на стыке переулков Трёхпрудного и Ермолаевского, где когда-то была пятиглавая церковь священномученика Ермолая. Рядом располагались одно из владений его покровителей и заказчиков - Морозовых. Шехтель снес имевшиеся на участке деревянные сооружения и по собственному проекту возвел двухэтажный кирпичный особняк. К тому времени немолодой уже, но лишь недавно определивший для себя архитектурную стезю, художник прославился постройкой особняка Морозова на Спиридоновке. Воплощенный им там стиль "английской готики" нашел отражение и в собственном жилище Шехтеля, но, вместе с тем, дом явно отражает постепенное обращение автора к идеям того, что вскоре будет названо русским модерном. 05 Характерную фасадную декорацию щипцового завершения (обращенного к улице) представляют ступенчатые оштукатуренные плоскости, контрастирующие с основным полем щипца, облицованного керамической плиткой, имитирующей светлый кирпич.
06
07 Здание, которое его создатель в шутку называл "избушкой непотребной архитектуры", выступало из-за ступенчатой каменной ограды подобно городу-замку с круглой башней, увенчанной конусовидной кровлей. Вьющиеся растения оплетали огромное окно, цепляясь за керамическую плитку стен главного фасада. Парадный вход в дом располагался в шестиугольной башне справа, ещё более намекающей на готические образцы.
08
09 Над входом в дом расположена выразительная цветная мозаика с инициалом создателя и владельца SH (Shekhtel), изображающая три состояния цветка ириса, — молодость, расцвет и увядание.
10 Внутреннее пространство построено на взаимодействии и контрасте разных объёмов, фона и декора, сочетании естественного света и цветовых пятен витражей. В холле - резные деревянные панели конца XIX века. Отсюда можно пройти в просторную гостиную и столовую или в камерную каминную. А прямо - центр здания - дубовая резная лестница, огибающая башню-фонарь витыми пролётами и уходящая вверх. Из этой башни с золотистой "луковицей" светильника как бы вырастает, подобно ирису, живой организм дома, развиваясь вверх и вширь, не приемля симметрии.
11
12 Кабинет бывшего хозяина украшает огромный "средневековый" камин. Над ним - резная горизонталь галереи, куда ведёт узкая спираль лестницы: когда-то там размещалась богатая библиотека Шехтеля. Камин был украшением его кабинета, где на стенах висели шедевры его живописной коллекции и собственные эскизы.
13
14 15 16 Несмотря на изменение обстановки, новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера. С потолка, на котором ещё с тех времён остались подлинные дубовые балки, свисает старинная кованая люстра. Естественный свет проникает через широкое окно, верхний ярус которого представляет собой витражи-клейма на рыцарские темы. Освещение комнаты меняется с течением дня, и цветные блики на золотистых стенах являются оригинальной чертой интерьера.
17
18
19 Кто здесь только ни бывал: Антон Чехов, Константин Коровин, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, не говоря уж о влиятельных заказчиках... Интерьер комнаты всё ещё сохраняет причудливую решётку арочного проёма, который в своё время был оформлен декоративной драпировкой.
20
21
22 В 1904 году Шехтель пристраивает к особняку двухэтажную часть со стороны двора. В 1910 году архитектор переезжает в другой свой дом на Большой Садовой, а особняк в Ермолаевском переходит к другому владельцу - почетной гражданке Е.Я.Дунаевой. После революции дом используется для размещения различных учреждений. С 1944 года домовладение передано Центральному бюро по обслуживанию иностранцев (прежнее название ГлавУпДК) и с тех пор используется для размещения дипломатических представительств.
23
24
25 26
27
Текст:

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896)

Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых людей в Москве и за ее пределами.

И он уже мог себе позволить строительство собственного особняка в центре Первопрестольной, недалеко от Патриарших прудов.

С присущей ему ироничностью он написал другу, Антону Павловичу Чехову: «…Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу».

В творчестве тех лет он отдал дань готике, а построенный им особняк это уже шаг в сторону, но вот в какую?.. Модерна. Потому что наряду с явно просматривающимися элементами готики: башенками, островерхой ломаной крышей, витражами на окнах с сюжетами о средневековых рыцарях и дамах, а также оформлением интерьеров – видны характерные черты стиля модерн: разноуровневость и разнофасадность здания, когда с разных сторон дом воспринимается как совершенно разные строения. А также керамическое панно над главным входом, выполненное в мастерской В.А. Фролова по эскизу Шехтеля, на котором любимый символ модерна – ирис в трех фазах жизни: рождение, расцвет, увядание, латинская буква S – начальная буква фамилии архитектора, и число 96 – год постройки дома.

Особняк Ф.О. Шехтеля. Фото до 1904 г.: пристройки справа еще нет

Стена, выходящая в Ермолаевский переулок, прорезана огромным окном, делающим кабинет хозяина очень светлым.

Ф.О. Шехтель в кабинете

Все помещения внутри дома, расположенные на разных уровнях, выходят в двухсветный лестничный холл, образуя «круговую» анфиладу. Самым большим помещением в доме была гостиная. Арка разделяла ее на две части. На ее стенах висели картины «Садко» Врубеля, «Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха.

На втором этаже были спальни.

Как обычно, в оформлении интерьера Шехтель продумывает каждую мелочь: от дверных ручек, нестандартных рам и оконных шпингалетов до декора каминов, кованых деталей дверей, светильников и мебели. Но во всем здесь преобладал строгий стиль – никакой пышности, никаких лишних деталей, которые он делал порой в угоду богатым заказчикам.

Здание опоясывает кованая ограда с растительным орнаментом из извивающихся побегов – тоже любимый символ модерна.

В этом доме у Шехтелей случилось прибавление в семействе – родилась дочь Вера.

Дети подрастают, дом становится для семьи тесноват, и в 1904 году архитектор делает с северной стороны двухэтажную хозяйственную пристройку с подвалом.

В этом особняке семья прожила 14 лет, до переезда в 1909 году на Большую Садовую.

Особняк был продан Е.Я. Дунаевой из богатого клана владельцев торгового мануфактурного товарищества на паях «Наследники И.И. Дунаева».

После Октябрьского переворота 1917 года здание занимали различные учреждения. А с 1944 году в нем живут главы дипломатических миссий посольства Уругвая. Надо отдать им должное: они содержат историческое здание в прекрасном состоянии и пару раз в году открывают его двери для бесплатных экскурсий.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Фёдора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой Вот уже второе столетие этот особняк на Большой Садовой улице поражает гармонией единого целого: ничего лишнего и при этом очень стильно.Этот небольшой двухэтажный особняк – этап работы зрелого мастера, каким в 1909

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Экс в Фонарном переулке Не секрет, что деньги на революционную деятельность добывались в том числе и с помощью ограблений, так называемых «эксов». 14 октября 1906 года в Петербурге случился один из самых знаменитых таких эпизодов – нападение на карету портовой

автора

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899) Этот особняк Лев Кекушев строил для себя. Тут уж он дал разгуляться фантазии, но в то же время специалисты видят в нем стилизацию брюссельского отеля «Тассель», построенного Виктором Ортом, основоположником

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Постройки Федора Шехтеля в Москве Особняк П.В. Щапова на Бауманской улице, № 58 (1878) Этот дом – первая постройка Ф.О. Шехтеля в Москве (правда, иногда встречается и другая дата – 1884 -?). Хотя по документам его авторство приписано А.С. Каминскому. Все просто: архитектор тогда

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Н.М. Кузнецова (Кузнецовой) на проспекте Мира, № 43 (1894–1896) Неподалеку от собственного особняка Кузнецов решает построить дом для семьи старшего сына, Николая, и приглашает для этого того же Шехтеля. Вот так особняк в готическом стиле по адресу 1-я Мещанская, № 43

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Шехтеля на Большой Садовой улице, № 4, стр. 1, 2 (1909) На примере этого особняка, построенного Шехтелем для своей семьи, четко прослеживается трансформация стилевых пристрастий архитектора, который уже уходит от модерна в сторону неоклассицизма.Здание, фасад

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905) По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П.

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Аресты в малом Лёвшинском переулке «Я и тов. Лацис… осмотрели Иверскую больницу и установили, что в ней действительно находится много подозрительного элемента, - вспоминал в 1924 году Яков Петерс. - Мы установили наблюдение за Ивановым и выяснили, что этот Иванов

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа в Матянином переулке Современный адрес - Батайский пер., 6–8/Дойников пер., 11.Еще одна школа, построенная по проекту А. Лишневского в 1936 году, находится на углу Матянина переулка (назван по домовладельцу, переименован в 1952 г. в память боев при городе Батайске) и

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Арест в Левшинском переулке В середине мая 1918 года одной из сестер милосер­дия Покровской общины было сделано заявление командиру ла­тышского стрелкового полка в Кремле, что в ближайшие дни в Москве ожидается восстание и особенно жестоко будут рас­правляться с

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сквер в Брюсовом переулке Чтобы не прерывать экскурсию, мы по дороге осмотрим несколько мест, которые тоже вписываются в ее тему, правда, косвенно. Тем не менее мне будет приятно, если кому-то увиденное по пути напомнит эпизоды из полюбившихся книг.Сворачиваем с Моховой

Из книги Крушение антисоветского подполья в СССР. Том 1 автора Голинков Давид Львович

5. Взрыв в Леонтьевском переулке 25 сентября 1919 г. в помещении Московского комитета РКП (б) в Леонтьевском переулке собралось около 100–120 ответственных работников большевистской партии, лекторов и агитаторов. Сюда должен был приехать и В. И. Ленин. Обсуждался вопрос о

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Взрыв в Леонтьевском переулке автора Алданов Марк Александрович

ВЗРЫВ В ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Федор Шехтель - один из самых известных российских архитекторов. Среди его творений - особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ и Ярославского вокзала, которые стали символом Серебряного века и образцами стиля модерн.

Федор Шехтель, фото 1890-х годов

Рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина.

Федор (настоящее имя Франц-Альберт) Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова , куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов - брат Антона Чехова . Из училища Шехтеля вскоре отчисляют за прогулы, но это не мешает блестящей реализации молодого человека.

Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж» , который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры.

В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы , Кузнецовы , Локаловы и другие.

Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению. После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну.

Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926…

Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры.

Особняк в Ермолаевском переулке

Ермолаевский пер., 28, с. 1

Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом зодчего. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Все помещения особняка выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — этот прием будет повторен в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.

Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.

«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», - иронично оценивал зодчий свой труд в письме к Антону Чехову. И, действительно, при пристальном взгляде на дом можно увидеть и средневековый английский замок, и русскую избу.

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, 6/2 с. 5

Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны. Искусствоведы усматривают символизм в каждом из этажей дома: первый - подводное царство, второй - мир воздуха и света, молельня - высшее духовное пространство. Заказчик дома Степан Рябушинский был представителем богатого рода старообрядцев, коллекционером древних икон. В момент постройки здания старообрядчество было запрещено, и молельня проектировалась как тайная комната. Если смотреть с улицы, ни за что не догадаешься, что она там есть. С 1931 по 1936 годы в особняке жил Максим Горький, сегодня здесь находится дом-музей писателя.

Особняк Рябушинского

Особняк Дерожинской

Кропоткинский пер., 13 с. 1

Первый муж заказчицы этого дома Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской. Роскошный особняк для Дерожинской Шехтель строит в 1901-1903 годах. Дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды - классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и ручки дверей (кстати, входная была в виде черного паука). Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.

Особняк Дерожинской

Ярославский вокзал

Комсомольской пл., 5

Ярославский вокзал назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице - Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. В 1898 - 1899 годах железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Тогда началась очередная его перестройка, к которой был приглашен архитектор Федор Шехтель. Зодчий пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, применяя современные строительные материалы. Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный архитектором в индивидуальной манере.

Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, - здание выглядит как сказочный замок.

Ярославский вокзал в начале XX века

Особняк Морозовой

Спиридоновка, 17

Федор Шехтель был знаком практически со всеми представителями рода Морозовых, но настоящая дружба связывала его с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. По заказу купца Шехтель строит особняк на Спиридоновке, ставший одним из лучших его произведений. Савва Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию. Шехтель, тогда еще не бывший в звании архитектора, выполнил задачу безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. В строительстве «замка» он использовал архитектурные новации. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.

Особняк на Спиридоновке

Ольга Ваганова/АиФ

Фарфоровый дом

Мясницкая ул., 8/2

В 1898 году фарфоровый магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «Товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В этом магазине выставлялись фарфоровые изделия, которые выпускались на всех многочисленных кузнецовских фабриках. Посуду на любой вкус здесь могли купить и крестьяне, и мещане, и купцы, и аристократы. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека. Фасад дома украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения. После революции сюда въехал синдикат силикатной промышленности, а после войны войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.

Дом фарфора

Здание МХТ

Камергерский пер. , 3

В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструирует здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров. Летящая над волнами чайка — образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, — до сих пор остается символом МХТ. Знаменитую крутящуюся сцену зодчий конструировал вместе с Морозовым, который не гнушался никакой работы и принимал участие непосредственно в ее установке. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской пьесы «Мещане».

Если в районе Триумфальной площади вы покинете суету Садового кольца и немного углубитесь в спокойствие московских переулков, то на углу Ермолаевского и Трехпрудного вам неожиданно откроется небольшой особняк, больше всего напоминающий средневековый готический замок. Сейчас там находится посольство Уругвая. Этот дом построил для своей семьи в 1896 году замечательный русский архитектор (немецкого происхождения) Федор Осипович Шехтель, один из самых известных в России мастеров стиля модерн. К этому времени ему исполнилось 36 лет. После завершения строительства особняка Морозовых на Спиридоновке (1893 год) он был уже известен и популярен. Гонорар, полученный Шехтелем за этот готический дворец, позволил архитектору приступить к постройке своего нового жилища.



Как отмечают Д.О.Швидковский и Е.А.Шорбан в своей книге "Особняки Москвы", именно собственный дом лучше всего может рассказать о творческой индивидуальности архитектора. Конечно, речь идет о конкретном временном промежутке творческой жизни мастера. И дом этот всей своей душой и содержанием очень хорошо показывает начало перехода Шехтеля в своем творчестве от готики к модерну. Готика очень сильна как в архитектуре особняка, так и в оформлении его интерьеров, но уже во многом здесь зарождаются, пробиваются ростки нового стиля.

Известный исследователь творчества архитектора, его биограф Е.И.Кириченко, считает, что готика в русском искусстве своим возникновением обязана именно Шехтелю. Она соответствовала духу того времени, романтизму. Как в свое время Возрождение "открыло" античность, так XIX век "открыл" средневековое искусство, чьи формы и принципы стали средством преодоления старой архитектурной системы и зарождения новой. Но со временем Шехтель переосмысливает использование "старых, средневековых" архитектурных форм, упрощает их, пластически перерисовывает, добавляя плавность линиями, все больше используя идеи символизма, и приходит в начале XX века к новому звучанию архитектуры - стилю модерн. Начальные ноты этого перехода мы и будем наблюдать в архитектуре и интерьерах дома в Ермолаевском переулке.

Сам Федор Осипович с юмором писал Антону Чехову о своем доме: "…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу". Внешняя пластика дома обусловлена, с одной стороны, сложной формой участка, а с другой стороны, она характерна для готики (архитектурное решение фасадов), а затем и модерна (компоновка различных по размеру, форме и высоте объемов здания). Композиция особняка динамична, у нее нет одного ярко выраженного фасада, дом одинаково живописно смотрится со всех сторон. Вид его непрерывно меняется в зависимости от угла зрения - стены то подступают, то отходят, башни поворачиваются в неожиданных ракурсах - создается впечатление движущегося живого организма.

Основным, доминирующим элементом фасада, выходящего в Ермолаевский переулок, является башня с высоким щипцом и фронтоном, с классическим перпендикулярным окном кабинета, характерным для английской готики XV века. Плоскость стен не имеет пышности готической отделки, как в особняке Морозовых на Спиридоновке. В этом упрощении декора как раз уже видно влияние нового стиля. В отделке стен фактура кирпича (его имитирует светло-коричневая керамическая плитка) чередуется с оштукатуренной поверхностью. Две островерхие башни по углам фасада отступают вглубь территории: в левой, круглой, - "черная" лестница, в правой, имеющей шестиугольную форму - парадный вход в особняк.

Внешняя архитектура дома и его внутренняя планировка очень ярко иллюстрируют совершенно новый принцип построения жилых зданий, характерный для всего творчества Шехтеля, - проектирование "изнутри наружу", когда архитектор вначале строит планировку помещений внутри дома, а затем проектирует фасады. Центр тяжести переносится внутрь здания.

Обращает на себя внимание ограда дома - это уже несомненная дань модерну - кованная решетка с растительным орнаментом из извивающихся побегов.

Над главным входом - роскошное мозаичное панно, выполненное в мастерской В.А.Фролова по эскизу Шехтеля. На нем - три времени жизни ириса, цветка модерна, - рождение, расцвет, увядание, и три символа - латинская буква S - начальная буква фамилии архитектора в латинском написании и число 96 - год постройки дома. Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую же букву N - начальную букву имени жены Федора Осиповича, Натальи (ее отец, увлекавшийся искусством и коллекционированием, был близким приятелем П. М. Третьякова). Таким образом, уже перед входом в дом мы видим символику семьи архитектора.

До нашего времени дом Шехтеля сохранился почти в неизменном виде. Доминирующим элементом фасада является угловая многогранная башня, верхнюю часть которой завершает глухой парапет смотровой площадки, отделенный от общего массива башни профилированным карнизом. В башне расположен парадный вход, декорированный консольным порталом. В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую.

Далее по Ермолаевскому, отступая вглубь территории, расположена еще одна круглая в плане, островерхая башня, в которой размещается «черная» лестница. Въездные ворота ограничены двумя пилонами с двускатными навершиями.

Сегодня в особняке находится резиденция посла Республики Уругвая. Отношения между нашими странами завязались в 19 веке. Неоднократно связи эти нарушались и вновь восстанавливались. А с 1950-х годов главы дипломатических миссий Уругвая, а затем и послы стали жить в особняке, построенном для себя архитектором Францем Шехтелем.

Черезвычайный и полномочный посол республики Уругвай Альберто Фахардо Клаппенбах и его супруга мария Тереса поселились здесь в 2001 году. Несмотря на изменение обстановки, новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера. "Это дом,в котором приятно жить, - замечает посол. Все комнаты разные. Каждая-отдельная вселенная, но в целом это очень гармоничный мир." Господин Клаппенбах прекрасно знает историю дома и с удовольствием показывает его гостям.

Двухэтажная хозяйственная постройка с подвалом, построенная Шехтелем одновременно с домом, облицована, как и фасады, керамической плиткой коричневатых оттенков. Скошенный угол декорирован композицией из полихромной плитки в виде круга с изображением геральдического символа, изображающего рычащего льва.

Интерьер у Шехтеля достигает и даже превосходит значимость внешней архитектуры. Внутренняя планировка дома логична и тщательно продумана, это всегда результат заботы о комфорте и удобстве жилья, учета особенностей быта обитателей дома, для кого бы Шехтель не строил. Свой собственный дом архитектора подтверждает это правило - он является обителью уюта и благополучия. Внутри господствует спокойная, изысканная, соразмерная человеку красота. Благодаря стараниям бывших и нынешних обитателей особняка, интерьеры сохранены практически полностью в том виде, в каком они были созданы Шехтелем.

Войдем в дом. Небольшая прихожая в башне с парадным входом сохранена полностью - и вешалка для одежды, и пол, выложенный метлахской плиткой, и витраж в окне под потолком… В верхней части витража - два круглых медальона с изображениями мужчины и женщины, стилизованные под средневековье. И звучит вопрос - а может быть, это портреты хозяев дома - Натальи и Федора Шехтелей? Ответа нет, но эта красивая версия сразу настраивает гостей на романтический лад.

Вестибюль, в который через несколько ступеней и стрельчатую арку "перетекает" прихожая, оформлен деревянными панелями. Очень красива рама большого зеркала, напоминающая зубчатые стены средневековой крепости, но не создающая ощущения массивности. И здесь, и в прихожей мы видим пересекающиеся балки потолка - дань готике. В помещениях первого этажа сохранились массивные филенчатые двустворчатые и одностворчатые двери с оригинальными латунными ручками, первоначальный паркет.

Малая гостиная с камином, в которой у Шехтеля был кабинет, наиболее оригинальная, пышно отделанная комната. Главный элемент кабинета - огромный белый камин из Родосского мрамора, который не утратил своего назначения и используется по сей день.Он украшен сложной лепниной, в которой переплетаются ленты, фрукты и сказочные существа - сфинксы, грифоны и химера - будто духи, населяющие особняк.

Слева от камина деревянная винтовая лестница ведет на галерею, деревянная балюстрада которой красивым тяжелым орнаментом ложится на камин, на галерее находилась библиотека архитектора. Напротив - во всю стену огромное окно, то самое, перпендикулярное, из английской готики. Верхняя часть его украшена витражом, состоящим из трех частей с изображениями средневековых сюжетов - рыцарей и их прекрасных дам.

Потолок разделен на квадраты мощными деревянными балками, в центре - чудесная люстра, выполненная по эскизам Шехтеля, со сказочными то ли петушками, то ли дракончиками. Рядом с большим окном - маленькое окошко, прорезающее толщу стены на манер бойницы. Назначение его - дополнительный свет для работы мастера.

Все что вы видите в комнатах, привезено из Уругвая. Это мебель из дома посла. Господин Клаппенбах изучал право и экономику в Уругвае, США и Англии. Он молод и остроумен,увлекается историей и архитектурой. "Этот дом построен и оформлен знаменитым Шехтелем.Меня интересует его судьба, и я хочу больше знать о его творчестве," - признается он. Посол рассказывает о современной жизни особняка. В бывшей мастерской архитектора, где по меньшей мере восемь углов,ныне столовая.Кабинет бывшего хозяина теперь музыкальная гостинная. Иногда камерный ансамбль занимает место на деревянной галерее, и треск поленьев в пылающем камине служит естественным дополнением к струнной музыке.

Притягивают и манят своей глубиной витражи, вставленные в створки встроенного шкафа справа от камина. Необыкновенно изысканный геометризированный растительный рисунок (чувствуем модерн) подобен вдруг увеличившимся в размерах ювелирным украшениям старых мастеров.

В гостиной-кабинете царит атмосфера романтики средневековья, здесь хочется задвинуть шторы, зажечь камин и, уютно устроившись в кресле, читать захватывающие романы Вальтера Скотта…

Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается анфилада комнат первого этажа - они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином, столовая и опять гостиная.

Шехтель верен новому принципу объединения пространства при построении интерьера - центрическому. Великолепная резная парадная лестница темного дерева начинается с величественного фонаря-башни, украшенного волнообразными линиями - каннелюрами. Многогранный фонарь и ломанная спираль пролетов лестницы - это центральная ось интерьера.

Гостиная - самое большое помещение в доме - разделена аркой на две части. Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки, но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин (в их числе были «Садко» Врубеля, «Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха). Необычное украшение гостиной - кованая решетка со стилизованным изображением масок таинственных персонажей, похожих на сатиров. При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы дома. Сейчас занавеса нет.

Официальные приемы происходят в большой гостинной, которая для семьи Шехтеля была и столовой. Кто только здесь не бывал: Антон Чехов, Константин Коровин, Леонид Собинов, Исаак Левитан, Михаил Врубель, не говоря уж о влиятельных заказчиках...

Смежная с кабинетом столовая, примечательная своей неправильной многоугольной формой, оформлена лишь скромной лепной розеткой на потолке. В этой комнате у Шехтеля была мастерская, а в верхнем этаже дома располагались спальные комнаты. Там и сейчас спальные комнаты.

В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом на Большой Садовой, откуда семь лет спустя был выселен пришедшими к власти большевиками. Архитектор скитался по коммунальным квартирам, тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать. «Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам - и остался нищим. Глупо, но я чист», - писал он книгоиздателю Сытину. В 1926 году Шехтель скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище…

Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» - эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке.

Источники информации:

Д.О.Швидковский, Е.А.Шорбан. Особняки Москвы. Москва, 1997 год.
Е.И.Кириченко. Ф.О.Шехтель. 1973 год.
А.Минкин. Шехтель + эпоха = модерн. Журнал "Наследие", №28 от 13 июля 1999 года.
О.Торчинский. Мастер строил для себя. Журнал "Дипломат", декабрь, 2003 года.
О.М.Леплинская. Историко-архитектурное обследование владения 28, Ермолаевский пер. ГУОП. Москва, 1993 год.
Журнал Salon.ru

Фотографии мои, сделанные в День музеев в мае 2012г.

  • Адрес: Большая Садовая ул., 4c1.
  • Ближайшее метро: "Маяковская".

К своему дому в Ермолаевском переулке архитектор Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову, с которым состоял в приятельских отношениях, выразился так: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Однако отнюдь не смешными были обстоятельства, вследствие которых возник этот особняк.

Дом Ф. О. Шехтеля. Фото конца 1890-х годов

В 1890-х годах Франц Осипович с семьёй проживал на Петербургском шоссе в небольшом симпатичном доме, построенном по собственному проекту. Семья была по тогдашним меркам небольшая - жена Наталия Тимофеевна с матерью и трое детей: Катя, Боря и Лёва. Екатерина Францевна Жегина приходилась Шехтелю одновременно и тёщей, и кузиной. Собственно, он и вырос в доме Жегиных, восьми лет от роду потеряв отца. Муж Екатерины Францевны, саратовский купец Тимофей Жегин, принял на себя заботы о многочисленной родне супруги: подросших девочек обеспечил приданным, а вдове составил протекцию и устроил на должность домоправительницы в семью своих друзей Третьяковых и после её отъезда в Москву взял маленького Франца в дом и вырастил как приёмного сына. Так что кузина заменила мальчику мать, а её дочь стала впоследствии его женой.

Овдовев, Екатерина Францевна перебралась из Саратова в Москву к дочери и зятю. Она проживала в отдельном флигеле (чтобы и рядом, и всё-таки отдельно), помогая в воспитании детей. Но в 1893 году она скончалась, а в мае 1896-го смерть посетила дом Шехтелей ещё раз, забрав старшего из сыновей, семилетнего Борю. Возникла острая необходимость сменить обстановку, ведь в стенах старого дома буквально всё напоминало об утратах, и жить там стало невмоготу, особенно для Наталии Тимофеевны, которая вновь ждала ребёнка. Франц Осипович продал дом, и весь год, пока строился новый, семья провела на съёмной квартире.

Но даже перевернув страницу и начав с чистого листа, архитектор не мог отрешиться от мыслей о жизни и смерти. Правда, они приняли направление не трагическое, а философское. Свой новый дом Шехтель украсил мозаичным панно с изображением лиловых ирисов. Три цветка - распускающийся, расцветший и увядающий, - замерли над главным входом, символизируя три периода жизни, а точнее, бесконечный её круговорот.


Парадный вход. Фото Маргариты Фединой

Облик здания, напоминающего замок, абсолютно не типичен для Москвы. Массивные стены из тёмного - как бы сильно обожженного - кирпича с элементами кладки из белого песчаника; окна, кажущиеся узкими в сравнении с большим окном главного зала; мощная восьмигранная башня с главным входом и вторая, увенчанная острым коническим шатром… Практически все эти черты относятся к романскому стилю, господствовавшему в X-XII веках в Западной Европе и слегка затронувшему некоторые страны Восточной Европы, но только не Русь с её традиционным деревянным зодчеством.

Почему здание получилось именно таким, объяснить можно, если знать, что в архитектуре последней четверти XIX века моду задавал историзм, проявлявшийся в различных вариантах - от русско-византийского стиля до завезённой из Британии неоготики. Попробовать себя в этих направлениях Шехтель уже успел и, всегда пребывая в поиске чего-то нового, он обратил внимание на работы американского архитектора Генри Гобсона Ричардсона, возрождавшего неороманский стиль, Romanesque revival. Построенные американцем общественные здания унаследовали лаконичную монументальность и рациональность композиции от средневековых монастырей и замков.

Планировка замка в целом проста: ближе к центру располагается главная башня (донжон), а вокруг неё группируются остальные строения, обычно представляющие собой простые геометрические формы - кубы, призмы, цилиндры. Если взять данный принцип за основу, получится, что дом можно проектировать «изнутри наружу»: скомпоновать внутренние объемы в соответствии с функциональным назначением каждого из них, а потом для получившейся конструкции создать фасады. Шехтель так и поступил, в 1896 году предугадав те изменения, которые произойдут в архитектуре уже совсем скоро, в период модерна. Кованая решётка ограды, мозаика над входной дверью - тоже приметы стиля, ярчайшим представителем которого в России предстояло стать Францу Осиповичу Шехтелю.

Ф. О. Шехтель в своём доме в Ермолаевском переулке. Фото конца 1890-х годов из семейного архива К. С. Лазаревой-Станищевой

Дом, построенный архитектором для самого себя, всегда представляет особый интерес. Не потому, разумеется, что «для себя любимого» делается лучше, чем для клиента. Но ведь обычно архитектурный объект возникает в результате взаимодействия заказчика и зодчего, интересы и вкусы которых совпадать не обязаны. А вот в тех редких случаях, когда эти две ипостаси соединяются в одном человеке, множество ограничивающих факторов исчезает, и тогда может возникнуть нечто качественно новое. Таких домов (построенных для себя Л. Кекушевым, С. Соловьёвым, М. Лопыревским, А. Кузнецовым и др.) в Москве осталось несколько, но только особняку Шехтеля в Ермолаевским переулке повезло сохраниться до наших дней в почти неизменном виде. Это особенно важно, поскольку здесь мы имеем творение признанного мастера интерьера. Продуманность планировок и гармоничность отделки создают ощущение комфорта и благополучия, а выполненные по эскизам Шехтеля элементы декора превращают дом в уникальное произведение.

Люстра и витражи, изготовленные по эскизам Ф. Шехтеля

В конце XIX - начале ХХ века, когда строительные работы выполнялись в основном вручную, а фурнитура и отделочные материалы производились на маленьких предприятиях небольшими партиями, стоимость изделий серийных и выполненных на заказ различалась не принципиально - во всяком случае, не в разы. Поэтому заказать для своего жилища оригинальные дверные ручки или, допустим, плитку для пола мог любой человек, способный эскизы для них оплатить либо выполнить собственноручно. Первое было не каждому по карману, второе предполагало наличие таланта, - но не составляло никакой проблемы, если творец и заказчик выступали в одном лице. Для практикующего архитектора, кстати говоря, сделать свой дом неповторимым являлось насущной необходимостью, ведь к нему приходили не только друзья, но и потенциальные клиенты, и в этом случае жилище зодчего воспринималось как часть его портфолио.

А в доме Шехтеля, помимо представителей деловых кругов, бывали Чехов и Сытин, Собинов и Коровин, Левитан и Врубель, а также и другие люди из мира искусства, способные оценить по достоинству этот маленький архитектурный шедевр.


Интерьер кабинета

Из прихожей, заключённой в восьмигранную башню, гость попадал в небольшой вестибюль. Открыв деревянную резную дверь справа, он мог пройти в гостиную и столовую, а через дверь слева - в предназначенный для деловых переговоров кабинет с камином из радомского песчаника. Над камином с изображениями сфинксов, химер и грифонов - узкая галерея с резными дубовыми перилами. Туда, «на хоры», в замке поднимались бы по узкой винтовой лестнице музыканты со своими свирелями и лютнями, а у Шехтеля там, скорее всего, располагалась библиотека, он ведь выписывал много специальной литературы. Как человек, вынужденный в молодости прервать учёбу ради необходимости зарабатывать на хлеб насущный, Франц Осипович и в зрелые годы не считал своё образование оконченным. Пришло признание современников и уважение коллег, на стенах этого дома висели работы Врубеля и Рериха, Сомова и Сарьяна, подаренные авторами, - а Шехтель продолжал работать не только над заказами, но и над собой. А над заказчиками работал пленительный интерьер этого кабинета: витражи с фигурами дам и рыцарей рассылали по стенам цветные блики, литая люстра с бронзовыми дракончиками гипнотизировала глядевших на неё, камин потрескивал горящими поленьями, и колебались тени на расчерченном дубовыми балками потолке…

Если требовалось обсудить какие-то конкретные вопросы, планировочные решения и тому подобное, хозяин мог пригласить гостя в соседнюю комнату, где располагалась мастерская архитектора - помещение неправильной формы, с семью углами, не украшенное ничем, кроме небольшой лепной розетки на потолке, но с большими окнами на восток, чтобы света было вволю.

Гостиная

Окна противоположной стороны особняка смотрят во двор. Эти помещения - гостиная и столовая - предназначены не для работы и официальных встреч, а для повседневной жизни. Собственно, это даже не два помещения, а одно, с широкой аркой между ними, скорее соединяющей, нежели разделяющей. Оно практически лишено декора (даже потолочные балки оштукатурены в цвет потолка), но выглядит торжественно и даже внушительно.

Однако самое сильное впечатление производит главная лестница, ведущая на второй этаж, в жилые комнаты. Размещённая в самой сердцевине здания, она являет собой центральную ось архитектурной композиции. Анфилада замкнутых в кольцо помещений первого этажа красуется на ней, словно ожерелье на шее красавицы. Подобно хорошо рассчитанному сценическому эффекту, она поражает. Шехтель с его буквально растворённой в крови театральностью даже скрыл её занавесом. Помещение открывалось взорам гостей, если раздвигались гардины, закреплённые под кованой решеткой с изображением стилизованных голов, похожих на сатиров.

Казалось бы, что особенного в резной дубовой лестнице? Ломаную спираль её пролетов освещает многогранный светильник. Под лестничной площадкой - неприметная дверца с горизонтальной нишей, за которой скрыт подъёмник для доставки из кухни блюд, подаваемых к столу. Вроде бы ничего необычного. А всё же есть что-то неуловимое, чем эта комната вас цепляет. Быть может, этот осветительный прибор, похожий на волшебный фонарь или на излучающий таинственное сияние сказочный домик. Или эти каннелюры - проточенные в массивной деревянной колонне витые дорожки, - ещё не модерн, но уже некое предвосхищение нового, зарождающегося стиля.

Лестничный холл

В этом доме прошли 14 самых плодотворных лет жизни зодчего. Здесь появилась на свет его младшая дочь Вера, а сын Лёва начал рисовать. То ли в честь него, то ли символизируя собственный знак зодиака, майоликовым изображением рычащего льва Шехтель украсил небольшую хозяйственную пристройку, возведённую в глубине участка в 1904 году. Но выросшие дети унаследовали отцовскую тягу к творчеству. У Льва и Веры энергия и амбиции били через край. Оба поступили в Училище живописи, ваяния и зодчества (то самое, которое не довелось закончить их отцу). Чтобы заниматься рисованием, им требовались помещения, да и сам Франц Осипович привык к тому, что его мастерская расположена дома, тем более что зачастую работал он по 20 часов в сутки.

Осознав, что пришло время обзаводиться новым жилищем, Шехтель построил другой дом неподалёку от этого, и в 1910 году семья перебралась на Большую Садовую, а особняк в Ермолаевском приобрела почетная гражданка Е. Я. Дунаева. После революции 1917 года в здании проживал один из соратников Сталина, товарищ Бубнов (пока его не расстреляли), потом функционировали различные советские учреждения, а с 1944 года особняк передали в ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел, и вскоре в доме разместилось посольство республики Уругвай.

Резиденция посла Республики Уругвай

Дипломаты из Латинской Америки высоко ценят предоставленное им здание и относятся к нему бережно. Интерьеры находятся в прекрасном состоянии, хотя целых 15 лет особняк служил одновременно и резиденцией, и посольством. В 2008 году посольство получило отдельный офис, и с того времени дом используется в качестве личной резиденции посла Уругвая в Российской Федерации. Эту должность в настоящее время исполняет господин Анибаль Кабраль Сегалерба. В бывшей гостиной семьи Шехтелей проводятся официальные приёмы, а в украшенном витражами кабинете - камерные музыкальные вечера.

Поскольку особняк имеет статус памятника истории и культуры федерального значения, он бывает открыт для обычных посетителей, но всего лишь несколько дней в году - в Дни культурного наследия и в День Музеев. Но этой весной попасть туда вряд ли у кого-то получится: аккредитованные в Москве дипломаты не склонны принимать гостей, поскольку внешняя политика России у большинства западных стран не встречает одобрения. Ну, ничего - «всё проходит, пройдёт и это».



Огромное спасибо Маргарите Фединой за предоставленные для моего «ПутеБродителя» фотографии.
Кстати, Маргариту легко найти в Facebook, где она часто выкладывает свои фото различных памятников архитектуры (в том числе интерьеров, которые мало кому удалось увидеть).